Развитие ребенка и здоровьесберегающая деятельность в образовании
Тарасова Ольга Семеновна, методист по начальному образованию МКУ «Управление образования» Нурлатского муниципального района Республики Татарстан
Развитие ребенка и здоровье сберегающая
деятельность в образовании.
Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся является актуальной, востребованной и масштабно реализуемой в системе образования. Основная миссия школы – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья учащихся? Ведь их здоровье находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха и условий семейного воспитания. Мы, в своей деятельности руководствуемся определением понятия Здоровья, как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Вопросы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения, пропаганды здорового образа жизни сегодня крайне актуальны и требуют формирования новых технологий и подходов. Но какие бы методы учитель не применял и сколько бы, не принуждал к учению, результата добиться, можно только решая проблему комплексно, через развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.
Ученик
Педагог родитель
Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность. Работа в данном направлении в целом ложится на плечи педагогов.
Именно успешность в учении является условием благополучного самочувствия ребенка в школе, а это достигается путем обеспечения каждому возможности развиваться соответственно своим индивидуальным особенностям. Например, дошкольные образовательные учреждения превращаются в предшколы, где вместо развития духовного, физического, интеллектуального, сажают детей за парты и учат читать, писать, решать. Ведь поддержание и управление физическим здоровьем детей напрямую связано с их двигательной активностью, которой мы их лишаем. В связи с этим стоит задача сохранить здоровье ребенка в условиях интенсивного предметного обучения, нормировать учебную нагрузку и другие виды деятельности в соответствии с возрастными особенностями детского организма.
Педагоги начальной школы давно замечают, что с каждым годом уровень здоровья поступающих в 1 класс детей становится все ниже, а это значит, что снижаются и потенциальные возможности их успешного обучения. Ведь за последние 5 лет резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет. Причиной резкого снижения уровня здоровья дошкольного и младшего школьного возраста является:
— падение уровня жизни, неблагоприятная экологическая обстановка в России
-ухудшение состояние здоровья матерей
— стрессы
-дефицит двигательной активности
— массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
— неполноценное питание
Сотрудники школы могут использовать оценку эффективности внедрения образовательных технологий по сбережению здоровья в работу школы через:
- результаты проведения мониторинга здоровья учащихся
- желание учащихся посещать школу
- объем дневной учебной нагрузки на учащихся
- наличие или отсутствие в школе курящих
- содержание уроков физкультуры и эмоциональная атмосфера от них
- Активность и заинтересованность школьников в участии в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья
- Отношение к школе родителей учащихся.
Преподаватели, учителя не врачи, они не могут заниматься оздоровлением детей, они должны обучать, развивать, воспитывать. На мой взгляд, надо ввести в стимулирующую часть заработной платы педагогов надбавки за формирование у школьников навыков здорового образа жизни.Необходимо уделять внимание проблеме питания школьников. Сюда входит рациональная организация работы школьной столовой, ассортимент товаров в школьном буфете, наличие горячего питания, обеспечение школы питьевой водой. Существует масса объективных причин, когда система образования не может справиться только своими силами.
Например, во многих школах туалеты расположены на улице, нет спортзалов, санитарно-гигиенический и тепловой режимы не соответствуют требованиям. Не может школа сама решить данные проблемы без помощи. Для ведения оздоровительной работы в школе нет условий и прежде всего квалифицированных работников. В учебные планы образовательных учреждений вводятся дополнительные часы по физической культуре. Однако простое увеличение часов без совершенствования материальной базы, кадрового, учебно-методического обеспечения не дадут значительных результатов. Во всех школах и детских садах в обязательном порядке должна формироваться не только здоровьесберегающая, но и здоровьеформирующая сфера. Здоровье сберегающие технологии являются ставной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Разрушительные последствия для здоровья подрастающего поколения несут такие факторы как наркотики, алкоголь, никотин и их пропаганда, неразумное сексуальное поведение, криминальное поведение. В последние несколько лет проблеме вредных привычек и зависимостей учащихся посвящается все больше и больше работ. Возрастает число детей, подростков, молодежи, употребляющих психоактивные вещества. Воспитательный аспект является здесь самым важным. Именно от них зависит формирование в школе среды, противодействующей распространению курения, наркотиков, употребления алкоголя. Если наука и практика, все ведомства и общественные организации будут вместе решать проблемы здоровья в системе образования, то успех будет гарантирован.
Источник
Здоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе
Захарова Виктория Родионовна, учитель физической культуры
МБОУ СОШ №19
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит на первом месте. Здоровье человека – это полное физическое, психическое и социальное благополучие при отсутствии заболевания. Такое благополучие обеспечивается комплексом внешних и внутренних факторов.
Здоровьесберегающая деятельность школы включает следующие формы и виды деятельности:
обеспечение проведения профилактических оздоровительных и медицинских мероприятий;
организация учебно-воспитательного процесса с учетом психологического и физиологического воздействия на организм учащихся;
соблюдение санитарно-гигиенических норм организации учебной деятельности, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления;
формирование культуры здорового образа жизни и профилактики вредных привычек;
создание благоприятной психологической атмосферы;
организация сбалансированного питания школьников;
создание условий для оптимальной двигательной активности учащихся.
Среди медицинских мероприятий, определяющих состояние здоровья школьников, стоит отметить ежегодный медицинских осмотр, где определяется их функциональное состояние, происходит распределение по группам здоровья. По схеме проводится вакцинация против основных инфекционных заболеваний, а также профилактические мероприятия при вспышках гриппа. Медицинские работники тесно сотрудничают с классными руководителями, учителями физической культуры и психологом школы с целью сохранения и укрепления здоровья детей.
Как известно, школьники большую часть своего времени проводят за учебой и подготовкой домашних заданий, поэтому важно так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы не допустить физической и умственной перегрузки учащихся. Образовательный процесс регламентируется базисным учебным планом, утвержденными программами Министерства образования РФ, адаптированными к особенностям здоровья и психофизического развития ребенка и согласованными с санитарно-гигиеническими службами. Важнейшим условием деятельности педагогов школы стало применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает:
— учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
— учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);
— наличие эмоциональных разрядок на уроках;
— использование физкультурных пауз на уроках.
В режим учебного дня в обязательном порядке включаются зарядки, физкульминутки, физкультпаузы, подвижные перемены, которые позволяют активизировать двигательную активность детей и снять умственное утомление.
Расписание составляется в соответствии с санитарными требованиями, предъявляемыми государственным санитарно-эпидемиологическим надзором.
Дополнительное образование является неотъемлемой частью образовательного процесса и реализуется во второй половине дня.
Кроме задачи гармоничного развития личности оно несет в себе обязательный оздоровительный компонент.
Дополнительное образование обеспечивает развитие творчески активной личности ребенка, способствует раскрытию его способностей, психологически комфортному окружению школьника. Во второй половине дня для всех детей организованы занятия по интересам. Ученики посещают спортивные секции, кружки, участвуют в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы, в организации экскурсий, походов и прогулок.
Психологическое здоровье детей находится под чутким наблюдением психолога, социального педагога, классного руководителя и завуча по воспитательной работе. Их цель — своевременное исследование психологической обстановки среди учащихся, предупреждение социальных конфликтов, решение сложных ситуаций в школьной среде и порой в семье. Ими осуществляется мониторинг психологического состояния школьников, ведется огромная профилактическая работа с учащимися и родителями, организуется контроль за социальными условиями проживания детей и психологической атмосферой в семье. Особенно это важно для нашей школы, так как в ней обучаются и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Им особенно важна психологическая поддержка педагогического коллектива.
Создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни.
В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, поведения на железной дороге, на воде, и т.д. Регулярно проводятся конкурсы, посвященные борьбе с вредными привычками. Индивидуальная работа проводится с учащимися, состоящими на внутришкольном учете: беседы, лекции.
Еще одним аспектом здоровьесберегающей деятельности является организация сбалансированного питания школьников. В рационе школьника должны присутствовать витамины, микроэлементы; калорийность пищи должна соответствовать возрастным особенностям и учитывать физическую активность детей. Питание детей в школе организовано, и они могут получать в столовой горячий завтрак и обед из экологически чистых продуктов. За сбалансированностью и разнообразием блюд следят специалист по питанию и повара. Исключена продажа товаров, содержащих ГМО и консерванты. Почему так важно правильное питание детей в школе? Голодный ребенок просто-напросто не сможет нормально усваивать учебный материал — все его мысли будут только о еде.
Двигательная активность детей является одной из важнейших элементов их роста и развития. Как уже упоминалось, в учебном процессе обязательно присутствуют зарядки, физкультминутки, подвижные перемены. Уроки физической культуры проводятся три раза в неделю. Однако даже этого не достаточно, чтобы удовлетворить полную потребность ребенка в локомоциях. В связи с этим педагогическим коллективом школы прививается культура самостоятельных занятий двигательной активностью, ведется работа спортивных секций и кружков, организуются спортивно-массовые мероприятия и «дни здоровья».
Таким образом, здоровьесберегающая деятельность в школе – это целая система мер сохранения и укрепления здоровья детей, в которой задействованы педагогический коллектив, медицинские работники, родители и, конечно, сам школьник. От их слаженного взаимодействия зависит общий успех столь важного дела.
Список литературы:
1. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса / Под ред. Э.М. Казина.- Кемерово, 2005.
2. Колбанов, В.В., Валеология: Основные понятия, термины и определения / В.В. Колбанов.-СПб.: ДЕАН, 1998. – 232 с.
3. Обреимова, Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков / Н.И. Обреимова.-М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 376 с.
4. Трушкина, Л.Ю. и др. Гигиена и экология человека: Учебное пособие / Л.Ю. Трушкина, А.Г. Трушкин, Л.М. Демьянова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 198 с.
5. Хорунжина, С. И. Питание и здоровье / С. И. Хорунжина, Н. Ю. Шибанова, Л. В. Пермякова. – Кемерово: Инт, 2007.
Источник
Любовь Владимировна Ковалева
Здоровьесберегающие подходы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов.
Социологическое понятие здоровья включает:
— Состояние, противоположное болезни, полноту жизненных проявлений человека;
Состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;
— Естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений;
— Состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности, наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики;
В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:
а) Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, — основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
б)Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, — основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
в) Психическое здоровье – состояние психической сферы, — основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения.
г)Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-
информативной сферы жизнедеятельности, — основу которого определяет система
ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным
здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Таким образом, понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
В педагогической науке понятие «здоровьесбережение» стало использоваться с 90-х годов XX в. и отражало специфику отношений к сохранению здоровья детей через особенности организации учебно-воспитательногопроцесса в различные периоды: «беречь здоровье» – «не обременять» – «забота о здоровье» – «укрепление здоровья» – «охрана здоровья» – «валеология» – «здоровьесбережение».
Под «здоровьесберегающим процессом» понимают специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей дошкольного возраста и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии — это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов и др.).
Основные составляющие этой системы:
— Организация рационального двигательного режима учащихся.
— Непрерывное мониторирование состояния здоровья учащихся и своевременная коррекция возникающих отклонений.
— Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и половых особенностей детей, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
— Создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей.
— Использование многообразных программ по формированию мотиваций и навыков здорового образа жизни.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании — классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.
По характеру деятельности выделяют частные (узкоспециализированные) здоровьесберегающие технологии и комплексные (интегрированные). По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют медицинские (технологии профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации соматического здоровья, санитарно-гигиеническая деятельность, образовательные (информационно-обучающие и воспитательные, социальные (технологии здорового и безопасного образа жизни, профилактитки и коррекции девиантного поведения) и психологические (технологии профилактики и психокоррекции психологических отклонений личностного и интеллектуального характера). К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технология комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие здоровый образ жизни.
Здоровьесберегающие технологии рассматриваются как фактор эффективного образования и как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста, что в наше время является особенно актуальной задачей. Важно отметить, что эффективность образования напрямую зависит от состояния здоровья детей и полноценная реализация здоровьесберегающих программ в образовании — это, прежде всего, совместная, однонаправленная работа медиков, педагогов и родителей.
Для этой цели, наряду с разнообразными лечебно — оздоровительными мероприятиями, направленными на реализацию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, огромное внимание должно уделяться технологиям обучения здоровому образу жизни, воспитанию культуры здоровья. Иными словами, важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно. .
Здоровьесберегающаядеятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:
— Медико-профилактическая технологии
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
Задачи этой деятельности:
— организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
— организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
— организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, принятие кислородного коктейля, щадящий режим в период адаптации и т. д.).
— организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов
— организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Каждый воспитатель планировал физкультурно–оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.
— Физкультурно-оздоровительная технология
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Задачи этой деятельности:
— развитие физических качеств;
— контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
— формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
— воспитание привычки повседневной физической активности;
— оздоровление средствами закаливания. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами — в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр. ;
— Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т. к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.
— Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.
— Технологии валеологического просвещения родителей.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.
— Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Образовательная деятельность предполагает проведение НОД и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте.
Источник