Развитие ребенка и технологии взаимодействия с ним

Развитие ребенка и технологии взаимодействия с ним thumbnail

Елена Моисеева
Педагогические технологии взаимодействия ребенка с детьми и взрослыми

Новой задачей дошкольных учреждений становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у детей дошкольного возраста. Вся жизнь ребенка в ДОУ должна быть направлена на развитие личности дошкольника и его взаимодействия с детьми и взрослыми.

Для этого необходимо изменять технологию образовательного процесса и создать условия для социального развития ребенка. Проблемы социальной жизни,детско-родительских отношений определяются задачами социального развития детей дошкольного возраста:

• Освоение норм и правил взаимодействия детей с взрослым и друг с другом.

• Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе.

• Освоение детьмина начальном уровне социальных ролей: я – член коллектива, я – член семьи, я – мальчик или девочка, я – житель России, я — житель Земли.

• Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта.

Базой развития социальных навыков у ребенка служит развитие у него саморегуляции поведения, как одной из центральных линий развития детей.Механизмами развития саморегуляции поведения детей в ДОУ являются:

• создание развивающей комфортной среды, единого пространства социализации и включение родителей в социально значимую для детей деятельность.

• трансляция всеми участниками образовательного процесса в ДОУ значимых образцов социального поведения;

• регулярное проведение специально организованных мероприятий для развития саморегуляции поведения детей;

• создание эффективной технологии включения родителей в совместную с детьми социально-значимую деятельность;

• разработка технологии создания коллектива единомышленников для овладения новыми методами саморегуляции поведения детей и взрослых в дошкольной организации.

Возникает вопрос: как создать такие ситуации и формы активности, при которых развитие саморегуляции, фундамента социализации, протекало бы в максимально адекватных для дошкольного возраста условиях?

Отсутствие реально работающих технологий социализации, необученность этим технологиям педагогов, непонимание родителями приоритета развития личностных качеств перед обучением существенно замедляют введение ФГОС в практику.

Приблизиться к поэтапному разрешению вышеназванных проблем позволяют авторские современные технологии социализации дошкольника. Одной из таких технологий является технология эффективной социализации детей дошкольного возраста Гришаевой Н. П., направленная на саморегуляцию поведения дошкольника, свободу и выбор, создание в дошкольных организациях единого пространства для социализации, определение наиболее эффективных способов создания команды единомышленников из педагогов и родителей, а так же формирование и внедрение новых методов, систем воспитания и социализации, в том числе, направленных на преемственность дошкольного и начального образования.

Педагогические технологии эффективной социализации дошкольников Гришаевой Н. П. (технология социализации «Клубный час», педагогические технологии социализации «Ситуация месяца», «Проблемная педагогическая ситуация», «Социальная акция», «Ежедневный рефлексивный круг», «Дети – волонтеры», «Волшебный телефон», «Развивающее общение», могут быть использованы как по отдельности, так и все вместе. Большой воспитательный потенциал для формирования взаимоотношений педагогов и дошкольников заложен в совместной практической деятельности, когда обе стороны выступают на равных, а сама деятельность носит творческий характер. Успешность деятельности, срабатываемость ее участников зависят от взаимопонимания взаимодействующих сторон. Взаимопонимание педагогов и воспитанников связано, прежде всего, с объективностью и всесторонностью их информированности друг о друге. Нами используются технологии эффективной социализации дошкольников Гришаевой Н. П., на практике получили положительную оценку.

Современная система образования дает возможность выбирать и организовывать педагогический и воспитательный процесс, используя различные инструменты и элементы информационных и коммуникативных технологий.

Таким образом, представленные технологии социализации ребенка, позволяют эффективно сформировать и развивать у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

Список использованных источников:

Басова С. Н. Использование современных технологий социализации дошкольника – (https://basova-svetlana.jimdo.com)

Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенкав дошкольной образовательной организации: методическое пособие [Текст]: Н. П. Гришаева. – М.: Вентана – Граф, 2015.

Источник

Нафиса Садриева
Взаимодействие детей дошкольного возраста в системе игр

Взаимодействие дошкольников со сверстниками по средствам игровой деятельности

Основной задачей современного дошкольного образования является воспитание взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками, а также способности к продуктивным межличностным отношениям. В процессе жизни в коллективе происходит взаимовлияние детей друг на друга, в ходе которого формируются их самооценка. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматическая картина отношений детей. Дети дошкольного возраста ссорятся, мирятся, помогают друг другу, поэтому все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.

Взаимодействие со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от взаимодействия с взрослыми. Основная черта взаимодействия детей дошкольного возраста в огромном разнообразии коммуникативных умений и чрезвычайно широком их диапазоне. Во взаимодействии со сверстниками можно заметить множество действий и обращений, которые в большинстве своем не встречаются во взаимодействии со взрослыми. Но взрослым необходимо понимать, что дети раннего дошкольного возраста еще не способны к полноценному взаимодействию друг с другом. Детям бывает сложно понять игровой замысел партнера. Но постепенно на протяжении дошкольного детства характер общения детей и способность взаимодействовать со сверстниками постепенно меняется. Именно в младшем дошкольном возрасте становиться первым этапом в обучении дошкольников согласованно действовать в паре. Педагогу необходимо ставить перед собой задачу – научить дошкольников договариваться между собой. Также дети становятся пристрастными в отношении поведения и успешности друг друга.

Рассматривая процесс развития дошкольников в условиях его взаимодействиясо сверстниками хотелось бы отметить один важный аспект: многие отечественные психологи, такие как Т. А. Репина, Е. О. Смирнова, заостряют внимание на таких явлениях,как избирательность детских контактов, а также степень их устойчивости. Известно, что в первые годы жизни ребенка различные формы взаимодействия детей со сверстниками выступают в качестве значимых форм развития их личности. Во второй половине дошкольного детства общество сверстников преобладает особое значение в развитии эмоционально-волевых черт, самооценки и самосознания ребенка. Хотелось бы отметить, что именно к шести годам у дошкольников возникает бескорыстное и непосредственное желание помочь сверстнику. Развитие у дошкольников взаимодействия тесно связано с развитием самосознания детей, а также соотношение предметного и личностного начал меняется на протяжении всего дошкольного девства.

Д. Б. Эльконин высказал предположение, что развитие самосознания детей дошкольного возраста можно рассматривать как внутренние взаимоотношения «Я» и «Не Я». Взаимодействие со сверстниками выступает не только как условие достижения общей цели, но и как сама цель. Во взаимодействии со сверстниками у детей дошкольного возраста проявляется чувство товарищества, умения взаимной поддержки, сопереживание успехов и неудач. Дети способны осознать эффективность совместного взаимодействующей формы организации деятельности и ее построения в своих играх.

Начиная с старшего дошкольного возраста, дети становятся друг для друга более предпочитаемыми и привлекательными во взаимодействии, чем взрослые. В этом возрасте для детей дошкольного возраста важнее всего его собственные действия, а инициатива сверстника отходит на второй план и в большинстве своем не поддерживается им. Такая несогласованность дошкольников часто порождает конфликты между ними. В старшем дошкольном возрасте сотрудничество с детьми носит практический характер, который опять же больше проявляется в форме совместной игровой деятельности дошкольников. Но теперь уже сильно изменяется и сама игра. На смену представлениям с сюжетом и ролями приходят все более условные схемы. Такие игры помогают детям старшего дошкольного возраста осознать свои обязанности, которые выступают в виде всеобщих правил, которые дети имеют перед другими детьми. Игры в которых необходимо соблюдать основные правила, приобретают целенаправленность,создают жесткую необходимость договариваться между собой, выявляют способность дошкольников к деловому сотрудничеству в данной игровой ситуации. Именно в таких играх зарождаются взаимодействия друг с другом, а также складывается устойчивый образ товарищества.

Так говорилось ранее, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. В играх существует общность требований, совместное планирование, а также согласованность действий. Именно в эти моменты осознаются и дифференцируются дошкольниками реальные, игровые отношения. Ведь в процессе игры дошкольники переходят от элементарных и простых сюжетов к самостоятельно придуманных, более сложных охватывающих практически все сферы действительности. В этот период дети дошкольного возраста учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними.

Взаимодействие детей дошкольного возраста с системе игр представляет собой правило содержательную систему которые сдержат действенные, коммуникативные и эмоциональные связи основанные на межличностных и игровых отношениях детей, которые в свою очередь также направлены на совместное решение игровой задачи. При помощи педагогически условий обеспечивается формирование игрового взаимодействия со сверстниками.К основным педагогическим условиям можно отнести: гибкую позицию педагога в игровом сопровождении детей дошкольного возраста; позиция педагога должна быть направлена на трансляцию способов эффективного взаимодействия и стимулирования детского творчества в совместном решении игровых задач; вариативным подбором игр, которые должны отвечать игровым интересам детей дошкольного возраста, а обеспечивает постепенное вовлечение дошкольников в усложняющиеся модели взаимодействия.

Таким образом, развитие детской совместной деятельности является процессом сложным. Игра во взаимодействии детей занимает важное место в жизни дошкольного девства. С самого начала она возникает как совместная деятельность, в которой совпадают и цели и мотивы и для дошкольников очень интересен сам процесс игры. Однако наблюдения показывают,что именно в игровой деятельности ребенок может вести себя вольно, то есть между детьми достаточно быстро может возникнуть игра и также быстро она может распасться. Поэтому очень важно правильно подобрать необходимые занятия по обучению дошкольников взаимодействию со сверстниками в игре.

Используемая литература

1. Белкина, В. Н. Взаимодействие детей со сверстниками: психологический и педагогические аспекты / В. Н. Белкина. –Ярославль: ЯГПУ, 2010

2. Белкина, В. Н. Подготовка студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей со сверстниками / В. Н. Белкина. –Ярославль: Канцлер, 2011

3. Осипенко, Г. Г. «Игра как средство взаимодействие дошкольников со сверстниками», 2011

4. Рыбак, Е. В. ВМЕСТЕ. Программа коммуникативного, творческого социально-личностного развития детей дошкольного возраста и их родителей / под. ред. Е. В. Рыбак. Изд. 2 (попол и перераб) – Архангельск, изд-во «Народная реклама», 2012. – 50с.

Источник

Технология личностно – ориентированного

взаимодействия педагога с детьми.

В последние годы образовательное и воспитательное пространство

стремительно завоёвывает личностно – ориентированное развивающее

обучение и воспитание.

Во – первых динамическое развитие российского общества требует

формирования в человеке, индивидуальности и чтобы он оставался самим

собой в социуме.

Во – вторых современные программы мобильны и раскрепощены,

требуют от педагога применения новых подходов и методов.

В – третьих общество остро нуждается в гуманизации отношений детей и

взрослых.

Дошкольный возраст – это период первоначального склада личности.

Именно в этот период происходит становление основных личностных

качеств. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и

эмоционально – личностная сферы ребёнка. Только отношение в детском

саду к детству как ценному времени жизни делает детей в будущем

полноценными людьми, формирует такие личностные качества, как

самостоятельность, индивидуальность, ответственность, творчество,

коммуникативность, столь необходимые в дальнейшем за пределами

детства.

Основная задача детского сада раскрыть индивидуальность ребёнка,

помочь ей проявиться, устоять к социальным взаимодействиям. Каждый

педагог должен вносить в педагогический процесс что – то новое,

индивидуальное. Педагогическая индивидуальность определяется уровнем

содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в

которых находятся дети, использованием методов и технологий для

образовательной и воспитательной деятельности.

Личностно – ориентированная технология представляют собой

воплощение философии, психологии и педагогики. В центре внимания

педагога стоит уникальная личность ребёнка, стремящаяся к реализации

своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная

сделать выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

В основе технологии лежит объяснение, понимание, взаимопонимание.

Фундаментальная идея стоит в переходе от объяснения к познанию, от

монолога к диалогу, от контроля к развитию и самоконтролю.

При рассмотрении сущности личностно – ориентированного подхода во

взаимодействии педагога с детьми необходимо остановится на ряде понятий,

понимание, которых при осуществлении педагогических действий является

главным инструментом мыследеятельности педагога.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие каждого человека,

осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в

течение жизни.

Личность – личность постоянно изменяющееся системное качество,

проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и

характеризующее социальную сущность человека.

Самоактуализация – стремление человека стать тем, чем он может быть;

полное использование самим человеком талантов, способностей,

возможностей.

Самовыражение – процесс и результат развития, и проявление

индивидом присущих ему качеств и способностей.

Субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой

активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей

деятельности.

Субъектный опыт – опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком

в конкретных условиях семьи, образовательного учреждения. К моменту

поступления в школу ребенок уже является субъектом образовательного

процесса, где он саморазвивается и самореализуется.

Я – концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система

представлений о самом себе, на основе которой он строит свою

жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и

окружающими.

Выбор – осуществление человеком или группой людей возможности

избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для

проявления своей активности.

Педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию

оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем,

связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным

продвижением в обучении, жизненным самоопределением.

Ребёнку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые

слова в характеристике технологии личностно – ориентированного

взаимодействия. Для личностно – ориентированной модели воспитания

характерны способы взаимодействия взрослых и детей:

— признание прав ребёнка;

— сотрудничество;

— сопереживание и поддержка;

— обсуждение.

Задачей воспитателя является оказание каждому ребёнку помощи в

раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы

в поисках новых открытий в построении собственной личности.

Поддержка основана на принципах:

— любить ребёнка;

— создать среду для развития;

— выявить и направить индивидуальные способности на развитие ребёнка, как

личности.

Большое место в процессе уделяется формированию духовных

нравственных представлений и социального приемлемого поведения. Данная

технология направлена на изучение, развитие личностных качеств, их

индивидуальности. В своей работе использую игры для установления

контакта: «Знакомство», «Улыбки», «Комплимент». Для выявления

характерных особенностей воспитанников использую рисуночные тексты:

«Мечты», «Дом», «Дерево», «Человек» и т.д.

Личностно – ориентированная технология предлагает тесное

взаимодействие педагога и ребёнка. Поэтому педагогическая деятельность по

отношению к детям должна включать проявление уважения к личности

каждого ребёнка, доброжелательное отношение к нему:

— обращаться с детьми ласково с улыбкой:

утром при встрече, во время подготовки ко сну, одевании и т.д.;

— стремиться установить доверительное отношение, проявлять внимание к

настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

— поощрять самостоятельность в выполнении режимных моментов,

учитывать индивидуальные особенности (привычки, темперамент);

— чутко реагировать на инициативу в общении, потребность в поддержке;

— слушать детей внимательно, с уважением;

— вежливо и доброжелательно отвечать на вопросы и просьбы, обсуждать

проблемы;

— успокаивать и подбадривать расстроенных детей, стремится помочь в

устранении дискомфорта;

— в течение дня обращаться не только с группой детей в целом, но и с каждым

ребёнком индивидуально.

Замысел личностно – ориентированного взаимодействия это создание

педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса

на развитие индивидуальности ребенка, актуализация субъектного опыта

детей; оказание им помощи в поиске и обретении своего индивидуального

стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных

познавательных процессов и интересов.

Важно признать, что основной формой взаимодействия детей

дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность,

которая с позиций личностно – ориентированного взаимодействия не может

не быть партнёрской. Дошкольный возраст связан с потребностью ребёнка в

доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны

взрослого, в сотрудничестве с ним.

Ведь именно взгляд на ребёнка как на партнёра, уважение и принятие

личности ребёнка как на партнёра, сотрудничество с ним, обеспечение

чувства защищенности, опора на его интересы, формирование базиса

личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка – все это

существенные компоненты личностно – ориентированного взаимодействия.

В процессе личностно – ориентированного взаимодействия ребёнку

предоставляется право выбора. Предлагается ребёнку совершить осознанный

выбор, педагог помогает ему формировать свою неповторимость.

Ситуация выбора при правильном построении позволяет поставить

ребенка в позицию субъекта деятельности, оказывает влияние на развитие

его личностных качеств (активности, индивидуальности, самостоятельности).

Отличительные особенности деятельности – это творческое начало,

импровизированный характер занятия, игровой стиль поведения всех

участников, включая педагога отсутствие критики результата творческого

труда; партнёрские взаимоотношения педагога и ребенка; атмосфера

эмоционального подъема.

Находясь рядом с детьми, надо создавать условия для формирования

положительных взаимоотношений со сверстниками. Привлекать внимание к

эмоциональным состояниям друг друга. При организации совместных

подвижных, предметных игр помогать координировать свои действия,

учитывать желания друг друга. Стремиться разрешить конфликты между

детьми в мягкой форме, без окриков, путем перевода внимания на другие

виды деятельности.

Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный

способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к

активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть,

способствовать его дальнейшему развитию.

Одной из технологий, направленных на личностное развитие ребенка его

неповторимой индивидуальности, является педагогическая технология

целостного развития ребенка – дошкольника как субъекта специфических

детских видов деятельности.

Технология целостного развития ребенка включает в себя:

— Конструирование единого процесса социализации.

— Инициирование совместно с родителями активности ребенка.

— Построение субъект – субъективного взаимодействия педагога с

детьми.

— Педагогическая диагностика.

— Осуществление – индивидуально – дифференцированного подхода.

— Творческое конструирование образовательных ситуаций.

— Способ позитивного воздействия.

— Создание комфортных условий.

— Представление ребенку свободы выбора.

— Сотрудничество педагога с родителями.

— Организация материальной развивающей среды.

— Интеграция образовательного содержания программы.

Личностно – ориентированная педагогика предъявляет особые требования к

личности воспитателя. Важнейшими среди них являются: искренность,

позитивное понятие другого человека, эмоциональность.

Личностно – ориентированная технология ставит во всей системе

дошкольного образования личность ребёнка, обеспечение комфортных

условий в дошкольном учреждении и семье, бесконфликтных и безопасных

условий её развития, реализация имеющихся потенциалов, создание условий

личностно – ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем

пространстве, позволяющей ребёнку проявить собственную активность,

наиболее полно реализовать себя.

Можно выделить три важнейших интегрированных свойства личности

педагога, которые в основном определяют его успешность в личностно –

ориентированном взаимодействии.

1. Социально – педагогическая ориентация – осознание педагогом

необходимости отстаивания интересов, прав и свободы ребёнка на

всех уровнях педагогической деятельности.

2. Рефлексные способности, которые помогут педагогу остановиться,

оглянуться, осмыслить то, что он делает: «Не навредить!».

3. Методологическая культура – система знаний и способов

деятельности, позволяющих грамотно, осознанно выстраивать свою

деятельность в условиях выбора образовательных альтернатив; одним

из важных элементов этой культуры является умение педагога

мотивировать деятельность своих воспитанников.

Личностно – ориентированная технология противостоит авторитарному,

бездушному подходу к ребенку. В детском коллективе должна преобладать

атмосфера любви, заботы, сотрудничества, создание условий для творчества.

Источник