Развитие ребенка и интеллектуальные игры шашки

 «Игра в шашки и шахматы  как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

              «…Без шахмат и шашек нельзя представитьполноценного воспитания умственных способностей и памяти…»
                                                    В.Сухомлинский

Ребенку с детства необходимо прививать стремление к получению хорошего образования, профессии. Родители совместно с педагогами должны помогать ребенку развивать логическое мышление

         Тема обучения старших дошкольников игре в шашки и шахматы в педагогике мало изучена. Однако, швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других учёных установили, что именно в возрасте 5—12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль — слово», «мысль — действие». В связи с этим можно сделать вывод, что игра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме, они являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят и подкреплении плодов мышления действиями.

Актуальность проблемы обучения детей игре в шашки и шахматы обусловлена поиском эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников, а также созданием условия для формирования логического мышления в непринужденной игровой форме.

Новизна опыта состоит в том, что в настоящее время не существует единой программы по обучению детей старшего дошкольного возраста играм в  шашки и шахматы, которая бы позволила получить необходимые знания и умения, и дала бы возможность обеспечения методическим материалом педагогов ДОУ.

Отличительной особенностью опыта  является:
—  направление  акцента на начальную подготовку детей, начинающих с «нуля»;
— формирование разновозрастных групп в зависимости от уровня подготовки.

Цель опыта: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шашки и шахматы.

Обучающие задачи:

1.научить детей играть в настольную игру шашки, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;

2. обучить  простым комбинациям, практике шашечной игры;

3.обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шашечной партии.

Развивающие задачи:

1.развивать стремления детей к самостоятельности;

2.активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность;

3.развивать умственные способности: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления.

Воспитательные  задачи:

1.воспитать отношение к шашкам и шахматам как к серьезным, полезным и нужным занятиям;

2.воспитать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, организованность, волю, трудолюбие, усидчивость, чувство коллективизма самостоятельность в принятии решений;

3.выработать  у детей умения применять полученные знания на практике.

Дидактические  принципы:

развивающей деятельности-игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.

вариативности – у детей формируется собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

доступности, последовательности и системности программного материала

творчества — процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Методы проведения игровых встреч

-словесный: рассказ, беседа, объяснение;

— наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

— практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.

Направления

— методическая деятельность с педагогами

— организованная кружковая деятельность с детьми

— взаимодействие с родителями

— социальное партнерство

Этапы обучения игре в шахматы и шашки

— знакомство с  доской

— знакомство с фигурами

— обучение правилам игры

— решение  задач и этюдов

— игра в шахматы и шашки

Теоретическая значимость опыта:

— Проанализирован, обобщен, систематизирован материал по проблеме.

— Разработана программа дополнительного образования по обучению детей игре шахматам и шашкам.

— Разработаны методические рекомендации

Благодаря играм в шашки и шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств.

Умные, талантливые и сильные духом дети — это залог будущего процветания нашей страны.

Источник

Светлана Пятышева
Обобщение опыта работы «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников»

Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей дошкольного возраста. С точки зрения современной концепции обучения очень важным для подготовки детей к усвоению знаний является формирование логического мышления.

Тема обучения старших дошкольников игре в шашки в педагогике мало изучена. Однако, швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других учёных установили, что именно в возрасте 5—12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль — слово», «мысль — действие». В связи с этим можно сделать вывод, что шашки являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят и подкреплении плодов мышления действиями.

Актуальность проблемы обучения детей игре в шашки обусловлена поиском эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников, а также созданием условия для формирования логического мышления в непринужденной игровой форме. На основе противоречия и проблемы исследования возникает тема исследования «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать, что систематические занятия игрой в шашки способствуют более эффективному развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние игры в шашки на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: развитие логического мышления у детей в ДОУ будет эффективнее, если систематически проводить занятия по обучению детейигре в шашки.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:

1. Изучить и провести анализ педагогической и психологической литературы о состоянии проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

2. Изучить вопрос о влиянии игры в шашки на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать программу занятий кружка по обучению игре в шашки, направленных на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста и проверить ее эффективность.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были определены методы исследования:

• теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме,

• эмпирические (анкетирование, диагностические методики).

Практическая значимость настоящего исследования заключается в определениишашечной игры как средства развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Полученные в исследовании данные могут быть использованы в рамках практической деятельности специалистов – педагогов, психологов в рамках деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Новизна исследования заключается в создании программы занятий кружка по обучению детей игре в шашки.

Исследование проводилось на базе МДОУ №7 «Теремок». В проведении исследования принимали участие дети старшей (2015 г) и подготовительной (2017 г.) группы в количестве 20 человек.

Для проверки выдвинутой гипотезы в исследовании было выделено две группы испытуемых, в каждой по 10 человек: экспериментальная группа – дети, посещающие кружок «Приключения на шашечной доске», и контрольная группа – остальные дети группы.

Цель исследования – определить влияние систематических занятий по обучению игре в шашки на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Свою исследовательскую работу по теме «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста» я разделила на три этапа.

I этап. Констатирующий (начальная диагностика 2015 г.)

Мной был подобран диагностический инструментарий для проведения исследования.

1. Методика «Нелепицы» (Р. С. Немов)

Цель методики – оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой; выявить умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

2. Методика «Последовательность событий» (А. Н. Бернштейн)

Цель методики – исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению.

В 2015 году я провела начальную диагностику уровня развития логического мышления обеих групп эксперимента – контрольной и экспериментальной и сравнила результаты групп между собой.

Проведя сравнительный анализ уровней развития логического мышления детей экспериментальной и контрольной групп (рис. 1) можно сделать вывод, что в обеих группах примерно одинаковое количество детей со средним и низким уровнем развития логического мышления. У половины детей средний уровень развития мышления, что говорит о неплохом начальном уровне развития детей в обеих группах. То есть дети находятся на начальном этапе в равных условиях.

Рис. 1 Сравнительный анализ уровней развития логического мышления детей экспериментальной и контрольной групп (2015 г.)

Для составления перспективного планирования по работе кружка «Приключения на шашечной доске», мной также была проведена диагностика для определения имеющегося уровня знаний и умений детей об игре в шашки с помощью методики «Диагностика сформированности умения детей играть в шашки». По результатам диагностики, большинство (70%) детей имеют низкий уровень сформированных умений играть в шашки. 20% детей имеют некоторые представления, знания об этой игре. Один ребенок показал высокий уровень сформированных умений играть в шашки.

С учетом результатов диагностики, было составлено тематическое планирование кружка, которое ориентировано на большинство детей. То есть шашечную игру было принято решение постигать с самых азов.

II этап. Формирующий (2015 – 2017 г.) – целенаправленная работа со всеми участниками педагогического процесса. На данном этапе я работала по четырем направлениям:

• Написание программы кружковой работы «Приключения на шашечной доске», разработка методических рекомендаций и консультаций для педагогов и родителей;

• Организованная кружковая деятельность с детьми;

• Взаимодействие с родителями;

• Методическая деятельность с педагогами.

Мной был организован кружок «Приключения на шашечной доске», с целью раскрытия интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников, развития операций логического мышления в процессе обучения игре в шашки. Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психологического и личностного развития ребенка, является игра, программа предусматривает использование в процессе обучения развивающей игры.

При реализации кружка мной были поставлены следующие цели:

Обучающие:

1. обучать основам шашечной игры;

2. обучать простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Развивающие:

1. развивать стремление детей к самостоятельности;

2. развивать умственные способности детей: логическое мышление, умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.

Воспитательные:

1. воспитывать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям;

2. воспитывать такие качества, как настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, силу воли;

3. выработать у детей умение применять полученные знания на практике.

В процессе ведения занятий кружка я использовала следующие методы: информационно – рецептивный, практический, репродуктивный, метод проблемного обучения, метод творческих заданий.

Ведущей формой организации обучения является групповая. Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий) и проводятся один раз в неделю по 25 минут. Программа кружка рассчитана на детей 5-7 лет, на 2 года обучения: старшая и подготовительная группа, по 26 занятий в год.

Методическая работа с педагогами.

Углубленно работая по данной теме, я делилась с коллегами приобретенным опытом. Мной были проведены следующие мероприятия:

Консультации: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых занятий», «Играем в шашки»; «Шашки своими руками»;

Шашечный турнир среди старших и подготовительных групп детского сада;

Круглый стол «Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста».

Городской шахматно – шашечный турнир среди детских садов города Коряжма.

Взаимодействие с родителями.

Социальное партнерство детского сада и семьи может обеспечить наиболее быстрое и гармоничное влияние на формирование личностных качеств ребенка. Для оказания образовательной помощи родителям, активизации их внимания к вопросам развития личности ребенка использовались следующие формы работы:

Анкетирование родителей с целью привлечения внимания к тому какую роль играет развитие логического мышления в жизни ребенка- дошкольника.

Рубрики в родительских уголках, в которых освещались проблемы развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста;

Родительское собрание: Мастер – класс: «Играем в шашки»;

Конкурсы для родителей: выставка поделок «В мире шашек», создание семейных газет «Как мы проводим отдых с пользой для ума».

III этап. Контрольный (контрольная диагностика 2017 г.) – проверка эффективности разработанной программы.

Для определения эффективности проделанной работы, был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе.

После проведения занятий кружка «Приключения на шашечной доске» по обучению детей игре в шашки, мной была проведена диагностика с целью определения уровня сформированности умений играть в шашки. По результатам диагностики, проведенной в 2017 году, 90% детей, посещающих кружок, имеют высокий уровень сформированных умений играть в шашки. Один ребенок (10%) имеет средний уровень.

Сравнительный анализ результатов диагностики за 2015 и 2017 год показал, что все дети, посещающие кружок, в достаточной мере овладели основами шашечной игры. Девять детей (90%, как мы видим, изучили основы на высшем уровне. Из них 70% детей практически с нуля изучили науку «шашечного королевства». Результаты сравнительного анализа представлены ниже на диаграмме (рисунок 4).

Рис. 4 Сравнительный анализ результатов диагностики (2015,2017 г.)

Далее, с целью определения эффективности проделанной работы, был использован диагностический материал для определения у детей уровня логического мышления.

Проведя сравнительный анализ уровней развития логического мышления детей экспериментальной и контрольной групп (рис. 5) на контрольном этапе эксперимента, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе не выявлено ни одного ребенка с низким уровнем развития логического мышления. В контрольной группе количество таких детей снизилось до двух (20%). В экспериментальной группе у детей преобладает высокий уровень развития мышления – 8 детей (80%).В контрольной группе также есть дети с высоко развитой логикой – 2 ребенка (20%). Остальные дети имеют средний уровень.

Рис. 5 Сравнительный анализ уровней развития логического мышления детей экспериментальной и контрольной групп (2017 г.)

Исходя из полученных данных, можно проследить динамику развития логического мышления каждой группы и провести сравнительный анализ. (рис. 6)

Рис. 6 Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп детей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Таким образом, сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп детей по результатам диагностического обследования, проведенного на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, показал, что в обеих группах уровень развития логического мышления возрос. В экспериментальной группе не стало детей с низким уровнем развития логики, то в контрольной их число сократилось до двух (20%).Да и общее количество детей с высоким уровнем развития логического мышления больше в экспериментальной группе. В экспериментальной группе восемь детей (80%, а в контрольной – два ребенка(20%).

Отсюда можно сделать вывод, что рост уровня логического мышления детей осуществляется в обеих группах, однако в экспериментальной группе он происходит более интенсивно. Эти данные позволяют сделать вывод, что программа систематических занятий по обучению игре в шашки способствует более эффективному развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Заключение.

Предварительно выдвинутая нами гипотеза: развитие логического мышления у детей в ДОУ будет эффективнее, если систематически проводить занятия по обучению детей игре в шашки, подтвердилась.

Мой опыт работы имеет теоретическую и практическую значимость.

Теоретическая значимость: в работе проанализирован, обобщен, систематизирован научный материал по проблеме формирования логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в исследовании, дают возможность утверждать, что программа систематических занятий по обучению игре в шашки способствовала более эффективному развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Сравнительный анализ результатов исследований до и после обучающих воздействий посредством организации кружковой работы «Приключения на шашечной доске», свидетельствуют об эффективности проведенной работы, в результате которой у детей экспериментальной группы произошли значительные изменения в развитии логических приемов мышления. Во-первых, увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности логических приемов мышления. Во-вторых, не выявлено детей с низким уровнем логики.

Кроме того, процесс обучения азам шашечной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы, учит ребенка предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, собранность.

Данная работа может быть использована в работе педагогов ДОУ.

Библиография

1. А. Г. Маслаков. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 518 с.

2. Барский Ю. П., Герцензон Б. П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.

3. В. А. Смирнова. Вопросы мышления детей: Питер, 1962. — 245 с. Ленингр. гос. пединститут. Учебные записки т. 233

4. Волчек А. А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.

5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.

6. Е. Агаева Формирование элементов логического мышления: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. — 1981. — № 1. — с. 38-40

7. Е. В. Доценко. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях, — Изд-во: Волгоград Учитель, 2012. — 297 с.

8.. Немов. Р. С Психология. В 3-х кн. Кн. 1,. Общие основы психологии. — М.: Владос, 2000 — 575 с.

9. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. Высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами психологической статистики. – 640 с.

10. Омельченко Н. С., Казаков И. С. Развитие логического мышления у старших дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 20-22.

11. Погрибной В. К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.

12. С. Мисуна. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание. -2005 — № 8 — 48-52 с.

13. Справочник старшего воспитателя. № 8август 2011)

14. Шашки для детей/ В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.

15. Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева. Практикум по дошкольной психологии. — М.: Академия, 2000 — 304 с.

Источник