Развитие ребенка формы и цвета

Анна Смаркалова
Развитие зрительного восприятия у детей «Форма и цвет»
Развитие зрительного восприятия у детей «форма и цвет»
по средствам дидактических игр
В дошкольной педагогике на всех ее этапах развития, сенсорное воспитание детей занимало одно из главных мест. Ребенок постоянно сталкивается с разнообразием красок, форм, в том числе игрушек и обычных домашних предметов. Его окружает природа с её воспринимающими признаками это – запахи,многоцветность и шумы. Так или иначе, каждый ребенок обращает своё внимание на все это. Но если это усвоение происходит очень быстро, без педагогической помощи взрослых, оно зачастую становится неполноценным. Ощущение и восприятие поддаются развитию и совершенствованию, особенно в дошкольном возрасте. Вот как раз в тот момент и приходит на помощь сенсорное воспитание. Самая важная цель, сформировать сенсорную сферу у детей с различными особенностями развития – нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и интеллекта.
Выдающие учёные и известные представители дошкольной психологии и педагогики справедливо считали,что полноценное сенсорное развитие, является одним из основных воспитаний дошкольника.
Именно величина, форма и цвет дают определённое значение зрительных представлений о предметах в действительности. В течении длительного времени ребёнок учится применять и использовать сенсорные эталоны.
Восприятие формы
Ребенок учится различать форму предметов при воздействии с ними. Его необходимо научить определять эту форму, ведь от этого зависит результат его деятельности. Первые игры должны быть основаны на форме предметов. В дальнейшем он определяет её зрительно. С помощью примеривания к разным предметам в различных объектах, возникает полноценное восприятие формы и умение соотносить её с формами других предметов.
Практическое определение формы
Поймай игрушку.
Цель. Научить на практике различать форму, распределять пальцы в зависимости от формы, чтоб предмет не выпал из рук. Заранее приготовить руку в соответствии с формой предмета.
Оборудование. Натягивается верёвка чуть выше головы ребёнка и к ней подвешиваются игрушки различной формы.
Ход игры. Дети с радостью рассматривают подвешенные игрушки. Затем педагог вызывает детей по одному и предлагает каждому поймать 1-2 игрушки. Если ребенок достал игрушку, но не смог удержать ее в руке, педагог предлагает поймать еще раз и помогает распределить пальцы на предмете. Во время повторной игры ребенок пытается приготовить заранее руку, чтобы правильно ухватить предмет.
Восприятие цвета
Восприятие цвета отличается от восприятия формы. Цвет нужно обязательно увидеть и при его восприятии нужно пользоваться только зрительной ориентировкой.
Примеривание играет большую роль в определении цвета. Когда в плотную прилегают два цвета,ребенок видит их сходство или отличие. Дети с отклонениями в развитии могут не увидеть их одинаковость или не одинаковость и поэтому приходиться делать акцент в этом направлении.
Различие цветов
Задание состоит из зрительных различий предметов по цвету и непосредственно их схожести. Первые упражнения и игры должны проводиться с теми предметами, которые резко различаются по цвету. Педагог должен дать время выполнить задание самостоятельно, меняя предметы по цвету, чтоб дети ориентировались на цвет,а не на форму.
Зрительное соотнесение цветов
В задания включают яркие цвета и оттенки. Работая с цветом, дети запоминают их цвета и их названия. Все же бесполезно им говорить если они не видят его. Начинают заниматься с основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый, даже белый и черный.
Практическое определение цвета
Найди свою пару.
Цель. Развивать внимание, по образцу определять выбор цвета, действовать по цветовому фактору.
Оборудование. Парные шарики разного цвета, например: два синих, два красных, два жёлтых.
Игра. Детям раздаются по одному шарику и они разбегаются по залу. Затем по сигналу педагога останавливаются и каждый ищет свою пару, у кого шарик такого же цвета. Дети с одинаковыми шариками берутся за руки и шагают парами под музыку по залу.
Использование дидактических игр
Дидактическая игра – это форма обучающего воздействия ребенка и взрослого. Игра – основной вид деятельности детей. Дидактическая игра имеет две цели:
— обучающая, в которой заинтересован взрослый; —
— игровая, ради которой действует ребенок.
Особенность дидактических игр – обучающая. Наличие содержания и правил в дидактических играх дает возможность воспитателю распределять поэтапно все действия и использовать для умственного воспитания младших дошкольников. Правила создаются для обучения детей раннего возраста и подаются в игровой форме. Эти игры несут в себе познавательную деятельность и интеллектуальные операции. Окружающая действительность основывается на восприятии,то, что мы видим и слышим. В играх надо предоставлять детям возможность воспринимать предметы и их свойства, узнавать и различать их.
Очень важную роль играют в дошкольной педагогике дидактические игры и проводить их следует в определенной системе, в тесной связи сенсорного обучения и воспитания детей раннего возраста. Руководитель игр должен сохранять заинтересованность детей как можно дольше и создать самостоятельную игровую форму.
Источник
Соберу сюда всех наших помощников по изучению цвета и форм..-книжки,развивающие игрушки,развивающие пособия,игры,статьи и т.п. Авось кому пригодится)))
Всевозможные пирамидки.Маленькие-большие,пластмассовые -деревянные!
Лабиринт!Не только изучаешь с малышом цвета,но и развиваешь мелкую моторику,счет.
Стучалки-и цвет,и моторика,и координация движений,счет,можно играть в «найди пару» .
Счетный материал Грибочки на подставке.
Грибочки сортируются по цвету (5 цветов), по размеру (3 размера), по рисунку на шляпках.
Таким образом, считаем, запоминаем цвета, различаем больше-меньше-одинаково, рассортировываем, втыкаем-вставляем.
Цилиндрики втыкалки . Изучаем цвет,развиваем мелкую моторику,счет до 25,изучаем понятия «большой-маленький-средний».
ЦВЕТА В СТИХАХ.
Красный
Брусничка и смородина,
И земляника красная,
Вас напитало радостью
За лето солнце красное.
Синий
По морю синему вдали
Плывет корабль на край земли.
Под ясной синевой небес
Спешит в страну цветных чудес.
Зеленый
Зеленый кузнечик на скрипке играл,
— Ква-ква!- лягушонок ему подпевал.
Зеленая сверху на них стрекоза
Смотрела, раскрыв изумленно глаза
Желтый
Вот сидит в траве цыпленок,
Вертит головой спросонок.
Не заметил его мальчик:
Думал, желтый одуванчик!
ДАЛЕЕ…
Разрезные овощифрукты.Игрушка на все времена!
Есть у нас домик в виде божьей коровки (бохохоня- на языке дочки)!Любим мячиками кидаться,особенно разбрасывать по всем уголкам квартиры…А еще дочка с ними купается в ванной!
Мягкие рамки-вкладыши!
Каталка «Квинтет».Такая игрушка поможет ребенку в изучении цветов, понимании различных эмоций, а также будет способствовать развитию мелкой моторики и логического мышления.
Сортеры!
Садовый домик игрушечный.
Развивающая игра Логический теремок.
Так же хороша для изучения цвета,а так же для развития мелкой моторики и воображения,мозаика!
ИГРЫ С ЦВЕТОМ!
При знакомстве с цветом важно, чтобы ребенок приобрел его устойчивый зрительный образ. На первом этапе малыш учится сравнивать предметы по цвету, прикладывая их друг к другу.
Затем он начинает подбирать предметы определенного цвета по образцу, но уже на расстоянии. И только потом, на заключительном этапе, запоминает названия различных цветов и сам может их правильно называть (сначала основные, а затем и второстепенные цвета).
Читать статью далее.
Фрукты, овощи/Книжка с запахами.
Разноцветный мир.
ЭМВМ «Рисуем пальчиками» И творчеством занимаемся,и мелкую моторику развиваем и цвета повторяем!
«Рисуем пальчиками»
Просмотреть весь альбом можно здесь.
«А это какого цвета?»
Это пособие знакомит малыша с такими цветами как красный,синий,зеленый,желтый,оранжевый.Картинки яркие,без лишних деталей,однотонные и 4 двухцветных изображения.Имеется родительская страничка где даны рекомендации как работать с книгой ,предлагается несколько игр для развития цветового восприятия малыша.Все картинки были вырезаны,заламинированы (обклеены скотчем). Вначале просто выкладывала перед дочкой по нескольку картинок,называя цвета и рассказывала что бывает какого цвета.А после года уже полноценно по ним занимались,выбирали все картинки красного и т.д цвета,раскладывали по цветовым кучкам. В книге имеется картонная вкладка -игра :большой разноцветный цветок на белом фоне (основные цвета)и 8 цветных квадратиков с изображением цветочка и бабочки ,которые можно раскладывать на лепесток того же цвета.
«Квадратик и кружок».
Благодаря книжке ребенок учит геометрические фигуры (круг,квадрат,овал,треугольник,) ,цвета,а так же учится прикладывать их на соответствующее место в изображении.Данное пособие я сделала многоразовым,страницы и фигурки обклеила скотчем,на фигуры ,с обратной стороны наклеила маленькие квадратики двустороннего скотча и у нас получилось пособие с многоразовыми наклейками.
На родительской страничке приведены примеры развивающих игр-занятий с кубиками,пирамидками и т.п.Даны рекомендации какие игрушки приобрести для ребенка для развития восприятия цвета,размера и формы.
Просмотреть пособие полностью можно здесь.
«Форма, цвет».
Благодаря героям из сказки «Курочка Ряба» (в книге дана именно эта сказка,от начала и до конца) ребенок познакомиться с геометрическими формами (треугольник,квадрат,овал,полуовал,),которые необходимо приложить к соответствующему элементу на картинке .
Как художественное произведение эту книгу мы не рассматривали,сказки читали в достойном сборнике .Цель этого пособия- изучение геометрических форм , цвета,развитие логического мышления .
Полностью пособие можно посмотреть здесь.
» Цвет, форма».
Это пособие познакомит ребенка с геометрическими формами (треугольник,круг,квадрат),еще можно повторить цвета и понятия большой-маленький. Моей дочке нравится дополнять картинки недостающими геометрическими фигурами.
пособие полностью можно просмотреть здесь.
Картонная вкладка содержит геометрическое лото
с вариантами игр,которые даны на родительской страничке:
1.Найди среди фигурок все треугольники (квадраты,овалы,круги).
2.Покажи самый большой треугольник (квадрат,овал,круг).
3.Покажи самый маленький треугольник ( и т.п.).
4.Расположи фигурки в порядке уменьшения:сначала положи самый большой круг,потом поменьши,затем самый маленький.
5.Найди все фигуры красного (синего,желтого)цвета.
6. Построй из фигур желтый домик с красной крышей.
7. Собери пирамидку из кружочков ( и т.п).
С удовольствием занимались по пособиям содержащим наклейки!
«Разноцветный счет». И цвета повторить и попрактиковаться в счете до 10! А заодно и цифры выучить))
Ну и на себя поклеить..куда ж без этого)))
«Сложи мозаику».Здесь и изучение цвета,и формы,и развитие мелкой моторики…вот за это я и люблю наклейки! Великая польза от них!
«Животные. Геометрические фигуры».
«Цветные картинки».По силуэту угадываем что изображено,ищем нужную наклейку и озвучиваем цвет.
ИГРЫ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ.
Очень важно учить ребенка воспринимать и выделять различать формы предметов и запоминать их названия.
Для этого малыш обследует форму предмета руками и глазами и применяет эти знания для решения определенной задачи (например, подобрать к прорези соответствующий по форме предмет соответствующие геометрические формы).
В результате целенаправленных игр ребенок запоминает эталоны геометрических форм и их названий.
Круглое – не круглое
В плотный мешок положите предметы округлой формы , имеющие форму круга (колесо, пластмассовую тарелку, колечки от пирамидки, кольцо для прорезывания зубов и т.п.) и другие предметы (матрешка, кубик, книжка, кусок мыла и т.д.). Ребенку нужно, не глядя, доставать только круглые предметы. Или доставать любой предмет и говорить круглой он формы или нет.
«Узнай фигуру»
Подготовьте парные объемные геометрические фигуры: куб, шар, параллелепипед, цилиндр, конус и т.д. Один комплект фигур складывается в мешок, второй – раскладывается на столе.
Вы показываете любую из фигур на столе и просите ребенка достать такую же из мешка. Озвучивайте название доставаемой им фигуры: «параллелепипед», «цилиндр».
Читать далее…
«Что бывает синим»
Настольная игра «Гномики и домики» познакомит ребенка с цветами .Содержит 7 больших карт для лото и 42 маленькие с разноцветными картинками.И инструкция ,где 5 вариантов игр (1.Гномики- близнецы.2.Собери все машинки/домики/цветы и т.д. 3.Помоги гномикам собрать свои картинки. 4.Машинки на дороге (отталкиваясь от правил этой игры можно «проиграть » карточки с другими картинками). 5.Лото. Плюс предлагаются дополнительные игры для детей по-старше :»четвертый лишний» (игра развивает наблюдательность,мышление) и «Кто быстрее всех соберет картинки»( развиваем внимание и мелкую моторику).
Чудо- магниты «Забавные фигуры». На каждой странице отсутствует какие-то фигурки.Ребенку предлагается найти их среди магнитов.
«Цвета и формы»
Что должен знать ребенок 2-3 лет.
Тесты. Для детей 2-3 лет.
ЭМВМ «Геометрическая аппликация»
Для проведения занятия фигуры необходимо вырезать и предложить ребенку сложить яички в куриное гнездо,нарядить девочек в платья и т.д. Малыш познакомиться с такими геометрическими формами как овал,квадрат,треугольник,прямоугольник.Выучит понятия большой-маленький и некоторые цвета.Дано задание на конструирование:построить башню по образцу. Очень порадовали задания на классификацию :по размеру и по форме.(разложить арбузы и шишки с орехами).
Просмотреть альбом по аппликации полностью можно здесь.
ИГРЫ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ.
К трехлетнему возрасту ребенок уже умеет группировать предметы по форме. И теперь нужно более конкретно познакомить ребенка с каждой геометрической фигурой, научить определять и называть форму предметов. Начинайте знакомство с фигурами постепенно, и переходите к следующей после того, как малыш уже хорошо её запомнил. Изучать геометрические фигуры можно с помощью предлагаемых игр. Только постарайтесь сделать занятия с вашим ребенком веселыми и интересными! Играйте, а не обучайте!
Читать далее…
Мини-игры: «Овощи, фрукты».
«Геометрические формы»
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1.5 — 2 ЛЕТ.
Всевозможное конструирование очень полезно для разновекторного развития мышления ребенка. При занятиях конструированием развиваются, к примеру, такие виды мышления, как: комбинаторное, пространственное, абстрактное, образное. Конструирование может быть трехмерным и плоскостным. К плоскостному конструированию можно отнести занятия мозаикой и аппликацией.
Особым видом аппликации является геометрическая аппликация. При занятиях геометрической аппликацией изображение составляется из простых геометрических форм.
Только представьте себе, сколько всего нужно постичь ребенку, насколько должно развиться его мышление, чтобы понять, например, что изображение домика можно составить из квадрата с треугольником, или научиться складывать из трех кружочков снеговика, или лесенку — из прямоугольников разной длины.
Маленькому ребенку еще не под силу заниматься аппликацией в ее традиционном виде – вырезать детали из цветной бумаги и наклеивать их на основу. Поэтому для занятий лучше всего воспользоваться приготовленными заранее фигурами. Эти фигуры используются не на одном занятии: не приклеивая их к основе, малыш будет выкладывать из них различные изображения на своем детском столике или большом листе картона.
Читать статью далее…
Логические блоки Дьенеша
И вот такие альбомчики к блокам у нас есть!
ИГРЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША!
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они Развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также — восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладыват ряды по заданному алгоритму). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Читать статью далее…
Цветные счетные палочки Кюизенера.
И альбом!
ИГРЫ С ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА!
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему пособию.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.
Выпускаемые производителями наборы «чисел в цвете» отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса). Для начала можно использовать самый упрощенный набор — из 116 палочек. В нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых. Пособие «палочки Кюизенера» в основном ориентировано на детей от 1года до 7 лет.
Читать далее…
Раскраски всякие скачивала из инета…
Источник
Елена Егорова
Мастер-класс «Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей дошкольного возраста»
Восприятие – это целостное отражение
предметов, ситуаций, явлений, возникающих при
непосредственном воздействии физических
раздражителей на рецепторные
поверхности органов чувств
(Маклаков А. Г.).
3. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.
Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности.
Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка. Но все виды деятельности должны быть пронизаны игрой, в которой он моделирует фрагменты окружающей жизни.
4. ФГОС ДО предполагает:
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира (форме, цвете, размере).
Работа по познавательному развитию должна реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка).
5. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.
6. Возрастные задачи в сенсорном развитии детей от 0 до 6 лет.
На первом году жизни идет обогащение ребенка впечатлениями,
На 2-3 годах жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
С 4 года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов.
7. Зрительное восприятие
Основные параметры зрительного восприятия: цвет, форма, величина.
8. Развитие восприятия цвета конкретизируется в следующих задачах:
— развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по образцу;
— познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);
— развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его, ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову.
9. Развитие восприятия формы конкретизируется в следующих задачах:
— развивать умение практически различать форму – перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать предмет в руках;
— развивать умение соотносить форму предметов с помощью проб, соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами;
— сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности;
— развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм, подбирая нужные с помощью проб, осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения, вычленять контур предмета;
— закреплять знание названий форм, осуществлять выбор формы по ее названию.
10. Развитие восприятия величины конкретизируется в следующих задачах:
— развивать умение ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры, пробуя варианты и фиксируя верные, учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине;
— закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»);
— формировать отношение к величине как к значимому признаку;
— обратить внимание на длину, высоту и ширину; знакомить со словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»;
— развивать умение соотносить предметы по длине, высоте и ширине в действиях с ними, определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом, учить зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин;
— обратить внимание на относительность величины предметов;
— развивать умение осуществлять выбор величин по слову-названию.
Для сенсорного развития детей цвета можно использовать следующие игры:
Источник