Развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 июня 2017;
проверки требуют 10 правок.
Дошкольный возраст — этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода:
- младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
- средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
- старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.
Психическое развитие[править | править код]
В рамках советской и российской психологии, каждый возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психическими новообразованиями.
Социальная ситуация развития[править | править код]
На этапе дошкольного возраста социальная ситуация развития характеризуется распадом совместной деятельности ребёнка со взрослым. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений посредством сюжетно-ролевой игры. В игре ребёнок повторяет действия взрослых, посредством чего реализует тенденцию быть и действовать как взрослый. Постепенно расширяется круг значимых лиц, в который теперь входят сверстники как партнёры по игре.
Ведущая деятельность[править | править код]
Ведущая деятельность на данном этапе — сюжетно-ролевая игра, которая определяет позицию ребёнка, его восприятие мира и отношений. Посредством сюжетно-ролевой игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Игра является формой социализации ребёнка, способствующей ориентировке ребёнка в социальных и межличностных отношениях.[1].
Советский психолог Д. Б. Эльконин выделял 4 линии влияния игры на психическое развитие ребёнка[2]:
- Развитие мотивационно-потребностной сферы — освоение функций, смыслов, задач человеческой деятельности. Ребёнок стремится к общественно значимой и одобряемой деятельности, происходит первое соподчинение мотивов, что является первым шагом на пути к их иерархии, обеспечивающей психологическую готовность к школе.
- Преодоление познавательного «эгоцентризма», ребёнок начинает соотносить собственную позицию с иной точкой зрения, учится координировать свои действия с действиями окружающих.
- Развитие идеального плана, характеризующегося переходом от внешних действий к действиям во внутреннем плане.
- Развитие произвольности действий посредством подчинения правилам.
Психические новообразования[править | править код]
Центральное новообразование дошкольного возраста — формирование наглядно-образного мышления, сопряженное с развитием ориентировочно-исследовательской деятельности. Происходит овладение мнемическими средствами, появляется возможность произвольного запоминания — память становится опосредствованной знаком. Речь носит функцию планирования и регуляции деятельности.
Новообразования эмоционально-личностной сферы связаны с соподчинением мотивов, формированием новых мотивов. Развитие самооценки способствует дифференциации Я-реального и Я-идеального. Эмоции начинают носить регулятивный характер в отношении собственного поведения.
Психологическая готовность к школе является важнейшим комплексным новообразованием дошкольного возраста, включающая в себя произвольность регуляции поведения, личностную и интеллектуальную готовность.
Детские страхи дошкольников[править | править код]
Первые детские (возрастные) страхи возникают ещё в возрасте до 1 года. Но именно в дошкольном возрасте у многих детей появляется много новых детских страхов. Например, в возрасте 3 — 5 лет ребёнок боится темноты, одиночества и замкнутого пространства[3]. В возрасте 5 — 6 лет многие дети начинают бояться умереть[4]. Этот страх намного слабее у детей, которые верят в загробную жизнь[5]. А. И. Захаров отмечал, что страх смерти по данным корреляционного анализа связан со целым рядом других детских страхов (нападения, темноты, сказочных персонажей и других)[6]. Впрочем, исследование, проведенное в белорусском Витебске показало, что страх смерти наиболее распространен не у дошкольников, а у младших школьников[7]. Обычно детский страх проходит в течение 3 — 4 недель[3]. В старшем дошкольном возрасте, как показало витебское исследование (были опрошены 40 детей в возрасте 5 — 7 лет, посещающие детский сад) наиболее часто встречаются страхи животных, темноты, чудовищ и сказочных персонажей, неожиданных и резких звуков, пожаров[7]. Для устранения детских страхов применяют различные методы психологической коррекции: арт-терапия, сказкотерапия и другие[8].
Физическое развитие[править | править код]
С медицинской точки зрения для этого этапа характерно первое физиологическое ускорение роста, нарастание массы тела замедляется, отчётливо увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф лица. Постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов.
Первое ускорение роста наблюдается у мальчиков с 4 до 5,5 лет, а у девочек после 6 лет. Длина тела увеличивается из-за относительного увеличения нижних конечностей. В возрасте 3-5 лет масса тела равномерно увеличивается на 2 кг в год.
Ежегодное увеличение окружности головы до 5 лет составляет 1 см (в 5 лет — 50 см), а после 5-ти лет — 0,5 см в год.
Окружность груди увеличивается на 1,5 см ежегодно.
Поскольку мышцы ещё недостаточно развиты, неправильное положение тела, долгое стояние, сидение, препятствующая росту мебель могут неблагоприятно отразиться на формировании скелета и привести к нарушению осанки. Иммунная защита в дошкольный период достигает определённой зрелости.
Кризис трёх лет[править | править код]
В возрасте 3 лет происходит переход от раннего к дошкольному возрасту. Этот переход характеризуется так называемым кризисом трех лет, описанным в своем положительном значении советским психологом Л. С. Выготским. У ребёнка формируется принципиально новая система социальных отношений с миром на фоне возрастания его самостоятельности.
Кризис характеризуется возникающим противоречием между желанием ребёнка принимать участие в жизни взрослых и распадом прежней совместной деятельности и попытками ребёнка утвердить свою самостоятельность.
Л. Выготский выделяет симптомы кризиса, которыми характеризуется этот переходный период:
- Негативизм;
- Упрямство;
- Строптивость;
- Своеволие;
- Обесценивание всего того, что раньше являлось значимым для ребёнка;
- Деспотизм;
- Протест.
Новообразованием кризиса трех лет является гордость за собственные достижения. Формируется самосознание ребёнка, проявляющаяся в становлении самостоятельной позиции.
Кризис семи лет[править | править код]
В качестве окончания данного возрастного этапа Л. Выготский рассматривает кризис 6-7 лет, основными симптомами которого являются:
- Потеря непосредственности;
- Появление «скрытности» в отношении своих чувств;
- Утрата прежних интересов.
Появляется стремление к социально значимой позиции, большей самостоятельности. Отношение ребёнка к миру начинает регулироваться характером его отношений с окружающими людьми.
Дошкольный возраст в различных концепциях развития[править | править код]
Периодизация психического развития, созданная Фрейдом, строится на удовлетворении инстинктивных влечений ребёнка и связана со смещением сексуальной энергии по эрогенным зонам, что определяет прохождение пяти стадий психического, точнее психосексуального развития:
— Оральная (0-2 года);
-Анальная(2-3 года);
— Фаллическая(4-5 лет);
— Латентная(5-12 лет);
-Генитальная(12-18 лет).
Согласно теории Фрейда, благополучное прохождение оральной, анальной и фаллической стадий обеспечивает формирование психически здоровой личности. Трудности на этих стадиях могут привести к возникновению различных психологических проблем во взрослом состоянии.
Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже[править | править код]
Согласно операциональной концепции развития интеллекта Ж. Пиаже[9], в интеллект ребёнка претерпевает следующие этапы развития:
- Сенсомоторный интеллект 0-2 года;
- Репрезентативный интеллект и стадия конкретных операций 2-12 лет;
- Формальные операции от 12 лет.
Согласно данной концепции, в возрасте 3-7 лет ребёнок находится на дооперациональной стадии интуитивного наглядного мышления.
Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина[править | править код]
Согласно периодизации Д. Б. Эльконина[2], в развитии ребёнка выделяются следующие этапы:
- Младенчество 0-1 год;
- Раннее детство 1-3 года;
- Дошкольное детство 3-7 лет;
- Младший школьный возраст 7-12 лет;
- Подростковый возраст 12-17 лет.
В качестве ведущей деятельности в дошкольном возрасте выделяется сюжетно-ролевая игра — это деятельность моделирующего типа, направленная на ориентацию ребёнка в социальных отношениях, системе смыслов, мотивов человеческой деятельности посредством принятия роли.
Примечания[править | править код]
- ↑ Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine. Стенограмма лекции, прочитанной в 1933 г. в ЛГПИ им. Герцена.
- ↑ 1 2 Эльконин Д. Б. Психология игры — М: Владос, 1999.
- ↑ 1 2 Моргунова Л. Н., Мусина А. Н., Ширинских Т. В. Детские страхи // Развитие современного образования: теория, методика и практика. — 2015. — № 4 (6). — С. 431
- ↑ Шишова Т. Страх мой — враг мой. — М.: Никея, 2012. — С. 52
- ↑ Шишова Т. Страх мой — враг мой. — М.: Никея, 2012. — С. 53
- ↑ Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2000. — С. 71
- ↑ 1 2 Алецкая И. А. Негативные эмоциональные состояния детей дошкольного и младшего школьного возраста // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А. А. Куляшова. — Серыя C. Псіхолага-педагагічныя навукі: педагогіка, псіхалогія, методыка. — 2015. — № 2 (46). — С. 70 — 71
- ↑ Саржанова А. С., Егенисова А. К. Детские страхи и пути их преодоления // Современные наукоемкие технологии. — 2013. — № 7-2. — С. 156
- ↑ Пиаже Жан. Психология интеллекта
Литература[править | править код]
- Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4 Кризис трех лет. Кризис семи лет. М., 1983
- Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка
- Пиаже Ж. Психология интеллекта
- Поликлиническая педиатрия под ред. проф. Калмыковой М., 2007, стр. 95
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999
- Эриксон Э. Детство и общество
Источник
Дошкольное
детство охватывает
период с 3 до 6–7 лет. В это время происходит
отсоединение ребенка от взрослого, что
ведет к изменению социальной ситуации.
Ребенок впервые покидает пределы мира
семьи и входит в мир взрослых людей с
определенными законами и правилами.
Расширяется круг общения: дошкольник
посещает магазины, поликлинику, начинает
общаться со сверстниками, что тоже важно
для его развития.
Идеальной
формой, с которой начинает ребенок
взаимодействовать, становятся социальные
отношения, существующие в мире взрослых
людей. Идеальная форма, как считал Л.С.
Выготский, – это та часть объективной
действительности (более высокая, чем
уровень, на котором находится ребенок),
с которой он вступает в непосредственное
взаимодействие; это та сфера, в которую
ребенок пытается войти. В дошкольном
возрасте такой формой становится мир
взрослых людей.
По
словам Д.Б. Эльконина, весь дошкольный
возраст вращается, как вокруг своего
центра, вокруг взрослого человека, его
функций, его задач. Взрослый здесь
выступает как носитель общественных
функций в системе общественных отношений
(взрослый – папа, доктор, шофер и т. п.).
Противоречие этой социальной ситуации
развития Эльконин видел в том, что
ребенок есть член общества, вне общества
он жить не может, основная его потребность
– жить вместе с окружающими людьми, но
осуществить это он не может, поскольку
жизнь ребенка проходит в условиях
опосредованной, а не прямой связи с
миром.
Ребенок
еще не способен полноправно участвовать
в жизни взрослых, но может выразить свои
потребности через игру, так как только
она дает возможность смоделировать мир
взрослых людей, войти в него и проиграть
все интересующие его роли и модели
поведения.
Ведущий вид деятельности
Ведущим
видом деятельности в дошкольном возрасте
является игра.
Игра – это
такая форма деятельности, в которой
ребенок воспроизводит основные смыслы
человеческой деятельности и усваивает
те формы отношений, которые будут
реализованы и осуществлены впоследствии.
Он делает это, замещая одни предметы
другими, а реальные действия –
сокращенными.
Особое
развитие в этом возрасте получает
сюжетно-ролевая игра (см. 7.3). Основу
такой игры составляет роль, выбираемая
ребенком, и действия по реализации этой
роли.
Д.Б.
Эльконин утверждал, что игра – это
символико-моделирующий тип деятельности,
в которой операционно-техническая
сторона минимальна, операции сокращены,
предметы условны. Известно, что все типы
деятельности дошкольника носят
моделирующий характер, а сущность
моделирования – воссоздание объекта
в другом, не натуральном материале.
Предметом
игры является взрослый как носитель
каких-либо общественных функций,
вступающий в те или иные отношения с
другими людьми, придерживающийся в
своей деятельности определенных правил.
В
игре формируется внутренний план
действий. Происходит это следующим
образом. Ребенок, играя, делает акцент
на человеческих взаимоотношениях. Чтобы
их отразить, ему надо внутренне проиграть
не только всю систему своих действий,
но и всю систему последствий этих
действий, а это возможно только при
создании внутреннего плана действий.
Как
показал Д.Б. Эльконин, игра – это
историческое образование, и она возникает
тогда, когда ребенок не может принять
участие в системе общественного труда,
поскольку для этого он еще мал. Но ему
хочется войти во взрослую жизнь, поэтому
он это делает через игру, немного
соприкасаясь с этой жизнью.
Соседние файлы в папке УММ лекции
- #
- #
- #
Источник
Валерия Корякина
IQ детей дошкольного и младшего школьного возраста
Консультация для родителей
«IQ детей дошкольного и младшего школьного возраста».
подготовила Корякина Валерия Сергеевна
(старший воспитатель МКДОУ
«Детский сад «Им. 1Мая»
Свердловская обл. п. Троицкий, ул. Ленина, д. 6)
В детской колясочке рядом с ребенком лежат газеты.
— О, какой удивительный малыш! — восторгается прохожая старушка.
— Он уже читает газеты?
— Что вы! Он ведь не вундеркинд, — возражает мать ребенка.
— Он пока только решает кроссворды.
Из семейных историй
Бытует мнение, что если у ребенка низкий коэффициент интеллекта, то он бездарен и ограничен. Но так ли это? Попробуем разобраться.
Впервые коэффициент IQ, соотношение «умственного» и фактического возраста, был применен в 1916 г. Считается, что IQ нормально развивающегося ребенка — 100. Если IQ достигает 120-135, ребенок считается одаренным. Если же коэффициент превышает 160, то это уже вундеркинд.
В двадцатые годы американские ученые начали эксперимент. Они выявили почти полторы тысячи высокоодаренных (по данным тестов на IQ) детей. Наблюдали за ними всю жизнь, до глубокой старости. Оказалось, что с годами вундеркинды все меньше выделялись среди своих сверстников.Вывод отсюда был сделан следующий: надежность подобных тестов весьма сомнительна, на их основе нельзя строить долгосрочные прогнозы и делать окончательный вывод об одаренности ребенка.
Психолог-консультант Марина Юрьевна Медведева отмечает: «. тесты на IQ не показывают объективно ни степени одаренности, ни возможностей интеллектуального развития личности. Это набор усредненных задач для определенного возраста. Но подбор их во многом зависит от личности самого составителя теста, а результат связан со всем предыдущим жизненным опытом ребенка, его социальным окружением, с тем, в какой семье он вырос и с кем общался до сего дня. Подобные тесты критикуются именно потому, что дети из «простых» семей, как правило, имеют коэффициент меньше — но не из-за отсутствия интеллектуального потенциала, а потому что уровень информированности в их семьях заведомо ниже.
Задачи теста, как правило, выявляют способность ребенка к вербально-логическому, абстрактному мышлению, но у некоторых детей лучше развит практический интеллект. Не учитывают тесты IQ и того, что неординарно мыслящий ребенок может дать ответ, который с традиционной точки зрения будет считаться неправильным. Наконец, совершенно сбрасывается со счетов эмоциональное напряжение, которое во время тестирования разные дети испытывают по-разному.
Поэтому ставить какую-то «черную метку» на основании подобного тестирования просто непродуктивно. Недостаток его в том и состоит, что тест проводится всего несколько минут. А вот последующего глубокого анализа, почему ребенок не ответил на тот или иной вопрос, не происходит. С точки зрения психологов, давать такие тесты в обычных школах в середине года вообще неправильно. Более правильно делать это в лицеях, гимназиях на вступительных собеседованиях, так как там сознательно ставится цель путем тестирования отобрать детей примерно одного социального уровня и информированности».
Не одаренных детей просто не существует в природе, а то, насколько одаренность ребенка раскрывается, зависит в первую очередь от воспитания.
Быть вундеркиндом вовсе не так уж приятно, как об этом некоторые думают. Опережая «средних» детей по многим параметрам, «одаренные» развиваются очень неравномерно. Часто умственное развитие (особенно речевое) гораздо превышает эмоционально-личностное.
За уникальные способности детям приходится «дорого заплатить». Слава многих вундеркиндов была весьма недолгой, они исчезали из поля зрения, чаще всего так и не оправдав больших надежд, на них возлагаемых. Нередки случаи, когда нетерпеливые родители, надеясь нажить на талантах своих детей капитал, немилосердно их перегружали, не оставляя времени на простые радости детства, что, естественно, приводило как к телесным, так и к психическим недугам.
Доктор психологических наук,профессор Диана Богоявленская считает: «Работа с талантливыми детьми сегодня напоминает мне спортивные соревнования: чей воспитанник раньше всех окончит школу, получит престижную премию, кто больше всех выдаст таких воспитанников «на-гора». Не отстают от педагогов и некоторые родители. Иные амбициозные мамы и папы доводят своего ребенка до нервного срыва, искренне считая, что изнурительными многочасовыми занятиями помогут ему и еще больше разовьют его дар.
Заставляя ребенка жить в постоянном режиме повышенных нагрузок и требований, эксплуатируя только одну сторону его возможностей, они часто, сами того не подозревая, выступают в роли великих инквизиторов не только для развития личности ребенка, но и для его дарования». Есть мнение, что каждому человеку отпущен определенный ресурс возможностей. Нередко вундеркинды растрачивают отпущенный Богом талант еще в детстве, становясь к двадцати годам заурядными людьми. Исчезновение привычного ореола гениальности у «бывшего вундеркинда» зачастую приводит к тяжелым психическим травмам.
Родителям надо задуматься — стоит лишать ребенка счастливого детства ради предположительной перспективы будущих достижений. Может, лучше любить его таким, какой он есть, и радоваться любым, даже самым маленьким, достижениям?
Предлагаемый ниже тест, составленный психологами для детей 4-10 лет, поможет определить степень таланта вашего ребенка.
Не разочаровывайтесь, если результат тестирования не соответствуют ожиданиям ведь малыш меняется, все еще у него впереди. И тем более не стоит всерьез считать его каким-то особенным, если результаты окажутся превосходными.
Составители теста предупреждают: этот тест — полуигра-полушутка.
Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы, затем подсчитайте очки. Каждый ответ «да» — 1 очко.
1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?
2. Меняет ли он свои наклонности?
3. Любит ли рисовать абстрактные картинки?
4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
5. Любит ли фантастические истории?
6. Сочиняет ли рассказы или стихи?
7. Любит ли вырезать затейливые фигуры?
8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?
9. Бывают ли у него желания что-то переделать на свой вкус?
10. Боится ли темноты?
11 .Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
12. Считал ли это слово понятным без объяснений?
13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
14 .Был ли удачлив этот замысел?
15. Использовал ли когда-либо вещь не по ее назначению?
16. Могли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?
17. Самостоятелен ли он в выборе одежды, прически?
18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?
19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
22. Изобретает ли собственные игры или развлечения?
23. Помнит ли и рассказывает свои сны или пережитые впечатления?
Результаты.
От 20 до 23 очков: ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее.
От 15 до 19: ребенок не всегда обнаруживает свои способности. Он находчив и сообразителен только тогда, когда чем-либо заинтересован.
От 9 до 14: большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.
От 4 до 8: ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.
Менее 4 очков: ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель.
Заключение
Раскрытие проблем одаренных детей дошкольного возраста происходит через взаимосвязь их со сверстниками и взрослыми. Как выяснилось, дети имеют проблемы.
В настоящее время не существует оптимальных программ для одаренных детей, которые помогли бы избежать им трудностей, либо они не в достаточной степени реализуются. Остается только надеяться, что что-то изменится и у таких детей не будет трудностей в будущем или хотя бы их станет меньше. Исследования показали, что количество детей со средним уровнем развития преобладает над количеством одаренных детей. Но это не значит, что одаренные дети – это дети описанные в ученой литературе, не существующие в реальности, это лишь еще раз доказывает, что одаренных детей не много. В связи с этим необходимо поддерживать и помогать развиваться таким детям.Вот направления над которыми надо работать взрослым: учителям, воспитателям, родителям.
Источник