Развитие ребенка через знакомство с литературой

Ольга Яковлева
Развитие речи и творчества детей через знакомство с художественной литературой (из опыта работы)

«Читая авторов,

которые хорошо пишут,

привыкают хорошо говорить».

(Вольтер)

В данном детском саду работаю чуть больше года. Чередую свою работу на двух группах. Начинала со средней и старшей группы. Сейчас мои детки подросли, и соответственно средние стали старшими, а старшие подготовительными.Меня встретили разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые.И интересы их были однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки, телевидение, видеопродукция, компьютер. Поэтому моя роль, как педагога, состояла в том, чтобы заинтересовать детей, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, развить речь, творческие способности, уважение книге.

Так как книга дает возможность домыслить, «пофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Поэтому целью своей работы определила развитие речи и творчества детей при ознакомлении с художественной литературой.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

• Сформировать интерес к художественной литературе.

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений, басен.

• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;

• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

Развивать творческие способности у детей.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников,определила основные направления деятельности:

• Создание предметно-развивающей среды.

В группах пополнила предметно-развивающую среду в книжной зоне, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей;

театральную зону обновила разными видами театра: изготовила настольную ширму с героями разных сказок;

для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей обновила маски для обыгрывания сказок, потешек.

Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас такие как «Путешествие», «Кто и где спрятался»;

совершенствующие звуковую культуру речи —«Звуковое домино», «Найди звук», «Кто так кричит? «, «Слушаем звуки улицы»;

развивающие связную речь, память, мышление, воображение у детей («Представь себе», «Скажи какой:», «Шиворот — навыворот», «Говорим о многозначных словах», «Волшебник», «Цирк», «Животные и их детеныши«, «Поэты» и др.) .

Дополнила копилку выразительных средств языка (стихи, чистоговорки, загадки, пословицы, поговорки, потешки, крылатые выражения, скороговорки);

подобрала сюжетные картинки, картины с фабульным развитием действия, оформила альбом с иллюстрациями к сказкам.

В группе у нас работает «Книжуина больница», в которой дети не просто чинят книги, но и узнают путь их создания, что для издания одной книги необходим труд многих людей. После этого дети с удовольствием пытаются создать книжку своими руками, что вызывает бережное отношение к книге вообще.

Знакомя детей с художественной литературой,использую следующие формы:

— беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;

— придумывание однокоренных слов;

— использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;

— пересказ сказки по ролям.

— чтение народных сказок в соответствии с данным возрастом, упражнения в пересказе сказки с помощью иллюстраций, схем, мнемотаблиц, моделей, инсценировок сказок по ролям, от лица героев, где учу детей связно, выразительно передавать текст сказки, свое отношение к героям, используя разные средства выразительности; совершенствую диалогическую и монологическую форму речи; путешествие в мир сказок развивает воображение, фантазию ребенка, побуждает его к сочинительству. Ребенок в своих «сочинениях» видит себя справедливым защитником обиженных и слабых, наказывает злых.

— провожу беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил герой» и др. ;

— в играх-драматизациях – упражняю детей в синхронном выражении чувств и телодвижений.

— провожу игры с геометрическими фигурами «Составь фигуру» (например, Заяц, Лиса, Колобок и др.);

— игры со счётными палочками «Изобрази героев сказки».

— беседы на тему «Всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии»;

— дидактические игры, направленные развитие логического мышления «А если бы пропал ветер?», «А если бы исчезла вода?», «Вред – польза», «А если бы исчезли насекомые?» и др.

-трудовая деятельность (процесс изготовления книжек-сказок своими руками).

Для развития речи детей, провожу работу с родителями:это консультации: «Что и как читать детям», «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи»; личные беседы.

В группах действует передвижная выставка дидактических игр для речевого развития детей. А чтобы повысить интерес к художественной литературе, вызвать интерес к поэзии, создаю подборки стихов по временам года, к праздничным датам, весёлые стишки, которые заучиваем в свободное время. Что повлияло на повышение речи, знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой. Заметила изменения в поведении, общении друг с другом, со взрослыми.

Читайте также:  Раннее развитие индивидуальная программа развития ребенка

Для более эффективного развития детей организована работа с социумом. С детьми постоянно посещаем городскую детскую библиотеку, после таких экскурсий дети с удовольствием начинают посещать ее с родителями, и становятся юными читателями.

Тесно работаем с домом творчества, посещаем музей.

Данные формы работы помогают научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать, мыслить, делать выводы, доказывать, извлекать нравственный урок.

Вывод: Для обогащения и совершенствования детской речи стараюсь создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать

жизненный литературный опыт детей.

Поэтому я уделяю большое внимание воспитанию у детей любви к книге. Рекомендую родителям так же прививать любовь к книге через рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказам, чтобы впоследствии, когда ребенок научится сам читать, он делал это с любовью.

Источник

Ольга Ярова
Развитие словаря детей через знакомство с художественной литературой

Требования современной действительности предполагают наличие у детей грамотной связной речи. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в детстве. Словарный запас ребенка постоянно пополняется, так как ребенок обогащает свой опыт за счет новых впечатлений и информации.

Важную роль в развитии и обогащении речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Она служит также могучим действующим средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей.

Художественная литература наиболее эффективно будет способствовать развитию словаря детей при соблюдении следующих условий:

1. Отбор. Воспитатель должен использовать произведения художественной литературы согласно возрасту детей.

Выбор текста не должен быть механическим, случайным, должна быть тесная связь с текущей педагогической работой, в нашем случае с проектом. Текст должен быть обязательно заранее прочитан воспитателем. Мне кажется, что некоторые произведения вообще нельзя читать детям.

2. Книга должна быть иллюстрирована. В любом возрасте дети с удовольствием рассматривают иллюстрации.

3. Должна быть проведена работа над выразительным исполнением текста. Интонация, расстановка логического ударения и пауз,выработка ясного и правильного произношения слова.

4. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок, т. е. произведение обязательно должно быть осмыслено. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

5. Словарная работа, т. е. подумать над объяснением незнакомых слов.

6. Произведения художественной литературы должны использоваться не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни ребенка. Читать необходимо ежедневно. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять.

От 1 до 3 лет

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Затем читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Задачи: пробуждать желание слушать произведения и рассказывание сказок; воспитать умение следить за действием сказки, сочувствовать положительным героям. Выбрать из текста незнакомые слова, выражения, пояснить картинки, предметы, действия, обозначенные этими словами. По знакомить с различными жанрами литературного произведения. Произведения, которые можно обыгрывать желательно инсценировать. Достаточно задать 2-3 вопроса.

От 3 до 5 лет

Задачи: важно научить детей оценивать поступки героев, определять их правильные качества; подбирать выражения, определяющие их характер, подбирать слова- синонимы.

Важно продумать вопросы после чтения, чтобы помочь детям вычленить главное действие основных героев, их взаимоотношения и поступки.

От 5 до 6 лет

Дети этого возраста способны более глубоко осмыслить содержание произведений и понимать особенности формы. Дети могут определять свое отношение к положительному и отрицательному. Дети должны знать средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты, фразеологизмы).

От 6 до 7 лет

Здесь следует уделять особую роль анализу текста. Дети знают портрет писателя и должны знать, что он написал.

Вопросы,которые задают после чтения:

Что вы можете рассказать о героях? Как поступают герои? Что произошло с героями? За что вы полюбили или не полюбили героев? Как автор описывает природу? Какие выражения в тексте тебе понравились больше?

Читайте также:  Роль семьи в развитии познавательных процессов ребенка

Методы работы с детьми над художественным произведением можно условно разделить на три группы по Л. А. Таллер.

1. Беседа по прочитанному. Беседа – не опрос, а доверительный разговор, сопереживание с детьми. Наиболее сложным моментом является переход от чтения к беседе, этот переход должен быть незаметным, не сбивать эмоциональный настрой, вызванный чтением.В беседе по прочитанному предлагают следующие вопросы: Вы рады за него? Хотелось вам ему помочь, почему? Вам его жалко, почему? Нравится вам герой? Докажите. Вопросы беседы должны быть краткими, точно сформулированными, не быть однотипными, так как одинаковое звучание вопросов создает монотонность. Вопросы по возможности должны носить проблемный характер, ребенка нужно учить думать над художественным произведением. Кроме вопросов в беседе вопрос-ответ можно использовать ряд других приемов, которые вносят разнообразие в занятие.

А) Беседа с элементами драматизации – всегда проходит живо, интересно. Понимание литературного героя, отношение к нему не только в процессе разговора, но и в деятельности ребенка.

Б) Словесные игры тоже используются в беседе, помогают ребенку войти в образ. Дети, беря на себя роль, не воспроизводят действия героев, а проговаривают их. Словесная игра развивает видение образа.

В) Словесный рисунок помогает детям представить литературный образ, увидеть его даже тогда, когда нет иллюстраций.Вопросы: Как бы нарисовал Айболита? Какого роста? Как одет? Дети рисуют в воображении.

Г) Воображаемый диалог с литературным героем – это один из приемов, стимулирующий детей выразить в слове свое отношение к литературному герою. Например, обращение к герою и предполагаемый ответ, который формулирует и проговаривает сам ребенок по рассказу.

Д) Написание письма литературному герою.

2. Наглядность.

А) Речевая (выразительное чтение, рассказывание педагогом).

Б) Предметная (макеты, муляжи, игрушки, предметы реального мира).

В) Изобразительная (картинки, иллюстрации).

Г) Двигательная (движение самих детей)

3. Организация повторного переживания.

Комментированный рисунок детей. После прочтения детям предлагают рисовать то, что они услышали. Рисуя, дети повторно переживают, создают образы по своему подобию. В цвете передают свое отношение к героям книги.

Мы должны научить детей соблюдать культуру речи, т. е. говорить в соответствии с нормами литературного языка. Хорошая речь включает в себя 3 признака: богатство (большой объем словаря, точность (оптимальное словоупотребление) и выразительность (условия речи).

Источник

Наталья Фалалеева
Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой

Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой

«Литературе так же нужны

талантливые читатели,

как и писатели»

С. Я. Маршак

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше,интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрастедети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, «пофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности определила развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

• Сформировать интерес к художественной литературе.

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;

• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

Развивать творческие способности у детей.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников,определила основные направления деятельности:

• Создание предметно-развивающей среды.

В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас («Путешествие», «Рифмовочка», «Кто и где спрятался», совершенствующие звуковую культуру речи («Звуковое домино», «Найди звук», «Кто так кричит?», «Слушаем звуки улицы», развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников («Представь себе», «Скажи какой:», «Шиворот — навыворот», «Говорим о многозначных словах», «Волшебник», «Великий Нехочуха», «Цирк», «Животные и их детеныши«, «Поэты» и др.).

Читайте также:  Американская система развития ребенка от а до я

Создала копилку выразительных средств языка «Ларец мудрости» (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки);

Оформила наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам», «Портреты детских писателей. XIX век», «Портреты детских писателей. XX век», «Многозначные слова», «Антонимы. Глаголы», «Антонимы. Прилагательные» и др., подобрала сюжетные картинки, картины с фабульным развитием действия. Оформила альбом с иллюстрациями к сказкам.

• Работа с детьми.

Для работы с детьми по данному направлению разработала перспективный план по ознакомлению с художественной литературой. Приложением к перспективному плану является подборка занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.

В группе у нас работает детская организация «Книжные защитники», в которой мои воспитанники не только чинят книги из своей группы, но и активно помогают детям других групп. Мною разработано и проведено занятие «Путь создания книги», на котором, дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

Одно дело — прочитать книгу, и совсем другое — сделать ее самому. Созданные детьми книжки — малышки составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дошкольники придумывали вместе с родителями.

Знакомя детей с художественной литературой,использую следующие формы:

— беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;

— придумывание однокоренных слов;

— использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;

— пересказ сказки по ролям.

— чтение народных сказок «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Лиса и журавль» и др. ;

— беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил герой» и др. ;

— игры-драматизации – упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений.

— игры с геометрическими фигурами «Составь фигуру» (например, Заяц, Лиса, Колобок);

— игра со счётными палочками «Изобрази героев сказки».

— беседы на тему «Всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии»;

— дидактические игры, направленные развитие логического мышления «А если бы пропал ветер?» или «А если бы исчезла вода?», «Вред – польза» и др.

-трудовая деятельность (процесс изготовления книжек-сказок своими руками в совместной деятельности с родителями).

• Работа с родителями

Успешным фактором работы с детьми является повышение знаний родителей о применении художественной литературы для развития речи детей,с этой целью была организована следующая работа:

Разработан перспективный план работы с родителями.Организованы консультации: «Что и как читать детям», «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи».

В период с декабря по январь, в группе действовала выставка дидактических игр для речевого развития детей. Совместно с родителями в группе проведён конкурс чтецов, где родители выступали в роли жюри, а дети читали свои любимые стихи. Данное мероприятие повысило интерес к художественной литературе, вызвало интерес к поэзии.

Традиционно в группе проводится совместно с родителями семейные чтения, где родители рассказывают свои любимые сказки из детства.

Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой.

• Работа с социумом

Для более эффективной работы с детьми по данному направлению, организована работа с социумом. С детьми постоянно посещаем городскую детскую библиотеку им. Чехова,где приняли участие в следующих мероприятиях: литературный час «Лесные сказки» по произведениям В. Бианки, «Ребятам о зверятах», «И высок он и могуч русский язык».

Так же постоянно посещаем областной художественный музей,где специалистами организованы комплексные занятия с элементами костюмированного представления: «Музей Музеевич встречает гостей», «Глиняная сказка», «День земли», «Образ матери в художественных произведениях», «Живая радуга».

В 2012-2013 году в детском саду заключён договор о совместной работе детского сада с домом-музеем Декабристов, составлен совместный план работы, где по месяцам расписаны темы для познавательного развития детей.Например: «Я к вам пишу» — увлекательное путешествие в прошлое. Рассказ о том, как появилась письменность, бумага, почта. Беседа сопровождается демонстрацией разных музейных экспонатом.

Данные формы работы со сказкой научат ребёнка оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать, мыслить, делать выводы, доказывать, извлекать нравственный урок.

Источник