Развитие ребенка через взаимодействие с семьей

Нина Столярова
Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Большинство взрослых людей — родители. Роль родителя – особая и очень ответственная роль. Эта роль (которую в основном определяет семья и общество в целом) накладывает огромную ответственность на человека за жизнь и благополучие другого человека – его ребенка.

С первых дней жизни ребенок начинает познавать окружающую его действительность, и именно родители оказывают самое большое внимание на его развитие.

Однако опыт работы свидетельствует о том, что познавательное развитие в условиях семьи осуществляется недостаточно. Это усугубляется отсутствием у родителей умения общаться с собственными детьми, недостатком знаний о процессах познавательного развития ребенка. Поэтому полноценное познавательное развитие ребенка рассматривается нами как объединение усилий педагогов и родителей, их взаимодействие и сотрудничество, координация действий по единой программе, выполнение общих задач, взаимопомощь.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова » взаимодействие » объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи.

На начальном этапе установления доверительных отношений, я старалась узнать как можно больше о семьях наших воспитанников: традициях, укладе, увлечениях, получить информацию о ребенке.

Знакомство с жизнью каждой семьи начиналось с анкеты, которую заполняют родители.

В анкету были включены следующие вопросы:

1. Кем является по темпераменту Ваш ребенок?

2. Как часто Вы проводите свободное время со своим ребенком?

3. Доставляет ли Вам удовольствие при общении с ребенком?

4. Чем любит заниматься Ваш ребенок?

5. Какие игрушки привлекают Вашего ребенка? Любимая игрушка ребенка

6. Какие методы воспитания Вы предпочитаете практиковать?

7. Кто из членов Вашей семьи проводит больше всего времени с ребенком?

8. Какие проблемы воспитания остаются для Вас менее изученными?

Проанализировав данные анкеты, я узнала о семье очень многое: об увлечениях ребенка, о его поведении дома, о методах воспитания, используемых родителями, о том, кто в семье занимается воспитанием. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Работа с родителями моих воспитанников ведется систематически и планово, используются коллективные и индивидуальные формы.

Для координированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой следующие задачи:

1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

2. Изучать семьи своих воспитанников.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

С этой целью я использую традиционные и нетрадиционные формы и методы работы с родителями:

1. Посещение семей воспитанников на дому. Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Я заранее согласовываю с родителями удобное для них время посещения, а также определяю цель своего визита. Прийти к ребенку домой — это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогают понять психологический климат семьи.

2. Групповые родительские собрания. Родительские собрания поводятся 3 раза в год. На этих собраниях родителей знакомим с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи;

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Наши дети в детском саду» я провела в форме круглого стола. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

Готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности, за то, что привели ребенка в наш детский сад. Игра «Свеча Доверия», объединила взрослых. Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

Доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.

3. Консультации. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

4. Дни добрых дел. Родители оказывают помощь в создании предметно – развивающей среды.

5. Беседы с родителями. Беседа — это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей. В моей практике она используется как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

6. Библиотека игр для родителей. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком.

7. Наглядную информацию:

— папки передвижки

— фотовыставки

— копилка Добрых дел.

Чтобы родительские уголки привлекали внимание, я использую в своей работе, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Также в родительском уголке содержится информация о работе группы, режимных моментах, план работы с родителями, доска объявлений, меню. Для информаций имеется папка – передвижка «Здоровей-ка». Материал в уголке обновляем раз в две недели. Живой интерес у родителей вызвали фотовыставки: «Мы играем», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Прощай лето!». Активность родителей в создании фотовыставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Очень хорошо, когда под рукой видеокамера и фотоаппарат, ведь родителям очень интересно, чем занимается их ребенок в детском саду. Я стараюсь запечатлеть весь процесс нашей деятельности на снимках.

Хочу отметить, что родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Я, не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Источник

ГАЛИНА НИКИТИНА
Взаимодействие с семьей — важный аспект в воспитании ребенка

Взаимодействие с семьей – важный аспект в воспитании ребенка.

В новом федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012года сказано, что «Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» в статье 44 пункт 1, а в пункте 2: «Образовательные организации оказывают помощь родителям в воспитании детей…». По этому, одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка. Мы считаем, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы, степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ и повышать культуру педагогической грамотности семьи.

Воспитание детей будет наиболее успешно, если между дошкольным учреждением, его педагогами и родителями существует тесный контакт. Мы считаем, что в основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает уважительное отношение друг к другу, учет индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению взаимоотношений. Как этого добиться? Для этого, надо достаточно хорошо знать семьи своих воспитанников.

Для того чтобы знать семьи своих воспитанников, мы используем такие методы изучения семей как наблюдение, беседы, анкетирование, выявление интересов и увлечений родителей, знакомство с трудовой деятельностью членов семьи. Большую роль играет посещение семей педагогами. Заранее продумывается цель и план посещения семьи:

Слайд 1: Знакомство с семьей.

• Условия семейного воспитания. Материальные и санитарно-гигиенические, соблюдение режима дня, состояние здоровья ребенка, нравственный климат семьи, увлечения родителей, контроль за выполнением поручений.

• Характер отношений в семье, авторитет родителей.

• Поведение ребенка в семье. Участие в домашнем труде, выполнение режима труда и отдыха, друзья ребенка, положение ребенка в кругу друзей.

• Характер воспитания в семье. Система поощрений и наказаний, формирование привычек правильного поведения, пример родителей и старших братьев и сестер.

Для себя мы определяем, что сообщим родителям о ребенке, какие положительные качества проявляются им в общении с окружающими. Тактичный и вежливый тон воспитателя помогает вызвать расположение родителей, их доверие, желание быть откровенными. Если обращается внимание на недостатки ребенка, то необходимо познакомить родителей с путями их искоренения, рекомендовать педагогическую литературу. Посещение семей помогает воспитателю установить более тесный контакт с родителями, привлечь их к сотрудничеству.

При поступлении детей в группу, для знакомства с семьей родителям предлагается заполнить анкету.

Слайд 2:

Анкета.

1. Фамилия, имя ребенка:___ ___

2. Возраст, дата рождения: ___

3. Группа детского сада № 136.

4. Кто отвечает на вопросы: мама, папа, бабушка, дедушка (подчеркнуть)

5. Состав семьи: кто проживает вместе с ребенком (степень родства, возраст братьев, сестер)___

6. Жилищные условия семьи: где семья проживает, количество комнат, занимаемых семьей

___

7. Экономическое положение семьи: низкий доход работающих членов семьи, средний, высокий (подчеркните)

8. .Проблемы педагогики, психологии, здоровьесбережения которые вызывают у вас интерес ___

___

9. .Какие формы сотрудничества с педагогами для вас наиболее привлекательны: возможность видеть ребенка в группе в разных видах деятельности; обмен мнениями о развитии детей — в беседах, дис-куссиях; участие в совместных с детьми досугах, викторинах; участие в практикуме, тренинге, обогащающем ваши воспитательные умения и др. (подчеркните, при желании дополните)___

___

Особое внимание уделяется пункту о формах сотрудничества. На его основе планируется дальнейшая работа.

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но в силу разных обстоятельств, в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Задача педагога, наблюдающего за детьми и знающего их проблемы помочь родителям.

Внедрение новых стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.

Слайд 3: Формы работы с родителями через направления развития.

«Познавательное развитие» — интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду, совместная деятельность.

«Социально-коммуникативное развитие» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок, информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов.

«Физическое развитие» — знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию «Семейных весёлых стартов», знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях и т. д.

«Речевое развитие» — индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах.

«Художественно-эстетическое развитие» — совместные рисунки и поделки, музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах, совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.

Мы глубоко убеждены, что для успешного сотрудничества необходимо соблюдать принцип доброжелательности, индивидуального подхода, сотрудничества, серьезной подготовки ко всем мероприятиям, динамичности.

Слайд: Принципы взаимодействия с родителями:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход — необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.

По этому в своей работе мы используем такие формы работы с семьей как: родительские собрания, совместные мероприятия, педагогов, родителей и детей, анкетирование, консультации, посещение семей, выпуск газет, праздники, спортивные соревнования, досуги.

Литература:

Баранов С. П. Педагогика. Москва «Просвещение» 1981

Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. — 2010. — № 2

Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. М – 2005г

Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.

Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика

Подготовила воспитатель I квалификационной категории

Никитина Галина Михайловна.

Источник

Ольга Гузова
Взаимодействие ДОУ с родителями: задачи, формы и принципы

Взаимодействие ДОУ с родителями

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является эмоциональный микроклимат, где формируется поведение в общественной жизни, отношение к себе

Семья дает ребенку поддержку, психологическую защищенность. Здесь он находит примеры для подражания и если мы хотим вырастить здоровых детей, то должны воспитывать сообща: семья, детский сад, общественность. За воспитание несут ответственность родители, а все остальные должны поддерживать воспитательную деятельность.

Семья и детский сад – две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны с собой. Задача детского сада – оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка. При взаимодействии работы педагога с семьей нужно учитывать дифференцированный подход, социальный статус семьи, а также степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Цель педагога – сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. И реализовать через функции:

— развитие интересов ребенка;

— распределение обязанностей и ответственностей между родителями;

формирование семейных отношений;

Понимание индивидуальности ребенка.

Основные задачи работы с родителями:

— создать атмосферу взаимопонимания,

— установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,

— развивать и воспитывать детей,

— использовать с родителями различные формы сотрудничества.

Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:

1. Доброжелательный стиль педагога с родителями,

2. Индивидуальный подход – воспитатель чувствует ситуацию, настроение родителей,

3. Сотрудничество – создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях,

4. Создать развивающую среду, где взаимодействует педагог с семьей, развивается личность в семье и детском коллективе,

5. Динамичность – быстро реагировать на изменение социального состава родителей, их воспитательные процессы.

Формы взаимодействия детского сада и родителей — это организация совместной деятельности и общения. Главная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей — это доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, делиться своими проблемами и уметь их решать совместно. При работе с родителями можно использовать традиционные и нетрадиционные формы. Традиционные формы делятся на следующие группы:

o Коллективные – родительские собрания, конференции, консультации;

o Индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

o Наглядные – папки-передвижки, стенды, дни открытых дверей.

Существуют требования к формам взаимодействия — это оригинальность и интерактивность. Большой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные формы:

1. Информационно – аналитический направлены на выявление интересов, запросов, установление контакта между детьми, родителями и педагогами. Сюда можно отнести анкетирование, опрос. Эта форма используется воспитателем с целью изучения семьи, выяснение образовательных потребностей родителей. Получив данные, педагог вырабатывает тактику общения с каждым родителем.

2. Наглядно — информационный – это форма направлена на обогащение знаний и информационное просвещение родителей. Эту форму разделяют на две подгруппы:

А) информационно — ознакомительная;

Б) информационно — просветительская;

Задача информационно – ознакомительной формы – познакомить родителей с учреждением, педагогами. Сюда можно отнести: совместные выставки детских рисунков и коллажей.

Задачи информационно – просветительской формы направлены на обогащение знаний родителей об развитии и воспитании детей. Сюда можно отнести:

Папки — передвижки – они формируются по тематическому принципу. Информационные стенды – знакомство родителей с задачами, условиями и методами воспитания детей в дошкольном учреждении. Мини – библиотеки – с помощью методической литературы родители могут проанализировать интересующие их проблемы.

3. Познавательные формы – ознакомление – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, обогащение педагогического опыта. В этой группе лидируют родительские собрания — на них воспитатель знакомит с задачами, содержанием и целями воспитательного процесса, а также обсуждаются проблемы воспитания детей.

Родительские конференции — повышение педагогической культуры родителей. На ней выступают педагоги, представители медицинской службы, психологи.

Клубы для родителей – педагог оказывает помощь в возникших проблемах.

4. Досуговые — это неформальные, доверительные отношения, происходит контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Родители становятся более открытые для общения. Сюда можно отнести праздники, утренники, совместные досуги. Родители могут поучаствовать в конкурсах, выставках, семейных вернисажах. Здесь демонстрируется совместная трудовая деятельность родителей и детей. Посещение семей – обследование условий проживания ребенка.

Семья и детский сад имеют свои функции и не могут заменить друг друга. Главная задача — установить доверительный контакт между детским садом и семьей. А использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями. Так как они уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем. А педагоги уверены в поддержке со стороны родителей в большинстве проблем.

Список литературы

1. Дронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. — М.: Просвещение, 2005.

2. Глебова, С. В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Г. А. Антипова / Воспитатель ДОУ. – 2011. -№12. –С. 88 – 94

3. Давыдова, О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. О. И. Давыдова. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.

4. Елисеева, Т. П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.

5. Миклеева Н. В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. М.: Творческий Центр, 2010г

Источник