Развитие ребенка через театрализованную деятельность

Любовь Коростелева
Краткое описание опыта «Развитие речевых и творческих способностей детей через театральную деятельность»

Краткое описание опыта

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Введение

Понятие «творчество» имеет многозначный характер и в литературе трактуется по-разному. В широком смысле творчество понимается, как деятельность, результат которой – создание новых материальных и духовных ценностей, отличающихся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создаёт то, чего раньше не существовало.

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинский, Л. С. Выготский, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков и другие).

Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, искренней передачи своих чувств.

Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывают деятели искусства. Режиссёр К. С. Станиславский советовал своим актёрам учиться у детей, игру которых всегда отличает искренность и правда.

Актуальность темы

На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач на сегодня является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, творческих качеств личности. Выявление и развитие творческих способностей начинается с раннего детства. Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию, занятиям детей дошкольного возраста различными видами искусства и театрально-игровой деятельности.

Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а генетической основой художественного творчества – детская игра. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

«Волшебный край!» — так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. Чувства поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства. Театр является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры. Вся наша жизнь — это большая сцена и то, какую роль выбирает ребёнок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.

Мир детства, внутренний мир ребёнка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Сказочные представления в театре вводят ребёнка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни. Театрализованная деятельность — это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Теоретические обоснования опыта

В современных дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации.

1. Согласно первой тенденции, театрализованные игры применяются главным разом в качестве некоего «зрелища» праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только текст, но и интонации и движения в ходе и оправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть «хорошим артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителя. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободы игровую деятельность.

Читайте также:  Критерии психического развития ребенка 3 лет

2. Вторую тенденцию в организации театрализованнойигры можно назвать невмешательствам взрослого: дети предоставлены самим себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюм фигурок героев. Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Программа «Детство» предлагает именно такую технологию. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной игры, и определиться с понятиями.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей.Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх — драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров,используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

Разнообразие театрализованных игр представлено в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» программы «Детство» (автор – кандидат педагогических наук, профессор Т. Н. Бабаева). Общим для них всех является наличие зрителей. Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.

Развитие изобразительной, литературной, музыкальной деятельности детей дошкольного возраста происходит в общем контексте становления художественной деятельности. Однако данный подход по отношению к театрализованной деятельности разработан недостаточно.

Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы и научных исследований доказывает целесообразность его применения для целенаправленного развития театрализованной деятельности в дошкольном возрасте.

Система работы по развитию театрализованной деятельностиделится на три этапа:

художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчествопроявляются в трех аспектах:

в создании драматического содержания, т. е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета;

в исполнении собственного замысла, т. е.в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева;

в оформлении спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще используется термин «театрально-игровая деятельность». В программе «Детство» театрально-игровая деятельность детейрассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:

как разновидность художественной деятельности она входит в раздел «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», где интегрируется со следующими видами деятельности: литературная, музыкальная и изобразительная;

как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка, она представлена в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается».

Цель: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Побуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.

Читайте также:  Развитие ребенка в игровой деятельности педсовет

2. Познакомить детей с различными видами театра.

3. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).

4. Обучать приёмам актерского мастерства, сценического движения и речи.

5. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям.

6. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.

7. Воспитывать дружеские взаимоотношения во время театрализации.

Этапы работы:

1. Изучить разделы в программе «Детство» (под редакцией Т. И. Бабаевой): «Ребёнок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», «В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается».

2. Изучить книгу «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханева.

3. Изучить журнал «Воспитатель в ДОУ» по теме опыта.

4. Изучить статьи в интернете по теме «Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте».

5. Подготовить предметно-пространственную среду с учётом возрастных особенностей детей.

6. Составить перспективный план работы.

Принципы реализации темы:

1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей. Принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

2. Принцип системности. Работа проводится систематически весь учебный год, начиная с раннего дошкольного возраста.

3. Принцип доступности. Учитываются возрастные особенности, потребности, интересы, уровень подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.

4. Принцип интеграции образовательных областей. Содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.

5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи. Родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Источник

Римма Березко
Консультация «Развитие одаренности ребенка через театрализованную деятельность»

Развитие одаренности ребенка через театрализованную деятельность

Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых он проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или – театрализованная игра.

Задачи театрализованной деятельности дошкольников не направлены на то, чтобы воспитать артистов, но кем бы ни были в будущем наши дети, мы верим, что они будут творчески относиться к своему делу. Театр помогает ребенку узнать самого себя, попробовать на что он способен, поверить в себя.

Основные направления в работе с детьми

1. «Основы театральной культуры»Театр совершает вместе с ребенком экскурс в историю. Театр – это еще целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре в соответствии с их возрастом.Детей старшего дошкольного возраста знакомим:

Виды театрального искусства: драматический театр; музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл); кукольный театр.

Театр снаружи и изнутри: театральное здание; зрительный зал; мир кулис.

Культура поведения в театре: театр начинается с вешалки; зрительская культура.

Словарь театральных терминов.Например: артист, афиша, декорация, жест, мимика и т. д.

2. «Ритмопластика» — включают в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения; обретение детьми ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами.Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки: «Осенние листья», «Снежинки.»

3. Игры на действия с воображаемыми предметами. Эти игры способствуют развитию веры в вымысел. Так, играя с воображаемым мячом, надо представлять себе,какой он: большой или маленький, легкий или тяжелый, чистый или грязный.Детям можно предложить следующие задания на действия с воображаемыми предметами: мыть руки, рисовать, наматывать клубок, стирать платок, лепить пирожки, забивать гвоздь, нести ведро с водой или песком, тащить тяжелый ящик, подметать пол, есть яблоко, поливать цветы, играть на музыкальном инструменте, укачивать куклу и т. п.А также выполнять парные и коллективные упражнения: играть в мяч, тянуть канат, нести ведро, играть в снежки, бадминтон, передавать вазу с фруктами и. т. д.

4. «Культура и техника речи» — Упражнения и игры из этого раздела должны помочь детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи, расширить словарный запас, сделать их речь ярче и образнее.

Дошкольников очень важно научить пользоваться интонациями. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, и т. п.

Читайте также:  Детская литература значение для развития ребенка

Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Разучивать скороговорки необходимо коллективно, начиная медленно, четко произносить каждый слог. Постепенно убыстряя темп. Полезно проговаривать скороговорки громким шепотом, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии. Активизирует речевой аппарат произнесение скороговорок беззвучно, как глухонемые. С разной силой голоса можно читать стихотворения от имени разных сказочных героев. Кроме всего, разучивание стихов развивает память и интеллект.

5. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме. В основу театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, мы стремимся воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Кроме того, театральные игры с успехом используются на занятиях по художественной литературе, на занятиях познавательного цикла, даже на математических.

Далее дети переходят к разыгрыванию этюдов. Этюд — это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, ситуации, которые могут дополняться педагогом и детьми в этюд по ходу исполнения.

Темы для этюдов должны быть близки и понятны детям («Ссора», «Обида», «Встреча»). Умение общаться с людьми различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение («Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Разговор по телефону», «Утешение».Этюды на основные эмоции: «Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление», «Отвращение», «Страх». Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. По-разному будет вести себя человек, пробующий на вкус конфету или горькое лекарство, чувствующий запах краски или пекущегося пирога. Накопив определенный опыт в работе над сюжетными этюдами, можно переходить к драматизациям, по хорошо знакомым сказкам.

6. Работа над спектаклем Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но постепенно надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, это позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. Всякую находку ребенка, новое удачное решение необходимо отмечать и поощрять.

Спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. И здесь главная наша задача — раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.

Я считаю, что каждый ребенок талантлив изначально. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве.

Сказка «Зайчик и ежик»

Роли:

1. Солнце

2-3. Ветер

4. Тучка

5. Зайчик

6. Ежик

7-9. Снежинки

Яблоко

Педагог. А почему бы нам не посмотреть сейчас какую-нибудь интересную сказку? Готовы ли вы все вместе сочинить сказку? (Готовы.) Вначале распределим роли. Начнем!

Ярко светит солнце. (Педагог приглашает исполнителя роли Солнца. Солнце начинает изо всех сил «ярко светить»разводит руки в стороны, надувает щеки, широко раскрывает глаза, кружится на месте.)

Педагог. Неожиданно подул ветер. (Два-три ребенка исполняют роль Ветра — выбегают и усиленно дуют на Солнце.)

Педагог. На солнце набежала маленькая тучка. (Выбегает девочка и заслоняет Солнце.)

Педагог. Ветер подул сильнее, и с деревьев стали облетать листочки. (Дети изображают деревья.)

К дереву подбежал зайчик. (Появляется Зайчик.)

Он встал на задние лапки и весело замахал ушами. К зайчику подошел ежик. На его колючках сидело симпатичное яблоко. (Выходит Ежик, у него в руках бутафорское яблоко.)

Ежик угостил зайчика. В это время на землю выпал первый снег. (Девочки-Снежинки исполняют танец.)

Веселые снежинки кружились в воздухе и садились на землю. Вскоре снег засыпал зайца и ежика. (Девочки-Снежинки смыкают круг вокруг Зайца и Ежика.)

Но вот снова выглянуло солнце. (Девочка-Тучка убегает от Солнца).

Оно засветило ярко-ярко. (Солнце «направляет лучи» на Снежинок.)

И снежинки растаяли. А друзья, освободившись от снега, отряхнулись, обрадовались солнцу, запрыгали и побежали каждый своей дорогой.

(Заяц и Еж уходят под музыку, машут ребятам на прощание лапками.)

Источник