Развитие ребенка через русские традиции
Что такое «бабкина каша», как можно было «застричь язык» ребенку и кому дарить подарок на первый зубик? Многие русские традиции, которые были связаны с рождением и воспитанием детей, сохранились и сегодня. Рассказываем о самых популярных ритуалах, а заодно — о происхождении некоторых устойчивых выражений.
Что такое «принести в подоле»
Кирилл Лемох. Новый член семьи. 1890. Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина
Кирилл Лемох. Новое знакомство. 1885. Государственный Русский музей
Иван Пелевин. Первенец. 1888. Государственный Русский музей
В современном языке это выражение означает «родить внебрачного ребенка», а еще 100 лет назад в подолах нередко приносили младенцев замужние крестьянки — в прямом смысле. Будущая мать работала до самых родов, которые могли начаться где угодно.
«В доме справляет всю домашнюю работу, и в поле — вяжет, полет, молотит, берет конопли, сажает или копает картофель, вплоть до самых родов. Иные женщины рожают, не домесив хлебов. Иные родят в поле, иные в тряской телеге».
Обычно к такому развитию событий не готовились и вещей для новорожденного с собой не носили. Иногда мать заворачивала ребенка в платок, а иногда просто несла домой в подоле платья или в фартуке.
В «Пословицах русского народа» Владимира Даля встречается выражение «Бычок-третьячок (о баловне). В подоле выношен». «Носить в подоле» означало также «баловать».
Крещение: «бабкина каша» и «обмывание копытец»
Аким Карнеев. Крестины. 1860-е. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева
Николай Богданов-Бельский. В церкви. 1939. Латвийский Национальный художественный музей, Рига
Петр Коровин. Крестины. 1896. Государственная Третьяковская галерея
Крестили детей обычно на второй-третий или сороковой день после рождения. Родители и гости проводили множество обрядов, которые должны были привлечь к новорожденному счастье, красоту и богатство. Сто лет назад на крестины готовили кутью — сегодня это блюдо подают лишь на поминки. Крестильная каша была скоромной: к пшенице или ячменю, помимо традиционного меда и изюма, добавляли сливочное масло, молоко, яйца. Готовила блюдо повитуха — «бабка». «Бабкину кашу» выносили в конце застолья, крестные ее «выкупали», заплатив несколько монет. Отцу ребенка «бабка» подавала пересоленную и сильно перченную кашу, приговаривая: «Каково солоно было матери родить тебе сына, такова и тебе будет эта каша».
Выражение «обмыть копыта» описано в Толковом словаре Даля, оно означало «выпить могарычи по продаже лошади». Однако этот ритуал проводили и на крестильном застолье. В конце торжества все гости выпивали за здоровье младенца и дарили ему подарки, это и называлось «обмыть ножки» или «обмыть копытца». Иногда детские стопы во время обряда действительно омывали вином. Сегодня это выражение означает практически то же самое — «отпраздновать рождение ребенка, выпить за его здоровье».
Ложечка на первый зубок
Иван Горюшкин-Сорокопудов. Мать с ребенком. 1915. Частное собрание
Владимир Маковский. Две матери. Мать приемная и родная. 1906. Самарский областной художественный музей
Алексей Веницианов. Кормилица с ребёнком. 1830-е. Государственная Третьяковская галерея
Первоначально «на зубок» по русскому обычаю одаривали мать — чаще всего на крестильном пиру. «Положить роженице на зубок, позолотить, посеребрить зубок, дарить роженицу», — зафиксировал в своем словаре Владимир Даль. В Толковом словаре 1935–1940 годов под редакцией Дмитрия Ушакова выражение трактуется уже как подношение ребенку: «На зубок подарить (разг. устар.) — сделать какой-нибудь подарок новорожденному». Обеспеченные люди старались одарить серебряной вещью, отсюда «посеребрить зубок». А так как ложка на Руси была предметом индивидуального пользования, как сегодня зубная щетка, то и думать долго не надо было: новому члену семьи нужна своя ложечка. Позже ее стали дарить, когда прорезался первый зуб — с этого момента ребенку начинали давать твердую пищу, и прибор оказывался как нельзя кстати.
Кот, колыбельные, Дрёма: убаюкивающие обряды
Алексей Корзухин. Возвращение из города. 1870. Государственная Третьяковская галерея
Кирилл Лемох. Родительская радость. 1910. Калужский областной художественный музей
Михаил Игнатьев. Няня. 1913. Днепропетровский художественный музей
Чтобы малыш хорошо спал, в зыбку клали осиновую кору или камешек. Иногда в новую кроватку пускали спать кота — главного персонажа многих колыбельных песен.
«Помогал» укачивать младенцев Дрёма. В «Словаре русских суеверий, заклинаний, примет и поверий» его описывали как «вечерний или ночной дух в образе доброй старушки с мягкими, ласковыми руками или же в обличье маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом».
Ваня будет спать,
Котик Ваню качать.
А котик его качать
Да, серенький, величать.
Сон да Дрёма,
Усыпи мое дитя!
Во многих регионах существовала примета: нельзя качать пустую колыбель. Это якобы могло вызвать у ребенка бессонницу, а у матери — скорую новую беременность. Позже качание пустой колыбели стали связывать со смертью младенца. Подобный запрет и сегодня распространен в Северной Европе, на Кавказе, в Казахстане и других странах. В России его перенесли и на детские коляски.
Время первой стрижки
Кирилл Лемох. Варька. 1893. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
Николай Пимоненко. Вечереет. 1900. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Харитон Платонов. Крестьянская девочка (Молоко пролила). 1876. Томский областной художественный музей
В древности волосы стригли по определенным поводам. Например, вплоть до XX века обычай «обрезания косы» бытовал на свадьбах: невесту слегка постригали или расчесывали ей волосы. До наших дней дошли и отзвуки детских обрядов, отмечавших разные стадии взросления. Первый раз ребенка полагалось стричь в год. Считалось, что, если постричь ребенка до года, можно «укротить ум» или «застричь язык» — помешать развитию речи. После года детей стригли каждый Чистый четверг, сажая на шубу — это олицетворяло будущее богатство.
Мышка вместо Зубной феи
Николай Богданов-Бельский. Новая сказка. 1891. Национальный художественный музей республики Беларусь, Минск
Кирилл Лемох. Выздоравливающая. 1889. Приморская краевая картинная галерея
Антонина Ржевская. Веселая минутка. 1897. Государственная Третьяковская галерея
История современной Зубной феи началась в конце XIX века. Сказку о ней создал писатель Луис Колома. Ее заказала для своего маленького сына-короля Альфонса XIII его мать-регентша королева Мария Кристина. За 1000 лет до этого обычай вознаграждать малышей был известен у викингов, которые носили молочные зубы как талисманы на удачу в бою. На Руси подарков в таких случаях не полагалось, однако особый ритуал существовал. Чтобы у ребенка росли крепкие и здоровые зубы, полагалось стать спиной к печке, закинуть выпавший молочный зуб через плечо и сказать: «Мышка, мышка! На тебе костяной зуб, а мне дай железный!» Или: «Мышка, мышка, вот тебе зуб репяной, дай мне костяной!».
Учение с 7 лет
Николай Богданов-Бельский. У дверей школы. 1897. Государственный Русский музей
Алексей Венецианов. Крестьянские дети в поле. 1810-е. Государственный Русский музей
Константин Маковский. Дети, бегущие от грозы. 1872. Государственная Третьяковская галерея
В семь лет у детей начинался особый возраст. Считалось, что они проходят первый серьезный этап взросления. Если до этого все бегали в рубашонках, а во «взрослую» одежду наряжались только по праздникам, то после семи мальчики начинали носить штаны, а девочки — сарафаны и юбки. С этого времени детей учили грамоте. В былине о богатыре Добрыне Никитиче рассказывалось: «А и будет Добрыня семи годов, / Присадила его матушка грамоте учиться».
Крестьянская семья воспитывала детей в труде. Им поручали посильную работу: пасти лошадей, загонять скотину, собирать с поля картошку. Девочки оставались при матери и учились разогревать и готовить еду, прясть и нянчить младших детей. А мальчики с этого времени находились при отце и учились мужским занятиям.
Автор: Екатерина Гудкова
Источник
Надежда Лаптева
Статья «Воспитание детей через народные традиции»
Воспитание детей через народные традиции.
“Воспитание, созданное
самим народом и основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу, которой нет в
самых лучших системах, основанных на абстрактных
идеях или заимствованных у другого народа”.
К. Д. Ушинский
В наше время возникает острая проблема воспитания детей. В каждой семье есть на это свои взгляды и мысли.
Проблемы во взаимоотношениях с детьми бывают у всех. «Почему ты не слушаешься, почему так себя ведешь?» – такие упреки порой слышит каждый ребенок. И у каждого родителя иногда опускаются руки, потому что ребенок просто не слышит или не воспринимает слова взрослого. Как бы это смешно не звучало, но иногда мама или папа просто не могут найти подход к своему ребенку, которого они знают с младенчества.
Я давно начала задумываться, что такое воспитание, через народную культуру. Разобраться в этом мне помог один случай.
У одной девочки в группе плохо проходила адаптация к детскому саду. Она постоянно плакала и просилась домой. Ни на какие слова и действия воспитателя, чтобы ее успокоить, не реагировала. И однажды, воспитатель поставила на занятии запись музыкальных частушек, дав детям по погремушке. Вдруг девочка, которая плакала, затихла и начала слушать частушки. Спустя некоторое время девочка вместе с остальными, взяв в руки погремушку, начала играть. А спустя некоторое время девочка стала реагировать на слова воспитателя и пошла вместе с детьми танцевать. После занятия, когда воспитатель собирала погремушки, то девочка захотела поиграть с погремушкой. Она оставалась у девочки почти до конца дня, причем девочка спокойно садилась за стол, шла мыть руки и легла спать без плача. Спустя некоторое время девочка стала спокойно заходить в группу, а потом вообще с радостью играла и общалась с детьми.
Этот случай показал, что ребенок не просто прореагировал на музыкальные звуки, а именно успокоился посредством музыкальной терапии.И вот я задумалась: как сделать так, чтобы ребенок не просто получал общее развитие посредством системы воспитания, но и знал нашу культуру. Даже совсем маленьких детей можно научить играть на погремушках, причем им это очень нравиться! Через погружение в народный быт и музыкальную культуру, мы можем дать детям совсем другое восприятие жизни, научить детей слушать и слышать себя и окружающих, смотреть на мир другими глазами, расширить свой кругозор. Я решила рассмотреть эту проблему с разных сторон.
Так что же такое воспитание по сути? И как правильно воспитывать ребенка?
Многие родители считают, что ребенок сам развивается, если растет, посещает детский сад или ходит в школу. Причем эти родители постоянно заняты и не уделяют ребенку должного внимания. Другие же занимают ребенка, записывая его на всевозможные кружки и занятия, в бассейн или в музыкальную школу, что ребенок просто не может вздохнуть. И объясняя это тем, чтобы «он не болтался, где не попадя». Можно подойти к проблеме воспитания детей как воспитание личности. Что ребенку нужно, чтобы он гармонично развивался? Самое главное для ребенка, а особенно для малышей – это любовь, забота и внимание родителей.
Дошкольный возраст – один из важных периодов становления ребенка и его личности, формирования у него первых представлений об окружающем мире. Это период, когда ребенок переживает все то, что с ним происходит.
Если мы хотим, чтоб ребенок знал что такое культура, доброта, любовь и уважение к старшим, а главное ценил это, то все, что предавалось у нас из поколения в поколение нашими предками, мы должны отдать нашим детям.
Недаром на Руси всегда славилось домашнее воспитание детей. Приобщение к культуре и нравственным ценностям было первостепенным. Именно через фольклор и народный быт создавались образ и личность ребенка.
Нашей целью является воспитание гармонично развитых детей, уважающих культуру, народные традиции и обычаи нашего народа.
Для того, чтобы прийти к поставленной цели,необходимо выполнить следующие задачи:
• проявлять интерес и учить уважительному отношению к культуре;
• воспитывать интерес детей к устному народному творчеству;
• проявлять любовь и уважение к родному языку и его особе6енностям;
• воспитывать в детях нравственные качества;
• во всем поддерживать ребенка, развивать его творческие качества;
• учить ребенка правильно и дружелюбно общаться со сверстниками;
• воспитывать уважение к чувствам других
Для того, чтобы все эти задачи можно было выполнить мы обратимся к традициям русской народной культуры.
Знакомство детей с произведениями фольклора, приобщение их к богатству и красоте народно — прикладного искусства, воспитывает любовь к родному краю. Народная культура учит любить природу, воспитывает трепетное отношение к животным, расширяет кругозор у детей и способствует формированию лучших нравственно-духовных качеств.
Уже с раннего возраста можно ребенка приучать к культуре, через игры и занятия. Тем более это же так интересно и занимательно для него, а родители получают истинное наслаждение, от того, что у их чада все получается!
В настоящее время возникло особое направление в педагогической науке – этнопедагогика, изучающая народный опыт воспитания детей.
Великий педагог А. Я.Коменский писал: «. народ и народные языки находятся в величайшем презрении, чем им наносится величайшая обида. Пусть всякому народу все передается на родном языке.» .
Народная педагогика заключает в себе многовековую культуру воспитания, общие черты воспитания разных народов, сохранившиеся в устном народном творчестве, обычаях, детских играх, обрядах.
С раннего детства через игры, забавы старшие учат младших общению, добру, воспитывая и обучая.
В настоящее время, к сожалению, большинство традиционных видов деятельности утрачено. Но в некоторых, деревнях и селах, в России, еще сохранились крестьянские обычаи, обряды и праздники, причем передавая из поколения в поколение свой опыт детям. Тем самым эти места стали уникальными в нашей жизни. Поэтому некоторые люди специально едут на другой конец земли, чтобы посмотреть, а главное – принять участие в таких праздниках!
“У каждого народа, — писал К. Д. Ушинский, — своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит народам”.
Чтобы приобщить к истоком народной культуры и вызвать интерес у ребенка к традициям, надо воспитывать это не только на занятиях, но и дома. Главное то, что ребенок может прочувствовать, понять и принять вместе со взрослым и только через наглядные примеры. Ведь очень сложно воспитать гармонично развитого человека, который не будет знать своих предков и их традиции.
Обогащение народной культурой позволит глубже проникнуться в художественно- эстетическое воспитания детей, приобщить их к традициям, поможет привить каждому ребенку любовь к творчеству, к прошлому своего народа.
Давайте любить свою историю, свою страну и свои традиции! А самое главная наша задача – это передать и прочувствовать это все со своими детьми. Если сейчас каждый из нас хоть чуточку начнет ценить то, что мы имеем, передавать своим детям и прилагать все усилия, чтобы все это сохранить, то нас ждет светлое будущее!
Используемая литература:
1. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. Роза Буре
2. «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». Элейн Мазлиш, Адель Фабер
3. К. Д. Ушинский «О народности в общественном воспитании».
Источник