Развитие ребенка через различные виды ручного труда
Жмакина Наталья
Ручной труд в развитии детей старшего дошкольного возраста
1. Ручной труд в развитии детей дошкольного возраста
Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретает вопрос по знакомству детей дошкольного возраста с национальными и региональными культурными наследиями и историей страны, края.
Ручной труд тесно связаны с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Разновидности ручного труда повторяются в возрастных группах, изменяются только содержание, объём познавательного материала, сложность и длительность изучения.
Через ручной труд в дошкольный период активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг, и д. р.). Ребёнок, который мало общается со сверстниками или не принимается в сообществе из-за неумения общаться, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, неуверенности в себе, замкнутости.
Дошкольный возраст приносит ребёнку новые принципиальные достижения. Ручной труд благотворно влияет на психику ребёнка, так как он успокаивает и расслабляет её. Занимаясь любимым и интересным делом, будь то шитьё, вышивание, аппликация ребёнок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка. Занятие помогает адекватно выразить эмоциональное состояние дошкольника: гнев, обиду, боль, радость.
1.1. Что ручной труд развивает у детей
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных умений и навыков. Развитие творческих конструктивных способностей идёт с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Способствует развитию мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений. Воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Занимая ребёнка ручным трудом помогаем ему в развитии мелкой моторики рук. Причины отставания в развитии мелкой моторики рук нужно связать с современным уровнем научно-технического прогресса. Это объясняется тем, что родителям проще посадить ребёнка за компьютер или телевизор, включив на несколько часов, или мультфильмы, тогда ребёнок не будет отвлекать от взрослых дел. Труднее заниматься с детьми полезной работой и в виде ручного труда – это требует внимания, заботы, терпения, времени.
Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка.Другим словом: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.
В младшем дошкольном возрасте ручной трудзаключается в разнообразной предметной деятельности:
— застёгивание с расстёгивании пуговиц;
— шнуровании ботинок;
— шнуровка на специальных рамках;
— нанизывание колец на тесьму;
— игры с мозайкой;
— сортировка мозайки по ячейкам;
— игры с конструкторами;
— перебирание круп, зёрен.
Занятия ручным трудом позволяет снять стресс, помогает выразить чувства, избавится от избытка слов, если ребёнок болтлив, и приобщать к социальной активности необщительных детей.
Существует много различных способов развития мелкой моторики рук, такие как пальчиковая игра, самомассаж и обязательно занятия ручным трудом (шитьё, вязание, аппликация, плетение).
Практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующих улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
Через ручной труд можно определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, что является показателем интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Дети часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыками письма. Неподготовленности к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.
Занятия ручным трудом окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему более самостоятельным и уверенным в себе. К концу дошкольного возраста кисти рук ребёнка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.
1.2. Организация работы по ручному труду в ДОУ
Всё это подтолкнуло организовать кружок «Премудрости Василисы» по ручному труду в детском саду. Кружковая работа ведётся со старшей группы. Занятия в кружке помогают сформировать у старших дошкольников специальные умения и навыки, развить художественно-творческие способности в постижении мастерства традиционного русского рукоделия;
Воспитать трудолюбие и аккуратность.
Организуя работу с детьми учитывала, что ребёнку должен быть интересен данный вид деятельности, он должен сам выполнять ту или иную работу и обратиться к взрослому за помощью или советом. Старалась поддерживать у него уверенность в своих силах, одобряла и поощряла проявление настойчивости, терпения, желание довести начатое дело до конца.
В начале занятия рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику, это помогает подготовить руку к работе, а в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток подбирала самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Занятия в кружке «Премудрости Василисы» позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику рук; самоутверждаться,
Проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, знакомятся с правилами техники безопасности при работе с иглой, ножницами.
К концу года дошкольники научились работать с тесьмой, тканью, подбирая нужные цвета для оформления (юбка, фартук, овладели швом «вперёд иголка».
Продолжала работу по ознакомлению детей с рукоделием в подготовительной группе. Занятия оказывают благотворительное влияние на общее развитие ребёнка, помогают ему более самостоятельным и уверенным в себе, продолжает развиваться мелкая моторика рук. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка.
На этом этапе больше времени отводится для развития ручных навыков, используя иголку, бисер, бусины различной величины, нитки, тесьму. Работая с пуговицами, учу различать их по форме и цвету, составлять из них различные узоры и композиции.
Познакомила детей с «Матрёшкой», рассказала историю народной игрушки и народного костюма. Новый вид рукоделия изонить, где у детей развиваются более точные движения пальцами, чувство цвета, фантазия и пространственное мышление. Овладевают новыми видами швов «назад иголка», «через край».
Данные занятия требуют от детей усидчивости и терпения, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Доступные по содержанию занятия помогают ребёнку развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук, навыки самообслуживания.
Совместно с родителями и сотрудниками ДОУ организовались выставки «Мир удивительных поделок», «А у мамочки моей ручки золотые», «Игрушка будущего», информационные уголки. Прошла выставка методической литературы для родителей «Ручной труд в подготовке детей к письму».
Видя, как формируются у детей умения и навыки по ручному труду, родители с готовностью откликаются на все просьбы. Дарят различные дидактические и настольные, наборы для шитья и аппликации.
Занятия проводятся один раз в неделю. Интересно использование фольклора в рукоделии. Наследие русского народа чрезвычайно богато и даёт широкие возможности для приобщения дошкольного к рукоделию. Формы и методы работы использую самые разнообразные. Это беседы, рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевые игры, экскурсии.
2. Приёмы и методы организации кружковой работы
В работе кружка широко используются практические методы обучения:
Упражнение (при освоении приёмов шитья и вышивания, моделирование, игровой метод.
Из словесных методов применяется рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы. Из словесных приёмов обучения необходимо использование воспитателем объяснения, пояснения, педагогической оценки.
Применяются и наглядные методы и приёмы:
-наблюдение;
-рассматривание готовых поделок и вышитых изделий на выставках, на занятиях кружка;
-показ образца;
-показ способа вышивания, шитья, аппликации.
Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю донести детям занятия, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.
3. Рекомендации по организации кружка по ручному труду
На занятиях кружка дети учатся, и работать в коллективе, для этого создаются все условия. Дети в кружке одного возраста, что является идеальным вариантом обучения. В такой группе концентрируются благоприятные условия для занятий, так как здесь царит лад, согласие, порядок и доброжелательное отношение. Дети охотно помогают друг другу освоить какой — либо приём, способ, навык. Очень хорошо сплачивает коллектив подготовка к праздникам и их проведение.
Для успешного освоения, умения и навыков количество детей в группе первого года обучения – 10 человек, для второго года обучения – 7 человек.
Режим работы кружка один раз в неделю.
Первый год обучения продолжительность занятия 25 минут;
Второй год обучения – 30 минут.
Источник
Ирина Фомичева
Развитие творческих способностей у детей посредством художественного ручного труда
Структура рабочей программы
1. Пояснительная записка …. 3
1.1. Цель рабочей программы … 5
1.2. Задачи рабочей программы …. 5
1.3. Принципы и подходы к организации образовательного процесса …. 7
2. Планируемые результаты освоения Программы (в соответствии с целевыми ориентирами) 8
12
3. Календарно-тематическтий план 15
4. Методическое обеспечение программы 31
1. Пояснительная записка
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой,стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Преобразования во всех сферах российского общества, ускорение темпов научно-технического и социального прогресса актуализируют потребность в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и стереотипов мышления. Вместе с тем, креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка.
В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности.
Эффективным средством развития у детей художественно-творческих способностей, является выполнение творческих заданий, дающих возможность применять ранее усвоенные знания, умения и навыки для решения новых познавательных задач. Между тем в теоретических источниках творческие задания представлены фрагментарно и не занимают должного места в обучении дошкольников различным видам художественного труда.
1.1.Цель рабочей программы: развитие творческих способностей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда
1.2.Задачи рабочей программы:
1. Развитие творческих способностей у детей, оригинальности подхода к
решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;
2. Совершенствование мелкой моторики руки;
3. Формирование умений и навыков работы с различными материалами,
приспособлениями и инструментами;
4. Воспитание аккуратности, самостоятельности.
1.3. Принципы и подходы к организации образовательного процесса
— Принципы сотворчества педагога с ребенком, доброжелательного отношения в процессе работы;
-Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
-Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
-Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
-Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
-Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
-Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
В работе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей через проведение обучающей, развивающей, игровой деятельности в изготовлении поделок из нетрадиционных художественных материалов
2.Планируемые результаты освоения Программы:
1. Развиты творческие способности у детей; оригинальность подхода к
решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;
2. Совершенствована мелкая моторика руки;
3. Сформированы умения и навыки работы с различными материалами,
приспособлениями и инструментами;
4. Воспитана аккуратность, самостоятельность при выполнении творческих заданий.
Развитие творческих способностей старших дошкольников происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами. Однако наилучшим образом этому способствует практическая деятельность детей, в том числе занятия ручным трудом. Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, бисера, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений и т. д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей старшего дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт
В процессе ручного труда создаются условия для развития аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей. Это, в свою очередь, обеспечивает успешное овладение более сложным учебным материалом. Самобытная деятельность ребенка, приводящая к созданию субъективно нового продукта, является первым этапом присвоения социально-культурного опыта залогом успешного применения сформированных знаний, умений и навыков в любой из сфер «прогрессивной» действительности.
В процессе организованной деятельности художественным трудом у детей старшего дошкольного возраста формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно –эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями.
При организации совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей предлагается форма организации художественного труда в мини-группах, что способствует приобщению старших дошкольников к художественному труду, предоставлению детям свободы выбора, возможности развития комбинаторных умений и выработки индивидуального стиля и темпа деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-6 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Продолжительность реализации программы 1 год.
Организованная деятельность проводится 1 раз в неделю (4 раза в месяц, 32 занятия в год) по подгруппам по 6 человек, время проведения с каждой мини-группой — не более 25 минут.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические — рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, непосредственное изготовление изделий, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
В конце учебного года дети старшего возраста могут:
— владеть элементарными трудовыми умениями при работе с бумагой, картоном, соленым тестом, самоклеящейся бумагой, нитками, использовать по образцу крупы, семена растений, ткани и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).
— выполнять правила безопасного пользования ножницами и клеем, иголкой;
— планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
— разрезать бумагу по нанесенным меткам;
— работать с пластилином и соленым тестом приемами параллельного и кругового скатывания;
— вдевать нитку, тесьму в иголку;
— изготовлять поделки из природного материала;
3. Календарно — тематическтий план на 2015-2016 год
Сентябрь.
№Тема: Цель
1. «Георгины» Объемная аппликация. Учить детей составлять цветок из отдельных лепестков, аккуратно сгибая их по центру вдоль, наклеивать намазывая клеем только ровный край лепесточка. Катать шарики из салфетки, аккуратно наклеивать их в середину цветочка. Приклеивать свой цветок в общий букет так, что бы он не загораживал цветы других детей.
2. «Грибочки» Аппликация, выполненная торцом бумаги. Учить детей скручивать готовые полосочки бумаги в рулончик. Готовые рулончики наклеивать на нарисованную форму гриба.
3. «Осенняя пора» Коллективная аппликация из листьев. Предложить детям сделать картину из листьев. Каждому ребенку предложить выбрать, что он хочет сделать (показать картинки, образцы, учить аккуратно приклеивать листики в правильной последовательности. Учить красиво располагать готовые аппликации на ватмане.
4. «Зверушки» Поделки из природного материала. Предложить детям изготовить зверушек из природного материала. Учить детейсамостоятельно составлять зверей: туловище-шишка, голова-каштан и подобное. Предложить самим придумать и изготовить зверушку, (возможен показ образца или картинок). Использовать для соединения деталей пластилин.
Октябрь.
№Тема: Цель
1. «Жираф» Аппликация с использованием крашенного песка. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок песком соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении.
2. «Бабочка» Мозаичная аппликация из бросового материала. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеющейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом.
3. «Зверушки из фисташек» Поделки и фисташек. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Предложить самим придумать и изготовить зверушку, (возможен показ образца или картинок). Использовать для соединения деталей пластилин.
4. «Золотая осень» Мозаичная аппликация из пластилина. Учить детей самостоятельно выполнять работу, отщипывать маленькие кусочки пластилина и наклеивать их на форму, приготовленную педагогом.
Ноябрь.
№Тема: Цель
1. «Гусеница» Аппликация с использованием крашенного песка. Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок песком соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении. создавать композицию.
2. «Собака» Объемная фигурка и бумаги. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить вырезать из бумаги различные фигуры, склеивать из них различные детали фигуры. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным.
3. «Зверушки из фисташек» Поделки и фисташек. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Предложить самим придумать и изготовить зверушку, (возможен показ образца или картинок). Использовать для соединения деталей пластилин.
4. «Черепашка» Аппликация с использованием чайной заварки. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок заварки. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении, создавать композицию.
Декабрь.
№Тема: Цель
1. «Ёлочка» Мозаичная аппликация из бросового материала. Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеющейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом.
2. «Символ года»
Плакат. Аппликация из резаных ниток. Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.
3. Открытка «Веселые хороводы»
Открытка, аппликация. Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.
Бисерография. Учить украшать свою открытку бисером и пайотками. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки.
Январь.
№Тема: Цель
1. «Волшебные снежинки» Лепка из соленого теста. Украшение из бисера. Учит детей изготавливать снежинку их четырех тонких колбасок, пересекающихся в центре. Развивать фантазию в украшении снежинок бисером.
2. «Киска» Объемная фигурка и бумаги. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить вырезать из бумаги различные фигуры, склеивать из них различные детали фигуры. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным.
3. «Дед Мороз» Мозайка из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне, контролировать совпадение цветов рисунка и пластилина.
Февраль.
№Тема: Цель
1. Поздравительная открытка.
Открытка, аппликация. Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.
Бисерография. Учить украшать свою открытку бисером и пайотками. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки.
2. «Валентинки» Поделка из салфеток. Учить детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать не большой участок формы клеем и приклеивать шарики из салфеток.
3. «Вертушка» Конструирование-оригами. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно складывать лист бумаги по диагонали, вдоль и поперек. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным
4. «Звери из полоски картона» Конструирование. Учить детей отрезать от листа картона неширокие полосочки, склеивать эти полосочки в кольца. Самостоятельно моделировать зверушку по своему усмотрению.
Март.
№Тема: Цель
1. «Весеннее солнышко» Аппликация с использованием крашенного песка. Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок песком соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении. создавать композицию.
2. Поздравительная открытка.
Открытка, аппликация. Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.
Бисерография. Учить украшать свою открытку бисером и пайотками. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки.
3. «Первые цветы» Аппликация. Учить детей самостоятельно вырезать лепесточки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.
4. «Утята» Аппликация из резаных ниток. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.
Апрель.
№Тема: Цель
1. «Звери из полоски картона» Конструирование. Учить детей отрезать от листа картона неширокие полосочки, склеивать эти полосочки в кольца. Самостоятельно моделировать зверушку по своему усмотрению.
2. «Овечки» Объемная фигурка и бумаги. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить вырезать из бумаги различные фигуры, склеивать из них различные детали фигуры. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным.
3. «Паровозик» Мозаичная аппликация из бросового материала. Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеющейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом.
4. «Пасхальные яйца» Лепка из соленого теста. Учить тонко расплющивать тесто, закатывать в него форму от шоколадного яйца. Катать между ладошками, придавая форму яйца.
Бисерография. Украшать форму по желанию ребенка, использовать при украшении бисер и стеклярус.
Май.
№Тема: Цель
1. Поздравительная открытка.
Открытка, аппликация. Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.
Бисерография. Учить украшать свою открытку бисером и пайотками. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки.
2. «Звери из полоски картона» Конструирование. Учить детей отрезать от листа картона неширокие полосочки, склеивать эти полосочки в кольца. Самостоятельно моделировать зверушку по своему усмотрению.
3. «Лев» Поделка из бросового материала. Учить детей обклеивать картонные рулончики, самостоятельно вырезать детали льва, соединять детали между собой. (Возможно использование образца или изображения поделки)
4. «Барашек» Аппликация, выполненная торцом бумаги. Учить детей скручивать готовые полосочки бумаги в рулончик. Готовые рулончики наклеивать на нарисованную форму барашка.
4.Методическое обеспечение:
• И. Агапова, М. Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Москва, 2008г
• М. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владис, 2007
• И. А. Лыкова «Я леплю из пластилина», Карапуз, 2008г.
• И. А. Лыкова «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г.
• И. А. Лыкова «Я создаю поделки», Карапуз, 2008г.
• И. А. Лыкова «Я собираю гербарий», Карапуз, 2008г.
• Л. В Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера, 2005г
• Е. Рубцова «Фантазии из соленого теста», Москва, Эксмо, 2008г.
• Л. А. Парамонова, Е. Ю. Протасова «Я люблю изобретать», Мир книги, «Карапуз», 2008г
• Н. А. Чен «Замечательные поделки своими руками», Харьков, 2008г.
Источник