Развитие ребенка через приобщение к изобразительному искусству
Ольга Васильевна Вельчинская
Приобщение детей к изобразительному искусству
Детское художественное творчество это создание нового значимого для самого ребнка продукта его деятельности: это придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, уточнений, домыслов; это применение усвоенных ранее способов и средств выразительности в новых ситуациях; это проявление инициативы, самостоятельности, решимости, поиск в процессе деятельности способов, путей творческого решения задач. Из этого следует, что процесс детского творчества необходим в развитии ребнка, так как способствует самовыражению и самоутверждению и развитию важных психических процессов.
В дошкольном возрасте ребнок – сама эмоция, и поэтому значение его встречи с искусством трудно переоценить. Рисование способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует творческую личность. С раннего детства необходимо формировать эстетический вкус, подлинные эстетические ценности, так как детство является наиболее благоприятным периодом для становления творческих способностей. Проблема изучения творческих способностей детей имеет большое значение сегодня, так как влияет на нравственные основы бедущего поколения, на всестороннее гармоничное развитие личности каждого ребнка. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребнка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становиться все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем. Доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растт, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их решения – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. В работах Запорожца А. В., Давыдова В. В., Поддъякова Н. Н. установлено, что дошкольники способны в процессе творческой деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Способны анализировать, сравнивать и сопоставлять, развивать умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. Отсюда вытекает актуальность опыта, так как он связан с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости. Перспективность опыта заключается в том, что предлагаемый опят дат возможности для самореализации, самоутверждения детей с различным уровнем способностей. Использование игровых форм и знакомство дошкольников с нетрадиционными примами и способами художественного творчества в образовательной деятельности ведт к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины, позволяют в кратчайшие сроки обеспечить усвоение знаний, умений и навыков по ряду разнообразных тем, изучаемых в художественном творчестве.
Представление детей пятого года жизни о предмете во многом отличается от самого предмета и сохраняют не все его качества, а лишь отдельные стороны, которые произвели на них наибольшее впечатление. При этом, полученные от восприятия представления не остаются неизменными, а постоянно меняются и преобразуются. Происходит процесс общения представлений, и дети изображают в рисунках не то, что они видели, а то, что себе представили, вообразили сами. Поэтому рисунки детей 4-х лет специалисты относят к первой стадии изобразительного этапа. Их отличает примитивная выразительность, которая связана как с особенностями восприятия, так и с ручной умелостью ребнка. Несмотря на то, что движение руки к четырм годам уже в значительной степени сформировано, они ещ не достаточно скоординированы. Действия детей 5-го года жизни, как правило, неуверенные, скованные, неточные. Поэтому на начальных этапах дошкольники всецело поглощены процессом нанесения линий, пятен, а зрительный контроль за направлением движения часто отсутствует или сведн до минимума. Сосредоточив внимание на проведении линий, ребнок как бы «забывает» о форме, которую необходимо передать. С возрастом происходит резкое ускорение темпов развития сложных двигательных навыков. По данным Г. А. Кислюк, у детей 6-7 лет этот процесс происходит в 4,5 раза быстрее, чем у детей 5-го года жизни. Не стоит форсировать процесс обучения.
Одним из печальных результатов чего является превращение художественных образов в застывшие шаблоны.
Для того, чтобы получить полноценный продукт детской деятельности, педагоги строят процесс обучения на основе копирования заданного им образца. Ребнок податлив и доверчив, ему значительно проще нарисовать дорожку, солнце, домик, дерево по образцу педагога чем на основе собственных представлений об этих предметах.
Отвечая элементарным требованиям изображения, шаблоны находят признание у окружающих и, благодаря этому, закрепляются в индивидуальном опыте ребнка.
С одной стороны, это имеет положительное значение, так как создат определнную графическую основу для художественного творчества, вселяет уверенность – ребнок немедленно получает результат.
Однако, шаблоны представляют большую опасность для развития детского творчества. Если не руководить деятельностью детей, то они могут так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных ими застывших построений отдельных предметов, и полностью утратить личные средства выражения.
Не нужно недооценивать роль художественного творчества в умственном воспитании детей. Н. П. Сакулина в своих исследованиях выясняет целый ряд вопросов, имеющих важное значение для формирования художественного творчества и развития детей, их умственного воспитания. «Основным источником познания действительности, с целью е отражения в образах,- пишет Н. П. Сакулина, — является восприятие зрительное и осязательное. Отдельные акты восприятия, объединяясь и преобразуясь, составляют опыт многократных наблюдений, формируют представление. Происходит отбор и обобщение получаемой информации, включаются мыслительные действия – анализ, синтез, обобщение».
Включение в процесс восприятия и последующее изображение операций анализа, сравнение, уподобления, установления сходства и различия предметов, а так же обобщение, как показывают психологические исследования Н. И. Чуприкова, Т. Д. Ратанова, способствуют интеллектуальному развитию детей.
Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребнка. Здесь непосредственно принимает участие ум (знание, мышление, воображение, характер (смелость, настойчивость, чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью).У детей формируется эстетическая оценка.
В ходе творческой деятельности дети постоянно сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета, явления (часто для этого привлекаются эпитеты, сравнения, стихотворные тексты, в результате у детей развивается яркая выразительная речь, что так же связанно с умственным развитием детей.
Детей можно и нужно научить. Деятельность ребнка отличается большой эмоциональной включнностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата. И это вторая особенность детского творчества. Для взрослого человека начало решения проблемы является самым трудным и мучительным. Ребнок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей, он с лгкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже бессмысленную деятельность, которая постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребнка поиском и часто приводит к положительным результатам. И это – третья особенность детского творчества.
Творческие способности дошкольника повышаются при включении игры в художественное творчество, так как создаются комфортные условия, а в итоге – возрастает мотивация к учебно – познавательной деятельности, а вместе с ней возрастает и результат, ведь работа, выполненная с удовольствием, никогда не проходит бесследно.
Игровые мероприятия позволяют:
-активнее стимулировать развитие творческих способностей;
-максимально развить потенциал ребнка, его творческие проявления, возможности самореализации в различных видах художественного творчества.
Использования игры дат возможность задействовать различные виды деятельности (изобразительную, драматизацию, литературную, устное творчество) в интеграции, что позволяет педагогам шире раскрыть способности каждого ребнка. Экспериментируя, дети в естественной форме развивают эмоциональную отзывчивость, чувство ритма, цвета, творческое мышление.
Художественное творчество является лишь одним из средств эстетического воспитания, осуществление полноценного воспитания возможно лишь при комплексном характере эстетических воздействий на человека. Но чтобы стало возможным, необходимо совершенствование всех средств эстетического воспитания, в том числе и рисования, интерес к которому возникает в раннем возрасте и проходит через вс дошкольное детство и часто продолжает развиваться и углубляться в последующие годы. Следует помнить, что решение задач всестороннего воспитания и развития детей в процессе художественного творчества происходит не само по себе, не стихийно, а при условии, что педагог будет постоянно помнить об этом и направлять свою деятельность на их решение.
В каждом из нас живт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «закрытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимании на задатки и способности ещ в детстве. Нужно запомнить простое правило –бездарных детей нет, есть не раскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребнок».
Источник
Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента рождения и вводит его в окружающий мир через системы художественных образов, произведений. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Внутренний мир ребенка ярко представляется в художественных произведениях, созданных им самим. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.
Учитывая особенности искусства (тяготение разных видов искусства к взаимосвязи), важно использовать интегрированный подход к изучению искусства дошкольниками. Полноценное восприятие и понимание искусства детьми достигается при условии целенаправленного знакомства с искусством как результатом творческой деятельности. Художественное воспитание является частью эстетического воспитания. Оно неотрывно связано с задачами эстетического воспитания, всестороннего развития ребенка. Знакомство с каждым видом искусства предполагает знание истории искусства в целом, особенностей языка искусства (средств выразительности, материалов), форм его произведения.
Таким образом, осуществляется знакомство детей с каждым видом искусства и одновременно раскрывается их взаимосвязь, взаимодействие.
Выделяется народное, профессиональное, самодеятельное искусство. Детям дошкольного возраста доступно восприятие и освоение народного искусства во всем его многообразии, причем должен учитываться региональный, национальный аспекты. В первую очередь осуществляется знакомсто с тем, что близко ребенку, окружает его в повседневной жизни (в быту, на улице). Важным фактором творческого развития является семья, ее традиции. Желательно еще в дошкольном возрасте дать детям возможность попробовать свои силы в работе с разными материалами (глина, дерево, ткань, шерсть, бисер и т.д.), а также в различных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, театрализованной, игровой).
Знакомство с профессиональным искусством предполагает определенный уровень психического, интеллектуального и эстетического развития и вместе с тем способствует этому развитию. Ребенку среднего возраста и старшего дошкольного возраста уже должно быть доступно понимание терминов, понятий, истории искусства, средств выразительности, а также непосредственного восприятия произведений искусства (всевозможных выставок, театральных спектаклей).
Важным элементом знакомства с искусством являются самостоятельная художественная деятельность ребенка, организация специальных выступлений. Выставок детского творчества и т.п., где ребенок мог бы проявить свои чувства, мысли, отношение, способности и художественные умения.
Сообразно концепции эстетического воспитания искусство в педагогическом процессе используется в трех направлениях: в эстетическом оформлении развивающей среды детского учреждения, в котором протекает жизнь и деятельность детей; в ознакомлении детей с произведениями искусства как явлением отечественной и мировой художественной культуры; в развитии художественного творчества и способностей детей.
Искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей и предстаёт перед воспринимающими его людьми в виде художественных произведений, созданных живописцами, скульпторами, писателями, музыкантами – всеми художниками в различные периоды исторического развития общества. Оно несёт в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей, явлений природы и людей, сохраняет их образы для новых поколений. Искусство расширяет социальный опыт человека, его взаимодействие с природой и обществом, другими людьми. В этом проявляется коммуникативная функция искусства. Оно способствует также познанию окружающего мира через художественные образы в живописи, графике, скульптуре, архитектуре. В процессе обучения, образования детей возрастает просветительская роль искусства.. Изобразительное искусство обладает своим «языком», который помогает художнику выразить свои мысли, чувства, своё отношение к действительности. Образы искусства, благодаря знанию «языка», воспринимаются ярко, живо, формируются чувства, вызывают эмоциональное отношение к событиям и явлениям, помогают глубже воспринимать окружающую действительность.
Приобщение к изобразительному искусству начинается уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок получает первые художественные впечатления. В этот период он эмоционально воспринимает произведения искусства (картину, скульптуру, иллюстрацию, декоративные изделия), постепенно постигает их художественный «язык». Психологи отмечают возможности раннего зарождения у детей эстетического восприятия, которое в своём развитии проходит определённый путь становления. Эстетическое отношение к предмету предусматривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый предмет, умение, которое может возникнуть только на определённом этапе развития ребёнка. По данным психологов, восприятие произведений искусства проходит несколько ступеней развития: от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств, до достижения сути и глубины художественного содержания. Только к старшему дошкольному возрасту, в связи с накоплением впечатлений от знакомства с широким кругом явлений, с появлением жизненного опыта, способности к наблюдению, анализу, классификации, сравнению и другим мыслительным операциям, ребёнок способен оценить предмет искусства, увидеть разницу между реальностью и её изображением. Необходимо активно развивать у ребёнка эстетическое восприятие произведений искусства, учить его выделять выразительные средства художественного произведения, разных видов и жанров.
Восприятие живописи детьми. Ранние эмоциональные переживания, связанные с восприятием искусства, красоты, нередко оставляют неизгладимый след в душе ребёнка. С годами это первое, не всегда осознанное, тяготение к прекрасному переходит в потребность знать и понимать искусство. По данным исследователей, при восприятии живописи разных жанров дети больше предпочитают картину бытового жанра и меньше натюрморт и пейзаж. Сюжетная картина привлекает детей интересным, увлекательным содержанием. При этом они, как правило, не обращают внимания на эстетические стороны картины. Натюрморты и особенно пейзажная живопись вызывают интерес у ребёнка изображением предметов, явлений природы, цветовыми сочетаниями, колоритом. В картинах бытового жанра детей привлекают различные темы: спорт, образы животных. Интерес к тематике неодинаков у девочек и мальчиков. Мальчики проявляют наибольший интерес к спортивной и героической темам, а девочки – к миру животных. У отдельных детей отмечается устойчивый интерес к одной определённой теме. Дети 5-7 лет, выбирая «самую красивую» картину, способны руководствоваться эстетическими чувствами, вызываемыми гармонией цвета, яркостью красок, их сочетанием. Дети 3-4 лет, воспринимая картину, как правило, ещё не выделяют эстетические качества, их привлекают способы изображения («потому что рисовали красками»). Осознать и выразить в словах свои эмоции, названные элементарными эстетическими качествами изображённых предметов, ребёнок в этом возрасте не может. Но именно эти качества его привлекают, воздействуют и вызывают радостные эмоции. Пейзажная живопись близка детям по их наблюдениям природы, оказывает эмоциональное и эстетическое воздействие, что проявляется в их речи. Дети находят свои поэтические образы для характеристики воспринимаемого явления, используя метафоры, сравнения и другие средства выразительности. Поэтический текст оказывает положительное влияние на восприятие картины, углубляя её восприятие. Он помогает детям осознанно воспринимать выразительные средства, использованные художником, видеть в них средства характеристики образа. Необходимым условием понимания социальной значимости содержания жанровой живописи является личностное отношение к выраженным в живописи социальным явлениям. Оно выступает показателем эмоционального восприятия жанровой живописи, а также немаловажным фактором в процессе формирования социализации личности дошкольника. Большое влияние на восприятие детьми произведений изобразительного искусства оказывает стиль художественного изображения. Лаконичная, яркая по колориту картина вызывает стойкие эстетические чувства. В детском саду необходимо иметь подборку художественных репродукций изобразительного искусства разных видов и жанров.
Восприятие детьми графики. Первые книги с яркими, красивыми иллюстрациями художников открывают перед ребёнком окно в мир живых образов, в мир фантазии. Ребёнок раннего возраста эмоционально реагирует, увидев красочные иллюстрации, он прижимает к себе книгу, гладит рукой изображение на картинке, разговаривает с персонажем, нарисованным художником, как с живым. В этом огромная сила воздействия графики на ребёнка. Она конкретна, доступна, понятна детям дошкольного возраста и оказывает на них огромное воспитательное воздействие. Психологи, искусствоведы, педагоги отмечали своеобразие восприятия детьми графических изображений: тяготение к красочному рисунку, причём с возрастом большее предпочтение они отдают реальной окраске, то же самое отмечается и в отношении требований детей к реалистичности форм изображений. В старшем дошкольном возрасте дети отрицательно относятся к условности формы. Восприятие произведений графического искусства может достигать различной степени сложности и полноты. Оно во многом зависит от подготовленности человека, от характера его эстетического опыта, круга интересов, психологического состояния. Но больше всего это зависит от самого произведения искусства, его художественного содержания, идей. Чувств, которые оно выражает. Рассматривая иллюстрацию, дети дошкольного возраста не только эмоционально откликаются на цвет и форму, но и осмысливают то, что изображено. Художественный образ в иллюстрации воспринимается детьми активно, эмоционально. Своими движениями, жестами дошкольники часто подражают персонажам, они с любопытством рассматривают необычную позу, выражение лица человека. Форма, манера рисунка влияют на характер восприятия, глубину наблюдений. Воспринимая иллюстрации, ребёнок мысленно участвует в изображённых на них действиях героев, переживает их радости и печали. Иллюстрации, где художники используют условные приёмы, искажают форму, грубо нарушают композицию рисунка, дети отвергают, выражают неудовлетворение. Когда иллюстрации вызывают интерес, дети проявляют желание рассказывать, описывать изображенное на картинке. Особенно любимы детьми иллюстрации в книгах о животных, они предпочитают рисунки с изображением зверей, в которых передано полное сходство. Иллюстрация как своеобразный вид искусства тесно связана с книгой. Способность воспринимать её в единстве с текстом является одним из показателей эстетического восприятия, так как графическое изображение даёт возможность увидеть и понять содержание стихотворения, рассказа или сказки. Не случайно дети выбирают книги с иллюстрациями и сами стараются «читать» с их помощью. Эстетическое восприятие иллюстрации проявляется в умении ребёнка описывать изображаемое действие, разбираться во взаимоотношениях между персонажами, героями произведения. Следует высоко оценить значение иллюстрации в детской книге, так как с её рассматривания начинается другой этап в познании окружающего, дети охотно идут за художником в новый мир живых образов, вымысла, сочетания реального и сказочного. Они с интересом включаются в этот процесс, в эту игру фантазии и воображения.
Восприятие скульптуры детьми. В окружающей действительности дети встречаются с произведениями скульптуры разных видов (монументальной, станковой, скульптурой малых форм). При восприятии пластического образа они учатся понимать специфику «языка» скульптуры, так как она даёт трёхмерное изображение предмета в реальном пространстве, обогащает ребёнка новыми способами художественного видения. В отличие от живописи, графики, образы скульптуры имеют реальный объём и специфический материал. Это вызывает у воспринимающего ощущение весомости, тяжести, желания прикоснуться к скульптуре, понять пластическую позу, ритмическую композицию. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, целесообразно, прежде всего, использовать скульптуру малых форм анималистического жанра. Скульпторы-анималисты подчёркивают психологические характеристики животного, отражая его внутренний мир (работы В.А. Ватагина), или стремятся подчеркнуть декоративность, пластичность форм (работы И.С. Ефимова). Для развития эстетического восприятия надо знать художественный «язык» скульптурного произведения.. При рассматривании скульптурных фигур дети отдают предпочтение скульптуре, натурально передающей образ животного. Отсутствие знаний о специфике художественного «языка» скульптуры приводит детей часто к неправильным суждениям. Для развития творчества в изобразительной деятельности важны не только навыки и умения, надо научить ребёнка эстетически воспринимать образы искусства разных видов и жанров. С этой целью в детском саду используются произведения изобразительного искусства, но знакомство с ними чаще всего осуществляется посредством рассматривания репродукций, иллюстраций, слайдов. Интерес к скульптуре у детей проявляется в мимике, активных действиях, обследованиях. Они могут самостоятельно охарактеризовать скульптуру, понимают пластику движения, выразительность окраски. Воспринимая форму во время специально организованного обследования, ребёнок запоминает её при помощи мышечного чувства и одновременно усваивает некоторые способы изображения предметов, фигур.
Элементарные знания о скульптуре дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обогащает сенсорный опыт детей, а небольшие размеры скульптуры малых форм делают её доступной восприятию каждым ребёнком. Скульптура малых форм анималистического жанра не только эстетически обогащает старших дошкольников, но и даёт им возможность получать новые знания о животных. В значительной степени этому способствуют занятия по лепке, составление творческих рассказов по скульптуре, в процессе которых происходит формирование у детей начальных суждений, эстетической оценки. В заключение следует отметить, что только комплексное воздействие изобразительного искусства всех видов и жанров будет способствовать гармоничному развитию личности ребенка, его эстетического восприятия, художественных способностей в творчестве.
Искусство не только доставляет эстетическое наслаждение, оно приобщает к одному из самых сложных искусств, которым необходимо овладеть каждому — это искусство видеть мир. Искусство помогает глубже познать окружающий мир, ярче чувствовать и больше замечать. Таким образом, искусство является особой формой познания и воспитании.
Источник