Развитие ребенка через ознакомление с окружающим миром
Марина Новикова
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром
«Тот день, в который человек не сделал
никакого полезного дела или ничему
не научился, чтобы знать больше чем вчера,
называется потерянным днем».
В. Осеева
Пояснительная записка
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития, как умственного, так и физического. В это время ребёнок получает и усваивает информации в несколько раз больше, чем в период школьного обучения.
Дети дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем мире, они овладевают речью, способами умственной деятельности, у них появляется познавательный интерес, своё отношение к окружающему.
«Детство – каждодневное открывание мира. Нужно, чтобы открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества» — писал В. А. Сухомлинский.
В настоящий период времени познание (формирование целостной картины мира) является одной из ведущих задач воспитания и развития детей в любом дошкольном учреждении. Особенно оно касается старших дошкольников. Ведь ребёнок, придя в детский сад, имеет определённый уровень знаний, данный ему ближайшим окружением, т. е. близкими людьми. Всё меняется, когда ребёнок начинает посещать дошкольное учреждение, определённую группу, учится контактировать с другими взрослыми и, конечно же, со сверстниками. Это уже является совсем другой ступенью развития представления об окружающей действительности и явлениями общественной жизни.
Связная речь-это последовательность органично связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Для того, чтобы в хорошей степени овладеть иностранным языком, необходимо научиться мыслить на этом языке. Можете себе представить, какая идет работа в голове ребенка, когда он учится мыслить, учась говорить. Затем он совершенствует свою речь, научаясь мыслить. Связная речь—это результат развития всех психических процессов, это достижение ребенка в овладении родным языком.
Знакомя с окружающим миром, мы развиваем связную речь детей, формируем познавательные процессы, учим наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.
Развитие связной речи дошкольников осуществляется в различных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с окружающим, на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, по обучению грамоте.
Необходимость создания программы и проведения специального обучения родному языку продиктованы тем, что учителя начальной школы подчеркивают недостатки речи, с которыми дети приходят в школу (чрезвычайно малый словарный запас, неправильное произношение шипящих и сонорных звуков, неумение выстроить высказывание в логической последовательности, отсутствие культуры общения, а отсюда и низкая речевая культура). В связи с этим только специально речевая работа, целенаправленное речевое воспитание могут привести к высокому уровню овладения речью.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии, и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем мыслить и воображать; с каждой возрастной ступенью эта способности совершенствуется. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений, Ознакомление с окружающим миром. Это является одним из главных условий овладения ребенком связной речью, условием ее развития и совершенствования.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач нравственного, эстетического и умственного воспитания детей в этот период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку и развитие речи, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Развитие речи должно рассматриваться не только, как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, лексическими и грамматическими, но и как овладение коммуникативными умениями.
Но лишь не многие дети стихийно достигают достаточно высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальную работу, направленную на овладение языком. Данные идеи послужили основанием для создания системы работы «Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с окружающим миром».
Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будет впечатление, тем интереснее и содержательнее будет их речь и жизнь.
В дошкольном возрасте содержание знаний об окружающем интегрируется с развитием речи, развитием грамматической стороны речи, фонематического слуха.
В 7 лет дошкольник становится школьником. Это новый социальный статус. Переход от игровой деятельности к учебной очень важен для ребёнка. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний и представлений об окружающем, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.
Личностное развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной речевой развивающей среды.
Требования к организации речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении являются составной частью ФГОС. Развитие речевой среды является одним из приоритетных направлений повышения качества работы по развитию речи у детей дошкольного возраста.
Планируя работу в данном направлении, я, прежде всего, выделила основную проблему, стоящую в моей группе. Определила для себя главную цель и задачи деятельности.
Свою работу на данном этапе я начала с обоснования актуальности темы и изучения литературы по теме: ставя задачу развития речи дошкольника, сформулируем основные типичные проблемы развития речи дошкольника:
-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь).
-Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
-Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений).
-Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
-Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на обращенную к ним образную речь. Важно, что бы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребёнка развивают на основе активизации его образного мышления, воображения.
Источник
Анна Маличенко
Описание работы по теме «Познавательное развитие в процессе ознакомления с окружающим миром»
Описание опыта работы воспитателя
Маличенко Анны Вячеславовны
по теме:
«Познавательное развитие дошкольников
в процессе ознакомления с окружающим миром»
Познавательное развитие дошкольников
в процессе ознакомления с окружающим миром.
Пояснительная записка
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Исследования педагогических источников и передового педагогического опыта подтверждают, что необходимо уделять серьезное внимание созданию педагогических условий, ориентированных на повышение качества образования, отбору содержания, методов и форм познавательного развития старших дошкольников.
Формирование знаний по ознакомлению с окружающим миром и развитие личности — это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека под влиянием жизненного опыта, воспитания, научных знаний, самосовершенствования.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления познавательной культуры и образованности личности. В связи с этим, познавательное развитие дошкольников становится одним из приоритетных направлений педагогической теории и практики на этом этапе обучения, так как в этом возрасте интерес ребенка к окружающей природе, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения познавательного кругозора и эрудиции.
Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие: формируется интеллектуальные, личностные качества ребёнка, в нём закладываются черты будущей личности (отношение к окружающему миру, к сверстникам, взрослым). Мир, развёртывающийся перед глазами ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё, но ему ещё трудно понять о взаимосвязи и взаимодействия, существующие между сложными явлениями окружающей действительности. В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавательной активности детей.
Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания.
Быть активным – значит быть деятельным.
По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых – развить это стремление. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие. Однако надо помнить, что не каждая деятельность развивает. Эффективность развития связана прежде всего с освоением ребенком позиции «субъекта собственной жизни в мире». Развивает ребенка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период.
Сущность познавательного развития – вхождение ребенка в человеческую культуру через овладение средствами, способами познания окружающего мира. Однако помимо оперирования средствами и способами взаимодействия с миром (помимо «могу», у ребенка должно быть еще и желание развиваться (т. е. «хочу»).
Как сделать так, чтобы такое желание возникло.
В основу моего опыта работы легли следующие принципы:
1. Принцип развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий, в которых он мог бы максимально реализовать себя;
2. Принцип природосообразности воспитания, подразумевающий понимание врожденных черт ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей;
3. Принцип психологической комфортности, обеспечивающей ребенку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;
4. Принцип взаимодействия, предполагающий взаимную активность всех субъектов воспитательного процесса в системах: «ребенок – педагог», «родители – ребенок», «педагог – родители».
5. Принцип формирование деятельности, направленный на обучение ребенка не навыкам, а умению ставить цель и реализовывать ее, так как образование в дошкольном возрасте должно закладывать готовность к самостоятельному познанию. Ведь именно эта готовность – ключ к успешному личностному развитию; 6. Принцип смыслового отношения к окружающему миру, ориентирующий на то, что образ мира для ребенка – не просто знания, это его знания о мире;
7. Здоровьесберегающий принцип и др.
Эти принципы определили мой подход к организации образовательного процесса с детьми.
Чтобы грамотно спланировать работу необходимо провести мониторинг с целью определения уровня познавательного развития детей. Только на основе полученных результатов создаётся индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка и выстраивается система работы. Серьезное внимание необходимо уделить созданию в группе условий, способствующих проявлению познавательной активности каждого ребенка.
Организовать развивающие центры разных видов деятельности, составить картотеки методической и детской литературы. С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий. Совместно с детьми была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы, которые заинтересовали детей. Дети активно участвовали в экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности.
Желание экспериментировать продолжается и дома. В беседах с родителями и детьми выяснилось, что дети начали исследовать различные предметы быта, их действие. Необходимо обратить особое внимание на организацию непосредственно образовательной деятельности, каждая включает четыре части:
1-я часть направлена на актуализацию имеющихся у детей знаний. Обращение к имеющемуся опыту ребенка помогает ему эффективно, планомерно усваивать новый материал.
2-я часть раскрывает перед детьми перспективу того, что дети узнают, но не прямолинейно, а опосредованно – через вопросы к детям, имеющие свои особенности:
— знали заранее, что дети не смогут ответить на них;
— они являлись своеобразным планом, по которому дети в дальнейшем получали новую информацию.
В 3-й части сообщаю детям новую информацию. Причем эта часть в НОД проводится по-разному:
— в виде познавательного рассказа (если НОД была информационного типа);
— экспериментов и опытов (если непосредственно образовательная деятельность — практикум);
— комбинация из рассказа взрослого и экспериментов.
В 4-й части подводятся итоги. Предлагаю детям сказать, что нового они узнали. При этом подчеркиваю, что людям известны и другие сведения по предложенной теме. Об этом можно узнать у родителей, из книг, из телевизионных передач. В дальнейшем создаю условия для самостоятельной поисковой деятельности. Обязательно предупреждаю детей, что в следующий раз они поделятся друг с другом тем, что узнали нового.
В развитии познавательной активности дошкольников огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность.
Осуществляется она в основном во вторую половину дня и на прогулках. При этом дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний.
Познавательное развитие детей в режимных моментах активизирует организованная предметно-развивающая среда, а именно:
— «лаборатория», постепенно наполняющаяся все новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях;
— дидактические игры, мнемотаблицы, схемы, модели, развивающие настольные игры, поддерживающие интерес к теме и служащие поводом для ее обслуживания с детьми;
— глобус и физическая карта, которые являлись наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира», хорошо знакомыми современным дошкольникам. Путешествие по карте – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и т. д. ;
— настенные часы и разнообразные календари для знакомства с понятием «время», для формирования «чувства времени»;
— микроскоп, лупы и другие материалы, которые использовались при работе с различным познавательным содержанием.
Все эти предметы и пособия постоянно находятся в группе. В любое время ребенок может подойти и «поработать» с ними. Конечно, нельзя обойтись без познавательной литературы, поэтому в группе оборудована «Полочка умных книг»
(энциклопедии «Все обо всем», познавательные книги серии «Что есть что», «Моя первая энциклопедия» и т. п.).
В моей работе большое место отводится организации разнообразных познавательных мероприятий. Традицией стало проведение вечеров под названием «Сейчас узнаем». Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет детям увидеть то, что невозможно увидеть в ближайшем окружении. Так, мои воспитанники знакомятся с редкими растениями и животными, странами и городами, народами и промыслами. Дети активно участвуют в развлечениях и досугах. Ведь и в этом случае дети узнают о традициях разных народов, особенностях национальной одежды и кухни.
Результаты работы по познавательному развитию дошкольников во многом зависят от правильного выбора метода обучения. В работе с детьми, наряду с традиционными методами (наглядные – наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций; словесные – беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора; практические – дидактические игры, опыты, труд детей, использую и другие:
— объяснительно -иллюстрированный (применяется при сообщении нового программного материала информационного характера);
— репродуктивный (используем для обработки практических умений и получения навыка при действии по образцу);
— проблемное изложение (применяется в НОД и в совместной деятельности с детьми для решения игровых проблемных ситуаций);
— частично -поисковый (используем, чтобы помочь детям решать поставленную задачу, осуществляя поисковую деятельность);
— исследовательский (эвристический) (используем в ситуациях, когда воспитанники по нашему заданию самостоятельно выполняли определенные виды действий, подводящие их к усвоению новых знаний).
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая. Ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А. И. Савенков). Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находил на них ответы.
-проектный метод. Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей. А также проектный метод основан на интеграции образовательных областей, видов детской деятельности. Вместе с детьми провели ряд проектов (краткосрочные): «Зимующие птицы», «Пейте, дети, молоко», «Транспорт». Долгосрочные проекты по региональному компоненту «Южный Урал», «Музей природы» (учебный год).
Кроме этого, в работе с детьми необходимо использовать приемы, повышающие познавательную активность дошкольников:
— элементарный анализ;
— задания на сравнение по контрасту и сходству;
— задания на группировку и классификацию;
— моделирование пространства;
— вопросы проблемного характера;
— приучение к самостоятельному поиску ответов;
— экспериментирование, постановка опытов;
— решение логических задач;
— намеренно допущенные ошибки в высказывании воспитателя.
Всегда стараюсь, чтобы процесс познания сопровождался не просто эмоциональным общением детей со взрослыми и друг с другом, а проживанием каждым ребенком всей «палитры» интеллектуальных эмоций.
В своей работе широко использую и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей:
— игровой, повышающий качество усвоения познавательного материала;
— сюрпризный момент, настраивающий ребенка на познание, обостряющий желание разгадать секрет, загадку (показы игрушек, картинок, появление взрослого в необычном наряде и т. п.);
— элемент новизны в НОД, изменяющий форму организации работы с детьми и места проведения (экскурсия, путешествие, выставка и т. п.);
— юмор и шутка, повышающие эмоциональность обучения, делающие образовательную деятельность более интересной и запоминающейся.
В своей работе стараюсь создавать такие ситуации, которые побуждали бы детей оказывать помощь друг другу.
Полноценного познавательного развития можно достичь только в сотрудничестве с родителями. В уголке для родителей в моей группе размещены информационные материалы, отражающие текущие события в группе и несущие подсказки и рекомендации. Вместе с родителями создаём благоприятные развивающие условия для детей в группе. Родители являются активными участниками всех мероприятий.
В доверительных беседах с родителями информируем их о результатах обследования детей, делая особый акцент на положительные моменты. Вместе с тем, обсуждаем проблемы каждого ребенка и возможные пути оказания ему помощи не только в детском саду, но и дома.
Результаты итогового мониторинга уровня познавательного развития оказались достаточно высокими. Поэтому, можно смело утверждать, что системная работа по данной проблеме способствует развитию познавательной активности моих воспитанников. Это подтверждает и победы детей в разных интеллектуальных и творческих конкурсах и викторинах.
У большинства наших воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. И самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.
На мой взгляд, практическая значимость работы заключается в том, что обобщенные материалы могут быть использованы педагогами дошкольного образования в практике работы с детьми дошкольного возраста с целью познавательного развития детей.
Источник