Развитие ребенка через метод проектов
Ольга Горбачёва
Проектная деятельность как средство развития личности ребенка дошкольного возраста
Актуальность данной темы.
На сегодняшний день система развития дошкольногообразования находится в ситуации существенных изменений: на первый план выходит развитие личности ребёнка. Обязательным становится использование современных образовательных технологий, где главной целью образования становится не только передача знаний и социального опыта, сколько развитие ребёнка. На смену традиционным методам приходят новые, инновационные технологии, направленные на активизацию деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой задачи, является метод проектной деятельности. Проектная деятельность для дошкольника не является чем-то искусственно привнесенным, а носит вполне естественный характер, позволяющий ребёнку войти в более широкий мир, ориентироваться в нём, понять окружающую его предметную действительность. Проектная деятельность выступает условием личностно-ориентированного взаимодействия, и поэтому дошкольник познаёт не только свойства предметов, но и характер взаимоотношений между людьми, учится согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых, сотрудничать в условиях совместной деятельности, знакомиться с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе. У него появляется реальная возможность шире реализовать свои возможности в познании.
В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре программы дошкольного образования, проектная деятельность в образовательном процессе дошкольного образования приобретает особую значимость. Метод проектов — является педагогической инновационной технологией, имеет свои специфические особенности, которые обуславливают определенные изменения в педагогической практике, что способствует условиям для создания единого образовательного пространства за счёт взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.
Мною изучено множество методической литературы по вопросам проектирования. Установлено, что метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Педагоги 20-х гг. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, это стимулирует детей к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений, навыков планирования и организации труда, распределения сил и средств.
После революции этот метод применялся в образовании как общественно- полезные дела детей. В системе отечественного дошкольного образования метод проектов возродился в начале 90-х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий.
Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е. С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».
Идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию, возникшая из идеи свободного воспитания. В настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней — развитие личности дошкольника, стимулирование интереса детей к определенным проблемам.
2000 год можно смело назвать началом применения проектной деятельности и метода проектов в отечественных дошкольных образовательных организациях. Об этом свидетельствуют исследования, проведённые многими отечественными педагогами и психологами (А. И. Савенковым, А. Данюковой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, Б. В. Хозиев (2002г.). Использование проектной деятельности, как формы организации развития способностей детей дошкольного возраста занимается Е. Евдокимова (2003г.). Е. С. Полат отмечает, что идея метода проектов становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования.
Метод проекта способствует:
•развитию личности ребенка — повышению активности детей, развитию творческого мышления, воображения, внимания,памяти, речи, творческих способностей детей, умению наблюдать, слушать, обобщать и анализировать;
•стимулированию интересов дошкольников к определенным проблемам через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем;
•практическому применению полученных знаний;
•самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении, использовать эти знания для создания новых объектов действительности;
•созданию открытой системы ДОУ для активного участия родителей.
Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Эта модель обучения, которая вовлекает ребёнка в процесс решения сложных для него проблем, находясь в активной позиции. Он направлен на развитие личности ребёнка, познавательные и творческие способности.
Результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, который соединяет в себе знания, умения, компетенции и ценности.
Мною было проведено анкетирование среди родителей по внедрению проектного метода обучения в ДОУ. Мнение родителей к проектной деятельностивыглядят следующим образом:
(20%) родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничества, но с оговоркой (дефицит времени);
у 10% родителей отсутствует четкое представление о системе совместной работы с педагогом ДОУ в рамках проекта;
70%-большинство родителей перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ, мотивируя это отсутствием свободного времени, нежеланием участвовать в совместной проектной деятельности.
Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОУ, увидеть трудности и проблемы в воспитании и развитии детей. Стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация) оказались недостаточно эффективными, позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.
Работа с семьями воспитанников учитывает современные подходы к проблеме. Самая удачная находка-метод проектов.
Мною составлена система работы по внедрению проектного метода обучения для развития личности дошкольника, рассчитанная на 3 года. Прописаны цели и задачи для реализации данной системы с детьми младшей, средней, старших групп. Система по развитию личности дошкольника через проектный метод, разработана в соответствии с программой «Детство», «Программы развития и воспитания детей в детском саду», под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович, с использование парциальных программ.
«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» Т. А. Данилиной, Л. С. Киселевой, Т. С. Ладоги, где данный метод понимается как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, поэтапной практической деятельности для достижения поставленной цели.
Цель: развитие личности ребенка посредством проектного метода обучения.
Задачи:
1Разработать педагогическую систему развития личности ребёнка посредством проектного метода обучения.
2. Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.
3. Развивать познавательные способности, творческое воображение, мышление, речь, коммуникативные навыки дошкольника.
Новизна работы заключается: в разработке и апробации различных проектов по развитию личности детей дошкольного возраста, их организации в рамках проектной деятельности.
Основные этапы метода проекта:
1этап. Целеполагание. Я помогаю воспитаннику выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени,
способствую саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки и приобретения новых знаний, развития речи и психических процессов.
Последовательность работы на данном этапе: * ставлю перед собой цель (исходя из потребностей и интересов ребёнка);
* вовлекаю дошкольника к решению проблемы;
* намечаю план движения к цели (поддерживаю интерес детей и родителей); * обсуждаю план с семьями (на родительском собрании);
* обращаюсь за рекомендациями к специалистам ДОУ;
* вместе с детьми и родителями составляю план-схему проведения проекта;
* собираю информацию, материал.
2этап. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
к кому обратиться за помощью? (взрослому, педагогу);
в каких источниках можно найти информацию?;
какие предметы использовать? (принадлежность, оборудование);
с какими предметами нужно работать для достижения цели.
3этап. Выполнение проекта – практическая часть.
Выполнение проекта происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).
Задача воспитателя на данном этапе — создание в группе условий для осуществления совместных замыслов детей и взрослых в рамках проекта.
Последовательность работы педагога на данном этапе.
Образовательная деятельность: игры, наблюдения.
Родители и дети выполняют задания, поощряются самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовления поделок, рисунков, альбомов)
4этап. Подведение итогов – продукт проекта, определение задач для новых проектов.
На данном этапе раскрывается творческий потенциал дошкольников, применяются полученные сведения на практике.
Последовательная работа над этапами:
* организация презентации проекта, создание условий (чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытали чувство гордости за достижения, осмыслили результат своей деятельности). *выступления перед сверстниками,где ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жестами, мимикой).
Взаимодействуя с родителями и детским садом помогает:
*привлечь внимание дошкольника;
*помочь обнаружить проблему и способствовать её выполнению;
*вызвать интерес и ввести детей в совместный проект.
Особенность проектного метода обучения.
Метод проекта можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника, способа взаимодействия с окружающей средой, поэтапной практической деятельностью по достижению поставленной цели.
Источник
Ирина Иткина
Использование проектного метода в развитии познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 «Жемчужинка»
Пояснительная записка
к компьютерной презентации практических достижений
профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования)
воспитателя детского сада №16 «Жемчужинка»по теме:
«Использование проектного метода в развитии познавательной деятельности
детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель
Иткина Ирина Владимировна
г. Сергач
2018г.
1слайд. Добрый день, уважаемые члены комиссии.
2 слайд. Представляю вашему вниманию опыт своей работы по теме «Использование проектного метода в развитии познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста»
3 слайд. Работа по использованию проектного метода включает в себя наличие научно-исследовательских, методических и организационно-педагогических условий.
В наше время проектная деятельность рассматривается как вариант интегрированного обучения дошкольников, как способ организации педагогических процессов.
4 слайд. Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в настоящее время весьма актуальна, т. к. она развивает детскую любознательность, пытливость ума, формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. К сожалению в последнее время отмечается снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста.
Одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, в частности — использование метода проектной деятельности, направленного на развитие творческих и познавательных способностей детей в различных видах деятельности.
5 слайд. Проблема повышения познавательной активности дошкольников широко исследовалась в психологии, в педагогической литературе.
«Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых. Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.
В своей работе использовала методические пособия, представленные на экране.
6 слайд. Проектную деятельность я стала внедрять с детьми первой младшей группы.Основная цель моей работы: создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей. Данная цель достигается путем решения задач, представленных на слайде.
7 слайд. Важно не подавить ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы, что будет способствовать развитию познавательной компетентности детей. Поэтому нужно организовывать познавательную деятельность таким образом, чтобы не только преподносить детям готовые знания, но и помогать им добывать эти знания самим с помощью экспериментирования, исследования, игровых методов.
8 слайд. Для изучения уровня сформированности познавательной активности детей использовала метод педагогического наблюдения по следующим критериям и показателям.
Полученные результаты позволили сделать вывод, что у большинства детей познавательная активность находится в стадии формирования, что говорит о необходимости ее развития.
9 слайд. Основное условие, обеспечивающее развитие познавательной активности, это – насыщенная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Развивающая предметно-пространственная среда группы является неиссякаемым источником для наблюдений, бесед с ребёнком, опытов и экспериментов.
10 слайд. При создании условий для проектной деятельности очень важны партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников. Взаимодействие с родителями осуществлялось по различным направлениям. Это анкетирование, информационно-просветительская деятельность, участие в праздниках и совместных экскурсиях, родительских собраниях.
11 слайд. Реализация проектов состоит из пяти этапов.
12 слайд.Первое: мы выносим проблему на обсуждение с детьми. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую мы предлагаем детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
13 слайд. На данном этапе дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста можно использовать подсказку, наводящие вопросы.
14 слайд. На следующем этапе начинается поиск информации. Основные мероприятия данного этапа вы видите на экране.
15 слайд. Далее мы переходим к практической части. Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать.
16 слайд. Последним этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта.
Все эти этапы вместе создают портфолио проекта, где собраны разработки по теме.
17 лайд. Созданная развивающая предметно-пространственная среда группы способствовала развитию познавательной активности детей через реализацию различных проектов.
18 слайд. Вовлечение детей в проектную деятельность началось с осуществления проекта «Курочка Ряба».
19 слайд. В этот проект была включена работа по экспериментированию. Дети с большим желанием участвовали в проведении опытов. Работа над проектом способствовала улучшению микроклимата в группе, проявлению самостоятельности в проводимой познавательно-исследовательской деятельности.
20 слайд. Более глубокому и осознанному познанию окружающего мира помогают опыты. Через реализацию проекта «Водичка-водичка» дети познакомились с использованием их в бытовой деятельности. Они усвоили представления о состояниях воды, в которых она встречается в природе.
21 слайд. В процессе экспериментирования дети получили возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
22 слайд. В ходе проекта «Водичка, водичка» был создан обучающий мультфильм «Мечта Капельки», цель которого в доступной форме рассказать детям об опыте окрашивания воды.
23 слайд. Проект «Улитка» был создан по инициативе детей. Именно они открыли для себя новых обитателей нашего прогулочного участка. Очень важно было поддержать и сохранить первые наиболее яркие детские впечатления, и опираясь уже на них, научить детей видеть красоту и разнообразие природы.
24 слайд. Участие детей в экологическом проекте «Мой огород» способствовало развитию поисково-исследовательской деятельности, экологическому воспитанию, трудовой деятельности. Ребята получили удовлетворение от процесса ухаживания и наблюдения за цветами и огородом, что является важным фактором в воспитании трудолюбивого, активного, любознательного, дисциплинированного, социально адаптированного человека.
25 слайд. Сравнительный анализ показал положительную динамику развития познавательной активности. Повысился уровень любознательности, исследовательские умения и навыки. Речь обогатилась различными терминами, дети научились задавать вопросы. Стали более инициативными, самостоятельными, учатся сотрудничать друг с другом.
26 слайд. В работе над проектами родители стали активными участниками. Участвуя в реализации проектов, они являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
27 слайд. С целью трансляции своего опыта я использую современные технологии для обмена опытом через интернет-ресурс.
28 слайд. Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной творческой личности, которая делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
29 слайд. В дальнейшем я планирую продолжить работу по использованию проектного метода в развитии познавательной деятельности детей и создать дидактические игры и серию обучающих мультфильмов.
Источник