Развитие ребенка 5 6 лет родителями

На чтение 8 мин.
К началу старшего дошкольного – младшего школьного возраста, у ребенка уже достаточно интенсивно развивается произвольная память, а также намеренное запоминание. Это происходит благодаря активной игровой деятельности и специально организованному обучению.
Ребенок в 5-6 лет переходит на новый уровень психологического развития
Развитие познавательных процессов в 5-6 лет
Происходит формирование наглядно-образных форм мышления детей. Благодаря этому ребенок уже не нуждается в самом предмете для осуществления мыслительных операций. Это значительно расширяет теоретическое мышление ребенка.
Психическое развитие детей – закономерности
Воспринимая предметы зрительно, на слух, при помощи тактильной чувствительности, ребенок уже использует имеющуюся в его памяти базу сенсорных эталонов.
Это дает ему возможность не только воспринимать по отдельности, но также и оценивать отдельные свойства предметов (например, длину, ширину, высоту и т.д.). Представление ребенка 5-6 лет о предметах становится значительно точнее.
Познавательная активность в этом возрасте очень высокая
Речь детей становится более связной, ее грамматический строй совершенствуется. Эгоцентризм речи сходит на нет. Она становится не только средством коммуникации, но также и важным орудием мыслительного процесса.
В дошкольном детстве также развивается и совершенствуется качественно новый процесс, к этому возрасту начинающий играть ключевую роль в развитии ребенка – воображение.
Оно может носить как познавательный, так аффективный характер. То есть, в зависимости от ситуации может как способствовать интеллектуальному развитию ребенку, так и становиться источником положительных эмоций.
В целом, познавательная активность детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему высокой. Ребёнок задает взрослым много вопросов, он старается как можно глубже изучить окружающий его мир.
Не оставляйте вопросы детей без внмиания
Совет родителям: В этот период как нельзя важно не только не погасить в нем потребность в развитии, но и обеспечить ей должные условия в будущем.
Общение в старшем дошкольном возрасте
По мере того, как речь ребенка развивается, ему становятся доступны все новые и новые формы взаимодействия с окружающими. В частности, психология детей возраста 5 6 лет предполагает наличие двух базовых формы общения:
- Внеситуативно-познавательное общение осуществляется преимущество со взрослыми или детьми более старшего возраста. Целью такого общения является расширение представлений ребёнка об окружающем мире, а мотивом – присущее детям этого возраста любопытство и любознательность.
- Внеситуативно-личностное общение развивается и начинает проявляться через пару лет, либо несколько позже. У детей появляются новые темы для разговоров. Их интересуют увлечения друг друга, интересы, они говорят о своих родственниках, друзьях и других близких людях.
В 5-6 лет появляются постоянные друзья
В старшем дошкольном возрасте у детей формируются такие значимые для общения качества, как способность к сопереживанию, сочувствию. Проявляется эмпатия – способность понять настроение собеседника и вести себя в соответствии с этим. Каждый сверстник приобретает в глазах ребенка индивидуальные черты, у ребенка формируются круги общения (близкие друзья, приятели и т.д.).
В младшем школьном возрасте круг значимых лиц для ребенка расширяется, дополняясь уже школьными учителями, одноклассниками и т.д.
На основе восприятия ребенка его окружением у ребенка формируется самооценка, которая выражает его отношение к самому себе. Впоследствии на самооценке ребенка будут сказываться главным образом его достижения, а также уровень самопритязаний. Но в этом возрасте на самооценку влияет то, каким ребенка видят его близкие и родные.
Совет: Старайтесь искренне радоваться всем достижениям юного члена вашей семьи, и не упускайте возможность хвалить его даже за незначительные успехи. Это никогда не будет лишним.
Игровая деятельность в возрасте 5-6 лет
Также как и раньше, ведущим видом деятельности в возрасте от 5 до 6 по-прежнему остается игра. Однако по мере взросления ребенка она приобретает новые, ранее не характерные ей черты.
Сюжетно-ролевые игры детей наиболее активно входят в жизнь ребенка начиная со старшего дошкольного возраста.
Пункты мониторинга развития ребенка в 5-6 лет
Их отличительной особенностью становится то, что ребенок уже не выполняет определенный набор действий, а моделирует свое поведение, подстраивая под роль, которую играет. В игре проявляются такие черты, как сюжет и содержание. Содержание игры показывает, что именно лежит в основе игровых действий. Как правило, дети способны уловить лишь видимую, внешнюю сторону, однако они достаточно четко понимают, что делают представители тех или иных профессий, различных социальных групп и т.д. Сюжет позволяет структурировать игру, упорядочить действия ее участников.
Сюжетно-ролевые игры выходят на первый план
Обладая достаточным опытом предметной деятельности, дети 5-6 лет активно используют в процессе игры не только сами предметы, но и их замещающие. Таким образом происходит формирование мнимой ситуации (или воображаемой), где ребенок использует уже имеющийся и приобретает новый опыт. Тем не менее, взаимоотношения детей носят вполне реальный характер.
Кроме того, участвуя в сюжетно-ролевых играх, ребенок учится согласовывать и координировать свои действия с другими участниками процесса, приобретая важные для себя навыки социализации.
Специфика игры – перечень характеристик
Обобщая роль игры, мы можем обозначить ее главные функции в старшем дошкольном периоде:
- Игра способствует развитию произвольности психических процессов.
- Происходит преодоление эгоцентризма мышления. Ребенок учится принимать точку зрения других людей и мысленно вставать на их место.
- Развивается творческое начало в ребенке.
- Усиливается знаковая функция речи.
Другие виды деятельности в дошкольном периоде
В старшем дошкольном и младшем школьном периоде также интенсивно развиваются следующие виды деятельности:
- Изобразительная деятельность. Если ранее рисунки состояли главным образом из заимствованных графических шаблонов, общих практически для всех детей, то к 5-6 годам они приобретают уже более выраженные индивидуальные черты. изображение начинает включать в себя гораздо большее количество деталей, оттенков цвета. На характер рисунка начинает оказывать все более существенное влияние пол ребенка, социальная ситуация вокруг него и т.д.
- Учебная деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит подготовка ребенка к началу школьной жизни. Однако, наряду с интеллектуальной активностью, немаловажную роль играет также мотивационная основа, физическая и социальная готовность к школе.
Подготовка к школе – важный момент в развитии реберка
Основные задачи воспитания
Мальчик или девочка в возрасте 5-6 лет должны быть воспитаны таким образном, чтобы к началу школьного возраста были решены следующие задачи
Воспитание самостоятельности
Несмотря на то, что ребенок обладает еще достаточно скромным жизненным опытом, а критичное восприятие себя и окружающих еще не выработано, очень важно позаботиться о том, чтобы ребёнок начал проявлять самостоятельность. Для этого очень важно создать максимально доверительные отношения со своими детьми. В семьях, где родитель занимает позицию недосягаемого авторитета, ребенок 5-6 лет будет ощущать себя полностью зависимым от него и даже не попытается высказать собственное мнение, принять решение и т.д.
Воспитание самостоятельности начинается с навыков самообслуживания
Воспринимая родителя как близкого друга, готового в любой момент оказать ему поддержку и помощь, ребенок не будет бояться ошибок.
А это – первый шаг к обретению ребенком самостоятельности, независимости, готовности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Работа с самооценкой
После того, как статус ребенка в коллективе сверстников растет, его самооценка перестает зависеть от его восприятия родителями. Именно поэтому так важно уже в раннем возрасте поддерживать ребенка, помогая ему поверить в себя. Однако стоит помнить о том, что работа с самооценкой разнополых детей требует разного подхода: мальчик значительно отличается от девочки.
Самооценка в 5-6 лет играет важную роль в развитии детей
И если хваля девочку нужно делать акцент на ее человеческих качествах, мальчик 5 лет должен получать поощрение за конкретные достижения – такова психология гендерных различий.
Кризис дошкольного детства
Психология детского возраста признает, что кризис дошкольного возраста наступает приблизительно в 5-6 лет. В этот период поведение детей отличают следующие черты:
- Утрата детской непосредственности. Усвоение ряда шаблонов поведение, стремление вести себя определенным образом в том или ином окружении.
- Первые проявления в поведении своенравия, аргументированного негативизма и упрямства, корыстолюбия.
- Подчеркнутое подражание взрослым. Стремление выйти за рамки своей возрастной группы – довольно типичное желание детей от 5 лет
- Стремление к автономности и независимости.
Кризис дошкольника возникает из-за того, что он себе кажется уже достаточно взрослым
В отличие от других периодов, в жизнь детей начинают входить существенные ограничения, которые усилятся в ближайшем будущем (в частности после похода ребенка в школу). Осознание этого делает переживание кризиса сложнее. Однако родитель может помочь ребенку преодолеть этот непростой для него период.
Вот лишь несколько советов молодым родителям
- Разъяснение правил. Ребенок должен не только знать, что от него требуется, но и понимать причины этого.
- Создание ситуации успеха для того, чтобы ребенок – будь то мальчик, или девочка, чувствовал в себе возможность выполнить то или иное действие.
- Предоставление ребенку возможности проявлять самостоятельности в принятии решений, выполнении поручений и т.д.
Видео. Психологические особенности детей
Источник
Развитие ребенка 5-6 лет не менее важно, чем в предыдущие годы жизни. Специалист по детскому развитию Екатерина Сороко поможет вам проверить знания, умения и навыки своих детей в различных областях.
Как стремительно бежит время. И вот ваш малыш уже почти школьник. Чем же должен овладеть ребенок в этот возрастной период, чтобы можно было с уверенностью говорить о том, что его развитие соответствует норме? На этот вопрос вы получите исчерпывающий ответ, прочитав нашу статью.
Вот как развивается ребенок старшего дошкольного возраста (5-6 лет):
Физическое развитие ребенка 5-6 лет
- ребенок ходит на пятках, носках, на тыльной стороне стопы, с высоко поднятыми коленями, широкими, приставными шагами, изменяет темп и направление ходьбы;
- бегает в разных направлениях и темпе;
- чередует движения между собой;
- ловит, бросает, отбивает, перебрасывает, забрасывает мяч;
- прыгает на двух ногах на одном месте, с продвижением вперед, назад, в стороны, в высоту, в длину, через препятствия;
- прыгает на одной ноге, со сменой ног;
- спрыгивает с высоты;
- ползает разными способами;
- выполняет элементы спортивных игр, например, бадминтон, хоккей, теннис, футбол, фигурное катание и т.д.
Гигиенические умения ребенка 5-6 лет
- ребенок сам умывается, чистит зубы, полощет рот;
- культурно ведет себя за столом;
- по мере необходимости пользуется носовым платком;
- самостоятельно одевается, раздевается, складывает одежду, следит за ее опрятностью;
- положительно относится к оздоровительным и закаливающим мероприятиям.
Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 5-6 лет
- здоровается, прощается, благодарит;
- стремится к сопереживанию, защите, пониманию со стороны взрослых;
- проявляет чувство привязанности и симпатии к людям;
- проявляет навыки взаимодействия с детьми;
- активно включается в совместную со сверстниками игровую, познавательную и творческую деятельность;
- действует по словесной инструкции, заданию взрослого;
- знает некоторые достопримечательности своей страны и города (села);
- проявляет волевые усилия при преодолении трудностей.
Познавательное развитие ребенка 5-6 лет
- ребенок определяет форму целого объекта и отдельных деталей;
- различает цвета и оттенки;
- знает основные геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, овал, круг, треугольник);
- мысленно может представлять план продвижения по знакомому зданию, улице, менять пространственное расположение окружающих объектов;
- устанавливает причинно-следственные и пространственно-временные отношения;
- произвольно и целенаправленно запоминает;
- проявляет произвольное внимание (ставит перед собой определенную задачу);
- экспериментирует, моделирует;
- группирует, классифицирует, анализирует, синтезирует, обобщает;
- находит «один» и «много» среди окружающих его объектов;
- считает в пределах 10 (прямой и обратный счет);
- знает цифры от 0 до 10;
- решает простые задачи и примеры на сложение и вычитание в пределах 10;
- определяет пространственное расположение объектов;
- знает части суток, времена года, дни недели, месяцы;
- знает, что живет на планете Земля, что такое космос.
Речевое развитие ребенка 5-6 лет
- активно употребляет все части речи;
- использует антонимы, синонимы, многозначные слова;
- умеет образовывать имена существительные с увеличительными и уменьшительно-ласкательными суффиксами (друг-дружок-дружище);
- образовывает прилагательные от существительных (море — морской);
- подбирает однокоренные слова (сон – сонный – соня);
- правильно произносит все звуки (исключение может быть для звука [р]);
- изменяет силу, высоту, интонацию, темп речи в зависимости от ситуации;
- подбирает слова на заданный звук, находит определенный звук в разных частях слова (в начале, середине и конце);
- делит слова на слоги;
- декламирует стихи без помощи взрослого;
- составляет самостоятельно описательный или повествовательный рассказ, придумывает ему название, персонажей, изменяет голос, когда говорит за разных героев.
Художественно-творческое развитие ребенка 5-6 лет
- воспринимает вокальную и инструментальную музыку;
- различает громкость звучания, ее настроение;
- жанр музыки (вальс, полька, марш, песня);
- голоса исполняющих (детский, женский, мужской);
- самостоятельно играет как на детских, так и некоторых взрослых музыкальных инструментах (дудочка, барабан, металлофон, фортепиано, скрипка и др.);
- поет протяжно, выразительно, немного с повышенной громкостью;
- активно включается в танцевально-творческую деятельность;
- двигается под музыку, исполняет различные танцевальные движения (притопы, хлопки, шаги, кружение, приседание и т.д.);
- имеет представление о видах искусства, жанрах живописи;
- знает средства выразительности (ритм, цвет и т.д.);
- создает предметные, сюжетные и декоративные рисунки, лепные поделки и аппликации с натуры, по образцу, по подражанию, по собственному замыслу;
- знает основные традиционные и нетрадиционные изобразительные техники;
- конструирует из бумаги (оригами), строительного материла, конструкторов по образцу, по модели, по схеме, замыслу;
- использует разные формы, цвета, величины, материалы.
Автор: Екатерина Сороко, дефектолог
8 ноября 2012
Размещение ссылок в комментариях запрещено!
Источник
Развитие ребенка 5-6 лет
Что должен уметь делать ребенок в этом периоде
Содержание статьи.
Для быстрого переход на нажмите на название раздела
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Математика
- Логическое мышление
- Развитие речи
- Окружающий мир
- Навыки обихода
- Вам как родителям ребенка 5-6 лет важно
Ребенку исполнилось 5 лет, малыш еще повзрослел на год и продолжает активно познавать мир.

Развитие ребенка 5- 6 лет так же важно, как и в предыдущие годы. Еще более, физически окрепшие детки все так же остаются активными и энергичными. Они подвижны, им интересно общаться со сверстниками, именно в этом возрасте оценки и мнение товарищей становятся для них существенными.
Им все больше нравятся ролевые игры, и в игре, они уже самостоятельно договариваются, кто кем будет, обсуждают правила игры. Если во время игры возникают споры, то дети пытаются объяснить свои действия, ссылаясь на правила игры. Особенность периода заключается в появление производительности, это значит, что ребенок может самостоятельно регулировать свое поведение, может довести начатое дело до конца.

Как и предшествующие периоды жизни, период развития ребенка 5- 6 лет, очень важен для ребенка.
Дети перешли из среднего дошкольного периода, в старший дошкольный период. Именно с этого возраста начинается подготовка к школе. У ребенка уже имеется собственное мнение, свой взгляд на мир, он самостоятельная личность. В этом периоде взрослому важно найти подход к ребенку, чтобы и в дальнейшем поддерживать близкие, теплые отношения. Взрослый человек, все так же, остается авторитетной личностью для ребенка. Им по-прежнему интересно общаться со взрослым. Разнообразное общение ребенка со взрослым является важным условием полноценного развития маленького человечка.
В этом возрасте детям хочется, что — то мастерить, творить, создавать, рисовать. Все больше проявляется интерес к книгам. В этом возрасте ребенок уже может учиться читать по слогам. Он внимательно слушает педагога. В 5 лет можно начинать обучение чтению, это самый подходящий возраст.
Детям 5 – 6 лет легко дается обучение, им хочется обучаться, потому что им это интересно. Ребенок может понимать и удерживать цель занятия. Обучение все так же проходит через игру и может носить систематический характер.

Отличное время чтобы расширять кругозор ребенка, развивать способности и таланты, привлекать к труду, тренировать память. Дети активно интересуются окружающим миром. Они ежедневно делают для себя какие — то маленькие открытия.
У деток 5 -6 лет начинает развиваться логическое мышление, хорошо развита мелкая моторика, они хорошо рисуют, правильно держат ручку, складывают пазлы, режут ножницами, делают аппликации.
У них отлично развита фантазия и память. Родителям надо с уважением относиться к детским фантазиям и уметь различать, где ребенок «врет», а где просто фантазирует.
Теперь в жизни ребенка постоянно присутствуют навыки общения, он здоровается и прощается, он благодарит и просит прощения, просить разрешения взять ту или иную вещь и спокойно ждать своей очереди. Дети научились делиться и уступать друг другу.
В этом возрасте ребенок может сопереживать, любить. Он уже может контролировать свои эмоции, он становится сдержаннее, но его очень легко обидеть. Родителям стоит быть внимательными к ребенку, разделять его тревоги. Сейчас ребенок может словами выразить все что он хочет. В нем крепнет уверенность в своих силах, ведь его уже все понимают. Ребенок более усидчив и терпелив.
В период развития 5- 6 лет дети уже четко понимают свою половую принадлежность. У них сформировались представления, какими качествами должен обладает мужчина, а какими женщина. Мальчики теперь выделяют у девочек такие качества как красота, нежность и ласка. А девчонки, замечают в мальчиках, силу и способность заступиться.

Формирование самооценки ребенка, а также формирование социального статуса ребенка зависит в первую очередь от родителей, а так же от тех взрослых которые его окружают.
Развитие ребенка 5 — 6 лет во многом зависит от взрослых, которые его окружают.
Конечно, могут присутствовать и возрастные проблемы. Которые, проявят себя как гиперактивность, неуправляемость, агрессивность, или нарушением сна. Бывает что ребенок плохо идет на контакт с другими детьми, обижает своих друзей. Причины этого могут быть разные, возможно трудности в детском саду, возможно домашние проблемы. В этом случае стоит обратиться за помощью либо к психологу, либо к неврологу. Разобравшись в глубине вопроса, они подскажут, как правильно вести себя с ребенком и исправят недостатки в воспитании.
Теперь давайте рассмотрим конкретно, что должен уметь делать ребенок 5-6 лет.
Возрастные особенности детей 5- 6 лет.

Математика, логическое мышление

Развитие речи, Окружающий мир, Навыки обихода

Вам как родителям ребенка 5-6 лет важно


Академия солнечных зайчиков. 5-6 лет. Комплект из 9 книг
Комплект из 9 тетрадей для занятий.
Источник