Развитие психомоторики умственно отсталого ребенка

Елена Владимировна Смоляк
Психомоторика умственно отсталого ребенка

Двигательная сфера человека –это и есть психомоторика.

Клиницистами выявлено и описано 5 форм двигательной недостаточности:

1. Моторная дебильность (Г. Дюпре, характеризующаяся недоразвитием пирамидных систем мозга и проявляющаяся в изменении мышечного тонуса во время движения (паротония, усилении сухожильных рефлексов, синкинезиях, неловкости волевых движений;

2. Двигательный инфантилизм (А Гамбургер, в основе которого лежит задержка угасания некоторых рефлексов, свойственных периоду раннего детства; позднее развитие сидения, ходьбы, бега, наличие сопутствующих атетоидных движений в руках и ногах;

3. Экстрапирамидная недостаточность (К Яков) с резким ослаблением, обедненностью мимики и жестов, защитных и автоматических движений, их ритмичности;

4. Фронтальная недостаточность (М. Гуревич) с малой способностью выработки двигательных формул; обилием движений при их непродуктивности и бесцельности, плохим активным вниманием, недоразвитием речи при относительно хорошем ее понимании;

5. Мозжечковая недостаточность (А. Валлон) с асенергиями, расстройствами статики, гипотонией мышц, недостаточностью движений (дисметрией).

При обследовании моторики людей с легкой уо (F 70) по тестам Н. И. Озерецкого в 29 % случаев выявлено нормальное развитие движений, отставали в развитии моторики 53 % обследованных.

Особенности моторики уо

-сила, быстрота движений, выносливость у уо детей развиты хуже, чем у здоровых сверстников во всех возрастах;

-кинестетическая чувствительность снижена.

Методы исследования психомоторики

Для исследования моторики людей с нестандартным психофизическим развитием наибольшее признание получила методика Н. И. Озерецкого.

Она представляет собой набор двигательных тестов для исследования отдельных компонентов движения: статической координации, динамической координации, быстроты движений, ритма, излишних сопровождающих движений (синкинезий, одновременности движений и их силы.

Предварительно до тестового обследования моторики проводится неврологическое, им выявляются формы двигательной недостаточности.

При обследовании моторики уо людей следует обращать большое внимание на тонкую моторику, так как ее недостаточность выступает именно при умственном недоразвитии. Лучшей моделью исследования тонкой моторики являются действия руки, проекционные зоны которой в коре головного мозга занимают наибольшую площадь.

Для этого проверяют:

-изолированные движения отдельных пальцев;

-серию пальцевых движений.

При обнаружении недостаточности тонких ручных операций следует проверить речевые функции.

Диагностическая схема обследования моторики

(Е. И. Бондаревский, А. Н. Моторин, М. В. Серебровская, Н. И. Озерецкий)

1. Тест на статическую координацию движений (исследовательская функция статического равновесия)

И. П.: стойка на одной ноге, другая нога согнута и касается стопой коленного сустава первой ноги, бедро отведено кнаружи, руки на поясе, глаза закрыты.

2. Тест на динамическую координацию.

Из И. П. с сомкнутыми ступнями и руками, расположенными на поясе, совершить прыжок на 360 без потери равновесия при приземлении и с сохранением исходной позы.

3. Тест на скорость движения тела (динамическая координация всего тела) позволяет судить о быстроте, ловкости движений.

И. П.: руки опущены, ноги вместе. По команде лечь на пол вниз лицом, руки согнуть перед грудью, затем быстро подняться и принять и. п.

Переход из вертикального положения в горизонтальное и наоборот совершается трижды.

4. Тест на ручную скорость выявляет быстроту манипуляций мелкими предметами, ручную умелость.

В спичечной коробке лежат 12 белых и красных палочек (спичек, затем 12 красных палочек раскладывают точно по черным линиям, начерченным на белом картоне.

5. Тест на ритмичность движений.Испытуемому предлагают выстукать по несколько ритмических комбинаций с постепенным усложнением:

|-|| |-|| |-|| (один удар – два удара)

|||-| |||-| |||-| (три удара — один удар)

6. Тест на одновременность движений.

И. П.: руки прямые, вытянуты перед грудью. Испытуемый одновременно сжимает в кулак правую руку и разжимает левую, затем наоборот.

7. Тест на двигательную память.

Испытуемый стоит напротив экспериментатора и повторяет за ним ряд последовательных движений, отставая на одно движение (руки вперед, вверх, в стороны, вниз).

8. Тест на координацию движений и двигательную память.

И. П.: руки опущены, ноги вместе. По команде испытуемый поднимает правую руку вверх, левую в сторону, правую ногу сгибает в колене, затем меняет положение конечностей – левую руку вверх, правую в сторону, левую ногу сгибает в колене. Далее испытуемый должен поднять правую руку вверх, правую ногу вытянуть вперед, левую руку поднять вперед, и наконец – левую руку вверх, левую ногу и правую руку – вперед.

9. Мимический тест. Пятикратное попеременное закрывание правого и левого глаза.

10. Тест на мышечную силу.

Измеряется динамометром суммарная сила сгибателей и разгибателей рук.

11. Тест на статическую выносливость. На динамометре испытуемый должен достигнуть усилия в 50 % от максимального и удерживать его возможно дольше.

12. Тест на динамическую координацию движений. Испытуемый должен без помощи рук сесть на пол и снова встать.

ЗАДАНИЯ даются испытуемому в виде словесной инструкции и показа. Чтобы убедиться в том. Что испытуемый понимает инструкцию, предлагаются 1-2 пробные попытки. Затем дважды регистрируется выполнение теста.

Кроме этой основной методики обследования, для более полного суждения о моторике испытуемых можно использовать другие тесты.

Например: продевание шнурка в отверстия дощечки (10 : 10 см) с 20 отверстиями по 5 в ряд.

Для углубленного исследования одного двигательного акта можно использовать модель прыжка.

Различные варианты выполнения прыжков характеризуют преимущественную деятельность разных уровней ЦНС.

1. Стояние на носках с открытыми глазами, до вестибулярной нагрузки (кружение на месте) и после нее.

Тест выявляет деятельность рубоспинального уровня организации движений, а стояние на носках составляет первоначальную фазу любого прыжка.

2. Подпрыгивание на месте, с перемещением вперед-назад, вправо-влево, на 2-х ногах, на одной ноге.

3. Руки на пояс, прыжок с поворотом на 360.

4. Прыжок с хлопком руками по пяткам. Прыжок, во время которого нужно трижды хлопнуть в ладоши перед грудью.

5. Прыжок в длину с места.

6. Прыжок со скакалкой.

7.Прыжки через скакалку: вперед, назад, боком.

8. Прыжок на точность в очерченный круг.

9. Прыжок на 180 с одновременной ловлей мяча при приземлении.

10. Прыжок с координацией движения рук (руки вверх, ноги в стороны и наоборот).

11. Прыжки на месте с одновременным проговариванием стихотворения.

Применяемая методика исследования выявляет качественные нарушения психомоторики людей с легкой уо.

Особенности моторики детей и подростков с легкой уо

При обычном клиническом обследовании детей с легкой умственной отсталостью двигательные расстройства, как правило, не обнаруживаются.

Основным методом исследования их моторики является метод двигательных тестов.

Дети с легкой уо визуально не имеют двигательной недостаточности: грубых нарушений осанки, ходьбы, бега, прыжков. Люди с легкой уо полностью обслуживают себя, владеют бытовыми навыками в зависимости от возраста. Из-за неумения осмыслить задание наблюдается замедленность движений. Подростки с легкой уо не могут прикладывать длительные физические усилия, поэтому соревнования среди них должны проводится только по бегу на короткие дистанции, прыжкам в длину и высоту, по бегу на коньках, игре в волейбол.

Качественные показатели компонентов движений, полученные при тестовом обследовании детей и подростков с легкой уо,можно свести к следующим позициям:

1. Статистическая выносливость в младшем школьном возрасте у олигофренов в ст. дебильности лучше, чем у их здоровых сверстников. С возрастом у них намечается тенденция к снижению выносливости, в то время, как у здоровых наблюдается обратная зависимость. К 15-16 годам показатели выносливости у тех и у других выравниваются.

2. Скорость движения тела у людей с легкой уо и у здоровых в 9-10 лет примерно одинакова. В последующие годы, с 11 до 14 лет, показатели скорости движения тела у уо ухудшаются, а у здоровых улучшаются.

3. Статическая координация у уо в 9-10 лет лучше, чем в последующие годы. У здоровых самые высокие показатели бывают в 11-12, в 13-14 лет наблюдается их снижение с подъемом в 15-16 лет.

4. Ручная скорость почти одинакова у тех и у других во всех возрастах, только к 15-16 годам наблюдается сдвиг в сторону увеличения скорости у подростков с легкой уо.

Коррекция психомоторных расстройств

Двигательные расстройства у людей с легкой уо без коррекционного воздействия сглаживаются недостаточно.

Коррекция психомоторных расстройств детей и подростков с легкой уо должна основываться на особенностях их двигательной патологии.

В патогенезе двигательной недостаточности при уо следует учитывать нейродинамические нарушения, вызывающие очаги патологического торможения ЦНС.

Поэтому в коррекции моторных нарушений определенная роль отводится лекарственной терапии, особенно медиаторам (возбудителям) нервной системы. Применение медиаторов целесообразно даже при отсутствии паретических и дистонических явлений.

Для правильного построения работы по коррекции психомоторики необходимо вычленить структуру поражения, а затем формировать плохо развитые или отсутствующие «контингенты движений» того или иного церебрального уровня.

При церебральных параличах основным методом коррекции является ЛФК, направленная на исправление контрактур, неправильных поз, вызванных параличами парезами, нормализацию мышечного тонуса и тренировку мышечных групп.

При уо этот метод вспомогательный, применяющийся по показаниям.

Переход к коррекции психомоторики умственно отсталых должен опираться на другие способы физического воспитания.

При обследовании детей с легкой уо иногда встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса. Клинически это выражается в повышении или снижении тонических рефлексов, что ведет к застыванию ребенка в неудобной позе или невозможности удержать конечность в определенном положении.

Совершенствование деятельности этого уровня организации движений осуществляется развитием статической выносливости, равновесия, способности удерживать позу после сбивающего воздействия кружения.

1. Самый удобный снаряд для упражнений в равновесии- гимнастическая скамейка. Упражнения на ней можно выполнять при различном ее положении – стоящей на полу, приподнятой над полой, перевернутой. По параллельно поставленным скамейкам, держась за руки, дети ходят попарно. Эту ходьбу можно усложнить одновременными движениями рук. Упражнения на развитие равновесия более, чем другие, связаны с эмоциональным состоянием, чувством страха, тревоги, боязни. Поэтому тренировка в этих упражнениях не только освобождает детей от излишней мышечной «закрепощенности», делая движения свободными, но и воспитывает уверенность, способность подавлять страх высоты, увеличивает порог раздражения вестибулярного аппарата.

2. Ходьба по рейке скамейки с одновременными движениями рук с пением, проговариванием текста (стихи, таблица умножения) будет характеризовать уже высокий уровень развития психофизических качеств у детей, высокую степень взаимодействия между движениями и речью.

Недостаточность уровня синергий выражается в бедности защитных, вспомогательных, выразительных, мимических, пластических движений. Наиболее адекватным методом коррекции синергической недостаточности являются музыкально-ритмические занятия.

Музыкальный ритм изменяет деятельность нервной системы, вызывает рефлекторное усвоение ритма, растормаживает моторные центры, создает бодрое, радостное настроение, воспитывает активное внимание и торможение.

Занятия ритмикой позволяют точно дозировать раздражения по силе и длительности, упорядочивают темп движений, улучшают психические процессы: запоминание, автоматизация двигательных актов, сокращается число ошибочных ответов.

Главное в оценке ритмических упражнений – способность занимающихся к быстрому выполнению неожиданных заданий, а не совершенствование и автоматизация движений. Скорость движения подчиняется характеру музыки.

Помимо музыкально-ритмических занятий, коррекция недостаточности уровня синергий осуществляется гимнастическими и акробатическими упражнениями, направленными на развитие гибкости, укрепление мышц туловища. Полезны лазание через препятствия, перешагивания, упражнения с партнером.В упражнениях следует использовать различные предметы: веревки, мячи, булавы, гимнастические палки, обручи, набивные мячи, мешочки с песком и др.

Упражнения должны выполняться с необходимым мышечным напряжением. Проверить правильность мышечного напряжения помогают упражнения типа акробатических прыжков, при которых мышечное соответствие приводит к неудаче.

Но, так как прыжки длятся 1-2 секунды, лучше использовать упражнения на равновесие на высоте с уменьшенной опорой. Неустойчивое положение тела ведет к изменениям напряжения мускулатуры, мышечному «мусору»

Это вызывает падение или спрыгивание с опоры. Удачное выполнение упражнений с включением в них речевого сопровождения, песен свидетельствует о верном мышечном состоянии, самообладании и контроле.

Мышечное напряжение хорошо контролируется в парных упражнениях.

Упражнение «переноса партнера» оказывает разностороннее воздействие на организм.

При сочетании упражнений с проговариванием стихов и пением улучшается координация движений у детей, плохо чувствующих музыкальный ритм. Совершенствуются речедвигательные и вокально-двигательные координации.

При мышечной скованности человек не может свободно говорить и, тем более, петь. Следовательно, когда упражнения сопровождаются речью или пением, снимается мышечное напряжение (синкинезии, скованность движений.

Осмысленное произношение текста, стихов настолько загружает сознание, что движения начинают выполняться полуавтоматически, становятся пластичными.

Для успешного проведения коррекционно-компенсаторной работы с детьми, имеющими легкую уо следует руководствоваться следующими методическими советами:

1. Залог успеха занятий в их доступности. Следует предлагать упражнения не слишком легкие и не слишком трудные. Когда упражнение усвоено, можно дать более трудное задание.

2. Перед ребенком надо ставить конкретные задачи по выполнению двигательного упражнения. Такое выполнение упражнений развивает целенаправленность деятельности.

3.упражнения должны выполняться разнообразно: то быстро, то медленно, то с паузами (перерывами, то непрерывно. Одни и те же упражнения следует выполнять с большими, средними и малыми амплитудами с одновременным изменением темпа. Это способствует развитию эмоциональной подвижности.

4. Нужно добиваться сначала практического усвоения действия в целом, а потом работать над его совершенствованием.

Источник

Лилия Дамберг
Коррекция и развитие психомоторики у учащихся с нарушением интеллекта

ГКОУ СО «Алапаевская школа-интернат», Свердловская обл.

Дамберг Лилия Сергеевна

Педагог-психолог, учитель, 1 кв. кат.

«Коррекция и развитие психомоторных процессов у учащихся

с нарушением интеллекта через коррекционные занятия»

Категория участников образовательного процесса – младшие школьники, учащиеся 1, 2, 3, 4 классов.

Цель: Спроектировать деятельность по коррекции и развитию психомоторных процессов у учащихся с нарушениями интеллекта через коррекционные занятия.

Задача: Разработать систему работы, направленную на развитие и коррекцию психомоторных процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Актуальность данного проекта заключается в том, что развитие психомоторики, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития, создает необходимые предпосылки для формирования высших психических функций, которые имеют первостепенное значение для наиболее полного познания ребенком предметов, объектов и явлений окружающего мира, а с другой – является базовым для успешного овладения многими видами деятельности, возможности дальнейшего обучения.

Для умственной отсталости характерно тотальное недоразвитие всех психических функций с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. Интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения. При правильной организации жизни умственно отсталого ребенка, требующей возможно более раннего включения специального обучения и воспитания, многие дефекты развития могут быть скорригированы и предупреждены.

Психомоторное развитие ребенка с нарушением интеллекта является основой полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков. От уровня психомоторного развития во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности, а это ведет к повышению самооценки, снижению уровня тревожности ребенка, что благоприятно влияет на развитие и становление эмоционально – волевой сферы ребенка.

Для диагностики психомоторных функций использовала «Диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича».В ходе работы получила следующие результаты:

Средний уровень развития психомоторных процессов у младших школьников

с нарушением интеллекта до и после коррекционной работы

Класс/

Количество обследованных До коррекции После коррекции

Крупная моторика Мелкая моторика Графомоторные навыки Крупная моторика Мелкая моторика Графомоторные навыки

1 класс

(5 человек) 1 1 0 1 1 1

2 класс

(7 человек) 2 2 2 3 3 3

3 класс

(6 человек) 1 1 1 2 2 2

4 класс

(9 человек) 8 8 5 9 9 7

Всего 27 учащихся 12 человек

44% 12 человек

44% 8

человек

30% 15 человек

56% 15 человек

56% 13

человек

48%

Я предлагаю систему работы по психомоторной коррекции детей с нарушением интеллекта, в которой представлены занятия направленные на психомоторное развитие.

Занятия содержат комплексы упражнений, на воздействие отдельных систем психомоторного развития ребенка. Упражнения, имеют свойства усложняться по мере овладения ими, и подобраны с учетом возрастных и моторных особенностей детей.

Комплекс занятий состоит из шести упражнений, специально подобранных для обеспечения максимально оптимального результата в ходе психолого-педагогического взаимодействия с детьми. Он разделен на три блока, обеспечивающих выполнение поставленных задач.

Первый блок (вводная часть)

1. Дыхательное упражнение («Глубокое дыхание», «Воздушный шар», «Комарик» и другие).

Помогает школьникам настроиться на предстоящую деятельность, снизить чувство тревоги, включить произвольное внимание. Выработка правильного дыхания способствует общему оздоровлению за счет оптимизации кровообращения и газообмена. Навыки произвольного контроля собственного дыханием помогают ребенку осуществлять самоконтроль над поведением.

Второй блок (основная часть)

В основную часть комплекса входят упражнения, способствующие развитию всех систем психомоторики ребенка. Упражнения постепенно переходят, начиная с верхней части туловища (глаза, рот – нос, плечевой пояс, верхние и нижние конечности).

2. Глазодвигательное упражнение («Движение по 4-м направлениям и диагоналям», «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием», «Восьмерка» и другие).

Оно позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие, активизировать процесс обучения. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения. В учебном процессе чаще всего используется двумерное пространство (книга, таблица, тетрадь, экран компьютера и т. д., что существенно снижает качество обучения.

3. Упражнение, направленное на развитие межполушарного взаимодействие («Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Колечко», «Лезгинка», «Голова-живот» и другие).

Помогает осуществить полноценный обмен информацией между правым и левым полушариями, сформировать функциональную связь обоих полушарий. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием для успешности любой деятельности. А их отсутствие приводит к различным нарушениям развития, трудностям в учебе, поведении, адаптации.

4. Телесное упражнение («Сорви яблоко», «Листопад», «Тучка и солнышко» и другие).

При выполнении такого упражнения происходит «чувствование» своего тела, обогащение и дифференциация сенсорной информации, формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий.

5. Упражнение на развитие мелкой моторики, графомоторных навыков («Графический диктант», «Расставь точки», «Шнуровка», «Трафареты», «Найди в мешочке», «Вырежи меня», элементы Монтессори и другие).

Третий блок (заключительная часть)

6. Релаксация, подведение итогов («Снеговик», «Цветок», «Колосок на ветру», «Тянемся к солнышку» и другие). Проводятся в конце психологического взаимодействия с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта, способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

Оптимальная длительность проведения отдельного занятия 15-20 минут. Рекомендую отрабатывать упражнения индивидуально с детьми, которые не справляются с предлагаемыми требованиями.

Сроки – 1 год

Результаты реализации:

расширить двигательный опыт учащихся,

развитие умения согласовывать движения различных частей тела,

развитие целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции,

развитие мелкой моторики,

развитие графомоторных навыков.

Можно сделать вывод, что данная система работы эффективна, но динамика развития уровня психомоторных процессов слабоположительная. Эффективность проведенных коррекционных занятий прослеживается, но необходимо продолжить коррекционную работу с детьми. Слабая динамика развития психомоторных процессов зависит от индивидуальных особенностей развития учащихся, от степени умственной отсталости, так как в последние годы увеличилось количество обучающихся с более глубокими поражениями психических функций. У умственно отсталых детей страдает возможность вырабатывать и закреплять двигательные функции, делать их автоматизированными. На это требуется долгое время и большое количество повторений.

Для этого необходимо, искать новые методы и приемы по развитию и коррекции психомоторных функций обучающихся.

Рекомендации по применению: Для успешного проведения коррекционно-развивающей работы с детьми,имеющими легкую умственную отсталость пользуюсь следующими методическими советами:

1. Залог успеха занятий в их доступности. Следует предлагать упражнения не слишком легкие и не слишком трудные. Когда упражнение усвоено, можно дать более трудное задание.

2. Перед ребенком надо ставить конкретные задачи по выполнению двигательного упражнения. Такое выполнение упражнений развивает целенаправленность деятельности.

3.Упражнения должны выполняться разнообразно: то быстро, то медленно, то с паузами (перерывами, то непрерывно). Одни и те же упражнения следует выполнять с большими, средними и малыми амплитудами с одновременным изменением темпа. Это способствует развитию эмоциональной подвижности.

4. Нужно добиваться сначала практического усвоения действия в целом, а потом работать над его совершенствованием.

Источник