Развитие психофизических качеств развития ребенка
Юлия Князева
Развитие психофизических качеств дошкольников
Развитие физических, а правильнее, все же сказать, психофизических качеств (или двигательных способностей) — одна из важнейших сторон физического воспитания дошкольников. Посудите сами, ни одно из пяти, предложенных теорией и методикой физического воспитания человека, основных двигательных способностей (или физических качеств): быстроты, выносливости, силы, гибкости и ловкости,не говоря уже о смежных: силовых или скоростных видах выносливости; координации или скоростных качеств, попросту, не могут быть реализованы без участия нервной системы человека. Они все — есть результат проявления тех или иных двигательных функций организма, деятельность которых контролируется его центральной нервной системой (ЦНС).
Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них в конкретном возрасте те или иные психофизические качества. К наиболее предпочтительным и доступным из них для дошкольного возраста относится развитие: скоростных двигательных качеств (или быстроты, общей и силовой видов выносливости, ловкости, ее производной — координации, гибкости, а также скоростно-силовых качеств. Однако в дошкольном возрасте в силу несовершенства физиологических структур организма ребенка скоростную выносливость и силу как психофизические качества развивать крайне сложно, а потому нецелесообразно. Первое, в силу слабости физиологических структур организма, второе — по причине отсутствия достаточной мышечной массы ребенка.
Весьма неоднозначным является утверждение отдельных авторов о том, что психофизические качества можно воспитывать, как, например, выносливость, гибкость, силу и другие. Если учесть, что воспитание уже по определению есть целенаправленный педагогический процесс воздействия на личность посредством семьи, среды и системы образования с целью приобщения последнего к общепринятым ценностям конкретного общества, в котором эта личность живет непосредственно. Психофизические же качества не могут быть результатом воспитания, поскольку не являются личностными. Они скорее, характеризуют способность организма человека к функциональному единству психомоторики и его ресурсных физиологических возможностей, являясь, как раз, результатом естественных качественных изменений функций организма человека, т. е. развития. Кроме того, психофизические качества имеют определенную физиологическую, а некоторые (например, гибкость и быстрота) даже генетическую обусловленность и зависят не столько от воздействия семьи, среды и системы образования, сколько от морфофункционального состояния определенных физиологических систем, генетического кода и конституциональных особенностей организма конкретного человека, а потому не могут воспитываться, а только развиваться. Ребенок, пришедший в учреждение дошкольного образования, уже имеет определенный уровень развития общей выносливости, гибкости, ловкости и других психофизических качеств. Следовательно, их развитие не начинается и не заканчивается в детском саду. Мы лишь профессионально обеспечиваем в этот период динамику темпов развития психофизических качеств ребенка, создавая для этого оптимальные организационно-педагогические и психологические условия. Воспитывать можно потребность (как одно из личностных качеств) ребенка в движениях, здоровом образе жизни и т. д. И это совершенно оправдано, поскольку речь идет о некоей (комплексно формируемой семьей, средой и системой образования) норме отношения ребенка к движениям, его мотивации (желания или нежелания, и в соответствие с этим, поведения. А всякая воспитываемая в человеке личностно-поведенческая норма — есть категория нравственности
Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
Быстрота — это способность выполнять двигательные действия в минимальный промежуток времени. Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е. Н.Вавилова предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с заданным темпом. В игровой деятельности на занятиях используется бег из усложненных стартовых положений (сидя, стоя на одном колене, сидя на корточках и т. д.).
Сила — психофизическое качество, которое необходимо для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Для развития силы необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу, т. е. проявлять скоростно-силовые качества. Этому способствуют прыжки, бег (на 30 м, метание на дальность Е. Н. Вавилова предлагает также применять спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед, вспрыгивание на возвышение с места или с небольшого разбега, прыжок вверх из приседа, прыжки на месте и с продвижением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах через линии из лент скакалок или палки.
Выносливость — это способность человека обусловленное время выполнять заданный режим физической работы без снижения ее эффективности. Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного времени. Под развитием выносливости у дошкольников понимаются занятия физическими упражнениями достаточно длительное время (в соответствии с возрастными нормами двигательной активности, но не предполагается целенаправленное развитие выносливости в отдельных видах движений, например в беге, плавании. В дошкольном возрасте лучшими средствами в развитии выносливости являются разнообразные динамические упражнения,особенно на воздухе: ходьба, бег, передвижение на лыжах, катание на санках, велосипеде, плавание. Для развития статической выносливости применяют различные изометрические упражнения. Изометрическими (статическими) называются те упражнения, при которых длина работающей мышцы не меняется.
Гибкость (подвижность в суставах). Это способность выполнять движения с необходимой амплитудой, обусловленная морфофункциональными свойствами опорно-двигательного аппарата и степенью подвижности его звеньев. По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую (в движениях) и статическую (в позах). Динамические активные упражнения включают в себя разнообразные наклоны туловища, пружинистые, маховые, рывковые, прыжковые движения. В числе динамических пассивных можно назвать упражнения с «самозахватом», с помощью воздействий партнера, с преодолением внешних сопротивлений, использованием дополнительной опоры или массы собственного тела (барьерный сед, шпагат и др.).Статические активные упражнения предполагают удержание определенного положения тела с растягиванием мышц, близким к максимальному за счет сокращения мышц, окружающих суставы и осуществляющих движения. В этом случае в растянутом состоянии мышцы находятся до 5 — 10 с. Статические пассивные упражнения включают в себя удержание положения тела или отдельных его частей с помощью внешних сил.
Ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться, быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. При формировании ловкости необходимо правильно выбрать методику обучения ребенка движению; подвижные игры на развитие ловкости должны включать упражнения на координацию, а игры — игровые упражнения. Так, например,игровыми упражнениями на координацию движения и внимания могут быть следующие игры: «Зоопарк», «Игрушки» и др. ; общеразвивающимиупражнениями на координацию движений и внимания: «Поспеши, но не ошибись» и т. д. Большое место в развитии ловкости занимают такие игры, как «Старая лапта», «Летучий мяч», «Запрещенное движение», «Тень», «Фокины дети», «Зеркало», относящиеся к «Школе мяча».
Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств способствует улучшению других психофизических качеств. Их развитиетребует пристального внимания педагогов и соблюдения ими следующих правил:
— помоги, но не навреди;
— заинтересуй, но не настаивай;
— каждый ребенок индивидуален.
Источник
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Яменский детский сад
Выступление на семинаре:
«Развитие психофизических
качеств у дошкольников»
выполнила: педагог-психолог
МКДОУ Яменского д/с
Князева Ю.И.
2016г.
Развитие физических, а правильнее, все же сказать, психофизических качеств (или двигательных способностей) — одна из важнейших сторон физического воспитания дошкольников. Посудите сами, ни одно из пяти, предложенных теорией и методикой физического воспитания человека, основных двигательных способностей (или физических качеств): быстроты, выносливости, силы, гибкости и ловкости, не говоря уже о смежных: силовых или скоростных видах выносливости; координации или скоростных качеств, попросту, не могут быть реализованы без участия нервной системы человека. Они все — есть результат проявления тех или иных двигательных функций организма, деятельность которых контролируется его центральной нервной системой (ЦНС).
Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них в конкретном возрасте те или иные психофизические качества. К наиболее предпочтительным и доступным из них для дошкольного возраста относится развитие: скоростных двигательных качеств (или быстроты), общей и силовой видов выносливости, ловкости, ее производной — координации, гибкости, а также скоростно-силовых качеств. Однако в дошкольном возрасте в силу несовершенства физиологических структур организма ребенка скоростную выносливость и силу как психофизические качества развивать крайне сложно, а потому нецелесообразно. Первое, в силу слабости физиологических структур организма, второе — по причине отсутствия достаточной мышечной массы ребенка.
Весьма неоднозначным является утверждение отдельных авторов о том, что психофизические качества можно воспитывать, как, например, выносливость, гибкость, силу и другие. Если учесть, что воспитание уже по определению есть целенаправленный педагогический процесс воздействия на личность посредством семьи, среды и системы образования с целью приобщения последнего к общепринятым ценностям конкретного общества, в котором эта личность живет непосредственно. Психофизические же качества не могут быть результатом воспитания, поскольку не являются личностными. Они скорее, характеризуют способность организма человека к функциональному единству психомоторики и его ресурсных физиологических возможностей, являясь, как раз, результатом естественных качественных изменений функций организма человека, т.е. развития. Кроме того, психофизические качества имеют определенную физиологическую, а некоторые (например, гибкость и быстрота) даже генетическую обусловленность и зависят не столько от воздействия семьи, среды и системы образования, сколько от морфофункционального состояния определенных физиологических систем, генетического кода и конституциональных особенностей организма конкретного человека, а потому не могут воспитываться, а только развиваться. Ребенок, пришедший в учреждение дошкольного образования, уже имеет определенный уровень развития общей выносливости, гибкости, ловкости и других психофизических качеств. Следовательно, их развитие не начинается и не заканчивается в детском саду. Мы лишь профессионально обеспечиваем в этот период динамику темпов развития психофизических качеств ребенка, создавая для этого оптимальные организационно-педагогические и психологические условия. Воспитывать можно потребность (как одно из личностных качеств) ребенка в движениях, здоровом образе жизни и т.д. И это совершенно оправдано, поскольку речь идет о некоей (комплексно формируемой семьей, средой и системой образования) норме отношения ребенка к движениям, его мотивации (желания или нежелания), и в соответствие с этим, поведения. А всякая воспитываемая в человеке личностно-поведенческая норма — есть категория нравственности
Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
Быстрота — это способность выполнять двигательные действия в минимальный промежуток времени. Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е.Н.Вавилова предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с заданным темпом. В игровой деятельности на занятиях используется бег из усложненных стартовых положений (сидя, стоя на одном колене, сидя на корточках и т.д.).
Сила — психофизическое качество, которое необходимо для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Для развития силы необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу, т.е. проявлять скоростно-силовые качества. Этому способствуют прыжки, бег (на 30 м), метание на дальность Е.Н.Вавилова предлагает также применять спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед, вспрыгивание на возвышение с места или с небольшого разбега, прыжок вверх из приседа, прыжки на месте и с продвижением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах через линии из лент скакалок или палки.
Выносливость — это способность человека обусловленное время выполнять заданный режим физической работы без снижения ее эффективности.Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного времени. Под развитием выносливости у дошкольников понимаются занятия физическими упражнениями достаточно длительное время (в соответствии с возрастными нормами двигательной активности), но не предполагается целенаправленное развитие выносливости в отдельных видах движений, например в беге, плавании. В дошкольном возрасте лучшими средствами в развитии выносливости являются разнообразные динамические упражнения, особенно на воздухе: ходьба, бег, передвижение на лыжах, катание на санках, велосипеде, плавание. Для развития статической выносливости применяют различные изометрические упражнения. Изометрическими (статическими) называются те упражнения, при которых длина работающей мышцы не меняется.
Гибкость (подвижность в суставах). Это способность выполнять движения с необходимой амплитудой, обусловленная морфофункциональными свойствами опорно-двигательного аппарата и степенью подвижности его звеньев. По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую (в движениях) и статическую (в позах). Динамические активные упражнения включают в себя разнообразные наклоны туловища, пружинистые, маховые, рывковые, прыжковые движения. В числе динамических пассивных можно назвать упражнения с «самозахватом», с помощью воздействий партнера, с преодолением внешних сопротивлений, использованием дополнительной опоры или массы собственного тела (барьерный сед, шпагат и др.).Статические активные упражнения предполагают удержание определенного положения тела с растягиванием мышц, близким к максимальному за счет сокращения мышц, окружающих суставы и осуществляющих движения. В этом случае в растянутом состоянии мышцы находятся до 5 — 10 с. Статические пассивные упражнения включают в себя удержание положения тела или отдельных его частей с помощью внешних сил.
Ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. При формировании ловкости необходимо правильно выбрать методику обучения ребенка движению; подвижные игры на развитие ловкости должны включать упражнения на координацию, а игры — игровые упражнения. Так, например, игровыми упражнениями на координацию движения и внимания могут быть следующие игры: «Зоопарк», «Игрушки» и др.; общеразвивающими упражнениями на координацию движений и внимания: «Поспеши, но не ошибись» и т.д. Большое место в развитии ловкости занимают такие игры, как «Старая лапта», «Летучий мяч», «Запрещенное движение», «Тень», «Фокины дети», «Зеркало», относящиеся к «Школе мяча».
Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств способствует улучшению других психофизических качеств. Их развитие требует пристального внимания педагогов и соблюдения ими следующих правил:
— помоги, но не навреди;
— заинтересуй, но не настаивай;
— каждый ребенок индивидуален.
Источник
Теоретические вопросы: понятие «Психофизические качества» (ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость, глазомер, равновесие). Определение, особенности развития и совершенствования в дошкольном возрасте. Подбор упражнений. Выявление уровня сформированности (тесты, диагностика).
Практическое задание: Предложить перечень подвижных игр на развитие и совершенствование быстроты для детей разных возрастных групп.
Основные понятия: психофизические (физические) качества, ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость, равновесие, тесты по определению психофизических качеств.
Основные исследователи: Е.Н Вавилова, Г. П. Юрко, В. Г. Фролов, Н.А.Бернштейн, Э. Я. Степаненкова.
Теоретические вопросы.
Психофизические (физические) качества – сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психологических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно- силовые и временные характеристики движения ребенка. Они включают в себя такие понятия:
— ловкость,
— быстрота,
— сила,
— выносливость,
— гибкость,
— равновесие.
Развитие и совершенствование психофизических качеств – одна из важнейших задач физического воспитания дошкольников. Физическое развитие ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства.
Психофизические качества представляют собой проявления двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врожденных анатомо- физиологических, биохимических, психологических особенностей. При этом следует учитывать, что под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этих качеств.
Развитие психофизических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, направленные на развитие психофизических качеств применяются в работе с детьми в строгой последовательность, включаются в разные формы двигательной деятельности (физкультурное занятие, утренняя гимнастика, активный отдых, самостоятельную деятельность ребенка).
Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво. Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н.А.Бернштейну. Он называет ловкость способностью, отмечая ее особое место среди других качеств. Выделяют два вида ловкости: телесные и предметная (ручная).
Измерителями высшего проявления ловкости является то наименьшее время, которое необходимо для нахождения и точного исполнения нужного ответного действия при внезапной смене условий деятельности. т.о., показателями ловкости могут быть время,пространство и точность выполнения движений.
С целью развития и совершенствования ловкости предлагаются следующие виды упражнений:
-физические упражнения в основных движениях (ходьба и бег между предметами, с преодолением различных препятствий – пролезть в обруч, перепрыгнуть через предмет, метание игры с мячом, лазание);
-общеразвивающие упражнения с предметами различной формы, массы, объема;
-подвижные игры;
-совместные упражнения вдвоем, небольшой группой с мячами, шестами;
-применение необычных И.п. (бег из положения стоя на коленях, сидя), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать);
— изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
Тесты по определению ловкости и координационных способностей:
-бег зигзагом (для детей 4-7 лет),
-прыжки через препятствие и пролезание под ним (для детей 4-7 лет),
-бросок малым мячом (150 г) в горизонтальную и вертикальную цели (для детей 3-7 лет),
-прыжки через скакалку (для детей 5-7 лет).
Быстрота (скоростные качества) – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е.Н.Вавилова предлагает использовать следующие упражнения:
— с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью),
— на скорость (добежать до финиша как можно быстрее),
— с изменением темпа (бег медленный, быстрый и очень быстрый).
— скоростно-силовые упражнения (прыжки, метание),
— упражнения в размахивании, кружении, ударах, поворотах, бросании, выполняемых с максимальной частотой,
— подвижные игры (подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения).
Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки.
Тесты по определению быстроты:
-бег на дистанцию 10 м с хода (для детей 4-7 лет),
-бег на дистанцию 30 м (для детей 4-7 лет),
-«челночный бег» 3х10м (для детей 4-7 лет).
Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и снарядам (мяч, мешочек с песком). От развития силы в значительной степени зависит развитие быстроты, ловкости, выносливости. При воспитании ребенка дошкольного возраста учитываются возрастные особенности его организма: преобладание тонуса мышц-сгибателей, слабость мышц.
При отборе упражнений уделяется особое внимание тем, которые вызывают кратковременные силовые напряжения:
— упражнения в беге, метаниях, прыжках,
— упражнения с повышенной сопротивляемостью (с набивными мячами, преодоление сопротивления партнера- парные упражнения),
— упражнения, отягощенные весом собственного тела (прыжки, лазание, общеразвивающие упражнения на укрепление основных мышечных групп),
— упражнения с весомыми предметами (набивной мяч, гантели),
— отжимание, подтягивание.
Тесты по определению силы:
-динамометрия кистей рук (детским ручным динамометром) – для детей 3-7 лет,
-становая динамометрия (для детей 3-7 лет).
-тесты по определению силовой выносливости:
-вис на согнутых руках (для детей 3-7 лет),
-поднимание ног в положении лежа на спине (для детей 5-7 лет)
Тесты по определению скоростно-силовых качеств:
— прыжок в длину с места (для детей3-7 лет),
— бросок набивного мяча (1 кг) (для детей 3-7 лет),
— метание легкого мяча на дальность (для детей 3-7 лет),
— прыжки на двух ногах боком за 10 с (для детей 4-7 лет).
Выносливость – способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности.
Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность выполнять мышечную работу небольшой интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности.Необходимость развития выносливости с дошкольного возраста обусловлена рядом причин:
— укрепление организма ребенка и в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечной системы,
— улучшение функционирования организма, повышение его работоспособности,
— помощь в раскрытии и развитии природных задатков детей,
— формирование волевых качеств личности, черт характера: смелости, целеустремленности, решительности.
В исследованиях показано, что лучшими средствами в развитии выносливости являются циклические движения: бег, плавание, катание на коньках и лыжах и т.д.
Тест по определению выносливости:
— бег на дистанции 90, 120, 150, 300 м ( в зависимости от возраста детей – от 5 до 7 лет).
Гибкость – способность выполнять движение с максимальной амплитудой.
Гибкость дает легкость, свободу , непринужденность движений. Гибкость придает изящность, выразительность движениям. Результатом недостаточного развития гибкости являются травмы. Чтобы быть гибким и иметь хорошую подвижность во всех суставах, необходимо использовать широкий спектр упражнений:
— общеразвивающие упражнения с предметами и без них,
— акробатические упражнения (кувырок, мостик, шпагат),
— упражнения с большой амплитудой (бросок, подлезание, прыжок в длину),
— упражнения на растягивание (стрейчинг).
Тесты по определению гибкости:
— наклон туловища вперед (для детей 3-7 лет).
Равновесие – способность сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.
В качестве упражнений на развитие равновесия (статического и динамического) рекомендуются следующие виды:
— движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия: на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба,ползание, бег по скамейке и т.п.),
— метание,
— качание на качелях.
Практическое задание: Предложить перечень подвижных игр на развитие и совершенствование быстроты для детей разных возрастных групп.
«Кто быстрее ко мне», «Самолеты», «Воробушки и автомобиль», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Огуречик», «Перебежки», «Ловишки», «Гуси- лебеди», «Два мороза», «Краски», «Третий лишний», элементы спортивных игр.
Источник