Развитие психики в онтогенезе движущие силы развития психики ребенка

Толчком к развитию психики человека
является наличие культурных, общественных,
деятельностных факторов, окружающих
человека в повседневной жизни и являющихся
неотъемлемой частью окружающего мира.
Развитие и формирование психики человека
выводит его из разряда животных в разряд
разумно мыслящих. И передача
историко-культурных знаний и опыта
человечества, составляющих процесс
формирования психики, коренным образом
меняют структуру деятельности человека,
его личностную составляющую.
Процесс развития психики подразумевает
прохождение человеческим индивидом
следующих этапов:
1) овладение способами изготовления
и применение предметов, увеличивающих
функциональность человеческого организма
(орудия труда);
2) обретение способности использовать
культурные достижения человечества;
3) изучение и применение знаково-речевых
средств для структуризации сознания и
рационального управления психическими
и эмоциональными процессами;
4) овладение способами личностной
организации, регуляции собственного
поведения;
5) овладение способами межличностного
и социального взаимодействия.
Уровень познавательного развития
человека часто подразумевает под собой
умение человеком использовать
приобретенный опыт для организации
межличностного и социального
взаимодействия, примененят познанную
информацию в виде знаково-симво-лических
средств.
Личностно-совершенным человеком
можно назвать человека, умеющего ставить
перед собой цели с последующим их
достижением, с использованием
приобретенного широкого спектра знаний
и развитого межличностного взаимодействия.
Овладение широким спектром умений и
знаний у человека происходит в процессе
обучения и воспитания.
В ходе развития ребенка под влиянием
конкретных обстоятельств его жизни
меняется место, которое он занимает в
системе человеческих отношений. Как
утверждает А. Н. Леонтьев,
дошкольное детство является порой
жизни, когда перед ребенком открывается
окружающий мир человеческой
действительности. Именно теперь он
проникает в окружающий мир, осваивает
его в действенной форме. В данный период
ребенок испытывает свою зависимость
от окружающих людей, жизненные потребности
удовлетворяются взрослыми, а он должен
считаться с требованиями, которые
окружающие люди предъявляют к его
поведению. В этот период жизни ребенка
мир окружающих его людей как бы распадается
для него на два круга. Первый круг
составляют те близкие люди, отношение
с которыми определяют его отношения со
всем остальным миром. Второй круг
составляют все другие люди, отношение
к которым опосредствованы для ребенка
его отношениями, устанавливающимися в
первом, малом круге. Так происходит не
только в условиях воспитания ребенка
в семье. Даже если дошкольника, который
воспитывался дома, отдают в детский
сад, и образ жизни ребенка меняется,
психологически деятельность ребенка
остается в своих основных чертах прежней.
Отношения детей этого возраста к
воспитательнице своеобразны, для ребенка
необходимо ее внимание лично к нему, он
часто прибегает к ее посредству в своих
отношениях со сверстниками. Поэтому
можно сказать, что отношения к
воспитательнице входят в малый, интимный
круг его общения.
Ребенок-дошкольник может хорошо
уметь читать, его знания могут быть
относительно велики. Но это не стирает
и не может стереть в нем детского, истинно
дошкольного. Если основные отношения
ребенка к жизни перестроятся, например,
на его руках окажется маленькая сестренка,
а мать обратится к нему как к своему
помощнику, участнику взрослой жизни,
то общий психический облик ребенка
изменится. В нормальных случаях переход
от дошкольного детства к следующей
стадии развития психической жизни
происходит в связи с поступлением
ребенка в школу. Значение этого события
очень велико, вся система жизненных
отношений ребенка перестраивается.
Теперь у него появляются обязанности
не только перед родителями и воспитателями,
но и обязанности и перед обществом. Это
обязанности, от выполнения которых
будут зависеть его место в жизни, его
общественная функция и роль, а отсюда
и содержание всей его дальнейшей жизни.
Обычно ребенок знает об этом еще задолго
до начала учения. Однако действительный
и психологически действенный смысл эти
требования приобретают для него лишь
тогда, когда он начинает учиться, причем
первоначально они выступают еще в очень
конкретной форме – в форме требований
учителя. Когда ребенок садится за
приготовление уроков, он чувствует себя
занятым по-настоящему важным делом.
Меняется реальное место, которое ребенок
занимает в повседневной жизни, окружающих
его взрослых, в жизни своей семьи.
А. Н. Леонтьев указывал, что
изменение места, занимаемого ребенком
в системе общественных отношений, есть
то первое, что надо отметить, пытаясь
подойти к решению вопроса о движущих
силах развития его психики. Однако само
по себе это место не определяет развития;
оно только характеризует наличную, уже
достигнутую ступень. То, что непосредственно
определяет развитие психики ребенка, –
это сама его жизнь, развитие реальных
процессов этой жизни, иначе говоря,
развитие деятельности ребенка как
внешней, так и внутренней. Леонтьев
считал, что в изучении развития психики
ребенка следует исходить из анализа
развития его деятельности, так как она
складывается в данных конкретных
условиях его жизни. Только при таком
подходе может быть выяснена роль как
внешних условий жизни ребенка, так и
задатков, которыми он обладает. Жизнь
или деятельность в целом не складываются
механически из отдельных видов
деятельности. Одни виды деятельности
являются на данном этапе ведущими и
имеют большее значение для дальнейшего
развития личности, другие – меньшее.
Одни играют главную роль в развитии,
другие – подчиненную. Поэтому нужно
говорить о зависимости развития психики
не от деятельности вообще, а от ведущей
деятельности. Признаком перехода от
одной стадии к другой является именно
изменение ведущего типа деятельности,
ведущего отношения ребенка к деятельности.
Признаком ведущей деятельности не
являются чисто количественные показатели.
Ведущая деятельность – это не просто
деятельность, наиболее часто встречающаяся
на данном этапе развития.Ведущая
действительность – это вид деятельности,
который характеризуется следующим
признаком: это деятельность, в форме
которой возникают и внутри которой
дифференцируются другие, новые виды
деятельности. Например, обучение, в
более тесном значении этого слова,
впервые появляющееся уже в дошкольном
детстве, прежде возникает в игре, т. е.
именно в ведущей на данной стадии
развития деятельности. Ребенок начинает
учиться, играя.
Ведущая деятельность – это такая
деятельность, в которой формируются
или перестраиваются частные психические
процессы. Например, в игре впервые
формируются процессы активного
воображения ребенка, в учении – процессы
отвлеченного мышления. Из этого не
следует, что формирование или перестройка
всех психических процессов происходят
только внутри ведущей деятельности.
Некоторые психические процессы
формируются и перестраиваются не
непосредственно в самой ведущей
деятельности, а и в других видах
деятельности, генетически с ней связанных.
Например, процессы абстрагирования и
обобщения цвета формируются в дошкольном
возрасте не в самой игре, а в рисовании,
цветной аппликации и т. п., т. е.
в тех видах деятельности, которые
лишь в своем истоке связаны с игровой
деятельностью.
Ведущая деятельность – это
деятельность, от которой ближайшим
образом зависят наблюдаемые в данный
период развития основные психологические
изменения личности ребенка. Например,
ребенок-дошкольник именно в игре
отстаивает общественные функции и
соответствующие нормы поведения людей,
а это является важным моментом формирования
его личности.
Таким образом, как указывает А. Н.
Леонтьев, ведущая деятельность – это
такая деятельность, развитие которой
обусловливает главнейшие изменения в
психических процессах и психологических
особенностях личности ребенка на данной
стадии его развития.
Стадии развития психики ребенка
характеризуются не только определенным
содержанием ведущей деятельности
ребенка, но и определенной последовательностью
во времени, т. е. определенной связью
с возрастом детей. Ни содержание стадий,
ни их последовательность во времени не
являются чем-то раз и навсегда данным
и неизменным. Как и всякое новое поколение,
так и каждый отдельный человек,
принадлежащий данному поколению, застает
уже готовыми известные условия жизни.
Они и делают возможным то или иное
содержание его деятельности. Поэтому,
хотя и можно отметить известную
стадиальность в развитии психики
ребенка, однако содержание стадий отнюдь
не является не зависимым от
конкретно-исторических условий, в
которых протекает развитие ребенка.
Оно зависит, прежде всего, именно от
этих условий. Влияние конкретно-исторических
условий сказывается как на конкретном
содержании той или другой отдельной
стадии развития, так и на всем протекании
процесса психического развития в целом.
Например, продолжительность и содержание
того периода развития, который является
подготовкой человека к его участию в
общественно-трудовой жизни, – периода
воспитания и обучения – исторически
далеко не всегда были одинаковыми.
Продолжительность эта менялась от эпохи
к эпохе, удлиняясь по мере того, как
возрастали требования общества,
предъявляемые к этому периоду. Значит,
хотя стадии развития и распределяются
определенным образом во времени, но их
возрастные границы зависят от их
содержания, а оно в свою очередь
определяется теми конкретно-историческими
условиями, в которых протекает развитие
ребенка. Таким образом, не возраст
ребенка как таковой определяет содержание
стадии развития, а сами возрастные
границы стадии зависят от их содержания
и изменяются вместе с изменением
общественно-исторических условий. Эти
условия определяют, какая именно
деятельность ребенка становится ведущей
на данной стадии развития его психики.
Овладение непосредственно окружающей
ребенка предметной деятельностью, игра,
в которой ребенок овладевает более
широким кругом явлений и человеческих
отношений, систематическое учение в
школе и далее специальная подготовительная
или трудовая деятельность – такова
последовательная смена ведущих
деятельностей, ведущих отношений,
которые можно констатировать.
Ведущий тип деятельности ребенка и
реальное место, которое занимает ребенок
в системе общественных отношений,
взаимосвязаны. Изменение этого места
и изменение ведущей деятельности
ребенка, также тесно взаимосвязаны. Как
утверждает А. Н. Леонтьев, в самой общей
форме ответ на этот вопрос состоит в
том, что в ходе развития прежнее место,
занимаемое ребенком в окружающем его
мире человеческих отношений, начинает
сознаваться им как не соответствующее
его возможностям, и он стремится изменить
его. Возникает открытое противоречие
между образом жизни ребенка и его
возможностями, уже определившими этот
образ жизни. В соответствии с этим его
деятельность перестраивается. Тем самым
совершается переход к новой стадии
развития его психической жизни.
Кризисы – кризис 3 лет, 7 лет, кризис
подросткового возраста, кризис юности
– всегда связаны со сменой стадий. Они
в яркой и очевидной форме показывают,
что существует именно внутренняя
необходимость этих смен, этих переходов
от одной стадии ребенка к другой. (По
материалам А. Н. Леонтьева.)
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Толчком к развитию психики человека
является наличие культурных, общественных,
деятельностных факторов, окружающих
человека в повседневной жизни и являющихся
неотъемлемой частью окружающего мира.
Развитие и формирование психики человека
выводит его из разряда животных в разряд
разумно мыслящих. И передача
историко-культурных знаний и опыта
человечества, составляющих процесс
формирования психики, коренным образом
меняют структуру деятельности человека,
его личностную составляющую.
Процесс развития психики подразумевает
прохождение человеческим индивидом
следующих этапов:
1) овладение способами изготовления
и применение предметов, увеличивающих
функциональность человеческого организма
(орудия труда);
2) обретение способности использовать
культурные достижения человечества;
3) изучение и применение знаково-речевых
средств для структуризации сознания и
рационального управления психическими
и эмоциональными процессами;
4) овладение способами личностной
организации, регуляции собственного
поведения;
5) овладение способами межличностного
и социального взаимодействия.
Уровень познавательного развития
человека часто подразумевает под собой
умение человеком использовать
приобретенный опыт для организации
межличностного и социального
взаимодействия, примененят познанную
информацию в виде знаково-симво-лических
средств.
Личностно-совершенным человеком
можно назвать человека, умеющего ставить
перед собой цели с последующим их
достижением, с использованием
приобретенного широкого спектра знаний
и развитого межличностного взаимодействия.
Овладение широким спектром умений и
знаний у человека происходит в процессе
обучения и воспитания.
В ходе развития ребенка под влиянием
конкретных обстоятельств его жизни
меняется место, которое он занимает в
системе человеческих отношений. Как
утверждает А. Н. Леонтьев,
дошкольное детство является порой
жизни, когда перед ребенком открывается
окружающий мир человеческой
действительности. Именно теперь он
проникает в окружающий мир, осваивает
его в действенной форме. В данный период
ребенок испытывает свою зависимость
от окружающих людей, жизненные потребности
удовлетворяются взрослыми, а он должен
считаться с требованиями, которые
окружающие люди предъявляют к его
поведению. В этот период жизни ребенка
мир окружающих его людей как бы распадается
для него на два круга. Первый круг
составляют те близкие люди, отношение
с которыми определяют его отношения со
всем остальным миром. Второй круг
составляют все другие люди, отношение
к которым опосредствованы для ребенка
его отношениями, устанавливающимися в
первом, малом круге. Так происходит не
только в условиях воспитания ребенка
в семье. Даже если дошкольника, который
воспитывался дома, отдают в детский
сад, и образ жизни ребенка меняется,
психологически деятельность ребенка
остается в своих основных чертах прежней.
Отношения детей этого возраста к
воспитательнице своеобразны, для ребенка
необходимо ее внимание лично к нему, он
часто прибегает к ее посредству в своих
отношениях со сверстниками. Поэтому
можно сказать, что отношения к
воспитательнице входят в малый, интимный
круг его общения.
Ребенок-дошкольник может хорошо
уметь читать, его знания могут быть
относительно велики. Но это не стирает
и не может стереть в нем детского, истинно
дошкольного. Если основные отношения
ребенка к жизни перестроятся, например,
на его руках окажется маленькая сестренка,
а мать обратится к нему как к своему
помощнику, участнику взрослой жизни,
то общий психический облик ребенка
изменится. В нормальных случаях переход
от дошкольного детства к следующей
стадии развития психической жизни
происходит в связи с поступлением
ребенка в школу. Значение этого события
очень велико, вся система жизненных
отношений ребенка перестраивается.
Теперь у него появляются обязанности
не только перед родителями и воспитателями,
но и обязанности и перед обществом. Это
обязанности, от выполнения которых
будут зависеть его место в жизни, его
общественная функция и роль, а отсюда
и содержание всей его дальнейшей жизни.
Обычно ребенок знает об этом еще задолго
до начала учения. Однако действительный
и психологически действенный смысл эти
требования приобретают для него лишь
тогда, когда он начинает учиться, причем
первоначально они выступают еще в очень
конкретной форме – в форме требований
учителя. Когда ребенок садится за
приготовление уроков, он чувствует себя
занятым по-настоящему важным делом.
Меняется реальное место, которое ребенок
занимает в повседневной жизни, окружающих
его взрослых, в жизни своей семьи.
А. Н. Леонтьев указывал, что
изменение места, занимаемого ребенком
в системе общественных отношений, есть
то первое, что надо отметить, пытаясь
подойти к решению вопроса о движущих
силах развития его психики. Однако само
по себе это место не определяет развития;
оно только характеризует наличную, уже
достигнутую ступень. То, что непосредственно
определяет развитие психики ребенка, –
это сама его жизнь, развитие реальных
процессов этой жизни, иначе говоря,
развитие деятельности ребенка как
внешней, так и внутренней. Леонтьев
считал, что в изучении развития психики
ребенка следует исходить из анализа
развития его деятельности, так как она
складывается в данных конкретных
условиях его жизни. Только при таком
подходе может быть выяснена роль как
внешних условий жизни ребенка, так и
задатков, которыми он обладает. Жизнь
или деятельность в целом не складываются
механически из отдельных видов
деятельности. Одни виды деятельности
являются на данном этапе ведущими и
имеют большее значение для дальнейшего
развития личности, другие – меньшее.
Одни играют главную роль в развитии,
другие – подчиненную. Поэтому нужно
говорить о зависимости развития психики
не от деятельности вообще, а от ведущей
деятельности. Признаком перехода от
одной стадии к другой является именно
изменение ведущего типа деятельности,
ведущего отношения ребенка к деятельности.
Признаком ведущей деятельности не
являются чисто количественные показатели.
Ведущая деятельность – это не просто
деятельность, наиболее часто встречающаяся
на данном этапе развития.Ведущая
действительность – это вид деятельности,
который характеризуется следующим
признаком: это деятельность, в форме
которой возникают и внутри которой
дифференцируются другие, новые виды
деятельности. Например, обучение, в
более тесном значении этого слова,
впервые появляющееся уже в дошкольном
детстве, прежде возникает в игре, т. е.
именно в ведущей на данной стадии
развития деятельности. Ребенок начинает
учиться, играя.
Ведущая деятельность – это такая
деятельность, в которой формируются
или перестраиваются частные психические
процессы. Например, в игре впервые
формируются процессы активного
воображения ребенка, в учении – процессы
отвлеченного мышления. Из этого не
следует, что формирование или перестройка
всех психических процессов происходят
только внутри ведущей деятельности.
Некоторые психические процессы
формируются и перестраиваются не
непосредственно в самой ведущей
деятельности, а и в других видах
деятельности, генетически с ней связанных.
Например, процессы абстрагирования и
обобщения цвета формируются в дошкольном
возрасте не в самой игре, а в рисовании,
цветной аппликации и т. п., т. е.
в тех видах деятельности, которые
лишь в своем истоке связаны с игровой
деятельностью.
Ведущая деятельность – это
деятельность, от которой ближайшим
образом зависят наблюдаемые в данный
период развития основные психологические
изменения личности ребенка. Например,
ребенок-дошкольник именно в игре
отстаивает общественные функции и
соответствующие нормы поведения людей,
а это является важным моментом формирования
его личности.
Таким образом, как указывает А. Н.
Леонтьев, ведущая деятельность – это
такая деятельность, развитие которой
обусловливает главнейшие изменения в
психических процессах и психологических
особенностях личности ребенка на данной
стадии его развития.
Стадии развития психики ребенка
характеризуются не только определенным
содержанием ведущей деятельности
ребенка, но и определенной последовательностью
во времени, т. е. определенной связью
с возрастом детей. Ни содержание стадий,
ни их последовательность во времени не
являются чем-то раз и навсегда данным
и неизменным. Как и всякое новое поколение,
так и каждый отдельный человек,
принадлежащий данному поколению, застает
уже готовыми известные условия жизни.
Они и делают возможным то или иное
содержание его деятельности. Поэтому,
хотя и можно отметить известную
стадиальность в развитии психики
ребенка, однако содержание стадий отнюдь
не является не зависимым от
конкретно-исторических условий, в
которых протекает развитие ребенка.
Оно зависит, прежде всего, именно от
этих условий. Влияние конкретно-исторических
условий сказывается как на конкретном
содержании той или другой отдельной
стадии развития, так и на всем протекании
процесса психического развития в целом.
Например, продолжительность и содержание
того периода развития, который является
подготовкой человека к его участию в
общественно-трудовой жизни, – периода
воспитания и обучения – исторически
далеко не всегда были одинаковыми.
Продолжительность эта менялась от эпохи
к эпохе, удлиняясь по мере того, как
возрастали требования общества,
предъявляемые к этому периоду. Значит,
хотя стадии развития и распределяются
определенным образом во времени, но их
возрастные границы зависят от их
содержания, а оно в свою очередь
определяется теми конкретно-историческими
условиями, в которых протекает развитие
ребенка. Таким образом, не возраст
ребенка как таковой определяет содержание
стадии развития, а сами возрастные
границы стадии зависят от их содержания
и изменяются вместе с изменением
общественно-исторических условий. Эти
условия определяют, какая именно
деятельность ребенка становится ведущей
на данной стадии развития его психики.
Овладение непосредственно окружающей
ребенка предметной деятельностью, игра,
в которой ребенок овладевает более
широким кругом явлений и человеческих
отношений, систематическое учение в
школе и далее специальная подготовительная
или трудовая деятельность – такова
последовательная смена ведущих
деятельностей, ведущих отношений,
которые можно констатировать.
Ведущий тип деятельности ребенка и
реальное место, которое занимает ребенок
в системе общественных отношений,
взаимосвязаны. Изменение этого места
и изменение ведущей деятельности
ребенка, также тесно взаимосвязаны. Как
утверждает А. Н. Леонтьев, в самой общей
форме ответ на этот вопрос состоит в
том, что в ходе развития прежнее место,
занимаемое ребенком в окружающем его
мире человеческих отношений, начинает
сознаваться им как не соответствующее
его возможностям, и он стремится изменить
его. Возникает открытое противоречие
между образом жизни ребенка и его
возможностями, уже определившими этот
образ жизни. В соответствии с этим его
деятельность перестраивается. Тем самым
совершается переход к новой стадии
развития его психической жизни.
Кризисы – кризис 3 лет, 7 лет, кризис
подросткового возраста, кризис юности
– всегда связаны со сменой стадий. Они
в яркой и очевидной форме показывают,
что существует именно внутренняя
необходимость этих смен, этих переходов
от одной стадии ребенка к другой. (По
материалам А. Н. Леонтьева.)
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник