Развитие психики ребенка в онтогенезе изучает психология

Развитие психики ребенка в онтогенезе изучает психология thumbnail

Человек проходит от рождения до зрелости
сложный путь психического развития.
Если сравнить психику ребенка в первый
год его жизни с тем уровнем психического
развития, которого он достигает через
5–6 лет жизни, то можно заметить не только
количественное, но и качественное
различие.

В настоящее время существует множество
подходов к проблеме развития психики
ребенка, причем в разных подходах
выделяют различные стадии развития
психики ребенка. Например, А. Н. Леонтьев
выделяет семь стадий развития психики
ребенка, Ж. Пиаже – четыре, а Э. Эриксон
– восемь.

Рассмотрим более подробно характеристики
психологического содержания стадий,
выделенных А. Н. Леонтьевым.

Первая стадия – стадия новорожденного
(до 2 месяцев).
Ребенок рождается,
обладая относительно высокоразвитыми
органами чувств, органами движения и
нервной системой, формирование которых
происходит во внутриутробный период.
Нервная система новорожденного, включая
кору головного мозга, в общем уже
полностью анатомически оформлена. Но
развитие микроскопической структуры
коры еще не завершено, в частности
миелинизация нервных волокон двигательных
и чувствительных зон коры только
начинается.

Образ жизни новорожденного мало
отличается от его образа жизни во
внутриутробный период: в состоянии
покоя ребенок сохраняет прежнюю
эмбриональную позу; сон занимает 4/5
всего времени; внешняя активность
ребенка в значительной мере сосредоточена
на удовлетворении своих потребностей
в пище; ручные и переместительные
движения отсутствуют вовсе. В возрасте
трех-четырех недель у ребенка начинается
подготовка к переходу к следующей, более
высокой стадии развития. В это время
появляется своеобразная сложная реакция,
выражающаяся в общем оживлении ребенка
в присутствии человека. Эта реакция
среди исследователей получила название
«реакция оживления». Развитие этой
реакции начинается с того, что в ответ
на приближение говорящего человека
ребенок начинает улыбаться и у него
появляется общая положительная
направленность, пока еще не дифференцируемая.
То есть у ребенка начинают появляться
первые признаки предметного восприятия.

Таким образом, основными характеристиками
данной стадии являются: миелинизация
нервных волокон; формирование простейших
поведенческих актов и ориентировочных
реакций; возникновение реакции
«оживления».

Ранний младенческий возраст (от двух
до шести месяцев).
На данной стадии
психического развития ребенок начинает
оперировать предметами, и у него
формируется восприятие. Особенно активно
ребенок оперирует предметами (с
одновременным зрительным фиксированием)
в возрасте пяти-шести месяцев, поэтому
можно полагать, что в этом возрасте
происходит бурное развитие процессов
восприятия. Таким образом, главной
особенностью данной стадии является
развитие действий с предметами и
процессов предметного восприятия.

Поздний младенческий возраст (от 6 до
12–14 месяцев).
Во второй половине
первого года жизни ребенок осваивает
новые действия, что связано с изменением
его отношения к окружающему миру. На
седьмом месяце жизни у ребенка уже
хорошо развиты ручные предметные
движения. Укрепление костно-мышечной
системы приводит к развитию диапазона
движений ребенка, что, в свою очередь,
является предпосылкой к увеличению
потока информации из окружающей среды.
Все это приводит к увеличению
самостоятельности ребенка. Его
взаимоотношения со взрослыми все больше
приобретает форму совместной деятельности,
при которой взрослый чаще всего
подготавливает действие ребенка, которое
тот выполняет сам. С помощью подобного
взаимодействия уже можно установить
общение с ребенком через предметы.

Следовательно, деятельность ребенка в
данный период развития управляется уже
не восприятием отдельных предметов или
их совокупности, а сложным соотношением
собственного предметного действия
ребенка и действия взрослого. На этой
основе у ребенка начинает возникать
первое осмысление предметов. В ходе
установленного «предметного» контакта
у ребенка начинает формироваться речь.

Ребенок начинает подражать взрослому
более осознанно, что свидетельствует
о появлении у ребенка возможности
овладения общественно выработанными
способами действий. Это, в свою очередь,
обеспечивает появление в конце данной
стадии специфически человеческих
двигательных операций с предметами.
При этих операциях большой палец
противопоставляется остальным, что
характерно только для человека.

Преддошкольный возраст (от одного
года до трех лет)
характеризуется
возникновением и первоначальным
развитием специфически человеческой,
общественной по своей природе деятельности
ребенка и специфической для человека
формы сознательного отражения
действительности. Сущность основных
изменений в психике ребенка в этот
период заключается в том, что ребенок
овладевает человеческим отношением к
непосредственно окружающему его миру
предметов. Причем познание свойств
предметов осуществляется ребенком
через подражание действиям взрослых с
ними, т. е. происходит познание
предметов одновременно с осмыслением
их функций. Овладение функциями предметов
у ребенка происходит двояко. С одной
стороны – это развитие простейших
навыков, таких как владение ложкой,
чашкой и др. Другая форма овладения
предметами – это манипулирование ими
в процессе игры.

Появление игры знаменует новую стадию
развития психики ребенка. Он уже познает
мир не только при взаимодействии со
взрослым, но и самостоятельно. На этой
основе ребенок овладевает и словами,
которые тоже осознаются им прежде всего
как обозначающие предмет с его функциями.
При этом в процессе игры речь все чаще
становится включенной в деятельность,
все чаще начинает выполнять функцию не
только обозначения предметов, но и
средства общения. Однако отличительной
особенностью игр ребенка в этом возрасте
в сравнении со следующей стадией –
стадией дошкольного возраста – является
отсутствие воображаемой ситуации в
игре. Ребенок, манипулируя предметами,
просто подражает действиям взрослых,
не наполняя их содержанием, но в процессе
игры у ребенка интенсивно развиваются
восприятие, способность к анализу и
обобщению, т. е. происходит интенсивное
формирование мыслительных функций.

Дошкольный возраст (от трех до семи
лет).
Главным отличием этого возраста
является наличие противоречия между
стремлением ребенка к действительному
овладению миром предметов и ограниченностью
его возможностей. В этом возрасте ребенок
стремится делать не то, что может, а то,
что видит или слышит. Однако многие
действия ему еще не доступны. Это
противоречие разрешается в сюжетной
игре. Источниками игр являются впечатления
ребенка, все то, что он видит или слышит.

В процессе ролевой игры происходит
формирование творческого воображения
и способности произвольно управлять
своим поведением. Ролевые игры также
способствуют развитию восприятия,
запоминания, воспроизведения и речи.

Другой важнейшей особенностью данной
стадии является процесс формирования
личности ребенка. В ходе этого процесса
закладываются черты характера ребенка.

Младший школьный возраст (от 7 до 12
лет).
Поступление в школу характеризует
новый этап развития психики ребенка.
Теперь его система отношений с окружающим
миром определяется не только
взаимоотношениями со взрослыми, но и
взаимоотношениями со сверстниками.
Кроме этого у него теперь есть обязанности
перед обществом. От выполнения этих
обязанностей зависит его будущее, его
место в социуме.

Следует отметить, что и на предыдущих
стадиях своего развития ребенок учился,
но лишь теперь учеба предстает перед
ним как самостоятельная деятельность.
Школа предъявляет серьезные требования
к вниманию ребенка, в связи с чем и
происходит бурное развитие произвольного
(контролируемого) внимания, произвольного
целенаправленного наблюдения. Точно
так же возрастает продуктивность памяти
ребенка, хотя в первое время обучения
память сохраняет преимущественно
образный, конкретный характер. Поэтому
дети запоминают буквально даже тот
текстовый материал, который не требуется
учить наизусть.

Особенно интенсивно в младшем школьном
возрасте развивается мышление детей.
Оно становится более связанным,
последовательным и логическим. Вместе
с тем у ребенка в этом возрасте происходит
бурное развитие речи, что во многом
связано с овладением письменной речью.

В процессе обучения у ребенка происходит
развитие личности. Прежде всего у него
меняются интересы. Детские интересы
благодаря развитию познавательных
процессов заменяются учебными интересами.
Исключительно важную роль в формировании
личности ребенка играет коллектив.
Начав обучаться в школе, ребенок впервые
сталкивается с ситуацией, когда окружающие
его сверстники объединены определенной
целью и на них возлагаются определенные
обязанности. Он впервые сталкивается
с понятиями «коллектив» и «коллективная
ответственность». Все люди, окружавшие
его ранее, в том числе и дети в детском
саду, не были коллективом. Основной
социально-значимой единицей для ребенка
была семья.

Другой особенностью этого периода
является то, что на его завершающей
стадии происходит разделение деятельности
на «мужскую» и «женскую». Мальчики все
больше интересуются мужской деятельностью,
а девочки – женской.

Подростковый возраст и начало юности
(от 13–14 до 17–18 лет)
характеризуется
продолжением обучения. Вместе с тем
ребенок все более включается в жизнь
общества. В это время происходит
завершение ориентации ребенка в
зависимости от пола на «мужскую» и
«женскую» деятельность. Более того,
стремясь к самореализации, ребенок
начинает показывать успехи в конкретном
виде деятельности, высказывать мысли
о будущей профессии.

В это же время происходит дальнейшее
развитие познавательных психических
процессов и формирование личности. В
процессе формирования личности происходит
изменение интересов ребенка. Они
становятся более дифференцированными
и стойкими. Учебные интересы уже не
имеют первостепенного значения. Ребенок
начинает ориентироваться на «взрослую»
жизнь. Также следует отметить, что на
формирование личности в этот период
оказывает воздействие процесс полового
созревания. У молодого человека отмечается
бурное развитие организма, деятельность
отдельных органов (например, сердца)
претерпевает определенные изменения.
Завершается половая идентификация
подростка.

Под воздействием всего комплекса
факторов происходит изменение
психологического облика ребенка. В
поведении мальчиков все более заметны
мужские черты, а у девочек все чаще
проявляются женские поведенческие
стереотипы.

Следует отметить, что развитие психики
не завершается в период юности.
Определенная динамика психического
развития отмечается и в более позднее
время. Поэтому в современной психологии
принято выделять еще два периода:
акмеологический период развития, или
период взрослости, и период геронтогенеза.

Акмеологический период развития
охватывает возраст от 18 до 60 лет.
Впервые термин «акмеология» был предложен
Н. Н. Рыбниковым в 1928 г. Данным термином
(акме– высшая точка, расцвет,
зрелость, лучшая пора) принято обозначать
период зрелости как самый продуктивный,
творческий период жизни человека. В
отличие от юношеского периода,
акмеологический характеризуется тем,
что в нем завершается общесоматическое
развитие и половое созревание человека,
который достигает своего оптимума
физического развития. Этот период
характеризуется также наиболее высоким
уровнем интеллектуальных, творческих,
профессиональных достижений.

Период геронтогенеза – это поздний
период человеческой жизни. В нем принято
выделять три фазы: пожилой возраст (для
мужчин – 60–74 года, для женщин – 55–74
года); старческий возраст – 75–90 лет;
долгожители – 90 лет и старше.

В целом данный период характеризуется
угасанием физических и психических
функций. Отмечается снижение интенсивности
углеводного, жирового и белкового
обмена. Уменьшается способность клеток
осуществлять окислительно-восстановительные
процессы. Снижается общая активность
организма. В то же время отмечается
снижение возможностей психических
функций, особенно памяти, внимания,
мышления.

Однако следует отметить, что протекание
данного периода в значительной степени
определяется индивидуальными особенностями
человека. На позднем этапе онтогенеза
роль личности, ее социального статуса,
ее включенности в систему общественных
связей особенно велика для сохранения
трудоспособности человека. Особое
значение для противостояния инволюции
человека имеет его творчество. Сегодня
мы знаем много примеров выдающихся
ученых и деятелей искусств, которые
очень долго сохраняли трудовую и
творческую активность. Так, И. П. Павлов
создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года,
а «Лекции о работе больших полушарий
головного мозга» – в 77 лет. Л. Н. Толстой
написал «Воскресенье» в 71 год, а
«Хаджи-Мурата» – в 76 лет. Высокой
творческой активностью и продуктивностью
в поздние годы жизни отличались
Микеланджело, О. Ренуар, Вольтер, Б. Шоу,
В. Гете и др. Таким образом, любой
человеческий возраст по-своему прекрасен.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Инфоурок

Другое
›Презентации›Развитие психике в онтогенезе.Психология.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Развитие психики в онтогенезе Развитие психики в онтогенезе в разные возрасты .

Описание слайда:

Развитие психики в онтогенезе Развитие психики в онтогенезе в разные возрасты .

2 слайд

Онтогенез Онтогенез (от греч. ontos - сущее и genesis - рождение, происхожден

Описание слайда:

Онтогенез Онтогенез (от греч. ontos — сущее и genesis — рождение, происхождение) — это процесс индивидуального развития; формирование основных структур психики индивида в течение его детства и дальнейшей жизнедеятельности. Согласно теории немецкого биолога Эрнста Геккеля индивидуальное развитие (онтогенез) есть сокращенное развитие рода человеческого (филогенез), т.е. в процессе своего индивидуального развития ребенок повторяет этапы истории человечества.

3 слайд

Развитие психики человека в процессе его жизнедеятельности (в онтогенезе) вк

Описание слайда:

Развитие психики человека в процессе его жизнедеятельности (в онтогенезе) включает сложное переплетение нескольких линий развития: психосоматическое (развитие нервной системы); половое развитие; возрастные изменения; когнитивное развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, мышления, речи, интеллекта); эмоционально-волевое развитие; развитие личности; нравственное развитие; развитие деятельности и умений. В научных целях анализируют каждое из направлений развития психики человека, хотя в реальной жизни все эти виды развития тесно переплетены, взаимосвязаны и детерминированы как наследственными (генетическими) факторами, так и воздействиями внешней социальной среды.

4 слайд

Развитие психики ребенка в онтогенезе изучает психология

5 слайд

Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь психического развития.

Описание слайда:

Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь психического развития. Если сравнить психику ребенка в первый год его жизни с тем уровнем психического развития, которого он достигает через 5–6 лет жизни, то можно заметить не только количественное, но и качественное различие. В настоящее время существует множество подходов к проблеме развития психики ребенка, причем в разных подходах выделяют различные стадии развития психики ребенка. Например, А. Н. Леонтьев выделяет семь стадий развития психики ребенка, Ж. Пиаже – четыре, а Э. Эриксон – восемь. Рассмотрим более подробно характеристики психологического содержания стадий, выделенных А. Н. Леонтьевым.

6 слайд

Первая стадия Первая стадия – стадия новорожденного (до 2 месяцев).Ребенок ро

Описание слайда:

Первая стадия Первая стадия – стадия новорожденного (до 2 месяцев).Ребенок рождается, обладая относительно высокоразвитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которых происходит во внутриутробный период. Нервная система новорожденного, включая кору головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена. Но развитие микроскопической структуры коры еще не завершено, в частности миелинизация нервных волокон двигательных и чувствительных зон коры только начинается. Образ жизни новорожденного мало отличается от его образа жизни во внутриутробный период: в состоянии покоя ребенок сохраняет прежнюю эмбриональную позу; сон занимает 4/5 всего времени; внешняя активность ребенка в значительной мере сосредоточена на удовлетворении своих потребностей в пище; ручные и переместительные движения отсутствуют вовсе. В возрасте трех-четырех недель у ребенка начинается подготовка к переходу к следующей, более высокой стадии развития. В это время появляется своеобразная сложная реакция, выражающаяся в общем оживлении ребенка в присутствии человека. Эта реакция среди исследователей получила название «реакция оживления». Развитие этой реакции начинается с того, что в ответ на приближение говорящего человека ребенок начинает улыбаться и у него появляется общая положительная направленность, пока еще не дифференцируемая. То есть у ребенка начинают появляться первые признаки предметного восприятия. Таким образом, основными характеристиками данной стадии являются: миелинизация нервных волокон; формирование простейших поведенческих актов и ориентировочных реакций; возникновение реакции «оживления».

7 слайд

Развитие психики ребенка в онтогенезе изучает психология

8 слайд

Ранний младенческий возраст (от двух до шести месяцев). Ранний младенческий в

Описание слайда:

Ранний младенческий возраст (от двух до шести месяцев). Ранний младенческий возраст (от двух до шести месяцев).На данной стадии психического развития ребенок начинает оперировать предметами, и у него формируется восприятие. Особенно активно ребенок оперирует предметами (с одновременным зрительным фиксированием) в возрасте пяти-шести месяцев, поэтому можно полагать, что в этом возрасте происходит бурное развитие процессов восприятия. Таким образом, главной особенностью данной стадии является развитие действий с предметами и процессов предметного восприятия.

9 слайд

Развитие психики ребенка в онтогенезе изучает психология

10 слайд

Поздний младенческий возраст (от 6 до 12–14 месяцев). Поздний младенческий во

Описание слайда:

Поздний младенческий возраст (от 6 до 12–14 месяцев). Поздний младенческий возраст (от 6 до 12–14 месяцев).Во второй половине первого года жизни ребенок осваивает новые действия, что связано с изменением его отношения к окружающему миру. На седьмом месяце жизни у ребенка уже хорошо развиты ручные предметные движения. Укрепление костно-мышечной системы приводит к развитию диапазона движений ребенка, что, в свою очередь, является предпосылкой к увеличению потока информации из окружающей среды. Все это приводит к увеличению самостоятельности ребенка. Его взаимоотношения со взрослыми все больше приобретает форму совместной деятельности, при которой взрослый чаще всего подготавливает действие ребенка, которое тот выполняет сам. С помощью подобного взаимодействия уже можно установить общение с ребенком через предметы. Следовательно, деятельность ребенка в данный период развития управляется уже не восприятием отдельных предметов или их совокупности, а сложным соотношением собственного предметного действия ребенка и действия взрослого. На этой основе у ребенка начинает возникать первое осмысление предметов. В ходе установленного «предметного» контакта у ребенка начинает формироваться речь. Ребенок начинает подражать взрослому более осознанно, что свидетельствует о появлении у ребенка возможности овладения общественно выработанными способами действий. Это, в свою очередь, обеспечивает появление в конце данной стадии специфически человеческих двигательных операций с предметами. При этих операциях большой палец противопоставляется остальным, что характерно только для человека.

11 слайд

Развитие психики ребенка в онтогенезе изучает психология

12 слайд

Преддошкольный возраст (от одного года до трех лет) Преддошкольный возраст (о

Описание слайда:

Преддошкольный возраст (от одного года до трех лет) Преддошкольный возраст (от одного года до трех лет)характеризуется возникновением и первоначальным развитием специфически человеческой, общественной по своей природе деятельности ребенка и специфической для человека формы сознательного отражения действительности. Сущность основных изменений в психике ребенка в этот период заключается в том, что ребенок овладевает человеческим отношением к непосредственно окружающему его миру предметов. Причем познание свойств предметов осуществляется ребенком через подражание действиям взрослых с ними, т. е. происходит познание предметов одновременно с осмыслением их функций. Овладение функциями предметов у ребенка происходит двояко. С одной стороны – это развитие простейших навыков, таких как владение ложкой, чашкой и др. Другая форма овладения предметами – это манипулирование ими в процессе игры. Появление игры знаменует новую стадию развития психики ребенка. Он уже познает мир не только при взаимодействии со взрослым, но и самостоятельно. На этой основе ребенок овладевает и словами, которые тоже осознаются им прежде всего как обозначающие предмет с его функциями. При этом в процессе игры речь все чаще становится включенной в деятельность, все чаще начинает выполнять функцию не только обозначения предметов, но и средства общения. Однако отличительной особенностью игр ребенка в этом возрасте в сравнении со следующей стадией – стадией дошкольного возраста – является отсутствие воображаемой ситуации в игре. Ребенок, манипулируя предметами, просто подражает действиям взрослых, не наполняя их содержанием, но в процессе игры у ребенка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению, т. е. происходит интенсивное формирование мыслительных функций.

13 слайд

Развитие психики ребенка в онтогенезе изучает психология

14 слайд

Дошкольный возраст (от трех до семи лет) Дошкольный возраст (от трех до семи

Описание слайда:

Дошкольный возраст (от трех до семи лет) Дошкольный возраст (от трех до семи лет).Главным отличием этого возраста является наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ребенок стремится делать не то, что может, а то, что видит или слышит. Однако многие действия ему еще не доступны. Это противоречие разрешается в сюжетной игре. Источниками игр являются впечатления ребенка, все то, что он видит или слышит. В процессе ролевой игры происходит формирование творческого воображения и способности произвольно управлять своим поведением. Ролевые игры также способствуют развитию восприятия, запоминания, воспроизведения и речи. Другой важнейшей особенностью данной стадии является процесс формирования личности ребенка. В ходе этого процесса закладываются черты характера ребенка.

15 слайд

Развитие психики ребенка в онтогенезе изучает психология

16 слайд

Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). Младший школьный возраст (от 7 до

Описание слайда:

Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет).Поступление в школу характеризует новый этап развития психики ребенка. Теперь его система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но и взаимоотношениями со сверстниками. Кроме этого у него теперь есть обязанности перед обществом. От выполнения этих обязанностей зависит его будущее, его место в социуме. Следует отметить, что и на предыдущих стадиях своего развития ребенок учился, но лишь теперь учеба предстает перед ним как самостоятельная деятельность. Школа предъявляет серьезные требования к вниманию ребенка, в связи с чем и происходит бурное развитие произвольного (контролируемого) внимания, произвольного целенаправленного наблюдения. Точно так же возрастает продуктивность памяти ребенка, хотя в первое время обучения память сохраняет преимущественно образный, конкретный характер. Поэтому дети запоминают буквально даже тот текстовый материал, который не требуется учить наизусть. Особенно интенсивно в младшем школьном возрасте развивается мышление детей. Оно становится более связанным, последовательным и логическим. Вместе с тем у ребенка в этом возрасте происходит бурное развитие речи, что во многом связано с овладением письменной речью. В процессе обучения у ребенка происходит развитие личности. Прежде всего у него меняются интересы. Детские интересы благодаря развитию познавательных процессов заменяются учебными интересами. Исключительно важную роль в формировании личности ребенка играет коллектив. Начав обучаться в школе, ребенок впервые сталкивается с ситуацией, когда окружающие его сверстники объединены определенной целью и на них возлагаются определенные обязанности. Он впервые сталкивается с понятиями «коллектив» и «коллективная ответственность». Все люди, окружавшие его ранее, в том числе и дети в детском саду, не были коллективом. Основной социально-значимой единицей для ребенка была семья. Другой особенностью этого периода является то, что на его завершающей стадии происходит разделение деятельности на «мужскую» и «женскую». Мальчики все больше интересуются мужской деятельностью, а девочки – женской.

17 слайд

Развитие психики ребенка в онтогенезе изучает психология

18 слайд

Подростковый возраст и начало юности (от 13–14 до 17–18 лет Подростковый возр

Описание слайда:

Подростковый возраст и начало юности (от 13–14 до 17–18 лет Подростковый возраст и начало юности (от 13–14 до 17–18 лет)характеризуется продолжением обучения. Вместе с тем ребенок все более включается в жизнь общества. В это время происходит завершение ориентации ребенка в зависимости от пола на «мужскую» и «женскую» деятельность. Более того, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии. В это же время происходит дальнейшее развитие познавательных психических процессов и формирование личности. В процессе формирования личности происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Также следует отметить, что на формирование личности в этот период оказывает воздействие процесс полового созревания. У молодого человека отмечается бурное развитие организма, деятельность отдельных органов (например, сердца) претерпевает определенные изменения. Завершается половая идентификация подростка. Под воздействием всего комплекса факторов происходит изменение психологического облика ребенка. В поведении мальчиков все более заметны мужские черты, а у девочек все чаще проявляются женские поведенческие стереотипы. Следует отметить, что развитие психики не завершается в период юности. Определенная динамика психического развития отмечается и в более позднее время. Поэтому в современной психологии принято выделять еще два периода: акмеологический период развития, или период взрослости, и период геронтогенеза.

19 слайд

Акмеологический период развития охватывает возраст от 18 до 60 лет. Акмеологи

Описание слайда:

Акмеологический период развития охватывает возраст от 18 до 60 лет. Акмеологический период развития охватывает возраст от 18 до 60 лет.Впервые термин «акмеология» был предложен Н. Н. Рыбниковым в 1928 г. Данным термином (акме– высшая точка, расцвет, зрелость, лучшая пора) принято обозначать период зрелости как самый продуктивный, творческий период жизни человека. В отличие от юношеского периода, акмеологический характеризуется тем, что в нем завершается общесоматическое развитие и половое созревание человека, который достигает своего оптимума физического развития. Этот период характеризуется также наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений. Период геронтогенеза – это поздний период человеческой жизни. В нем принято выделять три фазы: пожилой возраст (для мужчин – 60–74 года, для женщин – 55–74 года); старческий возраст – 75–90 лет; долгожители – 90 лет и старше. В целом данный период характеризуется угасанием физических и психических функций. Отмечается снижение интенсивности углеводного, жирового и белкового обмена. Уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы. Снижается общая активность организма. В то же время отмечается снижение возможностей психических функций, особенно памяти, внимания, мышления. Однако следует отметить, что протекание данного периода в значительной степени определяется индивидуальными особенностями человека. На позднем этапе онтогенеза роль личности, ее социального статуса, ее включенности в систему общественных связей особенно велика для сохранения трудоспособности человека. Особое значение для противостояния инволюции человека имеет его творчество. Сегодня мы знаем много примеров выдающихся ученых и деятелей искусств, которые очень долго сохраняли трудовую и творческую активность. Так, И. П. Павлов создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» – в 77 лет. Л. Н. Толстой написал «Воскресенье» в 71 год, а «Хаджи-Мурата» – в 76 лет. Высокой творческой активностью и продуктивностью в поздние годы жизни отличались Микеланджело, О. Ренуар, Вольтер, Б. Шоу, В. Гете и др. Таким образом, любой человеческий возраст по-своему прекрасен.

20 слайд

После 50-60 лет происходит плавное угасание физических и психических функций

Описание слайда:

После 50-60 лет происходит плавное угасание физических и психических функций. Отмечается снижение интенсивности углеводного, жирового и белкового обмена. Уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы. Снижается общая активность организма. В то же время отмечается снижение возможностей психических функций, особенно памяти, внимания, мышления. У многих взрослых людей с возрастом происходит развитие личности: углубляются или расширяются интересы, активизируется общественная деятельность, происходит обрастание социальными связями, человек избавляется от вредных особенностей характера и деструктивных привычек, происходит развитие в профессиональной сфере. У многих наоборот — после ухода со студенческой скамьи пропадает всякое желание работать над собой, углубляются гедонистические тенденции, проявляются асоциальные и антисоциальные склонности.

21 слайд

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

  • Если Вы считаете, что материал должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал

    Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация