Развитие психики ребенка в онтогенезе изучает психология

 Человек проходит от рождения до зрелости
 сложный путь психического развития.
 Если сравнить психику ребенка в первый
 год его жизни с тем уровнем психического
 развития, которого он достигает через
 5–6 лет жизни, то можно заметить не только
 количественное, но и качественное
 различие.
 В настоящее время существует множество
 подходов к проблеме развития психики
 ребенка, причем в разных подходах
 выделяют различные стадии развития
 психики ребенка. Например, А. Н. Леонтьев
 выделяет семь стадий развития психики
 ребенка, Ж. Пиаже – четыре, а Э. Эриксон
 – восемь.
 Рассмотрим более подробно характеристики
 психологического содержания стадий,
 выделенных А. Н. Леонтьевым.
 Первая стадия – стадия новорожденного
 (до 2 месяцев).Ребенок рождается,
 обладая относительно высокоразвитыми
 органами чувств, органами движения и
 нервной системой, формирование которых
 происходит во внутриутробный период.
 Нервная система новорожденного, включая
 кору головного мозга, в общем уже
 полностью анатомически оформлена. Но
 развитие микроскопической структуры
 коры еще не завершено, в частности
 миелинизация нервных волокон двигательных
 и чувствительных зон коры только
 начинается.
 Образ жизни новорожденного мало
 отличается от его образа жизни во
 внутриутробный период: в состоянии
 покоя ребенок сохраняет прежнюю
 эмбриональную позу; сон занимает 4/5
 всего времени; внешняя активность
 ребенка в значительной мере сосредоточена
 на удовлетворении своих потребностей
 в пище; ручные и переместительные
 движения отсутствуют вовсе. В возрасте
 трех-четырех недель у ребенка начинается
 подготовка к переходу к следующей, более
 высокой стадии развития. В это время
 появляется своеобразная сложная реакция,
 выражающаяся в общем оживлении ребенка
 в присутствии человека. Эта реакция
 среди исследователей получила название
 «реакция оживления». Развитие этой
 реакции начинается с того, что в ответ
 на приближение говорящего человека
 ребенок начинает улыбаться и у него
 появляется общая положительная
 направленность, пока еще не дифференцируемая.
 То есть у ребенка начинают появляться
 первые признаки предметного восприятия.
 Таким образом, основными характеристиками
 данной стадии являются: миелинизация
 нервных волокон; формирование простейших
 поведенческих актов и ориентировочных
 реакций; возникновение реакции
 «оживления».
 Ранний младенческий возраст (от двух
 до шести месяцев).На данной стадии
 психического развития ребенок начинает
 оперировать предметами, и у него
 формируется восприятие. Особенно активно
 ребенок оперирует предметами (с
 одновременным зрительным фиксированием)
 в возрасте пяти-шести месяцев, поэтому
 можно полагать, что в этом возрасте
 происходит бурное развитие процессов
 восприятия. Таким образом, главной
 особенностью данной стадии является
 развитие действий с предметами и
 процессов предметного восприятия.
 Поздний младенческий возраст (от 6 до
 12–14 месяцев).Во второй половине
 первого года жизни ребенок осваивает
 новые действия, что связано с изменением
 его отношения к окружающему миру. На
 седьмом месяце жизни у ребенка уже
 хорошо развиты ручные предметные
 движения. Укрепление костно-мышечной
 системы приводит к развитию диапазона
 движений ребенка, что, в свою очередь,
 является предпосылкой к увеличению
 потока информации из окружающей среды.
 Все это приводит к увеличению
 самостоятельности ребенка. Его
 взаимоотношения со взрослыми все больше
 приобретает форму совместной деятельности,
 при которой взрослый чаще всего
 подготавливает действие ребенка, которое
 тот выполняет сам. С помощью подобного
 взаимодействия уже можно установить
 общение с ребенком через предметы.
 Следовательно, деятельность ребенка в
 данный период развития управляется уже
 не восприятием отдельных предметов или
 их совокупности, а сложным соотношением
 собственного предметного действия
 ребенка и действия взрослого. На этой
 основе у ребенка начинает возникать
 первое осмысление предметов. В ходе
 установленного «предметного» контакта
 у ребенка начинает формироваться речь.
 Ребенок начинает подражать взрослому
 более осознанно, что свидетельствует
 о появлении у ребенка возможности
 овладения общественно выработанными
 способами действий. Это, в свою очередь,
 обеспечивает появление в конце данной
 стадии специфически человеческих
 двигательных операций с предметами.
 При этих операциях большой палец
 противопоставляется остальным, что
 характерно только для человека.
 Преддошкольный возраст (от одного
 года до трех лет)характеризуется
 возникновением и первоначальным
 развитием специфически человеческой,
 общественной по своей природе деятельности
 ребенка и специфической для человека
 формы сознательного отражения
 действительности. Сущность основных
 изменений в психике ребенка в этот
 период заключается в том, что ребенок
 овладевает человеческим отношением к
 непосредственно окружающему его миру
 предметов. Причем познание свойств
 предметов осуществляется ребенком
 через подражание действиям взрослых с
 ними, т. е. происходит познание
 предметов одновременно с осмыслением
 их функций. Овладение функциями предметов
 у ребенка происходит двояко. С одной
 стороны – это развитие простейших
 навыков, таких как владение ложкой,
 чашкой и др. Другая форма овладения
 предметами – это манипулирование ими
 в процессе игры.
 Появление игры знаменует новую стадию
 развития психики ребенка. Он уже познает
 мир не только при взаимодействии со
 взрослым, но и самостоятельно. На этой
 основе ребенок овладевает и словами,
 которые тоже осознаются им прежде всего
 как обозначающие предмет с его функциями.
 При этом в процессе игры речь все чаще
 становится включенной в деятельность,
 все чаще начинает выполнять функцию не
 только обозначения предметов, но и
 средства общения. Однако отличительной
 особенностью игр ребенка в этом возрасте
 в сравнении со следующей стадией –
 стадией дошкольного возраста – является
 отсутствие воображаемой ситуации в
 игре. Ребенок, манипулируя предметами,
 просто подражает действиям взрослых,
 не наполняя их содержанием, но в процессе
 игры у ребенка интенсивно развиваются
 восприятие, способность к анализу и
 обобщению, т. е. происходит интенсивное
 формирование мыслительных функций.
 Дошкольный возраст (от трех до семи
 лет).Главным отличием этого возраста
 является наличие противоречия между
 стремлением ребенка к действительному
 овладению миром предметов и ограниченностью
 его возможностей. В этом возрасте ребенок
 стремится делать не то, что может, а то,
 что видит или слышит. Однако многие
 действия ему еще не доступны. Это
 противоречие разрешается в сюжетной
 игре. Источниками игр являются впечатления
 ребенка, все то, что он видит или слышит.
 В процессе ролевой игры происходит
 формирование творческого воображения
 и способности произвольно управлять
 своим поведением. Ролевые игры также
 способствуют развитию восприятия,
 запоминания, воспроизведения и речи.
 Другой важнейшей особенностью данной
 стадии является процесс формирования
 личности ребенка. В ходе этого процесса
 закладываются черты характера ребенка.
 Младший школьный возраст (от 7 до 12
 лет).Поступление в школу характеризует
 новый этап развития психики ребенка.
 Теперь его система отношений с окружающим
 миром определяется не только
 взаимоотношениями со взрослыми, но и
 взаимоотношениями со сверстниками.
 Кроме этого у него теперь есть обязанности
 перед обществом. От выполнения этих
 обязанностей зависит его будущее, его
 место в социуме.
 Следует отметить, что и на предыдущих
 стадиях своего развития ребенок учился,
 но лишь теперь учеба предстает перед
 ним как самостоятельная деятельность.
 Школа предъявляет серьезные требования
 к вниманию ребенка, в связи с чем и
 происходит бурное развитие произвольного
 (контролируемого) внимания, произвольного
 целенаправленного наблюдения. Точно
 так же возрастает продуктивность памяти
 ребенка, хотя в первое время обучения
 память сохраняет преимущественно
 образный, конкретный характер. Поэтому
 дети запоминают буквально даже тот
 текстовый материал, который не требуется
 учить наизусть.
 Особенно интенсивно в младшем школьном
 возрасте развивается мышление детей.
 Оно становится более связанным,
 последовательным и логическим. Вместе
 с тем у ребенка в этом возрасте происходит
 бурное развитие речи, что во многом
 связано с овладением письменной речью.
 В процессе обучения у ребенка происходит
 развитие личности. Прежде всего у него
 меняются интересы. Детские интересы
 благодаря развитию познавательных
 процессов заменяются учебными интересами.
 Исключительно важную роль в формировании
 личности ребенка играет коллектив.
 Начав обучаться в школе, ребенок впервые
 сталкивается с ситуацией, когда окружающие
 его сверстники объединены определенной
 целью и на них возлагаются определенные
 обязанности. Он впервые сталкивается
 с понятиями «коллектив» и «коллективная
 ответственность». Все люди, окружавшие
 его ранее, в том числе и дети в детском
 саду, не были коллективом. Основной
 социально-значимой единицей для ребенка
 была семья.
 Другой особенностью этого периода
 является то, что на его завершающей
 стадии происходит разделение деятельности
 на «мужскую» и «женскую». Мальчики все
 больше интересуются мужской деятельностью,
 а девочки – женской.
 Подростковый возраст и начало юности
 (от 13–14 до 17–18 лет)характеризуется
 продолжением обучения. Вместе с тем
 ребенок все более включается в жизнь
 общества. В это время происходит
 завершение ориентации ребенка в
 зависимости от пола на «мужскую» и
 «женскую» деятельность. Более того,
 стремясь к самореализации, ребенок
 начинает показывать успехи в конкретном
 виде деятельности, высказывать мысли
 о будущей профессии.
 В это же время происходит дальнейшее
 развитие познавательных психических
 процессов и формирование личности. В
 процессе формирования личности происходит
 изменение интересов ребенка. Они
 становятся более дифференцированными
 и стойкими. Учебные интересы уже не
 имеют первостепенного значения. Ребенок
 начинает ориентироваться на «взрослую»
 жизнь. Также следует отметить, что на
 формирование личности в этот период
 оказывает воздействие процесс полового
 созревания. У молодого человека отмечается
 бурное развитие организма, деятельность
 отдельных органов (например, сердца)
 претерпевает определенные изменения.
 Завершается половая идентификация
 подростка.
 Под воздействием всего комплекса
 факторов происходит изменение
 психологического облика ребенка. В
 поведении мальчиков все более заметны
 мужские черты, а у девочек все чаще
 проявляются женские поведенческие
 стереотипы.
 Следует отметить, что развитие психики
 не завершается в период юности.
 Определенная динамика психического
 развития отмечается и в более позднее
 время. Поэтому в современной психологии
 принято выделять еще два периода:
 акмеологический период развития, или
 период взрослости, и период геронтогенеза.
 Акмеологический период развития
 охватывает возраст от 18 до 60 лет.Впервые термин «акмеология» был предложен
 Н. Н. Рыбниковым в 1928 г. Данным термином
 (акме– высшая точка, расцвет,
 зрелость, лучшая пора) принято обозначать
 период зрелости как самый продуктивный,
 творческий период жизни человека. В
 отличие от юношеского периода,
 акмеологический характеризуется тем,
 что в нем завершается общесоматическое
 развитие и половое созревание человека,
 который достигает своего оптимума
 физического развития. Этот период
 характеризуется также наиболее высоким
 уровнем интеллектуальных, творческих,
 профессиональных достижений.
 Период геронтогенеза – это поздний
 период человеческой жизни. В нем принято
 выделять три фазы: пожилой возраст (для
 мужчин – 60–74 года, для женщин – 55–74
 года); старческий возраст – 75–90 лет;
 долгожители – 90 лет и старше.
 В целом данный период характеризуется
 угасанием физических и психических
 функций. Отмечается снижение интенсивности
 углеводного, жирового и белкового
 обмена. Уменьшается способность клеток
 осуществлять окислительно-восстановительные
 процессы. Снижается общая активность
 организма. В то же время отмечается
 снижение возможностей психических
 функций, особенно памяти, внимания,
 мышления.
 Однако следует отметить, что протекание
 данного периода в значительной степени
 определяется индивидуальными особенностями
 человека. На позднем этапе онтогенеза
 роль личности, ее социального статуса,
 ее включенности в систему общественных
 связей особенно велика для сохранения
 трудоспособности человека. Особое
 значение для противостояния инволюции
 человека имеет его творчество. Сегодня
 мы знаем много примеров выдающихся
 ученых и деятелей искусств, которые
 очень долго сохраняли трудовую и
 творческую активность. Так, И. П. Павлов
 создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года,
 а «Лекции о работе больших полушарий
 головного мозга» – в 77 лет. Л. Н. Толстой
 написал «Воскресенье» в 71 год, а
 «Хаджи-Мурата» – в 76 лет. Высокой
 творческой активностью и продуктивностью
 в поздние годы жизни отличались
 Микеланджело, О. Ренуар, Вольтер, Б. Шоу,
 В. Гете и др. Таким образом, любой
 человеческий возраст по-своему прекрасен.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
 Инфоурок
 ›
 Другое
 ›Презентации›Развитие психике в онтогенезе.Психология.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
 
Описание слайда:
Развитие психики в онтогенезе Развитие психики в онтогенезе в разные возрасты .
2 слайд
 
Описание слайда:
Онтогенез Онтогенез (от греч. ontos — сущее и genesis — рождение, происхождение) — это процесс индивидуального развития; формирование основных структур психики индивида в течение его детства и дальнейшей жизнедеятельности. Согласно теории немецкого биолога Эрнста Геккеля индивидуальное развитие (онтогенез) есть сокращенное развитие рода человеческого (филогенез), т.е. в процессе своего индивидуального развития ребенок повторяет этапы истории человечества.
3 слайд
 
Описание слайда:
Развитие психики человека в процессе его жизнедеятельности (в онтогенезе) включает сложное переплетение нескольких линий развития: психосоматическое (развитие нервной системы); половое развитие; возрастные изменения; когнитивное развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, мышления, речи, интеллекта); эмоционально-волевое развитие; развитие личности; нравственное развитие; развитие деятельности и умений. В научных целях анализируют каждое из направлений развития психики человека, хотя в реальной жизни все эти виды развития тесно переплетены, взаимосвязаны и детерминированы как наследственными (генетическими) факторами, так и воздействиями внешней социальной среды.
4 слайд
 
5 слайд
 
Описание слайда:
Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь психического развития. Если сравнить психику ребенка в первый год его жизни с тем уровнем психического развития, которого он достигает через 5–6 лет жизни, то можно заметить не только количественное, но и качественное различие. В настоящее время существует множество подходов к проблеме развития психики ребенка, причем в разных подходах выделяют различные стадии развития психики ребенка. Например, А. Н. Леонтьев выделяет семь стадий развития психики ребенка, Ж. Пиаже – четыре, а Э. Эриксон – восемь. Рассмотрим более подробно характеристики психологического содержания стадий, выделенных А. Н. Леонтьевым.
6 слайд
 
Описание слайда:
Первая стадия Первая стадия – стадия новорожденного (до 2 месяцев).Ребенок рождается, обладая относительно высокоразвитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которых происходит во внутриутробный период. Нервная система новорожденного, включая кору головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена. Но развитие микроскопической структуры коры еще не завершено, в частности миелинизация нервных волокон двигательных и чувствительных зон коры только начинается. Образ жизни новорожденного мало отличается от его образа жизни во внутриутробный период: в состоянии покоя ребенок сохраняет прежнюю эмбриональную позу; сон занимает 4/5 всего времени; внешняя активность ребенка в значительной мере сосредоточена на удовлетворении своих потребностей в пище; ручные и переместительные движения отсутствуют вовсе. В возрасте трех-четырех недель у ребенка начинается подготовка к переходу к следующей, более высокой стадии развития. В это время появляется своеобразная сложная реакция, выражающаяся в общем оживлении ребенка в присутствии человека. Эта реакция среди исследователей получила название «реакция оживления». Развитие этой реакции начинается с того, что в ответ на приближение говорящего человека ребенок начинает улыбаться и у него появляется общая положительная направленность, пока еще не дифференцируемая. То есть у ребенка начинают появляться первые признаки предметного восприятия. Таким образом, основными характеристиками данной стадии являются: миелинизация нервных волокон; формирование простейших поведенческих актов и ориентировочных реакций; возникновение реакции «оживления».
7 слайд
 
8 слайд
 
Описание слайда:
Ранний младенческий возраст (от двух до шести месяцев). Ранний младенческий возраст (от двух до шести месяцев).На данной стадии психического развития ребенок начинает оперировать предметами, и у него формируется восприятие. Особенно активно ребенок оперирует предметами (с одновременным зрительным фиксированием) в возрасте пяти-шести месяцев, поэтому можно полагать, что в этом возрасте происходит бурное развитие процессов восприятия. Таким образом, главной особенностью данной стадии является развитие действий с предметами и процессов предметного восприятия.
9 слайд
 
10 слайд
 
Описание слайда:
Поздний младенческий возраст (от 6 до 12–14 месяцев). Поздний младенческий возраст (от 6 до 12–14 месяцев).Во второй половине первого года жизни ребенок осваивает новые действия, что связано с изменением его отношения к окружающему миру. На седьмом месяце жизни у ребенка уже хорошо развиты ручные предметные движения. Укрепление костно-мышечной системы приводит к развитию диапазона движений ребенка, что, в свою очередь, является предпосылкой к увеличению потока информации из окружающей среды. Все это приводит к увеличению самостоятельности ребенка. Его взаимоотношения со взрослыми все больше приобретает форму совместной деятельности, при которой взрослый чаще всего подготавливает действие ребенка, которое тот выполняет сам. С помощью подобного взаимодействия уже можно установить общение с ребенком через предметы. Следовательно, деятельность ребенка в данный период развития управляется уже не восприятием отдельных предметов или их совокупности, а сложным соотношением собственного предметного действия ребенка и действия взрослого. На этой основе у ребенка начинает возникать первое осмысление предметов. В ходе установленного «предметного» контакта у ребенка начинает формироваться речь. Ребенок начинает подражать взрослому более осознанно, что свидетельствует о появлении у ребенка возможности овладения общественно выработанными способами действий. Это, в свою очередь, обеспечивает появление в конце данной стадии специфически человеческих двигательных операций с предметами. При этих операциях большой палец противопоставляется остальным, что характерно только для человека.
11 слайд
 
12 слайд
 
Описание слайда:
Преддошкольный возраст (от одного года до трех лет) Преддошкольный возраст (от одного года до трех лет)характеризуется возникновением и первоначальным развитием специфически человеческой, общественной по своей природе деятельности ребенка и специфической для человека формы сознательного отражения действительности. Сущность основных изменений в психике ребенка в этот период заключается в том, что ребенок овладевает человеческим отношением к непосредственно окружающему его миру предметов. Причем познание свойств предметов осуществляется ребенком через подражание действиям взрослых с ними, т. е. происходит познание предметов одновременно с осмыслением их функций. Овладение функциями предметов у ребенка происходит двояко. С одной стороны – это развитие простейших навыков, таких как владение ложкой, чашкой и др. Другая форма овладения предметами – это манипулирование ими в процессе игры. Появление игры знаменует новую стадию развития психики ребенка. Он уже познает мир не только при взаимодействии со взрослым, но и самостоятельно. На этой основе ребенок овладевает и словами, которые тоже осознаются им прежде всего как обозначающие предмет с его функциями. При этом в процессе игры речь все чаще становится включенной в деятельность, все чаще начинает выполнять функцию не только обозначения предметов, но и средства общения. Однако отличительной особенностью игр ребенка в этом возрасте в сравнении со следующей стадией – стадией дошкольного возраста – является отсутствие воображаемой ситуации в игре. Ребенок, манипулируя предметами, просто подражает действиям взрослых, не наполняя их содержанием, но в процессе игры у ребенка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению, т. е. происходит интенсивное формирование мыслительных функций.
13 слайд
 
14 слайд
 
Описание слайда:
Дошкольный возраст (от трех до семи лет) Дошкольный возраст (от трех до семи лет).Главным отличием этого возраста является наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ребенок стремится делать не то, что может, а то, что видит или слышит. Однако многие действия ему еще не доступны. Это противоречие разрешается в сюжетной игре. Источниками игр являются впечатления ребенка, все то, что он видит или слышит. В процессе ролевой игры происходит формирование творческого воображения и способности произвольно управлять своим поведением. Ролевые игры также способствуют развитию восприятия, запоминания, воспроизведения и речи. Другой важнейшей особенностью данной стадии является процесс формирования личности ребенка. В ходе этого процесса закладываются черты характера ребенка.
15 слайд
 
16 слайд
 
Описание слайда:
Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет).Поступление в школу характеризует новый этап развития психики ребенка. Теперь его система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но и взаимоотношениями со сверстниками. Кроме этого у него теперь есть обязанности перед обществом. От выполнения этих обязанностей зависит его будущее, его место в социуме. Следует отметить, что и на предыдущих стадиях своего развития ребенок учился, но лишь теперь учеба предстает перед ним как самостоятельная деятельность. Школа предъявляет серьезные требования к вниманию ребенка, в связи с чем и происходит бурное развитие произвольного (контролируемого) внимания, произвольного целенаправленного наблюдения. Точно так же возрастает продуктивность памяти ребенка, хотя в первое время обучения память сохраняет преимущественно образный, конкретный характер. Поэтому дети запоминают буквально даже тот текстовый материал, который не требуется учить наизусть. Особенно интенсивно в младшем школьном возрасте развивается мышление детей. Оно становится более связанным, последовательным и логическим. Вместе с тем у ребенка в этом возрасте происходит бурное развитие речи, что во многом связано с овладением письменной речью. В процессе обучения у ребенка происходит развитие личности. Прежде всего у него меняются интересы. Детские интересы благодаря развитию познавательных процессов заменяются учебными интересами. Исключительно важную роль в формировании личности ребенка играет коллектив. Начав обучаться в школе, ребенок впервые сталкивается с ситуацией, когда окружающие его сверстники объединены определенной целью и на них возлагаются определенные обязанности. Он впервые сталкивается с понятиями «коллектив» и «коллективная ответственность». Все люди, окружавшие его ранее, в том числе и дети в детском саду, не были коллективом. Основной социально-значимой единицей для ребенка была семья. Другой особенностью этого периода является то, что на его завершающей стадии происходит разделение деятельности на «мужскую» и «женскую». Мальчики все больше интересуются мужской деятельностью, а девочки – женской.
17 слайд
 
18 слайд
 
Описание слайда:
Подростковый возраст и начало юности (от 13–14 до 17–18 лет Подростковый возраст и начало юности (от 13–14 до 17–18 лет)характеризуется продолжением обучения. Вместе с тем ребенок все более включается в жизнь общества. В это время происходит завершение ориентации ребенка в зависимости от пола на «мужскую» и «женскую» деятельность. Более того, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии. В это же время происходит дальнейшее развитие познавательных психических процессов и формирование личности. В процессе формирования личности происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Также следует отметить, что на формирование личности в этот период оказывает воздействие процесс полового созревания. У молодого человека отмечается бурное развитие организма, деятельность отдельных органов (например, сердца) претерпевает определенные изменения. Завершается половая идентификация подростка. Под воздействием всего комплекса факторов происходит изменение психологического облика ребенка. В поведении мальчиков все более заметны мужские черты, а у девочек все чаще проявляются женские поведенческие стереотипы. Следует отметить, что развитие психики не завершается в период юности. Определенная динамика психического развития отмечается и в более позднее время. Поэтому в современной психологии принято выделять еще два периода: акмеологический период развития, или период взрослости, и период геронтогенеза.
19 слайд
 
Описание слайда:
Акмеологический период развития охватывает возраст от 18 до 60 лет. Акмеологический период развития охватывает возраст от 18 до 60 лет.Впервые термин «акмеология» был предложен Н. Н. Рыбниковым в 1928 г. Данным термином (акме– высшая точка, расцвет, зрелость, лучшая пора) принято обозначать период зрелости как самый продуктивный, творческий период жизни человека. В отличие от юношеского периода, акмеологический характеризуется тем, что в нем завершается общесоматическое развитие и половое созревание человека, который достигает своего оптимума физического развития. Этот период характеризуется также наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений. Период геронтогенеза – это поздний период человеческой жизни. В нем принято выделять три фазы: пожилой возраст (для мужчин – 60–74 года, для женщин – 55–74 года); старческий возраст – 75–90 лет; долгожители – 90 лет и старше. В целом данный период характеризуется угасанием физических и психических функций. Отмечается снижение интенсивности углеводного, жирового и белкового обмена. Уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы. Снижается общая активность организма. В то же время отмечается снижение возможностей психических функций, особенно памяти, внимания, мышления. Однако следует отметить, что протекание данного периода в значительной степени определяется индивидуальными особенностями человека. На позднем этапе онтогенеза роль личности, ее социального статуса, ее включенности в систему общественных связей особенно велика для сохранения трудоспособности человека. Особое значение для противостояния инволюции человека имеет его творчество. Сегодня мы знаем много примеров выдающихся ученых и деятелей искусств, которые очень долго сохраняли трудовую и творческую активность. Так, И. П. Павлов создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» – в 77 лет. Л. Н. Толстой написал «Воскресенье» в 71 год, а «Хаджи-Мурата» – в 76 лет. Высокой творческой активностью и продуктивностью в поздние годы жизни отличались Микеланджело, О. Ренуар, Вольтер, Б. Шоу, В. Гете и др. Таким образом, любой человеческий возраст по-своему прекрасен.
20 слайд
 
Описание слайда:
После 50-60 лет происходит плавное угасание физических и психических функций. Отмечается снижение интенсивности углеводного, жирового и белкового обмена. Уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы. Снижается общая активность организма. В то же время отмечается снижение возможностей психических функций, особенно памяти, внимания, мышления. У многих взрослых людей с возрастом происходит развитие личности: углубляются или расширяются интересы, активизируется общественная деятельность, происходит обрастание социальными связями, человек избавляется от вредных особенностей характера и деструктивных привычек, происходит развитие в профессиональной сфере. У многих наоборот — после ухода со студенческой скамьи пропадает всякое желание работать над собой, углубляются гедонистические тенденции, проявляются асоциальные и антисоциальные склонности.
21 слайд
 
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
- Если Вы считаете, что материал должен быть удален с сайта, 
 Вы можете оставить жалобу на материал- Пожаловаться на материал 
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
 
 