Развитие психики ребенка до поступления в школу
План
1. Значение первых шести лет жизни ребенка для дальнейшего развития личности.
2. Общая характеристика первых шести лет жизни ребенка.
3. Развитие познавательной сферы ребенка к поступлению в школу.
4. Развитие речи. Особенности общения ребенка первых шести лет жизни с ровесниками и старшими.
5. развития моторики и деятельности ребенка к поступлению в школу.
6. Становление личности ребенка первых лет жизни.
Основные понятия
Пищевое, слуховое и зрительное сосредоточение, конвергенция глаз, комплекс оживления, акт хватания, предметные действия, лепет, манипулирование предметами, наглядно-действенное мышление, мотивирующие представления, речевое общение, эмоциональное общение, акт ориентации в предметах, кризис трех лет, ролевая игра, сенсорные эталоны, наглядно-образное мышление, подчиненные мотивы поведения и деятельности, внутренние этические инстанции.
Рекомендуемая литература
1. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. — Иркутск, 1989. — С. 56-89.
2. Богданова Т. Диагностика познавательной сферы ребёнка. -К., 1996. — 68 с.
3. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни // Собр. соч .: В 6 т. — М., 1984. -Т.4. — С. 244-269, 318-340.
4. Выготский Л.С. Кризис трёх лет / / Там же. — С. 367-376.
5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. — М., 1991. — С. 29-84.
6. Заброцький М.М. Возрастная психология — М., 1998. — С. 27-41.
7. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми: поощрять их развитие и решать проблемы. — М., 1991. — 221 с.
8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986. -С. 75-103.
9. Манова-Тома В. Психологическая диагностика раннего возраста. -К., 1978. — 165 с.
10. Мухина В.С. Детская психология. — М., 1986. — С. 73-261.
11. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребёнка от рождения до семи лет). — М., 1960. — С. 93-293.
12. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978. — С. 151-168,
138-293.
1
Период от рождения до поступления в школу является важным потому, что от него зависит будущее развитие человека. Этот период характеризуется исключительно интенсивным развитием детского организма и особенно быстрым развитием мозга. Мозг новорожденного ребенка весит примерно 350 г, что в четыре раза меньше, чем мозг взрослого человека. Но до 7 месяцев вес мозга удваивается, а к 2-3 годам — утраивается. Во время усиленного роста формируется очень сложная и тонкая внутренняя конструкция мозга, его нервных центров, а также клеточных полей коры полушарий головного мозга и нервных путей. Это период усиленного созревания высших отделений нервной системы. Известно, что самое благоприятное время для влияния на формирование психики и для воспитания наступает именно тогда, когда соответствующие функции находятся в процессе созревания. Некоторые периоды развития особенно чувствительными к определенным воздействиям среды (сензитивными). Период от рождения до поступления в школу — это оптимальное время для развития процесса хождения, начального овладения процессом речи, начального эмоционального предпочтения. Именно в этот период закладываются основы всех психических свойств личности, познавательных процессов и видов деятельности.
В это время доминирующая роль принадлежит восприятию. Через восприятие ребенок получает богатый и разнообразный материал для начальной умственной деятельности. Богатая информация, которую ребенок накапливает в этом возрасте, является прочной основой для дальнейшего развития. Различные детские ощущения, переживания очень важны и влияют на другие периоды жизни человека.
2
Возрастной период | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Основные новообразования | Противоречия возраста | Созревание нервной системы | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||||
0 — 2,5 месяца (фаза новорожденного) | Ребенок психологически слита с матерью. Единство: «Взрослый Ребенок» | Эмоциональное общение | Развивается акт восприятия, появляется подражания и акт узнавания, зрительные и слуховые сосредоточения, активный интерес к окружающему, комплекс оживление (эмоциональная и двигательная реакция на лицо матери) | Ребенок психологически слита с матерью, но нет средств для общения со взрослыми | Нервные волокна покрываются миелиновою оболочкой | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||||
2,5мис. — 1 год (новорожденные) | Жизнь зависит от взрослого, но ребенок становится активным, связанной с предметным миром. «Взрослый -Ребенок» Отношение к предмету и человека еще не разведены, зависимость отношения к предмету от общего переживания ситуации с другим человеком. | Эмоциональное общение | Эмоционально окрашенное самоощущение, автономное речи, поведение по представлению, первичное осознание психологической общности, осознание «мы», развивается представление о собственном теле, физическая эмансипация | Потребность в познании предметного мира и отсутствие средств познания. Эмоционального общение для этого недостаточно | Легко формируется динамический стереотип, вес мозга увеличивается в два раза | ||||||||
1г. — 3р. (раннее детство) | Ребенок психологически начинает осознавать себя. «Ребенок познает с помощью взрослого предмет», «Ребенок Ребенок» | Предметная игра | Наглядно-действенное мышление, речевое общение, появление самосознания, комплекс «Я сам» (негативизм, установка на самостоятельность, непокорность, упрямство) | Противоречия между интересом ребенка к предметам, которые побуждают к общению со взрослыми, и недостаточным количеством средств общения, между стремлением к самостоятельности и витсутнистю физических и психических возможностей быть самостоятельным | Вес мозга -1100 г | ||||||||
1 | 2 | +1 1 марта | 1 Апреля | 5 | 6 | ||||||||
3р. — 6р. (дошкольник) | «Ребенок взрослому, как образец для подражания», «Ребенок -Ребенок» | Сюжетно-ролевая игра | Подчинения ность мотивов, децентрация мышления, появление самооценки, половая идентификация, осознание себя во времени, внутренние этические инстанции, возникает осознание и обобщение своих переживаний | Стремление к познанию и невозможность его удовлетворить с помощью игры | Вес мозга -1250-1300г | ||||||||
3
Младенцы. Относительно познавательного развития младенцев, то прежде всего следует рассмотреть особенности развития восприятия. Зрительные сосредоточения, которые появляются в фазе новорожденного, совершенствуются, и до 3 месяцев их продолжительность достигает 7-8 мин. На втором месяце жизни у ребенка появляется способность различать простые цвета, отделять людей от окружающих предметов, что приводит к появлению комплекса оживления. После 3-4 месяцев ребенок способен узнавать лица и голос матери в любое время. Ребенок реагирует на цвет, развивается восприятие формы и величины предметов, а также после 8 месяцев дети начинают бояться и избегать высоты, свидетельствует о развитии пространственного восприятия. Считают, что младенец в этот период имеет целостную картину мира. Сенсорные процессы, которые включены в обслуживание практических действий по манипулированию предметами, приобретают характер ориентировочно-исследовательских перцептивных действий.
У однолетних младенцев выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развивается познавательная активность. Они выделяют предметы, начинается их активный поиск, формируется ассоциативная память. Первое полугодие ребенок способен узнавать предметы, а во втором полугодии она может воспроизводить образ предмета по памяти. В конце первого года жизни появляются признаки наличия мышления в форме сенсомоторного интеллекта. Возникает тесная связь между восприятием и действием.
Раннее детство. В период раннего детства среди всех психических процессов доминирует восприятие. Ребенок не может действовать без опоры на восприятие. С этим связано отсутствие у детей творческого воображения. Важной характеристикой восприятия является эмоциональная аффективность. Аффективное характер приводит к сен-сомоторнои единства. Ребенок видит предмет. Он ее привлекает и соответственно ребенок начинает действовать. От года до двух ребенок пользуется различными вариантами исполнения одной и той же действия.
Мышление в этот период называют наглядно-действенным. От полутора до двух лет у ребенка появляется способность решать задачи не только методом проб и ошибок, но и путем догадки. К концу раннего детства состоит способность к обобщению, переноса опыта в новые ситуации, умение устанавливать связи между предметами путем экспериментирования. Основную роль при этом играет восприятия. В течение раннего детства происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образного мышления, действия с материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами. Начало формирования наглядно-образного мышления совпадает со становлением элементарной самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции. Происходит развитие интеллектуальных операций и формирование понятий.
Дошкольный период. В дошкольный период восприятия теряет свой аффективное характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Оно становится осмысленным, выделяются произвольные действия (наблюдение, поиск). Непроизвольное внимание и память преобладает на протяжении всего дошкольного детства. Но уже в этот период дошкольники впервые начинают управлять своим вниманием, а память начинает включаться в процесс становления личности. Именно 3-4 года жизни становятся годами первых детских воспоминаний.
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механическое воспроизведение полученных данных. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение превращается в творческую. Воображение ребенка формируется в игре. Преобразование действительности возникает не только путем комбинирования, но и посредством предоставления предметам новых свойств.
Сюжетно-ролевая игра стимулирует развитие мышления. Основными линиями развития мышления в дошкольный период являются:
— Улучшение и совершенствование наглядно-образного мышления на основе воображения, произвольной и опосредованной памяти.
— Начало формирования словесно-логического мышления путем использования языка. Сначала ребенок усваивает значение слова, учится его использовать. В связи с интенсивным развитием речи усваиваются понятия, появляется тенденция к установлению связей. Затем ребенок познает систему понятий, которые отражают отношения между людьми.
В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяются воображение, мышление и речь. Внутренняя речь функционирует как средство мышления.
4
В течение первого года жизни у ребенка развивается фонематический сторону речи. Осуществляется переход от громких реакций в словосочетаний, а от них к словоутворень. В частности, наблюдается такая последовательность: 2-й месяц — ребенок слушает звуки, возникает спонтанная вокализация; 3-й месяц — ребенок узнает голос, использует звуки в «разговоре» с взрослым, появляется гуление; 7-8-й месяц — возникает реакция на слово, лепет, вокализация при манипуляциях, формируется интонационное и фонематическое поле мозга, понимание языковой ситуации, отдельных слов; 1012-й месяц — устанавливается связь между названием предмета и самим предметом, появляются первые слоги.
В этот период развитие речи осуществляется через включение ребенка в общение со взрослым. Сначала возникает внимание к его речи, а потом ребенок подражает взрослому.
Второй год. Устанавливается связь фонетической (звуковой) и смысловой стороны речи. Наблюдается самостоятельность речи. Ребенок может говорить, произносить слова, не придавая им определенного содержания, или же повторять слова, которые сама не понимает.
Слова часто опережают мышления. Речь имеет сильный эмоциональный заряд. Здесь больше развивается пассивный словарь ребенка. Большинство детей говорит простыми предложениями.
Третий год. Формируется элементарная грамматика. Развитие речи обусловливается не только общением со взрослым, но и включением ребенка в практическую деятельность. Формируется регулирующая функция речи (ребенок подчиняется инструкции взрослого), умение слушать и понимать литературные произведения.
В дошкольный период речь становится средством общения, мышления ребенка и сознательного изучения. Развивается звуковой и грамматический сторону речи. В игре в процессе общения со сверстниками развивается диалогическая речь. Формируется интеллектуальная функция речи. Оно регулирует практические действия ребенка.
Растет активный словарь, позволяющий дошкольнику перейти от ситуативного к контекстному речи. Речь превращается в универсальное средство общения. Ребенок может рассказать сказку, передать свои впечатления. В этот период ребенок не только активно овладевает языком, а и самостоятельно создает новые слова.
Развитие общения ребенка первых семи лет жизни с взрослым
(М. Лисина)
Возраст | Период | Форма общения | Потребность ребенка, удовлетворяется в общении |
1 | 2 | 3 | 4 |
До 6 месяцев | Младенцы | Ситуативно-личностное общение (общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств; функцию общения выполняет комплекс оживления) | Потребность в положительном отношении и внимании |
6 мес. — 3 года | Раннее детство | Ситуативно-деловое общение (разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий; экспрессивно-мимические средства дополняются предметными) | Потребность в сотрудничестве |
3-5 лет | Младший и средний дошкольный возраст | Внеситуативно-познавательное общение (совместная с взрослым познавательная деятельность, основной мотив общения — познавательный, сотрудничество носит теоретический характер, об- | Потребность в уважении взрослого |
1 | 2 | 3 | 4 |
ковки со взрослым — путь к пониманию важных проблем) | |||
4 — 6 лет | Средний и старший дошкольный возраст | Внеситуативно-личностное общение (взрослый -конкретные член общества, ребенок сосредоточена на свете людей, а не предметов, она усваивает моральные нормы, правила социального взаимодействия) | Потребность во взаимопонимании и сопереживании |
Источник
Методические указания
При изучении данной темы необходимо обратить особое вни-
мание на психологические условия развития ребенка до поступ-
ления в школу. В соответствии с принятой возрастной классифи-
кацией в психическом развитии ребенка принято выделять три
стадии: младенчество (от 0 до 1 года), раннее детство (от 1 до
3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 6—7 лет). Для каждой из
этих стадий психического развития ребенка характерны свои
особенности. Вскрывая их, следует опираться на следующие ме-
тодологические положения: 1) развитие психики ребенка с са-
мого начала есть социальный процесс; 2) развитие психики осу-
ществляется в процессе активной деятельности самого ребенка;
3) деятельность ребенка всегда опосредована отношениями ребен-
ка и взрослых.
В процессе своего развития ребенок вступает в особые, спе-
цифические отношения с окружающим его миром предметов и
явлений, созданных предшествующими поколениями людей. Ре-
бенок активно присваивает себе достижения человечества, овла-
девает ими. Овладение миром предметов и действиями с ними,
языком, человеческими отношениями, развитие мотивов челове-
ческой деятельности, способностей должно осуществляться через
посредство взрослых. Психические особенности ребенка разви-
ваются в активной деятельности, направляемой и организуемой
взрослыми.
На каждой возрастной стадии выделяется ведущая деятель-
ность, т. е. такая «деятельность, в форме которой возникают и
внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятель-
ности (…), в которой формируются или перестраиваются част-
ные психические процессы…, от которой ближайшим образом за-
висят наблюдаемые в данный период развития основные психо-
логические изменения личности ребенка»’. Смена ведущей дея-
тельности знаменует переход ребенка из одной стадии в другую.
Ведущей деятельностью на первой стадии (младенчество)
выступает эмоциональное общение со взрослыми. Все отношения
младенца с окружающей действительностью преломляются
через призму отношений со взрослыми. В течение первого полу-
‘ Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.—М., 1972.—С. 505—506.
годия у ребенка формируется сложная форма поведения при об-
щении со взрослыми — «комплекс оживления». Это первая про-
стейшая форма взаимодействия ребенка с окружающим миром.
«Комплекс оживления» составляют следующие компоненты: вы-
деление ребенком из окружающей среды взрослого человека (за-
мирание); мимическое (улыбка) и специфическое голосовое (гу-
лекие) общение со взрослым человеком; активное привлечение
взрослого к общению (движения конечностей и тела). По дан-
ным М. И. Лисиной, систематическое эмоционально-словесное воз-
действие взрослого, начиная с 2,5 месяцев, оказывает положи-
тельное влияние на повышение общей активности ребенка, су-
щественно влияет на развитие его познавательной деятельности,
направленной на ознакомление с предметами.
Взрослый не только удовлетворяет растущие потребности ре-
бенка, учит его действовать с предметами, но и определенным
образом оценивает поведение ребенка (интонация речи, слова,
мимика и т. д.), благодаря чему малыш начинает усваивать по-
ложительные способы поведения.
На первых порах деятельность ребенка слита с деятельностью
взрослого. В совместной деятельности ребенка со взрослым на
протяжении младенческого периода развивается способность к
подражанию, что существенно расширяет возможности обучения.
На основе подражания младенец овладевает отдельными само-
стоятельными действиями с предметами. При этом ему прихо-
дится обращаться к_взрослым за помощью. Так возникает потреб-
ность в речевом общении со взрослыми. Это та основа, на кото-
рой строится сначала понимание речи, а затем и активная речь
самого ребенка. Не только в истории человечества речь возникла
из потребности «что-то сказать друг другу» (Ф. Энгельс), но и
в онтогенезе речь возникает из потребности общаться со взрос-
лыми. Возникновение потребности в речевом общении, подго-
товка речедвигательного и слухового аппарата к активному
функционированию — важнейшие достижения младенческого воз-
раста.
На основе организуемой взрослыми деятельности у ребенка
к концу младенчества складывается первоначальное представ-
ление об окружающем мчре, возникают элементарные формы
восприятия и мышления, обеспечивающие ему ориентировку в
этом мире и составляющие необходимую предпосылку для пере-
хода к усвоению общественного опыта в раннем детстве.
Исходя из того, что развитие психики носит социальный ха-
рактер, при изучении темы особо следует выделить роль языка
в общем психическом развитии ребенка на всех стадиях; пока-
зать, как овладение речью перестраивает чувственное познание
ребенка; подчеркнуть роль овладения родным языком в расши-
рении границ познания ребенком окружающего мира, возмож-
ность выхода за пределы непосредственно воспринимаемого.
Основными достижениями раннего детства, определяющими
развитие психики ребенка, являются овладение ходьбой (прямой
89
походкой), предметной деятельностью и речью. Овладение ходь-
бой расширяет возможности ознакомления ребенка с окружаю-
щей действительностью, а также переход к предметным дейст-
виям, что приводит к изменению его отношений со взрослыми.
Эмоциональное общение отходит на второй план, а на первый
выступает деловое, практическое сотрудничество. Предметная дея;
тельность становится ведущей потребностью ребенка. Ребенок учит-
ся действовать с окружающими его предметами, использовать их
по назначению. На основе подражания и с помощью речевых
указаний — инструкций взрослого — формируются первые быто-
вые навыки ребенка. Переходя от простых манипулятивных дей-
ствий к собственно предметной деятельности, ребенок открывает
функции предметов, их скрытые свойства. Но познает их ребенок
только в совместной деятельности со взрослыми. Овладение пред-
метными действиями можно рассматривать как трехступенчатый
процесс. На первой ступени ребенок может выполнять с предме-
том любое известное ему действие, на второй предмет употребля-
ется только по прямому назначению, и на третьей ступени, зная
основную функцию ‘предмета, ребенок может свободно употреблять
предмет в разных назначениях.
Для психического развития особое значение имеют соотнося-
щие и орудийные действия. Формируются эти действия в процес-
. се обучения. Соотносящие действия развивают координацию рук
под контролем зрения и формируются в процессе обучения. Ов-
ладение орудийными действиями позволяет использовать какое-
либо орудие в качестве посредника между рукой ребенка и пред-
метами, на которые он воздействует, т. е. деятельность ребенка
приобретает опосредованный характер.
На основе предметной деятельности начинают складываться
более сложные виды деятельности: появляются элементы сюжет-
но-ролевои игры, различные продуктивные виды деятельности
(рисование, лепка, конструирование, элементы трудовой деятель-
ности).
Обучение, которое осуществляется в совместной со взрослыми
деятельности, невозможно без речевого общения. Речь использу-
ется главным образом’ для налаживания сотрудничества со взрос-
лыми в ходе совместной предметной деятельности. Она выступа-
ет как средство деловых контактов ребенка со взрослыми.
Раннее детство признано сензитнвным периодом для усвоения
речи. Решающее значение в этом возрасте для развития речи
имеет изменение форм общения со взрослыми, происходящее в
связи с овладением предметной деятельностью. Совершенствуется
понимание речи, и формируется собственная активная речь ре-
бенка. Существенным достижением в развитии понимания речи
в конце преддошкольного периода является овладение слушани-
ем. Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы
непосредственной ситуации общения, создают возможность ис-
пользовать речь как основное средство познания действительнос-
ти, недоступной непосредственному опыту ребенка. На основе слу-
90
шания развивается умение сосредоточиться, воспринимать речь,
запоминать, переживать и т. д.
В формировании активной речи от произнесения нескольких
одно-двухсложных слов малыш проходит путь .до использования
речи как основного способа общения. Словарь ребенка наполня-
ется всеми частями речи, он овладевает многими элементами грам-
матического строя родного языка, научается произносить боль-
шинство фонем. . . »
В этот период интенсивно формируются все функции речи:’
обозначающая, обобщающая, коммуникативная и регулятивная.
Слово как обозначение чего-то служит для ребенка средством
выделения, вычленения предметов, их признаков, действия или
связей. Слово как обобщение служит средством объединения мно-
гих предметов в группы, категории. Обозначая связи, отношения
между предметами, слово обеспечивает их восприятие в разно-
образных взаимозависимостях (пространственных, функциональ-
ных, причинных, целевых), что необходимо для развития детско-
го мышления. Умственное развитие малыша теснейшим образом
связано с основными» «достижениями возраста: овладением пред-
метными действиями и речью. В раннем возрасте появляются пер-
вичные формы наглядно-действенного мышления, возникающего в
процессе овладения опосредованной деятельностью и в связи с
ее развитием’.
Через слово малыш усваивает первые правила поведения,
предъявляемые требования, запреты. Взрослые дают словесную
оценку его поведению. Эти оценки формируют первоначальные
отношения ребенка к окружающему миру. Так он постепенно на-
чинает овладевать формами поведения, свойственными человеку,
что лежит в основе предпосылок развития личностных свойств:
самосознания, выражающегося в самооценке и элементах само-
контроля; зачатков воли, что проявляется в возникновении эле-
ментов произвольности поведения и деятельности, в послушании,
основанном на подражании и привычке; элементов этичности лич-
ности, что связано с овладением некоторыми этическими норма-
ми и правилами поведения и началом формирования нравствен-
ных чувств. Изменившиеся возможности ребенка порождают и
новые потребности. На основе овладения многими навыками дея-
тельности и поведения появляется стремление к самостоятельнос-
ти, что лежит в основе «кризиса трех лет».
Стремление к самостоятельности, активному участию в жизни
окружающих реализуется в сюжетно-ролевых играх детей, кото-
рые становятся ведущей деятельностью следующего периода дет-
ства. «Значение игры для психического развития детей дошколь-
ного возраста,—отмечал Д. Б. Эльконин,—многосторонне. Глав-
ное ее значение состоит в том, что благодаря особым игровым
приемам (принятию ребенком на себя роли взрослого человека
‘ Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем- возрасте в связи с фор-
мированием опосредованной деятельности//Умствениое воспитание детей ран-
него возраста.’—М., 1968.
91
и его общественно-трудовых функций, обобщенному изобразитель-
ному характеру воспроизведения предметных действий и перено
су значений с одного предмета на другой и т. д.) ребенок моде
пирует в ней отношения между людьми… Ролевая игра выступает
как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка г
самых общих, в самых фундаментальных смыслах человеческоГ.
деятельности»’. На основе сюжетно-ролевой игры начинает раз
виваться новая деятельность—учение, первоначачьно через вклю-
чение в игру (дидактические игры). В тесной связи с ролевой ш-
рой развиваются в этот период и продуктивные виды деятель-
ности (изобразительная, конструктивная, трудовая). Постепенно
приобретая различные формы, эти виды деятельности становятся
самостоятельными.
В игре ребенок учится управлять своим поведением, подчи-
няясь правилам роли, взятой на себя, начинает овладевать свои-
ми психическими процессами (учится запоминать целенаправлен-
но, в соответствии с замыслом игры развивать ее сюжет и т. п.).
! Психическое развитие ребенка на стадии дошкольного возрас-
та приводит к перестройке его взаимоотношений с окружающим
миром. Ребенок становится относительно самостоятельным и эле-
ментарно обслуживает себя, но эта самостоя гельносгь еще очень
относительна. Поэтому он чувствует необходимость считаться с
требованиями взрослых: от того, как он выполняет требования
окружающих, зависят отношения взрослых к нему. Стремление
к сохранению положительных отношений со взрослыми, с одной
стороны, и к совместной деятельности со сверстниками, установ-
лению положительных контактов с ними — с другой, — один из
главных мотивов поведения дошкольника. Поэтому стремление к
сохранению положительных отношений с окружающими приво-
дит к практическому овладению правилами поведения.
На семинарском занятии, характеризуя достижения в психи-
ческом развитии дошкольника, необходимо: 1) раскрыть значе-
ние ведущей деятельности и изменившихся взаимоотношений до-
школьника с окружающими для формирования личности ребен-
ка; 2) на конкретных примерах показать, что к концу дошколь-
ного периода ребенок как со стороны формирующихся некоторых
свойств личности, так и со стороны психических процессов готов
перейти к новым способам -деятельности и общения в условиях
школьного обучения.
Важнейшим новообразованием дошкольного возраста являет-
ся формирование соподчинения мотивов. В зависимости от ус-
ловий воспитания на первый план могут выдвинуться различные
мотивы (общественно значимые, честолюбия, эгоистические и т.д.).
В этом возрасте складывается личность с ее основными компо-
нентами. Направленность личности выступает в форме опреде-
ленной иерархии мотивов, что создает возможность произволь-
‘ Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в дет-
ском возрасте//Вопросы психологии.—1971.—№ 4.—С. 15.
92
него поведения ребенка. От отдельных произвольных девств’; i»i
дошкольник переходит к собственно произвольному поведению
Развивается самосознание ребенка, он уже не только выделяет
себя из окружающей среды, не только может оценить отдельные
своп действия, что сформировалось на предыдущей стадии раз-
вития, он уже способен оценить своп возможности в знакомых
ему видах деятельности, оценить некоторые качества своей лич-
ности. Интенсивно формируется в этот период и индивидуальность
личности, проявляющаяся в темпераменте дошкольника, склады-
вающихся и подчас относительно устойчивых чертах характера,
специальных и общих способностях ребенка.
/ Развитие всех компонентов формирующейся личности нераз-
рывно связано с деятельностью дошкольника. В совместной дея-
тельности с другими детьми он овладевает взаимоотношениями,
принятыми в обществе. От того, как взрослые умеют организовать
совместную деятельность детей, зависит процесс формирования
личности. В результате непосредственного знакомства с окружаю-
щей действительностью и специально организованного обучения
и воспитания у дошкольника складывается система представле-
ний об окружающем мире. Умственные способности ребенка до-
стигают уровня развития, необходимого для последующего обу-
чения в школе.
В умственной деятельности старшего дошкольника представ-
лены все виды и формы мышления, что позволяет ему решать ин-
теллектуальные задачи. Все виды мышления функционируют в
единстве, В зависимости от условий и сложности задачи на пер-
вый план выступает тот или иной вид мышления. Наглядно-дей-
ственное мышление приобретает осознанность, что выражается в
способности дошкольника планировать ход последующих дейст-
вий и описывать в речи совершенное действие. В связи с обога-
щением запаса представлений о предметах, их свойствах, дейст-
виях с ними, явлениях окружающей действительности, формирую-
щимся умением оперировать представлениями ведущим видом
мышления в дошкольном детстве становится наглядно-образное
мышление, позволяющее ребенку выходить за пределы непосред-
ственно воспринимаемого и предвосхищать ход событий.
На основе действенного и образного мышления у дошкольни-
ка к шести годам интенсивно формируется словесно-логическое
мышление. К семи годам ребенок способен построить стройную
систему суждений, вывести правильное умозаключение па основе
имеющихся у него знаний. Развитие словесно-логического мыш-
ления неразрывно связано с имеющимися у него знаниями, сте-
пенью их обобщенности, развитием мыслительных операций, что
в свою очередь, зависит от характера обучения и воспитания до-
школьника. Развитые формы творческого и воссоздающего вооб-
ражения позволяют усваивать материал, недоступный непосред-
ственному восприятию, создавать образы на основе словесного
описания. Эта способность обеспечена опытом ребенка и высоким
уровнем развития речи. Словарь старшего дошкольника дости-
°3
гает 4,5 тысяч слов, включает все части речи, он владеет всеми
элементами грамматического строя родного языка; у дошколь-
ника развиты все виды устной речи, внутренняя речь, и он готов
к усвоению письменной речи в процессе обучения.
Таким образом, мотивация поведения, возможность произволь-
ной регуляции поведения и деятельности, умение контактировать
со сверстниками, осуществлять совместную деятельность, высокий
уровень умственного развития являются основой для формиро-
вания у дошкольников стремления к общественно значимой и об-
щественно оцениваемой деятельности, готовности к школьному
обучению.
Рекомендуемые по теме семинарские и практические занятия
позволяют студентам ознакомиться с особенностями начального
этапа формирования личности ребенка, с методиками диагности-
ки умственного развития детей до поступления в школу.
При проведении практических занятий целесообразно исполь-
зовать методики, разработанные в лаборатории психофизиологии
детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН
СССР (методики 2, 3, 4, 5)’.
Решение приведенных в практикуме задач дает возможность
студентам приобрести опыт анализа различных личностных про-
явлений ребенка и процесса его познавательной деятельности на
разных этапах его психического развития.
- ПОСТУПЛЕНИЕ В ШКОЛУ ВТОРОЙ СТУПЕНИ
- МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВЫЕ ДАННЫЕ И СПОСОБЫ ИХВЫЯВЛЕНИЯ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ДЕТЕЙВ МУЗЫКАЛЬНУЮ ШКОЛУ
- Тема 5. Психическое развитие и формированиеличности младшего школьника
- § 1. Условия психического развития и развития личности
Исторически обусловленные реальности существования человека. - ? Ребенок в семье
Стадии психического развития ребенка и развитие идентичности - Глава XI
СТАДИАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА: ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ
В ОНТОГЕНЕЗЕ - Глава V
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД - Глава IX
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА: КОНЦЕПЦИЯ Ж. ПИАЖЕ - Глава VI
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Э. ЭРИКСОНА - Глава IV
ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX в.: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ФАКТОРОВ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ - § 2. Развитие высших психических функций
Сенсорное развитие. - Глава VII
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК ПРОБЛЕМА НАУЧЕНИЯ ПРАВИЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ: БИХЕВИОРИЗМ О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ДЕТСКОГО
РАЗВИТИЯ - Психическое развитие и развитие личности
- § 1. Происхождение и развитие высших психических функций
- тема 5. Способы сторетшп поведения и психического состояния
- Закономерности психического развития ребенка
- Чем определяется психическое развитие человека?
Источник