Развитие психики ребенка дневник матери
ПредисловиеОТ РЕДАКТОРА Дневники родителей, отражающие ход развития ребенка, являются одним из наиболее ценных материалов для детской психологии. Систематически ведущийся дневник дает относительно полную историю развития ребенка. Другие методы исследования (например, наблюдения и эксперименты, проводимые в детском саду или в школе) позволяют глубже проникнуть в своеобразие отдельных этапов развития, но они сами по себе не могут дать такой полной картины всего хода развития ребенка, какую рисует правильно веденный дневник. По такому дневнику можно проследить на протяжении ряда лет формирование психических качеств личности ребенка, возникновение и развитие отдельных психических процессов. Только дневник, ведущийся самым близким к ребенку человеком, дает возможность подметить первые проявления отдельных психических свойств или процессов. Дневник Н А Менчинской представляет большую научную ценность прежде всего потому, что автор его — видный психолог, много работавший по вопросам детской и педагогической психологии. Н. А Менчинская знала, что именно нужно наблюдать, знала, как проводить наблюдение. Иногда, не ограничиваясь простым наблюдением, она проводила со своим сыном небольшие эксперименты, дававшие возможность вскрыть то, что оставалось недоступным неопытному наблюдателю. В этом отношении публикуемый дневник выделяется из всех напечатанных до сих пор дневников русских авторов. Другой ценной особенностью публикуемого дневника является то, что он захватывает больший период времени, чем это делается обычно в дневниках родителей. Автор вышла за пределы дошкольного детства и отразила в своем дневнике первый год школьной жизни своего сына — период исключительно важный в истории психического развития ребенка. Наконец, особенный интерес представляет этот дневник потому, что Саша, «герой» этого дневника, это — советский ребенок наших дней, родившийся в годы второй Сталинской пятилетки, переживший Великую отечественную войну. Н А. Менчинская стремилась всесторонне охарактеризовать развитие своего сына. В известной мере ей это удалось. Естественно, однако, что отдельные стороны психического развития Саши оказались освещенными более глубоко и подробно, чем другие. Больше всего материала записи Менчинской дают по вопросу о развитии мышления и речи. Отдельные вопросы речевого развития Саши представлены с почти исчерпывающей полнотой. Как специалист по вопросам психологии арифметики, Н А. Менчинская сумела дать единственные в своем роде по тонкости и детальности наблюдения за развитием навыков счета и зачатков «арифметического мышления». Очень большой интерес представляют, на мой взгляд, записи, говорящие о развитии воли ребенка, о первых проявлениях у него чувства долга Особенную ценность имеют те места дневника, в которых отразились первые проявления советского патриотизма ребенка. Такова ценность дневника как научного источника для детской психологии. Но значение этой книги шире. Ее с интересом будут читать не только специалисты, психологи и педагоги, но и широкие круги родителей, кровно заинтересованных в вопросах воспитания. Книга Менчинской ставит много актуальных и острых вопросов семейного воспитания. Не следует искать в дневнике решения этих вопросов, данного в общей форме. Это не руководство по воспитанию, но это очень поучительный рассказ о том, как шло воспитание ребенка в здоровой советской семье, притом семье научных работников, специально занимающихся вопросами педагогики и детской психологии. Они, естественно, допускали отдельные ошибки в воспитании своего ребенка, но они относились к этим ошибкам сознательно и стремились возможно скорее и эффективнее исправить их. Автор дневника не скрывает тех педагогических трудностей, с которыми она сталкивалась, и тех ошибок, которые она допускала. Она говорит о них полным голосом, стремится возможно глубже разобраться в них с тем, чтобы найти пути преодоления трудностей и исправления ошибок Читая эту книгу, не следует забывать, что это не обобщение — научное или художественное. Это — подлинный жизненный документ, в котором отражены в неразрывном единстве общее и частное, типичное и случайное. Вычленение общих закономерностей, отделение типичного от случайного — дело тех исследователей, которые будут работать над этим дневником, сопоставляя его с другими жизненными документами: другими дневниками, материалами наблюдений и экспериментов. Этой задачи автор дневника перед собой не ставил и не мог ставить. Но свою задачу автор выполнил: он дал подробную историю развития и воспитания в семье одного советского ребенка. Это — не глава из педагогики или из детской психологии, но это один из тех камней, на которых строится здание подлинно научной психологии и педагогики. Действительный член Академии педагогических наук РСФСР, профессор Б. М. Теплов. ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА В этой книге дана история жизни одного ребенка от рождения до 8 лет. Дневники родителей чаше всего ограничиваются периодом дошкольного детства, но автор этого дневника продолжал свои заметки, захватив и 7-летний возраст ребенка. Это диктовалось, прежде всего, стремлением показать в известной завершенности жизнь ребенка в период Великой Отечественной войны и ее влияние на него. Победное окончание войны знаменовало поворотный пункт и в биографии этого отдельного ребенка. Помимо этого, первый год пребывания в школе имеет особое значение в любой детской биографии. Именно в этот период обнаруживаются сильные и слабые стороны дошкольного воспитания, со всей силой выявляются некоторые намечавшиеся ранее черты характера и наблюдается очень тонкий в психологическом отношении переход от дошкольника — к школьнику — ребенку, занявшему новое место в жизни. Автор дневника — психолог и мать, отсюда понятна та двойная задача, которая стояла перед ней при ведении записей. Книга ни в какой мере не претендует на то, чтобы быть руководством по воспитанию, ибо такое руководство не может быть написано на основе истории воспитания одного ребенка. Тем не менее, каждая мать сможет здесь найти ряд моментов, которые напомнят ей свои собственные трудности, удачи и неудачи, помогут ей проанализироватъ их и более уверенно двигаться вперед в сложном деле воспитания. Дневниковые записи о развитии психики отдельного ребенка, несомненно, являются необходимым материалом для построения науки — детской психологии. Однако закономерности развития детской психики нельзя выводить на одном ребенке. Поэтому автор и считал своей задачей дать правдивое и документальное описание развития ребенка и воздерживался от широких истолкований и обобщений, от той или иной психологической интерпретации. При ведении записей я исходила из следующих принципов.
Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде. Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу https://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки. Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях. | Новости психологии20.03.2020 14:08:00 Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении: советы психолога 11.03.2020 23:32:00 MGPPULIB — Новые поступления 13.02.2020 «Каждый важен» — концепт-презентация всероссиского антибуллингового проекта Центра толерантности МедиатекаВсе ролики ПартнерыИнформационные партнеры |
Источник
Имя Начало Окончание Цена +доставка Ставки |
---|
Менчинская Н.А. Развитие психики ребенка. Дневник матери. 500.00 р. |
Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. 2002г. 280.00 р. |
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. РЕДКОСТЬ!!!! 150.00 р. |
Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка. От рождения до 8 лет 450.00 р. |
Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка. От рождения до 8 лет 500.00 р. |
Развитие личности ребенка Н.Ньюкомб 7.00$ |
Развитие личности ребенка. Н. Ньюкомб. 8-е издание.Питер. 2003 250.00 р. |
Мать и Дитя энциклопедия развития вашего ребенка 300.00 р. |
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики 140.00 р. |
Берковиц Р. Н., Эйгес Н. Р. Дневник матери 500.00 р. |
1935 год. Книжка развития ребёнка. Охрана матери и младенчества 300.00 р. |
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики 410.00 р. |
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 450.00 р. |
Кулакова Н. И. Развитие ребенка в первый год жизни 127.00 р. |
Кулакова Н.И. Развитие ребенка : второй год жизни : Практический курс для родителей 150.00 р. |
кн10г 1974 Мещеряков Слепоглухонемые дети Развитие психики ххххх А 500.00 р. |
Аксарина Н. М., Кистяковская М. Ю. и др Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет 149.00 р. |
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики 400.00 р. |
Толстой С.Л. Мать и дед Л.Н. Толстого. Очерки жизни, дневники, записи и письма по неизданным мат. 3500.00 р. Торг уместен |
Я91 Н.НОВОТОРЦЕВА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ» Пособие для родителей и педагогов в 3-х кн.! Цена за 1 кн 80.00 р. |
Уточните поиск: букинистика воспитание детей развитие ребенка ребенок |
книга МАТЬ И ДИТЯ энциклопедия развития вашего ребенка С-П., 2002, НЕВА, ЛАВРЕНОВА, ЛАВРЕНОВ 130.00 р. |
Лавренова Г. В., Лавренов Ю. В. Мать и дитя. Энциклопедия развития вашего ребенка 299.00 р. |
Школьникова Н.В. Игры для развития речи детей 5-6 лет. Витебск Педагог 1992г. 150.00 р. |
Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. 350.00 р. |
Дневник Машеньки или энциклопедия развития ребенка с первого дня жизни до 2-х лет 100.00 р. |
Н.А.Ветлугина. МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА — 1968 250.00 р. 300.00 р. |
И.Н.Малахова «Первые шаги в мире звуков» 1977г Изд-во «Знание» 30.00 р. |
Н.Курочкина ДЕТИ И ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ. ВРЕМЕНА ГОДА. 2004 г 40.00 р. |
Н.Кряжева РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА ДЕТЕЙ. 1996 г 50.00 р. |
Н.Терещенко Мать и ребенок.С новым годом! 1955 г. 200.00 р. |
Н.С. Жукова Е.М. Мастюкова Если ваш ребенок отстает в развитии. 90.00 р. |
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 90.00 р. |
Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка 426.00 р. |
Островская И., Мошкевич Э. Развитие ребенка от рождения до 3 лет. Рахит Заочные курсы для матерей 1400.00 р. |
Л.А.Венгер,Э.Г.Пилюгина,Н.Б.Венгер Воспитание сенсорной культуры ребенка 70.00 р. |
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника 90.00 р. |
Книга «Развитие ребенка. Первый год жизни. Практический курс для родителей» Кулакова Н.И. 320.00 р. |
Варкки Н.,Калинина Р., Программа творческо-эстетического развития ребенка. Серия: Детская психологи… 100.00 р. |
О.В.Еремеева, А.В.Митрошенков, Мать и дитя. От беременности до трех лет 250.00 р. |
Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И. Готов ли ваш ребенок к школе 6-7 лет (2000) 120.00 р. |
Жукова Н. Букварь. Пособие по обучению дошкольников правильному чтению. 2008 г. 180.00 р. |
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии М: Медицина, 1993. 1000.00 р. |
Альтгаузен Н. Туберкулез у детей Заочные курсы для матерей 1400.00 р. |
Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. 90.00 р. |
«Узлы в школе. Уроки развития пространственного мышления» Розов Н.Х., Рейхани Э., Боровских А.В. 170.00 р. |
Григорьева В.Н. Игрушки для детских садов. 1966 г. 4000.00 р. |
Жукова Н.; Волина В.; Ундзенкова А. и др. Завтра в школу (2001) 150.00 р. |
Книга Н. Кряжева РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА ДЕТЕЙ С Рубля! 1.00 р. 50.00 р. |
Кочетова Н. П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста 100.00 р. |
Ткаченко Н. А. Букварь. Раннее обучение чтению. От 2 лет. М., АСТ 2016 г. 300.00 р. |
Показать еще 50 …
Источник
Расстановка ударений: ДНЕВНИ`К РАЗВИ`ТИЯ РЕБЁНКА
ДНЕВНИК РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА — систематическая запись наблюдений за ходом развития ребёнка на протяжении всего детства или какого-либо отдельного его периода. Ведётся родителями, воспитателями, а также специалистами-исследователями.
Первые попытки записи наблюдений за ребёнком относятся к концу 18 в. и связаны с распространением в психологии и педагогике идеи развития. Уже в 1787 нем. врач Д. Тидеман опубликовал Д. р. р. Однако лишь начиная со 2-й пол. 19 в такого рода дневниковые записи приобрели более систематич. характер и получили развитие в ряде стран, в т. ч. и в России. Большую ценность представляют «Наблюдения за жизнью ребёнка» (1877) Ч. Дарвина. Значительное влияние на распространение дневниковых записей имела книга нем. учёного В. Прейера «Душа ребёнка» (1882). Из числа рус. авторов Д. р. р. следует отметить А. Левоневского, В. Рыбникову-Шилову, Э. Станчин-скую и др. В сов. психологич. науке богатый материал о развитии ребёнка дан у Н. А. Менчинской. Большую работу по собиранию и систематизации дневниковых материалов проделал Н. А. Рыбников.
Наряду с дневниками, всесторонне характеризующими одного ребёнка или группу детей (напр., у Н. Л. Фигурина и М. П. Денисовой, Менчинской), имеются также дневниковые записи развития отдельных психич. процессов, напр. речи (В. Штерн, А. Н. Гвоздев). В нек-рых дневниках записываются не только данные наблюдений, но и результаты экспериментов. Особый характер носят дневниковые записи при сравните льно-психо л огич. исследованиях (напр., у Н. Н. Ладыгиной-Коте, сопоставлявшей развитие ребёнка и детёныша шимпанзе).
Для успешного ведения Д. р. р. требуется известная психологич. подготовка, наличие заранее разработанного плана и систематичность в проведении и фиксации наблюдений. Запись должна носить строго объективный характер, чтобы констатируемые факты не смешивались с субъективными домыслами и произвольным толкованием полученных данных. Дневники, ведущиеся без соблюдения этих требований, могут служить лишь вспомогательным материалом для науки.
Д. р. р., систематически ведущийся опытным и внимательным наблюдателем, является ценным материалом для детской психологии. Хотя другие методы (прежде всего различные виды эксперимента) позволяют глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений, однако ни один из них сам по себе не может дать такую полную картину общего хода психич. развития, какую рисует правильно ведущаяся дневниковая запись длительных систематич. наблюдений за ребёнком. Изучение дневниковых записей способствует нахождению правильных методов педагогич. воздействия на ребёнка.
Лит.: Левоневский А., Мой ребёнок, СПБ, 1914; Рыбников Н., Введение в изучение ребёнка, 2 изд., Минск, 1921; Рыбникова-Шилова В. А., Мой дневник, [Орел], 1923; Станчинская Э. И., Дневник матери, [М.], 1924; Павлова А. Д., Дневник матери, М., [1924]; Ладыгина-Коте Н. Н., Дитя-шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях, М., 1935; Фигурин Н. Л. и Денисова М. П., Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года, М., 1949; Гвоздев А. Н., Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка, ч. 1 — 2, М., 1949; Meвчинская Н. А., Развитие психики ребёнка. Дневник матери, [2 изд.], М., 1957.
А. В. Запорожец. Москва.
Источники:
- Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., ‘Советская Энциклопедия’, 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.
Источник
ÑÒÐÀÍÈÖÛ ÄÍÅÂÍÈÊÀ ÐÀÇÂÈÒÈß ÄÎ×ÅÐÈ
Í. À. ÌÅÍ×ÈÍÑÊÀß
Ìîíîãðàôè÷åñêèé ìåòîä (ðåãóëÿðíûå íàáëþäåíèÿ è
ôèêñàöèÿ èõ â äíåâíèêå) óâëåêàë Íàòàëüþ
Àëåêñàíäðîâíó Ìåí÷èíñêóþ íà ïðîòÿæåíèè âñåé
æèçíè. Îíà âåëà äíåâíèêè ðàçâèòèÿ ñûíà, ïîòîì
äî÷åðè, íàêîíåö âíóêà. Ïåðâûé äíåâíèê óâèäåë
ñâåò äâàæäû (Äíåâíèê î ðàçâèòèè ðåáåíêà, Ì.
Ë., 1948; Ðàçâèòèå ïñèõèêè ðåáåíêà. Äíåâíèê
ìàòåðè, Ì., 1957). Ðóêîïèñè âòîðîãî è òðåòüåãî ïîêà
ëåæàò â àðõèâàõ Íàòàëüè Àëåêñàíäðîâíû.
Ïðîôåññèîíàëüíûé ïñèõîëîã, îò íå òîëüêî óìåëà
óâèäåòü ëþáîïûòíûé ôàêò, íî çíàëà, ÷òî è êàê íàäî
íàáëþäàòü, ÷òîáû äàòü ïî âîçìîæíîñòè ïîëíóþ
êàðòèíó ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ðå÷ü, èíòåðåñû, êðóã
ïðåäñòàâëåíèé ðåáåíêà, åãî îòíîøåíèÿ ñ
îêðóæàþùèìè ïðîñëåæåíû àâòîðîì â èõ èçìåíåíèÿõ,
â êîíòåêñòå âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ. À ìèíèàòþðíûå
ýêñïåðèìåíòû, âêëþ÷åííûå â íàáëþäåíèÿ,
îòëè÷àþòñÿ óäèâèòåëüíûì èçÿùåñòâîì,
ìåòîäè÷åñêîé èçîáðåòàòåëüíîñòüþ, òî÷íîñòüþ.
 ýòîì ãîäó èñïîëíÿåòñÿ 90 ëåò ñî äíÿ ðîæäåíèÿ
Íàòàëüè Àëåêñàíäðîâíû. Åå èäåè è èññëåäîâàíèÿ íå
óòðàòèëè àêòóàëüíîñòè â íàøåé ñåãîäíÿøíåé,
êàçàëîñü áû, íîâîé äåéñòâèòåëüíîñòè. Ïðèâîäèì
íåêîòîðûå ôðàãìåíòû íåîïóáëèêîâàííîãî, íî î÷åíü
áîãàòîãî ïî ñîäåðæàíèþ, äíåâíèêà ðàçâèòèÿ äî÷åðè
Íàòàëüè Àëåêñàíäðîâíû.
1946 ã.
Áåç äàòû (òðåòèé ìåñÿö). Âìåñòî íåïðåðûâíîãî
òðåïåòàíèÿ ðóê èëè, âåðíåå, íàðÿäó ñ íèì
âîçíèêàëî ïîêîéíîå ñîñòîÿíèå ðóê, âêëþ÷åííîå â
êàêîå-òî óïîðÿäî÷åííîå äâèæåíèå. Íî öåëü ýòîãî
äâèæåíèÿ íåïîñðåäñòâåííî äèêòóåòñÿ
îðãàíè÷åñêîé ïîòðåáíîñòüþ; èëè, åñëè åå âîîáùå
åùå íåò, äâèæåíèå âîçíèêàåò ñëó÷àéíî ïðè
ñòîëêíîâåíèè ñ âíåøíèìè ïðåäìåòàìè, íàïðèìåð,
êîãäà ðóêà ïîïàäàåò íà êðàé îäåÿëà èëè
âñòðå÷àåòñÿ ñ êóñêîì òêàíè.
31 ìàÿ (0, 2, 7). Èçäàâàíèå çâóêîâ ñòàíîâèòñÿ
ðàçíîîáðàçíåå. Íàðÿäó ñ ïëà÷óùèì êðèêîì ïîÿâèëñÿ
ðàäîñòíûé êðèê. Çâóêè èçäàþòñÿ íåðåäêî ïîñëå
òîãî, êàê äîëãî îòêðûâàëñÿ ðîò è äâèãàëñÿ ÿçûê,
êàê áû â óñèëèè èçäàòü çâóê. Ïëà÷
äèôôåðåíöèðóåòñÿ. Êðîìå ïëà÷à íîâîðîæäåííîãî
ðåáåíêà, îäíîîáðàçíîãî è ðåçêîãî, ïîÿâëÿåòñÿ
ïëà÷ òèõèé ïðè çàñûïàíèè, ñëîâíî óáàþêèâàþùåå
íûòüå, ÷åðåç ñîñêó.
8 èþíÿ (0, 2, 15). Êîãäà äåâî÷êà ñîñåò, ó íåå î÷åíü
íàïðÿæåííûé è ñåðüåçíûé âèä. ß íàðî÷íî, ÷òîáû
èñïûòàòü åå, íà÷èíàþ åé óëûáàòüñÿ, ñìîòðÿ íà íåå,
ñìåþñü, è â îòâåò íà ýòî ëè÷èêî äåâî÷êè
ðàñïëûâàåòñÿ â øèðîêóþ óëûáêó, õîòÿ ðîòèê íå
âûïóñêàåò ñîñêà.
10 èþíÿ (0, 2, 17). Êîãäà ÿ ñêëîíèëàñü íàä êîëÿñêîé,
óâèäåëà êðàñíîå, ìîêðîå îò ñëåç ëè÷èêî. Êàê
òîëüêî äåâî÷êà ìåíÿ çàìåòèëà, åå ëè÷èêî ïðîñèÿëî
è ðàñïëûëîñü â óëûáêå. Âïåðâûå ÿ çàìåòèëà, ÷òî îíà
ðåàãèðóåò óëûáêîé íà ïîÿâëåíèå ÷åëîâåêà.
22 èþíÿ (0, 2, 29). Äâèæåíèÿ ðóê ïðèîáðåëè
ìíîãîîáðàçíûé õàðàêòåð. Âî âðåìÿ êîðìëåíèÿ
äåâî÷êà ÷àùå âñåãî äåðæèò âñåé ðóêîé ìîé ïàëåö.
Ëåæà â êîëÿñêå, îáõâàòûâàåò ðóêîé âûñòóïàþùóþ
ðó÷êó êîëÿñêè. Âî âðåìÿ ñîñàíèÿ ñîñêè ïðîäåâàåò
ïàëåö â êîëüöî è âûòàñêèâàåò ñîñêó. Íî
ïðîèñõîæäåíèå âñåõ ýòèõ äâèæåíèé îäíî è òî æå:
îñóùåñòâëÿåòñÿ ñâîéñòâåííîå íîâîðîæäåííîìó
âçìàõ è òðåïåòàíèå ðóê, íî ïðè ñòîëêíîâåíèè ñ
ïðåäìåòîì ðóêà öåïëÿåòñÿ çà íåãî. Ïîýòîìó áûëî áû
ïðàâèëüíûì ãîâîðèòü íå äåâî÷êà îáõâàòûâàåò
ðóêîé, à ðóêà äåâî÷êè îáõâàòûâàåò è ò. ä.
Òàêèì îáðàçîì, íîâîå äâèæåíèå íå ïîÿâëÿåòñÿ
îòêóäà-òî èçâíå, ñðàçó, îíî
âûêðèñòàëëèçîâûâàåòñÿ â ñòàðîì äâèæåíèè.
24 èþíÿ (0, 3, 0). Åñëè ñ íåé ðàçãîâàðèâàòü, òî äåâî÷êà
ïðèñòàëüíî ñìîòðèò íà ñîáåñåäíèêà, óëûáàåòñÿ,
îòêðûâàåò ðîò, ñèëèòñÿ èçäàòü êàêîé-òî çâóê,
íàêîíåö, èçäàåò çâóêè, ïðèâîäèò â äâèæåíèå
òåëüöå, âçìàõèâàåò ðó÷êàìè.
Èçäàâàåìûå çâóêè ñòàëè ðàçíîîáðàçíû è â
ôîíåòè÷åñêîì, è â èíòîíàöèîííîì îòíîøåíèè: èëè
ýòî ðàäîñòíûé âèçã, èëè ñïîêîéíîå àãó, èëè
ëóêàâîå, ñ ïðèùóðèâàíèåì ãëàç, ãõ.
Óëûáêó âûçâàòü íà åå ëèöå ñòàëî î÷åíü ëåãêî.
Ïðåæäå âñåãî óëûáêà ïîÿâëÿåòñÿ â îòâåò íà óëûáêó
è ñìåõ ÷åëîâåêà, â îòâåò íà îáðàùåííóþ ê íåé ðå÷ü.
28 èþíÿ (0, 3, 4). Ðóêè åùå íå óìåþò ñòðåìèòüñÿ ê
îïðåäåëåííîìó ïðåäìåòó, íî íàáëþäàåòñÿ
ñëåäóþùåå: äâèæåíèÿ ðóê íà÷èíàþò ñîâåðøàòüñÿ
âáëèçè ïðåäìåòîâ (ñîñêè èëè ðó÷êè êîëÿñêè èëè
ñîáñòâåííîé ðóêè). Ýòî êàê áû îêîëîïðåäìåòíûå
äâèæåíèÿ.
6 èþëÿ (0, 3, 12). Ïðîäîëæàåòñÿ èçìåíåíèå â äâèæåíèÿõ.
Åñëè âíà÷àëå ïîâòîðÿþùèåñÿ äâèæåíèÿ ðóê îêîëî
îäíèõ è òåõ æå ïðåäìåòîâ îáúÿñíÿëèñü,
ïî-âèäèìîìó, íàëè÷èåì â êàêîé-òî ìåðå íà÷àòêîâ
äâèãàòåëüíîé ïàìÿòè (èáî äâèæåíèÿ ðóê îêîëî
ñîñêè èëè ðó÷êè êîëÿñêè íå ñîïðîâîæäàëèñü
äâèãàòåëüíûì. êîíòðîëåì), òî òåïåðü íàñòóïàåò
íîâàÿ ôàçà. Íîâèçíà åå çàêëþ÷àåòñÿ â ñëåäóþùåì:
çðèòåëüíîå âîñïðèÿòèå ïðåäìåòîâ ñîçäàåò
âíóòðåííèé èìïóëüñ ê ïðåäìåòíîìó äâèæåíèþ.
Ðåáåíîê âèäèò ïðåäìåò íà ñòîëå èëè ëèñòüÿ íà
äåðåâå, òåëüöå åãî íà÷èíàåò òðåïåòàòü, à ðóêè
ïðèõîäÿò â ñîñòîÿíèå áåñïîêîéíîãî äâèæåíèÿ.
Îäíàêî äâèæåíèå ïî ñâîåìó õàðàêòåðó åùå íå
ïåðåñòðîèëîñü, ðóêè ïî-ïðåæíåìó êàê áû
ðàçáåãàþòñÿ è ïîðõàþò è òîëüêî ïðè
ñòîëêíîâåíèè ñ ïðåäìåòîì çàõâàòûâàþò åãî.
Íà ïåðâîì è âòîðîì ìåñÿöàõ â íàøèõ çàïèñÿõ
îòìå÷àëîñü ÿâëåíèå íåìîãî ëåïåòà, êîãäà ðåáåíîê
ïðîèçâîäèë äâèæåíèå ÿçûêîì è ãóáàìè â îòâåò íà
îáðàùåííóþ ê íåìó ðå÷ü. Òåïåðü ýòî ÿâëåíèå ïî÷òè
íå íàáëþäàåòñÿ, âåñü ëåïåò óæå îçâó÷åí.
Çâóêîâîé ìàòåðèàë ñèëüíî îáîãàòèëñÿ, ïîÿâèëèñü
äëèòåëüíûå çâóêè: ãè-è-è, êó-ó-ó, êõ.
Ïðîèçíîñèò áâ (òðóäíî ïåðåäàòü ýòî
çâóêîñî÷åòàíèå). Êðèê ñòàë î÷åíü ðàçíîîáðàçåí â
èíòîíàöèîííîì îòíîøåíèè:
äåâî÷êà ãðîìêî êðè÷èò óëûáàÿñü è êàê áû
ïðèâåòñòâóÿ; îíà õðèïëî êðè÷èò è ãíåâíî òðÿñåò
ãîëîâîé, åñëè îòíèìàþ ó íåå ñîñîê èëè îäåâàþ
÷åïåö è ò. ä.
24 èþëÿ (0, 4, 0). Ðóêè âñòðå÷àþòñÿ íà ïðåäìåòå.
26 èþëÿ (0, 4, 2). Íîâàÿ ôàçà â äâèæåíèè
ïðåîáðàçîâàíèå åãî ôîðìû: ïðÿìîëèíåéíîå
óñòðåìëåíèå ê ïðåäìåòó. Òåõíèêà õâàòàíèÿ.
Äàëåå…
Источник