Развитие психических функций ребенка первого года жизни
Период новорожденности знаменует начало младенческого возраста и охватывает первые недели жизни малыша. Главной его особенностью выступает отсутствие поведения в собственном смысле слова. Наблюдаются лишь инстинктивные формы — безусловные рефлексы. Поведение ребенка связано с выделением какого-то объекта из окружающего мира. Новорожденный же большую часть времени спит и просыпается лишь для того, чтобы поесть. Он совершенно беспомощен и без опеки и заботы взрослого может погибнуть. Поэтому период новорожденности рассматривается как переходный между внутриутробным и внеутробным. Ребенок уже отделился от матери физически, но не физиологически, потому что она обеспечивает все его жизненно важные функции, начиная с кормления. С первого дня жизни малыша его жизнь социально опосредована. Такое опосредование состоит прежде всего в уходе за ребенком. Применяемые при этом средства — предметы для кормления, купания, сна, то есть для удовлетворения физиологических потребностей, социально сформированы, выработаны в процессе культурно-исторического развития общества. А с другой стороны, важнейшим средством опосредования выступает сам социально организованный образ жизни младенца, и прежде всего режим дня, предполагающий соответствующее чередование сна и бодрствования.
По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для практически безграничного формирования новых, социальных форм поведения, которые вырабатываются в течение жизни.
Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слухового сосредоточения на лице и голосе матери, которое возникает во время кормления ребенка в положении под грудью. Такое сосредоточение — очень важное приобретение новорожденного, поскольку определяет в дальнейшем развитие всех многообразных собственно человеческих форм поведения.
Взрослый является центром ситуации развития младенца. Он организует жизнь ребенка, вызывает и поддерживает его активность, наполняет бодрствование малыша новыми впечатлениями. Подчеркнем, что особенностью психического развития младенца является тот факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений и, более того, создает предпосылки для их формирования.
Взрослый стимулирует становление у ребенка новых эмоций. Первые эмоции новорожденного отрицательные, ведь для него важно показать окружающим, что ему угрожает, что его не удовлетворяет. В ответ на доброжелательное внимание, любовь и заботу взрослого у малыша возникают положительные социальные переживания. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на разговор с ним взрослого. Она говорит о том, что малыш выделил первый объект, на который направил свою активность. Таким объектом является взрослый. Улыбка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития — период младенчества. На границе этих периодов вырабатывается особое поведение ребенка — «комплекс оживления», специфический акт поведения младенца в отношении взрослого. Он включает, кроме эмоциональных реакций, двигательные и вокализации.
Таким образом, взрослый стимулирует развитие важных потребностей малыша — социальных потребностей в познании и общении.
Несмотря на кратковременность периода новорожденности, происходят важнейшие приобретения в плане психического развития:
- отделение сна от бодрствования, постепенное превращение бодрствования в особый период активности и деятельности;
- выделение первого объекта в окружающей действительности (взрослый, ухаживающий за ребенком);
- появление первой ответной реакции в ответ на воздействия взрослого (положительная эмоциональная реакция и свидетельствующая о ней улыбка);
- зарождение и развитие первой формы поведения — комплекса оживления;
- развитие органов чувств, выражающееся в проявлении зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого.
Суммируя все вышесказанное, можно выделить особенности развития ребенка в период новорожденности. К ним относятся: отсутствие сложившихся форм поведения при наличии минимального количества врожденных рефлексов и наиболее быстрое развитием органов чувств по сравнению с движениями, а главное — социальная опосредованность жизни с первых ее дней.
Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего первого года жизни, поэтому социальную ситуацию психического развития в младенчестве Л. С. Выготский назвал «Мы». Действительно, ребенок не может существовать без взрослого, который обеспечивает все его существование, выживание и направление его активности. Ребенок не может самостоятельно передвигаться, самостоятельно поддерживать свое существование. Младенец к тому же не имеет средств воздействия на взрослого, кроме экспрессивно-мимических, таких, как плач, крик. Противоречие этой ситуации развития и состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но не имеет средств воздействия на него. Взрослый же обращается с малышом так, будто надеется на его ответные действия, будто ребенок понимает обращенные к нему слова, жесты, эмоциональные реакции. Взрослый как бы приписывает младенцу понимание своих действий. И в результате такого поведения взрослого у ребенка появляется первая социальная потребность -потребность в общении со взрослым. Она знаменует собой возникновение первой деятельности ребенка -деятельности общения, где предметом становится другой человек (М. И. Лисина). Теперь активность в установлении контактов переходит от взрослого к ребенку. Малыш сам начинает воздействовать на взрослого, чтобы вступить с ним в общение, побудить его к контакту.
Общение носит ситуативный и непосредственный характер, поскольку осуществляется только в данной конкретной ситуации и по ее поводу. Малыш еще не владеет основным средством общения — речью, которая помогает выйти за пределы конкретной ситуации. В зависимости от содержания общения на протяжении младенчества выделяют два его вида — ситуативно-личностное и ситуативно-деловое.
Общение является ведущей деятельностью в младенческом возрасте, поскольку обеспечивает главные линии психического развития.
Период младенчества делится на два этапа развития.
Первый — от рождения до 5-6 мес. — характеризуется становлением ситуативно-личностного общения и интенсивным развитием сенсорных систем, зрения, слуха.
Переход ко второму этапу связан с развитием хватания, установлением зрительно- двигательных координации (координации между рукой и глазом). Теперь ребенок может удержать предмет и поэтому интенсивно осваивает манипулирование с предметами. Пространство ребенка расширяется. Создаются предпосылки для развития манипуляций с предметами и предметного восприятия. Теперь общение протекает на фоне манипуляций по поводу предметов. Зарождаются предпосылки для развития речи. Причем сначала складываются основы понимания речи взрослого.
Таким образом, между ребенком и взрослым тесная ситуация взаимодействия начинает постепенно разрываться за счет того, что «вклинивается» новая деятельность — предметная, сначала манипулирование предметами, а затем и освоение их функции. Дальнейший разрыв ситуации «мы» обусловлен освоением ходьбы, стимулирующей рост самостоятельности малыша. Теперь он сам может выбирать объект, с которым будет действовать.
Выделим ведущие достижения в младенческом возрасте в сферах деятельности, познания и личности:
- складываются первые две формы общения со взрослым, начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами;
- появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним и первое «предличностное» новообразование — активность;
- в сфере познавательной возникает представление о предмете как о постоянном, существующем в пространстве и имеющем постоянные свойства; развитие памяти расширяет границы опыта ребенка и начинает его формировать; появляются зачатки мышления как установления первых простейших причинно-следственных связей, поиска ответа на вопрос «Что будет, если?..», возникают предпосылки для освоения речи как пассивной, так и активной, устанавливаются первые связи слова с предметом.
Источник:
Урунтаева Г.А., Детская психология
Источник
Период новорожденности знаменует начало
младенческого возраста и охватывает
первые недели жизни малыша. Главной его
особенностью выступает отсутствие
поведения в собственном смысле слова.
Наблюдаются лишь инстинктивные формы
— безусловные рефлексы. Поведение ребенка
связано с выделением какого-то объекта
из окружающего мира. Новорожденный же
большую часть времени спит и просыпается
лишь для того, чтобы поесть. Он совершенно
беспомощен и без опеки и заботы взрослого
может погибнуть. Поэтому период
новорожденности рассматривается как
переходный между внутриутробным и
внеутробным. Ребенок уже отделился от
матери физически, но не физиологически,
потому что она обеспечивает все его
жизненно важные функции, начиная с
кормления. С первого дня жизни малыша
его жизнь социально опосредована. Такое
опосредование состоит прежде всего в
уходе за ребенком. Применяемые при этом
средства — предметы для кормления,
купания, сна, то есть для удовлетворения
физиологических потребностей, социально
сформированы, выработаны в процессе
культурно-исторического развития
общества. А с другой стороны, важнейшим
средством опосредования выступает сам
социально организованный образ жизни
младенца, и прежде всего режим дня,
предполагающий соответствующее
чередование сна и бодрствования.
По мере роста и развития младенца
инстинктивные формы поведения теряются,
что дает возможность для практически
безграничного формирования новых,
социальных форм поведения, которые
вырабатываются в течение жизни.
Условные рефлексы формируются на основе
зрительного и слухового сосредоточения
на лице и голосе матери, которое возникает
во время кормления ребенка в положении
под грудью. Такое сосредоточение — очень
важное приобретение новорожденного,
поскольку определяет в дальнейшем
развитие всех многообразных собственно
человеческих форм поведения.
Взрослый является центром ситуации
развития младенца. Он организует жизнь
ребенка, вызывает и поддерживает его
активность, наполняет бодрствование
малыша новыми впечатлениями. Подчеркнем,
что особенностью психического развития
младенца является тот факт, что развитие
органов чувств опережает развитие
телесных движений и, более того, создает
предпосылки для их формирования.
Взрослый стимулирует становление у
ребенка новых эмоций. Первые эмоции
новорожденного отрицательные, ведь для
него важно показать окружающим, что ему
угрожает, что его не удовлетворяет. В
ответ на доброжелательное внимание,
любовь и заботу взрослого у малыша
возникают положительные социальные
переживания. Первой социальной эмоцией,
первым социальным жестом выступает
улыбка ребенка в ответ на разговор с
ним взрослого. Она говорит о том, что
малыш выделил первый объект, на который
направил свою активность. Таким объектом
является взрослый. Улыбка свидетельствует
о том, что заканчивается период
новорожденности и начинается новая
стадия развития — период младенчества.
На границе этих периодов вырабатывается
особое поведение ребенка — «комплекс
оживления», специфический акт поведения
младенца в отношении взрослого. Он
включает, кроме эмоциональных реакций,
двигательные и вокализации.
Таким образом, взрослый стимулирует
развитие важных потребностей малыша —
социальных потребностей в познании и
общении.
Несмотря на кратковременность периода
новорожденности, происходят важнейшие
приобретения в плане психического
развития:
— отделение сна от бодрствования,
постепенное превращение бодрствования
в особый период активности и деятельности;
— выделение первого объекта в окружающей
действительности (взрослый, ухаживающий
за ребенком);
— появление первой ответной реакции в
ответ на воздействия взрослого
(положительная эмоциональная реакция
и свидетельствующая о ней улыбка);
— зарождение и развитие первой формы
поведения — комплекса оживления;
— развитие органов чувств, выражающееся
в проявлении зрительного и слухового
сосредоточения на лице взрослого.
Суммируя все вышесказанное, можно
выделить особенности развития ребенка
в период новорожденности. К ним относятся:
отсутствие сложившихся форм поведения
при наличии минимального количества
врожденных рефлексов и наиболее быстрое
развитие органов чувств по сравнению
с движениями, а главное — социальная
опосредованность жизни с первых ее
дней.
Неразрывная связь ребенка и взрослого
сохраняется на протяжении всего первого
года жизни, поэтому социальную ситуацию
психического развития в младенчестве
Л.С.Выготский назвал «Мы». Действительно,
ребенок не может существовать без
взрослого, который обеспечивает все
его существование, выживание и направление
его активности. Ребенок не может
самостоятельно передвигаться,
самостоятельно поддерживать свое
существование. Младенец к тому же не
имеет средств воздействия на взрослого,
кроме экспрессивно-мимических, таких,
как плач, крик. Противоречие этой ситуации
развития и состоит в том, что ребенок
максимально нуждается во взрослом, но
не имеет средств воздействия на него.
Взрослый же обращается с малышом так,
будто надеется на его ответные действия,
будто ребенок понимает обращенные к
нему слова, жесты, эмоциональные реакции.
Взрослый как бы приписывает младенцу
понимание своих действий. И в результате
такого поведения взрослого у ребенка
появляется первая социальная потребность
-потребность в общении со взрослым. Она
знаменует собой возникновение первой
деятельности ребенка -деятельности
общения, где предметом становится другой
человек (М.И.Лисина). Теперь активность
в установлении контактов переходит от
взрослого к ребенку. Малыш сам начинает
воздействовать на взрослого, чтобы
вступить с ним в общение, побудить его
к контакту.
Общение носит ситуативный и непосредственный
характер, поскольку осуществляется
только в данной конкретной ситуации и
по ее поводу. Малыш еще не владеет
основным средством общения — речью,
которая помогает выйти за пределы
конкретной ситуации. В зависимости от
содержания общения на протяжении
младенчества выделяют два его вида —
ситуативно-личностное и ситуативно-деловое.
Общение является ведущей деятельностью
в младенческом возрасте, поскольку
обеспечивает главные линии психического
развития.
Период младенчества делится на два
этапа развития. Первый — от рождения до
5-6 мес. — характеризуется становлением
ситуативно-личностного общения и
интенсивным развитием сенсорных систем,
зрения, слуха.
Переход ко второму этапу связан с
развитием хватания, установлением
зрительно-двигательных координации
(координации между рукой и глазом).
Теперь ребенок может удержать предмет
и поэтому интенсивно осваивает
манипулирование с Предметами. Пространство
ребенка расширяется. Создаются предпосылки
для развития манипуляций с предметами
и предметного восприятия. Теперь общение
протекает на фоне манипуляций по поводу
предметов. Зарождаются предпосылки для
развития речи. Причем сначала складываются
основы понимания речи взрослого.
Таким образом, между ребенком и взрослым
тесная ситуация взаимодействия начинает
постепенно разрываться за счет того,
что «вклинивается» новая деятельность
— предметная, сначала манипулирование
предметами, а затем и освоение их функции.
Дальнейший разрыв ситуации «мы»
обусловлен освоением ходьбы, стимулирующей
рост самостоятельности малыша. Теперь
он сам может выбирать объект, с которым
будет действовать.
Выделим ведущие достижения в младенческом
возрасте в сферах деятельности, познания
и личности:
— складываются первые две формы общения
со взрослым, начинается освоение
манипулятивной деятельности с предметами;
— появляются первые социальные эмоции,
направленные на взрослого, формируется
потребность в общении с ним и первое
«предличностное» новообразование —
активность;
— в сфере познавательной возникает
представление о предмете как о постоянном,
существующем в пространстве и имеющем
постоянные свойства; развитие памяти
расширяет границы опыта ребенка и
начинает его формировать; появляются
зачатки мышления как установления
первых простейших причинно-следственных
связей, поиска ответа на вопрос «Что
будет, если?..», возникают предпосылки
для освоения речи как пассивной, так и
активной, устанавливаются первые связи
слова с предметом.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Кукла Полина Г
Психологические особенности детей первого года жизни
Рождение является для организма ребенка большим потрясением.
Внешнесредовые факторы начинают играть ведущую роль в психиче-ском развитии ребенка, обеспечивая контакты с внешним миром и удовлетворяя потребность в ощущениях, с которой новорожденный появляется на свет.
С первого дня жизни вступают в строй зрительные и слуховые анализаторы, но их работа крайне не совершенна. Зрительные реакции возникают только на яркий свет, находящийся вблизи, слуховые реакции – только резкие звуки. На протяжении первых недель и месяцев зрение и слух быстро совершенствуется.
Развитие зрения и слуха новорожденного происходит быстрее, чем развитие телесных движений. Развитие зрительных и слуховых анализаторов, совершенствование реакций на влияние раздражителей происходит на основе созревания нервной системы ребенка и в первую очередь его головного мозга.
Ребенок с рождения способен различать вкус и запах, чувствует прикосновения, давление и боль.
Новорожденный начинает свою жизнь с крика, который вносит безусловно – рефлекторный характер, впоследствии переходящий в плач. По характеру крика, выражению лица новорожденного и по его общему виду можно отметить наличие приятных или неприятных эмоциональных состояний, которые выделяют как чувственные эмоциональные состояния.
В первый месяц жизни для ребенка не существует ни кто-то, ни что-то, что он все раздражение и все окружающее переживает только как субъектив-ное состояние.
Ребенок еще не выделяет себя и свои переживание от восприятия объек-тивных вещей, не дифференцирует социальные и физические объекты.
В первоначальном восприятии новорожденного все внешние впечатление выступают в нераздельном единстве с окрашивающим их аффектом или чувственным тоном восприятия [ ].
У новорожденного нет специфических форм социального поведения. Как показывают исследования Ш. Бюлер и Г. Гетцер, первое общение ребенка с человеком лежит за пределами новорожденности. В этот период социальность ребенка характеризуется полной пассивностью.
Около 80% времени новорожденный проводит во сне, который недостаточно дифференцирован от состояния бодрствования, и поэтому чаще у ново-рожденных наблюдается среднее состояние между бодрствованием и сном.
Таким образом, можно отметить, что новорожденный обладает в самой примитивной степени начатками психической жизни и она носит совершенно своеобразный характер.
Первый год жизни занимает особое место в развитии ребенка раннего возраста. «Все в этом возрасте формируется впервые, всему ребенок должен научиться» (Н. М. Щелованов).
Для ребенка первого года жизни характерен очень быстрый темп развития, увеличивается работоспособность центральной нервной системы, в результате чего длительность активного бодрствования увеличивается от 20-30 минут в период новорожденности до 3-3,5 часов к концу года.
С первых месяцев жизни у ребенка развивается деятельность всех органов чувств, формируются положительные ответные эмоциональные реакции, движения, элементарные действия с предметами. К концу первого года жизни ребенок овладевает самостоятельной ходьбой, что расширяет его возможности в активном познании окружающего. Он начинает понимать речь, употреблять первые слова, выполнять простые действия с предметами. Развиваются память, внимание, мышление. Отмечаются первые проявления самостоятельности, ин-терес и избирательное отношение к окружающим его людям и вещам.
К первым признакам социального общения ребенка относится возникновение осмысленной улыбки, а немного позже – «комплекса оживления» — особая эмоци-ально-двигательная реакция, обращенная ко взрослому. Комплекс оживления состоит в том, что ребенок сосредотачивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножкам и, издает различные звуки.
Первая форма общения – эмоционально-непосредственная. Ребенок про-являет узнаваемость близких, радуется им, возникают первые привязанности. К концу первого полугодия проявляется настороженность и страх по отношению к посторонним, малознакомым людям.
Непосредственное общение, характерное для начала младенчества, скоро уступает место эмоциально-опосредованному (ситуативно-деловому) общению. Такое общение, опосредованное предметами, возникает на основе совместных действий со взрослым. Ребенка начинают интересовать и радовать различные предметы, игрушки, действия с ними. Ярко проявляется потребность в новых впечатлениях. Эмоциональное отношение взрослого к совместным действиям с малышом во многом определяет и эмоциональное развитие ребенка.
Быстрый темп и неравномерность развитие ребенка позволяют условно разделить первый год жизни ребенка на периоды, в каждом из которых выде-ляются умения, формирование которых оказывает существенное влияние на все дальнейшее развитие ребенка. Конец периода новорожденности до 2,5 – 3 месяцев.
Ведущим в развитии ребенка на этом этапе является формирование зри-тельных и слуховых ориентировочных реакций.
В конце 1-го – начале 2-го месяца жизни появляется первая ответная улыбка, на 3-м — «комплекс оживления». Постепенно «комплекс оживления» сменяется более дифференцированными и сложными эмоциональными реакциями.
В первые 3 месяца жизни у ребенка появляются ответные голосовые реакции — гуканье, гуление.
В возрасте от 3 до 5-6 месяцев продолжают совершенствоваться зрительные и слуховые ориентировочные реакции, сенсорное развитие, движения; формируется более сложное поведение.
К 3-4 месяцам ребенок может захватывать предметы ручками, ощупывает и рассматривает их. Далее к 5 месяцам у него развиваются целенаправленные движения рук. На этой основе развиваются игровые манипулятивные действия с предметами, которые помогают ребенку познавать окружающее, приобретать жизненный опыт.
На 4-м месяце совершенствуются умение слежения за предметом или лицом взрослого, другими ребенком. Устанавливаются зрительные, слуховые, двигательные, тактильные взаимосвязи, развивается локализация звука в про-странстве.
На 4-5 месяце ребенок начинает различать интонации, мелодии, голоса знакомых и незнакомых людей. Реагирует на новую обстановку и на незнакомых людей. К 6 месяцам по звучанию узнает свое имя.
На данном возрастном этапе у ребенка происходит развитие подготови-тельных этапов активной речи. Ребенок длительно гулит – к 4 месяцам, к 5 месяцам – певуче и с разной интонацией.
В этот период ребенок проявляет интерес к разным игрушкам, пытается при-близиться к привлекшему его внимание предмету.
В возрасте от 5-6 до 9-10 месяцев внимание ребенка возрастает к предметам, находящихся на разном расстоянии от него. Это связано с новыми воз-можностями в овладении пространством – в этом возрасте ребенок начинает ползать, самостоятельно садиться, а потом и вставать. Благодаря этому расширяется кругозор ребенка, становится богаче жизненный опыт. Ребенок начинает ориентироваться в окружающем.
От 6-7 до 9-10 месяцев ребенок впервые начинает понимать речь взрослого. К 7 месяцам находит взглядом предмет, находящийся на постоянном месте по просьбе взрослого, а в 8 уже может показывать несколько предметов, выполнять простые действия.
С 6-7 месяцев начинают развиваться действие с предметами, которые ре-бенок производит одинаково со всеми предметами, независимо от их свойств, а к 8-9 начинает использовать предметы с учетом их свойств. К 9 месяцам ребенок по подражанию сначала выполняет знакомые действия, а затем и новые.
Понимание речи развивается и ребенок уже может выполнять действия по речевой инструкции взрослого, воспроизводя то, чему его научили раньше.
В 9 месяцев ребенок подражает плясовым и игровым движением взрослого, постепенно связывая их с определенной мелодией и словами.
В данный возрастной период ребенок начинает лепетать. В 7 месяцев он повторяет отдельные слоги в различных сочетаниях, в 8 повторяет их за взрос-лым, а в 9-10 при повторении произносит уже новые слоги.
К 6 месяцам у ребенка можно выделить целую систему основных эмоций: он огорчается, радуется, по разному эмоционально реагирует на близких и не-знакомых людей.
От 9-10 до 12 месяцев бодрствование ребенка увеличивается от 2,5 до 3,5 часов. Он проявляет все больше самостоятельности при исследовании предметов и игрушек: резиновые сжимает и разжимает, металлическими стучит и т. д. Особый интерес ребенок проявляет, к сравнению величины предметов, практически овладевая умением заталкивать небольшие игрушки в подходящие емкости. К концу 9-10 месяцев из отрывочных впечатлений у ребенка складываются целостные впечатления о предметах наиболее часто встречающихся в быту и имеющих практическое значение.
С развитием действий с предметами обогащается личный опыт ребенка новыми впечатлениями, совершенствуются зрительное, слуховое, тактильное восприятие.
В 11-12 месяцев ребенок делает первые самостоятельные шаги.
Ребенок начинает многое понимать. К концу году некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать для ребенка обогащенные характер.
Понимание речи меняет не только поведение, но существенно влияет на все развитие ребенка. Формируется активная речь – овладевая навыком речевого подражания, ребенок начинает произносить за взрослым те слоги, которых ранее не было в его активном словаре. К году в активном словаре имеется около 10 простых слов, а в пассивном — в 5-6 раз больше.
Теперь ведущим видом деятельности является не эмоциональное общение со взрослым, а предметная деятельность.
В конце первого жизни общение со взрослым начинает носить «деловой» характер. Оно возникает в связи с манипуляциями с игрушками и предметами, в процессе которых ребенок знает и запоминает названия предметов. Появляются более сложные эмоциональные переживания – радость, обида и др. Ребенок эмоционально реагирует на музыку, пение.
Таким образом, основными новообразованиями данного возраста будут: 1) развитие зрительных и слуховых анализаторов, которое во втором полугодии жизни ребенка перестает удовлетворять его потребности в познании окружаю-щего мира, поэтому ребенок начинает предпринимать попытки встать на ноги. Благодаря тому, что ребенок встает на ноги, он получает возможность видеть окружающие его предметы и явления в иной плоскости, расширяя кругозор ребенка – это дает новый толчок к его физическому и психическому развитию; 2) развитие эмоций; 3) ребенок начинает понимать речь окружающих, совершенствуется его артикуляционный аппарат, он способен произносить несколько облегченных слов; 4) благодаря развитию зрительного и слухового восприятия, предпосылок формирования активной и понимаемой речи у ребенка появляется умение овладевания различными способами предметных действий и социальными способами общения с помощью эмоциально выразительных реакций и первых слов; 5) развитие тактильного восприятия.
Источник