Развитие пространственного воображение у ребенка

Чайка О.В. воспитатель д/сада «Солнышко» МАОУ №5 «Гимназия»
Развитие пространственного воображения у дошкольников.
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др.
Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Дошкольникам дается необходимая первичная информация, а затем ставится задача: «Что произойдет, если…». Формулируются условия, при которых должно произойти действие. Ребенок должен осмыслить полученные данные, понять поставленную задачу и принять верное решение в виде устного или письменного ответа.
Представленный набор практических заданий позволит дошкольнику постепенно, «от простого к сложному», развивать свое пространственное воображение. Занятие проводится в группе со старшими дошкольниками.
Упражнения на пространственную ориентацию
Педагог выставляет перед детьми и задает вопрос: «В каком углу квадрата нарисован цветок?» (В верхнем левом.)
«Я повернул квадрат один раз по часовой стрелке». (Педагог показывает.) «В каком углу оказался цветок?» (В верхнем правом.)
«А теперь я повернул квадрат два раза против часовой стрелки». (Поворачивает.) «Где сейчас цветок?» (В нижнем левом.)
«Я поворачиваю квадрат три раза по часовой стрелке». (Показывает.) «В каком углу цветок?» (В нижнем правом.)
Далее дети выполняют задания индивидуально на листах бумаги, на которых нарисованы 4 квадрата.
Педагог формулирует задание: «В первом квадрате нарисуйте грибок в нижнем левом углу. Представьте, что квадрат повернули один раз против часовой стрелки. Где окажется гриб? Нарисуйте его во втором квадрате. Второй квадрат повернули два раза по часовой стрелке. Нарисуйте в третьем квадрате, где теперь он находится.
Третий квадрат повернули 3 раза против часовой стрелки. В четвертом квадрате нарисуйте, где оказался гриб».
Следующее задание педагог проводит коллективно со всей группой. Учитель выставляет плакат и задает вопросы: «В каком углу большого квадрата находится синий квадратик? зеленый квадратик? желтый? красный?».
Далее идет работа по вопросам: «Где окажутся маленькие квадраты, если я поверну большой квадрат два раза по часовой стрелке? один раз против часовой стрелки? три раза по часовой стрелке?».
После этого дети выполняют индивидуально задание на листочках бумаги, на которых изображены 4 больших квадрата. Большие квадраты разделены на маленькие. Первый квадрат раскрашен.
«Представьте, что первый квадрат повернули 3 раза по часовой стрелке. Где окажутся маленькие квадраты? Во втором квадрате правильно раскрасьте маленькие квадратики. Если второй квадрат повернуть против часовой стрелки 2 раза? В третьем квадрате раскрасьте квадратики. А теперь третий квадрат повернули 4 раза по часовой стрелке. Где теперь окажется каждый квадратик? Раскрасьте их в четвертом квадрате».
Аналогично проводятся следующие задания:
После этого дошкольники выполняют индивидуально задания на листах бумаги:
1.
Все цветные квадраты переместились на один квадрат вверх. Нарисуйте, что получится.
Все раскрашенные квадраты опустились на два квадрата вниз. Раскрасьте их.
Все квадраты поднялись на три квадрата вверх. Что по-лучилось? Нарисуйте.
2.
Все квадраты переместились вправо на 1 квадрат. Нарисуйте, что получилось.
Все квадраты передвинули влево на 2 квадрата. Раскрасьте их.
Все квадраты переместились на 3 квадрата вправо. Что получилось? Нарисуйте.
3.
Все окна переместились на одно окно вниз. Нарисуйте, что получилось.
Все окна переместились вверх на два окна. Раскрасьте их.
4. Аналогично проводится задание по перемещению окон влево и вправо.
5. Пирамиду собрали разными способами. Раскрасьте все детали собранных пирамидок.
6.
Куда надо повернуть кружок, чтобы он оказался в первоначальном месте?
7. Раскрасьте лепестки цветов.
8. Заштрихуйте бусы.
9. Нарисуйте автомобили так, чтобы первый, третий и шестой двигались в противоположном направлении, а второй, четвертый и пятый — в том же направлении, что и нарисованные автомобили.
10. Нарисуйте ракеты так, чтобы вторая, пятая и шестая летели в том же направлении, а первая, третья и четвертая летели в противоположном направлении.
11. Нарисуйте все эти предметы так, чтобы они двигались в противоположном направлении.
12. Квадрат А1 раскрасьте в синий цвет, А2 — в зеленый, А3 — в красный, А4 — в желтый.
13. Назовите, какой квадрат раскрашен в фиолетовый, какой в коричневый, какой в оранжевый, какой в сиреневый цвет?
14. Раскрасьте квадрат А1 — в красный цвет, А2 — в синий, Б2 — в желтый, Б3 — в зеленый, В1 — в коричневый, В2 — в фиолетовый цвет.
15. В квадрате А2 поставьте точку, в А3 — крестик. В квадрате Б1 нарисуйте кружок, в Б4 — треугольник, в Б5 — овал. В квадрате В2 нарисуйте маленький квадрат, в В3 — прямоугольник, в В5 — многоугольник.
Квадрат Г1 раскрасьте в синий цвет, Г3 — в зеленый, Г5 — в красный цвет.
В квадрате Д2 нарисуйте букву А, в Д3 — букву Б, в Д4 — букву В. Назовите квадраты, которые оказались пустыми.
Источник
Задачи и задания на пространственное мышление
В помощь родителям мы составили подборку самых доступных заданий для развития пространственных представлений у ребенка. Но это лишь начало. Самое интересное смотрите дальше!
Простые задания «с бумагой и ручкой» (4+)
- рисовать фигуры из точек (повторяя образец);
- повторять узоры, орнаменты и фигуры, состоящие из линий;
- сравнивать фигуры по размеру и форме;
- дорисовывать вторую (точно такую же, но в зеркальном отображении) половинку картинки;
- писать математические диктанты;
- соединять точки по цифрам;
- перечерчивать фигуры, внося изменения (например, увеличивая или уменьшая размер, добавляя детали), — или по памяти;
- зеркально отображать любые рисунки, буквы, цифры;
- рисовать по инструкции («нарисуй маленький квадрат в правом верхнем углу листа»);
- проходить лабиринты («помоги зайцу добраться до морковки, но не попасть в лапы к волку»);
- играть с рамками-вкладышами;
- составлять узнаваемые предметы (кошку, домик, грузовик) из геометрических фигур разного размера;
- рисовать чертежи и схемы различных предметов;
- описывать на картинках местоположение героев и предметов, используя предлоги (в, над, под, между, у);
- мастерить поделки, в том числе объемные, — требующие активного измерения и соотнесения частей целого.
Главное при выборе — интерес со стороны ребенка.
А.Л. Венгер предлагает стимулировать детское трехмерное мышление с помощью задания «Машина едет по дороге».
На листе бумаги нарисована дорога: она может быть прямой и широкой (простой вариант для «начинающих») или извилистой и узкой. У одного конца дороги нарисована машина, у другого — домик. Ребенок должен, не отрывая карандаша или ручки от бумаги, «провезти» машину до дома (нарисовать ее траекторию). Вместо машины может быть бабочка, вместо дома — цветок, а вместо дороги — траектория полета бабочки, изображенная курсивом.
А.Э. Симановский придумал для развития детского объемного мышления упражнение «Попади карандашом в кружки».
Изобразите на листе бумаги (или найдите в интернете шаблон и распечатайте) ряды кружков диаметром 3 мм (для начала можно сделать более крупные кружки), расположите их пятью рядами по 5 кругов в ряду. Расстояние между кружками должно быть одинаковым, например, 1 см. Ребенку нужно, не отрывая предплечья от стола, как можно точнее и быстрее расставить точки во все кружки. При этом оговорите «методику»: либо точки нужно проставлять слева направо в первой строчке, справа налево во второй и т.д.; либо пусть ребенок ставит точки сверху вниз в первом столбце, снизу вверх во второй и т.д.
Занимательные онлайн-задания для детей с 5 лет
Увлекательная и понятная ребенку тренировка трехмерного мышления — онлайн-задания и игры. Авторская коллекция заданий с ответами и пояснениями сэкономит родителям десятки часов и освободит от поисков подходящих занятий. Наглядный материал поможет ребенку создавать собственные зрительные образы. Приятный бонус: озвучка заданий помогает ребенку научиться читать.
На сайте ЛогикЛайк более 10 типов пространственных заданий для детей 5-12 лет: плоские фигуры, кубики в пространстве, развертки, отражения… Начать занятия!
Мы создали сотни занимательных задач на развитие пространственных представлений и тренировку объемного мышления. Есть задания «прямого» действия: сравнить фигуры, найти тень, отражение, сосчитать кубики. И комплексные задачи, развивающие в первую очередь, логику и сообразительность, а также пространственное воображение: шахматы, последовательности, алгоритмы.
Такие задания идеально сочетают игровой и обучающий компоненты. Будущий первоклассник будет неосознанно, без усилий, но с интересом, желанием и спортивным азартом тренировать жизненно необходимый навык — пространственное мышление.
Простые игры на развитие пространственного мышления
Игра «Помести кошку»
Предложите ребенку представить какое-либо животное (кошку, слона, таракана) — пусть ответит, в какой предмет это животное уместится. В стакан? А в коробку от телевизора? Может, в проезжающий мимо грузовик?
Игра «Расставь правильно!»
Дайте ребенку различные предметы и предложите поместить-расставить их, следуя вашим указаниям: ближе (ближе чем), дальше (дальше чем), немного вперед, назад, слева от и т.п.
Игра «Метаморфозы»
Попросите ребенка нарисовать круг за квадратом, треугольник перед прямоугольником. Можно усложнить задачу: нарисовать цилиндр перед кубиком или изобразить домик с другой стороны, сверху, «разрезать» игрушечные гантели пополам и т.д.
Игра «Спецагент на задании»
Предложите ребенку внимательно осмотреть помещение, где он находится, и запомнить окружающие предметы. Затем задавайте вопросы, используя слова — указатели местоположения: какого цвета стол стоит слева от тебя? какой предмет находится прямо под люстрой? Эта игра еще интереснее на улице — там уже можно задействовать движущиеся предметы.
Игра «Рисунок на спине»
Рисуйте у ребенка на спине различные фигуры, затем предметы — пусть пытается угадать, что вы изображаете.
Игра «Муха»
В нее играют два человека, плюс один «наблюдатель». Игроки представляют — а наблюдатель расчерчивает — игровое поле: решетку размером 9 квадратов в длину и 9 в ширину. В левом верхнем углу нужно мысленно поместить муху. Игроки по очереди делают ходы, переставляя муху на разные квадраты, а наблюдатель отмечает эти ходы на игровом поле. Когда наблюдатель останавливает игру, каждый игрок называет квадрат, в котором, по его мнению, находится муха. Побеждает тот, кто назовет верно.
Игра «Маршрут движения»
Нарисуйте сложную схему улиц города (или просто возьмите карту). Объясните ребенку, что он — полицейский, выехавший из пункта А (покажите его на схеме) в пункт Б (тоже покажите). Ребенок должен проехать по маршруту, называя каждый поворот. При этом варианте игры активными словами будут «направо» и «налево». Затем «смените роль»: теперь ребенок — диспетчер, который отслеживает траекторию на карте. В описании маршрута должны появиться слова «вверх» и «вниз».
Игра «Волшебный мешочек»
Сложите в небольшой мешочек различные фигурки — лучше стереометрические (кубик, шарик и др.), но можно и игровые (пирамидки, матрешки и др.). Предложите ребенку на ощупь угадать, что в мешочке.
Объемное, трехмерное, образное мышление, пространственное воображение
Мы постарались немного разобрать отличия в понятиях. Впрочем, если с теорией все понятно, можно сразу перейти к практике.
Пространственное (объемное, трехмерное) мышление — это процесс, при котором человек осознает пространственные характеристики объекта (размер, форму, взаимосвязь компонентов и местоположение) и мысленно совершает действия с этим объектом (например, перемещая или преобразовывая его).
Объемное мышление использует сведения, которые поступают из органов чувств, обрабатывает их, активно используя память и логику. Оно непосредственно связано с образным мышлением, ведь обе разновидности пользуются визуализацией — навыком «нарисовать в уме» картинку.
Выдвигать пространственные гипотезы нам помогает воображение.
Что развивать — трехмерное мышление или воображение?
Отличие в деталях. «Картинка» трехмерного мышления — предельно достоверная. «Продукт» образного мышления чаще воображаемый, искаженный, воспринимаемый сквозь призму собственного опыта или эмоционально-окрашенный (например, если объект нравится — он представляется в воображении более привлекательным).
Пространственное мышление тесно связано с воображением: мы задействуем именно его, когда мысленно меняем, поворачиваем, передвигаем в пространстве трехмерные модели объектов. Мы не видим этих преобразований — но фантазируем о них. Развивая трехмерное мышление у ребенка, родители тем самым стимулируют, дают толчок воображению, в том числе творческому.
Человек от природы наделен трехмерным мышлением, но у одних из нас оно развито лучше, чем у других. По мнению ученых, частично это связано с наследственностью, но иногда — с отсутствием соответствующего опыта и «тренировок». Начинать заниматься можно буквально с 3-5 лет, но необходимо ориентироваться на возрастные этапы развития пространственного мышления.
Как пространственное мышление поможет будущему первокласснику
Умение задействовать объемное мышление, в бытовом понимании — «ориентироваться в пространстве», — навык предельно практический.
Ребенок с развитым пространственным мышлением:
Хорошо ориентируется на местности. Он быстро запомнит расположение кабинетов в школе, не заплутает в коридорах, самостоятельно найдет выход из торгового центра или музея, будет уверенно чувствовать себя на экскурсиях с классом и при посещениях театра, выйдет на нужной остановке из транспорта (а если совершит ошибку — легко поймет, как ее исправить, и понятно объяснит взрослому, где он находится).
Так называемый топографический кретинизм — не миф, не модный термин и не болезнь, а результат недостаточно развитого пространственного мышления. Чтобы ваш ребенок не «блуждал в трех соснах» с незавидным постоянством, тренируйте объемное мышление с самого детства!
Успешен в спорте. Для многих видов спорта (баскетбол, теннис, футбол, боевые единоборства и др.) нужен хороший глазомер, умение точно и быстро оценить расстояние и взаимное расположение в пространстве объектов — и соответственно рассчитать свои силы.
Знает, где у него что лежит. Люди с развитым объемным мышлением умеют рационально организовать свое жизненное пространство. Ребенок знает, где каждая конкретная вещь — в комнате или в школьном ранце.
Получает хорошие оценки по рисованию и труду.Трехмерное мышление помогает достоверно изображать предметы на бумаге (рисование, черчение, аппликация) и в виде объемных поделок.
Часто выигрывает у сверстников в шахматы, шашки, … а также компьютерные игры (бродилки-стрелялки), тетрис — в результате пользуется заслуженным авторитетом.
Охотно учится. Пространственное мышление помогает представлять процессы, действия, предметы наглядно, в том числе в динамике. Благодаря визуализации процесс любого обучения становится увлекательным, а следовательно — более эффективным.
Любит читать. Или хотя бы относится к чтению по школьной программе без острой ненависти. Трехмерное мышление помогает представлять сюжет, как наяву (или как в кино), и литературные произведения лучше усваиваются.
Сконцентрированный, внимательный и хорошо запоминает информацию. Это приятные побочные эффекты развитого объемного мышления.
Успешно решает задачи по математике, особенно с геометрическим содержанием. В дальнейшем у него не будет трудностей и с черчением, физикой и астрономией. Химия, биология — тоже с большей вероятностью пойдут легко.
Теперь мы уверены, у вашего ребенка не будет проблем с пространственным мышлением. В статье про развитие способностей у детей мы поделились соображениями о других ключевых умениях и навыках, которым стоит уделить внимание уже в дошкольном возрасте.
Источник
Библиографическое описание:
Гудошникова, А. П. Игра как средство развития пространственного воображения дошкольников / А. П. Гудошникова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13218/ (дата обращения: 22.05.2020).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из требований к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования, выдвигает: «ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре», а также «настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности» [14]. «Уже к школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений» [1, с. 4].
Термин пространственное воображение, обозначает человеческую способность четко представлять трехмерные объекты в деталях и цветовом исполнении [13]. В развитой форме пространственное воображение оперирует образами. Понятие образа объекта, который возникает в результате восприятия, связывается с понятием пространственных представлений. Пространственные представления (англ. space representations) — представления о величине, форме, ориентации и расположении предметов в трехмерном пространстве [10]. Наиболее отчётливо они выступают в геометрических объектах (объёмных телах, плоскостных моделях, чертежах, схемах). А. Г. Маклаков [4] определяет пространственное воображение как способность человека воссоздать образ в трехмерном пространстве на основе схем и чертежей.
Знаменитый швейцарский психолог Ж. Пиаже рассматривая проблему пространства, сформулировал закон его развития: «Первоначальное формирование топологических связей соседства, непрерывности, замкнутости, положения по отношению к границам и т. д. и лишь затем одновременное и взаимосвязанное конструирование евклидовых и проекционных отношений… и метрические референции» [9, с. 193]. Развитие понимания ребенком пространства идет в направлении от топологических представлений к проективным, а затем к метрическим. При рисовании непрерывных, замкнутых линий (на бумаге, песке) ребенок осваивает понятия топологической подструктуры, постепенно переходя к вычленению конкретных особенностей пространственных объектов: формы, размера, положения в пространстве. Возможность распознавать, представлять пространственные объекты и их графические изображения с любой точки отсчета позволяет проективная подструктура, вычленять свойства объектов по разным основаниям — порядковая, находить числовые характеристики — метрическая.
Н. Я. Семаго [8] в программе «Методика по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста» также рассматривает развитие пространственных представлений у ребенка в соответствии с теоретическим порядком. «Работа начинается с уровня тела (формирование схемы тела и соматогнозиса), переходя к уровню овладения анализом пространственных взаимоотношений объектов во внешнем (в том числе рабочем) пространстве» [8, с. 84]. Пространственное воображение дошкольника развивается и совершенствуется в результате игровой деятельности.
О развивающем обучении писал Л. А. Венгер: «Развивающий эффект обучения зависит от того какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются» [12, с. 3]. Л. С. Выготский [3], Б. П. Никитин [6] считают, что обучение должно опережать развитие, вести его за собой. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для общего психического развития ребенка.
Л. С. Выготский [3], титан в российской и мировой психологии личности, отводил значительную роль для развития «собственного» интеллекта ребенка подражанию: «Подражание, если понимать его в широком смысле, является главной формой в которой осуществляется влияние обучения на развитие… возможности обучения определяются ближайшим образом зоной его ближайшего развития» [3, с. 908]. С помощью подражания взрослому, ребенок имеет возможность подняться на более высокий уровень своего интеллектуального (актуального) развития. Зона ближайшего развития — это расстояние между уровнями актуального и возможного развития ребенка, потенциальные способности и возможности детского возраста: то, что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сумеет сделать завтра самостоятельно.
Также, Л. С. Выготский [3] считал, что в дошкольном возрасте дети могут овладеть программой, составленной взрослыми, в той мере, в какой она их заинтересует, а значит нужно идти от ребенка к познавательному материалу, а не наоборот. Материал должен быть привлекательным, интересным для детей. Интерес (англ. interest) — потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности [10].
О своевременном развитии творческих способностей говорил известный педагог Б. П. Никитин [6], выдвигая три условия их успешного развития: раннее начало; создание среды, стимулирующей творческую деятельность; максимальное напряжение сил. «Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше» [6, с. 12].
Одной из форм развивающего обучения и воспитания дошкольников являются развивающие игры.
Говоря о сущности развивающих игр, А. В. Печерога пишет: «Всякая игра для ребенка — это набор правил и различных целей, которые он воспроизводит с помощью наглядных пособий: кубиков, пластилина, детского конструктора, ткани, бумаги и др». [7, с. 26]. Знакомство детей с задачами игры происходит при помощи разных форм общения: это и устная инструкция, и показ сделанной модели, и рассматривание наглядного пособия. Цели и задачи развивающих игр ставятся в порядке возрастания сложности, что позволяет идти вперед, совершенствовать навыки и умения детей.
Для развития пространственного воображения широко используются развивающие игры Б. П. Никитина [6], В. В. Воскобовича [11], З. А. Михайловой [5], Л. А. Венгера [12].
Б. П. Никитин писал: «Развивающие игры — это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, познавательных процессов» [6, с. 26]. Развивающие игры развивают интеллектуальные качества: сообразительность, любознательность, умение систематизировать знания и делать соответствующие выводы.
Развивающие игры Б. П. Никитина [6] имеют некоторые особенности:
- Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.
- Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
- Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности и имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2–3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).
- Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.
- Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом.
- Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу, возможно, он еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
- Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
- Большинство творческих развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяют детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
- В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. где развитие идет наиболее успешно.
Развивающие игры — это игры с правилами. «Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому; успех в самом начале — обязательное условие; не нужно доводить игры до пресыщения; развивающие игры — игры творческие, все задания дети должны делать самостоятельно» [6, с. 27]. Интерес к развивающим играм подчинен закону «волны»: нужно «забывать» иногда игру, чтобы спустя какое-то время игра вновь приобрела прелесть почти новой и «непреодолимые» прежде узоры могли быть играючи преодолены. Игру надо начинать с более легких заданий и только в конце подойти к трудному, непреодолимому (метод «ледокола», или шаг назад — два шага вперед: лучше попробовать взять препятствие «с разгона»).
К играм, развивающим пространственное воображение и пространственное мышление Б. П. Никитин [6] относит «Сложи узор», «Уникуб», «Кирпичики», «Кубики для всех» и предлагает их вводить по принципу «от простого к сложному», начиная с игры «Сложи узор».
Для развития пространственного мышления, памяти, внимания, речи, творческого воображения, конструкторских способностей, мелкой моторики применяются игры «инженера-физика» В. В. Воскобовича [11]. Развивающие игры Воскобовича [11] — это игры-конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами. Самые известные — «Геоконт», «Геовизор», «Квадрат Воскобовича». Есть и более сложные игры, обучающие моделированию — «Математические корзинки», «Чудо-крестики», «Теремки», «Игровизор». В. В. Воскобович писал: «Хорошо бы уйти от важной, но скучной дидактики, «оживить» конструктивные процессы — так появилась сказка… с первыми героями сказочной среды — Фиолетового леса» [11, с. 5]. «Сказочные лабиринты игры» — технология не просто развития детских способностей, но сотворчества и сотрудничества с педагогом. Основным принципом технологии В. В. Воскобовича является обучение детей через игру: «Игра — катализатор развития ребенка» [11, с. 4].
Игры математического содержания хорошо представлены педагогом З. А. Михайловой [5]. Особое место занимают игры на составление целого из частей: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Чудесный круг», «Три кольца», «Головоломка Пифагора», «Пентамино». Игры предназначены для детей 5–7 лет. Сущность этих игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу из геометрических фигур. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности интересна детям. Желание достичь цели — составить фигуру, модель, получить результат — стимулирует активность, проявление волевых усилий.
Геометрические конструкторы развивают пространственное представление, воображение, конструктивные способности, интеллектуальные качества. З. А. Михайлова [5] предлагает использовать данные игры как в самостоятельной деятельности детей, так и в совместной деятельности детей и взрослых, например, организуя вечера досуга с родителями, развлечения и конкурсы смекалистых и находчивых.
О прямом управлении развитием способностей ребенка писал Л. А. Венгер: «Основой развития умственных способностей является овладение ребенком действий замещения и наглядного моделирования» [12, с. 3]. Под умственными способностями понимаются психологические качества, определяющие легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, необходимых для решения задач. «Замещение — это использование при решении разнообразных умственных задач ребенком условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов» [12, с. 4].
Игровое замещение ведет к началу использования различных видов заместителей (знаков, символов), наглядных моделей (планов, чертежей), к пониманию истинного значения слов.
Л. А. Венгер [12] отмечает, что наглядные модели — это наиболее доступная дошкольникам форма для выделения и обозначения отношений, так как любая умственная задача требует анализа ее условий, выделения отношений между объектами. В наглядной модели сами предметы обозначены заместителями, а их отношения — при помощи расположения этих заместителей в пространстве (в объеме или на плоскости).
Л. А. Венгер [12] предлагает серию игр и упражнений на развитие умственных способностей (для детей, начиная со второй младшей группы и заканчивая детьми подготовительной группы): «Пирамидки», «Найди ошибки», «Звезды на небе», «Стройка», «Кукла Маша купила мебель», «Камушки на берегу», «Чудесный лес». Игры представляют собой задания на замещение предметов, задания на анализ строения предметов, задания на выделение пространственных отношений, задания на использование логических отношений, задания на создание образов.
По мнению Л. А. Венгера [12], выполнение специальных заданий, требующих от ребенка использования разных видов заместителей предметов и разных форм наглядных моделей, может значительно повысить уровень развития его умственных способностей. Л. А. Венгер пишет: «Овладение внешними формами замещения и пространственного моделирования ведет к способности употреблять заместители и пространственные модели «в уме»… а это и есть понимание, мышление, воображение» [2, с. 12].
Литература:
1. Боровик, О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации /О. В. Боровик. — М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000. — 112 с.
2. Венгер, Л. А. Домашняя школа мышления / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. — М.: Дрофа, 2010. — 397 с.
3. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2006. — 1136 с. ил. — (Библиотека всемирной психологии).
4. Маклаков, А. Г. Общая Психология: учебник для вузов / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер. 2016. — 583 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
5. Михайлова, З. А. Игровые задачи для дошкольников / З. А. Михайлова. — Спб.: «Детство-Пресс», 2015. — 144 с.
6. Никитин, Б. П. Интеллектуальные игры / Б. П. Никитин. — Изд. 6-е, испр. и доп. — Обнинск: «Световид», 2009. — 216 с., ил.
7. Печерога, А. В. Развивающие игры для дошкольников / А. В. Печерога. — М.: ВАКО, 2010. — 192 с.
8. Семаго, Н. Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с.
9. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. — М.: Гардарики, 2001. — 624 с.: ил.
10. Психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 632 с.
11. Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов / Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 128 с.
12. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л. А. Венгер [и др.]. — М.: «Педагогика», 1986. — 224 с.
13. Русинова, Л. П. Развитие пространственного мышления у студентов в начале изучения курса «Начертательная геометрия» / Л. П. Русинова // Молодой ученый. — 2012. — № 3 (38). — С. 391–394.
14. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // МИНОБРНАУКИ РФ, 15.09.2015. — Режим доступа URL: https://минобрнауки.рф/документы/6261.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, пространственное воображение, способность, развитие, творческая деятельность, задание, дошкольный возраст, дошкольное образование, ближайшее развитие.