Развитие продуктивных видов деятельности ребенка дошкольного возраста
Наталья Панкратова
Продуктивные виды деятельности в дошкольной образовательной организации
«Продуктивные виды деятельности в дошкольной образовательной организации»
Панкратова Н. А., старший воспитатель,
МДОУ «Д/с № 39 к. в.» г. Магнитогорска,
Айтуганова Ольга Николаевна, воспитатель,
МДОУ «Д/с № 39 к. в.» г. Магнитогорска
Дошкольное детство — это этап перестроения психической особенности ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этого перестроения заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения ребенка. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается, направляется извне — взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Однако, есть ещё один важный вид деятельности – продуктивный. В условиях дошкольного образования продуктивной называют такую деятельность ребёнка под руководством воспитателя, результатом которой является появление какого-либо продукта. Продуктивная деятельность создаёт благоприятные педагогические условия для важного процесса социализации детей. В этот возрастной период продуктивная деятельность вместе с игрой имеет решающее значение для развития детской психики.
В процессе продуктивной деятельности формируются у ребенка дошкольноговозраста важные качества личности: умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.
Чтобы создать рисунок, аппликацию, слепить фигурку, требуется овладеть определёнными умениями, приложить усилия, совершить созидательные действия. В процессе этого дошкольники учатся практическим навыкам, которые позднее понадобятся им для самой разнообразной работы. Они приобретают умелость, позволяющую детям чувствовать себя гораздо самостоятельнее. Кроме того, здесь дети освобождаются от страхов и перенапряжения.
В продуктивной деятельности затрагивается и физическое развитие дошкольника. В процессе непосредственно образовательной деятельности у детей дошкольного возраста повышается жизненный тонус, настроение и поведение улучшаются, а характер становится более активным и жизнерадостным.
К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок из природного и бросового материала.
Каждый из этих видов деятельности требует овладения особым способом действий, особыми умениями и представлениями.
В дошкольном образовательном учреждении применяют предметное, сюжетное, декоративное рисование. В этой деятельности важно не допускать закрепления традиционных графических образов и превращения их в шаблоны, а стимулировать собственное творчество ребенка дошкольника. Поэтому, взрослый должен поощрять использование детьми разнообразных инструментов, материалов и техник изображения,в том числе нетрадиционных: монотипия, тычок жесткой полусухой кистью; рисование пальцами, ватными палочками, ладошкой; оттиск пробкой, поролоном, пенопластом, печатками из ластика и картофеля, смятой бумагой; печать по трафарету; кляксография обычная, с ниточкой, с трубочкой; тиснение, набрызг, отпечатки листьев.
Важно поддерживать интерес детей дошкольного возраста к данной деятельности, а применение неклассических вариантов изображения, различных материалов и инструментов должны способствовать творческому развитию детей, но не превращаться в самоцель.
Лепка из пластилина, глины очень увлекательное, интересное, полезное занятие. В последние годы очень популярными материалами для лепки стало соленое тесто, бумажная масса. В дошкольном образовательномучреждении применяют три вида лепки:
1. предметная лепка (ребёнок лепит отдельно взятый предмет);
2. сюжетная лепка (изображение действий нескольких персонажей или персонаж и предметы,
3. декоративная лепка (посуда; предметы декоративного искусства свистульки, матрешки; украшение плоских форм разнообразными объемными деталями).
Аппликация позволяет ребенку ознакомиться с различными способами обработки бумаги. Дети знакомятся с разными приемами вырезания из бумаги (симметричное, силуэтное, ленточное); овладевают различными способами создания выразительного образа (обрывают, сминают, скручивают, сгибают, складывают, наклеивают бумагу или отдельные ее части; учатся правильному и безопасному обращению с ножницами. Возможно выполнение аппликации с элементами рисования, дизайна, конструирования; с применением различных материалов (ткань, листья, семена, береста, соломка).
Конструирование целенаправленный процесс решения технических задач, предполагающих создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов. Выделяют 3 типа конструктивной деятельности ребенка: по образцу, по условиям и по замыслу. Все типы конструирования взаимосвязаны, каждый тип развивает специфические способности. Для конструирования в детском саду используют крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительный материал, а также, конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей, конструктивные игры головоломки.
Большую популярность в работе с современными дошкольниками приобретает LEGO конструирование, робототехника.
Художественный (ручной) труд вид продуктивной деятельности, тесно связанный с конструированием и аппликацией. Из бумаги, картона выполняют работы по типу оригами; атрибуты к играм, элементы костюмов, декорации; пальчиковый и настольный театр; мастерят кукольную мебель, дома, машины. Природный и бросовый материал (поролон, крупный и мелкий бисер, пенопласт, яичную скорлупу, проволоку, семена цветов и растений, крупы, бобы, листья) служит для изготовления поделок, украшений, подарков.
Дети дошкольного возраста учатся действовать в заданных условиях, планировать и совместно обсуждать замысел, создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, проявлять активность, инициативу, самостоятельность и творчество. Овладение детьми продуктивными видами деятельности является подготовкой детей к обучению в школе.
В образовательной деятельности дошкольной образовательной организации в жизни ребенка должно быть предусмотрено место для свободной продуктивной деятельности, которая осуществляется в условиях определенной развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов, где есть возможность участвовать в коллективных действиях со сверстниками и действовать самостоятельно.
Необходимым условием свободной продуктивной деятельности является наличие разнообразных пособий, материалов, которые должны быть в свободном доступе и достаточном количестве. Ребенок может решать сам, какие материалы, когда и как ему использовать. Роль педагога при этом заключается в том, чтобы совместно с ребенком разработать план и способ его деятельности, предоставить набор материалов, соответствующий интересам и стимулирующий личностное развитие ребенка.
Таким образом, основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивная деятельность в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт. Многочисленные исследования показали, что именно продуктивная деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, воображение, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики.
Список литературы
1. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 2012.144с.
2. Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют. М.: Просвещение, 2012.187с.
3. Протодьяконова Н. В., Куликовская Н. Э. Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. 2015. №3. С. 844846.
4. Халезова Н. Б. и др.Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. 2-е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 2012.88с.
Источник
Ðàññìîòðåíèè ïðîäóêòèâíûõ âèäîâ äåòñêîé äåÿòåëüíîñòè: êîíñòðóèðîâàíèÿ, ðèñîâàíèÿ, ëåïêè, àïïëèêàöèè è ñîçäàíèÿ ðàçíîãî ðîäà ïîäåëîê, ìàêåòîâ èç ïðèðîäíîãî è áðîñîâîãî ìàòåðèàëà. Ðàçâèòèå èçîáðåòàòåëüíîé è êîíñòðóêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè â äîøêîëüíîì âîçðàñòå.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÃÎÓ ÑÏÎ «Áåíäåðñêèé ïåäàãîãè÷åñêèé êîëëåäæ»
Êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà
ïî äèñöèïëèíå
«Ïñèõîëîãèè»
íà òåìó:
«Ðàçâèòèå ïðîäóêòèâíûõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè â äîøêîëüíîì âîçðàñòå»
Ïðåïîäàâàòåëü ñïåö. Äèñöèïëèí:
Çâÿãèíà È.Ñ
Âûïîëíèëà:
Ñòóäåíòêà: Àðáàáàåâà Î.Â
2015ã.
Ïëàí
Ââåäåíèå
1. Ïðîäóêòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü
2. Ðàçâèòèå èçîáðåòàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè â äîøêîëüíîì âîçðàñòå
3. Ðàçâèòèå êîíñòðóêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè â äîøêîëüíîì âîçðàñòå
Âûâîä
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
Ââåäåíèå
Äîøêîëüíûé âîçðàñò îõâàòûâàåò ïåðèîä îò 3 äî 6 — 7 ëåò. Äîøêîëüíîå äåòñòâî — ñîâåðøåííî îñîáåííûé ïåðèîä ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.  ýòîì âîçðàñòå ïåðåñòðàèâàþòñÿ âñÿ ïñèõè÷åñêàÿ æèçíü ðåáåíêà è åãî îòíîøåíèå ê îêðóæàþùåìó ìèðó. Ñóòü ýòîé ïåðåñòðîéêè çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî â äîøêîëüíîì âîçðàñòå âîçíèêàþò âíóòðåííÿÿ ïñèõè÷åñêàÿ æèçíü è âíóòðåííÿÿ ðåãóëÿöèÿ ïîâåäåíèÿ. Åñëè â ðàííåì âîçðàñòå ïîâåäåíèå ðåáåíêà ïîáóæäàåòñÿ, íàïðàâëÿåòñÿ èçâíå — âçðîñëûìè èëè âîñïðèíèìàåìîé ñèòóàöèåé, òî â äîøêîëüíîì ñàì ðåáåíîê íà÷èíàåò îïðåäåëÿòü ñîáñòâåííîå ïîâåäåíèå. Ñòàíîâëåíèå âíóòðåííåé ïñèõè÷åñêîé æèçíè è âíóòðåííåé ñàìîðåãóëÿöèè ñâÿçàíî ñ öåëûì ðÿäîì íîâîîáðàçîâàíèé â ïñèõèêå è ñîçíàíèè äîøêîëüíèêà. Ë.Ñ. Âûãîòñêèé ïîëàãàë, ÷òî ðàçâèòèå ñîçíàíèÿ îïðåäåëÿåòñÿ íå èçîëèðîâàííûì èçìåíåíèåì îòäåëüíûõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé (âíèìàíèÿ, ïàìÿòè, ìûøëåíèÿ è ïð.), à èçìåíåíèåì îòíîøåíèÿ ìåæäó îòäåëüíûìè ôóíêöèÿìè. Äîøêîëüíîå äåòñòâî — áîëüøîé îòðåçîê æèçíè ðåáåíêà. Ðåáåíîê îòêðûâàåò äëÿ ñåáÿ ìèð ÷åëîâå÷åñêèõ îòíîøåíèé, ðàçíûõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè è îáùåñòâåííûõ ôóíêöèé ëþäåé. Âñÿ æèçíü äîøêîëüíèêà ñâÿçàíà ñ èãðîé. Îñâîåíèå îêðóæàþùèõ åãî âåùåé, îòíîøåíèé ìåæäó ëþäüìè, ïîíèìàíèå òåõ çíà÷åíèé, êîòîðûå íåñåò îáùåñòâåííàÿ æèçíü, òðóä è îáÿçàííîñòè âçðîñëûõ, — ñî âñåì ýòèì îí çíàêîìèòñÿ, èãðàÿ, âîîáðàæàÿ ñåáÿ â ðîëè ìàìû, ïàïû è òàê äàëåå.
1. Ïðîäóêòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü
êîíñòðóèðîâàíèå àïïëèêàöèÿ áðîñîâûé ïðîäóêòèâíûé
Ê ïðîäóêòèâíûì âèäàì äåòñêîé äåÿòåëüíîñòè îòíîñÿòñÿ êîíñòðóèðîâàíèå, ðèñîâàíèå, ëåïêà, àïïëèêàöèÿ è ñîçäàíèå ðàçíîãî ðîäà ïîäåëîê, ìàêåòîâ èç ïðèðîäíîãî è áðîñîâîãî ìàòåðèàëà. Âñå ýòè âèäû äåòñêîé àêòèâíîñòè èãðàþò âàæíóþ ðîëü â ðàçâèòèè ðåáåíêà — äîøêîëüíèêà.
Ïðîäóêòèâíàÿ äåòñêàÿ äåÿòåëüíîñòü ôîðìèðóåòñÿ â äîøêîëüíîì âîçðàñòå è, íàðÿäó ñ èãðîé, èìååò â ýòîò ïåðèîä íàèáîëüøåå çíà÷åíèå äëÿ ðàçâèòèÿ ïñèõèêè ðåáåíêà, ò. ê. íåîáõîäèìîñòü ñîçäàíèÿ ïðîäóêòà òåñíåéøèì îáðàçîì ñâÿçàíà ñ ðàçâèòèåì åãî ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ, ýìîöèîíàëüíî — âîëåâîé ñôåðû, óìåíèé è íàâûêîâ, íðàâñòâåííûì, ýñòåòè÷åñêèì è ôèçè÷åñêèì âîñïèòàíèåì äîøêîëüíèêîâ. Ýòè äåéñòâèÿ ðàçâèâàþò íå òîëüêî îáðàçíûå ôîðìû ìûøëåíèÿ, íî è òàêèå êà÷åñòâà êàê öåëåíàïðàâëåííîñòü, óìåíèå ïëàíèðîâàòü ñâîþ äåÿòåëüíîñòü, äîñòèãàòü íåêîòîðîãî ðåçóëüòàòà.
Ñîöèàëüíî-ëè÷íîñòíîìó ðàçâèòèþ ðåáåíêà ñïîñîáñòâóåò âîçìîæíîñòü ïðîÿâëåíèÿ èì ñîçèäàòåëüíîé àêòèâíîñòè, èíèöèàòèâíîñòè ïðè ñîçäàíèè ðèñóíêà, ëåïêè, ïîäåëêè, êîòîðûå ìîæíî èñïîëüçîâàòü ñàìîìó èëè ïîêàçàòü è ïîäàðèòü äðóãèì.
 ïðîöåññå ïðîäóêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè àêòèâíî ôîðìèðóåòñÿ çðèòåëüíàÿ ïàìÿòü ðåáåíêà. Êàê èçâåñòíî, ðàçâèòàÿ ïàìÿòü ñëóæèò íåîáõîäèìûì óñëîâèåì óñïåøíîãî ïîçíàíèÿ äåéñòâèòåëüíîñòè, ïîñêîëüêó áëàãîäàðÿ ïðîöåññàì ïàìÿòè ïðîèñõîäèò çàïîìèíàíèå, óçíàâàíèå, âîñïðîèçâåäåíèå ïîçíàâàåìûõ ïðåäìåòîâ è ÿâëåíèé, çàêðåïëåíèå ïðîøëîãî îïûòà.
 ïðîöåññå ïðîäóêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè ôîðìèðóþòñÿ òàêèå âàæíûå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè, êàê óìñòâåííàÿ àêòèâíîñòü, ëþáîçíàòåëüíîñòü, ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, èíèöèàòèâà, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ îñíîâíûìè êîìïîíåíòàìè òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Ðåáåíîê ïðèó÷àåòñÿ áûòü àêòèâíûì â íàáëþäåíèè, âûïîëíåíèè ðàáîòû, ïðîÿâëÿòü ñàìîñòîÿòåëüíîñòü è èíèöèàòèâó â ïðîäóìûâàíèè ñîäåðæàíèÿ, ïîäáîðå ìàòåðèàëîâ, èñïîëüçîâàíèè ðàçíîîáðàçíûõ ñðåäñòâ õóäîæåñòâåííîé âûðàçèòåëüíîñòè.
Íå ìåíåå âàæíî âîñïèòàíèå â ïðîöåññå ïðîäóêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè
öåëåóñòðåìëåííîñòè â ðàáîòå, óìåíèè äîâåñòè åå äî êîíöà,
àêêóðàòíîñòè,
óìåíèÿ ðàáîòàòü â êîëëåêòèâå,
òðóäîëþáèÿ
Ïî ìíåíèþ ïåäàãîãîâ è ïñèõîëîãîâ, îâëàäåíèå ðåáåíêîì âèäàìè ïðîäóêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè — ÿâëÿåòñÿ ïîêàçàòåëåì âûñîêîãî óðîâíÿ åãî îáùåãî ðàçâèòèÿ è ïîäãîòîâêè ê îáó÷åíèþ â øêîëå. Ïðîäóêòèâíûå âèäû äåÿòåëüíîñòè â çíà÷èòåëüíîé ìåðå ñïîñîáñòâóþò îâëàäåíèþ ìàòåìàòèêîé, òðóäîâûìè íàâûêàìè, ïèñüìîì.
2. Ðàçâèòèå èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè â äîøêîëüíîì âîçðàñòå
Ïðåæäå âñåãî, íåîáõîäèìî íàó÷èòü äåòåé ïðàâèëüíî äåðæàòü êàðàíäàø, êèñòü, ìåëîê â ðóêå. Ñàìè îíè ýòîìó íàó÷èòüñÿ íå ìîãóò. Íåóìåíèå ïðàâèëüíî äåðæàòü êàðàíäàø è êèñòü òîðìîçèò ðàçâèòèå ðèñîâàëüíûõ äâèæåíèé è çàòðóäíÿåò ñîçäàíèå èçîáðàæåíèÿ.
Èçîáðàçèòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü â äîøêîëüíîì âîçðàñòå òåñíåéøèì îáðàçîì ñâÿçàíà ñ ýìîöèîíàëüíûì ðàçâèòèåì ðåáåíêà, ñ ôîðìèðîâàíèåì èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè è çàâèñèò îò óðîâíÿ ðàçâèòèÿ âîñïðèÿòèÿ, ìûøëåíèÿ, ðå÷è. Ðàçâèòèå èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè ñâÿçàíî ñ ôîðìèðîâàíèåì ó ðåáåíêà àêòèâíîãî èíòåðåñà ê îêðóæàþùåìó ìèðó è ïðåäîñòàâëÿåò âîçìîæíîñòü ðåáåíêó îòðàæàòü äåéñòâèòåëüíîñòü. Ðèñîâàíèå âîñïèòûâàåò ó äåòåé ýìîöèîíàëüíîå îòíîøåíèå ê ìèðó.  õîäå çàíÿòèé ïî ðèñîâàíèþ ó äåòåé ðàçâèâàþòñÿ âîñïðèÿòèå, çðèòåëüíî-äâèãàòåëüíàÿ êîîðäèíàöèÿ, ïåðöåïòèâíî-ìîòîðíûå óìåíèÿ è íàâûêè. Íà äàííûõ çàíÿòèÿõ ó äåòåé ôîðìèðóþòñÿ ýëåìåíòû ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè — óìåíèå ïðèíÿòü çàäà÷ó, óäåðæàòü åå â õîäå âûïîëíåíèÿ çàäàíèÿ. Ñèñòåìàòè÷åñêèå çàíÿòèÿ ðèñîâàíèåì ñïîñîáñòâóþò íîðìàëèçàöèè ïîâåäåíèÿ ðåáåíêà.  ïðîöåññå èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè è êîíñòðóèðîâàíèÿ ó äåòåé ôîðìèðóåòñÿ ñïîñîáíîñòü ê öåëåíàïðàâëåííîé äåÿòåëüíîñòè, âîëåâîé ðåãóëÿöèè ïîâåäåíèÿ.
Äëÿ õóäîæåñòâåííî-ýñòåòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà âàæíóþ ðîëü èãðàåò ìîäåëèðóþùèé õàðàêòåð ïðîäóêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè, ïîçâîëÿþùèé åìó ïî ñâîåìó óñìîòðåíèþ îòðàæàòü îêðóæàþùóþ åãî äåéñòâèòåëüíîñòü è ñîçäàâàòü òå èëè èíûå îáðàçû. È ýòî ïîëîæèòåëüíî âëèÿåò íà ðàçâèòèå âîîáðàæåíèÿ, îáðàçíîãî ìûøëåíèÿ, òâîð÷åñêîé àêòèâíîñòè ðåáåíêà.
Âàæíî ó äåòåé âîñïèòûâàòü ýñòåòè÷åñêîå îòíîøåíèå ê îêðóæàþùåìó, óìåíèå âèäåòü è ÷óâñòâîâàòü ïðåêðàñíîå, ðàçâèâàòü õóäîæåñòâåííûé âêóñ è òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè. Äîøêîëüíèêà ïðèâëåêàåò âñå ÿðêîå, çâó÷àùåå, äâèæóùååñÿ.  ýòîì âëå÷åíèè ñî÷åòàþòñÿ è ïîçíàâàòåëüíûå èíòåðåñû, è ýñòåòè÷åñêîå îòíîøåíèå ê îáúåêòó, ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ êàê â îöåíî÷íûõ ÿâëåíèÿõ, òàê è â äåÿòåëüíîñòè äåòåé. Ñïåöèôèêà çàíÿòèé ðèñîâàíèåì äàåò øèðîêèå âîçìîæíîñòè äëÿ ïîçíàíèÿ ïðåêðàñíîãî, äëÿ ðàçâèòèÿ ó äåòåé ýìîöèîíàëüíî-ýñòåòè÷åñêîãî îòíîøåíèÿ ê äåéñòâèòåëüíîñòè. Ïðîäóêòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü ïîêàçûâàåò ÷åëîâåêó ìèð ðåàëüíî ñóùåñòâóþùåé êðàñîòû, ôîðìèðóåò åãî óáåæäåíèÿ, âëèÿåò íà ïîâåäåíèå, ñîäåéñòâóåò ðàçâèòèþ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äåòåé.
 ïðîöåññå èçîáðàæåíèÿ çàêðåïëÿåòñÿ îòíîøåíèå ê èçîáðàæàåìîìó, òàê êàê ðåáåíîê ïåðåæèâàåò òå ÷óâñòâà, êîòîðûå èñïûòûâàë ïðè âîñïðèÿòèè ýòîãî ÿâëåíèè. Ïîýòîìó áîëüøîå âëèÿíèå íà ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè ðåáåíêà îêàçûâàåò ñîäåðæàíèå ðàáîòû. Áîãàòûé ìàòåðèàë äëÿ ýñòåòè÷åñêèõ è ýòè÷åñêèõ ïåðåæèâàíèé äàåò ïðèðîäà: ÿðêèå ñî÷åòàíèÿ öâåòîâ, ðàçíîîáðàçèå ôîðì, âåëè÷àâàÿ êðàñîòà ìíîãèõ ÿâëåíèé (ãðîçà, ìîðñêîé ïðèáîé, ìåòåëü è äð.) Çàíÿòèÿ èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòüþ ïðè ïðàâèëüíîé îðãàíèçàöèè ïîëîæèòåëüíî âëèÿþò íà ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà, ñïîñîáñòâóþò ïîäíÿòèþ îáùåãî æèçíåííîãî òîíóñà, ñîçäàíèþ áîäðîãî, æèçíåðàäîñòíîãî íàñòðîåíèÿ. Âî âðåìÿ çàíÿòèé âûðàáàòûâàåòñÿ ïðàâèëüíàÿ ó÷åáíàÿ ïîñàäêà, òàê êàê èçîáðàçèòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü ïî÷òè âñåãäà ñâÿçàíà ñî ñòàòè÷íûì ïîëîæåíèåì è îïðåäåëåííîé ïîçîé. Èçîáðàçèòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ìóñêóëàòóðû ðóêè, êîîðäèíàöèè äâèæåíèé.
Ïðîöåññû ïèñüìà è ðèñîâàíèÿ èìåþò âíåøíåå ñõîäñòâî: â îáîèõ ñëó÷àÿõ ýòî ãðàôè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü ñ îðóäèÿìè, îñòàâëÿþùèìè íà áóìàãå ñëåäû â âèäå ëèíèé. Ïðè ýòîì òðåáóåòñÿ îïðåäåëåííîå ïîëîæåíèå êîðïóñà è ðóê, íàâûê ïðàâèëüíîãî äåðæàíèÿ êàðàíäàøà, ðó÷êè. Îáó÷åíèå ðèñîâàíèþ ñîçäàåò íåîáõîäèìûå ïðåäïîñûëêè äëÿ óñïåøíîãî îâëàäåíèÿ ïèñüìîì
3. Ðàçâèòèå êîíñòðóêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè â äîøêîëüíîì âîçðàñòå
Òðóä äåòåé â äåòñêîì ñàäó ìíîãîîáðàçåí. Ýòî ïîçâîëÿåò ïîääåðæèâàòü ó íèõ èíòåðåñ ê äåÿòåëüíîñòè, îñóùåñòâëÿòü èõ âñåñòîðîííåå âîñïðèÿòèå. Îäíèì èç îñíîâíûõ âèäîâ ÿâëÿåòñÿ êîíñòðóèðîâàíèå è ðó÷íîé òðóä. Ðó÷íîé òðóä ðåá¸íêà — îäèí èç êîìïîíåíòîâ åãî ýñòåòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, ðàçâèâàåò êîíñòðóêòèâíûå ñïîñîáíîñòè äåòåé, òâîð÷åñòâî, ôàíòàçèþ, âûäóìêó. Õóäîæåñòâåííûé ðó÷íîé òðóä — ýòî òâîð÷åñêàÿ ðàáîòà ðåá¸íêà ñ ðàçëè÷íûìè ìàòåðèàëàìè, â ïðîöåññå êîòîðîé îí ñîçäà¸ò ïîëåçíûå è ýñòåòè÷åñêè çíà÷èìûå ïðåäìåòû è èçäåëèÿ äëÿ óêðàøåíèÿ áûòà (èãð, òðóäà, ïîäàðêà ìàìå, îòäûõà). Ðàáîòàÿ ñ èçäåëèÿìè èç áóìàãè è êàðòîíà, ðåá¸íîê ïîëó÷àåò äîïîëíèòåëüíûå çíàíèÿ è ïðàêòè÷åñêèå óìåíèÿ, ðàñøèðÿÿ îäíîâðåìåííî ñâîé êðóãîçîð. Îí ðàçâèâàåò îáðàçíîå ïðåäñòàâëåíèå î âîçìîæíîñòÿõ ïðåäìåòîâ, ó÷èòñÿ êîíñòðóèðîâàòü è ìîäåëèðîâàòü, íàõîäèòü íåîæèäàííûå âàðèàíòû èñïîëüçîâàíèÿ. Ó íåãî ðàçâèâàåòñÿ òàêæå òâîð÷åñêîå âîîáðàæåíèå, ÷òî íåìàëîâàæíî äëÿ ëþáîé äåÿòåëüíîñòè, êàê â äåòñêîì ñàäó, òàê è â øêîëå. Îñíîâîïîëàãàþùèì ìîìåíòîì â êîíñòðóèðîâàíèè âûñòóïàåò àíàëèòèêî-ñèíòåòè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü ïî îáñëåäîâàíèþ ïðåäìåòîâ. Îíà äàåò âîçìîæíîñòü óñòàíîâèòü ñòðóêòóðó îáúåêòà è åãî ÷àñòåé, ó÷åñòü ëîãèêó èõ ñîåäèíåíèÿ. Íà îñíîâå àíàëèòèêî-ñèíòåòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ðåáåíîê ïëàíèðóåò õîä êîíñòðóèðîâàíèÿ, ñîçäàåò çàìûñåë. Óñïåøíîñòü ðåàëèçàöèè çàìûñëà âî ìíîãîì îïðåäåëÿåòñÿ óìåíèåì äîøêîëüíèêà ïëàíèðîâàòü è êîíòðîëèðîâàòü åãî õîä.
Ëåïêà ÿâëÿåòñÿ ïåðâûì, îñíîâîïîëàãàþùèì âèäîì çàíÿòèé, íåîáõîäèìûõ äëÿ ðåáåíêà íà íà÷àëüíûõ ýòàïàõ ôîðìèðîâàíèÿ èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Ïðè îùóïûâàíèè ïðåäìåòîâ ó äåòåé ôîðìèðóþòñÿ ñïîñîáû îáñëåäîâàíèÿ ïðåäìåòîâ è âûäåëåíèÿ åãî ôîðìû.
Çàíèìàÿñü ëåïêîé, ðåáåíîê çíàêîìèòñÿ ñ îáúåìíîé ôîðìîé ïðåäìåòà, âçàèìîñâÿçüþ åãî ÷àñòåé, ó íåãî ôîðìèðóþòñÿ íàâûêè ðàáîòû äâóìÿ ðóêàìè, ñêîîðäèíèðîâàííîñòü äâèæåíèé, î÷åíü àêòèâíî ðàçâèâàþòñÿ ìåëêèå ìûøöû ïàëüöåâ, à ýòî ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ìûøëåíèÿ, ãëàçîìåðà, ïðîñòðàíñòâåííîãî ìûøëåíèÿ. Òðóäíî ïåðåîöåíèòü çíà÷åíèå ëåïêè äëÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ëåïêà — ñàìîå äèíàìè÷íîå, æèçíåðàäîñòíîå äåòñêîå òâîð÷åñòâî. Äàæå ìàëåíüêèõ äåòåé ïðèâëåêàåò âîçìîæíîñòü ñëåïèòü «íàñòîÿùèå» îðåøêè è êîðìèòü èìè áåëêó. Âñÿêàÿ ìàíèïóëÿöèÿ ñ âûëåïëåííûìè ïðåäìåòàìè, èñïîëüçîâàíèå èõ â èãðîâûõ ñèòóàöèÿõ çíà÷èòåëüíî îáîãàùàþò æèçíåííûé îïûò ðåáåíêà. ×åì ÷àùå ðåáåíîê çàíèìàåòñÿ ëåïêîé, òåì àêòèâíåå ó íåãî ðàçâèâàþòñÿ îáùèå è èçîáðàçèòåëüíûå ñïîñîáíîñòè. Ðåá¸íîê ñòàâèò ïåðåä ñîáîé ñåðüåçíûå çàäà÷è, è ó íåãî ðàçâèâàåòñÿ êîíñòðóêòèâíàÿ ìûñëü. Âåäü íåäîñòàòî÷íî ïðîñòî èçîáðàçèòü ÷åëîâåêà, íóæíî ñäåëàòü òàê, ÷òîáû îí ñòîÿë íà ñâîèõ íîãàõ.
Öâåò òàê æå, êàê ôîðìà è äâèæåíèå, ÿâëÿåòñÿ ñðåäñòâîì âûðàçèòåëüíîñòè â ëåïêå. Íèêîìó èç äåòåé íå ïðèõîäèò â ãîëîâó ëåïèòü Áàáó ßãó èç ðîçîâîãî ïëàñòèëèíà, äåðåâüÿ â ñàäó Êîùåÿ Áåññìåðòíîãî îíè âñåãäà ëåïÿò èç ïëàñòèëèíà òåìíûõ öâåòîâ. Äëÿ ëåïêè êóêîë îíè âûáèðàþò ïðèÿòíûå äëÿ ãëàçà öâåòà è íàõîäÿò âûðàçèòåëüíûå äåòàëè (ÿðêèé áàíòèê, äåêîðàòèâíûå ýëåìåíòû). Öâåò ÿâëÿåòñÿ ÿð÷àéøèì âûðàçèòåëüíûì ñðåäñòâîì äàæå â ëåïêå. Åñëè ïðåäîñòàâëÿåòñÿ âûáîð — ëåïèòü èç îäíîòîííîãî ïëàñòèëèíà èëè èç öâåòíîãî — ðåáåíîê âñåãäà ïðåäïî÷òåò öâåòíîé.
Àïïëèêàöèÿ ïîçâîëÿåò ðåáåíêó óâèäåòü êîíòóð ïðåäìåòà, êîòîðûé çàòåì ëÿæåò â îñíîâó ãðàôè÷åñêîãî îáðàçà, ñëóæàùåãî îïîðîé äëÿ ðàçâèòèÿ ó ðåáåíêà èçîáðàçèòåëüíûõ íàâûêîâ, ò. å. óìåíèÿ èçîáðàçèòü ïðåäìåò òîé èëè èíîé ôîðìû.  õîäå âûïîëíåíèÿ àïïëèêàöèé òàêæå ñîçäàþòñÿ óñëîâèÿ äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ öåëåíàïðàâëåííîé äåÿòåëüíîñòè è ðàçâèòèÿ îáùèõ èíòåëëåêòóàëüíûõ óìåíèé. Íà çàíÿòèÿõ ïî ðèñîâàíèþ, ëåïêå, àïïëèêàöèè è êîíñòðóèðîâàíèþ ðàçâèâàåòñÿ ðå÷ü äåòåé: óñâàèâàþòñÿ íàçâàíèÿ öâåòîâ è èõ îòòåíêîâ, ïðîñòðàíñòâåííûõ îáîçíà÷åíèé, îáîãàùàåòñÿ ñëîâàðü. Äåòåé ìëàäøåãî âîçðàñòà ó÷àò íàêëåèâàòü ãîòîâûå ãåîìåòðè÷åñêèå ôèãóðû è èçîáðàæåíèÿ íà áóìàãó. Ïðè ýòîì ïîêàçûâàþò ïðèåìû íàìàçûâàíèÿ èõ êëååì, íàëîæåíèÿ íà áóìàãó. Ïåäàãîã ïðèâëåêàåò äåòåé ê îáúÿñíåíèþ çàäàíèé, ïîñëåäîâàòåëüíîñòè èõ âûïîëíåíèÿ.  ïðîöåññå àíàëèçà ðàáîò, â êîíöå çàíÿòèÿ, äåòè ðàññêàçûâàþò î ñâîèõ ðèñóíêàõ, ëåïêå, âûñêàçûâàþò ñóæäåíèÿ î ðàáîòàõ äðóãèõ äåòåé.
 ïðîöåññå ñèñòåìàòè÷åñêèõ çàíÿòèé êîíñòðóèðîâàíèåì è àïïëèêàöèåé ó äåòåé èíòåíñèâíî ðàçâèâàþòñÿ ñåíñîðíûå è óìñòâåííûå ñïîñîáíîñòè. Ôîðìèðîâàíèå ïðåäñòàâëåíèé î ïðåäìåòàõ òðåáóåò óñâîåíèå çíàíèé îá èõ ñâîéñòâàõ è êà÷åñòâàõ, ôîðìå, öâåòå, âåëè÷èíå, ïîëîæåíèè â ïðîñòðàíñòâå.
Êîíñòðóèðóÿ èç ñòðîèòåëüíîãî ìàòåðèàëà, îíè çíàêîìÿòñÿ
ñ ãåîìåòðè÷åñêèìè îáúåìíûìè ôîðìàìè,
ïîëó÷àþò ïðåäñòàâëåíèÿ î çíà÷åíèè ñèììåòðèè, ðàâíîâåñèÿ, ïðîïîðöèé.
Ïðè êîíñòðóèðîâàíèè èç áóìàãè óòî÷íÿþòñÿ çíàíèÿ äåòåé î ãåîìåòðè÷åñêèõ ïëîñêîñòíûõ ôèãóðàõ,
ïîíÿòèÿ î ñòîðîíå, óãëàõ, öåíòðå.
Ðåáÿòà çíàêîìÿòñÿ ñ ïðèåìàìè ñãèáàíèÿ, ñêëàäûâàíèÿ, ðàçðåçàíèÿ, ñêëåèâàíèÿ áóìàãè. Ýòè ñëîæíûå ïîíÿòèÿ ëåãêî óñâàèâàþòñÿ äåòüìè â ïðîöåññå ñîçäàíèÿ äåêîðàòèâíîãî óçîðà èëè ïðè èçîáðàæåíèè ïðåäìåòà ïî ÷àñòÿì. Íà çàíÿòèÿõ ïðîäóêòèâíîé äåÿòåëüíîñòüþ äåòè ïðèó÷àþòñÿ àêêóðàòíî ïîëüçîâàòüñÿ ìàòåðèàëîì, ñîäåðæàòü åãî â ÷èñòîòå è ïîðÿäêå, èñïîëüçîâàòü òîëüêî íåîáõîäèìûå ìàòåðèàëû â îïðåäåëåííîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè. Âñå ýòè ìîìåíòû ñïîñîáñòâóþò óñïåøíîé ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè íà âñåõ óðîêàõ.
Âûâîä
Êàê ïðàâèëî, äåòè ëþáÿò ðèñîâàòü, ëåïèòü, âûðåçàòü è íàêëåèâàòü, êîíñòðóèðîâàòü. Òåì ñàìûì îíè ïîëó÷àþò âîçìîæíîñòü ïåðåäàâàòü òî, ÷òî èõ âîëíóåò, ÷òî èì íðàâèòñÿ, ÷òî âûçûâàåò ó íèõ èíòåðåñ. À ýòî, â ñâîþ î÷åðåäü, ñîçäàåò óñëîâèÿ äëÿ âñåñòîðîííåãî âîñïèòàíèÿ è ðàçâèòèÿ äåòåé. Äåòè äîëæíû çàíèìàòüñÿ ëþáèìûì è èíòåðåñíûì äëÿ íèõ äåëîì. Ðàáîòàÿ ñ èçäåëèÿìè èç áóìàãè è êàðòîíà, ðåá¸íîê ïîëó÷àåò äîïîëíèòåëüíûå çíàíèÿ è ïðàêòè÷åñêèå óìåíèÿ, ðàñøèðÿÿ îäíîâðåìåííî ñâîé êðóãîçîð. Îáó÷åíèå ðèñîâàíèþ, ëåïêå, àïïëèêàöèè, êîíñòðóèðîâàíèþ ñïîñîáñòâóåò óìñòâåííîìó, íðàâñòâåííîìó, ýñòåòè÷åñêîìó è ôèçè÷åñêîìó âîñïèòàíèþ äîøêîëüíèêîâ.
Ëèòåðàòóðà
1. Óðóíòàåâà Ã.À. Äîøêîëüíàÿ ïñèõîëîãèÿ.
2. Ëþáëèíñêàÿ À.À Äåòñêàÿ ïñèõîëîãèÿ
3. Äîðîíîâà Ò.Í. Ìàòåðèàëû è îáîðóäîâàíèå äëÿ ïðîäóêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè.
4. Äüÿ÷åíêî Î.Ì. Ðàçâèòèå âîîáðàæåíèÿ äîøêîëüíèêà.
5. Ìóõèíà B.C. Èçîáðàçèòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü êàê ôîðìà óñâîåíèÿ ñîöèàëüíîãî îïûòà.
6. Èíòåðíåò ðåñóðñû
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник