Развитие предречевых вокализаций ребенка активная речь
Для выявления развития предречевых вокализаций мы регистрировали типы вокализаций в различных ситуациях, а также особенности их эмоциональной окраски. Это составило первую группу методов, направленных на изучение перестройки предречевых вокализаций.
Согласно литературным данным, выделяются следующие типы предречевых вокализаций: 1) гукание — короткие тихие звуки; 2) гуление — протяжные певучие звуки; 3) вскрики — короткие звуки, отличающиеся от гукания силой, более сложным звуковым составом и интенсивной эмоциональной окраской; 4) лепет — фонематически организованные, ритмически повторяемые слоги.
Мы фиксировали основные ситуации вокализирования: 1) социальную — общение со взрослыми или детьми, наблюдение ребенка за ними; 2) предметные действия — дети занимаются с предметами или обследуют их; 3) ситуацию активного бодрствования или спонтанного вокализирования, когда ребенок пребывает в состоянии двигательного возбуждения, но, по-видимому, ничем не занимается. Среди эмоциональных проявлений, окрашивающих предречевые вокализации, были выделены положительные (легкая улыбка, спокойная улыбка, оживленная улыбка, смех) и отрицательные (неудовольствие, тревога, плач).
/ 119
С помощью второй группы методик изучалось понимание детьми речи окружающих взрослых. Проба 1 выявляла склонность и способность детей к повторению слова по подражанию. Взрослый произносил, обращаясь к ребенку, лепетные звуки и просил ребенка повторить их («скажи: ба-ба»). Проба 2 определяла умение выполнить простую словесную инструкцию («дай игрушку»). Проба 3 обнаруживала, владеет ли ребенок номинативной функцией слова. Взрослый показывал и называл часть лица куклы (например, глаза) и просил показать названную часть («где глазки?»). Каждая проба повторялась трижды.
Следующая группа методик служила для характеристики общения ребенка со взрослым. Здесь участвовали трое разных взрослых (по одному в каждом сеансе), не знакомых ребенку. Взрослый оказывал одно за другим пять следующих воздействий на ребенка: 1) появлялся в поле его зрения; 2) улыбался ребенку; 3) с улыбкой ласково заговаривал с ребенком, называя его по имени; 4) подзывал к себе; 5) брал его на руки.
Регистрация предречевых вокализаций производилась всегда в одно и то же время суток, во второй половине дня, через 15—20 мин после кормления, во время свободного бодрствования детей в манеже. Наблюдение разделялось на три 10-минутных периода с интервалами 20 мин и повторялось с каждым ребенком трижды на протяжении 7—10 дней.
Понимание детьми речи определялось следующим образом. Экспериментатор сажал ребенка за столик, располагался рядом и проводил поочередно три описанные выше пробы
При изучении общения ребенка помещали в кроватку в комнате, где никого не было. Экспериментатор находился за ширмой, перед ребенком появлялся посторонний взрослый, каждое его воздействие продолжалось 30 с с интервалом в 1 мин. На протяжении 10 дней проводилось по три цикла описанных опытов с участием нового взрослого в каждом цикле.
Для получения показателей голосовой активности подсчитывали вокализации каждого ребенка за 30 мин. За единицу принималась вокализация, произнесенная на одном дыхании, независимо от ее длительности. Вследствие высокой вариативности показателей при обработке данных использовался метод шкалирования, позволяющий вычислить интенсивность той или иной реакции,
не прибегая к средним значениям (В. Ю. Урбах, 1963).
Эмоциональные проявления детей и общение со взрослыми оценивались условными баллами. Уровень понимания речи взрослых характеризовался качественно. Кроме того, были выделены качественные виды отношения ребенка к взрослому: 1) отрицательное (страх, неприязнь, слезы), 2) равнодушное {легкая ориентировочная реакция с последующим отвлечением) и 3) положительное (радость и смех).
В экспериментах участвовали 45 детей, воспитывающихся в условиях закрытого детского учреждения (дом ребенка). Возраст детей колебался в пределах от 5 мес до 1 года 7 мес. Все дети контрольной группы были разделены на три возрастные подгруппы на основе развития у них локомоций. В младшую подгруппу вошли дети от 5 до 9 мес, в среднюю — от 9 до 10 мес, активно овладевавшие стоянием и ходьбой, старшая подгруппа состояла из детей от 10 мес до 1 года 7 мес, еще не умевших говорить, но умевших передвигаться самостоятельно или придерживаясь за барьер.
Обратимся к анализу отдельных вокализаций Соответствующие данные представлены в табл. 27.
Таблица 27
Интенсивность отдельных видо | вокализации | |||
Виды вокализации | в подгруппах (в ci | ед ) | ||
младшей | средней | старшей | ||
Гукание 34 | 20 (58,8) | (49,9) | ||
Гуление 19 | 14 (73,6) | (78,9) | ||
Вскрики 1 1 | 10 (91) | (81,8) | ||
Лепет 7,7 | 13 (167) | (206,4) |
Примечание В скобках указана интенсивность вокализаций в процентном отно шепни к м мдшей подгруппе
Анализ табл. 27 показывает, что возрастная динамика разных видов вокализаций не одинакова. Так, гукание обнаружило стойкую тенденцию к сокращению. Особенно резко интенсивность гукания падала при переходе от младшей к средней подгруппе. Певучие вокализации типа гуления были во всех подгруппах менее частыми, чем гукание. Но с возрастом интенсивность гуления падала. Вскрики оказались, пожалуй, наименее частой вокализацией в раннем возрасте. В изученном нами возрастном
диапазоне каких-либо существенных сдвигов в их числе не наблюдалось.
Значительные изменения коснулись лепета. Его интенсивность с возрастом увеличивается, особенно при сравнении старшей подгруппы с младшей, но подъем интенсивности отчетливо прослеживается и раньше. Рассмотрение связи разных вокализаций с ситуациями позволяет сделать вывод о том, что с возрастом лепет выходит на первое место среди других голосовых проявлений; параллельно изменяется функция лепета: из аккомпанемента манипулятивных движений он все больше становится средством общения с людьми.
Поведение детей всех возрастов имело выраженную эмоциональную окраску, которая изменялась в тесной связи с изменением характера голосовой продукции. Так, гуление, постепенно вытесняемое из репертуара ребенка лепетом, теряет роль предпочитаемого средства для выражения радости; лепет же, выдвигаясь на первый план, все чаще сопровождается положительными эмоциональными состояниями. В отношении отрицательных эмоциональных проявлений выяснилась совершенно иная картина. Отрицательные эмоции во всех возрастах чаще всего приурочены к более примитивным вокализациям — гуканию и гулению — и почти никогда не сопровождают лепет.
У самых маленьких испытуемых мы не зарегистрировали ни одного случая воспроизведения словесного образца. Характерным было лишь сосредоточение на глазах экспериментатора и отвлечение на посторонние предметы. В средней подгруппе дети тоже не умели подражать, но отвлечения у них встречались реже. Почти все дети, слушая экспериментатора, смотрели ему в лицо, а трое из них, сосредоточив взгляд на его движущихся губах, тянулись рукой к его рту и напряженно вслушивались в обращенную к ним речь. У старших детей отмечено два случая непрямого подражания. Почти все дети этого возраста внимательно вслушивались в речь взрослого, сосредоточенно смотрели на его губы, шевелили губами, вокализировали в ответ, но еще не умели произнести нужные звуки.
Наши испытуемые не умели действовать по инструкции. Правда, с возрастом они все реже выпадали из обстановки, сокращалось число случаев пристального рассматривания экспериментатора, дети становились менее скованными. Но лишь в старшей подгруппе был
зафиксирован один случай правильного выполнения ребенком словесной просьбы экспериментатора.
Самой распространенной формой ответного поведения на обозначение предмета словом было выпадание из ситуации: дети отвлекались, пытаясь отвлечь и взрослого. В средней и старшей подгруппах отмечены единичные случаи выполнения инструкции взрослого, но не сразу, а спустя некоторое время.
Наши материалы показали особенности общения детей со взрослыми. С возрастом значительно увеличиваются отрицательные социальные проявления у детей при их взаимодействии с незнакомым взрослым: у младших детей незнакомец вызывал страх только при наименее определенных для ребенка воздействиях — появлении и улыбке; в средней подгруппе дети испытывали страх при любых проявлениях активности взрослого; в старшей подгруппе отмеченное явление усилилось и сделалось типичным для всех детей. Только сложное воздействие, включавшее речь, не вызывало недоверия у детей. С возрастом сокращалось число детей, у которых имелись положительные проявления (87,5% в младшей и всего 62,5% в средней и старших подгруппах) (табл. 28).
Из табл. 28 следует,
что во всех подгруппах Таблица 28
улыбались ему, проявляли приязнь, но с их стороны было меньше активных действий. Часто наблюдалось смущение. В старшей подгруппе эта тенденция сохранялась
Определенный интерес для нас представляло наличие в поведении наших испытуемых обобщенности. Об этом мы судили по тому, насколько сходно вел себя ребенок при взаимодействии с тремя незнакомыми взрослыми. Оказа-
наиболее интенсивно отвечали дети на адресованную им улыбку и речевые обращения взрослых. Вместе с тем дети младшей подгруппы значительно сильнее старших радовались любому воздействию взрослого и почти никогда не проявляли равнодушия. Дети средней подгруппы радовались взрослому,
Возрастные подгруппы | Поведение детей в ответ на воздействие взрослого {в уел баллах) | ||||
По явление | По явле пне и улыб ку | Появление, раз говор и улыбку | Под зыва-ние | Взятие руки | |
Младшая 19,0 20,8 23,3 | 21,6 | 20,8 | |||
Средняя 14,0 16,6 19,8 20,0 17,5 | |||||
Старшая 15,0 14,9 17,0 16,0 8,7 |
лось, что с возрастом происходило снижение обобщенности социального поведения. Дети старшей подгруппы намного реже младших проявляли сходное отношение к разным взрослым. Особенно резко (почти в 9 раз!) сокращается в старшей подгруппе число детей, проявляющих яркую симпатию ко всем трем взрослым. С возрастом снижается также общая интенсивность общения со взрослыми, что, по-видимому, объясняется возрастающей избирательностью детей по отношению как к разным социальным воздействиям, так и к незнакомым людям вообще.
Среди всех социальных воздействий во всех возрастных подгруппах на первом месте стоит сложное воздействие (появление, разговор, улыбка), которое вызвало наиболее сильную радость, длительное сосредоточение и рассматривание, двигательное оживление и обильное вокализирование. Этот факт, вероятно, свидетельствует о том, что для детей конца 1-го — середины 2-го года, находящихся на стадии предречевого развития, речь, эмоционально окрашенная и включенная в контекст общения, является самым благоприятным и желательным воздействием.
Подведем некоторые итоги опытов с детьми контрольной группы.
Мы установили, что с возрастом общее количество вокализаций изменяется мало, но зато большие перемены происходят в их составе. Гукание и гуление резко сокращаются, вскрики остаются примерно неизменными, лепет же увеличивается в количестве, меняет свою функцию: из аккомпанемента движений становится средством общения с окружающими людьми.
С возрастом у детей наблюдаются некоторые сдвиги в понимании речи окружающих, но в целом весьма незначительные. Это кажется удивительным, потому что, по данным ряда авторов (А. В. Запорожец, 1960; Д. Б. Эль-конин, 1964; Е. К. Каверина, 1950), период от 1 года до l’/2 лет является временем быстрого развития именно пассивной речи и подготавливает тот перелом в развитии активной речи, который датируют 1’/2 годами. Мы можем объяснить наблюдаемый нами факт тем, что отставание детей в активной речи, часто обнаруживаемое у воспитанников закрытых детских учреждений (М. М. Кольцова, 1973а), сочетается (а возможно, этим и обусловлено) с их отставанием в понимании речи окружающих людей. В пользу такого объяснения свидетельствует и то, что ни
один из наших воспитанников не умел говорить, а ведь старшему из них было более 1’/2 лет!
В социальном поведении детей мы отметили появление с возрастом сдвигов в неблагоприятную сторону. У малышей понижалась реактивность на воздействия взрослых, незнакомые люди вызывали страх или все более отрицательное к себе отношение, у многих воспитанников отмечалось падение социальной инициативы — одного из главных показателей потребности ребенка в общении.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник
Что в окружающей младенца среде является самими главным для будущего своевременного и успешного речевого развития? Ответ на этот вопрос нужно искать в поведении окружающих близких взрослых и, прежде всего, матери. С первых часов после рождения мать воспринимает своего ребенка не как неразумное беспомощное существо, не как будущую и многообещающую личность, а как уже существующего близкого человека. Мать умеет видеть в своем ребенке то, чего в нем еще объективно нет, и чего никто из окружающих не замечает. Эта великая способность материнской любви обладает настоящей действенной силой. Именно она превращает новорожденного младенца в человека.
Сам факт рождения и существования младенца является достаточным, чтобы ему безраздельно досталась материнская любовь и забота. Любовь и забота проявляются не только в том, что ребенка вовремя и хорошо кормят, пеленают и укладывают спать, но, прежде всего, в том, что мать обращается к ребенку и общается с ним. Она пытается поймать его блуждающий, рассеянный взгляд, улыбается ему, гладит, берет на руки и, конечно же, разговаривает. Разговаривает, прекрасно осознавая, что новорожденный не понимает ее слов. И все же общаться даже с самым маленьким без слов очень трудно. Мать непрерывно разговаривает с ребенком — во время кормления, купания, одевания, прогулки: «Сейчас Анечка снимет рубашечку и будет плавать, вот как у нас ножки бегают, давай, давай брызгаться будем, ты моя маленькая, рыбка моя золотая, какие у нас ручки маленькие, вот моя умница, давай теперь будем купаться» и пр.
И вот что важно: эти вроде бы бесполезные ласковые разговоры, улыбки, поглаживания (в самом деле, улыбками сыт не будешь, а разговор младенец еще не понимает) оказываются чрезвычайно важными для психического развития и здоровья ребенка. Как показывают многочисленные и печальные факты развития детей первого года жизни, отсутствие любви и внимания взрослых, улыбок, взглядов и разговоров с младенцами ведет к серьезным отставаниям многих сторон психики и, прежде всего, к задержке речи.
Первые 2-3 недели эти ласковые обращения взрослого остаются безответными, холостыми. Родители с любопытством наблюдают за малышом: что он может?
Но вот в конце 3-й недели появляется внимательный взгляд на взрослого, потом улыбка, а потом и первый ответный звук. Первые тихие и короткие звуки, напоминающие кряхтение, являются для родителей сигналом: ребенку неудобно, не мокрый ли он? Как напряженно его личико, что с ним? Но повода для беспокойства на самом деле нет. Что же он делает? Оказывается, вокализирует.
Что такое предречевые вокализации!
Появлению речи предшествует сложный и длительный этап предречевых вокализаций, своеобразных голосовых проявлений младенца. Короткие звуки, появляющиеся первыми, «кхх», «хм», «мм» — это звуки гуканья. Ими сопровождает ребенок самые разнообразные действия: и рассматривание игрушки, и попытку захватить в руки привлекательный предмет, а порой и свое недовольство. Вместе с тем гуканье чаще всего наблюдается у спокойного и бодрого малыша. Отрицательные эмоции в этот период жизни выражаются исключительно бурно. Крик, настойчивый, громкий плач — явления совершенно иного порядка. Кричащий ребенок весь охвачен аффектом, он успокаивается только, когда удовлетворяют важные для него витальные потребности, такие, как потребность в пище, в физическом комфорте, тепле и т.д. Гукающий ребенок обращен в мир, звуки его голоса сопровождают и общение с близкими людьми, и действия с предметами, а также являются выражением его активного и бодрого состояния.
В начале второго месяца жизни младенец уже не безответное молчаливое существо — он активно общается со взрослыми. Проходит время, и взрослые с удивлением замечают, как усложняются звуки, произносимые малышом. Наряду с короткими появляются певучие и протяжные вокализации — гуление, которое очень напоминает пение: «аааааа…» тянет малыш на одной ноте. Вслед за одной руладой — другая, и так подолгу, пуская пузыри, вытягивая губы трубочкой, временами прислушиваясь к самому себе и вновь и вновь повторяя полюбившийся и запомнившийся звук. Если в одной комнате находятся другие малыши того же возраста, они медленно подключаются, и «пение» становится как бы хоровым.
У гуления все же возможности ограниченные — оно требует от малыша полной сосредоточенности непроизносимых звуках. Увидел, например, привлекательную игрушку, потянулся к ней, а затем откинулся на спину и гулит, гулит, совершенно забыв про нее. То же и в общении — отстранился и «запел». К трем месяцам ребенок научается общаться со взрослыми с помощью звуков. И здесь универсальным средством становится гуканье. И какое оно разнообразное! Порою звуки, произносимые ребенком, трудно различить на слух и уж совсем невозможно воспроизвести. Среди них есть вокализации, напоминающие булькание воды или щебет птиц. А с возрастом они все усложняются и усложняются! Вместе с тем внимательные родители уже заметили, как неравнодушен ребенок именно к тем звукам, которые являются его собственными. Без устали пытаются взрослые издать что-либо похожее, а когда удается — нет меры ликованию и восторгу малыша.
Но вот, когда «щебетание» достигает своего апогея и завораживает загадочностью и непонятностью, появляются совсем ясные и четкие звуки, совершенно человеческие и, как кажется многим, осмысленные — лепетные вокализации. Они состоят из слогов, ритмически повторяющихся, и потому в самом деле удивительно напоминают речь. «Да-да-да-да» или «ба-ба-ба-ба-ба» слышат взрослые, и сами по своей воле приписывают им порой осмысленное значение. С появлением лепета (к 5-6 месяцам) ребенок становится довольно шумным существом. Во-первых, потому что теперь он использует все возможные виды голосовой активности (а с возрастом они усложняется и увеличиваются), во-вторых, потому что лепет, как правило, у малыша громкий и отчетливый и вполне успешно используется в разных жизненных обстоятельствах. Стучит пирамидой по столу да еще отчетливо произносит «на-ти» или просто так, ни с того ни с сего произнесет нечто очень сложное «гай-ка, гай-ка, гай-ка». У каждого малыша появляются свои любимые «слова», их в качестве общения с ним используют взрослые. Наклоняется мать над ребенком с радостным обращением: «Ну, что? Как у нас дела? Гай-ка, гай-ка…» Казалось бы, совсем бессмысленный набор фраз. Но младенец в ответ широко улыбается, внимательно смотрит на шевелящиеся губы взрослого, так отчетливо и понятно произносящие знакомые звуки и произносит совсем не без удовольствия то же самое: «гайка, гай-ка». И такие игры повторяются изо дня в день и по многу раз и, как ни странно, не утомляют ни одного из партнеров.
Вокализирующий ребенок не просто становится более шумным, на самом деле он становится более активным. Есть у него и интересное голосовое средство, существующее как бы для того, чтобы эту активность выразить. Речь идет об эмоциональных возгласах, вскриках. Вскрики — тоже короткие звуки, но в отличие от гукания исключительно насыщенные эмоционально. «А, уу, эа» — громко произносит малыш, и всем ясно — либо бурная радость, восторг, либо недовольство или даже гнев. Однако сами взрослые вряд ли станут использовать вскрики в целях общения, да и в речевом окружении их присутствие незаметно. Зато понимают ребенка, что называется, с полуслова.
Как мы видим, за совсем небольшой период, всего за 6-7 месяцев, ребенок от беспомощного плача и крика приходит к тонким и разнообразным голосовым проявлениям. Конечно, и плач еще не редок, но не качество плача стремятся оценить взрослые, а характер предречевой голосовой активности. Именно она является источником сведений о здоровье и настроении малыша, о его интересах и потребностях. Может быть, это обстоятельство и породило довольно распространенное мнение о том, что чем выше голосовая активность, тем благоприятнее развитие малыша. На самом деле, так ли уж важно их количество? Много или мало должен вокализировать ребенок?
В литературе есть любопытные данные о том, что предречевая активность есть абсолютно у всех детей, даже у глухих от рождения и у детей с отклонениями в психическом развитии. При этом в случаях отсутствия слуха никогда не появляются лепетные вокализации, а звуки, произносимые детьми с нарушениями центральной нервной системы, всегда однообразны и монотонны. Между тем известно, что в состав вокализации входят звуки, являющиеся фонемам и чуть ли не всех существующих в мире языков (Фонема – это звук, который используется в речи и который существенно отличает одну речь от другой.) Однако, овладевая речью, ребенок заново и с немалыми трудностями осваивает фонемы родного языка. Эти сведения позволяют скептически отнестись к тому, насколько связана предречевая голосовая активность с последующим развитием речи. Многие ученые так и считают: никакой прямой связи между вокализациями и речью нет.
Может быть, предречевая активность является лишь своеобразным аккомпанементом внутриорганических событий, показателем общего физического и психического здоровья малыша? Тогда, возможно, действительно справедливо утверждение «чем больше, тем лучше». Или же этот этап нужен всего лишь для обработки речевого дыхания, а голосовые предречевые вокализации — это лишь голосовые упражнения. От ответа на этот вопрос зависит немало. В конечном счете все сводится к тому, возможна ли реальная подготовка к речи в этот период, и если да, то в чем конкретно она состоит. Не меньшее значение имеет также возможность оценить этап предречевых вокализаций прогностически. Можно ли по характеру доречевых голосовых проявлений обнаружить намечающиеся осложнения в будущем речевом развитии и своевременно предотвратить их? Как диагностически оценить развитие малыша на самом раннем этапе его жизни?
Между тем специалисты констатируют, как правило, намечающиеся отставания в речи распознаются достаточно поздно. Сроки появления первого слова имеют большой возрастной диапазон (от года и чуть лине до двух лет), и только примерно к трем годам задержка в речи становится очевидной. Поэтому очень важно внимательное отношение к ее развитию на всех этапах, в том числе и доречевом.
Когда и почему младенцы разговаривают!
Итак, есть ли какая-либо отчетливая связь между вокализациями и речью? Мы уже упоминали о том, что многие лепетные звуки похожи на настоящие слова. Однако на самом деле это не так. Внешнее сходство лепета с речью действительно есть (ритм, интонация), но только внешнее. Скорее можно объяснить образование многих слов в речи взрослых людей заимствованиями из лепета. Слова «мама», «баба», «папа» очень похожи у людей, говорящих на самых разных языках, и это взрослые, идя вслед за удобными для ребенка модуляциями, внесли в них речевой смысл. Попробуем произвести наблюдение за характером предречевых вокализаций у детей, находящихся в самых различных условиях воспитания. Эти наблюдения помогут установить, насколько чувствительны голосовые проявления к условиям жизни и каким изменениям они подвергаются. Вот перед нами группа детей, воспитывающихся в закрытом детском учреждении. Заметим, что Дом ребенка, в котором проводились опыты, признан лучшим — в нем дети прекрасно развивались физически и были окружены заботой и вниманием взрослых. Первое, что сразу бросается в глаза, — удивительно высокая голосовая активность малышей. Вокализаций так много, что записать голосовые проявления удается лишь с помощью магнитофона. У некоторых детей второго полугодия первого года жизни отмечается до 160(!) вокализаций за полчаса, т.е. эти дети вокализуруют беспрестанно.
Дальнейшие наблюдения за этими детьми позволяют констатировать: в закрытом детском учреждении речь появляется значительно позже установленных сроков. Таким образом, обильные голосовые проявления прямо к речи не ведут.
Заглянем в другую группу этого же Дома ребенка и с удивлением обнаружим, что здесь вокализаций значительно меньше. Экспериментатор спокойно успевает вести записи сам, а порой ему просто нечего записывать. В отношении же речи, увы, результат тот же. Еще раз подтверждается вывод: количество вокализаций — не основной показатель в оценке их значения для речи.
Как объяснить столь значительные различия в голосовой активности у детей одного и того же возраста? Причем различия, имеющие не индивидуальный, а групповой характер. Оказывается, вокализации чувствительны не только по отношению к основным условиям жизни, но и по отношению к условиям, стихийно складывающимся в группе, где живет ребенок. Обильное вокализирование — это результат «заражения» чужой голосовой активностью, так называемая «эхолалия». Достаточно, чтобы в группе появился хотя бы один, интенсивно вокализирующий, как все остальные дети резко учащают свои звуковые модуляции. Интересно, что увеличить число вокализаций можно и с помощью магнитофона. Так, например, болгарские ученые предъявляли младенцам для прослушивания записанные на магнитофонную ленту различные вокализации, типа «да-да», «на-на». В результате младенцы расширили свой голосовой репертуар и стали интенсивно вокализировать.
Между тем наблюдения за детьми, воспитывающимися в яслях, показывают, что в условиях общественного воспитания вокализации не являются столь сходными в количестве у детей одной возрастной группы. Здесь весьма ярко проявляются индивидуальные различия: один отличается высокой голосовой активностью, другой«немногословен». То же и у детей, проводящих первый год жизни в семье. Как много удивления вызывает у родителей неизвестно откуда взявшаяся голосовая активность! «Все время разговаривает», — сообщает довольная мать, в то время как родители «молчуна» бьют тревогу. Здоров ли он, есть ли у него слух, почему так мало вокализаций? Многочисленны и разнообразны рассказы о том, как и когда вокализирует ребенок. Один сам по себе подпевает часами, другой только коротко хмыкает, третий просыпается ни свет, ни заря только для того, чтобы «поговорить».
Попробуем проследить за развитием вокализаций у детей, которые своевременно овладели речью. Для этого рассмотрим предречевую активность не суммарно, в целом (много или мало), а в связи с теми конкретными ситуациями, в которых они встречаются. Таких ситуаций три. Все здоровые младенцы вокализируют, находясь в бодром и активном состоянии, как бы без видимой причины. Ребенка в момент голосовой активности не занимает ни предмет, ни человек. Для этого он и просыпается раньше, и любит полежать подольше в постели. Иногда такие вокализации обнаруживаются в момент окончания предметных действий — ребенок отставляет игрушку, теряет ее из поля зрения, отдыхает от своей неуемной моторной активности.
Второй типичной ситуацией вокализирования является ситуация действий с предметами. Ребенок тянется к привлекательной игрушке, захватывает ее ручками, ощупывает, тянет в рот, сопровождая свою активность звуками. Или же в это время совершает разнообразные предметные действия, нанизывает кольца на пирамиду, изучает и рассматривает предметы, стучит, катает, бросает и т.д.
И, наконец, голосовые проявления обнаруживаются в ходе взаимодействия маленького человека с окружающими взрослыми людьми. На протяжении первого года жизни общение со взрослыми постоянно усложняется. Сначала внимательный взгляд ребенка в глаза взрослому, затем собственный призывный возглас, стремление обратить на себя внимание, проявить собственную активность при взаимодействии, стремление ответить взрослому голосом. Общение со взрослым есть и тогда, когда взрослого нет в поле зрения, а ребенок голосом пытается установить с ним контакт.
Оказалось, что наблюдение за характером вокализирования в трех указанных ситуациях позволило в значительной степени получить ответ на интересующие нас вопросы. Прежде всего, выяснилось, что в каждой из них используются свои наиболее привычные типы голосовых проявлений. Так, например, без видимой причины ребенок чаще всего гулит, взаимодействуя с предметами, — гукает, а в общении — использует абсолютно все, что может. Спонтанные вокализации с возрастом сокращаются и, если этого не происходит, есть все основания для обоснованной тревоги. Так, например, если в конце второго полугодия первого года жизни чаще всего ребенок вокализирует, находясь один, не занимаясь ни предметными, ни социальными взаимодействиями, — следует обратиться за помощью к специалисту. Ребенку уже на этом этапе требуется правильная и своевременная коррекция.
Вместе с тем, наличие спонтанного вокализирования на фоне имеющейся голосовой активности в других ситуациях — явление закономерное. Вокализации без видимой причины, как правило, более примитивны (в основном гуканье и гуление). Здесь действительно происходит упражнение малыша в речевом дыхании.
Предметные действия служат прекрасным условием для голосовой активности, но очень часто вокализации в этой ситуации, несмотря на многочисленность, достаточно однообразны. И тогда создается впечатление внешней благоприятности развития, которой нет на самом деле. Точно решить, насколько благоприятно развитие предречевой активности у ребенка, можно лишь на основании того, чем отличаются его голосовые проявления в ситуации взаимодействия с окружающими людьми.
Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 2412; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10204 — | 7912 — или читать все…
Читайте также:
Источник