Развитие предметных действий ребенка второго года жизни

1 год—1 год 6 месяцев

Умение самостоятельно передвигаться и понимать обращенную к нему речь взрослого открывает перед малышом огромные возможности удовлетворения потребности в постижении окружающей предметной действительности и активных действий в ней.

Ребенок теперь может сам приблизиться к любой заинтересовавшей его игрушке, выбрать способ действия с ней, заниматься с ней столько, сколько захочет. Но находясь во власти зрительных впечатлений, он отвлекается на другие игрушки и предметы, не может сосредоточиться, длительно играть, переходит от одного предмета к другому. Такие действия, характерные для детей конца первого — начала второго года жизни, не следует считать бесполезными. Ребенок действует по собственной инициативе, проявляет самостоятельность, любознательность, умение исследовать, экспериментировать. В предметном экспериментировании развиваются наглядно-действенное мышление, память, внимание, воображение. Ребенок получает удовлетворение от собственных успехов. Похвала взрослого способствует формированию его самосознания.

И все же длительно заниматься самостоятельно малыш еще не может. Предоставленный сам себе, он быстро теряет интерес к игрушкам, разбрасывает их. В результате пирамидки рассыпаны, матрешки разбросаны, сам ребенок разочарован, устал. Взрослый должен быть постоянно рядом, чтобы при необходимости помочь ребенку, заинтересовать его, организовать совместные действия. Только видя интерес взрослого к игрушке, ребенок способен активно действовать с ним. Обучая, взрослый демонстрирует только те действия, которые ребенок не может выполнить самостоятельно. Малыш открывает ящик, разбирает матрешку, достает из бидончика шарики, а закрыть, собрать, вложить — учит его взрослый. Малыш постепенно учится выполнять действия рукой, кистью, пальцами, оттачивая собственные умения (используя захват тремя пальцами—щепотью, затем двумя — пинцетный захват), решая задачи моторного плана (вкладывать —выкладывать, опускать —вынимать). Эти действия называют соотносящими. Используя развивающиеся умения руки при самообслуживании, малыш начинает выполнять орудийные действия. Например, он действует лопатой, совком, молотком, пользуется ложкой-шумовкой, ситом, доставая из воды шарики и т.п.

С удовольствием подражая взрослому, ребенок пока еще воспринимает лишь внешнюю схему действия, но не его смысл. Для того чтобы чисто внешнее подражание стало осмысленным, необходимо включать дополнительные стимулы.

В конце первого — начале второго года жизни взрослый знакомит детей с логическим завершением предметного действия, с его результатом. Усложняя действия с пирамидкой, воспитатель показывает четкую последовательность нанизывания колец от большого к маленькому; учит складывать башенку, чередуя кубики двух цветов. В ходе совместных с ребенком действий взрослый напоминает, что только их четкая последовательность приводит к желанному результату, в конце игры учит контролировать результат, задействовав зрительное и тактильное восприятие (например, показывает, как провести руками по пирамидке сверху вниз: «Гладенькая!»). Воспитатель учит различать цвет и величину предметов (большой —маленький), голосом подчеркивая разницу между ними («Ма-а-аленький!»), пряча предмет в ладони (большой предмет не спрячешь и в обеих руках).

Взрослый учит детей различать форму шарика и кубика. «Круглый шарик!» — обращается он к ребенку и обводит пальцем вокруг шарика. «Круглый!» —обводит пальцем ребенок и катит шарик, как взрослый. Воспитатель выполняет те же действия, предлагая ему для обследования яблоко, апельсин, колесо от маленькой машины: «Круглое колесо, машина катится». Скатывая шарики по желобку, взрослый уточняет: «Круглые!» И тут же показывает кубик: «Кубик!» Воспитатель обводит кубик, пальцем ребенка, фиксирует утлы, пытается скатить по желобку («Нет! Кубик не катится!») т.д.

У детей в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев интенсивно нарастает объем понимаемых слов, в связи с чем меняется и характер обучения. Метод демонстрации образца в сочетании со словом взрослого приобретает весомую значимость, становится ведущим. Формируются, расширяются, становятся прочнее связи между предметами, явлениями действительности и обозначающими их словами. Меняется и поведение ребенка. Возрастает его активность и инициативность. Сначала отвечая на вопрос взрослого, малыш указывает на передмет пальцем, указующим жестом, что свидетельствует о понимании речи взрослого. Жестовая речь —это переход к активным речевым высказываниям ребенка. Поэтому следует добиваться от него ответов (подражая взрослому) сначала отдельным словом, а с 1 года 4 месяцев—1 года 6 месяцев предложением, состоящим из двух слов. Если не обращать на это внимания, жестовая речь будет сопровождать предметную деятельность на протяжении всего второго года жизни малыша.

В силу возрастных возможностей дети этого возраста все еще находятся во власти зрительных впечатлений: часто отвлекаются, начав играть с одной игрушкой, и, увидев другую, прерывают свою деятельность, не доводят начатое до конца. В поведении детей появляется специфическая черта: малыш вдруг перестает активно участвовать в игре, слушать взрослого, начинает отворачиваться. Со стороны кажется, что он не воспринимает происходящее. Но проходит несколько дней, и вдруг в самый неподходящий момент (на прогулке или при умывании и т. п.) ребенок по собственной инициативе обращается к взрослому, чтобы продемонстрировать требуемое ранее. Этот эффект отсроченного действия, который можно наблюдать и в развитии активной речи малышей, часто ставит в тупик взрослого. По мнению психологов, его наличие свидетельствует о том, что осознание происходящего ребенком еще непроизвольно, а потому выборочно и неполно.

Стараясь правильно выполнить вслед за взрослым то или иное действие, малыш радуется успеху, ожидая заслуженной похвалы. Оценка взрослым действий ребенка, сопровождаемая положительными эмоциями, важна для него, так как помогает правильно оценить уровень успешности собственных действий и себя самого.

Об уровне развития предметных действий ребенка в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев свидетельствуют следующие показатели:

•помнит назначение знакомых предметов (образ действия);

• стремится выполнять разнообразные специфические действия с предметами (рисунок действия).

.

1 год 6 месяцев — 2 года

Развитие речи (как понимание, так и активная речь) вносит существенные изменения в предметную деятельность детей старше 1 года 6 месяцев:

• развитие способности подражать в сочетании с пониманием и активной речью позволяет малышам воспроизводить не только те действия, которым их обучал взрослый, но и те, которые они наблюдали у сверстников;

•взрослый может связывать чувственный опыт малышей со словом, в результате чего совершенствуется восприятие детьми свойств и качеств различных предметов (цвет, форма, положение в пространстве и т.п.);

• взрослый корректирует действия малышей не только в процессе показа, но и с помощью слова. Воспитатель продолжает помогать детям выполнять необходимые действия: разъяснять, уточнять, напоминать их последовательность;

•дети понимают объяснения, инструкции взрослого и в то же время могут проявлять собственную речевую активность («Дай!», «Я сам!» и т. п.);

•малыши уже способны подчинять свое поведение требованиям взрослого. Их действия теперь опираются не на наглядно воспринимаемую действительность, а на содержание услышанных предложений (это первый шаг к развитию произвольности).

Изменяется и характер игровых действий детей. Они старательно долго и увлеченно действуют с предметами по собственной инициативе, упражняясь в закреплении знаний и умений, приобретенных ранее. Так у детей появляются процессуальные действия. Внешне они схожи с манипулятивными (рисунок действий одинаков), но имеют ряд различий и демонстрируют дальнейшее развитие малыша. В отличие от манипуляций процессуальные действия результативны (ведерко наполнено песком), что импонирует ребенку. Малыш вновь и вновь возвращается к одним и тем же действиям (высыпает песок, чтобы набрать его снова), получая удовольствие от того, что может действовать самостоятельно и результативно. Ребенок горд собой и желает еще раз получить подтверждение этому. Он вновь повторяет действия, чтобы пережить чувство удовлетворения от собственных достижений.

Наполнив ведерко, малыш начинает осознавать, что он сам может достичь результата: «Я могу!» Это переживание является первичным самоотношением и чрезвычайно важно для формирующейся личности ребенка.

Взрослый, деликатно подключаясь к действиям малыша, обогащает их, придает им более понятное, логическое завершение, то есть переводит процессуальные действия в план целесообразных, результативных: перевернул наполненное ведерко — получилась башенка. Малыш — внимательный наблюдатель и отличный ученик. Вскоре процессуальные действия с предметами уступают место целесообразным.

Развитие речи на этом возрастном этапе повышает уровень обучаемости детей. Взрослый все реже прибегает к показу детального развития движений и действий, все больше руководит словом: напоминает последовательность действий, уточняет, одобряет, поддерживает активность малыша, радуется его успехам. Конечно, процесс усвоения ребенком инструкций взрослого еще несовершенен в силу слабого развития произвольности и восприятия речи, поэтому взрослому приходится время от времени прибегать к методу пассивных движений, демонстрируя рисунок и образ действия, помогая осознавать представление о конечном результате.

Малышу все еще трудно удерживать в памяти конечную цель, ему свойственно отвлекаться на более интересное для него занятие. Взрослый собственной заинтересованностью, помощью и поддержкой приучает ребенка справляться со спонтанными импульсами, действовать сосредоточенно, результативно. Этот педагогический трудоемкий процесс требует от взрослого терпения, чуткости, любви к детям, знания объема умений и потенциальных возможностей каждого из воспитанников.

Выполняя орудийные и соотносящие действия, дети упражняются в различении свойств и качеств предметов, действуя путем их сравнения, сопоставления, накладывания, группировки, осваивают их сенсорные свойства. Включение в процесс восприятия слуха, зрения, осязания, речедвигательной активности повышает эффективность обучения. Например, различие между понятиями «широкое — узкое» усваивается легче, когда ребенок той или иной гранью кладет на ладошку кирпичик и пытается обхватить его. Знакомство детей с ягодами и фруктами можно провести как увлекательную игру, предложив малышам различать их по форме и цвету, угадать по аромату и вкусовым ощущениям и др. Эти упражнения увлекают малышей, способствуют более прочному освоению материала.

В таких игровых упражнениях, как нанизывание шариков на леску (бусы для мишки), пристегивание пуговиц, действия с крючками, кнопками и молниями при оформлении дидактических панно «Цветочная поляна», «Новогодняя елка» и т.п., совершенствуются движения руки, кисти, пальцев. В этих упражнениях возрастает интерес к играм, самостоятельность и сосредоточенность детей, формируется познавательная мотивация деятельности. Мелкая моторика рук способствует развитию речи, так как двигательный центр мозга возбуждает работу расположенного рядом речевого центра.

Дети начинают действовать не по подражанию, а по образцу взрослого. Это становится возможным, так как они довольно свободно владеют разными способами действий, понимают обращенную к ним речь и сами вступают в речевое общение со взрослым. Например, взрослый говорит: «Красный флажок. А кубик какой? Красный? Красный, как флажок? Нет, не такой! А паровозик красный? Красный, как флажок? Такой? Такой!» И т. п. Так же детей знакомят с величиной и формой предметов. При поддержке взрослого путем разных способов действий ребенок должен сам убедиться в правильности или ошибочности собственных суждений. Состояние успеха, подтвержденного взрослым, укрепляет уверенность малыша в своих возможностях, повышает интерес к игре. Этому способствует и самостоятельный поиск способов результативных действий. Например, играя с геометрической коробкой, малыш примеривает кубик то к одной, то к другой прорези, повторяя: «Такой? Нет, не такой!», проводит пальцем по ее периметру и т. д. Путем проб и ошибок он устанавливает грибочки на цветном столике. Такие развернутые действия способствуют формированию у ребенка не словесно-формальной, а чувственно-практической ориентировки на свойства и качества предметов.

Дети второго года жизни успешно выполняют классификацию (легковые, грузовые машины), обобщение предметов (большие и маленькие матрешки) и действий (нанизывание колец, бус; нагружают грузовую машину кубиками, усаживают в нее разных мишек, зайцев и перевозят в другое место и др.); выполняют действия более экономным способом, производя лишь зрительный контроль, а затем действуют не только на основе наглядных свойств, но и производят действия, ориентируясь на их смысловую принадлежность к целостному процессу (например, в ходе игры-лото «Кому что нужно?»).

В конце второго — начале третьего года жизни дети большее предпочтение отдают самостоятельным действиям с игрушками. Если раньше предмет диктовал ребенку способы действия с ним, то теперь побудителем к действию становится и сам предмет, и представления о нем. Ранее малыш начинал действовать с теми предметами, которые попадали в поле его зрения. Теперь он подбирает предметы по ходу игры, например, строит берлогу для мишки. Теперь предметы «подчиняются» его желанию действовать с ними так, как он задумал.

Систематическое руководство взрослого, его тактичные побуждения могут вызвать в памяти малыша цепочку последовательных действий, усложняя, обогащая его собственные игровые действия. Ребенок много и подолгу экспериментирует с игрушками, постоянно ищет, как по-новому использовать их: он то насадит на стержень пирамидки резиновую игрушку, то отвинтит колеса паровоза, то вобьет в прорезь геометрической коробки матрешку.

Взрослый должен следить и пресекать нежелательные действия исследователя, подбирать для него необходимый материал.

Чувствуя уверенность в своих силах, ребенок стремится к самостоятельным действиям, начинает отстранять взрослого («Я сам!»).

Об уровне развития предметных действий ребенка в возрасте 1 года 6 месяцев —2 лет свидетельствуют следующие показатели:

• умение разнообразно действовать с предметами на основе их наглядных свойств и смысловой принадлежности;

• стремление выполнять предметно-игровые действия самостоятельно и результативно.

Дата добавления: 2015-05-15; просмотров: 2169; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8693 — | 7510 — или читать все…

Читайте также:

Источник

евгения агафонова
Консультация для родителей «Значение игр-занятий с предметами-орудиями в развитии детей второго года жизни»

Консультация для родителей

Значение игр-занятий с предметами-орудиями

в развитии детей второго года жизни.

Психологи выделяют возраст от 1 года до 3 лет как период, когда в деятельности ребенка главенствующую роль играет предметная деятельность. Занятия с предметами – орудиями оказывают существенное воздействие на умственное развитие ребёнка. Он учится выполнять какую – либо практическую задачу, используя подручные средства (палочка, молоточек, рычажок, сачок и пр., воздействуя одним предметом на другой. Например, придвигать к себе игрушку палочкой, доставать из воды рыбку сачком, насыпать песок в формочку совочком.

«Так что здесь трудного?» — спросят озадаченные родители. Ответ и прост, и сложен одновременно: орудийные действия доступны только человеческому интеллекту. Считается, что человек приобрёл свой статус, впервые применив камень в качестве орудия труда. Так появились предметы – орудия, которые на протяжении многих лет имели свое назначение.

В возрасте от 1 года до 3 лет ребенок, когда он встречается с новым для него предметом, начинает интересоваться, для чего этот предмет, как его можно употребить. Но не все действия, которые он усваивает, однотипны, не все одинаково значимы для его психического развития. Психологи считают особо значимыми для развития ребенка, в раннем возрасте так называемые соотносящие и орудийные действия – с пирамидками, матрешками и другими сборно-разборными материалами. Правда, если малышу дать только образец действия, многократно разбирая и собирая пирамидку у него на глазах, скорее всего он запомнит место, на которое попадает каждое кольцо при разборке. Важнее, если пирамидку он будет разбирать сам. Тогда и запомнит, куда следует класть кольца, и постарается нанизать их снова точно так же. Возможен и другой вариант – взрослый обращает внимание на ошибки и на их исправление. В этом случае он начнет действовать путем проб, замечая допущенные ошибки и исправляя их. Но есть и третий способ: можно научить ребенка предварительно примеривать кольца, выбирать самое большое из них. Тогда малыш научиться подбирать нужные кольца и надевать их не стержень по порядку. Этот способ оказывается наиболее отвечающим цели, он позволяет выполнять действие в самых разнообразных ситуациях.

Ложка, чашка, совочек, лопатка, карандаш – самые простые орудия, с которыми знакомится ребенок. Осваивая их, малыш впервые учится перестраивать движения своей руки в зависимости от их устройства. Вглядитесь, как ребенок постигает умение пользоваться ложкой. Она «устроена» так, что зачерпнув ею пищу, мы должны поднять ее вертикально, не наклоняя, а уж потом отправить в рот. Но ведь «невооруженная» рука, несущая пищу, действует совсем иначе – по прямой линии сразу ко рту. Значит, движение руки, в которую попадает ложка, нужно перестраивать. Это орудийное действие ребенок сразу усвоить не может. Сначала ложка служит ему просто продолжение руки. Ребенок захватывает ее в кулачок как можно ближе к углублению и, зачерпнув при помощи взрослого пищу, несет ее ко рту, как он нес бы пищу, если бы у него в руке не было ложки. Все внимание его устремлено не на ложку, а на пищу. Естественно, значительная часть попадает или разливается. Связь между тем, чем он, ребенок, действует (ложкой, и тем, на что действие направлено (пища, он улавливает постепенно. Успеха добивается сначала от случая к случаю. Пройдет не так уж много времени, пока рука приспособится в достаточной степени к свойствам ложки, — возникает орудийное действие.

Почему же этот вид деятельности так необходим для развития интеллекта ребенка?

Психологи отвечают: ребенок, который при выполнении различных практических задач использует предметы – орудия целесообразно, не только совершенствует «ручную» умелость, но и расширяет возможности мышления, памяти и восприятия. А орудия становятся средством достижения положительного результата. Действия с предметами-орудиями оказывают наиболее существенное влияние на интеллектуальное развитие ребенка. Осваивая деятельность с предметами, ребенок никаких мыслительных задач самостоятельно не решает. Но очень важно, чтобы он волей-неволей обращает внимание на то, что между предметами, с которыми он действует, между предметом и орудием может быть установлена связь. Это важная ступень в развитии мышления ребенка.

В раннем детстве образное мышление еще весьма ограниченно в своих возможностях. Ребенку под силу только самые простые задачи. Усложняются условия – приходиться прибегать в помощи внешнего действия, внешних проб.

Когда же появляются первые орудийные действия?

Вспомним, в начале жизни ребенок совершал преимущественно простейшие манипуляции с предметами: перекладывал их из руки в руку, ощупывал, рассматривал, поглаживал. Затем появляются новые действия, в которых ребенок использует внешние свойства предметов. Постепенно его начинает интересовать, для чего тот или иной предмет служит, как его можно использовать. Самостоятельно понять, как используется данный предмет, малыш не в состоянии. Предметные действия не могут возникнуть спонтанно, ребенок не может «изобретать» их. Поэтому назначение предметов он усваивает, подражанием взрослому, который передает ему опыт социальной жизни в практическом освоении. И в этом смысле малыш является наследником материальной и духовной культуры общества. Заботясь о полноценном психологическом развитии маленького ребенка, взрослый должен помочь ему овладеть способами применения прежде всего предметов быта: посуды, постели, одежды

В результате ко второму году жизни предметные действия ребенка уже отличаются от простейших манипуляций, приобретают характер, соответствующий свойствам предметов: коляску катает, а не стучит ею, как раньше; куклу сажает за стол или укладывает в кровать, а не бросает на пол; из кубиков или кирпичиков пытается сложить дорожку, заборчик и т. д.

Одновременно в конце первого и – в большей степени – на втором году жизни в деятельности детей наблюдаются попытки воздействовать предметом на предмет с тем, чтобы вызвать их перемещение, звучание и т. п. Именно к этому виду деятельности относится использование таких предметов орудий, как палочки, ложечки, совочки, и др. Осваивая их и другие предметы обихода, малыш совершенствует движения кисти руки, что является основой формирования трудовых, изобразительных умений и навыков письма.

Выполнение практической задачи преследует две цели: практическую – овладеть далеким предметом с помощью палочки, познавательная – познакомиться с внутренними свойствами предмета, обогатить свой опыт, понять, как нужно действовать, каковы назначения и практический смысл этих действий.

На втором году жизни речь ребенка еще не достаточно развита, и его опыт постижения мира вещей закрепляется не столько в слове, сколько в способах действия. Постепенно способ действия становится хорошо знакомым ребёнку: он обобщает накопленный опыт и применяет его в различных условиях. Так, например, научившись палочкой доставать закатившийся под диван мячик, малыш использует этот способ, чтобы достать машинку или притянуть к себе колечко и т. п. Конечно, такой «перенос» действия в новую ситуацию способствует развитию сообразительности, формирует самостоятельность в выборе средств достижения цели. Ребенок стремится к повторению удачных действий, самостоятельно добиваться нужного результата. Практическое установление связи между действием и его результатом помогает умственному развитию малыша.

Игры – занятия с предметами – орудиями способствуют развитию таких личностных качеств ребенка, как настойчивость, целеустремленность и т. п. Показав способы употребления определенного предмета, мама побуждает малыша пользоваться им самостоятельно. Важно проявление не только самостоятельности, но и индивидуальности ребенка. Мама не должна натаскивать его, формировать действия по строгой принятой схеме. Пусть он сам добьется желаемого результата, испытывает радость «победы», удачного действия, что рождает эмоциональный «всплеск».

С детьми от 1 года 6 месяцев проводятся игры – занятия с простейшими вспомогательными предметами: «Достань колечко», «Что в трубке лежит?», «Достань шарик», игры с песком. Обстановка игры, форма игрушек, их размещение в сочетании с занимательным показом и пояснениями взрослого формируют умения занять себя, используя предметы – орудия. Большое значение имеют не только участие мамы в игре, но и общение с другими детьми. Например, играя в песочнице, малыш с интересом наблюдает за тем, как сосед «печет» куличики, и пытается повторить эти игровые действия.

Для интеллектуального развития полезны любые «орудийные» игры с колокольчиками, с колпачками, с кругами, кольцами, кубиками, требующие использования наглядно-действенного мышления. Например, можно игрушку машинку поставить на стол так, чтобы ребенку трудно было дотянуться до нее рукой; через колечко на машине продернуть веревку так, чтобы оба ее конца свисали со стола. Ребенок должен догадаться, что тянуть надо не за один конец, а за два сразу.

Очень полезны для развития наглядно-действенного мышления задания с конструкторами или мозаикой. Сначала ребенок может строить что-то с помощью взрослого по задуманному образу, затем переходит к самостоятельным постройкам, что требует от него умения анализировать свойства разных строительных деталей, опробовать их и решать конструктивную задачу.

Вспомним, что в народной педагогике издавна существовали декоративно выполненные игрушки – забавы: петрушка, медведь – кузнец, рыбак, обезьянка – акробат и др. Демонстрация этих игрушек позабавит малыша и вместе с тем поможет ему связать воедино целый ряд впечатлений. Часто ребенок становится свидетелем смекалки и умелости взрослых: видит, «как дядя стучит молотком – чинит забор», «как тетя красит забор краской и кистью» и т. п. Как правило, использование предметов в качестве вспомогательных средств для решения практических задач очень часто сопровождает деловую жизнь взрослых, а ребенок, подражая, выполняет похожие игровые действия с помощью игрушек (действует молоточком, совочком и т. д.).

Мама должна обращать внимание ребенка на происходящее в окружающем – совместные наблюдения расширяют его кругозор. В процессе наблюдений и игровых действий активизируется речь ребенка. Он слышит новые слова: достань, придвинь, сделай, лови, обозначающие действия с конкретным предметом – орудием, начинает понимать простые предложения: «Достань кольцо палочкой», «Придвинь к себе коляску» и т. п.

На протяжении второго года жизни действия с предметами меняются по «рисунку» и содержанию. Вначале ребенок выявляет физические и динамические свойства объекта, подвергая их механическим воздействиям в процессе манипулирования, затем выполняет действие, подражая взрослому. Так возникают отобразительные и сюжетно — отобразительные игры. Наконец, ребенок начинает употреблять предметы по их функциональному назначению, т. е. присваивает социальный опыт их употребления.

Ученые установили: чем насыщеннее жизнь ребенка при ознакомлении с окружающим, тем более развиты его игровые действия.

Источник