Развитие предметной игровой и познавательной деятельности ребенка

Развитие предметной игровой и познавательной деятельности ребенка thumbnail

Светлана Перепечаева
Развитие познавательной деятельности детей раннего возраста посредством игровых технологий

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Развитие познавательной деятельности детей раннего возраста посредством игровых технологий

Перепечаева Светлана Николаевна

ГБОУ школа интернат г. о. Отрадный Самарской области, педагог – психолог Службы ранней диагностики и коррекции развития детей до 3лет

АННОТАЦИЯ

Данная статья раскрывает возрастные особенности детей раннего возраста, важность игровой технологии в познавательной деятельности ребенка, а также виды педагогических игр с детьми данной возрастной категории из опыта работы специалистов Службы ранней помощи г. о. Отрадный Самарской области.

Не секрет, что ранний возраст играет особую роль в интеллектуальном развитии ребенка. Формируется первичный образ мира, малыш начинает осознавать себя и свое место в нем. Складываются первые человеческие качества, которые в будущем станут фундаментом его характера.

Почему же так важен период раннего детства? Да потому, что именно в этот период происходят существенные изменения, ребенок начинает самостоятельно ползать, ходить, знакомясь при этом со многими еще неизвестными предметами. И он не просто осматривает их, он их трогает, пробует на вкус, и все это откладывается в его памяти. И уже через некоторые время он прекрасно будет отличать друг от друга недавно изученные предметы, потому что он запомнил их и зрительно, и на ощупь, и на вкус. Главная задача взрослых, не мешать малышу в изучении мира, а ведь некоторые родители буквально следуют по пятам ребенка, пытаясь защитить его от всего опасного и страшного в их понимании. Но, тогда как ребенок впоследствии поймет, что это опасно?

Ранний возраст является уникальным и значимым периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в образовательной деятельности, а в ведущей и главной деятельности детей раннего возраста — в игре.

Для детейигра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них — серьезная форма воспитания.

В игре ребенок делает открытие того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у детей раннего возраста необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством развития, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, взрослый воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Начальный этап игровой деятельности – это ознакомительные действия с предметом — игрушкой по мотиву, заданному ребенку взрослым. Ее содержание составляют действия – манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.

Эта деятельностьвесьма скоро меняет свое содержание: обследование направленно теперь на выявление особенностей предмета и поэтому перерастает в ориентировочные действия – операции.

Следующий этап игровой деятельностиполучил название отобразительной игры: для нее характерны действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного результата. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры детей раннего возраста.

Для детей дошкольного возраста игра служит в последствии накоплением опыта не только в предметно-познавательной, но и в коммуникативной деятельности

Поэтому основная задача взрослых в период детства – обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей.

Я хотела бы поподробнее остановиться, как раз на тех игровых технологиях, которые способствуют стимуляции развития детей.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологийи реализуются в соответствии со следующими принципами:

-принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

-принцип доступности обучения;

-принцип систематичности и последовательности;

-принцип связи и обучения с жизнью и практикой;

-принцип педагогической поддержки.

Цель игровой технологии — создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Еёзадачи:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Естественно, что ключевой момент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Значение игры велико,оно:

— активизирует детей;

— повышает познавательный интерес;

— Вызывает эмоциональный подъем;

— способствует развитию творческого мышления;

— максимально концентрирует время занятий за счет четко сформулированных условий;

— позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровой деятельности за счет усложнения и упрощения задач.

В нашей службе занятия проводятся с детьми, имеющими проблемы в развитии. Как известно, такие детки очень плохо адаптируются и с трудом усваивают и впоследствии применяют различные навыки и способности.

Поэтому основное направление в нашей коррекционной работе отдано игре.

Все игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игра помогает детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, малыши быстрее адаптируются и легче усваивают материал любой сложности

Виды педагогических игр разнообразны.Они могут различаться:

1. По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентированные и т. д. ;

2. По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

3. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами устанавливаемыми по ходу игры, игры, где одна часть правил задана условиями игры, и устанавливается в зависимости от ее хода.

4. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

5. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские и т. д.

В своей работе с детьми раннего возраста мы используем все виды игр, адаптируя их на возраст и психологические особенности малышей.

Например:

1. Игры в парах — способствуют становлению субъектного эмоционального — положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении («Прогулка в парах», «По узенькой дорожке», «Ай-да» и др.).

2. Совместные игры с несколькими партнёрами — эти игры помогают детям пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально — практическое взаимодействие с группой сверстников («Паровозик», «Лиса и зайцы», «Птички в гнёздышках», «У медведя во бору» и др.).

3. Пальчиковые игры — дети подражают взрослому, друг другу («Замок», «Пальчики попляшут», «Пальчики здороваются», и т. д.).

4. Хороводные игры — созданы по образцу народных игр и построены на основе сочетания простых повторяющихся движений и физических контактов участников («Каравай», «Раздувайся пузырь», «Карусели» и т. д.).

5. Совместные игры с предметами — помогают ребенку видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре («Катаем мячики», «Игры с резиновыми игрушками» и т. д.).

6. Игры с правилами — в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью («Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши» и т. д.).

7. Словесные игры — это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих,дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи:описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. («Когда это бывает?», «Кто как кричит», «Мишка косолапый», «Зайка беленький» и т. д.).

8. Настольно — печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы.Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «Парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения.

9. Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. («Мозаика», тактильные пособия, шнуровки и т. д.)

10. Музыкально-ритмические игры ориентированы на подражательные действия, активизацию двигательной активности и эмоционального отношения к происходящему (движения под музыку, подпевки, игра на ложках, бубнах, маракасах, барабанах, колокольчики, свистульки и т. д.).

11. Игры с природными массажерамиразвивают мелкую моторику рук, формируют согласованные движения, способствуют развитию межполушарного взаимодействия и благоприятно воздействуют на психику («Бульки», «Песочные замки», упражнения с крупой, камнями, ракушками, шишками, желудями, каштанами, орехами, деревянными чурочками).

12. Арт-терапевтические игры формируют у малышей творческое воображение, фантазию, учат доводить начатое до конца и получать какой-то продукт своей деятельности (рисование, аппликация, лепка из пластилина, теста, элементы декупажа).

13. Подвижные игры совершенствуют общие движения, координацию и равновесие, укрепляют физическое здоровье и иммунитет (бег, прыжки, ползания, упражнения с мягкими модулями и в спортивной зоне).

Все вышеперечисленные игры способствуют развитию общения детей со сверстниками, они безболезненно привыкают к новой среде и раскрывают свои положительные качества и потенциальные возможности. Таким образом, дети, бывшие пассивными наблюдателями, постепенно включаются в занятия и на удивление родителям «меняются на глазах», повторяя дома все, чему научились у нас.

После проведения занятий мы проводим мониторинг тех показателей, которые смотрели при приеме детей. Это уровень адаптации, умение взаимодействовать с окружающими, усвоение нового материала, уровень запоминания и умение переносить полученные навыки в жизнь. Как показывают результаты диагностики и анкетирование родителей, все показатели улучшились. Мы уверены, что наши малыши комфортно пройдут адаптацию в дошкольных учреждениях и смогут добывать новые знания легко и с удовольствием!

Список литературы

1. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности», Мозаика-Синтез, 2008.

2. Данилова Л. «Обучение с пеленок», ИД «Нева», 2004.

3. Кеттманн С. «2000 развивающих игр и экспериментов для детей», Попурри, 2005.

4. ПогудкинаИ. С. «Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет», Книголюб, 2006.

5. Стребелева, Е. А. МишинаГ. А. «Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии», Полиграф сервис, 2002.

6. www.fisher-price.com«Развитие вашего ребенка через игру».

Источник

Анна Шарипова
Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности в свете ФГОС

Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов является психологической основой детской игры. «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В игре малыш, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями», К. Д.Ушинский подчеркивал влияние на содержание детской игры: она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживание детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека.

Игра – это ведущая деятельность дошкольника, оказывающая существенное влияние на развитие всех сторон его психики. В игре формируется произвольности поведения. Подчинение требованию «надо», а не «хочу», снимается познавательный эгоцентризм, когда ребенок начинает учитывать наличие других точек зрения на события и предметы действительности. В игре изменяются и познавательные процессы.

К. Д. Ушинский возражал против излишнего вмешательства воспитательницы в детскую игру. Он считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей важное значение в развитии личности: «Игра есть свободная деятельность дитяти. В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля». Воспитательница должна доставлять материал для игры, заботиться о том, чтобы этот материал содействовал выполнению поставленных задач воспитания.Время для детских игр в детском саду должно отводиться сообразно возрасту: чем меньше ребенок, тем больше времени должен он проводить в игре. И в дошкольном возрасте надо стремиться к тому, чтобы ребенок никогда не пресыщался в игре и мог легко прервать ее для работы. Дошкольники тоже должны трудиться.

Познавательное развитие ребенка раннего возраста связано, прежде всего, с органами чувств и совершаемыми ими движениями. Малыш воспринимает как реально существующие объекты и явления только то, что можно потрогать, увидеть или идентифицировать с помощью других органов чувств. Именно поэтому маленькие дети очень любят бросать вещи, ударять ими о стену, высыпать что-то из банок, ощупывать предметы или пробовать их на вкус.

Познавательное развитие ребенка раннего возраста включает в себя развитие двух важных факторов – восприятия и памяти. Восприятие обеспечивается при помощи органов чувств, важнейшими из которых на тот момент становятся осязание, слух и зрение. По мнению психологов, познавательное развитие ребенка раннего возраста предусматривает восприятие малышом объектов в целом, в виде обобщенных образов, а не в виде разрозненной мозаики.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, не сформированности произвольности поведения ребёнок часто переключает свое внимание, оставляет одно дело ради другого.

У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребёнка гарантом психологического комфорта и защищённости. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребёнок берёт на себя определённые роли и подчиняет им своё поведение.

В этом проявляется интерес ребёнка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребёнка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Содержание познавательных занятий зависит, с одной стороны, от программных образовательных задач, а с другой стороны — от содержательной структуры самой познавательной деятельности.

Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятия,

Организационная структура игрового познавательного занятия.

Во вводной части происходит постановка познавательной задачи перед детьми или создание познавательно-игровой проблемной ситуации, провоцирующей постановку познавательной задачи Мотивация может быть игровой или практической (помочь герою открыть сундук, сшить платье, организовать путешествие в космос и т. д.).

В основной части происходит решение поставленной задачи, Может быть организовано «пошаговое» решение, т. е. дробление основной задачи на ряд более мелких взаимосвязанных задач в русле познавательно-игровой ситуации.

Например: ребенку необходимо построить домик для зайчика. Он должен будет подумать какой он будет по форме и размеру; подобрать строительный материал. В процессе выполнения цепочки задач ребенок приобретает новые знания и умения (математические, конструктивные, систематизирует ранее полученные представления, учится применять их и новых игровых проблемных ситуациях.

В заключительной части дети анализируют полученные результаты, ход познавательной деятельности, способы выполнения, акцентируя внимание на эффективности решения познавательно-игровой ситуации.

Гибкая тактика руководства детской игровой деятельностью является одним из основных условий, способствующих успешному и полному раскрытию её богатого воспитательного, развивающего, социализирующего и адаптирующего потенциала.

Главными педагогическими задачами являются:

• оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта;

• расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;

• поощрение инициативы детей при развёртывании индивидуальных, парных и коллективных игр;

• создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня и др.

Виды игр; игровая тактика педагога

Детей 3–4 лет интересуют и увлекают разнообразные игры «экспериментирования» со специально предназначенными для этого игрушками, несложные сюжетные самодеятельные игры. Взрослый предлагает разнообразные обучающие (автодидактические предметные, сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные) и досуговые игры (игры-забавы, развлечения, отдельные празднично-карнавальные игры). С его помощью дети осваивают некоторые народные игры обрядового, тренингового и досугового характера.

Под руководством взрослого и самостоятельно дети учатся отражать в играх несложный сюжет, представленный рядом последовательных действий. Постепенно игра становится не столько сюжетно — отобразительной, сколько сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевые игры помогают детям усвоить назначение и свойства предметов, понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем медвежонка, идём в гости и т. д.). В таких играх ребёнок выражает свои эмоции и чувства, что в определённой мере позволяет ему в реальной жизни справляться с трудными ситуациями.

Важно учить детей вступать в игровые диалоги сначала в парной игре с воспитателем, а затем со сверстниками, поощрять проявления доброжелательности в отношении партнёра по игре. Если ребёнок испытывает затруднения в общении с другими детьми по ходу игры,воспитатель включает его в игру постепенно: сначала играет с ребёнком сам, а затем уже предлагает играть с другими детьми, учитывая при этом симпатии ребёнка, его индивидуальные особенности и игровые интересы.

Воспитатель привлекает детей к участию в совместных с ним играх по сюжетам на темы окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте, а также по сюжетам литературных произведений (сказки «Теремок», «Репка», «Машенька обедает» С. Капутикян, «Мой Мишка» З. Александровой, «Айболит» К. Чуковского). Педагог формирует умения принимать игровую роль, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью; поощряет игровую самостоятельность и инициативу, попытки подбирать атрибуты для роли и недостающий игровой материал, обозначать словом игровые действия, связанные с ролью. Взрослый поощряет использование предметов-заместителей (палочка – градусник, кубик – мыло, их поиск и применение в самодеятельных детских играх. К концу четвёртого года жизни появляются режиссёрские игры, которые представляют собой разыгрывание тех или иных ситуаций в воображаемом плане с помощью игрушек и овладение «речью» от их имени.

Накопление и обогащение игрового опыта дошкольников при поддержке воспитателя происходит в разных видах игр. Так, с помощью обучающих (дидактических) игр дети осваивают систему сенсорных эталонов, решают соответствующие возрасту мыслительные задачи, связанные со сравнением и анализом формы, величины, цвета предметов, их расположения в пространстве и т. д. В играх с дидактическими материалами они учатся действовать в соответствии с простыми игровыми правилами, подчиняться очерёдности их выполнения при играх в парах и в подгруппе.

Взрослый поощряет самостоятельные игры с элементарными правилами. Существенное значение в воспитании начальных волевых проявлений и навыков произвольного поведения приобретают подвижные игры.

Они помогают дозировать двигательную активность детей в течение дня

и включаются как в регламентированную (специально организованные занятия, так и свободную детскую деятельность (прогулки, развлечения и праздники, досуг).Такие игры носят несложный характер: дети пока ещё не обладают способностью удерживать «в уме» большое количество правил и последовательность их выполнения. Поэтому педагог организует игры на основе 1–2 правил, требующих одновременных и поочерёдных действий (по сигналу воспитателя): «Догоните меня», «Наседка и цыплята» и др.Предлагаются игры на выполнение разнообразных общих движений: ходьба, бег, подпрыгивание и т. д., а также игры для развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук (пальчиковый игротренинг). Общей целью подвижных игр является не только укрепление здоровья и правильное физическое развитие детей, но и развитие положительных эмоций, получаемых от выполнения различных движений, совместной игры со сверстниками.

Вторая половина дня пребывания ребёнка в детском саду наполняется досуговой деятельностью игрового характера – играми-забавами, играми-развлечениями и празднично-карнавальными играми.

В такие игры часто включаются образные, народные и музыкальные игрушки, персонажи кукольного театра и герои литературных произведений. Объединение выразительного движения, художественного слова, музыки, пения и элементов игры помогает постепенно приобщить дошкольников к музыкально-ритмическим и театрализованным играм, простым играм-драматизациям с понятным и интересным для них сюжетом.

Рациональная организация и динамичное изменение предметно-игровой среды в группе является основой для детского игрового творчества. Воспитатель подбирает соответствующие возрасту и потребностям детей данного возраста игрушки и игры, заботится о регулярном обновлении игровой атрибутики, наличии полифункциональных игровых материалов, дозирует меру и характер своего влияния на самодеятельные детские игры, создаёт условия и «настрой» на игру в течение всего дня пребывания детей в детском саду.

Полученные позитивные впечатления являются стимулом для самостоятельного воспроизведения малышом доброжелательного поведения, проявления гуманных чувств и внимания к окружающим его взрослым и сверстникам.

Источник