Развитие правильной речи ребенка дошкольного возраста

Развитие правильной речи ребенка дошкольного возраста thumbnail

Речь маленького человека – один из основных показателей его развития. Чем более понятно он выражает свои потребности, мысли, эмоции, тем быстрее взрослые откликнутся на его запросы. Однако, в последние годы все больше и больше детей говорят нечетко, невнятно, с многочисленными ошибками в произношении (к примеру, дошкольник имеет фонетико-фонематическое недоразвитие речи), перестановками букв, слогов. Это, несомненно, ведет к тому, что малыша не понимают или лишь догадываются о том, чего же он хочет.

Грамотная речь (активный словарный запас) способствует познанию окружающего мира, помогает узнавать что-то новое. Следовательно, активно развиваются психические познавательные процессы – внимание, память, мышление.

Очень важно принимать активное участие в жизни ребенка всем членам семьи (особенно в первые несколько лет его жизни). Тем самым помогать осваивать новый для малыша навык – учиться разговаривать: сначала произносить отдельные звуки, затем слоги, слова и, наконец, связные предложения.

Общение в семье — важная составляющая развития речи ребенка

От того, насколько каждый взрослый включен в общение с малышом, будут зависеть его успехи. На начальных этапах маленький сын или дочка наблюдает, потом подражает и только затем учится произносить самостоятельно.

Точное определение

Понятие «развитие речи» в широком представлении – это комплекс этапов, методов и методик, направленных на овладение человеком устной и письменной речи. Речь – это сложная форма коммуникативной деятельности человека, которая исторически возникла посредством языка. Язык необходим нам для общения, так как он включает в себя различные средства (лексику, фонетику, грамматику).

Актуальность

Нет определенного промежутка времени, на протяжении которого можно и нужно усиленно заниматься развитием речи – и все – как по взмаху волшебной палочки малыш взял и заговорил целыми предложениями. Это довольно длительный процесс и у каждого отдельного ребенка занимает свое время.

Родители закладывают основы, на которые как на кирпичики накладываются знания и умения. Развитием речи занимаются не только с года до двух лет, пока ребенок не заговорит – это процесс, который не имеет четких границ. Многие взрослые люди активно развивают и усовершенствуют свою речь, свои речевые навыки.

Статистика

Данные статистики гласят – с каждым годом все большее количество детей дошкольного и школьного возраста нуждается в целенаправленном и усиленном речевом развитии. Младенцы все чаще рождаются с неврологической патологией, которая влечет за собой неактивность речевых центров, а, следовательно, такие дети позже начинают говорить, а если говорят, то с многочисленными нарушениями. К тому же, многие родители в основном заняты тем, что зарабатывают деньги на обеспечение своей семьи и им попросту некогда заниматься детьми. Эта картина печальна, но она полностью отражает состояние современной действительности.

Факторы, от которых зависит развитие речи

Факторы, влияющие на развитие речи

Каждый ребенок индивидуален, но психологи и логопеды выделяют четыре основных фактора, которые влияют на речевое развитие:

  1. Анатомические особенности – правильное строение и функционирование речевого аппарата (языка, нёба, гортани, голосовых складок), правильное дыхание. Как только младенец рождается, его сразу же осматривают неонатолог и педиатр, а на протяжении первого года жизни другие специалисты − невролог, стоматолог и др. Это делается для того, чтобы исключить различные врожденные дефекты, на ранних сроках выявить какие-либо заболевания или предрасположенность, а также предупредить развитие болезни. В случае обнаружения отклонений от нормативного развития врач сможет порекомендовать исправить анатомический дефект либо подготовиться к последующей коррекции. Например, укороченная уздечка не позволяет языку полноценно двигаться в ротовой полости, и он не достает до нёба. Тем самым она предопределяет возникновение неправильного звукопроизношения.
  2. Физиологический компонент. Давно доказана связь между головным мозгом и мелкой моторикой – развивая маленькие ручки, можно активизировать речевые центры. Существует огромное количество пальчиковых игр, занятий, направленных на развитие тактильных ощущений (различные крупы, предметы, отличающиеся формой и размером и т. д.). Самая хорошо известная и любимая игра − «Волшебный мешочек».
  3. Эмоциональный компонент. Это, прежде всего, тесная эмоциональная связь с мамой и папой. Идеальным считается общение ребенка с дедушками, бабушками (с обеих сторон), братьями, сестрами. Чем больше малыш общается со своими родными, тем быстрее включается в разговор с ними (кому-то подмигнет, кому-то «агукнет», а кому-то скажет что-то).
  4. Социальный компонент. Сначала младенец начинает общаться с родителями посредством крика, когда он только таким образом может сказать, что испытывает дискомфорт, затем при узнавании знакомых лиц фиксирует свой взгляд, начинает улыбаться, тянуться ручками и т. д. Поэтому важно все, что делает ребенок – обязательно выражайте эмоционально свою радость, умиление, восхищение.

К тому же, кроме вышеперечисленных факторов, многие специалисты (логопеды, психологи, дефектологи) обозначают влияние речи окружающих − в особенности правильной с точки зрения фонетики. Например, если один из родителей «картавит», то скорее всего сын или дочь будет делать это на основании подражания значимому взрослому. В данном случае целесообразно корректировать произношение звука Р параллельно ребенку и взрослому.

Этапы формирования речи

Развитие связной речи у дошкольников

Речь новорожденного начинает развиваться сразу после его рождения. Речевые навыки развиваются параллельно с физическим и умственным развитием ребенка – осваивая новые движения и делая определенные успехи в интеллектуальном плане, речь обогащается, увеличивается активный и пассивный словарный запас.

Таким образом, ребенок приобретает свой собственный речевой и мыслительный опыт.

Считается, что речь развивается по двум направлениям:

  • Практический опыт малыша – используя язык на практике, в творческой деятельности, он тем самым расширяет свои речевые возможности.
  • Специально организованное обучение – закрепление и совершенствование речевой и языковой практики происходит в детском саду, школе и других учебных заведениях. На самом деле, освоение речи происходит постоянно, даже во взрослом возрасте.

Разные ученые выделяют несколько этапов развития речи. Основными являются следующие:

  1. Первый этап − подготовительный, или пассивный. Возраст – от рождения до 1 года. Данный этап является основополагающим, потому что характеризуется появлением первого крика, эмоциональных откликов на общение с родителями, близкими людьми, первыми поворотами головки на звуки, лица родных, готовностью к игровым действиям, реакцией на слова и др. Основной источник получения информации об окружающем мире – пальчики и рот, куда отправляется все, что попадается под руки. Появляются первые звуки, звукокомплексы, слоги.
  2. Второй этап. Автономный, или преддошкольный. Возраст – от года до 3 лет. Появляются первые слова и фразы, которые могут быть сказаны не совсем правильно. Дошкольник учится произносить, улавливая реакцию окружающих и стараясь повторять за взрослыми, начинает понимать смысл сказанного и использовать это в дальнейшем. Единственное, что может отличать речь ребенка от взрослого на данном этапе – это отличия в произношении и множественные значения некоторых слов (со временем дитя научится понимать разные или переносные смыслы употребления одних и тех же слов).
  3. Третий этап. Активный, или дошкольный. Возраст – от трех до 7 лет. Речь усиленно развивается, расширяются словарный запас и кругозор ребенка. На этом этапе (физиологически правильно) можно исправлять нарушенное произношение любых групп звуков – ребенок слышит свою искаженную речь и способен осознавать сделанные ошибки, и впоследствии их исправлять. Речь становится более связной, развернутой − ребенок усложняет предложения, может составлять и сочинять рассказы.
  4. Четвертый этап. Школьный. Возраст – от 7 до 17 лет. Самый серьезный и осознанный этап в формировании правильного речевого навыка. Школьник изучает и запоминает основы грамматики, постепенно овладевает письменной речью, совершенствует устную и литературную речь.

Основные задачи, направленные на развитие речи

Основная цель – научить ребенка (человека) правильно, грамотно и понятно излагать свои мысли, чувства и желания на русском (родном) языке, используя при этом устную речь. Для этого необходимо:

  • Формировать и расширять словарный запас.
  • Грамматически правильно строить предложения.
  • Использовать звуковую составляющую речи (умение слышать и правильно передавать звуки русского языка, используя интонационный компонент, произношение и верные ударения).
  • Употреблять в речи монолог и диалог.
  • Изучать классические литературные произведения (они помогают развивать связную речь).

Нормы ВОЗ

1 год:

  • Повторение слогов, преимущественно открытых (например, «да», «ма», «па», «ту» и др.).
  • Повторение звуков и слогов, имитирующих животных («мау», «аф», «ко», «му»).
  • Появляется интонационная окраска выражаемых эмоций.
  • Свои действия малыш может уже сопровождать определенными слогами.
  • Может понимать то, о чем говорят родители, ближайшее окружение, а также при просьбе показать предмет – указать на него.

Важно не только то, что годовалый малыш понимает информацию, а еще и то, что это фиксируется в его памяти, он запоминает и таким образом формирует пассивный словарь.

В 1 год ребенок произносит 5–10 простых слов

1-2 года – увеличивается автономность:

  • Употребление в речи аморфных слов-корней (чаще ударные слоги). Например, детское слово «ма-» может означать маму или молоко, слово «па-» − папу или палку.
  • Увеличение пассивного словаря.
  • Умение соотносить изученное слово с картинкой.
  • Появляется «телеграфная» речь. К примеру, предложение «я гулять» означает «мама, пойдем гулять» или «мама, пошли на прогулку», то есть односложное выражение малыша способно передавать смысл полноценного предложения.

2-3 года:

  • Ребенок начинает обобщать предметы. Все будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого малыша – кому-то это дается легче, а кому-то сложнее.
  • Речь становится более связной, предложения постепенно усложняются.
  • К 3 годам в норме ребенок должен использовать в своей речи примерно 1000 слов.

3-4 года:

  • К этому возрасту дошкольник слышит и различает ошибки в произношении других детей.
  • Освоение твердых С, Ц, З, может появиться и нормативный звук Р.
  • Умение назвать свое имя, возраст, половую принадлежность.
  • Активное освоение падежей, глагольных времен, появляются попытки согласования существительного с прилагательным.
  • Понимание обобщающих слов – продукты, мебель, посуда.
  • Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (следовательно, появление совершенно новых слов).
  • Построение фразы становится грамматически правильным.

Малыши активно общаются со сверстниками

4-5 лет:

  • Обобщение носит более сложный характер. Например, «яблоко−фрукт−растение».
  • Увеличение пространственных и временных наречий – потом, вокруг, скоро и др.
  • В 4-4,5 года появляется словотворчество, которое подразумевает первоначальный этап усвоения различных моделей словообразования. Ребенок начинает образовывать слова, аналогичные услышанным, но бывает, что делает это неправильно («красиво−красивее» − «молча−молчее»). Ругать его за это не нужно, так как такое словотворчество свидетельствует о верном пути его языкового развития.
  • Может отсутствовать четкое произношение звука Р.

5-7 лет:

  • Умение формировать связные конструкции в речи. Дошкольник способен пересказать прочитанный текст, сохраняя его целостность.
  • Появление внутренней речи.
  • Умение выделять звуки в словах.
  • В норме должны отсутствовать какие-либо нарушения звукопроизношения, грамматические ошибки.
  • Ребенок уже умеет навык, позволяющий читать выразительно, изменять интонацию и громкость голоса. Постепенно формируется дикция – способность четко произносить звуки.

Как помочь формировать речь по возрастам

До года малыш делает свои первые попытки заговорить – улыбается в ответ на зрительный и речевой контакт со взрослыми, пытается сказать какой-то звук или даже повторить за мамой, папой. Поэтому очень важно акцентировать внимание на этих попытках, улыбаться, смотреть на малыша, показывая всяческими способами, что вам интересно.

Мать общается с грудным ребенком

1-3 года. В этом возрасте мамы и папы при общении с ребенком пытаются (на бессознательном уровне) говорить с малышом на его языке – коротко, понятно, четко. Таким образом, дитя понимает то, о чем с ним говорят, то, что он хочет сказать. Постарайтесь избавиться от сюсюканья и пустого повторения (такого как, «ба-ба», «ку-ку»). Ребенок должен слышать слова полностью, чтобы впоследствии смог их так же сказать, а не сокращать слоги, переставлять их местами, искажая смысл. Правильная речь стимулирует общение.

От 3 лет и старше. Наиболее распространенным мнением большинства современных родителей является то, что, отдав трехлетнего ребенка в садик, можно снизить темп общения, а все необходимые речевые навыки сформируют работники детского учреждения. Это не так. Родительское общение остается таким же важным, потому что именно в семье закладываются основы коммуникации, на которые будут накладываться остальные получаемые знания.

Отклонения

Отклонения от нормативного речевого развития возникают у детей тогда, когда они не в полной мере усваивают речевые образцы, не могут произнести отдельные звуки самостоятельно, искажая или заменяя их. Существующие классификации (медицинская и педагогическая – в логопедии) выделяют дефекты устной и письменной речи, а также нарушения средств общения и их применения.

Нарушения касаются всех компонентов речевой деятельности, могут быть множественными и комбинированными. Для того чтобы выявить тот или иной дефект, необходима логопедическая диагностика, осмотр узких специалистов − невролога, отоларинголога, дефектолога, психолога, окулиста и др.

При подозрении на ЗРР необходима консультация специалистов

Если вы подозреваете, что у вашего малыша есть какие-то трудности в речевом плане, не стесняйтесь получать консультации у специалистов. Желательно посетить нескольких одного и того же профиля – кто-то обладает более обширными знаниями и может помочь скорректировать нарушение или направить к другому профессионалу.

Как узнать, есть ли у ребенка проблемы с развитием речи?

Обычно неговорящий ребенок в говорящем коллективе своих сверстников уже отличается от них. Однако, бывает и такое, что все дети в группе детского сада молчат. Как определить, что именно из речевых компонентов нарушено и что сохранно?

  • Во-первых, понимание речи окружающих (как следствие, способность следовать полученным инструкциям).
  • Во-вторых, трудность в выражении своих мыслей словами (неспособность произносить). Это выражается в следующем – простые и короткие предложения, маленький словарный запас, длительные паузы между словами (ребенок пытается подобрать нужное слово), в речи нарушен грамматический компонент.
  • В-третьих, искаженное звукопроизношение приводит к нарушению понимания смысла сказанного.
  • Критерии специфического речевого расстройства:
  • Задержка речи (к 3 годам малыш молчит).
  • Нечеткость речи.
  • Трудности с употреблением глагольной формы (путаница, пропуски глаголов).

Рекомендации

Рекомендации по речевому развитию ребенка

  • Общайтесь с малышом начиная с того момента, когда он еще находится в утробе матери. Рассказывайте все то, что видите, акцентируйте внимание на происходящем, на любых мелочах и незначительных деталях. Может показаться, что годовалый карапуз ничего не понимает, но это не так – в сознании и памяти откладываются слова, предложения.
  • Читайте вслух. В книжных магазинах огромный выбор книг, предназначенных на любой возраст и на самые разнообразные темы и тематики. Остается только выбрать подходящую литературу.
  • Используйте меньше гаджетов (телевизор, компьютер, планшет). Маленькому человеку важно слушать и слышать живую речь своих близких.
  • Совместные прогулки позволяют узнать много нового, расширить как свой кругозор, так и своего малыша. К тому же единение с природой, с каждым родителем объединяют.
  • Ребенок берет пример с вас! Дети отражают истинную сущность своих родителей.
  • При разговоре с сыном, дочерью, старайтесь говорить максимально понятно и доступно их возрасту.
  • Повторенье – мать учения. Не злитесь и не сердитесь, когда малыш просит повторить, не расслышав или не услышав вас.

Детство – особый период в жизни маленького человека. Главная задача родителей – как можно больше и чаще общаться с ребенком! Уделяйте максимум своего времени и внимания – домашние дела подождут, а близкие, смотря на вас, начнут принимать в этом удивительном процессе более активное участие.

Источник

Ольга Барабанова
Развитие речи детей дошкольного возраста

Методическая разработка «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Автор: Барабанова Ольга Николаевна

МАДОУ детский сад № 6 г. Балаково Саратовской области

Введение

Развитие речи детей дошкольного возраста является необходимым компонентом нормального развития ребенка.

Благодаря речи человек общается, передает свой накопленный опыт другим, получает опыт в процессе общения с другими людьми.

Развитие речи дошкольника является очень важным этом подготовки ребенка к школе, без этой подготовки невозможно полноценное обучение в школе. Это обязательно должно учитываться как педагогами в дошкольном обучении, так и родителями в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста.

К году дети начинают произносить отдельные слова. В два года ребенок уже может говорить предложения из двух, трех слов. К четырем годам ребенок способен разговаривать достаточно свободно. На шестом году жизни ети используют практически все части речи, могут активно заниматься словотворчеством, пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Дети осваивают и совершенствуют свою речь путем подражания окружающим людям, путем формирования условно рефлекторных ассоциаций по своей природе связей между образами предметов. Так же дети начинают придумывать новые слова и произносит фразы, которых взрослый никогда раньше не слышал. Среди важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста одной из главных задач является обучение родному языку. Эта задача состоит из нескольких задач: обогащение и активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, обучение разговорной речи, развитие связанной речи, воспитание интереса к художественной литературе, подготовка к обучению грамоте. Владение родным языком это не только умение правильно построить предложение, ребенок должен научиться рассказывать, описывать предметы, события, явления. Дети учатся слышать и понимать речь взрослого, уметь отвечать на вопросы, высказываться, уметь выслушать других детей. При развитии всех этих компонентов развития речи можно говорить о том, что дошкольник подготовлен к освоению школьной программы.

Основная часть

Развитие речи ребенка начинается с грудного возраста. С первых дней малыш упражняет свой голосовой аппарат: он кричит, плачет, произносит непроизвольные звуки. Конечно, это не является речью, но оказывает огромное влияние на последующее речевое развитие малыша. При этом ребенок не только прислушивается к своим звукам, но и с удовольствием слушает голос взрослого. Поэтому родителям очень важно, как можно больше общаться со своим ребенком: рассказывать ему, о том, что происходит вокруг, петь песенки, читать сказки, детские стихи.

Первые три месяца ребенок произносит нечленораздельные сочетания – он гулит. Родителям необходимо обращать внимание на эти звуки малыша, повторять их за ним, складывать эти звуки в короткие слова, кивать ребенку в ответ, улыбаться.

К четырем месяцам звуки, которые произносит, похожи на элемент слов, например, ма, ба и т. д. В этом возрастном периоде малыш не вкладывает в них никакого смысла, они непроизвольны. Родителям необходимо продолжать разговаривать с малышом, петь ему, показывать и назвать игрушки. Но к 8 месяцам они становятся более четкими, к 10-11 месяцам ребенок произносит первые простые слова: мама, би-би, гав-гав и т. д. Ребенок понимает и с удовольствием выполняет простые поручения. Родителям важно стараться научит ребенка первым простым словам: дай, на и т. д. Общаясь с ребенком до года, во время разговора или пения держите ребенка так, чтобы он видел ваши губы, мог их потрогать. Исследуя источник звука. Используйте потешки, пестушки, колыбельные.

На этапе 2-3 месяца родитель может выбирать часто произносимый ребенком звук и петь песенку, заменяя слова этим звуком.

В 4-5 месяцев можно показывать ребенку игрушку, называя ее несколько раз, а затем спрятать со словами: «Где зайка?», после этого показать: «Вот зайка».

В 6-7 месяцев нужно выкладывайте перед ребенком небольшие детские книги, пусть ребенок их рассматривает. Выбирает наиболее привлекательные для него. Родитель может прочитать ребенку книжку несколько раз, называть ребенку, что нарисовано на иллюстрациях в книжке. Когда ребенку книжка хорошо знакома, попросить его показать тот или иной предмет.

В 8-9 месяцем необходимо обращать особое внимания на развитие мелкой рук. Уровень физического и психического развития ребенка определяется уровнем развития движений малыша. Учеными доказано, что «двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка»

С рождения необходимо делать массаж рук, разминать пальчики малыша. Ближе к году играть с ребенком в следующие игры «Найди игрушку» (Спрятать на глазах у ребенка в крупе 2-3 некрупные игрушки, а затем попросить малыша найти, например, киску). Можно приобрести маленький массажный мячик и, начиная с года, массировать пальчики и ладошки. С года можно включать в игровую деятельность следующие игры «Крутись, карандаш» (Предложить покатать ребенку карандаш по столу вперед – назад, «Спрячь в ладошке» (Попросить ребенка спрятать в кулачке кусочек поролона или маленькую игрушку из нетвердых материалов). Игра «Ветерок» (Положите ребенку на ладошку кусочек ваты и попросите сдуть его).

К двум годам в речи детей появляются простые предложения

Взрослый может использовать игровые приемы. Например, при рассматривании игрушки лисы, зайчика, можно поиграть в игры «Лиса и зайчик» (Взрослый достает зайчика и спрашивает: «Кто это?». Ребенок отвечает. Взрослый спрашивает: «А где у зайчика хвост, лапы, глазки, нос, уши?», «Прятки с игрушками» (На столике стоят несколько игрушек. Взрослый предлагает ребенку выбрать одну, задает ребенку вопрос: «Скажи, почему ты выбрал эту игрушку, что тебе в ней нравится?» После этого ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку в заметное место. «Пора», — говорит взрослый, ребенок поворачивается и ищет игрушку.

Рассказывать детям о домашних животных и птицах, о некоторых диких животных, используя иллюстрации, детские произведения. Можно использовать игры типа «Угадай, кто это?» (Взрослый произносит различные звукосочетания, соотнося их с животными или птицами, ребенок должен определить, о ком идет речь.). Как подготовительный этап к рассказыванию о животных, используются игры типа «Доскажи словечко» (Взрослый предлагает детям короткие стихи известные детям, которые заканчиваются словом – названием животного, но последнее слово взрослый не говорит, его договаривает ребенок).

Дети третьего года могут заучивать короткие детские стихи, потешки. Необходимо проводить работу и по звуковой культуре речи. Для этого можно использовать игры: «Ауканье» (Взрослый предлагает ребенку представить, что они заблудились и позвать друг друга «ау», при этом сложив руки рупором, «Ветер» (Взрослый предлагает ребенку спеть, как ветерок: в-в-в, затем как сильный ветер, ребенок усиливает громкость произнесения. Взрослый просит ребенка усиливать и снижать громкость голоса, «Комарики» (Взрослый предлагает ребенку превратиться в комариков. Произносится звуки: з-з-з, «Свисток» (Звуки: с-с-с).

На четвертом году в занятия с детьми можно включать рассказывание сказок. Учить детей рассматривать иллюстрации, внимательно следить за содержанием сказки, отвечать на вопросы по тексту. Для развития интереса детей можно использовать игрушки (герои сказок, маски.

Один из способов развития речи детей – рассматривание игрушки. (Мяч, неваляшку, куклу). Рассмотрев игрушку вместе с ребенком, попросить его назвать цвет, форму, величину. Учить ребенка рассказывать об игрушке. Для привлечения внимания ребенка можно использовать стихи об игрушке, сюрпризные моменты. (Показать ребенку игрушку не сразу, а коробку, в которой она спрятана, спросить: «Что же это за коробка? Что в ней?»). Можно использовать игры «Что изменилось» (Взрослый рассаживает игрушки, ребенок рассматривает, взрослый за ширмой меняет местами игрушки и просит ребенка рассказать, что же изменилось)

Так же можно вместе с детьми рассматривать и описывать овощи. Учить детей обследовать предмет, рассказывать о том, какой он на вид, на вкус. Загадывать детям загадки об овощах и фруктах. Чтобы заинтересовать ребенка использовать игры «Посади огород», «Угощение кукол», «Овощи и фрукты – полезные продукты»(взрослый весте с ребенком обследуют овощи и фрукты зрительно, на ощупь, на вкус, выделяют их признаки)

На этом возрастном этапе можно рассматривать с детьми несложные по сюжету картины. Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по ее содержанию.

В возрасте 4-5 лет ребенок уже хорошо владеет речью, может беседовать со взрослыми на отвлеченные темы, ребенок начинает грамматически правильно строить фразы, достаточно хорошо произносит звуки. На вопросы взрослого ребенок способен отвечать развернутыми фразами. Но не следует прекращать работу по развитию речи детей.

Следует продолжать с детьми много говорить и беседовать. Спрашивать у детей впечатления о событиях, например, прошедшего дня, увиденного. На прогулках с детьми следует обращать внимание детей на окружающую природу: деревья, птицы, небо и т. д., на одежду людей, на интересные события. Происходящие по пути следования. Обговаривать это с ребенком, интересоваться его впечатлениями, придя домой спросить, что ребенок запомнил, что понравилось, о чем может рассказать. После посещения парка можно составить с ребенком рассказы об увиденных растениях, о животном, например, о собаке, о белке. Побуждать ребенка к тому, чтобы он употреблял как можно больше описательных прилагательных, задавая детям вопросы, например, «какой у белки был хвост», «какая была шерстка» и т. д.

В этом возрасте можно для развития речи детей можно использовать следующие игры: «Бывает – не бывает» (Взрослый рассказывает ребенку историю, ребенок говорит, что из этой истории может быть на самом деле, а чего не может быть, «Какая, какой, какое» (Взрослый называет предмет, а ребенок как можно больше признаков, соответствующих данному предмету, «Закончи предложение» (Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает его, подбирая слова с противоположным значением, например,

«лук горький, а арбуз», «Загадай, я отгадаю» (Взрослый предлагает ребенку рассказать о каком-либо предмете, не называя его, а взрослый отгадывает, о чем рассказал ребенок).

В возрасте 5-6 лет словарь детей пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. К концу шестого года жизни словарный запас детей насчитывает 3000 – 4000 слов. В словаре детей появляются родовые понятия, например. Растения – это деревья, кустарники, травы, цветы. Продолжается развитие диалогической и монологической речи, но на этом возрастном этапе наиболее важным считается овладение диалогической речью, так как диалог позволяет ребенку легко входит в контакт со сверстниками и взрослыми. Дети этого возраста легко овладевают диалогической речью при условии, если взрослые относятся к ним с уважением, считаются с ребенком. Прислушиваются к его мнению, учитывают его интересы. Когда взрослые не только говорят сами, но умеют внимательно выслушать ребенка. С детьми этого возраста нужно много говорить, спрашивать. Некоторые дети этого возраста еще могут испытывать трудности в произношении звуков, например, сонорных (л, н, шипящих. Поэтому задачей взрослых является помочь детям. В настоящее время справиться с этой задачей детям помогают логопеды, педагоги в дошкольных учреждениях. Родители так же могут поучаствовать в этом процессе. В этом им помогут игры «Поймай слог» (Взрослый называет слог, ребенок придумывает слово, начинающееся на этот слог, «Подбираем рифмы», «Кузовок», «Наоборот» и др.

Для развития речи детей в этом возрасте можно использовать игры «Если я»(придумывание ситуаций, «Рифмы», «Загадки» (Ребенок сочиняет загадку, описывает то, о чем задумал, взрослый или другой ребенок отгадывает, «Угадай сказку» (Ребенок подбирает и называет ряд слов из сказки, взрослый или другой ребенок угадывают сказку, «Кто больше» (Выбирается звук, кто из играющих придумает больше слов, начинающихся на этот звук, «Противоположности» (Взрослый говорит слово –ребенок подбирает противоположное по значению).

Развитие детей 6-7 лет настолько высоко, что позволяет быть ребенку интересным собеседником. Дети могут строить достаточно сложные предложения. Дети осваивают много новых видов деятельности. Что сказывается на психическом, речевом развитии детей. Дети становятся более самостоятельны, рассудительны. Но тем не менее взрослым необходимо уделять особое внимание речевому развитию детей. Задача родителей и педагогов – научить ребенка пользоваться многообразием синонимов, закрепить умение правильно произносить звуки. Расширять словарный запас

детей. Поиграть с ребенком в игры «Закончи предложение», «Ласковые слова» (Кто подберет больше ласковых слов). Взрослые должны как можно больше с ребенком читать, заучивать, придумывать рассказы, истории сказки. Взрослый может помогать ребенку, если тот затрудняется в подборе слов. Так же необходимым этапом в развитии речи и в подготовке к школе является «Обучение грамоте». В данный раздел развития речи входит обучение ребенка умению слышать звук в слове, определять позицию звука в слове (в начале, в конце, в середине, определять гласный и согласный: мягкий, твердый, звонкий, глухой звуки. Умению проговорить слово, четко выделяя звуки, назвать звук, если взрослый просит, например: «Назови третий звук в слове». Важно научить ребенка умению делить слова на слоги, предложение на слова, рассказ на предложения. В этом помогут игры «Где наш дом», «Построим пирамиду»(на количество звуков в слове, «Стол находок», «Рассыпанные буквы»(Звукобуквенный анализ слов, «Как их зовут» (Умение определять первый звук в слове, «Зоопарк» (Деление на слоги, «Помоги Буратино» (Умение выделять гласный и согласный звук).

Овладение речью поможет будущему первокласснику успешно учиться. Умение высказываться и передавать свои мысли – прочный фундамент для овладения школьными знаниями.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что, если родители и педагоги стремятся к тому. чтобы их ребенок владел родной речью, мог свободно общаться со взрослыми и сверстниками. успешно овладевал школьной программой, их задача развивать речь детей с момента рождения и до школы.

Литература:

С. В. Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 года до 3 лет»;

Г. Я. Затулина «Комплексные занятия по развитию речи»;

О. С. Рудик «Развитие речи детей в свободной деятельности».