Развитие познавательных способностей ребенка в совместном общении

Светлана Владимировна Рабская
Педагогическая концепция. «Развитие познавательных способностей детей»

Педагогическая концепция.

«Развитие познавательных способностей детей, младшего дошкольного возраста, посредством экспериментальной деятельности»

Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму»

Коротко о себе.

У настоящего учителя есть волшебные ключики к каждому сердцу ребенка!» Воспитатель – это универсальный человек, он знаток, артист и просто – друг детей.

Моя работа с детьми началась, когда мне было только 17 лет, я устроилась помощником воспитателя и поступила в Педагогический институт. Я с самого детства мечтала работать именно в детском саду. Мои мама и бабушка тоже воспитатели и любовь к детям мне передалась от них. Я мама сына и дочки, я жена и считаю себя счастливым человеком, так как у меня есть любимая работа и любимая семья.

Мне нравится помогать детям развиваться и видеть результат своей работы. Придумывать для них что то новое и интересное, рассказывать о неизвестном, отвечать на вопросы и показывать «чудеса». Я считаю своим призванием найти и развить в каждом ребенке способности, которые обязательно есть в каждом маленьком человечке, ввести его в окружающий мир, дав знания о мире, о его природе, о человеке как главной составляющей этого мира.

Я закончила «Ставропольский государственный педагогический институт» в 2004г, по направлению «Специальная дошкольная педагогика и психология», по диплому «Воспитатель детей с отклонениями в развитии».

Пояснительная записка.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием.

Мы с вами знаем, что маленькие дети очень любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают взрослых, немало таких,как: «Почему осенью идет дождь, а зимой снег?», «Почему опадают листья с деревьев?» Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов

Методы, которые я использую в работе, помогают ребёнку самостоятельно найти ответы на все интересующие вопросы.

Одним из этих методов является экспериментирование.

Актуальность.

Несмотря на глобальные перемены в системе российского образования (в частности, в системе дошкольного образования) педагогическиеколлективы выполняют лишь социализирующую функцию:приоритетными задачами выступают: подготовка ребенка к школьному обучению; приспособление его к существующим социально-политическим; экономическим и другим условиям жизни.

«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Во многом развитие личности и познавательных способностей у детей осуществляется через опыты и экспериментирование, дети познают мир через собственные ощущения.

Опытно — экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные ситуации для решения трудных задач, создавать творческую личность.

Новые образовательные стандарты (ФГОС) определяют приоритетность воспитывать через игру, в игре ребенок познает мир, исследует его, отсюда в нем развивается личность, которая будет востребована в обществе.

Играя — познавать, что может быть лучше для ребенка?

Если посмотреть вокруг, то можно заметить ребенка, который стоит в луже, полон эмоций и воды в ботинках, но этот ребенок познает мир! Если он сам не исследует лужу, он не узнает что вода в ней холодная, мокрая, жидкая, грязная. Я в своей работе поддерживаю желание детей попробовать, исследовать, почувствовать. Создаю для них безопасные и интересные условия для экспериментов. Обновленный образовательный процесс, направленный на развитие личности творческой, целеустремленной, успешной, дает свои результаты уже через несколько месяцев.

Дети очень любят эксперементировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому эксперементально-исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В работах многих отечественных педагогов Н. Н. Поддьякова А. П. Усовой, Е. Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития»

Проблемы группы.

Работая с младшими дошкольниками,я часто задаю им вопросы сама: «А куда исчезает водичка из цветов?», «Почему снег тает в группе?» «Почему шарик надувается?». Я обратила внимание на то, что у детей низкий уровень познавательной активности – они сами мало задают вопросов и мало проявляют интерес к явлениям и предметам вокруг, воспринимают окружающий мир как должное. Меня, как педагога, это волновало, и я решила помочь детям развить познавательные способности, научится задавать вопросы быть более активными в выборе деятельности.

Я принялась изучать литературу и составлять план работы по развитию познавательных способностей детей, таким образом, я выбрала направление эксперементально-исследовательской деятельности, так как этот вид деятельности более всего подходит к младшим дошкольникам.

По результатам обследования мною был разработан проект «Тайна маленьких чудес», он рассчитан на один год обучения, для младшей возрастной группы.

Педагогические цели и задачи.

Цель:

Развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта

Задачи:

— вызвать интерес к поисковой деятельности;

— учить детей видеть и выделять проблему эксперимента;

— принимать и ставить перед собой цель эксперимента;

— отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность;

— обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.

Пути решения.

1. Теоретическая база

Для изучения уровня развития познавательных способностей детей я использовала методику Л. Н. Прохорова. «Выбор деятельности». Данная методика помогла мне увидеть предпочтения детей в исследовательской деятельности.

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисин, Е. Е. Кравцова в своих работах отмечали важность собственной активности ребенка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий цели, ищущий пути и способы их достижения. Иначе говоря, когда ребенок выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности.

Я. А. Коменский видел в окружающей природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы.

Мной были определены показатели и подобраны диагностические методики. В. С. Юркевича «Изучение познавательных интересов»; Л. Н. Прохоровой «Отношение детей к экспериментальной деятельности»

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель;решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к деятельности экспериментирования.

На данном этапе я наблюдала за тем, чему отдаёт предпочтение ребёнок в самостоятельной деятельности. (Экспериментирование, ИЗО деятельность, игровой уголок)

Данные наблюдений занесла в таблицу (Приложение 1)

Результаты наблюдений за детьми показали, что предпочтения детейгруппе распределились следующим образом:

1 место – игровой уголок (44%)

2 место – ИЗО деятельность (40%)

3 место — экспериментирование (16%)

Т. е. экспериментирование заняло последнее место,

Изучили познавательные интересы.

Для оценки изучения уровня развития любознательности, познавательной активности я провела наблюдение. На основе наблюдений за поведением детей в естественной обстановке и бесед с родителями детей выбрала ответы на вопросы анкеты (Приложение 2). Основой послужила анкета «Изучение познавательных интересов» (В. С. Юркевича)

Из приведенных в таблице результатов видно,что:

11% детей – познавательная потребность выражена сильно.

73% детей – познавательная потребность выражена умеренно.

16% детей – познавательная потребность выражена слабо.

Таким образом, мы видим, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности; дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы. Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.

В группе для детей были созданы уголки для совместной и самостоятельной экспериментально-исследовательской деятельности. Уголок экспериментирования был оснащен всеми необходимыми материалами, в том числе мнемотаблицами для самостоятельной работы и кенетическим песком. В экологический и ИЗО уголок тоже были добавлены материалы для экспериментов, разнообразный природный материал и всё для опытов с красками и бумагой.

Новизна заключается:

— формирование новой позиции равенства игры и экспериментирования, их ведущем характере и не заменимой роли в личности развития дошкольника;

— возможность эффективной интеграции воспитательно-образовательных задач в различных видах детской деятельности.

— использование в игре новых современных материалов, таких как кинетический песок, цветной песок, полимерная глина и компьютерные технологии.

Этапы реализации проекта:

1 этап (подготовительный)

— изучение научно-методической литературы.

— диагностика уровня развития познавательных способностей детей с учетом их возрастных особенностей.

— создание условий для развития познавательных способностей, для самостоятельного детского экспериментирования.

— разработка проекта и конспектов занятий, консультаций для родителей по развитию познавательных способностей детей.

— организация и проведение совместных опытов и экспериментов.

— проведение ежедневных бесед с детьми, сбор информации об исследуемом объекте.

2 этап (основной)

Реализация проекта.

В основном этапе я внимательно наблюдаю за каждым ребенком, стараюсь вовлечь в исследовательскую игру. Перед началом игры мы с детками повторяем правила безопасности в той или иной деятельности. Я стараюсь хвалить каждого ребенка, даже за самый скромный результат. Динамичность в игре – залог успешного результата, у детей 3-4 лет плохо развита усидчивость, и частая смена деятельности поддерживает внимание на протяжении всего эксперимента. При проведении игры я сама много задаю вопросов детям, что помогает им делать логические умозаключения, развивать речь и внимание.В процессе работы я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать своё мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнения других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным помочь застенчивым.

Ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьёй. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях и в нашей группе ВКонтакте, через различные методы наглядной агитации, я убеждаю родителей в необходимости поддержания познавательного интереса детей, их стремления узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное.

Привлекаю родителей к оснащению уголков экспериментирования и экологического в группе. Познакомила родителей с несколькими несложными опытами, которые можно провести дома с детьми.

3 этап (заключительный)

В целях мониторинга эффективности разработанной программы, провела промежуточную диагностику (по итогам 4 месяцев) с детьми и опрос среди родителей по развитию познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности. За короткий срок у детей создались предпосылки формирования у детей практических и умственных действий. В группе дети стали более дружными, научились правильно формулировать вопрос и давать более полные ответы. С каждым днем их интерес к исследованиям только увеличивается, что толкает меня на создание новых проектов, интересных опытов и наблюдений. В процессе работы я поняла, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Предметно-развивающая среда, созданная в группе выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности.

Результаты проведенной работы показали,что применение экспериментирования оказало влияние на:

— повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

— речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

— личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.).

Перспективы на будущее:

В перспективе планирую продолжить работу по развитию у детей познавательных способностей посредством экспериментирования. Так же планирую продолжить работу над проектной деятельностью, больше приобщив родителей и сотрудников нашего сада. У нас работают замечательные педагоги и специалисты, думаю, совместная работа с ними даст еще более высокий результат.

Семья.

У меня дружная семья — муж, сын (11 лет) и дочь (7 лет). Мы очень любим отдыхать на природе. Любим проводить время вместе и путешествовать.

В будущем мы мечтаем построить небольшой, но свой домик, где у каждого будет свой уголок уединения (спальня, уголок экспериментирования (кухня, уголок творчества и самостоятельной образовательной деятельности.

Еще я помогаю детям с ограниченными возможностями здоровья, провожу для них познавательно-развлекательные занятия в центре развития ребенка «Тёма» в г. Волосово. Ко мне на занятие-игру приходят малыши с синдромом Дауна, с ДЦП, и имеющие нарушения слуха и поведения. Все дети охотно общаются между собой, играют вместе и активно участвуют в организованных мною познавательных играх. Для родителей таких деток я организую различные консультации, помогая им развивать своих «особенных» детей. Свою работу в центре я провожу на правах волонтёра, даря им свою любовь и внимание, а в замен получая смех детей и благодарные улыбки родителей.

Источник

Елена Бокова
Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей

Содержание

Введение

1. Обеспечение разностороннего, полноценного развития каждого ребёнка: интеллектуальное, личностное и творческое развитие на основе диагностики его индивидуальных особенностей.

2. Использование современных инноваций в области интеллектуального потенциала дошкольников

3. Создание тесного сотрудничества с семьями воспитанников по развитию индивидуальных способностей детей

Введение

Следуя Концепции модернизации российского образования, определены главные установки по формированию ценностных ориентаций детей и их развитие в сложившихся социокультурных условиях, заключающихся в том, что «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, духовно нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности, физически и психически здоровые».

Исходя из этих требований модель выпускника ДОУ выглядит следующим образом: наличие высокого уровня интеллектуального и познавательного развития, обладание креативностью мышления, с высокой результативностью всех психических процессов.

Осуществляя диагностику в данном направлении мы выявили,что: интеллектуальные способности детей старшего дошкольного возраста соответствуют лишь среднему уровню развития; деятельность ребёнка носит воспроизводящий (нетворческий) характер. То есть проявляет активный познавательный интерес к миру, к своему будущему при помощи взрослого.

Наряду с этим, количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию ребёнка в целом. Патология речи снижает успеваемость в школьном обучении и зачастую является причиной школьной дезадаптации.

Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

Решению этой проблемы и посвящена данная разработка.

Цели данной разработки:

1. Повышение уровня интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе.

2. Осуществление индивидуального подхода к развитию личности ребёнка и его самореализации, самовыражению; интеллектуально – познавательному развитию через развивающее обучение.

1. Обеспечение разностороннего, полноценного развития каждого ребёнка: интеллектуальное, личностное и творческое развитие на основе диагностики его индивидуальных особенностей.

Обеспечение разностороннего, полноценного развития каждого ребёнка: интеллектуальное, личностное и творческое развитие на основе его индивидуальных особенностей может осуществляться лишь через деятельность. Так как только в процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познаётся окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность.

И решение этих задач нам видится именно через познавательное развитие ребёнка посредством развивающего обучения.

Наиболее эффективный вариант развития познавательной сферы ребёнка старшего дошкольного возраста – организация познавательной деятельности.

Познавательная деятельность – это активная деятельность ребёнка по приобретению и использованию знаний.

В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребёнка, т. е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов): наглядного и логического мышления, произвольных внимания, восприятия, памяти, творческого воображения.

Познавательная деятельность, являясь одним из видов деятельности, включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.

В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому её цель обусловлена решением возникших затруднений.

Главная задача познавательного развития ребёнка – формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

1.1 Организация познавательных занятий.

Содержание познавательных занятий зависит, с одной стороны, от программных образовательных задач, а с другой стороны – от содержательной структуры самой познавательной деятельности.

Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, проводится игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приёмов в ходе занятия.

Так как особенность наших воспитанников в том, что они имеют речевые нарушения, наша задача это совместная работа с логопедом.

Организационная структура игрового познавательного занятия.

Во вводной части происходит постановка познавательной задачи перед детьми или создание познавательно – игровой проблемной ситуации, провоцирующей постановку познавательной задачи.

В основной части происходит решение поставленной задачи.

В заключительной части дети анализируют полученные результаты, ход познавательной деятельности, способы выполнения, акцентируя внимание на эффективности решения познавательно – игровой ситуации.

Рассмотрим специфику использования игровых приёмов в ходе познавательного занятия.

Большие возможности для познавательной деятельности ребёнка представляют конструкторы «Лего».

Эффективным развивающим средством также являются «Логические блоки Дьенеша».

Активно используются в образовательном процессе цветные палочки Х. Кьюзенера. С математической точки зрения палочки — это множество, на котором легко обнаруживаются отношения

Для включения ребёнка в проблемно-игровую ситуацию на занятиях мы активно используем моделирование.

Также хотелось бы отметить, что при организации познавательных занятий, мы используем игровые проблемные ситуации и задачи.

Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследования всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

1.2. Организация совместной познавательной деятельности воспитателя и детей.

Работа с детьми в рамках совместной познавательной деятельности исключает специально организованные занятия. Активность детей вызывается воспитателем, который вовлекает их в познавательно – игровую деятельность, демонстрируя собственную увлечённость ею.

Мы строим совместную познавательную деятельность так, чтобы ребёнок при желании мог продолжить её самостоятельно, пока не исчерпает свой интерес. Нами используются два варианта организации совместной познавательной деятельности.

Вариант 1. Совместная деятельность организуется как система игр для закрепления полученных на занятии знаний и умений, а также для формирования умений детей применять полученные представления в разнообразных игровых ситуациях.

Мы используем в этом варианте разработки дидактических игр, а также комплекс сюжетно – дидактических игр.

Вариант 2. Совместная деятельность организуется как самостоятельная система косвенного обучения детей, исключающая занятия. Обучающая игра выполняет ещё одну важную функцию обучения – развивающую, формируя познавательные процессы, способности ребёнка.

1.3. Организация самостоятельной познавательной деятельности детей.

На данном этапе развивается творческая активность детей в познавательно – игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребёнок получает возможность самореализации.

Основные показатели самостоятельной деятельности – интерес к ней со стороны ребёнка и проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного.

Можно воспользоваться дидактическими играми, разработанными З. А. Михайловой, Л. В. Артёмовой, Л. А. Венгером, Б. Н. Никитиным.

2. Использование современных инноваций в области интеллектуального потенциала дошкольников

Линия познавательного интеллектуального развития вплетена и в личностное, и творческое развитие ребёнка.

В качестве объекта познания можно взять примеры из природы; в качестве эмоциональной составляющей — рисунки, фотографии, картинки, короткие образные занимательные зарисовки, обращенные к чувствам ребёнка, народные загадки (поэтический образ, загадки, придуманные детьми по определённым правилам (свой художественный образ).

3. Создание тесного сотрудничества с семьями воспитанников по развитию индивидуальных способностей детей.

Психолого – педагогическая наука признаёт тот факт, что реальные способности могут проявиться достаточно поздно, но то развитие которое получает ребёнок в том числе и в семье, способствует их проявлению. Разработана просветительская программа для родителей, выпуск рекламных буклетов.

Нам были близки и понятны ведущие идеи о том, что семья и детский сад хронологически связаны формой преемственности. Однако дошкольник не эстафета, которую семья передаёт в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка.

Для занятий родителей с детьми в домашних условиях нами составлена подборка игр, увлекательных заданий, представленных как в буклированном виде, так и записанных на другие информационные носители (будь то диски, флэшки).

Заключение.

В современных условиях развития детей, особую актуальность приобретает отношение воспитателя к развитию своих воспитанников.

Демонстрируя основные признаки творческой личности, формируя мотивацию на развитие творческих и сенсорных способностей, воспитатель помогает в развитии способностей, на которых будет основываться будущая жизнь ребёнка. И чем раньше начнётся позитивное воздействие на ребёнка, тем больше вероятности, что умственное развитие определит успешный стиль его жизни. Особое значение приобретает мотивационная, теоретическая и практическая готовность педагога к работе по формированию развитого ребёнка.

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Источник