Развитие познавательных способностей ребенка в игровой деятельности

Кальметова Фира
Развитие познавательных способностей у дошкольников через игровую деятельность

Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

В работе дошкольных учреждений большое место занимают игры. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. Игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

Я третий год работаю по теме: «Развитие познавательных способностей у дошкольников через игровую деятельность», целью которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через игровую деятельность,которая предусматривает решение следующих задач:

1. Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

3. Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

4.Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

5. Формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речи — словаря) ;

6. Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;

Получаемый результат: в процессе игры у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.

Третий год работаю над данной темой. Свою работу начала с развития предметно-развивающей среды в группе, что позволяет создать необходимые условия для стимулирования познавательной деятельности детей – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года. В группе создан уголок «В гостях у Игровичка», где собраны различные дидактические игры, авторские игры, многофункциональные пособия такие,как: «Чудо-дерево», «Волшебная корзинка», «Ваза», «Разноцветный сундучок», «Мудрая змея», «Воздушное облако», «Цветик-семицветик», «Бурёнка» «Зонт», «Часы», «Африка». Эти пособия широко использовались для таких дидактических игр,как:

«Бесконечная классификация»;

«Найди по описанию»;

«Найди лишний предмет»;

«Узнай по тени дерево»;

«Соберем урожай»;

«Садовник и цветы»;

«Поиск общего»;

«Поиск аналогов»;

«Что к чему подходит?»;

«Что растет на грядке?»;

«Поиск противоположных предметов»;

«Животные Африки»;

Работа по познавательному развитию через игровую деятельностьведется по двум направлениям:

Работа с детьми;

Работа с родителями.

Работа с детьми:

Обучение детей строится на основе программы «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

Основной формой познавательного развития являются игровая мотивация.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

1. Интеллектуальное развитие;

2. Развитие внимания;

3. Развитие восприятия и памяти;

4. Развитие речи.

В интеллектуальном развитии применяю такие игры: Логические блоки Дьенеша, игры из серии «Кубики и цвет», мягкий конструктор Г. В. Урадовских для составления фоновых композиций (которого сделала сама, «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Превращения», «Чего не стало?», «Четвёртый лишний», «Путаница?» и т. д.

В развитии внимания: «Отражение», «Выложи кружочки», «Пантомима», «Портрет» и т. д.

В развитии восприятия и памяти: «Большой — маленький», «Времена года», «С какого дерева листик», «Назови, кто я?», «Помоги найти маму», «Где, чей домик?», «Оденем Машу на прогулку», «Нади отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года?», «Кто не на месте?», «Рассмотри внимательно», «Найди предмет» и т. д.

По развитию речи: «Съедобное-несъедобное», «Кто как кричит?», «Что лишнее?», «Узнай по голосу», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?», «Угадай, что я съел», «Что за предмет?» и т. д.

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Игры для образовательной деятельности подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали.По математике я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения:

— игры- головоломки;

— игры- шутки;

— игры с занимательными вопросами: «Почему овал не катится?», «Кто быстрее найдет», «Незаконченные картинки», «Чиним одеяло», «Живые числа», «Новогодние елочки».

По развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление,на умение делать умозаключения и предположения: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет».

При ознакомлении с окружающим, провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности,наблюдательности: «Деревья», «Садовник и цветы», «Кто летает?», «Отгадай-ка» и т. д.

В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я совместно с родителями создаю в группе предметно-развивающую среду — специальную зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Применяю в работе с детьми различные игры, в том числе и электронные игры. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Интересная игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Широко использую: игры – путешествия, презентации. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Работа с родителями:

В свою работу активно подключала родителей. Провела собрание «Чем играют наши дети?», на котором был проведен мастер-класс «Учимся, играя». Здесь была представлена выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а так же, вместе со своими детьми проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры. Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме «игры на дом».

Такая систематическая работа дала положительные результаты.

В перспективе я планирую:

1. изготовление (приобретение) новых дидактических игр;

2. создание картотеки игр;

3. распространение опыта.

Источник

 «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

          Детство – пора поисков и ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства познавательная деятельность играет огромное значение в развитии ребенка, которая представляет собой не только процесс усвоения знаний, умений, навыков, но, главным образом, поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества. На сегодняшний день развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.

          Психологи (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Поддьяков Н.Н.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.

          Одним из направлений изучения познавательных способностей детей дошкольного возраста является изучение и проявление ее в игровой форме. Детская игра – исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра оказывает воздействие на развитие мышления, произвольного восприятия, внимания и памяти, воображения, знаковой функции речи. Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре же продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности.

          Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой. По ее мнению, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать.

          Работу по развитию познавательных способностей мы строим на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В круг задач по познавательному развитию с детьми младшего дошкольного возраста предусмотренных программой, входит формирование умений устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, умение определять цвет, величину, форму, вес предметов; расположение их по отношению к ребенку, знакомство с материалами, их свойствами способом обследования предметов, умение группировать и классифицировать знакомые предметы.

          В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста, для решения некоторых познавательных задач, мы используем игру. Передовые педагоги русские и зарубежные, в результате психологических и педагогических исследований, признали, что игра является одним из самых главных факторов процесса познания, является ведущей деятельностью в жизни дошкольников, способствует всестороннему развитию ребёнка, развивает познавательные способности детей.

          Игровая деятельность представлена следующими видами игр: игры с правилами, сюжетно-ролевые, строительные, дидактические, развивающие, игры с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша, которые влияют на развитие познавательных способностей. Ребёнок не только познает, но и  получает новые знания, закрепляет их. Надо помнить, что игра всегда имеет два аспекта – воспитательный и познавательный. В обоих случаях цель игры формируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.

          Приведем некоторые примеры игр, которые по нашему мнению, способствуют развитию познавательных способностей. Для формирования знаний о живой природе мы используем дидактические игры: «Кто быстрее найдёт берёзу», «Что где растёт?», Поедем в лес», «Ягоды для мишек», «Что лежит в лукошке?» и др. В процессе этих игр дети закрепляют знания о деревьях, растениях, способах произрастания, уточняют названия растений. Формировать и закреплять знания о животных, птицах, насекомых и других обитателях природы помогают такие игры, как «Выложи фигуры лесных зверей», «Мои друзья», «Птицы летите», «Где, чей домик?», «Найди рыбку», «Какое насекомое, назови» и др. Дети в игре закрепляют название диких и домашних животных, птиц, насекомых, называют их части тела, описывают внешний вид, уточняют их образ жизни и среду обитания. Такие игры, как: «Какой ветер дует?», «Когда это бывает?», «Кого разбудило солнышко?», «Времена года» и др. формируют знания о неживой природе, закрепляют знания о временах года, их приметах и явлениях. Игры: «Определи на ощупь», «Волшебный мешочек» и др. закрепляют знания о различных материалах, учат определять вещи, сделанные из этих материалов. Игры: «Преврати самокат в машину», «На чём поедем?» и др. закрепляют в назывании транспорта и их назначении. Сюжетно-ролевые игры так же способствуют развитию познавательных способностей детей. Игры «Детский сад», «Музыкальное занятие в детском саду», «Физкультурное занятие в детском саду», «Больница», «Магазин», «Строители», «Парикмахерская» и др. закрепляют знания о труде взрослых, о профессиях, в игре дети учатся подражать действиям взрослых. Для развития зрительной памяти, логического мышления, внимания, восприятия, используем развивающие игры: «Фотоаппараты», «Что изменилось?», «Сортировка предметов», «Разрезные картинки» и др. игры. Дети закрепляют знания о расположении предметов, сортируют их по свойствам, определяют заменённый или убранный предмет. Для развития математических способностей мы используем игры и упражнения с цветными палочками Кюизенера и логическими блоками Дьенеша. Такие игры как: «Подарок от Незнайки», «Разноцветные палочки», «Строим дорожки», «Розовая палочка», «Разноцветные вагончики» и др., дети знакомятся со свойствами  палочек, учатся группировать, классифицировать палочки по цвету, сравнивать их по длине и высоте, использовать в речи слова «много», «один», «ни одного», «короткий», «длинный», учатся различать количественный и порядковый счёт, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который?», ориентироваться в пространстве. Игры «Чудесный мешочек», «Рыбалка», «Жираф», «Домашние животные», «Загадочная черепаха» и др., закрепляют знания детей о геометрических фигурах, в назывании основных цветов, развивают умение классифицировать блоки по форме, размеру, толщине, цвету, выявлять и абстрагировать свойства.

          Мы привели лишь некоторые примеры игр для развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста. Описать весь перечень игр, который входит в наш перспективный план, в рамках одной статьи нет возможности, но даже приведенные примеры доказывают, что эти игры позволяют разнообразить образовательный процесс, сделать его занимательным, доступным и весёлым и решают задачи познавательного характера, а так, же развивают самостоятельность и творческие способности.

          Таким образом, игра является не только методом и формой обучения детей дошкольного возраста, но и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Ребенок познает, получает новые знания, обобщает и закрепляет их. Разнообразие игр способствует формированию и развитию познавательных способностей детей.

Источник

Наталья Давыдова
Конспект занятия по развитию познавательных способностей через игровую деятельность «На поиски лучиков» (средняя группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4 городского округа-город Камышин (МБДОУ Дс №4)

ул. Терешковой, дом 13 «а», город Камышин, Волгоградская область, Россия,403874.

телефон (84457) 2-12-72

КОНСПЕКТ

занятия по развитию познавательных способностей

детей дошкольного возраста через игровую деятельность

(средняя группа)

«На поиски лучиков».

Подготовила и провела :

воспитатель МБДОУ Д/с № 4, группа №3

Давыдова Наталья Валентиновна

г. Камышин 2019г.

Методы и приемы реализации содержания занятия:

Наглядные (слайдовые фрагменты)

Словесные (дидактические игры, загадка, стихи)

Практические (игра, музыкально — ритмические движения)

Возрастная группа: средняя – 4-5 лет.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и музыки.

Цель: Развивать познавательные интересы детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Задачи:

Обучающие: закрепление знаний детей о цвете, размере и форме предметов, счет в пределах 5 (количественный и порядковый, соотнесение количества предметов с цифрой, названия диких животных и их детенышей, перелетные птицы, обогащать и активизировать словарь детей по теме «весна»;

Развивающие: развитие двигательной активности, развивать мелкую моторику рук; развивать и совершенствовать коммуникативные навыки; развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику.

Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, любознательность.

Материалы и оборудование:

Письмо, солнышко, 5 лучиков, «Полянка» с божьими коровками и цветами, мусор. «ручеек», «камушки» (объемные геометрические фигуры, «пенёчки» (мягкие модули, магнитная доска, карточки с изображением диких животных и их детёнышей, маски животных, 2 гнезда (большое и маленькое, контейнеры от киндер-сюрпризов (большие и маленькие, корзина с цветами.

Персонажи: Почтальон, Весна – взрослые.

Презентация с иллюстрациями: весна, лес, птицы, солнышко.

Музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Дети заходят в зал и встают перед гостями.

I. Организационный этап

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Как вы думаете, какое настроение у гостей? (ответы детей) Ребята, а как вы догадались, что у гостей хорошее (доброе, весёлое) настроение? (ответы) Да. Ребята. Улыбки на лицах, глаза блестят. Всё это говорит о том, что гости к нам доброжелательны. Ребята, представьте себе, что у вашего друга плохое настроение. Как можно поднять ему настроение? (ответы детей)

Воспитатель: Когда мы улыбаемся, то рядом с нами поселяется радость.

Радость побежала по дорожке

Радость распахнула все окошки

Радость разбудила всех детей

Радость пригласила к нам гостей

Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время суток? (Утро) Самое время сделать какое-нибудь доброе дело и заодно поиграть.

II. Основной этап

Стук в дверь, входит почтальон.

Почтальон:

Здравствуйте ребята!

Воспитатель: Здравствуйте! Ребята, вы узнали, кто к нам пришел? (почтальон)

Почтальон:

У меня для вас письмо, очень странное оно.

Адрес есть, и сеть кому, а вот от кого оно никак не пойму.

Разбирайтесь сами. (вручает письмо и уходит)

Воспитатель: Конечно, мы сейчас разберемся с ребятами. Ребята послание секретное, поэтому, чтобы узнать от кого оно, надо отгадать загадку.

Зеленоглаза, весела,

Девица- красавица.

Нам в подарок принесла,

То что всем понравится:

Зелень – листьям,

Нам – тепло,

Волшебство

— Чтоб все цвело.

Вслед ей прилетели птицы

— Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица – …— весна —

Воспитатель:

Правильно ребята это письмо от весны. Давайте узнаем, что она нам пишет.

«Здравствуйте, ребята. Злая волшебница заколдовала солнышко, забрала все его лучики и спрятала по всему лесу. Солнышко без лучиков больше не греет. А без него я никак не могу разбудить лес от зимнего сна. Я прошу вас помочь мне найти лучики. Только помните, что лучиков всего пять и найти их смогут только те, кто умеет делать добрые дела».

Ребята, это задание как раз для нас. Мы же собирались сделать доброе дело? (да) Тогда мы с радостью поможем весне найти лучики и не забудем при этом поиграть! Отправляем в лес? (да)

Воспитатель:

Прежде чем мы туда отправимся, хочу напомнить вам, что лес живой, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет; вода и почва для роста растений и жизни животных; чистый воздух. А еще покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко они могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы ведете себя в лесу, сейчас мы проверим. Если вы согласны с правилом поведения в лесу, то хлопаете руками, а если не согласны, то топаете ногами.

И так:

Можно ломать ветки? (топают)

Разжигать костер? (топают)

Любоваться красотой природы? (хлопают)

Собирать грибы? (хлопают)

Разорять гнезда и муравейники? (топают)

Отдыхать на пне? (хлопают)

Уничтожать ядовитые грибы? (топают)

Собирать ягоды? (хлопают)

Оставлять после себя мусор? (топают)

Воспитатель: Молодцы! Ну, вот мы и готовы, отправляемся в дорогу.

Мы по лесу все пойдем (дети идут друг за другом)

В брод ручей мы перейдем (идем, высоко поднимая колени)

Небывалой высоты

У ручья растут цветы. (руки вверх, подняться на носочки)

Посмотри по сторонам,

Что же лес подарит нам? (повороты влево-вправо)

Наклонись, сорви малинку

И клади ее в корзинку. (наклоны)

Крепкий беленький грибок

Мы положим в кузовок. (приседания)

Воспитатель: Вот мы и на лесной полянке. Только что-то здесь не так. Кто-то оставил здесь мусор. Что же нужно сделать? (Надо его убрать.)

Да, мы соберем мусор в пакет и заберем его с собой на обратном пути, чтобы выкинуть в специальный контейнер для мусора.

(дети собирают мусор в пакет)

-Ребята, посмотрите, кто здесь притаился! Это же божьи коровки. Из-за мусора их не было видно, а теперь им хорошо. Ребята, а чем они отличаются друг от друга? (цветом) Какие здесь божьи коровки? (называют цвета) Давайте подарим им цветочки, чтобы они ожили после зимней спячки. Только цветочки нужно подобрать по цвету к каждой божьей коровке.

Игра «Подбери по цвету»

(дети берут цветочки с полянки, называют цвет и прикрепляют к божьим коровкам, соответственно цвету)

(Воспитатель находит первый лучик под божьей коровкой.)

Воспитатель: Смотрите, ребята, а вот и первый лучик для солнышка!

(прикрепляют лучик к солнышку)

Воспитатель: Пойдем дальше по дорожке, поднимайте выше ножки.

А вот ручей проснулся и журчит,

Ручей на камушки ворчит:

«Мешают камушки бежать,

Соседний ручеек догнать.

Мешают камушки спешить,

Соседа чтоб опередить».

Воспитатель: Ребята, ручеек просит помощи. У него на пути камушки, которые мешают ему бежать дальше. Как помочь ручейку? (убрать камушки) Возьмите по одному камешку, посмотрите все камушки имеют разную форму, назовите какой формы ваши камушки.

Д/и «Назови фигуру»

(Дети называют объемные геометрические фигуры)

— Ребята, чтобы камешки больше не мешали ручейку, давайте рядом с ручейком построим домик.

(дети все вместе строят дом)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как радуется ручеек!

Синей лентой ручеёк

Извивается,

Звонко песенку поёт,

Заливается!

— Ручеек говорит нам спасибо и дарит ещё один лучик для солнышка.

— Который по счету? (второй)

(прикрепляют лучик к солнышку)

Воспитатель: Ребята, давайте присядем на пенёчки и отдохнём.

Где же нам искать третий лучик? Может мы его найдем, отгадав загадки?

Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

Обитает среди леса

Ярко-рыжая принцесса –

Превеликая хитрица,

И зовут ее (Лисица)

Он зимой в берлоге спит,

Потихонечку храпит,

А проснётся, ну реветь,

Как зовут его? — (Медведь)

На спине иголки,

Длинные и колкие.

А свернётся он в клубок —

Нет ни головы, ни ног. (Ёж)

Воспитатель: О ком эти загадки? (о животных) Каких? (диких) Почему их так называют? (живут в лесу)

— Молодцы ребятки, отгадали все загадки. А вот и лучик сразу нашёлся. Который по счету? (третий)

Воспитатель: Ну что же, а нам пора отправляться дальше, ещё не все лучики мы нашли, значит еще кому-то нужна наша помощь! Ой, слышите, кто-то плачет! Посмотрите вокруг, нет никого?

(воспитатель находит карточки с изображением детенышей животных)

Воспитатель: Ребята, да это же детеныши потерялись, давайте их отнесем к мамам.

Д/и «Чей малыш?»

(дети прикрепляют карточки на магнитную доску к взрослым животным)

Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем. Превратимся в зайчиков, мишек и лисичек. А помогут нам маски. Выберите себе любую маску. Вам нужно, услышав свою мелодию, изобразить этих животных.

(Дети одевают маски, и под музыку имитируют животных)

Воспитатель: Смотрите, ребята, пока мы играли прибежал зайчик. Он благодарит нас за помощь в поисках мам для зверят, и принес нам ещё один лучик для солнышка. Это который по счету лучик? (четвертый)

(прикрепляют лучик к солнышку)

-Ну а нам, ребята, пора идти дальше по тропинке.

Воспитатель: Посмотрите, сколько разных птиц прилетает к нам весной.

(на экране плакат с перелетными птицами)

-Давайте их назовем и посчитаем.

Д/и «Назови птицу»

(дети называют птицу на экране, считают, сколько птиц и показывают соответствующую карточку с цифрой)

Воспитатель: Молодцы, всех птиц посчитали!

(на экране птичка в гнёздышке)

Воспитатель: Посмотрите, эти птички просят нас о помощи, кто-то разорил их гнёздышки.

Воспитатель: Ребята, вот перед вами гнезда. Сколько их (два) Чем они отличаются? (одно гнездо большое, другое маленькое) Нужно разложить яйца в гнезда в соответствии с размером.

Игра «Большой – маленький»

(дети раскладывают яйца по гнёздам)

Воспитатель: Давайте отнесем гнёзда поближе к птичкам, пусть проверят, все ли правильно мы сделали.

— Благодарят нас птички за помощь.

— А мы назовём какие ещё птицы прилетают к нам весной.

Пальчиковая игра «Птицы»

Тили-тили, тили-тили -скрещивают большие пальцы, машут

С юга птицы прилетели. ладошками

Прилетел к нам скворушка — поочередно сгибают пальцы на обеих руках, Серенькое пёрышко, начиная с мизинца левой руки

Жаворонок, соловей.

Торопились, кто быстрей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все вернулись, прилетели, — снова, скрестив большие пальцы, машут

Песни звонкие запели! ладошками

— указательным и большим пальцам делают

клюв.

(Слышится пение птиц)

Воспитатель: Дети, вы слышите, как весело поют птицы весной и дарят нам лучик для солнышка. Который по счёту? (пятый) А сколько лучиков просила найти Весна? (пять) Давайте проверим, все мы лучики нашли?

Считают количество лучиков (все нашли)

(Воспитатель прикрепляет последний лучик к солнышку и разворачивает его.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что изменилось? (оно улыбается) И мы все ему улыбнёмся!

Все встают в кружок.

Солнышко пускает лучик

К нам в оконное стекло

Выплывает из-за тучек –

И становится светло!

Солнышко ведь греет

Птичек, дерево, ручей

И нисколько не жалеет

Золотых своих лучей!

(Под музыку входит Весна, выполняют движения под музыку)

III. Заключительный этап.

Весна:

Спасибо вам ребята, что нашли все лучики и вернули их солнышку. Значит вы сделали много добрых дел. Теперь мы вместе с солнышком разбудим лес и его жителей ото сна. В благодарность я подарю вам эту корзину с цветами, там для вас сюрприз. А мне пора, у меня еще много дел. До свидания, ребята.

Воспитатель: Да, ребята, наша прогулка в весенний лес закончилась и нам пора возвращаться в детский сад. Не забудем забрать собранный мусор с собой.

Глазки закрой и повернись,

В детском саду ты окажись.

Воспитатель:

— Ребята вам, понравилось наше путешествие в весенний лес?

— Для чего мы с вами отправились в лес?

— Кого мы с вами встретили?

— Что было самое интересное?

— Какие вы молодцы! Я очень рада, что вы умеете делать добрые дела!

Давайте нашим гостям скажем до свидания!

Источник