Развитие познавательных процессов ребенка зпр

Алёна Никула
Особенности познавательных процессов у детей с задержкой психического развития

Особенности познавательных процессов у детей с Задержкой Психического Развития.

[/b]

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе (В. И. Лубовский, Т. П. Артемьева, С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер и др.). Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали различные специалисты, работающие в этой области, все они выделяют общую структуру дефекта задержки психического развития, основанную на происхождении нарушения. При ЗПР у детей наблюдаются отклонения в интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферах.

При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов.

Также при ЗПР у детей выявляются нарушения всех сторон речевой деятельности: большинство детей страдают дефектами звукопроизношения; имеют ограниченный словарный запас; слабо владеют грамматическими обобщениями.

Нарушение речи при ЗПР носят системный характер, так как отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха и фонематического восприятия, в формировании связной речи. Эти своеобразия речи приводят к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. При ЗПР недоразвитие речевой деятельности напрямую влияет на уровень интеллектуального развития.

Можно выделить три плана когнитивных предпосылок развития речи:

— уровень интеллектуального развития ребенка отражается на структуре семантического поля;

— уровень сформированности операций мыслительной деятельности сказывается на уровне языковой компетентности;

— речевая деятельность коррелирует с процессами познавательной деятельности.

Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов, при этом специфика восприятия при ЗПР проявляется в его ограниченности, фрагментарности и константности. У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления. По мнению ряда зарубежных психологов, это отставание в развитии восприятия является одной из причин трудностей в обучении.

Недостатки в развитии произвольной памяти проявляются в замедленном запоминании, быстроте забывания, неточности воспроизведения, плохой переработке воспринимаемого материала. В наибольшей степени страдает вербальная память. На передний план в структуре нарушения мнемической деятельности выступает недостаточное умение применять приемы запоминания, такие как смысловая группировка, классификация. Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля. Внимание характеризуется неустойчивостью, что приводит к неравномерной работоспособности, детям с ЗПР трудно собрать, сконцентрировать внимание. Отставание особенно заметно в мыслительной деятельности детей с ЗПР. Они испытывают трудности в формировании образных представлений, у них не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления. Т. В. Егорова, изучая особенности наглядно-образного мышления детей с ЗПР, обнаружила недостатки сформированной зрительно-аналитико-синтетической деятельности. Недостатки мышления у детей с ЗПР проявляются в низкой способности к обобщению материала, слабости регулирующей функции мышления, низкой сформированности основных мыслительных операций анализа и синтеза.

Дети с ЗПР в целом отличаются сниженной умственной работоспособностью. Для их деятельности характерны низкий уровень самоконтроля, отсутствие целенаправленных продуктивных действий, нарушение планирования и программирования деятельности, ярко выраженные трудности в вербализации действий.

Этими же факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей. Дети с ЗПР отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.

Таким образом, анализ психологических исследований показал, что структура ЗПР в старшем дошкольном возрасте определяется недостаточной сформированностью мотивационной стороны психической деятельности, недостаточным формированием операций мыслительной деятельности, трудностями в формировании ведущей деятельности возраста, неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, а именно логического запоминания, словесно-логического мышления, пространственно-временных представлений, активной функции внимания.

Следовательно, ЗПР может рассматриваться как полиморфный тип психического недоразвития, для которого характерно в сенсорной системе — недостаточность восприятия, его недифференцированность и фрагментарность, затрудненность пространственной ориентированности; в познавательной сфере — отставание всех видов памяти, неустойчивость внимания, ограниченность смысловой стороны речевой деятельности и трудности перехода от наглядных форм мышления к словесно-логическим.

Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. В. А. Лапшин и Б. П. Пузанов отмечают, что у всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причём это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости.

Запечатление и сохранение в создании воспринимаемой информации, способность воспроизвести эту информацию в определённое время и в нужной последовательности — необходимые условия овладения системой знаний, навыками и умениями. Анализ структуры мнемической деятельности ребёнка позволяет выделить ряд различных по сложности, назначению и уровню развития видов и форм памяти. Среди них к онтогенетическим относится непроизвольная память. Она преобладает у дошкольников и в начале младшего школьного возраста и продолжает занимать важное место в более поздний период.

Специальные психологические исследования убедительно свидетельствуют о том, что дети с задержанным психическим развитием овладевают знаниями на основе непроизвольного запоминания с гораздо меньшим успехом, чем их нормально развивающиеся сверстники. Продуктивность непроизвольного запоминания дошкольников с ЗПР значительно ниже, чем у нормально развивающихся детей того же возраста. Дети с ЗПР запоминают даже хуже нормально развивающихся дошкольников, которые моложе их на 2-3 года.

[i]Память[/i] детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.

Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, что произвело на него впечатление, что было интересно.

Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходит их детальное восприятие, обдумывание, группировка дополнительным результатом в процессе действия. Непроизвольное запоминание является косвенным, выполняемых ребенком действий восприятия и мышления.

Мышление — процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отставание в развитии мышления — одна из основных черт, отличающих детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. Отставание в развитии мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития проявляется во всех компонентах структуры мышления.

У детей с задержкой психического развития неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно — логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов, ближе к уровню нормального развития находится наглядно — действенное мышление (связанное с реальным физическим преобразованием предмета).

У детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:

Анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное, выделяют незначительные признаки);

Сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам);

Классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).

У всех детей с ЗПР уровень логического мышления значительно отстает от уровня нормального школьника. К 6-7 годам дети с нормальным умственным развитием начинают рассуждать, делать самостоятельные выводы, стараются все объяснить. Дети самостоятельно овладевают двумя видами умозаключений:

Индукция (ребенок способен делать общий вывод путем частных фактов, то есть от частного к общему).

Дедукция (от общего к частному).

Дети с ЗПР испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений. Этап в развитии логического мышления — осуществление вывода из двух посылок — еще мало доступен детям с ЗПР. Чтобы дети сумели сделать вывод, им оказывает большую помощь взрослый, указывающий направление мысли, выделяющий те зависимости, между которыми следует установить отношения. По мнению Ульенковой У. В., «дети с ЗПР не умеют рассуждать, делать выводы; стараются избегать таких ситуаций. Эти дети из-за не сформированности логического мышления дают случайные, необдуманные ответы, проявляют неспособность к анализу условий задачи. При работе с этими детьми необходимо обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления».

Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, а память хранит добытые в ее результате сведения. Внимание — это особое состояние активного человека в виде направленной сосредоточенности на каком — то объекте. Внимание является одной из важных предпосылок всех видов сознательной деятельности, в первую очередь познавательной. Выделяют непроизвольное (нецеленаправленное) и произвольное (направленное, целенаправленное) внимание. Рабочий уровень внимания определяют комплексом основных его характеристик: объемом, концентрацией, переключаемостью.

В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Как бы ни определять понятие «внимание», его противоположностью считается необдуманность и ошибочность действий, когда возможно и доступно их правильное выполнение. Ошибки в связи с отсутствием внимания к объекту деятельности отличаются от ошибок из — за непонимания, незнания, неумения. При непонимании, незнании и неумении ошибки носят стабильный характер. При невнимании эти ошибки совершаются только в какие — то отрезки времени, т. е., в моменты отсутствия необходимого сосредоточения на объекте деятельности. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщают.

Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. У детей с ЗПР отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания, а так же широкий диапазон индивидуальных и возрастных различий этого качества. Наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала, когда дифференцирование сходных раздражителей становится затруднительным. Усложнение условий работы ведёт к значительному замедлению выполнения задания, но продуктивность деятельности при этом снижается мало.

Неустойчивость внимания и снижение работоспособности у детей данной категории имеют индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других детей наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности, то есть этим детям необходим дополнительный период времени для включения в деятельность и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.

Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления наглядно-действенного и наглядно-образного. Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов, затрудняются в абстрагировани одного признака и сознательном его противопоставлении другим, в переключении с одного принципа классификации на другой. При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Ещё одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны. Особенно низкая познавательная активность проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определяемого взрослым.

У детей данной категории нарушен и необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу. Эти дети очень редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена.

Источник

Автор: Погодаева Ирина Викторовна

Организация: МБДОУ «Надежда» детский сад №252

Населенный пункт: Екатеринбург

В статье представлены психолого-педагогические условия для формирования и развития познавательных процессов у детей с задержкой психического развития. Рассматривается характеристика развития познавательных процессов. Описаны проблемы коррекции познавательной сферы у детей с ЗПР.

Ключевые слова: познавательная сфера; дети с ЗПР; геометрические понятия; тренинг.

Проблема развития и обучения детей с задержкой психического развития является одной из наиболее важных и значимых в коррекционной педагогике. Как известно, дети с задержкой психического развития имеют сниженную познавательную активность, нарушения речи, замедленный темп формирования высших психических функций, что создает значительные препятствия в процессе коррекционной работы.

Актуальность темы обусловлена тем, что условия, которые были бы идеальны для успешного формирования познавательной сферы у детей с задержкой психического развития, еще не созданы, и не достаточно изучены.

Специальная психология в настоящее время располагает целым рядом исследований, посвящённых: изучению конкретного проявления и причин снижения темпа психического развития у этих детей Т.А, Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени, описанию различных вариантов ЗПР Т.А. Власова, В.В. Ковалёв, К.С. Лебединская, Н.А. Никашина, М.С. Певзнер, М.Г. Рейдибойм, Е.Н. Самодумская, У.В. Ульенкова, анализу специфики развития мышления Т.В.Егорова, 3.И.Калмыкова, Т.Н.Князева, изучению мыслительной деятельности, познавательной активности Т.В. Егорова, Н.А. Менчинская, У.В. Ульенкова, учебной деятельности Г.И. Жаренкова, Г.М. Капустина, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, Н.А. Цыпина, С.Г. Шевченко, отдельных психических процессов Н.Ю. Борякова, Н.А. Жулидова, Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, Е.С. Слепович, П.Б. Шошин, вопросам отграничения ЗПР от сходных состояний /В.Н. Лоскутова, М.С. Певзнер, Г.Н. Седельникова.

В то же время, нельзя отрицать тот факт, что многие авторы так или иначе прикасались и прикасаются к этой сфере психического развития ребёнка в связи с изучением смежных проблем. Это связано с тем, что особенности деятельности и поведения у детей с ЗПР в значительной мере выражают собой сущностную характеристику специфики ЗПР как своеобразной формы аномального развития психики ребёнка Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Т.Е. Самодумская, У.В. Ульенкова и др. В.В.Лебединский отмечает, что эмоциональная сфера детей с ЗПР имеет свои особенности, обусловленные этиологией и патогенезом этой аномалии развития. [WU1]

Познавательные процессы — процессы психической деятельности, обеспечивающие информационный фонд психики, ее ориентировочную основу.

При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости и признаки нарушения в очень важной для ребёнка эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается их комбинация. Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всего отсталость является достаточно заметной. Окончательный диагноз ставится детским неврологом при целенаправленном или профилактическом осмотре.

Познавательная сфера у детей с задержкой психического развития, имеет недостаточную сформированность, дефицитарность основных свойств: объема, концентрации, распределения. Отмечается снижение устойчивости познавательных процессов у детей с задержкой психического развития и выделяется специфика его нарушений. У одних детей с задержкой психического развития наблюдается максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и его постепенное снижение. У других детей сосредоточение внимание наблюдается после осуществления какой-либо деятельности. У третьих сосредоточение внимания периодично [23].

Для формирования познавательной сферы у детей с ЗПР одних занятий недостаточно, рекомендуется создание условий для самостоятельного повторения полученных знаний, отработки приобретенных навыков исследовательской деятельности.

В целях изучения и выявления наиболее эффективных методов развития познавательных процессов у детей с задержкой психического развития была проведена опытно-экспериментальная работа.

Данные диагностики представлены ниже в таблице 1.

Таблица 1

Результаты констатирующей диагностики

Число детей в %

Результаты

30% детей

Низкий уровень знаний

50% детей

Средний уровень знаний

20% детей

Высокий уровень знаний

Исходя из данных в таблице 1 мы видим, что у 30% детей выявлен низкий уровень знаний. У 50% детей выявлен средний уровень знаний, а у 20% детей выявлен высокий уровень знаний.

Результаты оценивались по следующим критериям:

1) низкий уровень – ребенок слабо владеет навыками разъяснения, не знает терминологию, не может составить картинку самостоятельно;

2) средний уровень – ребенок выполняет задание после подсказок со стороны воспитателя, уровень владения терминологией также слабый;

3) высокий уровень – самостоятельно справляется с заданием, хорошо развит уровень речевого развития.

Выборку составили 10 детей с ЗПР возраста 6 лет.

В качестве психодиагностических методик нами были отобраны следующие задания, направленные на определение сформированности геометрических понятий:

— «Построить дом для фигур», было направлено на то чтобы выяснить, какие представления дети имеют о фигурах, умеют ли их воспроизводить.

— «Найди похожий предмет», было нацелено на выявление у детей умений находить и узнавать те или иные геометрические формы среди окружающих предметов.

— «Составление картины» ставило своей целью выявление умения детей разделять изображения различных предметов на части и строить сложную форму из этих частей.

Результаты представлены в таблице 2 ниже.

Таблица 2

Результаты контрольного этапа исследования

Число детей в %

Результаты

20% детей

Низкий уровень знаний

50% детей

Средний уровень знаний

30% детей

Высокий уровень знаний

Как мы видим из таблицы, большинство детей выполняют задания на среднем уровне, 30% детей имеют высокий уровень выполнения заданий, 20% выполняют задания на низком уровне.

Результаты оценивались по следующим критериям:

1) низкий уровень – ребенок ошибается во время раскрашивания фигур, не может дать ясных ответов на вопросы;

2) средний уровень – правильно раскрашивает фигуры, но при этом затрудняется с ответами и изъяснением своих мыслей;

3) высокий уровень – ребенок не только справляется с заданием, но и дает полные ответы на вопросы, использует соответствующую терминологию.

С этим заданием не справился один ребенок, трое справились на высоком уровне, шестеро имеют средний уровень выполнения.

Для наглядности ниже приведены диаграммы демонстрирующие нам результаты констатирующего и контрольного этапа исследования.

Рис. 1. Результаты констатирующего этапа исследования

Как мы видим из данных таблицы и диаграммы, большинство детей имеют средний уровень сформированности геометрических понятий. Они могут называть геометрические фигуры, узнают их форму в окружающих предметах, могут выделить те или иные признаки, по которым легко узнать фигуру. Однако дети не применяют свои знания при решении задач и выполнении игровых заданий, не могут классифицировать, не имеют достаточного представления о математических закономерностях.

Также, стоит отметить что дети имеют трудности с описанием и выражением своих знаний с помощью речи. Проблема в том, что дети слабо знакомы с терминологией. Зачастую, ребенок понимает, например, почему треугольник не похож на шар, но не может это доступно разъяснить.

С целью формирования у детей геометрических понятий, было проведено 6 занятий, основанных на игровых методиках. Каждое занятие длилось примерно 15 минут, проводилось в игровой форме.

Благодаря проведенным занятиям дети не только получили новые знания о геометрических фигурах, но и научились узнавать фигуры в окружении, различать фигуры по признакам, с помощью игр и упражнений закрепились представления о плоских фигурах – круге, квадрате, прямоугольнике.

Контрольная диагностика проводилась с целью выявления качества проведенной методики. В ходе данной диагностики, детям было предложено выполнить два задания в игровой форме.

В результате проведенной работы и итоговой диагностики мы можем сделать вывод о том, что направление нашей работы было выбрано правильно. В таблице 3 ниже приведены сравнительные итоги диагностики.

Таблица 3

Сравнительные результаты исследования

Результаты

% детей (входная диагностика)

% детей (итоговая диагностика)

Низкий уровень

30%

20%

Средний уровень

50%

50%

Высокий уровень

20%

30%

Представим результаты сравнительного анализа на рис. 2.

Рисунок 2. Сравнительные итоги диагностики

Как видно из диаграмм – уровень сформированности у детей геометрических представлений повысился. Проанализировав диаграммы, можно сказать, что по сравнению с первичной диагностикой, результаты повысились, мы видим, что процент количества детей, которые не справлялись, или выполняли задание на низком уровне уменьшился, тогда как количество детей, выполняющих задание на высоком уровне увеличилось.

Полученные данные были подвергнуты дисперсионному анализу.

Таблица 4

Взаимосвязь развития познавательной сферы детей с ЗПР с применением методики

Сумма квадратов

Ст.св

Средний квадрат

F

Знч.

целенаправленная и комплексная работа педагога

391,205

19

20,590

2,611

0,002

организация специальных занятий

3327,677

19

175,141

1,742

0,054

Развитие познавательной сферы

19579,238

19

1030,486

1,857

0,036

Дисперсионный анализ показал, что развитие познавательной сферы у детей напрямую зависит от целенаправленной и комплексной работы педагога, и организации специальных занятий, которые применялись в данном исследовании.

Дети научились выделять основные свойства фигур, в частности четырехугольников, анализировать, воссоздавать, видоизменять форму объектов, соотносить полученные результаты с задуманными, большинство детей стали использовать в своей речи математическую терминологию.

Опытная работа привела к улучшению основных познавательных процессов и к повышению уровня сформированности геометрических представлений у дошкольников.

Все это говорит о том, что данная методика имеет свои результаты, несмотря на то, что они не имеют серьезных различий. Но, учитывая небольшое количество занятий, можно сделать вывод, что за короткий срок нам удалось в некоторой степени добиться заметных результатов, цель опытной деятельности была достигнута.

Основная гипотеза проводимого исследования была нами подтверждена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Астапов М.В, Микадзе Ю.В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.
  2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н.Л. Белопольская. — М. Изд-во УРАО, 2009. – 147 с.
  3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. / Л.Н. Блинова.-М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.- 6 с.
  4. Богуславская З.М. /Психологические особенности познавательной деятельности детей дошкольников в условиях дидактической игры:- 2008 г.-232 с.
  5. Екжанова Е. А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 1 – С.42
  6. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-патопсихологическая диагностика). — М., 2013
  7. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. Учебное пособие для студентов психол. фак. Университетов. М.: Академия, 2003.- 154 с.
  8. Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 320 с.

[WU1]Вот аннотация источников

Приложения:

  1. file0.docx.. 59,0 КБ

Опубликовано: 02.10.2019

Источник