Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста
Охарактеризуйте особенности развития познавательных процессов в раннем возрасте.
Восприятие
Ранний возраст является начальным этапом сензитивного периода
для развития предметного восприятия. Л.С. Выготский
приводит в своей работе «Раннее детство» два основных закона, они гласят, что в каждом возрасте есть доминирующая функция, которая необходима в первую очередь и развивается раньше других.
Восприятие развивается в раннем возрасте в самых благоприятных
условиях, так как оно является доминирующей функцией сознания.
Совершенно «очевидно, что самых высших успехов ребенок достигает
не в области памяти, а в области восприятия».
Л. В. Обухова отмечает своеобразие восприятия ребенка раннего возраста: оно фиксирует только одно какое-либо качество объекта, оно аффективно окрашено и непосредственно переходит в действие. Все, что ребенок видит, он стремится потрогать, взять в рот. «Закаждым восприятием непременно следует действие». Аффективность восприятия ребенка раннего возраста проявляется в том, что он не может смотреть на вещи, отвлекаясь от той эмоции, которую они вызывают. Тот факт, что восприятие и аффект еще не отделены друг от друга, что восприятие и чувствование представляют собой неразделимое единство.
Ребенок, овладевая предметной деятельностью, постепенно учится
соотносить, сравнивать свойства предметов при помощи внешних ориентировочных действий. Затем он переходит к их зрительному соотнесению, перейдя к зрительной ориентировке, ребенок выполняет верно Действия уже без предварительного примеривання. Поэтому в возрасте 2,5—3 лет ребенок уже способен осуществить выбор предмета сначала по форме, потом по величине, по цвету. Зрительный выбор по образцу — задача, которая значительно сложнее, чем простое узнавание знакомого предмета.
В процессе знакомства со свойствами предметов (формой, цветом, размером) ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах. А это необходимое условие его умственного развития в дальнейшем.
Л. С. Выготский делает заключение, что только к трем годам восприятие ребенка приближается к восприятию взрослого человека. Возраст до трех лет — это время возникновения «устойчивого, независимого от внешних положений, осмысленного восприятия». В этот период происходит скачок, и ребенок начинает задавать окружающим вопросы.
Внимание.
Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной большую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для него новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание.
Так как ребенок знакомится все с большим количеством новых предметов, у него совершенствуется способность переключать и распределять внимание.
В процессе освоения речи ребенок, приобретает умение удерживать внимание уже не только на предметах, но и на словах. Вскоре он научается выполнять простые, краткие инструкции взрослого. Элементы произвольного внимания появляются также в процессе развития речи. Взрослый, читая ребенку книжку, стихотворение, беседуя с ним, может управлять вниманием ребенка. Малыш уже в состоянии удерживать внимание на интересующей его деятельности 8—10 минут.
Но дети все еще «часто отвлекаются и находятся во власти зрительного восприятия». Например, если ребенок, играя в машинку, вдруг заметит плюшевого медведя, он берет его, оставив машинку. Ребенок пока еще фиксирует не значимые, но наиболее яркие признаки объектов. Неустойчивость внимания в этом возрасте не должна особенно беспокоить взрослых, так как она «связана с высокой познавательной активностью ребенка, которую ни в коем случае нельзя тормозить необоснованными замечаниями».
Взрослые, стремясь повысить уровень концентрации внимания у ребенка, могут сами обращать внимание малыша на те или иные деталиигрушки, интересующие его в данный момент. Взрослые могут оказывать ребенку помощь в том, чтобы фокусировать его внимание в нужном направлении, поскольку сам малыш этого делать еще не умеет.
Память.
Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием — узнаванием. Память носит непроизвольный характер. Она теснейшим образом связана с протеканием других психических процессов. При этом память в раннем возрасте принимает участие в развитии всех видов познания.
В результате практических действий ребенка, его восприятия, мышления, воображения возникает представление о действиях, свойствах, предметах и т. д. В этот период образ памяти уже более гибок и подвижен. На втором году жизни память дифференцируется от восприятия, ребенок обретает способность воспроизводить объект, который не видит в данный момент. Г.А. Урунтаева приводит данные исследований:
— от 1 года до 2 лет ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5—2 месяца;
— на третьем году он уже может узнать объекты, которые видел год назад.
В связи с развитием речи стремительно развивается словесно-смысловая память ребенка.
Мышление.
Мышление ребенка раннего возраста развивается под влиянием восприятия. Главную роль в процессе развития мышления играет предметная деятельность. Л.С. Выготский обращает внимание на то, что «мышление в этом возрасте проявляется исключительно как наглядное, как умение восстановить связь, но в наглядно данной ситуации».
С расширением предметной деятельности ребенок начинает понимать связь между отдельными предметами, а затем он переносит это понимание, приступая к действиям уже с другими предметами, в других условиях. «Переход от использования готовых связей или связей, показанных взрослыми, к их установлению — важная ступень в развитии детского мышления».
Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, т.е. осуществляется с помощью внешних ориентировочных действий, ребенок постигает окружающую действительность благодаря постоянному манипулированию находящимися вокруг него предметами. По образному выражению Л. Ф. Обуховой, мышление ребенка данного возраста — это «мышление, которое можно видеть глазами». Характерными особенностями мышления детей раннего возраста являются их отвлеченность и обобщенность (поскольку предметов гораздо больше, чем слов).
Накопление опыта практических предметных действий постепенно приводит к тому, что малыш представляет, как добиться результата. Он начинает действовать не на основе практических действий, а на основе образов, созданных прошлым опытом.
У ребенка появляется представление о результате, последовательности действий, необходимых для решения задачи, а значит, складываются предпосылки наглядно-образного мышления, которые повышают эффективность решения практических задач.
В процессе развития речи ребенка развивается и его мышление. Так, овладение ребенком собственной активной речью способствует перестройке и процесса мышления. Ребенок задает вопросы, следовательно, у него уже появляются какие-то представления о причинно-следственных связях. Наблюдении В. Уайта показывают, что одной из характерных особенностей хорошо развитого трехлетнего ребенка является его умение вести разговоры со взрослым человеком как со своим сверстником.
В возрасте 1—3 лет начинают формироваться мыслительные операции, которые проявляются в различении и сравнении различных признаков: цвета, формы, размера. На 2-3 году у ребенка появляются первые общие представления об этих признаках. К 3 годам возникает знаково-символическая функция. Ребенок постепенно начинает осваивать операцию замещения: один предмет может быть использован как заместитель другого. Овладение предметными действиями и последующее отделение действий от предмета является предпосылкой возникновения знаковой функции.
Воображение.
Обращая внимание на отношение ребенка к внешней действительности, можно отметить «ситуационную связанность»: ребенок «целикомнаходится во власти вещей, существующих сейчас перед ним». Воображение в этом возрасте выступает как пассивный процесс.
Ребенок уже может узнать изображение на рисунке. Но рисунок — это не точная копия того предмета, который зафиксирован в прошлом опыте ребенка. Рисунок отражает действительность обобщенно, выделяет самые существенные детали, и воспринимать изображение ребенку помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует представлению ребенка (находящемуся в памяти), но при этом узнавании ребенок сам не создает ничего нового.
Воображение в раннем возрасте прежде всего работает на воссоздание того, что предлагается в словесном описании рисунка.
Первые проявления воображения появляются в 2,5—3 года, когда ребенок способен действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. (Те первые подражательные игры, которые свойственны ребенку более раннего возраста, еще не включают элементов воображения, все действия в них связаны в конкретную ситуацию в данный момент.)
М. И. Палагина считает именно второй год жизни ребенка сензитивным для развития воображения, потому что именно в этот период ребенок начинает понимать мнимое действие «будто бы». В игровой деятельности детей уже второго года жизни все чаще появляются игрушки-заместители. Сначала ребенок играет только с реальными предметами, потом использует только тс предметы-заместители, которые предложил взрослый. В процессе развития речи, когда малыш сам может назвать слово — предмет-заместитель — к концу раннего детства, ребенок может полноценно использовать замещение. Малыш самостоятельно выбирает предмет-заместитель, и уже не случайно, а сознательно. В игровой деятельности появляются различные сюжеты. Однако «воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на предметы и их признаки, оно связано с внешними действиями, с оперированием предметами, их обыгрыванием и в то же время с речью, со словами, которые обозначают действия и предметы».
Источник
Елена Александровна Кириченко
Особенности развития познавательных процессов в раннем возрасте
Постановка проблемы. Познавательные процессы характеризуются тем, что с их помощью человек познает окружающий мир, себя и других людей. К ним относятся: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учится и трудится, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, познавательные процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней еще развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.
Ранний возраст является периодом начальных стадий развития ощущения, восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления. И чтобы этот процесс протекал более интенсивно и эффективно, необходимо сделать его более организованным. Для этого необходимо создать не только социальные условия, но и подобрать комплекс методик, наиболее эффективных, доступных и интересных детям. Именно в раннем возрасте, когда ряд функций находятся в сенситивном периоде, необходимо уделять большое внимание развитию познавательных процессов.
Анализ изученности проблемы. Большой вклад в изучение познавательных процессов внесли такие ученные, как Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Сахаров, А. Н. Соколов и др. Психолого-педагогические проблемы раннего возраста исследовали такие ученые, как Н. М. Аксарина, Н. С. Карпинская, Г. М. Лямина, М. И. Попова, Е. И. Радина, Н. М. Щелованов и др.
Цель статьи. Изучить особенности развития познавательных процессов в раннем возрасте.
Изложение основного материала. Познавательные процессы, развивающие в раннем возрасте – это восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Ранний возраст является начальным этапом сензитивного периода для развития предметного восприятия. Л. С. Выготский [1] приводит в своей работе «Раннее детство» два основных закона, они гласят, что в каждом возрасте есть доминирующая функция, которая необходима в первую очередь и развивается раньше других.
Восприятие развивается в раннем возрасте в самых благоприятных условиях, так как она является доминирующей функцией сознания. Совершенно очевидно, что самых высших успехов ребенок достигает не в области памяти, а в области восприятия.
Л. В. Обухова [2] отмечает своеобразие восприятия ребенка раннего возраста: оно фиксирует только одно какое-либо качество объекта, оно аффективно окрашено и непосредственно переходит в действие. Все, что ребенок видит, он стремится потрогать, взять в рот. За каждым восприятием непременно следует действие. Аффективность восприятия ребенка раннего возраста проявляется в том, что он не может смотреть на вещи, отвлекаясь от той эмоции, которую они вызывают. Тот факт, что восприятие и аффект еще не отделены друг от друга, что восприятие и чувствование представляют собой неразделимое единство.
Ребенок, овладевая предметной деятельностью, постепенно учится соотносить, сравнивать свойства предметов при помощи внешних ориентировочных действий. Затем он переходит к их зрительному соотнесению, перейдя к зрительной ориентировке, действия уже без предварительного примеривання ребенок выполняет верно. Поэтому в возрасте 2,5–3 лет ребенок уже способен осуществить выбор предмета сначала по форме, потом по величине, по цвету. Зрительный выбор по образцу – задача, которая значительно сложнее, чем простое узнавание знакомого предмета.
В процессе знакомства со свойствами предметов (формой, цветом, размером) ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах. А это необходимое условие его умственного развития в дальнейшем.
Л. С. Выготский [1] делает заключение, что только к трем годам восприятие ребенка приближается к восприятию взрослого человека. Возраст до трех лет – это время возникновения устойчивого, независимого от внешних положений, осмысленного восприятия. В этот период происходит скачок, и ребенок начинает задавать окружающим вопросы.
Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной большую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для него новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание. Так как ребенок знакомится все с большим количеством новых предметов, у него совершенствуется способность переключать и распределять внимание.
В процессе освоения речи ребенок, приобретает умение удерживать внимание уже не только на предметах, но и на словах. Вскоре он научается выполнять простые, краткие инструкции взрослого. Элементы произвольного внимания появляются также в процессе развития речи. Взрослый, читая ребенку книжку, стихотворение, беседуя с ним, может управлять вниманием ребенка. Малыш уже в состоянии удерживать внимание на интересующей его деятельности 8–10 минут.
Но дети все еще часто отвлекаются и находятся во власти зрительного восприятия. Например, если ребенок, играя в машинку, вдруг заметит плюшевого медведя, он берет его, оставив машинку. Ребенок пока еще фиксирует не значимые, но наиболее яркие признаки объектов. Неустойчивость внимания в этом возрасте не должна особенно беспокоить взрослых, так как она «связана с высокой познавательной активностью ребенка, которую ни в коем случае нельзя тормозить необоснованными замечаниями».
Взрослые, стремясь повысить уровень концентрации внимания у ребенка, могут сами обращать внимание малыша на те или иные детали игрушки, интересующие его в данный момент. Взрослые могут оказывать ребенку помощь в том, чтобы фокусировать его внимание в нужном направлении, поскольку сам малыш этого делать еще не умеет.
Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием — узнаванием. Память носит непроизвольный характер. Она теснейшим образом связана с протеканием других психических процессов. При этом память в раннем возрасте принимает участие в развитии всех видов познания.
В результате практических действий ребенка, его восприятия, мышления, воображения возникает представление о действиях, свойствах, предметах и т. д. В этот период образ памяти уже более гибок и подвижен. На втором году жизни память дифференцируется от восприятия, ребенок обретает способность воспроизводить объект, который не видит в данный момент. Г. А. Урунтаева [3] приводит данные исследований:
– от 1 года до 2 лет ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5—2 месяца;
– на третьем году он уже может узнать объекты, которые видел год назад.
В связи с развитием речи стремительно развивается словесно-смысловая память ребенка.
Мышление ребенка раннего возраста развивается под влиянием восприятия. Главную роль в процессе развития мышления играет предметная деятельность.
Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, т. е. осуществляется с помощью внешних ориентировочных действий, ребенок постигает окружающую действительность благодаря постоянному манипулированию находящимися вокруг него предметами. По образному выражению Л. Ф. Обуховой [2], мышление ребенка данного возраста – это «мышление, которое можно видеть глазами». Характерными особенностями мышления детей раннего возраста являются их отвлеченность и обобщенность (поскольку предметов гораздо больше, чем слов).
Накопление опыта практических предметных действий постепенно приводит к тому, что малыш представляет, как добиться результата. Он начинает действовать не на основе практических действий, а на основе образов, созданных прошлым опытом.
У ребенка появляется представление о результате, последовательности действий, необходимых для решения задачи, а значит, складываются предпосылки наглядно-образного мышления, которые повышают эффективность решения практических задач.
Овладение ребенком собственной активной речью способствует перестройке и процесса мышления. Ребенок задает вопросы, следовательно, у него уже появляются какие-то представления о причинно-следственных связях.
В возрасте 1–3 лет начинают формироваться мыслительные операции, которые проявляются в различении и сравнении различных признаков: цвета, формы, размера. На 2-3 году у ребенка появляются первые общие представления об этих признаках. К 3 годам возникает знаково-символическая функция. Ребенок постепенно начинает осваивать операцию замещения: один предмет может быть использован как заместитель другого. Овладение предметными действиями и последующее отделение действий от предмета является предпосылкой возникновения знаковой функции.
Обращая внимание на отношение ребенка к внешней действительности, можно отметить ситуационную связанность: ребенок целиком находится во власти вещей, существующих сейчас перед ним. Воображение в этом возрасте выступает как пассивный процесс.
Ребенок уже может узнать изображение на рисунке. Но рисунок – это не точная копия того предмета, который зафиксирован в прошлом опыте ребенка. Рисунок отражает действительность обобщенно, выделяет самые существенные детали, и воспринимать изображение ребенку помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует представлению ребенка (находящемуся в памяти, но при этом узнавании ребенок сам не создает ничего нового.
Воображение в раннем возрасте прежде всего работает на воссоздание того, что предлагается в словесном описании рисунка.
Первые проявления воображения появляются в 2,5 –3 года, когда ребенок способен действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. (Те первые подражательные игры, которые свойственны ребенку более раннего возраста, еще не включают элементов воображения, все действия в них связаны в конкретную ситуацию в данный момент.)
М. И. Палагина [4] считает именно второй год жизни ребенка сензитивным для развития воображения, потому что именно в этот период ребенок начинает понимать мнимое действие «будто бы». В игровой деятельности детей уже второго года жизни все чаще появляются игрушки-заместители. Сначала ребенок играет только с реальными предметами, потом использует только те предметы-заместители, которые предложил взрослый. В процессе развития речи, когда малыш сам может назвать слово – предмет-заместитель – к концу раннего детства, ребенок может полноценно использовать замещение. Малыш самостоятельно выбирает предмет-заместитель, и уже не случайно, а сознательно. В игровой деятельности появляются различные сюжеты. Однако «воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на предметы и их признаки, оно связано с внешними действиями, с оперированием предметами, их обыгрыванием и в то же время с речью, со словами, которые обозначают действия и предметы».
Вывод: Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие всех познавательных процессов (восприятие, внимание, воображение, память, мышление). Развивая их у ребенка, воспитатель должен учитывать некоторые критерии, а именно синзетивный период и индивидуальные особенности ребенка, создать условия для благоприятного их протекания. Хорошее усвоение познавательных процессов будет содействовать в дальнейшем легкому усвоению получаемой информации и вообще участию в любой человеческой деятельности.
Литература:
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1991.–480 с.
2. Обухова Л. Ф. Детская психология / Л. Ф. Обухова. – М., Тривола, 1995.–489с.
3. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред., пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. — 5-е изд., стериотип. – М. : Издательский центр «Акаденмия», 2001.–336 с.
4.https://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0a65625a3bc78a4d53a88521316c27_0.html
Источник