Развитие познавательных процессов ребенка 6 лет
Консультация для родителей
Развитие познавательных процессов в 5-6 лет
Уважаемые родители, сегодня мы поговорим с вами о познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. Познавательное развитие старших дошкольников – это развитие их познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта, что очень важно для успешной подготовки детей к школе.
Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Этот период называют сенситивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
Хорошо играть в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова).
Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме — образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.
Развивают все анализаторы — зрительные, логические, словесные — различные логические таблицы. Все задания, построенные на видовой, тематической классификации заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка. Например, игра «Четвертый лишний» — на картинках изображены различные предметы, например автобус, грузовик, троллейбус и трамвай. Из четырех предметов один — лишний. Ребенок должен подумать и выбрать этот лишний предмет и сказать, почему он лишний. Ребенок еще должен одним словом назвать оставшиеся три предмета (в нашем случае, пассажирский транспорт). И таких картинок, объединенных в группу по общему признаку, может быть великое множество. Ребенок должен иметь широкий кругозор, уметь анализировать ситуацию и объяснить, аргументировать свой выбор.
«Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже — то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.
«Кто наблюдательнее». Ребенку дается таблица-упражнение на память, где могут быть нарисованы предметы и их схематичное изображение — символы. Дается некоторое время на запоминание, затем ребенок должен вспомнить последовательность и воспроизвести табличку так, как должно быть. В таких играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей или психолога выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».
Главное, в развитии детей 5-6 лет — это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно — «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.
Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.
Главное, в развитии детей 5-6 лет — это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно — «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.
Источник
Юлия Богалеева
Занятие психолога (развитие познавательных процессов) в детском саду «Мы очень внимательные» для детей 5–6 лет
Занятие психолога (развитие познавательных процессов) в детском саду: «Мы очень внимательные»
Цель:
Развитие психических процессов у дошкольников (памяти, внимания).
Повышение самооценки.
Развитие мелкой моторики руки.
Возрастной диапазон: 5-6 лет
Задача:
1. Развивать у дошкольников уверенность в себе, в своих возможностях.
2. Развивать умение слушать своего собеседника и уважать его мнение.
3. Развивать произвольное внимание; умение пользоваться вспомогательными средствами.
4. Формировать произвольную память.
Ход занятия психолога по развитию познавательных процессов.
1. Приветствие.
Цель: создание психологического комфорта у детей.
Психолог. Дети, я очень рада Вас видеть на своем занятии. Вы знаете, что при встрече все здороваются
Закройте глаза. Я прикоснусь к тому, кто сидит справа от меня, он примет мое приветствие и передаст своему товарищу. Так приветствие пройдет через всех Вас и снова вернется ко мне.
2. Игра «Учимся хвалить себя».
Цель: повышать самооценку, преодолевать замкнутость, пассивность. Воспитывать положительное отношение к себе.
Психолог начинает игру, говоря о себе добрые слова. Затем обращается к ребенку, который сидит рядом и говорит: «А теперь ты скажи про себя что-то хорошее». И так дальше.
3. Игра-инсценировка «Пальцы ложатся спать».
Цель: развивать мелкую моторику руки.
(Поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении чтения стихотворения.)
Этот пальчик хочет спать,
Этот в кроватку ложиться,
Этот пальчик зевнул,
Этот пальчик уже заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братьев ты не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В садик вам идти пора!
4. Упражнение «Геометрическая задача».
Цель: развивать устойчивость и переключение внимания.
Оборудование: бланк с изображением пяти фигур (квадрат, круг, крест, треугольник, ромб, карандаш.
Дан 1 ряд из 10-ти фигур. Вверху на бланке изображен образец с условными обозначениями. Дети должны рассмотреть образец, назвать фигуры и условные обозначения в них. Нарисовать по образцу.
5. Упражнение «Правда или нет?»
Цель: Развитие психических процессов, поднятие настроения.
Инструкция: «Я буду читать интересные стихи, вы будете внимательно слушать правдивые они или нет. Если в них неправда – необходимо хлопать 2 раза в ладоши».
Снегом поле замело,
Лето красное пришло.
Кот весь вечер крепко спал,
Днем на облаке он летал.
В марте растаял снег,
Это весна созывает всех!
Петух по двору идет,
Щенков своих он ведет.
Длинный хобот имеет слон,
Это у него микрофон.
6. Упражнение «Тренировка памяти»
Цель: тренировка кратковременной зрительной памяти.
Оборудование: 2 рисунка с изображением от 4 до 6 знакомых предметов.
Дети должны рассмотреть и назвать предметы на рисунке 1 и их запомнить; на рисунке 2 закрасить те предметы, которых не было на рисунке 1.
7. Психогимнастическое упражнение «Кто это?»
Цель: развитие внимания, закрепление положительного настроения в конце занятия.
Дети стоят в кругу. В центре ребенок с завязанными глазами. Другие идут по кругу, говоря: «Отгадай, угадай, кто позвал тебя узнай?». Дети останавливаются, кто-то из них обращается к игроку в кругу: «Отгадай мое имя». Если имя угадано, дети меняются местами и игра продолжается.
8. Прощание «Улыбка по кругу».
После выполнения всех упражнений дети берутся за руки и «передают» улыбку по кругу. Каждый ребенок поворачивается к своему товарищу справа и улыбается.
Рефлексия.
Понравилось ли занятие, понравилось ли выполнять упражнения?
Психолог благодарит за работу на занятии, хвалит каждого дошкольника
Источник
Во что играть с детьми
Хорошо играть в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова).
Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме — образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.
Развивают все анализаторы — зрительные, логические, словесные — различные логические таблицы. Все задания, построенные на видовой, тематической классификации заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка. Например, игра «Четвертый лишний. Ребенок должен иметь широкий кругозор, уметь анализировать ситуацию и объяснить, аргументировать свой выбор.
«Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже — то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.
«Кто наблюдательнее». Ребенку предлагается таблица-упражнение на память, где могут быть нарисованы предметы и их схематичное изображение — символы. Дается некоторое время на запоминание, затем ребенок должен вспомнить последовательность и воспроизвести табличку так, как должно быть. В таких играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».
Подготовила воспитатель:
Новикова Л.М.
Тамбов,2018
Развитие познавательных процессов у детей 5-6 лет.
К началу старшего дошкольного – младшего школьного возраста, у ребенка уже достаточно интенсивно развивается произвольная память, а также намеренное запоминание. Это происходит благодаря активной игровой деятельности и специально организованному обучению. Происходит формирование наглядно-образных форм мышления детей. Благодаря этому ребенок уже не нуждается в самом предмете для осуществления мыслительных операций. Это значительно расширяет теоретическое мышление ребенка. Воспринимая предметы зрительно, на слух, при помощи тактильной чувствительности, ребенок уже использует имеющуюся в его памяти базу сенсорных эталонов. Это дает ему возможность не только воспринимать по отдельности, но также и оценивать отдельные свойства предметов (например, длину, ширину, высоту и т.д.). Представление ребенка 5-6 лет о предметах становится значительно точнее.
Речь детей становится более связной , ее грамматический строй совершенствуется. Эгоцентризм речи сходит на нет. Она становится не только средством коммуникации, но также и важным орудием мыслительного процесса.
В дошкольном детстве также развивается и совершенствуется качественно новый процесс, к этому возрасту начинающий играть ключевую роль в развитии ребенка – воображение, которое в зависимости от ситуации может как способствовать интеллектуальному развитию ребенку, так и становиться источником положительных эмоций.
В 5-6 лет ребёнок должен уметь:
Внимание
— выполнять задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут;
— удерживать в поле зрения 6-7 предметов;
— находить 5-6 различий между предметами;
— выполнять самостоятельно задания по образцу;
— находить 4-5 пар одинаковых предметов;
Память
— запоминать 6-8 картинок течение 1-2 минут;
— рассказывать наизусть несколько стихотворений;
— пересказывать близко к тексту прочитанное произведение;
— сравнивать по памяти 2 изображения;
— запоминать 6-7 слов из 10;
Мышление
— определять последовательность событий;
— складывать разрезную картинку из 9 частей;
— находить и объяснять несоответствия на рисунках;
— находить четвёртый лишний предмет и объяснять свой выбор;
Математические способности
— считать в пределах 10;
— пользоваться количественными и порядковыми числами;
— сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10;
— уравнивать неравное число предметов двум способами;
— выражать словесно месторасположение предметов по отношению к себе, к другим предметам, ориентироваться на листе бумаги;
Развитие речи
— правильно произносить все звуки;
— говорить не торопясь, выразительно;
— поддерживать непринужденную беседу;
— составлять по картинке связный рассказ из 5-6 предложений;
— составлять рассказы из личного опыта;
Развитие мелкой моторики
— регулировать силу нажима на карандаш и кисть;
— изменять направление движения руки в зависимости от формы изображения;
— рисовать с натуры простые предметы;
— располагать предметы на своём листе, на одной линии или широкой полосе;
— штриховать и раскрашивать предметы не выходя за контуры;
— ориентироваться в тетради в летку и линейку;
Знакомство с окружающим миром
— называть своё имя и фамилию, имена родителей, знать название своего города, столицы родины, называть части суток, времена года, дни недели;
— знать названия основных профессий, объяснять, чем занимаются их представители;
— называть группу предметов одним словом;
— пользоваться основными ПДД;
Источник
Оксана Голобородько
Конспект по развитию познавательных процессов детей 6–7 лет
Конспект по развитию познавательных процессов детей 6-7 лет
Цель: развитие познавательной сферы детей 6-7 лет
Задачи :
— развитие познавательных процессов (память, мышление, воображение) ;
— развитие творческих способностей;
— сплочение коллектива;
— развитие мелкой моторики;
— снятие психоэмоционального напряжения.
Оборудование: магнитофон с записью музыки, мягкая игрушка, картинки, карандаши, бумага
Ход образовательной деятельности
Дети под спокойную музыку входят в кабинет. Становятся в круг.
Добрый день! Я очень рада видеть Вас. Давайте начнем наше занятие с приветствия.
1. Приветствие. Игра «Комплименты».
Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить.Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении педагог может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».
Присели.
2. Упражнение «Правда или нет?»
Инструкция: «Я буду читать интересные стихи, вы будете внимательно слушать правдивые они или нет. Если в них неправда – необходимо хлопать 2 раза в ладоши».
Снегом поле замело,
Лето красное пришло.
Кот весь вечер крепко спал,
Днем на облаке он летал.
В марте растаял снег,
Это весна созывает всех!
Петух по двору идет,
Щенков своих он ведет.
Длинный хобот имеет слон,
Это у него микрофон….
3. Дидактическая игра «Найди отличия».
Детям показываются два почти одинаковых рисунка и просят найти, чем один рисунок отличается от другого. Затем одна из карточек убирается.Задача ребенка: вспомнить что было изображено на первой карточке.
4. Упражнение «Цветок, дерево, фрукт….»
Дети сидят в кружок.Психолог указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Цветок, дерево, фрукт…» Тот игрок, на котором остановилась считалочка, должен быстро (пока психолог считает до трех) назвать, в данном случае, дерево. Причем, каждый следующий раз (когда выпадает дерево, или фрукт или цветок) названия не должны повторяться. Если ответ неверный, или название повторяется, или ребенок не уложился во времени, то он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок (он – победитель).
5. Во дворе растёт подсолнух.
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся).
6. Дидактическая игра «Что изменилось?»
Перед детьми ставится 6-7 игрушек. Дается сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время убирается одна игрушка или меняются местами. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.
Психолог: Но перед тем как мы будем раскрашивать коврик, давайте немного разомнем пальчики.
7. Пальчиковая гимнастика
У кошечки нашей есть 10 котят. (сжать кулачки и расправить ладони)
Сейчас все котята по парам стоят (соединить пальцы)
Два толстых, два ловких, (поочередно соединять пальцы)
Два длинных, два хитрых
Два маленьких самых и самых красивых!
8. Диктант «Зайчик»
Отступи 5 клеточек справа и 3 сверху, поставь точку. Будем рисовать от этой точки. Нарисуй 1 клеточку вправо, 3 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 1 влево, 2 вниз, 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 6 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 12 вверх.
Загадка
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги. (Заяц)
9. Психогимнастическое упражнение «Кто это?»
Дети стоят в кругу. В центре ребенок с завязанными глазами. Другие идут по кругу,говоря: «Отгадай, угадай, кто позвал тебя узнай?». Дети останавливаются,кто-то из них обращается к игроку в кругу: «Отгадай мое имя». Если имя угадано, дети меняются местами и игра продолжается.
10. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания
Вам понравилось радостное занятие?
Что вам больше всего понравилось?
Вот занятие прошло,
До скорого свидания.
Всем друзьям и взрослым скажем
Дружно «До свидания!»
11. Прощание «Улыбка по кругу».
После выполнения всех упражнений дети берутся за руки и «передают» улыбку по кругу. Каждый ребенок поворачивается к своему товарищу справа и улыбается.
Источник