Развитие познавательной сферы шестилетнего ребенка

Развитие познавательной сферы шестилетнего ребенка thumbnail

Контрольная работа по дисциплине

» Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему:

«Особенности познавательного развития дошкольников 6-7 лет»

Выполнила:

Казакова Юлия Алексеевна

Санкт- Петербург

2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Характеристика развития детей старшего дошкольного возраста….4

  2. Познавательное развитие детей 6-7 лет в соответствие с ФГОС ДО…8

Заключение………………………………………………………………………10

Список использованной литературы………………………………………….11

Введение

Актуальность работы. Проблема познавательного развития дошкольников – одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку развитие является необходимым условием формирования умственных качеств детей, их самостоятельности и инициативности. Изучением данного вопроса занималось ученые Н.Л. Шаптала [8], И.И. Левашева [4], Г.Х. Вахитова [1] и др.

Несмотря на пристальное внимание ученых к данной проблеме, вопрос психолого-педагогических основ познавательного развития детей 6-7 лет остается актуальным.

Решение проблемы и составляет цель исследования – определить и проанализировать психолого-педагогические основы познавательного развития детей 6-7 лет.

Объектом исследования выступает познавательное развитие.

Предмет исследования – психолого-педагогические основы познавательного развития детей 6-7 лет.

Проблема, объект и предмет исследования обусловили постановку и последовательное решение следующих задач:

  • дать сущностную характеристику развития детей старшего дошкольного возраста;

  • проанализировать познавательное развитие детей 6-7 лет в соответствие с ФГОС ДО;

  • подвести итоги исследования.

Исследование выполнялось с помощью таких методов: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ, синтез, индукция, систематизация.

Структура работы: включает в себя введение, два параграфа, заключение, список использованной литературы.

Основная часть

  1. Характеристика развития детей старшего дошкольного возраста

Для формирования личности чрезвычайно важное место занимает как нормальное физическое, так и психическое развитие. Поэтому целесообразно подчеркнуть особенности физического развития старших дошкольников.

В возрасте 6-7 лет в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, который сопровождается бурным развитием тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, требует огромного напряжения мобилизации его резервов [3, c. 37]. Физиологическую перестройку сопровождают определенные сложности, например повышенная утомляемость, нервно-психическая чувствительность ребенка. Возраст 6-7 лет – это период подготовки детей к школе, поэтому физиологический кризис не столько усложняет, сколько наоборот, способствует успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что физиологические изменения, которые происходят, соответствуют повышенным требованиям новой ситуации.

Нервная система детей шестого-седьмого годов жизни очень уязвима, и поэтому для дальнейшего установления и закрепления уравновешенного взаимодействия процессов возбуждения и торможения необходимо заботиться о рациональном изменении нагрузок и покоя, напряжения и разрядки в процессе организации жизнедеятельности старших дошкольников [3, c. 39].

Что касается психического развития, то следует отметить, что наиболее существенные изменения, охватывающие психические сферы детей старшего дошкольного возраста познавательную, волевую, эмоциональную, – свидетельствуют о том, что этот возраст является переломным, богатым на такие новообразования, которые обеспечивают переход ребенка к систематическому школьному обучению [5, c. 57].

В возрасте 6-7 лет у детей формируется «внутренняя позиция», осознается образ своего «Я», что дает возможность действовать произвольно, то есть в соответствии с поставленной целью ограничивать желание, осознавать задачи, которые стоят перед ними, правильно их решать.

Растет сила и роль тормозных процессов. Так, в ребенка 6-7 лет образование новых нервных связей происходит при активном участии второй сигнальной системы. Благодаря этому расширяется сфера влияния на развитие ребенка словесных раздражителей или сигналов. Через слово у ребенка формируется понимание инструкции, советы приказа взрослого. Дети благодаря языку понимают, что нужно сделать, как и в какой последовательности. В слове дается оценка выполненного движения, деятельности и осуществляется контроль [5, c. 59].

Читайте также:  Проведение дородовой диагностики нарушений развития ребенка

С проанализированным фундаментальными новообразованиями личности старшего дошкольника органично связана его установка на достижение желаемого результата в различных видах деятельности. Желаемый результат – это то, что соответствует уровню притязаний ребенка. Данная установка основывается на одном из важнейших мотивов дошкольного детства – соподчинения. Деятельность старших дошкольников уже основывается на выделении важнейших, ведущих, главных мотивов и покорении их менее значимым, что и определяет характер психической деятельности ребенка [5, c. 60].

В процессе коммуникативной деятельности старших дошкольников формируется одна из специфических человеческих свойств – способность к рефлексии. Эта способность заключается в том, что ребенок начинает оценивать себя с точки зрения других людей, он учится будто со стороны анализировать свои действия, принимать решения и тому подобное.

Эмоциональное развитие ребенка претерпевает определенные изменения. В эмоциях меньше проявляются импульсивность, мгновение. Начинают закладываться чувства (ответственности, справедливости, дружбы), формируется радость от инициативного действия, получают новый толчок к развитию социальные эмоции ребенка.

В конце дошкольного периода развития ребенка формируются предпосылки для успешного перехода ее на следующий уровень образования [1, c. 13

00].

Психологическими основами познавательного развития детей старшего дошкольного возраста являются особенности развития их познавательных процессов. Проанализируем их более подробно. Начнем с сенсорного развития.

Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов. Именно сенсорное развитие, с одной стороны, составляет основу интеллектуального развития ребенка, а с другой – имеет самостоятельное значение, учитывая то, что полноценное восприятие необходимо для эффективного обучения и других видов деятельности. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

У детей 6-7 лет восприятие приобретает стойкий целенаправленный и произвольный характер, наблюдается дальнейшее развитие аналитического восприятия: умение ориентироваться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измеримые величины. С развитием сенсорики у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе [3, c. 41].

От восприятия ребенка зависит развитие его памяти.

Память – это отражение прошлого опыта человека в виде чувств, мыслей и образов ранее воспринятых предметов и явлений через его сохранение и последующее воспроизведение. У детей шестого-седьмого года жизни активно развивается произвольная память. Дети способны уже выборочно и осознанно запоминать. Значительно увеличивается к концу дошкольного возраста объем памяти, благодаря накопленному ребенком жизненному опыту. Главное задание воспитателя – развивать все виды памяти, при этом основное внимание следует обратить на развитие умения управлять процессом памяти, независимо от того, на какой срок и какого вида материал запоминается [3, c. 43].

Что касается мышления, то в 6-7 лет ребенок все больше начинает действовать со знаками. Такие действия требуют отвлекаться от реальных предметов. Как заменители этих предметов используются слова и числа [3, c. 41].

Читайте также:  Сюжетные картинки для развития речи у ребенка 3 года

Речь. Наиболее весомым достижением дошкольного детства является овладение родным языком как средством познания и способом человеческого общения. В старшем дошкольном возрасте дети уже пользуются развернутыми фразами, могут выдумывать небольшие сюжетные рассказы.

Внимание в старшем дошкольном возрасте набирает произвольного характера, благодаря чему ребенок уже способен подчинять свое внимание требованиям взрослого, сосредотачиваться, управлять своей психической деятельностью. Внимательность детей 6-7 лет развивается в процессе их игровой деятельности, благодаря поисковым наблюдениям и усиленному интересу к тому, над чем они работают [3, c. 42].

Воображение. Старшие дошкольники способны уже управлять процессом фантазирования для достижения определенной цели. В этом возрасте можно говорить о развитии не только репродуктивного воображения, но и зарождении творческих форм воображения.

В связи с формированием внутреннего мира ребенка его самооценки, образа «Я», появляется особый вид воображения – мечта, которая находит свое выражение в создании образов желаемого для ребенка будущего [3, c. 43].

Также следует отметить, что на основе любознательности формируется интерес детей к учебе. Развитие познавательных способностей создает основу для формирования творческого мышления, а это дает возможность преодолеть трудности при решении учебных задач. Возникает обобщение собственных переживаний. Умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку в дальнейшем перейти к сотрудничеству в обучении.

  1. Познавательное развитие детей 6-7 лет в соответствие с ФГОС ДО

Федеральный государственный образовательный стандартдошкольного образования (далее ФГОС ДО) дает такое определение познавательного развития – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности [7].

Наиболее эффективной формой и методом развития умственных способностей дошкольника является наглядное моделирование. В сюжетно-ролевой игре, в рисунках, в конструировании – они моделируют жизнь окружающих людей, содержание литературных произведений, взаимоотношения между предметами, понятиями.

ФГОС ДО считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования [7].

Рассматривая процесс формирования познавательной деятельности у дошкольников 6-7 лет можно выделить два основных пути. Первый путь – непосредственная активность самого дошкольника. Именно на основе активности дошкольников возникает ряд специфических детских видов деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности. Второй путь – целенаправленное воздействие педагога [2, c. 87].

Что касается педагогических основ познавательного развития старших дошкольников, то следует отметить, что они заключаются в правильной организации воспитателем познавательного процесса детей.

Цель деятельности специалиста дошкольного образования, формирующего познавательную деятельность старших дошкольников, включает в себя стимулирование разных видов познавательной активности детей, обеспечивающей оптимальный уровень индивидуального развития ребенка, что позволяет ему осваивать разные сферы жизнедеятельности [6].

Такая педагогическая деятельность раскрывается через реализацию совокупности способов организации образовательного процесса [8]:

  • организация единства внутренней и внешней стороны воспитательного процесса (педагог ориентирует ребенка на активное, самостоятельное, инициативное, творческое решение, проникая во внутренние процессы и замыслы ребенка, помогая становлению его личности);

  • организация познавательной деятельности детей, которая становится более интенсивной, если в ДОО организовано дополнительное к основному образование, способствующее реализации склонностей детей, выявляющее их потенциальные возможности и обеспечивающее развитие индивидуальности дошкольников;

  • обогащение, оптимизация и интенсификация содержания программного материала, которым овладевают дети;

  • включение в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения современные способы обучения, удовлетворяющие творческую и самостоятельную поисковую деятельность детей и формирующие личностно значимые внутренние побуждения, укрепляющие познавательную активность как положительный мотив деятельности дошкольников;

  • организация полноценного, гуманистически ориентированного, многостороннего, насыщенного общения детей;

  • закладывание в нем разнообразных отношений, усиливающих воздействие познавательных стимулов;

  • побуждение детей к активной познавательной деятельности путем насыщения занятий элементами занимательности, использования средств искусства, развития навыков коллективного анализа, применения индивидуальных заданий;

  • использование на занятиях интерактивных методов, позволяющих стимулировать разные виды деятельности дошкольников. В их числе, прежде всего, следует назвать методы, вызывающие познавательные вопросы детей: метод неожиданных решений, метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, метод «преднамеренных ошибок» (по Ш.А. Амонашвили) и т.д [8, c. 91].

Читайте также:  Развитие ребенка 10 месяцев мальчик комаровский

Таким образом, реализуя в ДОО названные способы организации образовательного процесса, педагог обеспечивает познавательное развитие старших дошкольников.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что период 6-7 лет называют критическим, или переходным. В этот период происходят целостные изменения личности ребенка, обусловленные возникновением новообразований, приводящих к дальнейшей эмансипации ребенка от взрослых. Это вызывает разрушение прошлой социальной ситуации развития и возникновение новой, что отвечает новому составу личности ребенка, новым его потребностям.

Возрастной кризис 6-7 лет является основой для возникновения нового типа взаимоотношений ребенка со взрослым. Поэтому он закономерен и необходим.

Следовательно, в данном исследовании мы проанализировали психолого-педагогические основы познавательного развития детей 6-7 лет. К психологическим основам мы отнесли развитие познавательных процессов старших дошкольников: сенсорное развитие, память, мышление, речь, внимание и воображение. Среди педагогических основ мы выделили способы организации образовательного процесса старших дошкольников, которые стимулируют их к познавательному развитию.

Список использованной литературы

  1. Вахитова Г.Х. Формирование познавательной мотивации старших дошкольников в игровой и творческой деятельности / Г.Х. Вахитова // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – Томск. – 2014. — № 4 (6). – С. 12-19.

  2. Вертгеймер М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. – М. – 1987. – 263 с.

  3. Каминская Н.Н. Психофизиология детей 6-7 лет и создание адаптивной образовательной среды: метод. пособие для учителей нач. классов, педагогов-психологов обр. уч., родителей / Под ред. Т.А. Крыловой. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005. – 108 с.

  4. Левашева И.И. Особенности учебно-познавательной компетенции старших дошкольников / И.И. Левашева // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 2(5). – С.133.

  5. Немов Р.С. Психология: [словарь-справочник: в 2 ч.] Ч.2 / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 685 с.

  6. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 344 с.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Официальный сайт компании «Консультант Плюс»]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/?Frame=1 129503 (дата обращения: 25.12.2013).

  8. Шаптала Н.Л. Пути и способы формирования познавательной компетентности у старшего дошкольника / Н.Л. Шаптала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/1945

Источник