Развитие познавательной сферы ребенка младшего школьного возраста
Характер психических новообразований ребенка к концу младшего школьного возраста напрямую связан с уровнем присвоения им учебной деятельности как ведущей. Особенно сильно это проявляется в развитии его познавательной сферы.
Поскольку младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития логики, прежде всего логического мышления, то главные изменения происходят (при соответствующей организации деятельности) именно в этой области психической сферы.
Мышление и речь. В начале младшего школьного возраста мышлению ребенка еще присущ эгоцентризм. Основное направление развития мышления — это переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Процесс обучения в младших классах направлен на активное развитие словесно-логического мышления. Первые два года в процессе обучения преобладают наглядные образцы учебного материала, но постепенно их использование сокращается.
Способность к логическому мышлению тесно связана с развитием речи ребенка (поэтому и мышление называют словеснологическим). Логика предполагает последовательную и закономерную связь явлений. Чтобы изложить свою мысль логически ребенку необходимо связно и последовательно выстраивать свою речь в монологической форме. Такое умение формируется постепенно, но чем раньше учитель будет создавать для этого условия, тем активнее будут развиваться у ребенка соответствующие психические новообразования — словесно-логическое мышление и монологическая речь. Эти функции составляют зону ближайшего развития ребенка младшего школьного возраста (при условии, что в дошкольный период были развиты необходимые психовозрастные новообразования).
Память. Ребенок, поступающий в первый класс, способен к механическому запоминанию (зона его актуального развития), но приемами рационального (образного и логического) запоминания он еще не владеет — это задача развития для младшего школьного возраста. Приемы для запоминания и воспроизведения учебного материала с помощью образной и логической памяти передаются ребенку учителем.
Например: чтобы лучше запомнить правописание словарного слова «вокруг» учитель просит детей нарисовать большую окружность, символизирующую букву «о»; в центре нарисовать елку и бродящих вокруг нее волков. Такая картина подписывается фразой: «Воют волки вокруг елки». Впоследствии у детей возникает четкая ассоциация этого образа с буквой «о».
Логические приемы запоминания и воспроизведения основаны на различных способах активной мыслительной переработки материала (смысловая группировка — выделение в тексте смысловых частей, их обозначение, составление плана; поиск ключевых слов для данного отрывка текста, суженных названий; составление плана, классификация, схематизация, мнемотехни- ческие приемы и др.).
Восприятие. Как и любой другой познавательный процесс, восприятие ребенка в ходе учения становится не просто произвольным, оно выступает как деятельность, т.е. появляется цель восприятия (например, услышать и понять услышанное), выделяется предмет восприятия (например, восприятие какого-либо способа действия), появляются средства восприятия (например, при первичном написании буквы «А» первоклассник должен проделать несколько действий по ее восприятию: увидеть, как она пишется — зрительное восприятие; услышать правила ее написания — слуховое восприятие; потрогать эту букву на макете из бархатной бумаги — тактильное восприятие; написать ее в тетради по определенным ориентирам — зрительно-моторное восприятие). Результатом восприятия является реализация цели и освоение предмета этой деятельности.
В зоне актуального развития ребенка на начальном этапе обучения — зрительное, относительно слабо дифференцированное восприятие (именно на него в начале обучения ребенок опирается больше всего). В ходе учебной деятельности очень интенсивно развивается слуховое восприятие, которое все больше становится осмысленным и дифференцированным, т.е. чувствительным к деталям информации.
Внимание. В начале обучения внимание школьников преимущественно непроизвольное. Это приводит к тому, что учащиеся все внимание обычно обращают на отдельные бросающиеся в глаза предметы, их признаки. В процессе учебной деятельности основным видом внимания становится произвольное. Время произвольной концентрации увеличивается с 7—10 мин. в начале обучения до 25—35 мин. к 4-му классу.
В 9—10 лет у ребенка начинает проявляться послепроизволь- ное внимание, которое связано с углублением деятельности. Например: то задание, которое было задано на дом сначала не вызывало у ребенка особого интереса, но по мере углубления в него он так заинтересовывается содержанием задания, что перестает слышать работающий рядом телевизор.
Воображение. В процессе обучения воображение младших школьников активно включается в целенаправленную деятельность. Ребенок должен воссоздать образы по описательным сведениям, схемам и чертежам. Сначала образы расплывчаты, неясны, с опорой на конкретные предметы. Затем они становятся полными, развернутыми, яркими — включают больше признаков с преобладанием существенных, развивается опора на слово. По виду воображение младших школьников воссоздающее. Именно в процессе учебной деятельности появляются объективные предпосылки для развития творческого воображения — создания ребенком субъективно новых образов. Этому способствуют такие виды творчества, как изобразительная деятельность, музыкальное творчество, написание сочинений и т.д.
Такое бурное всестороннее развитие познавательной сферы ребенка в этот период связано с потребностями самого школьника и с огромными возможностями учебной деятельности, с присвоением ее ребенком на протяжении младшего школьного возраста.
Если этого не происходит, то в следующий период возрастного развития — в подростковый возраст — ребенок вступает с обедненным (недостаточным) запасом психического потенциала, а иногда и с ущербным (неполноценно развитым) багажом психических новообразований.
Источник
Согласно
Л.С. Выготскому, с началом школьного
обучения мышление выдвигается в центр
сознательной деятельности ребенка.
Развитие словесно-логического,
рассуждающего мышления, происходящее
в ходе усвоения научных знаний,
перестраивает и все другие познавательные
процессы: “память в этом возрасте
становится мыслящей, а восприятие —
думающим” (Эльконин Д.Б., 1989, с. 56). Согласно
концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное
развитие ребенка 7-11 лет находится на
стадии конкретных операций. Это значит,
что в указанный период умственные
действия становятся обратимыми и
скоординированными. По мнению Даниловой
Е.Е., младший школьный возраст является
сензитивным:
для
формирования мотивов учения, развития
устойчивых познавательных потребностей
и интересов;развития
продуктивных приемов и навыков учебной
работы, “умения учиться”;раскрытия
индивидуальных особенностей и
способностей;развития
навыков самоконтроля, самоорганизации
и саморегуляции;становления
адекватной самооценки, развития
критичности по отношению к себе и
окружающим;усвоения
социальных норм, нравственного развития;развития
навыков общения со сверстниками,
установления прочных дружеских
контактов.
Согласно
Ермолаеву О.Ю., на протяжении младшего
школьного возраста в развитии внимания
происходят существенные изменения,
идет интенсивное развитие всех его
свойств: особенно резко (в 2,1 раза)
увеличивается объем внимания, повышается
его устойчивость, развиваются навыки
переключения и распределения. К 9-10 годам
дети становятся способны достаточно
долго сохранять и выполнять произвольно
заданную программу действий. По мнению
Даниловой Е.Е., в младшем школьном
возрасте память, как и все другие
психические процессы, претерпевает
существенные изменения. Суть их состоит
в том, что память ребенка постепенно
приобретает черты произвольности,
становясь сознательно регулируемой и
опосредованной. Неумение ребенка
запоминать сказывается на его учебной
деятельности и влияет в конечном итоге
на отношение к учебе и школе. В младших
классах, где от ученика требуется лишь
простое воспроизведение небольшого по
объему материала, способ “просто
запомнить” позволяет справляться с
учебной нагрузкой. На нередко он остается
у школьников единственным на протяжении
всего периода обучения в школе. Это
связано в первую очередь с тем, что в
этом возрасте ребенок не овладел приемами
смыслового запоминания, его логическая
память осталась недостаточно
сформированной. Таким образом, процесс
развития логической памяти у младших
школьников должен быть специально
организован, поскольку в подавляющем
большинстве дети этого возраста
самостоятельно (без специального
обучения) не используют приемы смысловой
обработки материала и с целью запоминания
прибегают к испытанному средству —
повторению. Продолжая разговор о
сенситивности, Данилова Е.Е. говорит о
том, что младший школьный возраст
сенситивен для становления высших форм
произвольного запоминания, поэтому
целенаправленная развивающая работа
по овладению мнемической деятельностью
является в этот период наиболее
эффективной. В.Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина
выделили 13 мнемических приемов, или
способов организации запоминаемого
материала: группировка, выделение
опорных пунктов, составление плана,
классификация, структурирование,
схематизация, установление аналогий,
мнемотехнические приемы, перекодирование,
достраивание запоминаемого материала,
серийная организация, ассоциации,
повторение (Познавательные процессы…,
1990).
Согласно
Л.С. Выготскому, с началом обучения
мышление выдвигается в центр психического
развития ребенка и становится определяющим
в системе других психических функций,
которые под его влиянием интеллектуализируются
и приобретают произвольный характер.
Мышление ребенка находится на переломном
этапе развития. В этот период совершается
переход от наглядно-образного к
словесно-логическому, понятийному
мышлению, что придает мыслительной
деятельности ребенка двойственный
характер: конкретное мышление, связанное
с реальной действительностью и
непосредственным наблюдением, уже
подчиняется логическим принципам,
однако отвлеченные, формально логические
рассуждения детям еще не доступны. Так
же с развитием мышления связано
возникновение важных новообразований
младшего школьного возраста: анализа,
внутреннего плана действий, рефлексии.
Эти новообразования формируются у
младших школьников в процессе учебной
деятельности.
От
чего зависит трудность учебной работы
школьника? С одной стороны, от особенностей
учебного материала, с другой — от
возможностей самого школьника, от
индивидуальных и возрастных особенностей
его памяти, внимания, мышления и, конечно,
— от мастерства учителя. Трудность
выделения главного, существенного
отчетливо проявляется в одном из основных
видов учебной деятельности школьника
— в пересказе текста. Психолог А.И.
Липкина, исследовавшая особенности
устного пересказа у младших школьников,
заметила, что краткий пересказ дается
детям гораздо труднее, чем подробный.
Рассказать кратко — это, значит выделить
основное, отделить его от деталей, а
именно этого дети не умеют. Отмеченные
особенности мыслительной деятельности
детей являются причинами неуспеваемости
определенной части учащихся. Неумение
преодолеть возникающие при этом трудности
в учении приводят иногда к отказу от
активной мыслительной работы. Учащиеся
начинают использовать различные
неадекватные приемы и способы выполнения
учебных заданий, которые психологи
называют “обходными путями”. К их числу
относится механическое заучивание
материала без его понимания. Дети
воспроизводят текст почти наизусть,
дословно, но при этом не могут ответить,
но вопросы по тексту. Еще один обходной
путь — выполнение нового задания тем же
способом, каким выполнялось какое-нибудь
задание раньше. Помимо этого, учащиеся
с недостатками мыслительного процесса
при устном ответе пользуются подсказкой,
стараются списать у товарищей и т.д.
Неумение и нежелание активно мыслить
— это отличительные особенности
рассматриваемой группы неуспевающих
учащихся, иногда называемых “интеллектуально
пассивными” (Л.С. Славина). Психологи
рассматривают интеллектуальную
пассивность как следствие неправильного
воспитания и обучения, когда ребенок
не прошел в течение жизни до школы
определенный путь умственного развития,
не научился необходимым интеллектуальным
навыкам и умениям.
Существует
3 фактора, которые могут вызвать дефекты
познавательной деятельности и тем самым
влиять на успеваемость учащихся:
1. несформированность
приемов учебной деятельности;
2. недостатки
развития психических процессов;
3. неадекватное
использование учащимися своих устойчивых
индивидуально-психологических
особенностей.
Общий
вывод (§§1, 2)
Младший
школьный возраст является наиболее
ответственным этапом школьного детства.
Высокая сенситивность этого возрастного
периода определяет большие потенциальные
возможности разностороннего развития
ребенка. Основные достижения этого
возраста обусловлены ведущим характером
учебной деятельности и являются во
многом определяющими для последующих
лет обучения: к концу младшего школьного
возраста ребенок должен хотеть учиться,
уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста,
его позитивные приобретения являются
необходимым основанием, на котором
выстраивается дальнейшее развитие
ребенка как активного субъекта познаний
и деятельности. Основная задача взрослых
в работе с детьми младшего школьного
возраста — создание оптимальных условий
для раскрытия и реализации возможностей
детей с учетом индивидуальности каждого
ребенка (Воронова А.Д.).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
ГБОУ СОШ №512 Невского района г. Санкт — Петербурга
Доклад на тему:
«Особенности развития познавательной сферы младших школьников».
Доклад подготовил:
Педагог – психолог
Полякова С.А.
Санкт – Петербург, 2017
Младший школьный возраст — возраст интенсивного интеллектуального развития, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Основным новообразованием возраста становится произвольность.
Центральным моментом становится формирование отвлеченного словесно-логического и рассуждающего мышления, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим.
Другой важной особенностью познавательной деятельности младшего школьника становится осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.
Однако эти изменения осуществляются под влиянием учебной деятельности далеко не сразу, познавательные функции проходят сложный путь развития, связанный с возрастающим умением детей регулировать свое поведение и управлять им.
Изменения в области восприятия.
Хотя дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия (у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются в различных формах и цвете), но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета. У первоклассников отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения. Благодаря этому восприятие становится целенаправленным.
Изменения в области внимания.
На момент прихода в школу произвольное внимание развито слабо. Дети обращают свое внимание в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью (непроизвольное внимание).
Условия школьной работы с первых дней требуют от ребенка следить за такими предметами и усваивать такие сведения, которые в данный момент его вовсе не интересуют. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах.
Во 2—3-м классах многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием, концентрируя его на любом материале, объясняемом учителем или имеющемся в книге.
Развитие внимания связано также с расширением объема внимания и умением распределять его между разными видами действий.
Изменения в области памяти.
Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать задачу запоминания. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. В начале обучения у первоклассников преимущественно механическое, непроизвольное запоминание. Со временем особенности памяти меняются: постепенно память ребенка становится произвольной и сознательно регулируемой. Память лучше фиксирует наглядный материал, конкретные предметы, а не абстрактные.
Изменения в области воображения.
В первом классе образы воображения приблизительны и бедны деталями, однако под влиянием обучения уже к 3-му классу увеличивается количество признаков и свойств в образах. На первых порах воображение ребенка творческое и произвольное, с опорой на конкретный предмет. Позже ребенок уже воспринимает предмет по названию, без зрительного образа. К концу начального школьного периода усиливается реализм воображения. Ребенок может создавать логически связанные картинки с реальными деталями, без выдумок.
Изменения в области мышления.
В области мышления происходят наиболее существенные изменения. У младшего школьника мышление наглядно — образное, но в процессе обучения оно развивается и постепенно переходит к словесно – логическому. С первых дней школьного обучения мышление становится центром психического развития. По мере учебы появляется способность к выводам и рассуждению. Формирование научных понятий в младшем школьном возрасте только начинается. Оно продолжится в подростковом возрасте и тогда станет основой теоретического мышления, что позволит ребенку овладеть новым содержанием.
Развитие речи.
Речь напрямую связана с мышлением. Время начального школьного обучения характеризуется увеличением словарного запаса.Более точным становится значение слов. Развивается умение слушать и слышать другого человека длительное время.
Рекомендации психолога:
Рекомендации для развития внимания.
Внимание – это познавательный психический процесс, с помощью которого в процессе познания окружающего мира позволяет человеку сосредотачивать сознание на объектах, имеющих для него определённую значимость.
1. На уроках от детей требуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно развивать с помощью двигательных упражнений. Учащиеся могут выполнять и заканчивать свои действия по команде, быстро переходя с одного вида движений к другому (использовать физ. минутки): шагать, прыгать, останавливаться.
2. В каждый урок в урок, включайте задания, на развития внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.
3. Включайте в урок задания, требующие довольно длительного сосредоточения: прослушать и пересказать рассказ, построить сложный мост (на перемене), нарисовать город.
4. Почаще предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания, следующие упражнения: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркнуть карандашом все буквы «а», стараясь не пропустить их (задание можно постепенно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
5. Используйте дидактические игры с чётко выраженными правилами.
6. Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы.
7. Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
8. Предлагайте детям:
А) повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;
Б) неоконченные фразы, которые нужно окончить;
В) вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, которые стараются чаще отвечать на них;
9. Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.
10. Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура урока, активная познавательная деятельность, формирование контроля и самоконтроля – такой подход сделает урок более интересным для детей, что само собой будет способствовать организации их внимания.
Рекомендации для развития памяти.
Память – это познавательный психический процесс, с помощью которого происходит запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание определённой информации поступившей в мозг.
1. При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идёт речь. Используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).
2. К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).
3. Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей проёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения:
а) Анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;
б) Осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким – то общим признакам;
в) Классифицировать предметы и явления на основе обобщения;
г) Устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами и окружающими предметами для заучивания.
Рекомендации для развития мышления и речи.
Мышление – это познавательный психический процесс, с помощью которого происходит обобщённое и опосредованное познание окружающего мира.
Речь – это познавательный психический процесс, с помощью которого происходит отражение окружающего мира с помощью языка, системы знаков используемой как средство общения и мышления.
Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространённые из них – анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребёнок активно овладевал умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня сознания и специально им обучить.
1. Включайте в урок задания на: сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;
2. Классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;
3. Нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;
4. Складывание целого из частей (разрезные картинки);
5. Последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
6. Осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
7. Использовать задания на сообразительность, логические рассуждения и т. д.
8. Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.
9. Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждайте с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.
10. В целях развития речи:
а) после чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;
б) развивайте у детей умение строить рассказ по картине, заданному плану. Заданной теме;
в) упражняйте детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений; учите детей доказывать своё мнение, выражать его.
Источник