Развитие познавательной сферы ребенка 5 лет
Оксана Викторовна Потафеева
Коррекционное занятие на развитие познавательной сферы для детей 4–5 лет по программе «Смышлёныш».
Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Дети с низкими показателями не могут в полном объеме усвоить программу. Не могут нарисовать что-либо по программе, так как плохо развита мелкая моторика руки. Ориентироваться в геометрических фигурах и величинах. Соответственно потеряется интерес к занятиям в детском саду и других развивающих учреждениях.
В возрасте 4-5 лет у детей возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов.Начинает складываться произвольное внимание: дети могут принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение и т. д.
Развивается образное мышление. Дети используют простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его способности, как оригинальность и произвольность. Дети могут придумать небольшую сказку на заданную тему. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку- величине, цвету; выделить такие параметры как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку доступна сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Направленность занятий по программе «Смышлёныш»: коррекционно — развивающие.
Уровень реализации: дошкольное образование.
Адресат: дети 4-5 лет
Показание: низкий уровень развития познавательных процессов.
Противопоказана: аутичным детям, детям с задержкой психического развития, гиперактивным (СДВГ).
Цель программы: развитие познавательных процессов.
Цель достигается через решение следующих задач:
Задачи:
— развитие концентрации, переключения и распределения внимания
— развитие словесно – логического мышления
— развитие наблюдательности
— развитие кратковременной и долговременной памяти
— развитие зрительной памяти
— развития восприятия
— развитие пространственной ориентировки
— развитие мелкой моторики руки и графические навыки
— развитие воображения
— развитие связанной речи
Форма проведения: индивидуальные коррекционно – развивающие занятия.
Методы и приемы,обеспечивающие результативность: упражнения по развитию памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи, мелкой моторики, развивающие задания и упражнения, направленные на развитие психических функций. Все приемы, используемые на занятиях, отвечают требованиям коррекционно-развивающего цикла.
Условия реализации: занятия проходят в кабинете психолога. Для каждого занятия необходим индивидуальный раздаточный и демонстрационный материал.
Длительность программы: частота занятий 1 раз в неделю. Длительность каждого занятия: для детей 4-5 лет – 15 минут. Программа рассчитана на 1 учебный год.
Необходимые материалы:
Расходный и раздаточный материал (готовится заранее, простой и цветные карандаши.
Целевые ориентиры:
• Улучшение показателей познавательных процессов.
• Повышение самооценки.
• Развитие мелкой моторики.
Занятие № 1
Цель: развитие произвольности внимания и восприятия.
1. «Мои игрушки»
Рассматривание и беседа по картинке.
2. «Сходство и отличие»
Посмотри внимательно и определи, какой новый предмет появляется в каждом ряду.
3. «Тень»
Подбери правильную тень карнавальной маске.
4. «Половинки»
Посмотри внимательно на половинки рисунков и подбери каждому свою.
Источник
Лариса Тихомирова
Развитие познавательной сферы у детей дошкольного возраста
На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью,
огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Давно не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений,
действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем
больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов
действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и
продуктивнее при других равных условиях будет его творческая,
исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной
психологической науки Л. С. Выгодский.
Под познавательным развитием понимают совокупность врожденных и приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности.
В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:
1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.
2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
Познавательно–исследовательская деятельность зарождается в раннем
детстве. Когда ребенок экспериментирует с предметами окружения, вещами,
характеризуя и выделяя их признаки.
Уже к старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская
деятельность становится одной из ведущих. Ребенок пытается понять, как
устроены вещи, узнать новое о мире, социуме. Старается упорядочить свои
представления.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника
проявляется в виде, так называемого детского экспериментирования с
предметами, а также в виде вербального исследования вопросов, которые
ребенок часто задает взрослым (почему, зачем, как)
В процессе познания окружающей действительности детей дошкольного возраста можно выделить следующие этапы:
Первый этап — любопытство.
Ребенок исследует с любопытством окружающую действительность.
Леонтьев А. Н. отметил, что ребенок появляется на свет, уже обладая
определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «способностью
приобретать человеческие способности».
Особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников
является увеличение его осмысленности. Дети выделяют только интересные,
значимые и необычные для них объекты. Что способствует развитию
любознательности и дает толчок к возникновению исследовательской
деятельности.
Значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира
приобретает наглядно-образное мышление и воображение.
На четвертом этапе ребенок использует разные (приобретенные) способы
действий, начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат. У
ребенка формируется механизм прогнозирования, он учится предвидеть
результат своей деятельности.
Пятый этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что
главным мотивом действительности выступает познавательный, а не
практический. Ребенок выполняет эту деятельность потому, что ему «это очень
интересно».
Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности
и способности мыслить, преодолевать трудности при решении разных задач.
Следуя из вышесказанного, эта работа по познавательному развитию должна
вестись комплексно.
Все виды деятельности способствуют развитию основных познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления. По сравнению с дошкольным возрастом качественно меняется содержание этих процессов и их форма.
Условия и факторы, влияющие на развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста.
Одним из важнейших факторов развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста является создание условий, способствующих формированию их способностей.
Первым шагом к успешному развитию способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
Третье условие эффективного развития способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.
Четвертое условие успешного развития способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д.
Пятое условие успешного развития творческих способностей предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Самое главное здесь — не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
Шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Воспитание способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Источник
Данный материал будет полезен воспитателям средней группы, а также логопедам и психологам. В нём представлены разные игры, а также игры, сделанные своими руками, которые заинтересуют детей. Можно использовать индивидуально, с подгруппой детей, в непрерывной образовательной деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».
Цель: продолжать применять сенсорные игры в работе с детьми.
Задачи:
Образовательные: формировать представления детей о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе и вкусе через сенсорные игры.
Развивающие: развивать восприятие ребёнка, внимание, память, логическое мышление, сенсомоторную координацию, пространственное воображение, глазомер, наглядно-образное мышление, мелкую моторику рук.
Речевые: пополнять и обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать интерес к играм, любознательность, усидчивость.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
Ребёнок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объём информации. Поэтому эпиграфом моего отчёта по самообразованию я взяла слова Льва Николаевича Толстого – «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорождённого до пяти огромное расстояние»,- писал он.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического восприятия детей. Упущения на этой ступени обучения проявляются, как правило, несформированностью общеучебных умений и навыков у дошкольников.
Этапы знакомства ребёнка со свойствами предметов:
— накопление сенсомоторного опыта;
— формирование представлений о различных свойствах предметов;
— ознакомление с общепринятыми сенсомоторными эталонами и способами их использования;
— развитие аналитического восприятия.
Для обучения детей существуют красочные пособия, обучающие игры. Большую помощь могут оказывать самые разнообразные кубики, мозаики, конструкторы, а также обычные предметы домашнего обихода.
Игрушек и пособий в магазинах много, финансовых возможностей у детских садов не очень много. Вот тогда на помощь приходят фантазия и творчество, которого нашим воспитателям не занимать. Мне пришлось разнообразить дидактический материал и использовать игры-самоделки. Ведь китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Ребёнком лучше запоминается и поддаётся пониманию то, что он пронёс через чувственное обследование.
Начала работу над оттенками цветов, поскольку с четырёхлетнего возраста ребёнок способен воспринимать такие цветовые качества, как насыщенность и светлота (оранжевый, розовый, голубой, коричневый, серый, светло-зелёный).
Формирование представлений о цвете проходило в различных видах деятельности: на занятиях, в изобразительной (травка светло-зелёная, ствол коричневый) и в конструктивной (из бумаги – цветок розовый).
Игра «Какого цвета не хватает?»
Цель: сравнить парные картинки, определить, какого цвета не хватает, показать круг, объяснить свой выбор.
Игра «Подбери к каждому предмету цвет»
Цель: закрепление цвета и геометрических фигур, продолжать учить собирать разрезные картинки. Можно использовать овощи и фрукты.
Игра «Найди нужную карточку»
Цель: закрепление цвета, геометрических фигур, счёта до пяти.
Игра «Найди одинаковые флажки»
Цель: закрепление цвета, геометрических фигур, развитие глазомера и внимания.
Игра «Фрукт, я тебя знаю» («Сок»)
Цель: закреплять представление о том, что предметы окружающего мира воспринимаются не только с помощью зрения и слуха, но и через вкус и запах. Активизировать речь детей, учить их использовать прилагательные, обозначающие запах и вкус.
Игра «Цвета и формы»
Цель: знакомить с цветами и фигурами, учить определять форму предметов и их деталей, выделять часть из целого. Развиваются внимание, мышление и речь, формируется умение сравнивать предметы по размеру. Пазловые замки на элементах тренируют глазомер и позволяют оценивать правильность выполнения задания.
Игра «Рамки и вкладыши»
Цель: вырабатывать умение узнавать и различать форму плоских фигур, учить находить нужные вкладыши к рамкам и вставлять их.
Логические «Блоки Дьенеша»
В этом году добавила схемы «Зайчик», «Медведь», «Трактор».
Цель: продолжать учить выбирать нужные геометрические фигуры, используя схему-задание.
Работа с «Игровизорами». Рекомендуется детям 4-7 лет.
Цель:
1. Развитие сенсорных способностей: знакомство с эталонами формы и величины, развитие аналитического восприятия.
2. Формирование элементарных математических представлений: знакомство с формой и величиной предметов, с пространственными отношениями.
3. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
4. Подготовка руки к письму.
5.Развитие интеллектуальной культуры, умения учиться: понимать учебную задачу, находить средства для её решения, контролировать себя в процессе работы, добиваться успеха.
Для работы с игровизорами использовала рабочую тетрадь «Заниматика для малышей». Благодаря этому сборнику творческих упражнений ребёнок учится действовать последовательно, пытается рассуждать, стремится понять свойства и взаимосвязь окружающих его предметов, сравнивая, их друг с другом, замечая сходство и различие между ними.
В развитии сенсорики также огромную роль играет мелкая моторика рук.
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка. В свободной деятельности использовали шнуровку предметов, шнуровку по разным сказкам. Сделала новые игры-тренажёры со шнуровкой – «Паучок», «Бабочка»
Можно сопровождать художественным словом, а детям постарше загадать загадку.
Кто охотится за мухой?
У кого большое брюхо?
Догадайся сам, дружок.
Ну, конечно, паучок!
Или загадкой:
На большой цветной ковёр
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (Бабочка.)
Игра «Крышечки»
Цель: развитие координации зрительных и тактильных анализаторов, закрепление разных оттенков цвета, счёт от 1 до 5 (10).
Эти игры развивают сенсомоторную координацию, пространственное воображение, речь, мелкую моторику, глазомер, внимание и слуховую память, тренируют усидчивость.
«Ящик ощущений»
(По принципу волшебного мешочка и игры «Угадай, что в мешочке».)
Цель: определить предметы на ощупь и объяснить, из чего они сделаны.
Такое упражнение на развитие сенсорных навыков можно проводить, например, в начале занятия, поместив в ящик предмет, имеющий непосредственное отношение к обсуждаемой теме. Это могут быть геометрические формы. Дети 4-5 лет выбирают из 6 форм (шарик, кубик, цилиндр, конус, кирпичик, призма).
Игра «Весёлые человечки»
Цель: развитие воображения, закрепление умения выполнять движения по показу, схематическому изображению.
Взаимосвязь с родителями.
Подготовлены консультации:
— «Игрушечный вопрос» (журнал «Кроха» №10/2006 г.).
— «Игры между делом» (газета «1000 советов» №12/2009 г.).
— «Тренируем руки – развиваем память» (газета «1000 советов» №2/2009 г.).
— «Квадратный, фиолетовый, высокий» (журнал «Кроха» №7/2005 г.).
Самым ценным и значимым для меня стало эмоциональное отношение детей к заданиям. Дети проявляют к ним усидчивый интерес, в свободное время предпочитают игры с материалом в сенсорном уголке.
Для ребёнка игры по сенсорике – интересное времяпровождение. Он играет, общается, творит и, конечно, не догадывается, что весёлые увлекательные игры представляют собой продуманную систему упражнений, охватывающих все сферы его развития.
Литература:
1. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
2. Воскресенская И. «Развивающие игрушки своими руками».
3. Катаева А.А. «Дидактические игры и упражнения».
4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».
5. Нищева Н.В. «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста» (из опыта работы).
6. Колос Г.Г. «Сенсорная комната в дошкольном учреждении».
7. Статья «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада» (журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» №5/2008г.).
8. Статья «Система сенсорного развития детей» (журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» №1/2010г.).
9. Журналы «Дошкольное воспитание». Статьи:
— «Дидактические игры по сенсорному воспитанию»;
— «Развиваем восприятие цвета»;
— «Разновозрастная группа: сенсорное воспитание и развитие элементарных математических представлений».
Источник