Развитие познавательной активности ребенка курсовая
Номер работы:
488588
Раздел:
Год добавления:
07.02.2018 г.
Объем работы:
30 стр.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие «познавательной активности» в психолого-педагогической литературе 4
2. Особенности познавательной активности детей дошкольного возраста 12
3. Формы и методы работы педагога в ДОО по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕДошкольное детство — это долгий период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом определяющий его. Это период, когда семья и общество создают для ребенка все необходимые и возможные условия для их развития.
Дошкольное детство является периодом первоначального знания окружающей действительности. В современном психологии и педагогике умственное развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурного и исторического опыта предыдущих поколений. Необходимым условием для назначения этого опыта является деятельность ребенка, в том числе познавательная активность, проявляющаяся в соответствующей деятельности.
………………
1. Понятие «познавательной активности» в психолого-педагогической литературеКонцепция познавательной деятельности используется в течение примерно двух десятилетий сотрудниками психологической области ранних и дошкольных детей, занимающихся изучением психического развития детей в первые семь лет жизни в процессе общения с окружающими людьми. (4)
Продвижению этой концепции предшествовало экспериментальное исследование познавательной активности у маленьких детей. Даже в первой половине жизни ребенка вы можете наблюдать сложную деятельность, включающую в себя все важнейшие структурные элементы — потребности, мотивы, действия, а не просто простые операции, которые возникают почти автоматически под воздействием внешнего стимула, что запускает их. Познавательная деятельность имеет конкретный предмет и результат: ее предметом является информация, содержащаяся в предмете, на который направлено внимание ребенка, и его результатом является отражение свойств объекта, их образа.
Познавательная деятельность занимает структурное место в деятельности, которая близка к уровню потребности. Концепция познавательной деятельности имеет важный смысл. …………..
Представленный учебный материал (по структуре — Теоретическая курсовая) разработан нашим экспертом в качестве примера — 07.02.2018 по заданным требованиям. Для скачивания и просмотра краткой версии курсовой необходимо пройти по ссылке «скачать демо…», заполнить форму и дождаться демонстрационной версии, которую вышлем на Ваш E-MAIL.
Если у Вас «ГОРЯТ СРОКИ» — заполните бланк, после чего наберите нас по телефонам горячей линии, либо отправьте SMS на тел: +7-917-721-06-55 с просьбой срочно рассмотреть Вашу заявку.
Если Вас интересует помощь в написании именно вашей работы, по индивидуальным требованиям — возможно заказать помощь в разработке по представленной теме — Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста … либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.
Курсовые работы
Готовые курсовые работы. Более 6400 написанных с нашей помощью готовых работ. Множество дополнительного расчетного материала….
Рефераты
Помогли написать отличные рефераты различной тематики в том числе и по этой теме «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста….»
Дипломные работы
Дипломные экономической и гуманитарной направленности. С нами писались дипломные работы — проходящие антиплагиат….
Защитная речь и доклады
Для школы и института, более 5000 образцов нашего авторства. Также есть отзывы к дипломным работам….
Магистерские диссертации(ВКР)
Огромная подборка уже написанных с нашей помощью магистерских диссертаций по всем правилам и ГОСТАМ…
Отчеты по практике
Гарантируем уникальность и качество. Специальные предложения по подготовке бизнес отчетов.
Источник
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Понятие познавательной активности в современной психолого-педагогической литературе 6
1.2 Формы развития познавательной активности старших дошкольников 10
2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ОПЫТОВ 17
2.1 Диагностика уровня сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой 17
2.2 Программа кружковой деятельности по формированию познавательной активности старших дошкольников «Юный исследователь» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Введение
Актуальность темы курсовой работы. Сложные и противоречивые процессы, происходящие в современном обществе, выдвигают проблемы обеспечения новых подходов к организации деятельности дошкольной образовательной организации. Новые формы дошкольного образования создают благоприятные условия для реализации педагогической инициативы, внедрения научных разработок, воплощения принципов обновленного содержания дошкольного образования.
В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса. Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисково-исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, развиваются продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру, поэтому особый интерес для детей представляет экспериментирование.
Теоретическая основа исследования: проблема развития познавательной активности дошкольников раскрыта в работах Е.А. Аркина, Т.И. Шамовой, А.Р. Лурия, В.И. Селиверстова, А.Г. Литвака, М.С. Певзнера, Г.И. Щукиной, Н.Е. Веракса и др. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования представлено в исследованиях Н.Н. Подъякова, А.П. Усовой, Е.А. Панько и др.
Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, а процесс исследования становится определяющим для построения обучения.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и т.п.
Цель исследования: выявление особенностей развития познавательной активности старших дошкольников посредством экспериментальных опытов.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности дошкольников.
Предмет исследования: возможности использования экспериментальной деятельности детей как средства развития познавательной активности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «познавательная активность» в современной психолого-педагогической литературе;
2. Охарактеризовать формы развития познавательной активности старших дошкольников;
3. Провести диагностику уровня сформированности познавательного активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой;
4. Разработать программу развития познавательной активности старших дошкольников «Юный исследователь».
Теоретическая основа исследования: проблема развития познавательной активности дошкольников раскрыта в работах Е.А. Аркина, Т.И. Шамовой, А.Р. Лурия, В.И. Селиверстова, А.Г. Литвака, М.С. Певзнера, Г.И. Щукиной, Н.Е. Веракса и др. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования представлено в исследованиях Н.Н. Подъякова, А.П. Усовой, Е.А. Панько и др.
Методы работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование, анализ и обобщение педагогического опыта, тестирование, количественный и качественный анализ данных.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации26 декабря 2012 года
1. Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: cборник межрегиональной научно-практической конференции. В 2-х ч./ под ред. Е.В. Соколова — Новосибирск: КГПУ, 2016. — 320 с.
2. Альманах Института коррекционной педагогики РАО №09: научно-методический журнал. Институт коррекционной педагогики РАО/ под ред. Н.Н. Малофеева – Москва: Печатный двор, 2015. – 168 с.
2. Арсентьева, В.П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие / В. П. Арсентьева. — М.: ФОРУМ, 2015. — 144 с.
3. Бернс, Р. Развитие Я — концепции и воспитание/ Р. Бернс — М., 2012.– 124 c.
4. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: уч. пособие для студентов средн. пед. учебн. завед./ И.В. Дубровина — М.: Академия, 2009.- 215 с.
5. Журнал — Учимся играя. От 3 до 4 лет. №11 Специальный выпуск газеты Солнечный зайчик. Изд.: Газетный мир, 2015. — 20 с.
6. Изотова, Е.И. Психологическая служба в общеобразовательном учреждении/ Е.И. Изотова — М.: Академия, 2014. – 288 с.
7. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога/ О.Н. Истратова — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 568 с.
8. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова — Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 443 с.
9. Карандашев, В.Н. Педагогическая психология/ В.Н. Карандашев — Спб.: Питер, 2016. – 411 с.
10. Коврижных, Е.В. Проект индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» / Е.В. Коврижных. – 2014 – . – М — №2.
11. Корепанова, М. В. Педагогика дошкольного детства: учебное пособие по дошкольной педагогике для слушателей курсов повышения квалификации/ М.В. Корепанова — Волгоград, 2016. — 93 с.
12. Коротун, А.В., Шарагулова, К.М Организация научно-методической деятельности педагогических работников дошкольного образовательного учреждения Екатеринбург/ А.В. Кортун: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. — 128 с.
13. Майер, А.А., Багаутдинова, С.Ф. Проблемы проектирования основной общеобразовательной программы. /Дошкольная педагогика. – 2011. — №5 (май), с.14-18.
14. Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога/ И.Г. Малкина-Пых — М.: Эксмо, 2015. – 781 с.
15. Мананникова, Е.Н. Педагогическая психология/ Е.Н. Манникова. — М.: Дашков и К, 2014. – 223 с.
16. Методическая практика — Подготовка и проведение педагогического совета в ДОУ/ М.П. Смирнова, Санкт-Петербург, 2011. — 84 с.
17. Морозова, Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике/ Л. Д. Морозова — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с.
18. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе/ В.С. Мухина — М.: Проджест, 1990.- 245 с.
19. Нестерова, О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах/ О.В. Нестерова О.В. — М.: Айрис-пресс, 2016. – 112 с.
20. Оберемок, С.М. Метод проектов в дошкольном образовании, учебно-методическое пособие. / С.М. Оберемок — Новосибирск: НИИПКиПРО, 2015. — 48 с.
21. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова — М.: Академия, 2012. – 446 с.
22. Работа руководителя УДО с молодыми специалистами Беларусь/ Лусто И.И. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2015, — 37 с.
23. Сагадеева, А.А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология [Текст] / А. А. Сагадеева // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I.— Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 94-96.
24. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений/ Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: ИЦ «Академия», 2015. – 165 с.
25. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология/ Л.Д. Столярко. — Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 544 с.
26. Шамрай, С.Е. Контроль в детском саду: планирование, анализ, практический инструментарий Изд. 2-е, перера/ С.Е. Шамрай. — Волгоград: Учитель, 2015. — 188 с.
27. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология/ И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2013. – 349 с.
28. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога/ Г.А. Широкова Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 383 с.
Общий объем: 42
Год: 2017
Цена: 500 руб.
Источник
Елена Журавская
Познавательное развитие дошкольников
Детство – незабываемая, интересная пора. Пора поисков, исследований, вопросов, экспериментов. Пора «почемучек». Так любя мы называем детей, которые жадно ищут ответы на терзающие их вопросы. Малыш- природный исследователь окружающего мира, а этот мир открывается ребенку через его личные ощущения, действия, переживания, через его, пусть еще такой маленький, но жизненный опыт.
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и удивляться им.
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.
Одним из основных принципом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
К стадиям познавательного развития относится: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста,выделяют:
– организацию решения познавательных задач;
– применение экспериментирования в работе ДОО;
– использование проектирования.
Экспериментирование — считают актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста. Его рассматривают как практическую деятельность поискового характера, направленную на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
Дошкольник в экспериментировании берёт, сам того не подразумевая, роль исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.
В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.
После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется еёанализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения, которые могут быть и правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их может выдвинуть сам воспитатель.
К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышлении.
Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность — состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.
В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы,которая состоит из трех компонентов:
1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мир);
3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).
Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично.А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична.
Приступая к планированию познавательного развития детей, мы должны вспоминать возрастные особенности детей, а в процессе работы характерные закономерности познавательного развития детей.
ФГОС ДО выделяет «Основные принципы дошкольного образования», среди которых «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» (п. 1.4.7.).
Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка.
Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности. В задачах,которые ставит Стандарт такая формулировка: «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» (п. 1.6. (6).
Во втором разделе ФГОС ДО определяется содержание познавательного развития. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Цель познавательного развития — развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Важнейшим показателем развития ребенка — дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности, которая, с одной стороны, служит источником и движущей силой развития ребенка, а с другой — именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения.
В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.
Игра для дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она помогает осознать происходящее вокруг.
Коммуникативная деятельность, по сравнению с общением в раннем возрасте, становится более содержательной. Дети способны высказывать свое мнение, задавать «цепочки» вопросов, обсуждать серьезные вопросы, настаивать на чем-то.
Познавательно-исследовательская деятельность, при правильной организации, учит детей видеть проблему, искать способы ее решения, фиксировать результат, анализировать полученные данные.
Приобщение детей к чтению художественной литературы и фольклора позволяет нам не только пополнить литературный багаж детей, но и воспитать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям, отождествлять себя с героями книги.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд заметно усложняются и позволяет детям выделять больше свойств предметов, получать новые знания.
Конструирование, Изобразительная деятельность, Музыкальная деятельность, конечно, главным образом решают задачи художественно — эстетического развития детей, но при этом они много узнают нового о средствах и материалах, с которыми работают, знакомятся с произведениями искусства.
Двигательная деятельность в меньшей степени, но тоже влияет на познавательное развитие детей. Во-первых, она снимает напряжение, а кроме этого и здесь дети получают много информации о собственном теле, его возможностях, в подвижных играх учатся понимать. В рамках Двигательной деятельности мы знакомим детей с различными видами спорта, знаменитыми спортсменами, олимпийскими играми, формируем представления о здоровом образе жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждая из видов деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями.
В третьем разделе ФГОС ДО определены «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования».
Каких-то особых требований к условиям реализации образовательной области «Познавательное развитие» нет. Мы должны учитывать все требования к психолого-педагогическим условиям организации образовательного процесса.
Конечно, если ребенок чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе и прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания. Ребенок в этом случае не боится ошибиться, задает вопросы, чтобы правильно решить задачу.
Ребенок стремиться к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. Важно, какую позицию при этом выбрал педагог.
Какой, по-вашему, должна быть эта позиция?
В младшем возрасте воспитатель выступает источником информации, в старшем – воспитатель создает условия и руководит познавательной деятельностью. Поэтому, лучше всего позиция партнера, знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать. В этом случае возможно «Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка…» (п. 3.2.1.(3).
Но дети учатся не только от педагога, но и от других детей. Сверстникам подражать легче, особенно если есть «поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействие детей друг с другом в различных видах деятельности» (п. 3.2.1.(4).
Познавательное развитие предполагает какие-то «открытия» ребенка, решение каких-то значимых для него задач самостоятельно. Это становится возможным при «Поддержке инициативы и самостоятельности детей, Возможности выбора детьми материалов, видов активности» (п. 3.2.1.(5,6).
В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС ДО названа «Развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными материалами (в том числе с песком и водой) (п. 3.3.4.(1). Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т. к. она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считал, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности.
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. В такой среде возможно одновременное включение в активную игровую, коммуникативную, исследовательскую, двигательную, трудовую и творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
К концу пребывания в детском саду мы должны помочь ребенку освоить начальные представления в области естествознания, математики, истории. Научить, опираясь на собственные знания, принимать самостоятельные решения в разных видах деятельности.
Таким образом, создавая качественную РППС, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности, способствует интеллектуально-нравственному развитию личности дошкольника, приобретению ребенком опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру.
Источник