Развитие потребности личностного роста ребенка
Основные потребности ребенка.
Задача вожатых и педагогов помочь детям стать мудрыми до того, как они повзрослеют.
Они смотрят на нас.
Они зависят от нас.
Помним ли мы об этом?
1. Потребность в принятии.
Принятие — уважение ребенка как личности, такого как он есть.
- очень важна первая встреча, знакомство с группой
- уделяйте время, когда ребенок рассказывает о своей жизни, семье
- доверяйте
- не смейтесь над неудачами
- не требуйте от него поступков взрослого
- помогите ребенку почувствовать, что он принадлежит коллективу. Тогда взаимное расположение и вовлечение в общие дела группы будут искренними и сильными.
Если эта потребность ребенка будет удовлетворена, то он научится ценить и уважать себя и других.
2. Потребность в уверенности.
- уважение его достоинства
- обеспечение его безопасности, удобства
- защита прав воспитанника
- постоянство вашего общения с ним и вашего отношения к нему — это источник уверенности для воспитанника.
- позаботиться, чтобы каждый ребенок имел задание по силам, успех в каком-то деле на мероприятиях в лагере.
3. Потребность в новом опыте.
Ваши воспитанники готовы и ожидают приобрести новый:
- социальный
- физический
- эмоциональный
- умственный
- моральный
Давайте инициативные задания. Интересно отмечайте дни рождения. Помогайте детям, чтобы они не опускали руки перед трудностями. Повышайте качество их усилий. Своим советом, помощью и моральной поддержкой их стремления сделать что-то самим вы даете почувствовать их способность служить, не только себе, а и благу других людей. Не подавляйте детей своей властью, контролируя и настаивая всегда на своем. Смейтесь, радуйтесь, играйте вместе с ними.
4. Потребность любить и быть любимым.
- Вы сможете дать воспитанникам свою любовь, если возлюбите их как самого себя.
- Любите всех одинаково
- Слушайте их внимательно и пытайтесь понять, а не судить
- Не позволяйте ошибкам детей лишить вас уважения к ним (воспитанникам)
- Прощайте их и признавайте перед ними свои собственные ошибки
- Не браните детей, но поощряйте
- Цените маленькие проявления любви со стороны ребенка (письма, подарки)
- Любите детей без всяких условий, и их сердце откроется для близости и доверия.
Без любви дети будут чувствовать себя отвергнутыми, замкнутыми и неприветливыми.
5. Потребность в благодарности.
У каждого ребенка есть что-то свое, достойное похвалы. Ободряя и поощряя, мы можем помочь ребенку расти и развиваться в правильном направлении. Чем больше ребенка хвалят, тем больше он старается угодить.
Как проявить благодарность ребенку:
- Благодарите за хорошие дела
- Благодарите даже за попытку, хотя он и потерпел неудачу. Это поможет не отчаиваться.
- Дайте ребенку возможность проявить инициативу.
- Вознаграждайте за знание золотых стихов, активное участие, оказание помощи.
- Замечайте все хорошее, что делают ваши воспитанники, и они будут делать еще больше.
- Покажите детям, как вы довольны ими.
- Не жалейте слов поощрения, ободрения и похвалы. И дети будут преуспевать в «возрасте», иначе они будут чувствовать себя беспомощными, неуверенными, насмехаться друг над другом.
6. Потребность в дисциплине.
Потребность в ясных, конкретных требованиях от него.
Расстановка границ поведения — это проявление любви, что создает чувство надежности. Ребенок, которому не поставлены ясные границы поступков в лагере, чувствует себя неуверенно и думает, что он для всех безразличен и никому не нужен.
Как помочь ребенку увидеть границу хорошего и плохого:
- Составьте ясные и простые правила поведения и следуйте им, следите за их исполнением. (Желательно составлять вместе с детьми, и как можно меньше правил)
- Избегайте обличений перед всеми и групповых наказаний, так как это редко дает успех надолго.
- Если надо, накажите или простите, но не угрожайте.
- Спокойный разговор действует эффективней, чем крик, так как ребенок может начать отвечать тем же.
- Положительные воздействия (ободрение или благодарность) помогают лучше, чем отрицательные (насмешки, ворчания, ирония или угроза).
Правила.
7 ПРАВИЛ, ПОМОГАЮЩИЕ СТАТЬ СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ
- Правило Зеркала. Окружающие меня люди — мои зеркала. Они отражают особенности моей собственной личности, часто не осознаваемые мною. Например, если кто-то мне хамит, значит, я так хочу, я это позволяю. Если кто-то снова и снова обманывает меня, значит, у меня склонность к тому, чтобы поверить любому. Так что обижаться не на кого.
- Правило Выбора. Я осознаю, что все происходящее в моей жизни — есть результат моего собственного выбора. И если сегодня я общаюсь со скучным человеком, значит, и у меня скучность и занудливость. Нет плохих и злых людей – есть несчастные. Если я разгребаю их проблемы, значит, мне это нравится. Так что не к кому предъявить претензии. Во мне причина всего, что происходит со мной. Автор и творец своей судьбы — я.
- Правило Погрешности. Конечно, я могу и ошибаться. Не всегда мое мнение или мои поступки другие люди должны считать правильными. Реальный мир не только черное и белое, есть еще светло-серое и темно-белое. Я не ИДЕАЛ, я просто хороший человек и имею право на ошибку. Главное – суметь признать её и вовремя исправить.
- Правило Соответствия. Я имею ровно то, и ровно столько, чему я соответствую, чего заслуживаю, не больше, не меньше, касается ли это отношений с людьми, работы или денег. Если я не могу любить человека на полную катушку, смешно требовать, чтобы этот человек ТАК любил меня. Так что все мои претензии бессмысленны. И вместе с тем, когда я решаю измениться — меняются и окружающие меня люди (в лучшую сторону)
- Правило Зависимости. Мне никто ничего не должен. Я же имею способность и могу бескорыстно помочь всем, кому могу. И мне это в радость. Чтобы стать добрее, надо стать сильнее. Чтобы стать сильнее, надо поверить в то, что я всё могу. А я верю! Но надо и уметь говорить «НЕТ!»
- Правило Присутствия — Я живу здесь и сейчас. Прошлого нет, потому что каждую следующую секунду наступает настоящее. Будущего нет, потому что его еще нет. Привязанность к прошлому приводит к депрессии, озабоченность будущим порождает тревогу. Пока я живу настоящим, я НАСТОЯЩИЙ(АЯ). Есть повод порадоваться.
- Правило оптимизма. Пока мы ругаем жизнь, она проходит мимо. Глаза видят, ноги ходят, уши слышат, сердце работает, Душа радуется. (Могло быть и хуже…). Остальное зависит от меня.
Правила позитивного общения с детьми
- Помогайте, когда они просят.
- Поддерживайте успехи.
- Делитесь своими чувствами.
- Конструктивно решайте конфликты.
- Используйте в повседневном общении приветливые фразы.
- Обнимайте не менее 4-х раз, а лучше по 8 раз в день.
- Безусловно принимайте и уважайте личную зону ребенка.
- Активно выслушивайте его переживания и потребности.
- Чаще будьте вместе, но не вмешивайтесь в занятия, с которыми дети справляются сами.
- Если вы рассержены на ребенка, нужно выражать свое недовольство, но не ребенком в целом, а его отдельными действиями.
- Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства. Раз чувства у него возникли, значит, для этого есть основания.
- Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие ребенка.
Заповеди.
Заповеди вожатого
- Улыбнись! Грусть и злость оставь за порогом отряда. Шутка — выход из самого безвыходного положения.
- При неудаче не отчаивайся! Иначе тебе вожатской удачи не видать!
- Не обещай детям златых гор, если у тебя их нет. Сказал — сделал!
- Имей свой «конек», он тебя выручит. Рассчитывай на свои силы.
- Сделай свой приход в отряд праздником, имей в «кармане» что-либо заманчивое: интересную шутку, историю, сувенир.
- Помни о темпе! Не мешкай, успевай подавать идеи и замыслы.
- Отрядная жизнь — как хорошая повесть, она должна иметь свою фабулу. И тайну, и загадку, отгадка которой впереди!
- Ищи истину вместе с ребенком.
- Искренне восхищайся всем красивым, что есть вокруг.
- Помни, серьезное разрушается смехом, смех — серьезным.
- Хвали ребенка за конкретные успехи и поступки и делай это искренне.
- Воспринимай вопросы и высказывания ребенка всерьез.
- Покажи ребенку, что его любят и принимают таким, какой он есть.
- Помогай ребенку строить свои собственные планы и принимать решения.
- Не унижай ребенка, не давай ему почувствовать, что он чем-то хуже других.
- Верь в здравый смысл ребенка и доверяй ему.
- Всегда делай то, что пообещал. Никогда не обещай того, что не можешь выполнить.
Наш долг не убить человека в маленьких людях, не превратить их в
муравьев, обрекая на жизнь муравейника. Не важно, насколько будет
доволен человек. Важно, сколько будет в нем человеческого. Не наша
забота — счастье людей. Кто из людей будет счастлив — вот что нас
заботит. А довольство сытых возле кормушки — скотское довольство — нам не
интересно.
Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы — пустота, обогатите их
образами и картинами, на которых видны связующие нити.
Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и
способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию —
вот главное мерило.
Не учите их, что польза — главное. Главное — возрастание в человеке
человеческого. Честный и верный человек гладко выстругает и доску
Научите их почтению, потому что насмехаться любят бездельники, для них
не существует целостной картины.
Боритесь против жадности к вещному. Они станут людьми, если вы научите
их тратить себя, не жалея; если человек не тратит себя, он закостеневает.
Научите их размышлению, благодаря им расширяется душа.
Научите не скудеть в любви. Чем заменишь любовь? Ничем. А любовь к самому
себе — противоположность любви.
Карайте ложь и доносительство. Бывает, что и они помогают человеку и на
первый взгляд в помощь. Но силу рождает только верность. Нельзя быть
верным одним и неверным другим. Верный всегда верен. Нет верности в том, кто
способен предать того, с кем вместе трудится. Нам нужно сильное общество, и не стоит основывать его мощь на человеческом отребье.
Привейте им вкус к совершенству, ибо любое дело — это путь к себе, и завершает его только смерть.
Не учите их, что главное — прощение и милосердие. Плохо понятые, обе
эти добродетели обернутся потаканием нечести и гниению. Научите их благому
сотрудничеству — общему делу, где каждый в помощь благодаря другому.
Рекомендации.
№ 1. Дети ведут себя как дети, примите это.
Путь познания мира ребятами вначале извилист и тернист. Через ошибки. Через незрелые поступки. «Магия» начинается, когда в дело вступает хороший воспитатель и помогает ребенку идти верным путем. Мы расстраиваемся, становимся нетерпеливыми, раздражительными и грубыми, а ведь это просто этапы становления ребят.
Часть мозга, отвечающая за рассудочное мышление, логику и самоконтроль, полноценно формируется к 20-ти годам. Незрелое поведение нормально для незрелого человека с незрелым мозгом. Это просто данность — просто осознаем это, запасемся терпением и будем помогать ребятам пройти непростой путь взросления.
№ 2. Устанавливайте границы, опираясь на уважение, а не критику.
Поскольку ребята буквально все о мире узнают от нас, без установки границ не обойтись. Без них ребята будут чувствовать тревогу и беспокойство.
Можно устанавливать границы, используя критику и стыд, а можно в твердой, но уважительной форме. Подумайте, как бы вы сами предпочли, чтобы с вами разговаривали сослуживцы, и действуйте исходя из этого.
№ 3. Изучите возрастные особенности ребят.
Вполне нормальных, вполне здоровых примеров детского поведения в период взросления — буквально сотни. Зная об этом, вы не будете считать поведение ребят странным и сможете правильно и участливо на него реагировать.
№ 4. Учитывайте темперамент и личностные особенности ребят.
Это кажется банальностью, но если мы осознаем, какие именно уникальные черты присущи каждому ребенку и принимаем это, мы сможем вовремя понять, когда ему нужна помощь и поддержка, и в каких условиях он сможет расцвести.
Если вы знаете «пунктики» ребят, вам будет гораздо легче ориентироваться в разных сферах их жизни и помогать им управляться с разными делами и ситуациями. Например, вы сможете понять, почему ребенок, уехав в летний лагерь, уже назавтра хочет вернуться домой.
№ 5. Предоставьте ребятам время для свободной игры.
Играя, ребята учатся всему на свете и развивают все необходимые им навыки. А значит, вам нужно каждый день предоставлять ребятам время для свободных, без вмешательства взрослых, игр.
№ 6. Чувствуйте, когда следует говорить, а когда — слушать.
Ребята прекрасно умеют справляться с проблемами, если только мы им это позволим. Мы же безумно обожаем их и хотим, чтобы у них все получалось, и поэтому нам довольно трудно не вмешиваться и не решать проблемы за них, параллельно читая им лекции, как это надо правильно делать.
Если вожатые почаще будут брать паузу и не вмешиваться, они будут просто в шоке от того, как успешно их ребята сами находят выход из трудных ситуаций. Умение слушать имеет мощный терапевтический эффект, позволяя нам добраться до сути и найти верное решение.
Ребята хотят и нуждаются в том, чтобы их услышали и поняли. Как и все мы.
№ 7. Знайте, что дела говорят громче, чем слова.
Быстрее всего ребята учатся, наблюдая, как вы живете и взаимодействуете с ним и окружающим миром. Дети невероятно внимательны и обладают намного более тонкой интуицией, чем мы предполагаем. Они постоянно наблюдают.
При всем кажущемся неудобстве этого факта, если мы будем постоянно помнить о том, что наши ребята наблюдают за нашими действиями, мы не только научим их правильно вести себя, но и сами станем намного лучше.
№ 8. Воспитание посредством страха и контроля в долгосрочной перспективе совершенно не эффективно. Эти методы могут оказать положительный краткосрочный эффект, но они не помогут сформировать у ребят сильный внутренний нравственный стержень и не обучат их навыкам эффективного решения проблем.
Если при общении с вами ребенок чувствует, что его ценят как человека, он естественным образом сам научится ценить других и принимать правильные решения.
№ 9. Пусть вашей целью будет сформировать душу ребенка, а не только его влиять на его поведение.
Мир хочет убедить нас, что цель воспитания — в создании послушного и хорошо выдрессированного ребенка. Но эти, безусловно, весьма желательные качества отнюдь не являются теми качествами, которые сделают из ребенка счастливого и здорового человека.
Помогите ребятам понять, что их мысли и эмоции необычайно важны, и вы обучите их навыкам общения с людьми, умению управления собой и справляться со сложными ситуациями. Навыкам, которые будут поддерживать и направлять их на протяжении всей жизни.
Источник
Искусством воспитания нельзя овладеть раз и навсегда. С возрастом потребности ребенка изменяются, и родителям необходимо научиться чутко реагировать на эти изменения. По моему мнению, у всех детей всех возрастов есть пять основных потребностей: потребность в уважении, потребность чувствовать собственную значимость, потребность в приятии, потребность чувствовать связь с другими людьми и потребность в безопасности.
Я назвал их основными, поскольку успешная реализация этих надобностей — краеугольный камень воспитания эмоционально здорового ребенка. Для родителей эти потребности — словно дорожная карта, с помощью которой можно и нужно корректировать свои действия, оценивать педагогические успехи, развивая сильные стороны детского характера и сглаживая недостатки ребенка.
- Потребность в уважении
- Потребность ощущать собственную значимость
- Потребность принятия
- Потребность чувствовать связь с окружающими
- Потребность в безопасности
Любовь
Возможно, вы уже задавали этот вопрос: «А как же любовь? Почему ее не включили в число пяти основных детских потребностей?» Я не упоминю о любви умышленно, и вовсе не потому, что недооцениваю ее значимость, — наоборот, важность любви невозможно переоценить. Просто само слово «любовь» приобрело так много разных оттенков, что утратило часть своей силы и смысла.
Слова «я тебя люблю» звучат порой банально, бессмысленно, часто они просто сбивают нас с толку. В одном интервью молодая женщина так пересказывает свой разговор с матерью — они долгое время жили порознь. «Ну ты же знаешь, как мы тебя любим, дорогая? — спрашивает мать. — Разве мы не твердим все время об этом?» На что дочь сердито отвечает: «Любовь? Да что вы знаете о любви? Вы только говорили, что любите меня, но по вашим действиям я этого не заметила!»
Есть родители, которые унижают или игнорируют ребенка, а потом говорят ему «мы тебя любим», надеясь, что эти слова как-то сгладят их безобразное поведение. Слишком часто любовь отождествляется с фразой «я тебя люблю». Если бы одних только слов было достаточно, процент разводов не был бы столь высоким. Семьи разваливаются не потому, что кто-то из супругов перестает говорить о любви. Это происходит из-за того, что люди перестают с любовью друг к другу относиться. Если любви нет в поступках супругов — то все труднее верить словам.
Большинство родителей действительно любят своих детей — это естественно. Но это не значит, что все эти родители умеют себя вести как любящие отцы и матери. Одна женщина рассказывала мне, как некий авторитет в области воспитания уверял ее, что нужно просто любить ребенка, вести себя честно и искренне — и все будет отлично.
Любовь, искренность и честность, конечно, очень важны. Но «не все то золото, что блестит». Я помню одного отца, который постоянно бранил и унижал своего сына, обзывая его толстяком, лентяем, дубиной и еще бог весть кем. Этот сын, уже взрослый мужчина, страдает и мучится до сих пор. А ведь отец любил его, честно и открыто выражал свои мысли и был вполне искренен.
Итак, на вопрос «А как же любовь?» я отвечаю, что без любви обойтись, конечно же, невозможно и что говорить ребенку «я тебя люблю» тоже нужно, но этого будет явно недостаточно: любовь должна быть подтверждена делами. Вот почему слово «любовь» в моем восприятии — скорее не существительное, но глагол, а «поступать как любящие родители» означает обращаться с ребенком так, чтобы на душе у него было светло, радостно и спокойно. Залог эмоционального здоровья ребенка — стремление родителей вести себя так, чтобы дети чувствовали: их уважают, ценят, принимают такими, какие они есть, включают «в команду» и защищают — это и есть лучший способ доказать свою любовь.
Потребность в уважении
Детям необходимо чувствовать, что их уважают. Поэтому отношение к ним должно быть самым внимательным, обращение — вежливым и обходительным. Детям нужно, чтобы их ценили и видели в них полноценных людей, а не «довесок» к родителям, которым можно помыкать по собственному усмотрению. Детям необходимо, чтобы их уважали как независимых личностей, обладающих собственной волей и желаниями.
Если обращаться с ребенком без должного уважения, его самооценка будет резко снижаться, он будет вызывающе держаться с окружающими. В конечном счете он совсем отобьется от рук. Дети, чьи родители относятся к ним как к существам второго сорта, часто просто-таки уверены, что с ними что-то не так, — нередко это становится их подсознательным убеждением. См. →
Потребность ощущать собственную значимость
Чувствовать свою значимость означает для ребенка чувствовать собственную силу, влияние, ценность, чувствовать, что «я что-то таки значу». Эта потребность проявляется в самом нежном возрасте.
Если дети не чувствуют себя нужными и полезными (а в наше время это одна из главных детских проблем), если у них не получается удовлетворить эту свою потребность «законно», дети, скорее всего, попытаются привлечь к себе внимание каким-либо далеко не безобидным способом. Они могут взбунтоваться, озлобиться, начать дерзить, могут связаться с какой-то бандой или шайкой; пристраститься к наркотикам, начать вести беспорядочную половую жизнь, стать на путь преступления. См. →
Потребность принятия
Ребенку нужно, чтобы в нем видели самодостаточную уникальную личность, а не просто копию родителей, которую необходимо подогнать под родительские стандарты идеального сына или дочери.
Это означает, что дети вправе иметь свои суждения, свои чувства, желания и представления о мире. Мы должны признать, что чувства не плохи и не хороши — они просто существуют. Принимать — не значит одобрять, соглашаться или проявлять свое снисхождение. Принимать чувства ребенка — это значит признавать, что дети, как и все люди, наделены своими чувствами и что эти чувства не надо подавлять, не надо их бояться — их надо принимать, понимать и обсуждать, при необходимости совместно с ребенком работая над их развитием. См. →
Потребность чувствовать связь с окружающими
Детям необходимо чувствовать себя «в команде». Им нужно, чтобы о них не забывали и позволяли участвовать в происходящих событиях. Между тем вспомните, сколько раз вы слышали и произносили реплики: «Нет, не сейчас. Подрасти сначала», «Ты еще маленький, тебе еще рано».
Если люди занимаются каким-то делом сообща, они острее чувствуют существующую между ними связь. Работа по дому или совместный досуг дают нам возможность стать ближе друг другу, чему-то научиться и помочь другим. Если ребенок чувствует крепкую связь со своими близкими, он сможет успешно противостоять негативным воздействиям извне. Также повышается и вероятность того, что он захочет быть похожим на кого-то из домашних. См. →
Потребность в безопасности
Защитить ребенка означает создать стабильное, безопасное, спокойное и внимательное окружение, в котором ребенок будет чувствовать, что его любят и оберегают, а намерения и поведение близких ему людей продиктованы искренней заботой о его благополучии.
Искусство обхождения с детьми — это, в том числе, искусство балансировать между свободой и контролем. Определенные ограничения неизбежны, без ограничений дети не смогут чувствовать себя в безопасности. Вседозволенность порождает тревогу, ребенок постоянно будет чувствовать какую-то опасность, а незрелость и отсутствие опыта сделают его и вовсе беспомощным. См. →
Источник