Развитие полушарий головного мозга у ребенка

Развитие полушарий головного мозга у ребенка thumbnail

Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу психики человека.

Что такое межполушарное взаимодействие?

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

За что отвечает правое полушарие:

 — обработка невербальной информации, эмоциональность;

— музыкальные и художественные способности;

— ориентация в пространстве;

— способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);

— обработка большого количества информации одновременно, интуиция;

— воображение;

— отвечает за левую половину тела.

За что отвечает левое полушарие:

— логика, память;

— абстрактное, аналитическое мышление;

— обработка вербальной информации;

— анализ информации, делает вывод;

— отвечает за правую половину тела.

Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано:

происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении ( проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации)

Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?

Причин может быть много, вот несколько из них:

— болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);

— родовые травмы;

— болезни ребёнка в первый год;

— длительный стресс;

— общий наркоз.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

  • зеркальное написание букв и цифр;
  • псевдолеворукость;
  • логопедические отклонения;
  • неловкость движений;
  • агрессия;
  • плохая память;
  • отсутствие познавательной мотивации;
  • инфантильность.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются «гимнастикой для мозга». И будут полезны детям и взрослым даже если с сформированностью межполушарных взаимодействий все в порядке.

Зеркальное рисование. 

Взять карандаш или фломастер в обе руки и одновременно на листе бумаги рисовать симметричные — зеркальные рисунки.

Специальные прописи.

Упражнение «Лезгинка».

Левая рука сложена в кулак, большой палец в сторону (кулак расположен пальцами к себе). Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Далее меняем руки. 6-8 повторений.

Колечко.

Поочередное перебирание пальцев большого и указательного, затем большого и среднего и д.т. Сначала отдельно на обеих руках, затем одновременно

Ухо – нос. 

Левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить, хлопнуть в ладоши и взяться наоборот. 6-8повторений, чем быстрее скорость, тем лучше результат.

Змейка. 

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок. Подвигать заданным пальцем (должны поучаствовать все пальцы).

Перекрестные движения. 

Выполняются одновременные перекрёстные движения. Например: поднять левую ногу вверх и дотронуться до неё правой рукой.

 Горизонтальная восьмерка. 

В воздухе нарисовать восьмёрку сначала одной рукой, затем другой, а потом обеими руками вместе. Важно следить глазами за движениями рук.

«Лягушка»

Игра «Опиши, что вокруг».

На улице, попросите ребёнка назвать все окружающие предметы, которые он видит.

«Ребро, кулак, ладонь»

Логоримика

— это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова.

Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и ещё способствует развитию речи.

Также на пользу для развития межполушарного взаимодействия пойдут занятия спортом и спортивные игры на свежем воздухе.

Важно!

Упражнения должны выполняться непринуждённо, в спокойной обстановке.

Если вы видите, что проблема есть и упражнения не помогают, обязательно обратитесь к нейропсихологу.

Источник

Çíàåòå ëè âû, êàê ðàáîòàåò ìîçã âàøåãî ðåáåíêà: îí «ëåâîïîëóøàðíûé» èëè «ïðàâîïîëóøàðíûé»? Ñòàðîå óòâåðæäåíèå ãëàñèò, ÷òî äåòè ñ ïðåîáëàäàíèåì ëåâîãî ïîëóøàðèÿ, êàê ïðàâèëî, èìåþò áîëåå àíàëèòè÷åñêèé ñêëàä óìà è äðóæàò ñ ëîãèêîé, äåòè ñ ïðåîáëàäàíèåì ïðàâîãî — áîëåå òâîð÷åñêèå è ýìîöèîíàëüíûå. Îäíàêî ñîâðåìåííûå ïñèõîëîãè îáíàðóæèëè, ÷òî äîìèíèðîâàíèå îäíîãî èç ïîëóøàðèé ìîçãà ìîæåò èìåòü íå î÷åíü õîðîøèå ïîñëåäñòâèÿ äëÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ñåé÷àñ îíè àêòèâíî âûñòóïàþò çà òàê íàçûâàåìûé «áàëàíñ ìîçãà».

Òåîðèÿ ñïåöèàëèçàöèè ïîëóøàðèé ìîçãà

 60-å ãîäû ïðîøëîãî ñòîëåòèÿ Ðîäæåð Óîëêîòò Ñïåððè, íåéðîïñèõîëîã è ëàóðåàò Íîáåëåâñêîé ïðåìèè «çà îòêðûòèÿ, êàñàþùèåñÿ ôóíêöèîíàëüíîé ñïåöèàëèçàöèè ïîëóøàðèé ãîëîâíîãî ìîçãà», âìåñòå ñ ñîòðóäíèêàìè ðàçðàáîòàë íîâûé ñïîñîá òåñòèðîâàíèÿ, ïîçâîëÿâøèé îöåíèòü ïîçíàâàòåëüíûå ôóíêöèè îáîèõ ïîëóøàðèé íåçàâèñèìî äðóã îò äðóãà.

Åãî èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî ïîçíàâàòåëüíûå ôóíêöèè ëåâîãî è ïðàâîãî ïîëóøàðèé âî ìíîãîì ðàçëè÷àþòñÿ. Ëåâîå (äîìèíèðóþùåå) ïîëóøàðèå îáðàáàòûâàåò èíôîðìàöèþ ïîñëåäîâàòåëüíî è àíàëèòè÷åñêè. Îíî ïðåêðàñíî ñïðàâëÿåòñÿ ñ îáðàáîòêîé âðåìåííûõ âçàèìîîòíîøåíèé, âåðáàëüíûìè îïåðàöèÿìè, ìàòåìàòè÷åñêèìè ðàñ÷åòàìè, àáñòðàêòíûì ìûøëåíèåì è èíòåðïðåòàöèåé ñèìâîëè÷åñêèõ ïîíÿòèé. Êðîìå òîãî, îíî îáëàäàåò âûñîêîðàçâèòîé ñïîñîáíîñòüþ ê ôîðìèðîâàíèþ ðå÷åâûõ ôóíêöèé.

Ïðàâîå (íåäîìèíèðóþùåå) ïîëóøàðèå îáðàáàòûâàåò èíôîðìàöèþ èíòóèòèâíî è îäíîâðåìåííî. Îíî ëó÷øå, ÷åì ëåâîå, ñïðàâëÿåòñÿ ñ çàäà÷àìè èíòåðïðåòàöèè çðèòåëüíûõ îáðàçîâ è ïðîñòðàíñòâåííûõ âçàèìîîòíîøåíèé – íàïðèìåð, ðàñïîçíàâàíèåì ëèö. Êðîìå òîãî, ïðàâîå ïîëóøàðèå áîëåå ýôôåêòèâíî ðàñïîçíàåò ñëîæíûå âçàèìîñâÿçè, çâóêîâûå îáðàçû, íàïðèìåð, ãîëîñ è èíòîíàöèþ è «ïîíèìàåò» ìóçûêó.

Ðàíåå òåîðèÿ Ñïåððè àêòèâíî èñïîëüçîâàëàñü øêîëüíûìè ïñèõîëîãàìè è ïåäàãîãàìè, ñòðåìèâøèìèñÿ íàéòè äåéñòâåííûå ñïîñîáû ïðèöåëüíîãî ðàçâèòèÿ ïðàâîãî èëè ëåâîãî ïîëóøàðèé. Íî â ïîñëåäíåå âðåìÿ ïñèõîëîãè âìåñòî òîãî, ÷òîáû âîâëåêàòü ó÷åíèêîâ â îïðåäåëåííóþ äåÿòåëüíîñòü ïî àêòèâàöèè ëîãèêè èëè òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé, ïðåäëàãàþò áîëåå öåëîñòíûé ïîäõîä.

«Ìîçã íóæäàåòñÿ â ñîâìåñòíîé ðàáîòå äâóõ ïîëóøàðèé, — ãîâîðèò äîêòîð Ðîáåðò Ìåëèëëî, èçâåñòíûé àâòîð è ýêñïåðò â îáëàñòè íåéðîïñèõîëîãèè è íåéðîïîâåäåí÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ ó äåòåé. – Ñáàëàíñèðîâàííàÿ ðàáîòà ãîëîâíîãî ìîçãà ðåáåíêà îáåñïå÷èâàåò õîðîøåå ôóíêöèîíèðîâàíèå ïèùåâàðèòåëüíîé è èììóííîé ñèñòåìû, à òàêæå ïîâûøàåò èíòåëëåêòóàëüíûå ñïîñîáíîñòè. Åñëè ðàáîòà ìîçãà íå ñáàëàíñèðîâàíà, ó ðåáåíêà ìîãóò âîçíèêàòü ïðîáëåìû ñ ìîòîðíûìè (äâèãàòåëüíûìè) íàâûêàìè, ñïîñîáíîñòüþ îáðàáàòûâàòü èíôîðìàöèþ, à òàêæå ïðîáëåìû ñ ïèùåâàðèòåëüíîé, ãîðìîíàëüíîé è èììóííîé ñèñòåìàìè».

À çíà÷èò, ðîäèòåëÿì íåîáõîäèìî ïîïûòàòüñÿ îòûñêàòü, â ÷åì êðîåòñÿ äèñáàëàíñ ó èõ ðåáåíêà. Äåòè, èìåþùèå ëåâîïîëóøàðíûå çàäåðæêè, ìîãóò èñïûòûâàòü òðóäíîñòè ñ ïèñüìîì (ñ íàïèñàíèåì) è ñìûñëîâûì âîñïðèÿòèåì ÿçûêà. Çàäåðæêà â ðàçâèòèè ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ ìîçãà ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ â âèäå íåóêëþæåñòè, íåïðàâèëüíîé îñàíêè è ñëàáûõ íàâûêîâ ìîòîðèêè. Åñëè âû íå çíàåòå ñ ÷åãî íà÷àòü, âðà÷ èëè ïñèõîëîã ìîãóò ïîìî÷ü âàì ïîíÿòü èñòî÷íèê ëþáîãî äèñáàëàíñà.

Êàê äîñòè÷ü áàëàíñà ïîëóøàðèé ìîçãà

Äîêòîð Ìåëèëëî è Øåðèàííà Áîéë, øêîëüíûå ïñèõîëîãè, ïîä÷åðêèâàþò, ÷òî ñóùåñòâóþò êîíêðåòíûå ñïîñîáû, êîòîðûìè âû ìîæåòå ïîìî÷ü âàøåìó ðåáåíêó ñáàëàíñèðîâàòü ðàáîòó ìîçãà. Ê òîìó æå, âûïîëíÿÿ íåñêîëüêî ïðîñòûõ óïðàæíåíèé, âû è âàø ðåáåíîê ìîæåòå âåñåëî è èíòåðåñíî ïðîâåñòè âðåìÿ.

Óïðàæíåíèÿ ñëåäóþùèå:

Ïåðåñå÷åíèå ñðåäíåé ëèíèè òåëà. Èãðàéòå â èãðû, êîòîðûå áóêâàëüíî âûíóæäàþò ðåáåíêà ïåðåñåêàòü ñðåäíþþ ëèíèþ åãî òåëà. Íàïðèìåð, ïóñòü ðåáåíîê ïîìàðøèðóåò íà ìåñòå, âûñîêî ïîäíèìàÿ êîëåíè, è ïðè ýòîì ëåâîé ðóêîé õëîïàåò ïî ïðàâîìó êîëåíó, à çàòåì ïðàâîé ðóêîé õëîïàåò ïî ëåâîìó êîëåíó. Âû ìîæåòå íåìíîãî óñîâåðøåíñòâîâàòü èãðó è ïðèäàòü åé áîëåå çàáàâíûé õàðàêòåð, äîáàâèâ â êà÷åñòâå ôîíà ëþáèìóþ ìóçûêó. Ïîä äèíàìè÷íûå ïåñíè äâèæåíèÿ äîëæíû óñêîðÿòüñÿ, à ïîä áîëåå ñïîêîéíûå, ñîîòâåòñòâåííî, çàìåäëÿòüñÿ. ×åðåäóéòå èõ äëÿ ðàçíîîáðàçèÿ.

Âêëþ÷åíèå âîîáðàæåíèÿ. Ïîçâîëüòå âàøåìó ðåáåíêó ïåðåíåñòè âàñ â ìèð ãðåç. Ïîîùðÿéòå åãî ïðèäóìûâàòü ñåáå âñåâîçìîæíûå èãðû èëè èìïðîâèçèðîâàòü â ðàçûãðûâàíèè ñöåíîê ñ ó÷àñòèåì åãî ìÿãêèõ èãðóøåê. Òàêîå ïðîÿâëåíèå òâîð÷åñòâà ìîæåò äåéñòâèòåëüíî ïîìî÷ü âàøåìó ðåáåíêó â ðàçâèòèè åãî ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ ìîçãà.

«Îòæèìàíèÿ» ñ êàðàíäàøîì. Óïðàæíåíèå ñëåäóþùåå: äåðæèòå êàðàíäàø ïåðåä íîñîì ðåáåíêà. Ðàññòîÿíèå äîëæíî áûòü äîñòàòî÷íî äàëåêèì, ÷òîáû íå âèäåòü äâîåíèÿ è ïðè ýòîì äîñòàòî÷íî áëèçêèì, ÷òîáû ïî-íàñòîÿùåìó ñîñðåäîòî÷èòüñÿ íà ïðåäìåòå. Ìåäëåííî ïåðåìåùàéòå êàðàíäàø âïåðåä ïî íàïðàâëåíèþ ê ðåáåíêó è ïîïðîñèòå åãî óêàçàòü âàì òîò ìîìåíò, êîãäà îí óâèäèò âìåñòî îäíîãî êàðàíäàøà äâà. Ïîïðîñèòå ðåáåíêà ïîñòàðàòüñÿ ñôîêóñèðîâàòü ñâîé âçãëÿä òàê, ÷òîáû ñíîâà óâèäåòü îäèí êàðàíäàø. Êàê òîëüêî ó íåãî ïîëó÷èòñÿ äîñòè÷ü æåëàåìîé ðåçêîñòè, ïåðåìåñòèòå êàðàíäàø åùå íåìíîæêî áëèæå, ïîêà îí ñíîâà íå óâèäèò äâà êàðàíäàøà. È çàòåì ìåäëåííî äâèãàéòå êàðàíäàøîì îáðàòíî. Ïîâòîðèòå òàê òðè ðàçà. Ýòî óïðàæíåíèå ïîìîãàåò óêðåïèòü ìûøöû ãëàç è ïîòðåíèðîâàòü ìîçã.

Æîíãëèðîâàíèå. Æîíãëèðîâàíèå — ýòî îòëè÷íàÿ øèðîêîìàñøòàáíàÿ äåÿòåëüíîñòü ìîçãà ïî áàëàíñó, âåäü îíà òðåáóåò õîðîøî ñêîîðäèíèðîâàííûõ ìîòîðíûõ íàâûêîâ è ñîñðåäîòî÷åíèÿ âíèìàíèÿ íà îáúåêòàõ, êîòîðûå ïåðåìåùàþòñÿ îò îäíîé ñòîðîíû òåëà ê äðóãîé. È õîðîøî òî, ÷òî òàêîé âèä àêòèâíîñòè ñïîñîáåí óâëå÷ü ðåáåíêà íà íåñêîëüêî ÷àñîâ.

Ñâîáîäíîå âëàäåíèå ñëîâîì. Ïðåäëîæèòå ðåáåíêó ñëåäóþùóþ èãðó: ïóñòü îí çà 60 ñåêóíä ïîñòàðàåòñÿ íàçâàòü êàê ìîæíî áîëüøå ñëîâ (ëþáîé òåìàòèêè), íà÷èíàþùèåñÿ íà îïðåäåëåííóþ áóêâó. Ïîñ÷èòàéòå ñêîëüêî ñëîâ îí ñìîã ïåðå÷èñëèòü è ïîíàáëþäàéòå çà èõ êîëè÷åñòâîì â äèíàìèêå. Âû óâèäèòå, êàê åìó áóäåò óäàâàòüñÿ ýòî âñå ëó÷øå è ëó÷øå. Åñëè ó âàøåãî ðåáåíêà ïðèñóòñòâóåò ñîðåâíîâàòåëüíàÿ æèëêà, ýòî óïðàæíåíèå ïîìîæåò åìó óëó÷øèòü áàëàíñ ìîçãà è íàó÷èò ñîðåâíîâàíèþ ñ ñàìèì ñîáîé, ÷òî òîæå î÷åíü âàæíî.

Èãðà «÷òî åñëè». Ñóòü èãðû â òîì, ÷òîáû çàäàâàòü ñàìûå ðàçíûå âîïðîñû, êîòîðûå íåïðåìåííî äîëæíû íà÷èíàòüñÿ ñî ñëîâ «÷òî åñëè». ×òî åñëè ìû âñå ïåðåñåëèìñÿ íà Ëóíó? ×òî åñëè áû òû íàó÷èëñÿ ëåòàòü? ×òî åñëè áû Áýòìåí áûë ðåàëüíûì? Çàäàéòå âàøåìó ðåáåíêó íåñêîëüêî âîïðîñîâ â ñòèëå «÷òî åñëè» è ïðîâåäèòå ñîâìåñòíîå îáñóæäåíèå îòâåòîâ íà íåêîòîðûå èç íèõ. Òàêàÿ äåÿòåëüíîñòü ïîäòàëêèâàåò äåòåé ìûñëèòü íåñòàíäàðòíî è ðàçâèâàåò èõ òâîð÷åñêèé ïîòåíöèàë, èñïîëüçóÿ ÿçûêîâûå íàâûêè ëåâîãî ïîëóøàðèÿ ìîçãà. Âû òàêæå ìîæåòå çàäàòü áîëåå ïðàêòè÷íûå âîïðîñû. ×òî åñëè ìíå ñäåëàþò áîëüíî? ×òî åñëè êòî-òî áóäåò ìåíÿ äðàçíèòü? Îáñóäèòå âîçìîæíûå ðåøåíèÿ òàêèõ ñèòóàöèé.

Ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü. Âûéäèòå èç äîìà è ïîèãðàéòå ñ «ëåòàþùåé òàðåëêîé». Ïðîñòî ïðîãóëÿéòåñü íà ñâåæåì âîçäóõå. Ïîèãðàéòå â ôóòáîë íà ìåñòíîì ñòàäèîíå. Óïðàæíåíèÿ ÿâëÿþòñÿ îòëè÷íûì ñòèìóëîì äëÿ ìîçãà â öåëîì, à ñïîðòèâíûå ñîñòÿçàíèÿ áåç êàêîé-ëèáî ñòðîãîé ñòðóêòóðû ïîìîãàþò ñáàëàíñèðîâàòü ìîçã. Ïîåçäêà â ïàðê – ýòî òàêæå îòëè÷íàÿ âîçìîæíîñòüþ çàâåñòè íîâûõ äðóçåé è óëó÷øèòü ñâîè ñîöèàëüíûå íàâûêè.

Èñêóññòâî. Ïîìîãàéòå ðåáåíêó ðàñêðûòü â ñåáå òâîð÷åñêóþ ñòîðîíó. Ìîæíî ïðîñòî â ìàãàçèíå êàíöòîâàðîâ êóïèòü êàðàíäàøè, êðàñêè è àëüáîìû äëÿ ðèñîâàíèÿ. À ìîæíî ïîéòè íàìíîãî äàëüøå è çàïèñàòü ðåáåíêà â êðóæîê ãîí÷àðíîãî èñêóññòâà, æèâîïèñè èëè äîãîâîðèòüñÿ îá óðîêàõ ìóçûêè.

Ó÷èòåñü ðàññëàáëÿòüñÿ. Ñòðåññ ìîæåò ñåðüåçíî çàòðóäíèòü ðàáîòó ìîçãà. Äåòè è âçðîñëûå ñïîñîáíû íàñòîëüêî ñèëüíî ïîãðóæàòüñÿ â ïðîáëåìó, ÷òî îò âîçíèêøåãî íàïðÿæåíèÿ, ñâÿçàííîãî ñî ñòðåññîâûì ñîñòîÿíèåì îðãàíèçìà, ó íèõ âîçíèêàþò êîãíèòèâíûå ïðîáëåìû ñ êîíöåíòðàöèåé âíèìàíèÿ è îáðàáîòêîé ïîñòóïàþùåé èíôîðìàöèè.

Ó êàæäîãî ðåáåíêà ïðèñóòñòâóåò îïðåäåëåííàÿ ñòåïåíü äèñáàëàíñà ìîçãà. Ó êîãî-òî ïðåâàëèðóåò ëåâîå ïîëóøàðèå, à ó êîãî-òî – ïðàâîå. Ýòè óïðàæíåíèÿ, êàê è äðóãèå ñïîñîáû òâîð÷åñêîãî ñàìîâûðàæåíèÿ, ïîìîãóò ñîäåéñòâîâàòü åãî ñáàëàíñèðîâàííîé ðàáîòå. Êàê òîëüêî âàø ðåáåíîê íà÷íåò äåëàòü óñïåõè â áàëàíñå ìîçãà, âû çàìåòèòå è áóäåòå íåâåðîÿòíî ðàäû åãî ëó÷øåé êîíöåíòðàöèè âíèìàíèÿ, áîëåå óðàâíîâåøåííîìó íàñòðîåíèþ, ëó÷øåé ìîòîðèêå è óêðåïëåíèþ ôèçè÷åñêîãî çäîðîâüÿ.

Äàëåå îïèñàíû øåñòü ðàçëè÷íûõ çàíÿòèé, êîòîðûå âû ìîæåòå äåëàòü âìåñòå ñ ðåáåíêîì äëÿ òîãî, ÷òîáû ñïîñîáñòâîâàòü çäîðîâîìó ðàçâèòèþ åãî ìîçãà, è â èòîãå óëó÷øèòü ðÿä êëþ÷åâûõ èñïîëíèòåëüíûõ ôóíêöèé. Êñòàòè, ýòè óïðàæíåíèÿ íå òîëüêî ïîìîãàþò äåòÿì, îíè ýôôåêòèâíû è äëÿ âçðîñëûõ!

1. «Ëèôò-äûõàíèå». Ïðàêòèêà ãëóáîêîãî äûõàíèÿ («ëèôò-äûõàíèå» èëè ïåðåìåùåíèå äûõàíèÿ êî âñåì ÷àñòÿì òåëà) ïîìîãàåò óëó÷øèòü ïàìÿòü, à òàêæå ýìîöèîíàëüíûé êîíòðîëü. Äåòè ëþáÿò åãî âûïîëíÿòü, à çíà÷èò, âû ìîæåòå äåëàòü åãî ÷àùå. Ïðèñòóïèòü ê íåìó ìîæíî â ïîëîæåíèè ñèäÿ, ñêðåñòèâ íîãè, èëè â ïîëîæåíèè ëåæà. Ñíà÷àëà ïóñòü ðåáåíîê ïðîñòî ñïîêîéíî è ðîâíî ïîäûøèò.

Äàëåå ñêàæèòå åìó ñëåäóþùåå: «Ïðåäñòàâü, ÷òî òâîå äûõàíèå, êàê íà ëèôòå äâèãàåòñÿ ÷åðåç âñå òâîå òåëî. Äëÿ çàïóñêà ëèôòà òåáå íóæíî äûøàòü ÷åðåç íîñ. Âûäîõíè âåñü âîçäóõ, êîòîðûé ó òåáÿ åñòü. Ïîòîì íà÷èíàé âäûõàòü è ïóñòü ëèôò (ñ äûõàíèåì) ìåäëåííî ïîäíèìåòñÿ äî óðîâíÿ ãðóäè. Çàäåðæè åãî òàì. Òåïåðü ñíîâà âûäîõíè âåñü âîçäóõ. Îïÿòü âäûõàé òàê, ÷òîáû òâîé ëèôò ïîäíÿëñÿ óæå íà ñàìûé âåðõíèé ýòàæ, ÷åðåç ãîðëî â ëèöî è ëîá. Çàäåðæè åãî. Òåïåðü âûäîõíè è ïî÷óâñòâóé, êàê âìåñòå ñ âûäîõîì ýòîò ëèôò óíîñèò âíèç âñå òâîè ïðîáëåìû è çàáîòû — âíèç ÷åðåç ãðóäü, æèâîò, íîãè, à äàëüøå ÷åðåç äâåðè ëèôòà è âîâñå èç òâîåãî òåëà».

2. Òðåíèðîâêà êîîðäèíàöèè ìîçãà/òåëà. Íàø ìîçã è íàøå òåëî ÿâëÿþòñÿ ÷àñòüþ îáùåãî öåëîãî – íàñ. À çíà÷èò, ôèçè÷åñêèå íàãðóçêè íåîáõîäèìû èì â ðàâíîé ñòåïåíè. Êîãäà ìû òðåíèðóåì èõ îäíîâðåìåííî, ìû ôàêòè÷åñêè ïîìîãàåì ðàçëè÷íûì ôóíêöèÿì ìîçãà áîëåå àêòèâíî âçàèìîäåéñòâîâàòü è ïîääåðæèâàòü ñîñòîÿíèå ñèíõðîíèçàöèè. Ò.å. âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî êîîðäèíàöèÿ äâèæåíèé — ýòî ôóíêöèÿ êàê íàøåãî ìîçãà, òàê è íàøåãî òåëà.

Óïðàæíåíèÿ, ïðåäñòàâëåííûå íèæå, ñîäåéñòâóþò èíòåãðàöèè âàæíåéøèõ ôóíêöèé ìîçãà, äåëàÿ åãî ðàáîòó áîëåå ýôôåêòèâíîé.

Øåâåëåíèå ïàëüöàìè íîã. Ýòî óïðàæíåíèå î÷åíü ïîìîãàåò êîîðäèíàöèè. Äåòè âñåõ âîçðàñòîâ ìîãóò ëåãêî íàó÷èòüñÿ âûïîëíÿòü åãî. Êàæäîå óòðî, ïðåæäå ÷åì âñòàòü ñ ïîñòåëè, ïîïðîñèòå ðåáåíêà ìåäëåííî íà÷àòü äâèãàòü âñåìè ñâîèìè ïàëüöàìè íà îáåèõ íîãàõ ââåðõ è âíèç, à çàòåì òîëüêî äâóìÿ áîëüøèìè ïàëüöàìè.

Äâèæåíèÿ íå âåäóùåé ðóêîé. Ïîïðîñèòå ðåáåíêà ïîïðîáîâàòü ÷òî-íèáóäü ïîäåëàòü åãî íåîñíîâíîé ðóêîé. Åñëè îí ïðàâøà, ïóñòü èñïîëüçóåò ëåâóþ, à åñëè ëåâøà, òî — ïðàâóþ ðóêó, íàïðèìåð, ÷òî-òî íàïèøåò, îäåíåòñÿ èëè áóäåò ïîëüçîâàòüñÿ ëîæêîé èëè âèëêîé âî âðåìÿ ïðèåìà ïèùè.

Ïåðåìåùåíèå íàèñêîñü. Âû ìîæåòå ñäåëàòü ýòî ïðîñòîå óïðàæíåíèÿ âìåñòå ñ ðåáåíêîì. Íåîáõîäèìî â ïîëîæåíèè ñèäÿ êîñíóòüñÿ ïðàâûì ëîêòåì ëåâîãî êîëåíà. Ñäåëàéòå ýòî óïðàæíåíèå ïÿòü ðàç, à çàòåì âûïîëíèòå ëåâûì ëîêòåì ê ïðàâîìó êîëåíó. Ïîâòîðèòå íåñêîëüêî ðàç. Äðóãîé âàðèàíò: âû ìîæåòå ñäåëàòü «ìåëüíèöó».  ïîëîæåíèè ñòîÿ, íîãè íà øèðèíå ïëå÷, ïîî÷åðåäíî êîñíèòåñü ïðàâîé ðóêîé ëåâîé íîãè è íàîáîðîò. Ïîâòîðèòå íåñêîëüêî ðàç.

Îñâîåíèå êëàâèø. Îáó÷åíèå èãðå íà ôîðòåïèàíî èëè ýëåêòðîííûõ êëàâèøíûõ èíñòðóìåíòàõ ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ëó÷øèõ ñïîñîáîâ óëó÷øèòü èíòåãðàòèâíûå ïðîöåññû ãîëîâíîãî ìîçãà. Âîñïîëüçîâàâøèñü îáó÷àþùèì âèäåî, øèðîêî ïðåäñòàâëåííûì â Èíòåðíåòå, âû ìîæåòå îñâîèòü èãðó äàæå äîìà.

3. Èãðà íà êîíöåíòðàöèþ. Óïðàæíåíèÿ, ïîçâîëÿþùèå óëó÷øèòü ïàìÿòü è êîíöåíòðàöèþ âíèìàíèÿ, âàæíû äëÿ âñåõ íàñ!

Äëÿ äåòåé ìëàäøåãî âîçðàñòà âû ìîæåòå ïðåäëîæèòü ñëåäóþùóþ èãðó: âîçüìèòå íåñêîëüêî èãðóøåê è âûñòðîéòå èõ â ðÿä. Ïóñòü ðåáåíîê ïîñìîòðèò íà íèõ è çàïîìíèò. Çàòåì íàêðîéòå èõ ÷åì-íèáóäü è óáåðèòå îäíó èç èãðóøåê (òàê, ÷òîá ðåáåíîê íå âèäåë). Ðàñêðîéòå. Çàäà÷à ðåáåíêà ïîñòàðàòüñÿ íàçâàòü îòñóòñòâóþùóþ èãðóøêó. Âû ìîæåòå òàêæå ïðåäëîæèòü åìó çàïîìíèòü êîðîòêèé ñïèñîê çíàêîìûõ ïðåäìåòîâ âàøåãî äîìà. Ïóñòü îí ïîñòàðàåòñÿ âñïîìíèòü èõ â ïðÿìîì è â îáðàòíîì ïîðÿäêå.

Äëÿ äåòåé ñòàðøåãî âîçðàñòà è ïîäðîñòêîâ ìîæíî ïðåäëîæèòü òàêóþ èãðó: ðàçëîæèòå ïåðåä íèìè ëþáûå ïðåäìåòû, êàêèå òîëüêî íàéäåòå, äàéòå 15 ñåêóíä, ÷òîáû ðàññìîòðåòü, à çàòåì çàáåðèòå èõ èç ïîëÿ çðåíèÿ. Ïóñòü âàø ðåáåíîê ïîñòàðàåòñÿ âñïîìíèòü ýòè ïðåäìåòû, à âû ïîäñ÷èòàéòå, ñêîëüêî åìó óäàëîñü íàçâàòü â ïðîöåíòíîì îòíîøåíèè. Íà÷íèòå ñ ïÿòè è ïî ìåðå òîãî, êàê ðåáåíîê îñâîèò âûïîëíåíèå çàäà÷è, íàðàùèâàéòå èõ êîëè÷åñòâî äàëüøå. Âû ìîæåòå òàêæå ïîòðåíèðîâàòü ñëóõîâóþ ïàìÿòü, ïðåäëîæèâ ïîâòîðèòü çà âàìè âñëóõ ðÿä ñëó÷àéíûõ ÷èñåë èëè ñëîâ. Íà÷íèòå âñåãî ëèøü ñ 2-õ èëè 3-õ è òàêæå ðàáîòàéòå íàä óâåëè÷åíèåì èõ êîëè÷åñòâà.

6. Åæåäíåâíîå âðåìÿ îáùåíèÿ/«òðèóìôû è êðóøåíèÿ».  ñîâðåìåííîì ìèðå ñ åãî íåïðåðûâíûìè ñìñêàìè, èíòåðíåò ïåðåïèñêîé è òåëåôîííûìè ðàçãîâîðàìè, ïîëíîöåííîå îáùåíèå ñòàíîâèòñÿ, ïî èñòèíå, óòðà÷åííûì âèäîì èñêóññòâà. Åñëè âû ñìîæåòå åæåäíåâíî âûäåëÿòü âðåìÿ íà êàæäîãî ñâîåãî ðåáåíêà, ÷òîáû óçíàòü î åãî ïîáåäàõ è ïðîáëåìàõ è â îòâåò ïîäåëèòüñÿ ñâîèìè, ýòî ïîçâîëèò çíà÷èòåëüíî óëó÷øèòü åãî êîììóíèêàòèâíûå è ðàçãîâîðíûå íàâûêè. Îáñóæäåíèå óñïåõîâ è òðóäíîñòåé ìîãóò òàêæå ïîìî÷ü â èçó÷åíèè íàâûêîâ ðåøåíèÿ ðàçëè÷íîãî ðîäà ïðîáëåì.

Ðåàëèçàöèÿ âñåõ ýòèõ óïðàæíåíèé è çàíÿòèé ïîçâîëèò íå òîëüêî óëó÷øèòü èñïîëíèòåëüíûå ôóíêöèè ìîçãà, íî è ïîñòðîèòü õîðîøèå îòíîøåíèÿ è ñíèçèòü óðîâåíü ñòðåññà ó âñåõ ó÷àñòíèêîâ, êàê ó äåòåé, òàê è ó âçðîñëûõ. Äëÿ ðåáåíêà èãðà ìîæåò áûòü ðàáîòîé, î÷åíü íåîáõîäèìîé äëÿ åãî âñåñòîðîííåãî ðàçâèòèÿ. Âçðîñëîìó æå î÷åíü ïîëåçíî âðåìÿ îò âðåìåíè «âñòðå÷àòüñÿ» ñî ñâîèì âíóòðåííèì ðåáåíêîì. Òàê ÷òî âàøè ñîâìåñòíûå âåñåëûå «òðåíèðîâêè» ìîçãà áóäóò ñïîñîáñòâîâàòü îáîþäíîìó ðàçâèòèþ.

Äîêòîð Ðîáåðò Ìàéåðñ, äåòñêèé ïñèõîëîã

Источник

О том, что человеческий мозг разделён на правую и левую части и за что каждая из них отвечает, было известно ещё давно. Но детальные исследования в этом направлении стали вестись относительно недавно по историческим меркам. И доселе обычные факты засияли в совершенно ином свете. Однако обо всём по порядку.

Налево – направо, или Смена караула

Немного о работе мозга. Учеными доказано, что правое полушарие мозга отвечает за синтез и творчество, а левое – за анализ и логическое мышление. Последние тысячелетия упор в развитии детей делался в основном на левое полушарие. На тот период времени это было полностью развитие правого полушария мозгаоправдано: древнему человеку надо было понять природу вещей глубже, чем предлагают галлюцинации объевшегося мухоморами шамана.

И сейчас большинство родителей по инерции обучают своих отпрысков по программам, которые развивают именно левое, логическое полушарие. И почти напрочь забывают о такой же важности правого, считая, что летать в облаках и строить воздушные замки в жизни совершенно не нужно. В принципе, так и есть. Но у этого процесса есть и обратная сторона: современные дети очень рано взрослеют и даже стареют именно в этом ментальном плане.

Отключённое или практически полностью задавленное воображение создаёт вместо творческой личности серый винтик в глобальном механизме. Это можно сравнить с тем, если бы человек ходил в спортивный зал и тренировал только одну половину тела. Чем такое кончится, не трудно догадаться. Но в обучении данная патология, к сожалению, уже давно стала нормой.развитие правого полушария мозга

Из реальной жизни можно привести такой пример: в США учёные отслеживали детей с очень высоким IQ, а когда эти дети выросли, их собрали в одну группу и поставили задачи по фундаментальным разработкам в различных отраслях, но эта затея потерпела полный крах. А секрет прост и сложен одновременно: левое полушарие мозга может работать только с уже известной информацией и никогда не заменит собой правого, творческого. То, чего до этого не было, ему недоступно.

Однако с развитием информационной эры ситуация стала меняться в лучшую сторону. И на развитие у детей функций правого полушария мозга специалисты по педагогике и психологии стали выделять всё больше и больше внимания. Прорывом можно считать введение шкалы так называемого эмоционального интеллекта — EI (Emotial Intelligence). Не последним примером в этом отношении стали люди, которые добились успеха в плане научных открытий в различных областях.

Приручаем вдохновение, или Найти ваш баланс

Делать одно и то же в надежде получить другой результат – верный признак шизофрении,  но именно так поступает основная масса людей в вопросах воспитания и развития своих детей. Причём, что примечательно, из самых лучших побуждений. Современная система обучения разработана сугубо под развитие левого полушария мозга. Но если вы хотите, чтобы ваше чадо имело показатели лучше, чем у среднестатистического ребёнка, то и подходы ищите соответствующие.развитие правого полушария мозга

Как уже было сказано, левое полушарие работает только с уже известным. Функции правого – работа с непознанным. Существует гипотеза, что все решения уже существуют в некотором виртуальном банке информации Вселенной. А наш мозг является суперкомпьютером, который может к этому банку подключаться и выбирать наилучший вариант. За это у детей и взрослых отвечает правое полушарие. Т.е. правое занимается фундаментальными разработками. А левое – прикладными, а также окончательным выпуском «готового продукта» в жизнь.

Процесс подключения обычно происходит спонтанно и называется он вдохновением. Ранее считалось, что его совершенно невозможно приручить, что приходит оно когда вздумается. Но в 21 веке стало понятно, что вдохновение есть не что иное, как состояние гармонии души и разума. Однако тем, кто решил полноценно тренироваться, на первых этапах логику и анализ нужно будет отключить или перенаправить в другое русло.

Но не впадайте в крайности. Люди со слишком развитым правым полушарием в ущерб левому обычно психически нездоровы.

Они живут в своём виртуальном мире по своим законам. Творческие люди, которые живут среди нас, нередко имеют репутацию чудаков, что не мешает им создавать шедевры.

Бизнесмены, сумевшие добиться успеха и признания, особенно в области инноваций, – самый идеальный пример сбалансированности и развития обоих полушарий мозга. Они сами себе и начальники, и исполнители. И основная часть времени у них уходит не на монотонную работу, а на обдумывание того, что можно усовершенствовать, или, ещё лучше, как создать то, чего раньше не было. Билл Гейтс, Стив Джобс, Сергей Брин, Илон Маск – этот список можно продолжать долго.

От генератора идей к всегда верному выбору, или Забегая вперёд

Развивая у детей правое полушарие мозга, со временем родители приходят к тому, что ещё большего эффекта даёт развитие эпифиза, или шишковидной железы. И если первое отвечает за творчество в общем, то развитие второго даст возможность всегда выбирать самый выигрышный вариант из всех возможных. Представьте, каких высот можно достичь, всегда зная, образно говоря, под каким стаканом шарик. Это и есть то, что принято называть интуицией. Для тренировки эпифиза многими авторами разработаны различные системы упражнений, которые направлены на одну и ту же цель.

Программа минимум

Работоспособность мозга восстанавливается быстрее, если он через определённые промежутки времени переключается с одной работы на другую. Все нижеописанные упражнения для соответствующего развития можно применять как отдельной программой, так и в коротких мозговых разминках.

  • Массаж ушей.

На ушной раковине расположено множество точек, напрямую влияющих на работу мозга. На более глубоком уровне этим пользуются мастера иглоукалывания, но неспециалистам хватит и обычного растирания. Указательным и большим пальцами начните с разминания мочек ушей, как будто пробуете тесто на твёрдость. Затем основанием ладони разотрите уши снаружи и изнутри. Это считается разминкой к основным упражнениям.

  • Кольца.

Сделайте кольцо, соединив большой и указательный палец. Затем средний с большим, безымянный, мизинец и в обратном порядке. Начинайте медленно, постепенно увеличивая скорость. Сначала упражнение делается одной рукой с развитие правого полушария мозганебольшой скоростью, в прямом и обратном направлении. Затем другой рукой точно так же. Затем сразу двумя в обоих направлениях.

  • Кулак-ребро-ладонь.

Упражнение выполняется за столом. На столешнице показывают три положения руки, которые по очереди сменяют друг друга. Первое – кисть, собранная в кулак, второе – ладонь перпендикулярно столешнице (ребром), третье – ладонь, распрямлённая на плоскости стола. Вначале вместе с наставником ребёнок должен сделать медленно 8-10 повторений одной рукой, затем другой, потом сразу двумя вместе. Допускается, чтобы малыш помогал себе словами-командами (кулак-ребро-ладонь) вслух или тихонько про себя.

  • Лезгинка, или лесенка.

Левая рука собрана в кулак и повёрнута к груди (пальцами к туловищу), большой палец отведён вверх. Ладонь правой руки распрямлена в горизонтальном положении таким образом, чтобы её мизинец касался большого пальца левой. Затем положение рук меняется. Начинаете медленно, затем ускоряете темп. Сделать от 6 до 10 повторов.

  • Ухо-нос.

Большим и указательным пальцем левой руки берётесь за кончик носа, теми же пальцами правой – за левое ухо. Смена положения (правая – за нос, левая – за правое ухо) и т.д. развитие правого полушария мозгаКаждая смена происходит через хлопок в ладоши. Это упражнение считается заданием повышенной сложности.

  • Змейка, или Обмани мозг.

Кисти рук сведены накрест ладонями друг к другу, пальцы собраны в замок. Далее руки выворачиваются к себе, т.е. пальцы смотрят вверх. Задача – пошевелить тем пальцем, который укажет тренер. Вначале ребёнок путается, где левый, а где правый, но затем обычно быстро разбирается, что к чему.

  • Зеркальное и симметричное рисование.

Или рисование в две руки. Положите перед малышом чистый лист бумаги и два карандаша любых цветов. Задача – научиться рисовать двумя руками сначала симметричные рисунки, а затем несимметричные, в «зеркальном» порядке.

Эффект от вышеописанных упражнений будет только в том случае, если они выполняются системно. Результатом у детей станет улучшение памяти, внимания, речь станет чётче, разовьётся пространственное воображение, моторика рук. Но главное – это снижение утомляемости и повышение самодисциплины и самоконтроля.

Источник