Развитие положительных качеств ребенка с овз
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский политехнический центр № 5»
Тема: В чем проявляются основные особенности
формирования личности ребенка с ОВЗ.
Выполнила: Сидельникова Т.Д.
Горнозаводск 2017г
В воспитательной практике широко используются понятия «психика» и «личность». «Психика – это свойство мозга, субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением. Личность, в отличие от понятия «психика», — социальное системное качество человека как субъекта человеческих отношений, приобретаемое в онтогенезе.
Процесс развития личности неотделим от развития психики, но он не сводится только к совокупности развивающихся познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека.
Личность человека начинает формироваться с первых месяцев жизни.
Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей – инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствуют освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Существенные изменения в физическом и психическом развитии влекут за собой нарушения в личностной сфере. Основными ее особенностями являются:
-предпосылки развития личности складываются не в раннем детстве, как у нормально развивающихся детей, а лишь в старшем дошкольном возрасте. Поэтому личность умственно отсталого ребенка формируется с большими отклонениями, как в качественном отношении, так и в темпах и в сроках развития;
-первые проявления самосознания, отделения своего «Я» у умственно отсталого ребенка начинает проявляться не с 3-х лет, как в условиях нормального развития, а лишь после 4-х лет, когда у них начинают формироваться элементарные действия с предметами,
-нарушено активное коммуникативно-познавательное поведение, отмечаются запаздывания в развитии предметно-манипулятивной деятельности.
В возрасте 4-7 лет для ребенка с ОВЗ наиболее актуальным является освоение навыков самообслуживания. Поздно появляется речь, запас бытовых сведений оказывается недостаточным. Игровая деятельность (ведущая для этого возраста норме) примитивна. На первый план выходят трудности в установлении контакта со сверстниками, даже если у ребенка есть круг общения (как правило, его нет). Детей отличает повышенная ситуативность, которая проявляется в разных сферах личности ребенка – в мышлении, общении, желаниях и действиях. Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может усвоить необходимые знания, умения и навыки, у него отмечается крайне низкий уровень социализации, трудности в межличностном общении.
Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии. На первый план выходит сформированность ведущей для этого возраста деятельности – учебной. В её структуру входят учебно-познавательные мотивы, учебные задачи и форма учебных занятий.
Дети с ОВЗ школьного возраста часто имеют отклонения в развитии интеллектуальной или двигательной сферы. Это вызывает трудности в усвоении учебного материала. У таких детей отмечается неразвитость саморегуляции, неумение управлять собой. Обнаруживаются специфические отклонения в развитии мотивационно-потребностной сферы психики. Они выражаются в задержке развития образного мышления, требующего внутреннего плана действия, что приводит к последующим трудностям в усвоении учебного материала. Дети с ОВЗ младшего школьного возраста характеризуются недоразвитием произвольности в поведении, саморегуляции, планировании действий. Дети склонны преимущественно к конфликтному или избегающему способу взаимодействия. Дети с ЗПР предпочитают контактировать с детьми более младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. У них преобладают ситуативно-деловые формы общения, основывающиеся на предметно-практических операциях. У детей с ЗПР, выявлена сниженная потребность в общении.
Ограниченность средств общения (как речевых, так и не речевых) приводит к тому, что дети с ОВЗ становятся отверженными в среде сверстников. Желание самоутвердиться нередко проявляется в патологической форме. Они могут вести себя жестоко по отношению к слабым детям. Развивающийся комплекс неполноценности, если не принять мер, делает их ещё более отверженными в среде сверстников.
У аномальных детей и подростков часто наблюдается как переоценка собственных сил и возможностей, так и их недооценка. По этой причине лица с отклонениями в развитии легко попадают под чужое влияние.
Дети и подростки, имеющие жизненные ограничения, включаясь в социальную среду, сталкиваются не с идеализированной, а с реальной действительностью, в которой проявляются как закономерные явления, так и случайные, как положительные, так и отрицательные, как моральные, так и аморальные, к восприятию которых они бывают, не готовы. Отсюда большое значение и специфическую направленность приобретают вопросы формирования и развития у них устойчивости к травмирующим ситуациям, воспитание психологического иммунитета невосприимчивости к негативным формам поведения окружающих.
Формирование опыта личности – длительный процесс, обусловленный многими внешними и внутренними, объективными и субъективными факторами.
Личность ребенка не может развиваться без взрослого. Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это целенаправленное педагогическое и социально-психологическое воздействие на развивающегося человека с целью привития, сохранения, совершенствования и развития личностных свойств и качеств, необходимых для его успешного вхождения в систему социальных отношений.
Источник
Главной целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.
Актуальным вопросом в новом стандарте стоит вопрос качества образования. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».
На сегодняшний день в данном контексте меняется направление и логопедической работы в школе, которая должна привнести что-то новое в содержание коррекционной логопедической работы. Мы педагоги твёрдо знаем одно: любой ребёнок с проблемами в развитии проходит все те же этапы развития, что и ребёнок «норма».
В рамках ФГОС логопедическая работа предполагает системно-деятельностный подход, который заключается в комплексной диагностике всех обучающихся начальной школы, осуществлении коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими нарушения устной и письменной речи, консультирование родителей обучающихся, педагогов, самих детей, участие в профилактически-просветительской работе.
Основополагающим в своей работе у нас должно быть то, что младший школьный возраст – важнейший этап в развитии личности. Одним из главных критериев личностного развития детей младшего школьного возраста является максимально индивидуальный подход к каждому ребёнку в соответствии с периодом его активного самостоятельства.
И хотя в практике логопедической работы ФГОС еще не применяется и осуществить данный вид деятельности в полном объеме не совсем удастся, меня это совсем не останавливает! В данный момент я понимаю, что как современный педагог я не могу стоять в стороне от ребёнка, я должна непосредственно принимать участие в его развитии. Другое дело, сложнее осознать то, как на данном этапе всю работу можно осуществить?
Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Эти проблемы, складываясь из года в год в большой ком с огромной скоростью, несутся на ребёнка. А ведь всем родителям так хочется, чтобы и их ребёнок тоже был успешен, чтобы с лёгкостью проживал школьные годы.
Конечно, от меня не зависит всё на 100%, но от моей своевременной помощи зависит многое. Я решила попробовать изменить данную ситуацию путём вовлечения ребят в творческие конкурсы. И, конечно же, останавливаться на достигнутом я не собираюсь.
Что даст ребёнку участие в конкурсах? Ответ прост: в любом конкурсе выявляется претендент на победу. Но для детей, особенно младшего школьного возраста, конкурс играет очень важную роль в развитии и дальнейшем становлении. При переходе в среднее звено особенно значимым является личностное становление ребёнка. Кто я? Какой я? Для чего я живу? А мне как педагогу попутно ставится дополнительный вопрос: каково значение участия ребят в творческих конкурсах?
Конкурс помогает ребёнку отвлечься от повседневных забот, работы, наполняет жизнь приятным волнением, ожиданием, разнообразием. Отмечу, насколько надоедает ребёнку однообразие! Участие в конкурсе вносит в его жизнь что-то новое, новые эмоции, переживания, что очень благоприятно сказывается на его развитии.
Начинает зарождаться в ребёнке дух соперничества, который живёт в каждом человеке и участие в конкурсе – это доступный и мирный способ для соревнования с другими. Появляется мотивация: «Я хочу быть лучше других» (этот настрой у ребёнка появляется от взрослых).
Участвуя в конкурсе можно завести новые знакомства (или «на меня по-другому будут смотреть»).
Желание стать лучшим, победить, стать заметным в кругу сверстников – одна из движущих сил, заставляющая ребёнка соревноваться друг с другом.
Участие в конкурсе – это один из способов самосовершенствования. Он тем самым развивает свои умения, поднимается на ступень выше в своём развитии. У ребёнка начинает появляться уверенность «я могу».
Конкурс даёт возможность ребёнку показать свои достижения, умения и таланты, выделиться из массы. Это придаёт ему силы и уверенности в жизни, появляется стремление быть лучше.
Это и возможность ребёнка пополнить своим результатом личное портфолио.
Хочется отметить, что детям, испытавшим на себе что такое «конкурс» легче адаптироваться в школе, найти друзей, учёба для них становится не «обузой». Участвующим один раз, хочется, как правило, поучаствовать и во второй…
Первые конкурсы я организовывала среди ребят одного класса. Участниками были 5 ребят. Они учились правильно оформлять свои рассказы, тексты письменных работ, выполнение иллюстраций-рисунков к сказкам. Из тех, кто отличился, наградой было то, что его работа входила в тематический альбом по той или иной теме. А этот альбом, как результат своей деятельности мы в последующем представляли и ребятам, и педагогам, и родителям. Так у нас появились альбомы: «Зима», «Весна», «Герои сказок», «Летние каникулы».
(фото тематических альбомов)
Затем я начала вовлекать своих ребят в участие в различных конкурсах, проводимых в школе. Это для моих подопечных стало более сложным этапом их развития. Проще работать в классном коллективе, труднее работать на «публику», а неуверенным и детям с речевыми проблемами это даётся намного труднее. Сложно было побороть «барьер выхода», т.к. выяснилось, что никогда прежде, обучаясь в других школах, ребята не участвовали в конкурсах. Мы стали участниками конкурса стихов, сочинений «За что я благодарен маме» к Дню Матери, к юбилею 70-летия Победы, в рамках недели истории «Родина моя». Участников этих конкурсов уже было 8 человек. (некоторые принимали участие не в одном конкурсе). Результаты были хорошими. Обсуждали совместно и удачи, и причины поражений. Эмоции были различны: от громких криков «ура!» до горьких и крупных слёз.
(фото грамот 1, 2, 3 места, участников с конкурсов школы)
Следующим этапом было: участие в межмуниципальном конкурсе в 2014г. В рамках проектно-исследовательской конференции «Наш край», в котором участвовало 2 человека. (1 место и участие)
(фото с конференции «Наш край», Оса)
В 2015 году после участия в школьном конкурсе экологических листовок в рамках недели экологии, 1 мальчик явился участником всероссийского конкурса экологических плакатов «Зелёная планета», заработав диплом победителя 2 степени.
(фото диплома Митянина С.)
Необходимо помнить: мы взрослые – творцы судеб детей. Ведь именно мы помогаем детям находить себя, стать более успешными. А главными помощниками в этом служат разнообразные творческие конкурсы. Ребёнку просто необходим для его развития новый опыт! Оказанная вовремя адресная помощь тому или иному ребёнку способствует не только его самоутверждению, а помогает учить его преодолевать проблемы, обогащает овладевать новыми способами познания достижения личных планируемых результатов.
В результате, согласно новым стандартам, у ребят формируются регулятивные УУД(планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата: прогонозирование – предвосхищение результата; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ действий; оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; саморегуляция – способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий); личностные УУД(нравственно-этическая ориентация; ориентации на понимание причин успеха в речевой деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; начинают закладываться основы социально-ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность; добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию). Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов (поиск и сбор информации); умение доносить свою позицию до других, через обучение владения приёмами монологической и диалогической речи;
умение критично относиться к собственному мнению; управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий); организация учебного взаимодействия в группе (распределение ролей, умение договариваться друг с другом и т.д.). И вместе с тем идёт формирование познавательных УУД.
А сейчас пришла пора обратить внимание на ваши рисунки. Давайте их приподнимем и покажем друг другу. Сколько солнца! А каждое в ваших руках – это олицетворение вас самих. Много красивых цветов, которые олицетворяют наших детей. Но разве все дети, приходящие в наши школы, такие? Конечно, нет! С каждым годом приходит в наши школы более сложный контингент. Но, не зависимо от того какой ребёнок пришёл к нам на обучение, в соответствие нового стандарта, он должен быть нами обогрет, как солнышком. Мы его должны принять таким, какой он есть, понять его трудности и помочь развить его личностные качества, для успешной социализации в современном социуме.
Источник
Ольга Лазарева
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Лазарева Ольга Витальевна учитель-дефектолог МБДОУ № 42, г. Ленинска – Кузнецкого.
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. п.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Особенно это актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, давать правильную самооценку собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Однако это не всегда доступно детям дошкольного возраста с ОВЗ.
Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, требует много труда и терпения. Основная цель педагогов дошкольных учреждений – помочь детям с ОВЗ войти в современный мир, такой сложный и динамичный.
Работа педагогов с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, по социально-личностному развитию должна проводиться систематически совместно с коррекцией имеющихся социально-эмоциональных проблем. При этом необходима индивидуализация педагогического общения персонала с воспитанниками.
Одной из важнейших сфер, характеризующих продвижение ребенка, является его социальное развитие,в основе которого лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой стороны — нормы и правила общения с другими людьми.
Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.
Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость
ребёнка с ОВЗ будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь детям с ограниченными возможностями здоровья приобрести социальные навыки.
Социальные отношения у детей формируются в игре. Игра — это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности.
Для этого в групповой комнате необходимо оформить игровые зоны, где детям должны быть предложены театрализованные, дидактические, настольные игры. В группе можно оборудовать различные уголки для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это строительный, моторно-двигательный уголки, уголок для девочек.
Играя вместе, дети с ОВЗ начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет.
Однако, для социального развития дошкольников, огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.
Неприятные ситуации случаются в любом коллективе и важно научить детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором. Дразнят и провоцируют тех, кто остро реагирует на это, болезненно уязвим, и этим доставляет удовольствие обидчику. Если ребёнок с ОВЗ это понимает и достаточно уверен в себе, скорее всего, он не станет объектом насмешек и мишенью для любителей провоцировать агрессию. При возникновении конфликта не стоит сразу вмешиваться, как только вы о нём узнали. Дайте ребёнку возможность получить этот опыт, принять какие-то решения, сделать выводы, возможность самостоятельно разрешить сложную ситуацию моделирующую жизнь взрослых.
Умение управлять своими эмоциями — главное достижение дошкольного возраста к моменту вхождения ребенка в кризис семи лет. Эмоциональная функция потому и называется центральной психической функцией дошкольников, что к концу дошкольного периода она становится произвольной. Это, однако, возможно лишь в том случае, когда ребенок, а особенно ребенок с ОВЗ к концу дошкольного периода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни. Если опыт беден, у него просто не достанет “материала” для того, чтобы научиться подобному управлению.
В процессе эмоционального становления и социализации детей с ОВЗ важная роль отводится целенаправленному систематическому сотрудничеству педагогов с родителями по обеспечению социально-эмоционального благополучия детей, как в семье, так и в дошкольном учреждении. Эта работа положительно повлияет на эмоционально-чувственную сферу дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, закрепит приобретённый ими положительный опыт взаимодействия, самовыражения и творческой саморегуляции, т. е. сделает их социально-компетентными. В свою очередь родители лучше узнают своих детей, поскольку увидят их в другой, новой для себя обстановке, что поспособствует улучшению взаимопонимания в семье и созданию такого микроклимата, в котором есть все условия для социально-эмоционального здоровья и нравственного облика маленьких граждан России.
Источник