Развитие поля зрения у ребенка

Развитие поля зрения у ребенка thumbnail

Зрительная система ребенка
Зрительная система ребенка уже при рождении обладает некоторыми безусловными зрительными рефлексами — прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный рефлекс поворота глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. В дальнейшем, с ростом ребенка, постепенно развиваются и совершенствуются все другие зрительные функции.

Световая чувствительность

Световая чувствительность появляется сразу после рождения. С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций. Однако, под действием света у новорожденного не возникает зрительный образ, а вызываются, в основном, неадекватные защитные реакции. Световая чувствительность у новорожденных резко снижена, причем в условиях темновой адаптации она в 100 раз выше, чем при адаптации к свету. К концу первого полугодия жизни ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого, а к 12–14 годам становится почти нормальной. Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности сетчатки. Расширение зрачка в темноте у них происходит медленнее, чем его сужение на свету. Но уже на 2–3-ей неделе в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения.

Центральное зрение

Центральное зрение появляется у ребенка только на 2–З-м месяце жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование — от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Возможность различать простейшие предметы обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, а распознавание сложных образов уже связано с развитием интеллекта.

На 4-6 месяце ребенок узнает мамуНа 4–6-м месяце жизни ребенок реагирует на появление рядом лиц, а еще раньше — на 2–3-м месяце замечает грудь матери. На 7–10-м месяце у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), а на 2–3-м году жизни нарисованные изображения предметов. Полное восприятие формы предметов и нормальная острота зрения развиваются у детей только к периоду школьного обучения.

Острота зрения новорожденного крайне низка, по данным исследований она составляет 0,005–0,015. В течение первых месяцев постепенно возрастает до 0,01–0,03. К 2-м годам она повышается до 0,2–0,3 и только к 6–7 годам (а по разным данным и к 10–11) достигает 0,8–1,0.

Цветовосприятие

Параллельно развитию остроты зрения происходит становление цветовосприятия. В ходе исследований выявлено, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2–6 мес. Различение цветов начинается, прежде всего, с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. К 4–5-ти годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться. Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых.

Поле зрения

Границы поля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. К школьному возрасту они достигают нормальных величин. Размеры слепого пятна по вертикали и горизонтали, определенные при исследовании с расстояния 1 м, у детей в среднем на 2–3 см больше, чем у взрослых.

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. Главная особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке третьего пространственного измерения — глубины пространства. Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей.

  • При рождении ребенок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него суживается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, но глаза, при этом, бесцельно блуждают независимо друг от друга.
  • Через 2–5 нед. после рождения сильное освещение уже побуждает ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность.
  • К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается центром сетчатки. Эта центральная фиксация вначале совершается мимолетно и только на одной стороне, но постепенно, в связи с повторением, она становится устойчивой и двусторонней. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Формируется физиологическая основа бинокулярного зрения.

Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует лучшему приспособлению организма к условиям внешней среды.

Освоение ближнего пространства - важный этап развития бинокулярного зренияВ течение 2-го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Закладываются первые представления об объемности предметов.

На 4-м месяце у детей развивается хватательный рефлекс. При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определении объемности предметов: он пытается схватить солнечные блики и движущиеся тени.

Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц, создаются зрительные представления о расстоянии. Эта функция обеспечивает трехмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности мозга. В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.

Значительные качественные изменения в пространственном восприятии происходят в возрасте 2–7 лет, когда ребенок овладевает речью и у него развивается абстрактное мышление. Зрительная оценка пространства совершенствуется и в более старшем возрасте.

В дальнейшем развитии зрительных ощущений ребенка принимают участие как врожденные механизмы, выработанные и закрепившиеся, так и механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта.

Смотрите также:

  • Проверка зрения у ребенка online

Оценка статьи:
4.9/5 (56 оценок)

Оцените статью

Запись оценки…

Спасибо за оценку

Источник

Развитие зрительных органов ребенка во время беременности

Зрительные органы и зрительная область мозга начинают развиваться в утробе матери задолго до рождения малыша. У эмбриона формирование глазных органов начинается в 8-10 недель беременности. Уже в возрасте шестнадцати недель плод реагирует на свет. Конец второго триместра знаменуется полным формированием глаз. В конце срока беременности плод может открывать глаза, моргать и следить за ярким светом вокруг матери.

Для правильного развития зрительной системы важно сбалансированное питание мамы во время беременности. Неоспорима ценность витамина А. Овощи, фрукты, молочные продукты в рационе мамы помогут правильному формированию органов зрения.

Специалисты установили также, что глазам не родившегося еще малыша нужен солнечный свет. Хотя в утробе матери темно, определенные фотоны света проникают в матку, если женщина находится в лучах солнца.

Зрение ребенка в первый месяц жизни

Зрение новорожденного значительно отличается от зрения взрослого человека. Это объясняется тем, что глаза малыша разнятся физиологически  с  глазами взрослого.

Глазные яблоки младенца меньше, чем глазные яблоки взрослого. Изображение возникает не на сетчатке, а за ней. Поэтому все новорожденные страдают нормальной дальнозоркостью.

Груднички не могут различать очертания мелких предметов. Картинка окружающего мира, которую видим мы, для новорожденного представляется набором пятен, имеющих разную степень интенсивности и освещенности. Глаза продолжают формироваться для нормального видения.

Окружающий мир для малыша в первый месяц жизни предстает в черно-белых тонах, яркие краски он не различает. Поэтому разноцветные погремушки в этом возрасте совершенно не к чему. Лицо мамы, на расстоянии не больше 20-30 сантиметров, малыш различает. 

Тьма и свет младенцу понятны. Яркий свет заставляет его усиленно моргать, зажмуриваться. Ребенок может вздрагивать, чересчур яркий свет может вызвать плач. Такое поведение относится к безусловным зрительным рефлексам, которые проверяют еще в роддоме.

Приблизительно в три недели после рождения младенец начинает различать что-то, кроме света. В этот период начинается формирование цветового и предметного зрения.

Второй и третий месяц жизни ребенка

В возрасте двух месяцев младенец начинает видеть цвета, пока только яркие. Близкие тона пока не различает, например, синий и голубой. Малыш уже замечает и удерживает взгляд на предметах, расположенных на расстоянии до 60 сантиметров. Он улавливает движение предметов (в горизонтальном направлении), может следить за ними глазами. Предметы предстают перед ребенком уже не в таком размытом виде, как прежде. Зрение приобретает резкость. Малыш различает лица людей, которые находятся с ним в одном пространстве.

К трем месяцам младенец следит за передвижением предметов вниз-вверх и вправо-влево. Он повторяет движение глазными яблоками и поворачивая головку на яркие интересующие его предметы.

Малышу четыре месяца

В этом возрасте малыш уже может определять расстояние до предметов, хватать их. Для развития этих навыков родители должны давать ребенку игрушки, развивая зрение и хватательные навыки.

Возраст – 5 месяцев

В этом возрасте ребенок гораздо лучше различает движущиеся предметы. Он распознает объект по его частям. Развивается способность различать оттенки, малышу уже подвластно цветное восприятие мира.

Возраст ребенка от шести месяцев до года

В шесть месяцев у ребенка уже развито стереоскопическое зрение, что дает возможность видеть окружающий мир объемным. Ребенок учится сидеть и ползать, что способствует развитию корковой части головного мозга, отвечающей, в том числе, за сохранение в памяти зрительных образов. Совершенствуется хватательный рефлекс – обычно малышу дают палец, который он уже держит в своей ручке.

Ребенок обладает в этом возрасте глубиной и остротой зрения, которая уже приближается к этим же характеристикам взрослого человека.

В восемь месяцев малыш хорошо различает облик предметов, лица взрослых на расстоянии нескольких метров. К этому возрасту окраска радужной оболочки уже становится постоянной, может лишь несколько измениться её оттенок.

Зрение годовалого ребенка

Малыш в возрасте одного года уже способен с интересом рассматривать книги с цветными картинками. Можно ему читать книжки, показывая иллюстрации. Ребенок, двигаясь по полу ползком или уже ногами, собирает мелкие предметы, с радостью и интересом двигается к яркой игрушке.

Следует помнить, что этапы развития зрения у малышей происходят по-разному. Если что-то в развитии ребенка не совпадает с выше указанными, нет основания бить тревогу. Иногда какие-то навыки и умения запаздывают на несколько недель.

Обследования новорожденного офтальмологом

Первое обследование глаз проводится врачом-неонатологом в родильном доме. Затем – плановые проверки в возрасте одного месяца, трех (для недоношенных детей), шести месяцев  и года. Если родители заметили какие-либо отклонения в зрительных органах, к врачу следует обратиться в любой срок.

Проверка в роддоме позволяет диагностировать некоторые врожденные патологии зрительной системы. Врач может распознать врожденные катаракту и глаукому, ретинопатию, атрофию зрительного нерва и другие недуги глаз. Болезни характеризуются внешними признаками: подергивание и подрагивание зрачков (нистагм), опущением век (птоз). Тем не менее, осмотр в роддоме не дает полной гарантии отсутствия зрительных недугов, поскольку многие из них развиваются со временем.

Поэтому важны последующие посещения детского офтальмолога.

Первый осмотр – в возрасте одного месяца. Врач оценивает зрительные рефлексы (световой тест), производит общий осмотр глаз. Исследуется размер и форма глазных яблок, зрачков, чистота хрусталика.

Посещение офтальмолога в шесть месяцев может дать более полную картину о состоянии зрительных органов ребенка. Они оцениваются визуально и с использованием приборов. Проверяется:

  • двигательная активность глаз;
  • фокусировка на предметах;
  • аккомодация;
  • рефракция;
  • синхронность реакции.

Врач уже может с полной определенностью сказать — является ли имеющиеся косоглазие безвредным или это недуг, нуждающийся в коррекции.

В этом возрасте возможна проверка зрения с использованием специальной таблицы. Она представляет собой лист бумаги, на котором одна половина – белая, а вторая – в черно-белых полосках. Малыш с нормальным развитием глаз начинает рассматривать часть полосатую.

В каких случаях требуется внеплановое посещение офтальмолога

Родители должны отвести ребенка на прием к детскому офтальмологу при обнаружении некоторых симптомов и ситуаций:

  • если у родителей или близких родственников имеются проблемы со зрением, то врача следует посещать чаще, чем предусмотрено;
  • если ребенок недоношенный;
  • глаза младенца не чувствительны к свету — в возрасте одного месяца он не реагирует на луч света, направленный ему в лицо;
  • малыш после трех месяцев реагирует только на игрушки, издающие звуки, не фокусируя взгляд на ярких цветных предметах беззвучных;
  • в возрасте четырех месяцев не следит обоими глазами за движущимися предметами;
  • в пять-семь месяцев ребенок не различает лица родных, не пытается взять близко расположенную игрушку;
  • у малыша различные размеры зрачков;
  • глазки слезятся или появились какие-либо выделения из них;
  • веки опухшие, красные;
  • зрачки мелко подрагивают, мигают, двигаются непроизвольно влево-вправо, вверх-вниз, дергаются;
  • замечается «выпуклость» глаз;
  • к возрасту одного года малыш не замечает удаленных предметов, например, не реагирует на взлетающих птиц.

Эти признаки должны насторожить родителей и явиться неоспоримым поводом посещения детского офтальмолога.

Профилактика возникновения зрительных недугов

Травмы глаз у детей – достаточно частое явление. Родители должны тщательно следить за малышами. Ногти у грудничков становятся острыми, даже когда они совсем немного отросли. Потому важно следить, чтобы малыш не оцарапался, в том числе, не повредил глаза. В арсенале маленьких детей должны быть только игрушки без острых краев, которыми можно повредить глаза. Недопустимо нахождение малыша, в пыльном, задымленном помещении. Такая обстановка плохо влияет не только на дыхательные органы, но и на органы зрения.

Некоторые мамы, не дожидаясь посещения врача, начинают что-то закапывать в глазки ребенка при появлении гноя или других выделений. Этого ни в коем случае делать нельзя. Только детский офтальмолог способен определить причину и назначить адекватное лечение.

Ребенок до года не способен нормально воспринимать картинки на экране телевизора или различных гаджетов. Пользы от такого просмотра нет, но нагрузка на органы зрения возникает.

Воспалительные процессы часто возникают у малышей после игры в песочнице или пускании мыльных пузырей. Маленькие дети трут глаза грязными руками, что приводит к воспалению глаз. Такие недуги в дальнейшем могут привести к ухудшению зрения.

Развитие зрительных органов у детей до года является одним из важных процессов в жизни малыша. Родители должны быть внимательны к этому явлению, поскольку хорошее зрение является важным фактором для дальнейшей полноценной и насыщенной жизни своего ребенка.

Источник

Развитие полей зрения у детей

Периферическое поле зрения исследуется в условиях световой адаптации. Стимулы предъявляются в определенных точках периферии. Во время исследования реакция пациента должна быть четко связана со стимулом. Взрослые и дети старшего возраста могут взаимодействовать с исследователем, нажимая кнопку зуммера или каким-либо другим образом.

Пороги восприятия стимулов на периферии у таких пациентов можно быстро и достоверно определить, применяя автоматическое оборудование и стандартизированные статистические методики. Достаточно достоверные показатели автоматической статической периметрии можно получить у здоровых восьмилетних детей, а после отработки навыка, и у некоторых детей уже в пять лет.

Неавтоматизированные методики, например кинетическая периметрия по Гольдманну, выполнимы и у детей в возрасте четырех лет, особенно если их преподносить в форме компьютерной игры. Мы считаем, что современные методики нужно пытаться применять у как можно более маленьких детей с риском наличия дефектов поля зрения. Центральная фиксация и последующая реакция движения головы и глаз (ориентировочная реакция) ребенка на предъявляемый стимул должны строго контролироваться проводящим исследование врачом. Было исследовано развитие периферического поля зрения у здоровых младенцев и детей.

Размеры поля зрения доношенных новорожденных значительно меньше, чем детей более старшего возраста и взрослых. Горизонтальные границы поля зрения равномерно расширяются, начиная с возраста двух месяцев в течение всего периода младенчества; в возрасте 1,5-4 лет размеры бинокулярного и монокулярного полей зрения достигают 90-95% от размеров поля зрения взрослого.

У детей в возрасте 4-10 лет размеры поля зрения, полученные с помощью дугового периметра или сферопериметра, приближаются к размерам поля зрения, полученным при кинетической периметрии по Гольдманну. Развитие носовых и височных границ поля зрения может задерживаться, хотя это подтверждается не всеми исследованиями. Высока вариабельность размеров поля зрения у младенцев и детей; 95% доверительный интервал размеров монокулярного поля зрения обычно составляет +/- 10-15°.

На результаты определения границ поля зрения влияют уровень внимания и незрелость зрительных функций.

Исследование поля зрения ребенка
Экспериментальный дуговой периметр для исследования поля зрения младенцев.

Здоровый пятимесячный младенец смотрит на дисплей центральной фиксации.

Ориентировочное движение головы и глаз младенца указывают на то, что он заметил периферический стимул. Стимул представляет собой мелькающий желтый светодиод, появляющийся вдоль дуг периметра. Проводящий исследование врач надевает очки с синими фильтрами и не видит желтых стимулов; при помощи видеосистемы (не показана) он следит за фиксацией взора младенца и отмечает его реакции на стимул.

Пациенты с когнитивными или неврологическими нарушениями, которые не могут достаточно хорошо выполнять условия исследования на автоматическом или традиционном периметре, обследуются с помощью альтернативных методик. Некоторые из этих методик были разработаны для исследования развития периферического поля зрения у здоровых младенцев. Психофизические схемы, сходные с методиками оценки остроты зрения с помощью зрительного предпочтения, позволяют с точностью исследовать поле зрения у детей.

Наиболее часто используемый альтернативный тест — конфронтационная периметрия. Пациент должен адекватно реагировать на предъявляемые зрительные стимулы, например на свет или игрушки. Проводящий исследование врач перед предъявлением стимула должен тщательно оценить фиксационное поведение пациента. Точкой фиксации обычно является лицо врача. При проведении исследования нужно учитывать ориентировочную реакцию пациента на периферический стимул. Обычно стимул предъявляется, начиная с дальней периферии, и медленно перемещается к центру.

Необходимо исследовать каждый квадрант. Ошибочные реакции на движения врача указывают на недостоверность исследования. Чтобы избежать этого, можно пользоваться тонкой палочкой со светящимся наконечником. Для фиксации внимания важно проводить исследование в форме игры. Для конфронтационных тестов не разработаны стандартные стимулы и методики. Клиницист должен использовать одни и те же стимулы и методики при проведении разных серий тестов. При таких исследованиях, в отличие от современных автоматизированных методов периметрии, характеристики предъявляемых стимулов гораздо выше порогов восприятия и границы поля зрения определяются весьма приблизительно; мелкие скотомы остаются не выявленными.

Поэтому подобные методики применимы для выявления обширных абсолютных дефектов, например гемианопсии или квадрантной анопсии, вызванной ретрохиазмальной патологией, либо нижней горизонтальной гемианопсии при поражении белого вещества теменно-затылочной области головного мозга у недоношенных, либо концентрического сужения поля зрения вследствие дегенерации сетчатки или токсического действия лекарств.

Дуговой периметр или модифицированный сферопериметр — более совершенные приборы по сравнению с конфронтационными тестами, поскольку с их помощью получаются числовые результаты. Можно построить карту реакций пациента на предъявляемые стимулы в заданных точках поля зрения. Стимулы включают в себя белые круги, светодиоды и другие мелкие источники света. Необходимо проводить измерения в каждом квадранте вдоль основных косых меридианов (45°, 135°, 225° и 315°). Результаты кинетической периметрии на дуговом периметре характеризуются высокой вариабельностью, даже при использовании одинаковых стимулов и методик, как это делалось в некоторых исследованиях ретинопатии недоношенных и некоторых других.

Если исследовать монокулярное поле зрения не удается, полезную информацию о зрительных функциях ребенка можно получить при исследовании бинокулярного поля зрения.

На результаты периметрии влияют некоторые особенности поведения ребенка, в том числе распределение внимания между центральным и периферическим предъявляемыми стимулами. Слишком яркий центральный стимул может снизить способность ребенка переключать внимание и ослабить ориентировочную реакцию на периферический стимул. В идеале центральный и периферический стимулы должны быть одинаковых размеров и яркости. На результаты периметрии младенцев также оказывают заметное влияние размеры стимула, скорость движения к центру и частота мельканий.

Звуковой сигнал, сопровождающий появление центрального и периферического стимулов может повысить внимание и усилить ориентировочную реакцию у младенцев младшего возраста, но не у начинающих ходить. Интересно, что параметры, влияющие на результаты периметрии младенцев, оказывают незначительное воздействие при обследовании взрослых.

— Также рекомендуем «Развитие зрительных реакций у детей»

Оглавление темы «Развитие зрительных функций глаза.»:

  1. Факторы влияющие на развитие зрительных функций
  2. Развитие остроты зрения у ребенка и ее определение
  3. Развитие контрастной чувствительности зрения
  4. Развитие верньерного и стереоскопического зрения
  5. Развитие порога темновой адаптации
  6. Развитие полей зрения у детей
  7. Развитие зрительных реакций у детей

Источник