Развитие пола ребенка младшего школьного возраста

Развитие пола ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Младшие школьники достаточно долгое время считались сексуально «нейтральными».  Это мнение ошибочно и  сложилось оно вследствие того, что интересы и психологическая активность детей младшего школьного возраста с поступлением в школу «сдвигаются» в сторону нового вида деятельности – учения и всего того, что эту деятельность сопровождает: новое «место обитания», новый коллектив, новый учитель, новый социум…  Однако такое неправильное мнение об отсутствии сексуальности у младшего школьника нередко приводит к негативным последствиям. Родители и взрослые члены семьи  не уделяют должного внимания вопросам полового воспитания и сексуального просвещения ребенка. Нередко приходится слышать от образованных, успешных и состоявшихся в профессии и в жизни людей: «А мы со своими детьми про «ЭТО» и не говорим никогда!» или «Наши дети и без таких разговоров выросли нормально!». А  это означает, что половое воспитание Вашего ребенка будет осуществляться так называемыми «дворовыми воспитателями».  Но ведь при таком «дворовом образовании» наиважнейшие  проблемы пола и половых взаимоотношений будут обсуждаться, как минимум, неадекватно, зачастую с применением непристойной и ненормативной лексики, что затруднит впоследствии у Вашего ребенка «правильное» восприятие подобной информации. Кроме того, общение с подобными «дворовыми воспитателями» способствует «загрязнению» представлений ребенка о здоровой сексуальности и здоровых гармоничных сексуальных отношениях. Ребенок может начать воспринимать половые отношения как «постыдную», «грязную» и «запретную» стороны человеческой жизни, что в итоге может привести к невротизации младшего школьника.

Развитие психики у ребенка в этом возрастном периоде происходит достаточно сложно: с появлением качественно нового вида деятельности с связанных с ней новых обязанностей у учащихся младших классов перестраивается вся система жизненных отношений.  Каждый ребенок, приходя в школу, обладает тем или иным уровнем своего психического развития, который и определяет его готовность к обучению. Однако, хочется отметить, что при психологической подготовке ребенка к обучению в школе важно не только его положительное или отрицательное отношение к учебе и школе, не только его способность воспринимать и усваивать информацию, но и степень его готовности к предстоящему общению и сотрудничеству со своими сверстниками и взрослыми как своего, так и противоположного пола.

Как правило, именно в младшем школьном возрасте  максимально проявляется подражание детей взрослым «своего» пола. В связи с этим, зачастую учащиеся младших классов разделяются на два разных «лагеря»  — «девочек» и «мальчиков». Мальчики обычно занимаются «мужским делом»: играют «в войну» и другие активные и подвижные игры, подражают «героическим» персонажам. Мальчики 7 – 10 лет в общении больше тянутся к отцу, а при его отсутствии — к мужчинам вообще (руководителям «мужских» кружков или спортивных секций, мужчинам — преподавателям), а также проявляют интерес к «мужской» работе. Девочки, собираясь в своем кругу, обсуждают свои —  «девичьи» — проблемы: наряды и  моду,  романтических героев,  ведение хозяйства, играют в «дочки – матери». Младшие школьницы проявляют особую  тягу к матери, доверяя ей свои «тайны» и «секреты», больше тянутся к учительницам и даже могут «коллективно» влюбиться в преподавателя — мужчину. Именно поэтому младший школьный возраст, как для мальчиков, так и для девочек,  — это важнейший период для формирования самоидентификации и оценки себя как представителя определенного пола. В этом возрастном периоде у ребенка идет так называемое «закрепление» своей полоролевой идентификации. И, особенно важно, чтобы эта полоролевая идентификация была закреплена «правильно», то есть адекватно  полу ребенка: «мальчик – мужчина – муж – отец», «девочка – женщина – жена – мать».

Дифференциация, т.е. «разделение» полов у детей 7 – 9 лет – это естественный процесс и естественная закономерность психического развития, которая внешне со стороны мальчиков часто выражается проявлением агрессии в поведении, а   со стороны девочек выражается неким «оборонительным» поведением. Но на самом деле, несмотря на кажущееся «противостояние полов»,  и то и другое поведение младших школьников означает их внутренний интерес к противоположному полу. Частенько мальчик дергает за косичку именно ту  девочку, которая ему нравится. А девочки часто привлекают внимание и «провоцируют» именно симпатичного им мальчика. Однако в последнее время все чаще и чаще у девочек этого возраста отмечается агрессивный, «мальчишеский» стиль поведения. По всей видимости, здесь оказывает влияние некоторое «смещение» половых ролей и представлений о «женственности» и «мужественности» в современной семье и обществе в целом.

В младшем школьном возрасте между мальчиками и девочками существует  масса различий по социально-психологическим показателям. И целый ряд этих различий связан непосредственно с процессом обучения. Так, например, девочки в развитии речи гораздо успешнее мальчиков, однако мальчики успешнее девочек в математических и логических суждениях, а также в пространственном мышлении. Девочки в начальной школе, как правило, учатся лучше и имеют оценки выше, чем у мальчиков. Это абсолютно нормально и соответствует особенностям психофизиологического развития детей младшего школьного возраста. Взрослым важно не сформировать по этому поводу антагонизм между мальчиками и девочками, чтобы девочки не «задирали нос», а мальчики не чувствовали себя «вторым сортом». По поводу учебных оценок хотелось бы сделать важное замечание для родителей: школьные отметки ни в коем случае не должны становиться поводом для «карательных» или «поощрительных» санкций!  Школьные отметки также не должны становятся средством для деления детей  на «умных» и «глупых» или же «хороших» и «плохих»: унижая одних и возвышая других, они могут сильно психологически травмировать ребенка. Школьные отметки должны являться лишь средством контроля и самоконтроля!

В  самом начале обучения девочки за счет большей усидчивости и прилежания, а также благодаря более тонкой ручной моторике часто добиваются больших учебных успехов, чем мальчики. Родители мальчиков ни в коем случае не должны сравнивать достижения и успехи своих сыновей с успехами девочек – одноклассниц. Обращая внимание на большую успешность девочек по сравнению с мальчиками, родители рискуют у одних мальчиков спровоцировать агрессивность по отношению к девочкам, а у других — способствовать феминизации поведения.

В начальной школе у детей  ускоряется процесс выработки самооценки: ребенок на основе своих «удач» и «неудач»  определяет среди окружающих его сверстников «свое место». Необходимо заметить, что в формировании самооценки, а впоследствии – и уровня притязаний, у детей в младших классах главную роль играет окружающая социальная среда — школа. Таким образом, школьная успеваемость служит основой для формирования самооценки. Так, уже в первом или втором классе у слабоуспевающих учеников может сформироваться заниженная самооценка, а  у отличников — завышенная. Самооценка, сложившаяся у детей в начальных классах, влияет на формирование их уровня притязаний в будущем.  При этом самооценка и уровень притязаний мальчиков и девочек существенно различаются. В представлениях девочек о будущем отчетливо прослеживаются  мотивы создания семьи, желание быть красивыми и любимыми, а также мотивы эмоциональной привязанности. А у мальчиков планы больше направлены на достижение успехов в жизни, в том числе – профессиональных,  саморазвитие и самореализацию.

Взрослые должны хорошо понимать, что младший школьный возраст – это именно тот период, когда ребенка необходимо подготовить к появлению у него вторичных половых признаков.  Младшие школьники  все чаще задаются вопросами о подробностях зачатия и рождения ребенка, половом акте, о менструациях и поллюциях. Однако родители зачастую игнорируют такую необходимую психологическую подготовку своих детей к половому созреванию: мальчиков — к появлению у них поллюций, а девочек — к появлению менструаций и развитию грудных желез. А подобная подготовка для ребенка не просто важна, она — жизненно необходима, поскольку  это поможет предотвратить у детей в будущем эмоционально — невротические реакции на появление и проявления у них половых функций.  Но этим половое воспитание младших школьников не исчерпывается!

Дети  младшего школьного возраста должны узнать об органах размножения женщины (влагалище, матка, яичники и женская яйцеклетка) и  мужчины (половой член, семенники и мужская семенная клетка). Очень большое внимание в этом возрасте необходимо уделять гигиене вообще и гигиене половых органов в частности. До наступления полового созревания ребенка необходимо приучить самостоятельно совершать ежедневные гигиенические процедуры. Особенно актуально это для девочек, но и для мальчиков чистоплотность тоже важна. Также младшие школьники должны иметь элементарные представления о   процессе оплодотворения и протекании беременности, о развитии плода в животе матери, о схватках и процессе родов, об уходе за новорожденным малышом и об особенностях его питания. Однако, просвещая детей 7 – 10 лет  по вопросам их сексуального развития,  следует понимать, что основной упор следует делать не на излишней детализации физиологической стороны вопроса, а на воспитании  морально — нравственного отношения ребенка к окружающим его людям. Для этого достаточно приобщить сына или дочь к выполнению посильных для него семейных обязанностей. Это очень здорово, когда дочь вместе с матерью готовят для всей семьи пищу или наводят красоту и уют в своей квартире, а сын вместе с отцом выполняют «мужскую» работу по дому и   при этом они все помогают друг другу. А если затем они все вместе планируют и свой отдых, то этими совместными действиями вопросы полового воспитания детей в семье решаются ничуть не хуже, чем «назидательными» беседами.

У младших школьников по сравнению с дошкольниками должно увеличиться количество домашних обязанностей. Не нужно беспокоится, что Ваш ребенок «устает» после занятий в школе, кружках и секциях! Ребенок уже готов к подобным нагрузкам и физически и психологически. Поэтому не стоит «оберегать» ребенка от посильной для него домашней работы — для него это пойдет только на пользу, поскольку он научится планировать и рассчитывать свое время, ставить себе конкретные цели и задачи, а также планировать свои действия по решению поставленных задач. Причем научиться всему этому для ребенка лучше всего именно в начальной школе! Конечно, мальчика необходимо научить пользоваться молотком, отверткой, гаечным ключом и другими «мужскими» инструментами. А девочке нужно привить элементарные «женские» навыки: шитья, приготовления пищи, наведения порядка в доме (или хотя бы в своей комнате). А вот обычную, текущую домашнюю работу, как например, вымыть посуду, пропылесосить ковер, вынести мусор или сходить в магазин за хлебом, лучше не разделять на «мужскую»  и «женскую». Ребенок должен усвоить, что подобную работу выполняет тот член семьи, у которого есть время и возможности и это не зависит от гендерной принадлежности.

Считаем необходимым обратить внимание родителей и других взрослых на такую  мировую тенденцию, как  возрастание и даже законодательное закрепление во многих цивилизованных странах так называемой «толерантности» по отношению к гомосексуализму. На сегодняшний день мы можем наблюдать явные «перегибы» и перекосы» в отношении государств и обществ к этой проблеме. А это уже не истинная толерантность, а  насаждение и культивирование «псевдотолерантности», которая поведет развитие общества в тупиковом направлении! Принимать свободный выбор свободных людей – ДА! Уважать подобный выбор – ДА! Но поощрять и пропагандировать подобный образ жизни – НЕТ! Категорическое НЕТ! Особую опасность для нормального общественного развития  представляют те страны, в которых разрешены однополые браки и разрешено усыновление детей однополыми родителями.

В традиционной модели семьи содержатся все возможные социальные роли как мужчины, так и женщины, которые должен усвоить ребенок при правильной полоролевой идентификации. А в «нетрадиционной семье», где отсутствуют такие социальные роли как «муж» и «жена», «отец» и «мать», а имеются лишь роли «родитель №1» и «родитель №2» нормальная полоролевая идентификация ребенка будет крайне затруднительна.

Родители зачастую стремятся любыми способами оградить  своего ребенка от всяких его столкновений с сексуальной стороной жизни. Несомненно, младшего школьника следует ограждать от откровенной физиологии и излишней «натуралистичности» в проявлении сексуальности. Но при  столкновении его с подобной ситуацией в жизни, следует не «закрывать» ребенку глаза, а обратить его внимание на эмоционально — нравственную сторону всего происходящего между двумя людьми, на красоту взаимоотношений мужчины и женщины. Кроме того родители должны демонстрировать и прививать своему ребенку «естественное» отношение к человеческому телу, как к своему, так и к телу другого человека.  Родители и другие члены семьи, которые с особой тщательностью избегают любой степени обнаженности своего тела перед ребенком, а также те взрослые, которые слишком «свободны» и «раскрепощены» в этом плане, в равной мере вредят адекватному половому развитию своего ребенка, выходя за рамки «естественного» отношения к своему телу.

Беседуя с младшими школьниками о сексуальных вопросах и о  взаимоотношениях полов, необходимо соблюдать самые простые правила:

  1. Разговор следует вести самым естественной образом: не смущаясь, не заикаясь и не краснея;
  2. Следует избегать скучных «поучительных» лекций по половым вопросам;
  3. Не следует в беседе ограничиваться только фактами физиологии, необходимо сделать главный упор на нравственную сторону взаимоотношений;
  4. Если дети употребляют «непристойные» слова или ненормативную лексику, то необходимо спокойно и без подробностей объяснить их значение, а потом пояснить, почему не стоит так говорить;
  5. Беседы о физиологических особенностях полового созревания необходимо начинать заранее, чтобы ребенок был подготовлен к грядущим изменениям в его организме;
  6. Младшие школьники должны знать об особенностях физиологии как своего, так и противоположного пола;
  7. Детям необходимо рассказывать об опасных болезнях, передающихся половым путем и, прежде всего, о СПИДЕ;
  8. На вопросы детей следует отвечать четко и кратко — в пределах возможностей осознания ответа ребенком.

Для того, чтобы родители могли более правильно и грамотно обсуждать с детьми вопросы полового воспитания и развития, мы можем рекомендовать замечательную книгу, в которой очень корректно и деликатно освещены вопросы, связанные с физиологией полов и сексуальных взаимоотношений: «Энциклопедия сексуальной жизни. Физиология и психология» для детей 7-9 лет.  Написана энциклопедия группой французских авторов: доктор Кристиан Верду, гинеколог; доктор Жан Коэн, акушер-гинеколог, бывший главный врач гинекологической клиники при медицинском факультете; доктор Жаклин Кантан, гинеколог; доктор Жильбер Торджман, психоматолог, член французского общества психоматологии, дипломирован за работы по гинекологии и педиатрии;  иллюстрации Филиппа Доре. Издательство: МОСКВА «ДОМ» 1990, СОВЕТСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД ИМ. В. И. ЛЕНИНА+. Перевод Т. Большаковой. Макет М. Шамоты. Редактор Т. Громова.+

+И хотя эта книга была издана на русском языке в 1990 году, она до сих пор остается, на наш взгляд, лучшей книгой для ознакомления младших школьников с вопросами физиологии полов и сексуального общения. Данная книга была удостоена самых лучших отзывов от самых разных специалистов. Приведем отзыв лауреатов Нобелевской премии по медицине Андре Львоффа и Жана Моно: «Простота и ясность изложения ничуть не умаляют научного достоинства книги. Текст замечательно иллюстрирован… Мы не знаем другой книги, посвященной такой сложной и деликатной теме полового воспитания в семье, которая была бы такой удачной».

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация «Гендерные различия детей младшего школьного возраста»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Гендерная педагогика как эффективный путь социализации и повышения качества о

Описание слайда:

Гендерная педагогика как эффективный путь социализации и повышения качества обучения и развития учащихся При построении учебно-воспитательного процесса учитываю гендерные различия детей младшего школьного возраста: слайды 15-22

2 слайд

Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и ж

Описание слайда:

Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности. Энтони Гидденс

3 слайд

Гендерная педагогика совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь

Описание слайда:

Гендерная педагогика совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно и справиться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки

4 слайд

Цель гендерной педагогики коррекция воздействия гендерных стереотипов в польз

Описание слайда:

Цель гендерной педагогики коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида

5 слайд

В Японии по сей день существуют государственные праздники День девочек и День

Описание слайда:

В Японии по сей день существуют государственные праздники День девочек и День мальчиков.

6 слайд

В Древней Руси девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома,

Описание слайда:

В Древней Руси девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды, под руководством матери приобретали навыки в прядении, вышивании, шитье, ткачестве.

7 слайд

Мальчиков привлекали в качестве помощников к жатве, сенокосу, боронованию, уч

Описание слайда:

Мальчиков привлекали в качестве помощников к жатве, сенокосу, боронованию, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею.

8 слайд

В последние годы ХIХ века и первые десятилетия ХХ женское и мужское образован

Описание слайда:

В последние годы ХIХ века и первые десятилетия ХХ женское и мужское образования все больше унифицируются, примерно в эти же годы появляются совместные учебные заведения, в которых образование быстро становится «бесполым».

9 слайд

Смешение мальчиков и девочек в детских садах и школах по календарному возрас

Описание слайда:

Смешение мальчиков и девочек в детских садах и школах по календарному возрасту приводит к серьезным последствиям.

10 слайд

Успешность обучения детей в школьном возрасте во многом определяется их псих

Описание слайда:

Успешность обучения детей в школьном возрасте во многом определяется их психофизиологическими особенностями.

11 слайд

отвечает за понятийно-логическое мышление Левое и правое полушария головного

Описание слайда:

отвечает за понятийно-логическое мышление Левое и правое полушария головного мозга выполняют разные функции: отвечает за образно-чувственный аспект мышления левое полушарие правое полушарие

12 слайд

Основные гендерные различия детей младшего школьного возраста У девочек голо

Описание слайда:

Основные гендерные различия детей младшего школьного возраста У девочек головной мозг достигает зрелости раньше, чем у мальчиков. Девочки лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходя мальчиков в речевых способностях.

13 слайд

Основные гендерные различия детей младшего школьного возраста Мальчики не мог

Описание слайда:

Основные гендерные различия детей младшего школьного возраста Мальчики не могут долго удерживать эмоциональное напряжение, они просто отключают слуховой канал. Мальчики труднее переносят статическую нагрузку, больше отвлекаются на уроках. Это влечёт за собой нарушение дисциплины на уроках и шумное поведение на переменах.

14 слайд

Основные гендерные различия детей младшего школьного возраста лучше развито п

Описание слайда:

Основные гендерные различия детей младшего школьного возраста лучше развито пространственное восприятие лучше развито сенсорное восприятие

15 слайд

Основные гендерные различия детей младшего школьного возраста У мальчиков нез

Описание слайда:

Основные гендерные различия детей младшего школьного возраста У мальчиков незрелое отношение к обучению: они не чувствуют ответственности, мало переживают из-за плохих отметок, часто забывают домашнее задание. В начальной школе проявляют себя как дети меньшего возраста.

16 слайд

Основные гендерные различия детей младшего школьного возраста несформироаннос

Описание слайда:

Основные гендерные различия детей младшего школьного возраста несформироанность навыков учебного труда слабое здоровье отрицательное отношение к учёбе

17 слайд

Рекомендации по выстраиванию учебного процесса Включайте в задания момент по

Описание слайда:

Рекомендации по выстраиванию учебного процесса Включайте в задания момент поиска, требующий сообразительности. Он сам должен открыть принцип решения задачи, пусть даже путём ошибок.

18 слайд

Рекомендации по выстраиванию учебного процесса До начала работы разберите ал

Описание слайда:

Рекомендации по выстраиванию учебного процесса До начала работы разберите алгоритм выполнения задания и затем постепенно подталкивайте к поиску собственного решения задач.

19 слайд

Рекомендации по выстраиванию учебного процесса Для развития сенсорного воспри

Описание слайда:

Рекомендации по выстраиванию учебного процесса Для развития сенсорного восприятия предметов и явлений следует больше давать потрогать ту или иную вещь. Для развития вербальных навыков – чаще предлагать рассказывать и выдумывать.

20 слайд

Рекомендации по выстраиванию учебного процесса Развивайте абстрактное простра

Описание слайда:

Рекомендации по выстраиванию учебного процесса Развивайте абстрактное пространственное восприятие с помощью графиков, таблиц и иллюстрированного материала.

21 слайд

Рекомендации по выстраиванию учебного процесса Необходимо разрешать больше дв

Описание слайда:

Рекомендации по выстраиванию учебного процесса Необходимо разрешать больше двигаться и обеспечить для этого соответствующее пространство. Нужно стимулировать соревновательность, активность, лидерство. Уделять особое внимание воспитанию партнёрских отношений между мальчиками и девочками.

22 слайд

Типичные различия мальчиков и девочек среднего школьного возраста более подви

Описание слайда:

Типичные различия мальчиков и девочек среднего школьного возраста более подвижны; труднее сосредоточиться; труднее удерживать внимание; мгновенно схватывают материал; аудиалы. внимательны; собраны; лучше усваивают материал при многократном повторении; визуалы

23 слайд

Рекомендации по выстраиванию учебного процесса детально объяснить, как надо в

Описание слайда:

Рекомендации по выстраиванию учебного процесса детально объяснить, как надо выполнять упражнение, решать задачу; могут решать задачу речевым способом. чуть-чуть недообъяснить и натолкнуть на нахождение принципа решения; при решении задач использовать модели схемы.

24 слайд

Рекомендации по выстраиванию учебного процесса не терпят повторений; оптималь

Описание слайда:

Рекомендации по выстраиванию учебного процесса не терпят повторений; оптимальный путь познания – от практических действий к теоретическим положениям. нуждаются в повторении; оптимальный путь познания – от теории к практике.

25 слайд

Рекомендации по выстраиванию учебного процесса подавать материал урока, в выс

Описание слайда:

Рекомендации по выстраиванию учебного процесса подавать материал урока, в высоком темпе; снимают усталость шутки; не склонны к детализации и тщательному изучению мелочей. объяснять материал в умеренном темпе; снимают усталость физические упражнения; внимательны к деталям.

26 слайд

Рекомендации по выстраиванию учебного процесса в группе стремятся к сотруднич

Описание слайда:

Рекомендации по выстраиванию учебного процесса в группе стремятся к сотрудничеству, у них отсутствует соревновательный дух; при возникновении конфликта сразу же обижаются, не желают выполнять работу. стремятся установить правила, иерархию в группе, яростно спорят по этому поводу; при возникновении конфликта умеют найти выход из ситуации.

27 слайд

Рекомендации по выстраиванию учебного процесса в группе важно, чтобы взрослый

Описание слайда:

Рекомендации по выстраиванию учебного процесса в группе важно, чтобы взрослый проговорил условия деятельности в группе; стараются уйти из-под контроля, не подчиниться. важно просто получить задание и вызвать хорошее отношение к себе у взрослого; принимают стратегию, навязанную им взрослыми.

28 слайд

Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фа

Описание слайда:

Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, например, когда взрослые ругают их. Они быстро снимают эмоциональное напряжение, переключаясь на продуктивную деятельность.

29 слайд

У девочек в эмоциональной деятельности резко нарастает общая активность, пов

Описание слайда:

У девочек в эмоциональной деятельности резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус мозга, его готовность ответить на положительное или отрицательное внешнее воздействие.

30 слайд

Как реагируют мальчики и девочки на оценки? Девочки очень эмоционально реагир

Описание слайда:

Как реагируют мальчики и девочки на оценки? Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Мальчики реагируют только на значимые для них оценки. Для девочек эмоционально значимо, кто их оценивает и как, им важно «быть хорошими» в глазах взрослых. Мальчикам важно, что оценивается в их деятельности.

31 слайд

Оптимальное сочетание форм учебной деятельности и природного генотипа ребенк

Описание слайда:

Оптимальное сочетание форм учебной деятельности и природного генотипа ребенка при восприятии информации являются необходимым и важнейшим условием развивающей направленности обучения как предпосылки для развития индивидуальных возможностей, задатков и склонностей каждого обучающегося.

Выберите книгу со скидкой:

Развитие пола ребенка младшего школьного возраста

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Развитие пола ребенка младшего школьного возраста

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Развитие пола ребенка младшего школьного возраста

Курс повышения квалификации

Развитие пола ребенка младшего школьного возраста

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1286791

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник