Развитие по триз для ребенка

Развитие по триз для ребенка thumbnail

Юлия Залазаева
Картотека «Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»

Не так давно начала свое знакомство с этой технологией. Стала использовать игры в соей практике, применяя их во время совместной деятельности, в процессе индивидуальной работы, в свободное время. Эти игры полюбились моим малышам. Решила составить картотеку самых популярных игр и тех, которые мы еще не освоили, но будем стараться изучить! Хочу поделиться результатом своей работы и с Вами.

Методы и приемы ТРИЗ.

1. Метод мозгового штурма. Цель метода: постановка изобретательской задачи и нахождение способов ее решения.

— Как не промокнуть под дождем?

— Как выгнать лису из заюшкиной избушки?

— Как не пустить медведя в Теремок? и т. д.

2. Метод фокальных объектов (МФО). Цель: развитие воображения, фантазии, обучение управлению своим мышлением.

Фантастическое животное: обезьянозаяц — умеет лазать по деревьям и быстро бегать и прыгать.

Новая игрушка: говорящий мячик — прыгает и поет песенки.

3. Метод каталога. Цель: обучение творческому рассказыванию, обогащение активного словарь, развитие фантазирования.

4. Метод маленьких человечков. Цель: знакомство детей с моделированием мира, с анализом природы вещества или явления.

В жидком, твердом, газообразном состоянии живут маленькие человечки. В жидком — жидкие и т. д.

-В чем живут жидкие человечки?

-В чем одновременно живут и твердые и жидкие человечки?.

5. Метод золотой рыбки. Цель: развитие фантазирования, обогащение словаря, заучивание стихотворений.

«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Реальная составляющая — поймал старик неводом рыбку.

Фантастическая составляющая — говорит человеческим голосом, и плавает в море.

Как сделать так, чтобы рыбка могла говорить, оказалась в море.

6. Метод Робинзона. Цель: выделение детьми ресурсов объекта, создание фантастических ситуаций.

Ребенок оказался на необитаемом острове (заблудился в лесу; уплыл на плоту без весла; оказался в Африке). Как спасти себя или друга?

7. Метод системного анализа. Цель: формирование системного мышления (оценивание прошлого и настоящего объектов, предметов).

Система (это совокупность элементов, объединенных в объекте) -яблоко; подсистема объекта- то, из чего состоит система-подсистема яблока- кожура…; надсистема объекта- то, частью чего является система- яблоко- фрукты, овощной магазин, сад.

«Хорошо — плохо»

(метод мозгового штурма, с 3-х лет)

Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Ход игры: воспитателем или ведущим называется любой объект или явление, у которых определяются положительные и отрицательные стороны.

«Что умеет делать?»

(метод мозгового штурма, с 3-х лет)

Цель: развивать активный словарь детей, развивать фантазию.

Ход игры: объект можно показать на картинке, загадать с помощью загадки или игры «Да-нет», дети должны определить, что умеет делать объект или что можно сделать с его помощью. Дети перемещают объекты в фантастические, нереальные ситуации и определяют, какими дополнительными функциями может обладать объект.

Пример: — Что может мяч?

— Давайте пофантазируем: наш мяч попал в сказку «Колобок». Как он может помочь Колобку?

«Все в мире перепуталось»

(метод системного анализа, с 3-х лет)

Цель: учить детей систематизировать предметы, явления; развивать память, обогащать словарный запас детей.

Ход игры: используется «модель мира». На этапе ознакомления с игрой состоит из двух частей: рука человека (рукотворный мир) и дерево (природный мир). Дети определяют предмет на картинке к той или иной части модели, они должны объяснить, почему сделали такой выбор.

Усложнения: каждая часть модели делится на новые секторы, постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире.

Природный мир: воздух, вода, земля.

Рукотворный мир: одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт, игрушки, …

Постепенно «модель мира» можно заменить цветовыми знаками.

Пример: Утка…К какому миру она относится? К природному. Почему?

«На что похоже»

(метод мозгового штурма, с 3-х лет)

Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.

Ход игры: ведущий называет объект, а дети называют другие объекты, похожие на него по разным признакам. На этапе обучения игре можно пользоваться предметными картинками.

Пример: — На что похожа улыбка? (на радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду, на маму)

— На что похож звук Р? (на шум мотора, на рычание)

— Произнесите звук Р. Назовите слова, в которых есть этот звук.

Усложнение: составление мнемотаблиц из 4-х, 9-ти, 16-ти квадратов (общее между предметами, цифрами, буквами, фигурами; последующая запись вытекает из предыдущей).

«Раньше-позже»

(метод системного анализа, с 3-х лет)

Цель: учить детей ориентироваться во времени, в пространстве, в действиях; развивать диалогическую речь.

Ход игры: ведущий – воспитатель называет какую – либо ситуацию, а играющие говорят, что было до этого, или что будет после. Модно сопровождать показом (моделирование действия).

Пример:— Мы сейчас на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?

— Какой сегодня день недели? А какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра?

«Один, два, три, ко мне беги»

(метод системного анализа, с 3-х лет)

Цель: учить детей систематизировать предметы, явления; развивать память, обогащать словарный запас детей.

Ход игры: ведущий – воспитатель раздает играющим детям картинки с изображением различных объектов. Дети находятся на другой стороне зала, группы. Подбегают к воспитателю по определенной установке.

Пример: Один, два, три, у кого есть крылья, ко мне беги!

Усложнение: в старших группах подбираются объекты, более сложные по содержанию, а так же явления природы и объекты неживой природы. Ведущим может быть ребенок, он анализирует, не ошиблись ли играющие, выделяя свойства системы.

«Где живет?»

(метод системного анализа, с 3-х лет)

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов, активизация словаря.

Ход игры: ведущий называет предметы окружающего мира. Это могут быть неживые объекты из ближайшего окружения, и объекты живой природы, и любые предметы и явления реального и фантастического миров. Дети называют среду обитания живых объектов, место нахождения реальных объектов, вымышленное место размещения фантастических объектов.

Пример: Где живет подорожник? На дорожке, на лужайке, на полянке. Может жить в аптеке.

Где живет гвоздь? В столе. На мебельной фабрике. В коробке для инструментов…

«Мои друзья»

(метод мозгового штурма, с 4-х лет)

Цель: активизировать словарь детей, диалогическую речь, развивать фантазию.

Ход игры: дети выбирают картинки с изображением различных объектов. Ведущий превращается в какой-то предмет и ищет друзей по разным признакам. Выбранный друг объясняет, почему его выбрали.

Усложнение: на основе этой речевой игры разработана серия дидактических игр «Собери картинку дружочка и расскажи о ней» (дружочки снеговика, весны, веселого настроения и др.).

Цель: учить детей помогать друг другу, договариваться в своей подгруппе.

Игра включается в работу по развитию речи, в индивидуальную и подгрупповую работу в свободное время.

«Волшебный светофор»

(метод системного анализа, с 4-х лет).

Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

Ход игры: объединение над- и под-систем, воспитатель использует кружки трех цветов: красный подсистема, желтый- система, зеленый- надсистема.

Пример: Машина. Кружок красного цвета – из чего состоит машина, кружок зеленого цвета – частью чего является система, кружок желтого цвета – для чего нужна машина.

«Наоборот»

(метод мозгового штурма, с 4-х лет)

Цель: учить подбирать анонимы, слова, противоположные по значению.

Ход игры: всем известная и популярная игра на подбор слов, обратных по смыслу (это и свойства предмета, и его признаки, и действия).

Пример: Острый – тупой,

быстрый – медленный,

холодный – горячий,

разъединять — соединять…

Усложнение: к каждой паре найти объект, в котором сочетались бы оба свойства.

«Чем был — чем стал»

(метод системного анализа,метод маленьких человечков, с 4-х лет)

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов во времени.

Ход игры: ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют. Затем, ведущий называет предметы рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при их изготовлении.

Пример: Было раньше тканью, а стало… платьем, одеждой, занавесками, скатертью.

Сейчас это картина, а было… красками, пустым холстом. А что еще стало из красок? Пятно, клякса, грязная вода.

«Дразнилка»

(метод мозгового штурма, с 5-ти лет)

Цель: расширять словарный запас детей малышей, учить слушать друг друга, высказывая свое мнение.

Ход игры: дети с помощью суффиксов -лка, -чк-, -ще образуют новые слова- названия.

Пример: Кошка: мяукалка, бегалка, кусаще, драчище, сонечка.

Мяч: прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка.

Лопата: разбивалка, копалка, игралочка, рылочка, жележище, копалище.

Заяц: прыгалка, белячок, трусище.

Птичка: махалка, леталочка, свистелочка, прыгалище.

«Фоторобот»

(метод фокальных объектов, с 5-ти лет)

Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

Ход игры: дети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок.

Усложнение: придуманного героя зарисовать и «отправить» его в новую сказку.

«Теремок»

(метод системного анализ, с 5-ти лет).

Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.

Ход игры: гостями «Теремка» становятся предметы, связанные между собой какой-либо системой. Для определения объектов используются медальки с изображением объектов. В «Теремок» попадают только те «объекты», которые назвали, чем они походят на ведущего.

Усложнение: в «Теремок» могут попасть только те объекты, которые отличаются от ведущего; от других жителей «Теремка». Объяснить, чем.

«Помоги герою»

(метод Робинзона, с 6-ти лет)

Цель: развивать фантазирование детей, способствовать свободному общению малышей друг с другом и с воспитателем, формировать коммуникативные способности.

Ход игры: дети размышляют, как помочь герою выйти из сказочной или придуманной ситуации.

Пример: Железное яичко упало на хвостик мышке и придавило его. Как помочь мышке?

«Волшебный телевизор»

(метод системного анализа, с 6-ти лет).

Цель: развивать свободное общение детей с воспитателем, формировать грамматический строй речи, способствовать практическому овладению нормами связной речи.

Ход игры: выявляются все связи системы с помощью схемы-телевизора с 9 экранами, которые открываются по очереди.

Словесное восстановление по стихотворению:

Если мы рассмотрим что-то…

Это что- то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

«Лимерики»

(от анг. — вариант сказочной небылицы).

(метод каталога, с 6-ти лет).

Цель: учить детей решению сказочных задач, моделированию и инсценированию новых сказок.

Ход игры: сочинение шуточных четверостиший, сохраняя рифму.

Пример: — первая строка — герой (необходимо выбрать самому ребенку,

— вторая строка – характеристика героя или его действие,

— третья строка — реализация действия,

— четвертая строка — выбор конечного эпитета для героя или свое отношение к герою.

Примерные вопросы для метода мозгового штурма.

— Как не ссориться с мамой?

— Как помочь себе фантазировать?

— Как не промокнуть под дождем?

-Как выгнать лису из заюшкиной избушки?

— Как не пустить медведя в Теремок?

— Как спасти собаку, плавающую на льдине в холод?

— Что сделать безудержно веселое?

— Как спасти птиц в невыносимо холодную зиму?

— Чем можно рисовать на бумаге? На асфальте? На снегу?

— На чем еще можно рисовать?

— Чем размешать сахар в стакане, если нет ложки?

— Что будет, если уничтожить всех волков?

— Что будет, если слон увеличится до размеров синего кита? (слон в высоту 4, 5 метра, весом 5 тонн, кит в длину 30 метров, весом более 100 тонн)

— Что будет, если увеличить длину ног зайца в 10 раз?

— Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?

— Как сделать необычную льдинку?

— Как курочке спасти своих цыпляток от коршуна?

— Как можно поприветствовать хорошего человека?

— Как помочь черепахе, когда она перевернулась на спинку?

— Как проникнуть в комнату, не открывая дверь?

— Как достать сосульку с крыши?

— Как уберечь прохожих от падающих сосулек?

— Как украсить группу детского сада к Новому году? К другим праздникам?

-Что положить в торт, чтобы он стал вкусным? А в манную кашу?

— Куда в группе можно спрятать куклу?

— Куда я спрятала конфету?

— Какие качества птиц ты хотел бы иметь?

— Как найти самого умного человека в королевстве?

— Чем вреден комар? Чем комар полезен?

— Как можно определить время, если нет часов?

— Что можно сделать, чтоб любимая игрушка никогда не терялась?

— Придумать новое природное явление.

— Как сделать природное явление необычным (усилить, поменять что-то местами, перевернуть)

— Придумать дом будущего. Дом волшебника. Дом мечты.

— Придумать насекомое с необычными свойствами.

Источник

ТРИЗ для детейМалыши с самого рождения выстраивают свою «картину мира» — активно познают окружающий мир, пытаются понять закономерности происходящего вокруг. ТРИЗ помогает детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, формирует умение грамотно мыслить и решать свои маленькие проблемы. Технология ТРИЗ способствует не только развитию у детей компетентности, инициативности, самостоятельности, креативности и коммуникативности, но и становлению взрослого: родителя, педагога, как творческой личности.

Основная цель ТРИЗ-педагогики – формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.

Вопросами «ТРИЗ и дошкольники» занимались такие педагоги как, Страунинг А.М., Нестеренко А.А., Самойлова О.Н, Дьяченко О.М., Веракса Н.Е., Гуткович И.Я. и другие. Поиск содержания, доступного для восприятия и понимания детей, привел к появлению «Сказочных задач» (С.Н. Ладошкина), игры с «Маленькими человечками» (Г.И. Иванов), Волшебников, в игре обучающих приемам разрешения противоречий (И.Н. Мурашковска); были разработаны отдельные методики создания творческого продукта: алгоритм сочинения загадок (А.А. Нестеренко), алгоритм придумывания метафор (Т.А. Сидорчук), приемы синтеза подвижных игр (М.С. Гафитулин, С.В. Сычев).

Технология ТРИЗ идёт от ребёнка – пусть гением будет ребёнок, лишённый стереотипов в своём понимании мира. Важно научить ребёнка так анализировать объекты, чтобы он мог самостоятельно устанавливать систему ориентиров, необходимых для правильного выполнения задания по данному кругу явлений.

Использование элементов ТРИЗ в игровой совместной деятельности взрослого с детьми помогает интеллектуальному развитию (умение анализировать, сравнивать, обобщать, грамотно и системно мыслить), творческому развитию (умение фантазировать, находить оригинальные решения), личностному становлению (решать противоречия, находить выход из проблемных ситуаций).

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.

В использовании технологии ТРИЗ выделяют следующие этапы работы:

Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? И др.

Цель второго этапа – учить ребенка фантазировать, изобретать. Например, придумать новый стул, удобный и красивый. Или как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачкой? И др.

Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью приемов ТРИЗ.

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой ситуации.

Чтобы занятия проходили максимально эффективно, занимаясь и играя с детьми, необходимо придерживаться нескольких правил:

1. Для лучшего понимания ребенком противоречий окружающего мира на всех этапах работы предлагаются предметы, явления, сказочные задачи из четырех областей окружающего мира, близких и понятных детям: “Я и природа”; “Я и предметы”; “Я и другие люди”, “Я и Я”.

2. Все задания, способы ознакомления с противоречиями и приемами ТРИЗ по их разрешению преподносить в игровой форме, с использованием наглядного материала.

3. Общение и взаимодействие с ребенком должно строиться на следующих позициях:

– внимательно выслушивать ребенка, восхищаться каждой идеей;

– не давать отрицательных оценок, критических высказываний в адрес ребенка;

– говорить не “правильно”, а “интересно”, “необычно”, “любопытно”, “здорово”, “отлично”, “удивительно”, “прекрасно”, “замечательно” и т.п.;

– учить ребенка возражать взрослому, другим детям, — доказывая, аргументируя, отстаивая свою позицию;

– использовать ошибки, как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;

– сопровождать процесс общения только положительными эмоциями: радостью нового познания, открытия, радостью творчества, удовлетворенностью похвалой, самоутверждением, осознанием собственной значимости;

– поддерживать мотивы ребенка на участие в занятиях: самоутверждения, лидерства, личной пользы, помощи, общения, познания нового, созидания, игрового.

Помните, что каждый ребёнок, изначально талантлив и даже гениален, у него нет психологической инерции, сложившихся устоев, но его надо научить ориентироваться в современном мире, видеть и разрешать противоречия, приводить примеры и аргументы в доказательной беседе.

Из личного опыта: однажды я убедилась в реальном эффекте используемой технологии. В летний период так случилось, что у меня не забрали вовремя двух девочек: одну из моей группы, другою – из другой, но того же возраста (я работала в большом саду, где было по две группы одного возраста). Времени уже 19 часов, мы втроем на площадке, родителей в обозримом пространстве не видно. Говорю – «Ну, что ж, наверное ваши мамы немного задерживаются, давайте заходить в группу и пойдем к главному выходу. А то вдруг сторож нас не увидит и закроет в саду, что же мы делать тогда будем?». Девочка из соседней группы забеспокоилась, захныкала, а «моя», ни на секунду не задумавшись, выдает: «В окно вылезем». О! Я очень обрадовалась и поддержала: «Отлично! Но наша группа на первом этаже… Если мы вылезем, то как потом его закроем? Ведь если оставить открытым, может кто-нибудь влезть…» Девочка задумалась, обвела взглядом здание и предложила: «Тогда давайте со второго этажа выйдем, вон по той лестнице (эвакуационной)». «Хорошо! А как же мы дверь за собой закроем? Там ключ только внутри, в группе…» Девочка из соседней группы с интересом прислушивалась, но своих вариантов не предлагала. А «моя» выдвигала все больше и больше вариантов, пока наконец не нашла оптимальное – дойдем до телефона в холле и позвоним! И не думайте, что это было легко! Дети с телефоном в детском саду не взаимодействовали, сотовых тогда просто не существовало, да и стационарные не у всех были. Но она НАШЛА решение!

Источник