Развитие по триз для ребенка
Юлия Залазаева
Картотека «Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»
Не так давно начала свое знакомство с этой технологией. Стала использовать игры в соей практике, применяя их во время совместной деятельности, в процессе индивидуальной работы, в свободное время. Эти игры полюбились моим малышам. Решила составить картотеку самых популярных игр и тех, которые мы еще не освоили, но будем стараться изучить! Хочу поделиться результатом своей работы и с Вами.
Методы и приемы ТРИЗ.
1. Метод мозгового штурма. Цель метода: постановка изобретательской задачи и нахождение способов ее решения.
— Как не промокнуть под дождем?
— Как выгнать лису из заюшкиной избушки?
— Как не пустить медведя в Теремок? и т. д.
2. Метод фокальных объектов (МФО). Цель: развитие воображения, фантазии, обучение управлению своим мышлением.
Фантастическое животное: обезьянозаяц — умеет лазать по деревьям и быстро бегать и прыгать.
Новая игрушка: говорящий мячик — прыгает и поет песенки.
3. Метод каталога. Цель: обучение творческому рассказыванию, обогащение активного словарь, развитие фантазирования.
4. Метод маленьких человечков. Цель: знакомство детей с моделированием мира, с анализом природы вещества или явления.
В жидком, твердом, газообразном состоянии живут маленькие человечки. В жидком — жидкие и т. д.
-В чем живут жидкие человечки?
-В чем одновременно живут и твердые и жидкие человечки?.
5. Метод золотой рыбки. Цель: развитие фантазирования, обогащение словаря, заучивание стихотворений.
«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
Реальная составляющая — поймал старик неводом рыбку.
Фантастическая составляющая — говорит человеческим голосом, и плавает в море.
Как сделать так, чтобы рыбка могла говорить, оказалась в море.
6. Метод Робинзона. Цель: выделение детьми ресурсов объекта, создание фантастических ситуаций.
Ребенок оказался на необитаемом острове (заблудился в лесу; уплыл на плоту без весла; оказался в Африке). Как спасти себя или друга?
7. Метод системного анализа. Цель: формирование системного мышления (оценивание прошлого и настоящего объектов, предметов).
Система (это совокупность элементов, объединенных в объекте) -яблоко; подсистема объекта- то, из чего состоит система-подсистема яблока- кожура…; надсистема объекта- то, частью чего является система- яблоко- фрукты, овощной магазин, сад.
«Хорошо — плохо»
(метод мозгового штурма, с 3-х лет)
Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Ход игры: воспитателем или ведущим называется любой объект или явление, у которых определяются положительные и отрицательные стороны.
«Что умеет делать?»
(метод мозгового штурма, с 3-х лет)
Цель: развивать активный словарь детей, развивать фантазию.
Ход игры: объект можно показать на картинке, загадать с помощью загадки или игры «Да-нет», дети должны определить, что умеет делать объект или что можно сделать с его помощью. Дети перемещают объекты в фантастические, нереальные ситуации и определяют, какими дополнительными функциями может обладать объект.
Пример: — Что может мяч?
— Давайте пофантазируем: наш мяч попал в сказку «Колобок». Как он может помочь Колобку?
«Все в мире перепуталось»
(метод системного анализа, с 3-х лет)
Цель: учить детей систематизировать предметы, явления; развивать память, обогащать словарный запас детей.
Ход игры: используется «модель мира». На этапе ознакомления с игрой состоит из двух частей: рука человека (рукотворный мир) и дерево (природный мир). Дети определяют предмет на картинке к той или иной части модели, они должны объяснить, почему сделали такой выбор.
Усложнения: каждая часть модели делится на новые секторы, постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире.
Природный мир: воздух, вода, земля.
Рукотворный мир: одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт, игрушки, …
Постепенно «модель мира» можно заменить цветовыми знаками.
Пример: Утка…К какому миру она относится? К природному. Почему?
«На что похоже»
(метод мозгового штурма, с 3-х лет)
Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.
Ход игры: ведущий называет объект, а дети называют другие объекты, похожие на него по разным признакам. На этапе обучения игре можно пользоваться предметными картинками.
Пример: — На что похожа улыбка? (на радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду, на маму)
— На что похож звук Р? (на шум мотора, на рычание)
— Произнесите звук Р. Назовите слова, в которых есть этот звук.
Усложнение: составление мнемотаблиц из 4-х, 9-ти, 16-ти квадратов (общее между предметами, цифрами, буквами, фигурами; последующая запись вытекает из предыдущей).
«Раньше-позже»
(метод системного анализа, с 3-х лет)
Цель: учить детей ориентироваться во времени, в пространстве, в действиях; развивать диалогическую речь.
Ход игры: ведущий – воспитатель называет какую – либо ситуацию, а играющие говорят, что было до этого, или что будет после. Модно сопровождать показом (моделирование действия).
Пример:— Мы сейчас на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?
— Какой сегодня день недели? А какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра?
«Один, два, три, ко мне беги»
(метод системного анализа, с 3-х лет)
Цель: учить детей систематизировать предметы, явления; развивать память, обогащать словарный запас детей.
Ход игры: ведущий – воспитатель раздает играющим детям картинки с изображением различных объектов. Дети находятся на другой стороне зала, группы. Подбегают к воспитателю по определенной установке.
Пример: Один, два, три, у кого есть крылья, ко мне беги!
Усложнение: в старших группах подбираются объекты, более сложные по содержанию, а так же явления природы и объекты неживой природы. Ведущим может быть ребенок, он анализирует, не ошиблись ли играющие, выделяя свойства системы.
«Где живет?»
(метод системного анализа, с 3-х лет)
Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов, активизация словаря.
Ход игры: ведущий называет предметы окружающего мира. Это могут быть неживые объекты из ближайшего окружения, и объекты живой природы, и любые предметы и явления реального и фантастического миров. Дети называют среду обитания живых объектов, место нахождения реальных объектов, вымышленное место размещения фантастических объектов.
Пример: Где живет подорожник? На дорожке, на лужайке, на полянке. Может жить в аптеке.
Где живет гвоздь? В столе. На мебельной фабрике. В коробке для инструментов…
«Мои друзья»
(метод мозгового штурма, с 4-х лет)
Цель: активизировать словарь детей, диалогическую речь, развивать фантазию.
Ход игры: дети выбирают картинки с изображением различных объектов. Ведущий превращается в какой-то предмет и ищет друзей по разным признакам. Выбранный друг объясняет, почему его выбрали.
Усложнение: на основе этой речевой игры разработана серия дидактических игр «Собери картинку дружочка и расскажи о ней» (дружочки снеговика, весны, веселого настроения и др.).
Цель: учить детей помогать друг другу, договариваться в своей подгруппе.
Игра включается в работу по развитию речи, в индивидуальную и подгрупповую работу в свободное время.
«Волшебный светофор»
(метод системного анализа, с 4-х лет).
Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.
Ход игры: объединение над- и под-систем, воспитатель использует кружки трех цветов: красный подсистема, желтый- система, зеленый- надсистема.
Пример: Машина. Кружок красного цвета – из чего состоит машина, кружок зеленого цвета – частью чего является система, кружок желтого цвета – для чего нужна машина.
«Наоборот»
(метод мозгового штурма, с 4-х лет)
Цель: учить подбирать анонимы, слова, противоположные по значению.
Ход игры: всем известная и популярная игра на подбор слов, обратных по смыслу (это и свойства предмета, и его признаки, и действия).
Пример: Острый – тупой,
быстрый – медленный,
холодный – горячий,
разъединять — соединять…
Усложнение: к каждой паре найти объект, в котором сочетались бы оба свойства.
«Чем был — чем стал»
(метод системного анализа,метод маленьких человечков, с 4-х лет)
Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов во времени.
Ход игры: ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют. Затем, ведущий называет предметы рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при их изготовлении.
Пример: Было раньше тканью, а стало… платьем, одеждой, занавесками, скатертью.
Сейчас это картина, а было… красками, пустым холстом. А что еще стало из красок? Пятно, клякса, грязная вода.
«Дразнилка»
(метод мозгового штурма, с 5-ти лет)
Цель: расширять словарный запас детей малышей, учить слушать друг друга, высказывая свое мнение.
Ход игры: дети с помощью суффиксов -лка, -чк-, -ще образуют новые слова- названия.
Пример: Кошка: мяукалка, бегалка, кусаще, драчище, сонечка.
Мяч: прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка.
Лопата: разбивалка, копалка, игралочка, рылочка, жележище, копалище.
Заяц: прыгалка, белячок, трусище.
Птичка: махалка, леталочка, свистелочка, прыгалище.
«Фоторобот»
(метод фокальных объектов, с 5-ти лет)
Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.
Ход игры: дети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок.
Усложнение: придуманного героя зарисовать и «отправить» его в новую сказку.
«Теремок»
(метод системного анализ, с 5-ти лет).
Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.
Ход игры: гостями «Теремка» становятся предметы, связанные между собой какой-либо системой. Для определения объектов используются медальки с изображением объектов. В «Теремок» попадают только те «объекты», которые назвали, чем они походят на ведущего.
Усложнение: в «Теремок» могут попасть только те объекты, которые отличаются от ведущего; от других жителей «Теремка». Объяснить, чем.
«Помоги герою»
(метод Робинзона, с 6-ти лет)
Цель: развивать фантазирование детей, способствовать свободному общению малышей друг с другом и с воспитателем, формировать коммуникативные способности.
Ход игры: дети размышляют, как помочь герою выйти из сказочной или придуманной ситуации.
Пример: Железное яичко упало на хвостик мышке и придавило его. Как помочь мышке?
«Волшебный телевизор»
(метод системного анализа, с 6-ти лет).
Цель: развивать свободное общение детей с воспитателем, формировать грамматический строй речи, способствовать практическому овладению нормами связной речи.
Ход игры: выявляются все связи системы с помощью схемы-телевизора с 9 экранами, которые открываются по очереди.
Словесное восстановление по стихотворению:
Если мы рассмотрим что-то…
Это что- то для чего-то…
Это что-то из чего-то…
Это что-то часть чего-то…
Чем-то было это что-то…
Что-то будет с этим что-то…
Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
«Лимерики»
(от анг. — вариант сказочной небылицы).
(метод каталога, с 6-ти лет).
Цель: учить детей решению сказочных задач, моделированию и инсценированию новых сказок.
Ход игры: сочинение шуточных четверостиший, сохраняя рифму.
Пример: — первая строка — герой (необходимо выбрать самому ребенку,
— вторая строка – характеристика героя или его действие,
— третья строка — реализация действия,
— четвертая строка — выбор конечного эпитета для героя или свое отношение к герою.
Примерные вопросы для метода мозгового штурма.
— Как не ссориться с мамой?
— Как помочь себе фантазировать?
— Как не промокнуть под дождем?
-Как выгнать лису из заюшкиной избушки?
— Как не пустить медведя в Теремок?
— Как спасти собаку, плавающую на льдине в холод?
— Что сделать безудержно веселое?
— Как спасти птиц в невыносимо холодную зиму?
— Чем можно рисовать на бумаге? На асфальте? На снегу?
— На чем еще можно рисовать?
— Чем размешать сахар в стакане, если нет ложки?
— Что будет, если уничтожить всех волков?
— Что будет, если слон увеличится до размеров синего кита? (слон в высоту 4, 5 метра, весом 5 тонн, кит в длину 30 метров, весом более 100 тонн)
— Что будет, если увеличить длину ног зайца в 10 раз?
— Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?
— Как сделать необычную льдинку?
— Как курочке спасти своих цыпляток от коршуна?
— Как можно поприветствовать хорошего человека?
— Как помочь черепахе, когда она перевернулась на спинку?
— Как проникнуть в комнату, не открывая дверь?
— Как достать сосульку с крыши?
— Как уберечь прохожих от падающих сосулек?
— Как украсить группу детского сада к Новому году? К другим праздникам?
-Что положить в торт, чтобы он стал вкусным? А в манную кашу?
— Куда в группе можно спрятать куклу?
— Куда я спрятала конфету?
— Какие качества птиц ты хотел бы иметь?
— Как найти самого умного человека в королевстве?
— Чем вреден комар? Чем комар полезен?
— Как можно определить время, если нет часов?
— Что можно сделать, чтоб любимая игрушка никогда не терялась?
— Придумать новое природное явление.
— Как сделать природное явление необычным (усилить, поменять что-то местами, перевернуть)
— Придумать дом будущего. Дом волшебника. Дом мечты.
— Придумать насекомое с необычными свойствами.
Источник
Малыши с самого рождения выстраивают свою «картину мира» — активно познают окружающий мир, пытаются понять закономерности происходящего вокруг. ТРИЗ помогает детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, формирует умение грамотно мыслить и решать свои маленькие проблемы. Технология ТРИЗ способствует не только развитию у детей компетентности, инициативности, самостоятельности, креативности и коммуникативности, но и становлению взрослого: родителя, педагога, как творческой личности.
Основная цель ТРИЗ-педагогики – формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.
Вопросами «ТРИЗ и дошкольники» занимались такие педагоги как, Страунинг А.М., Нестеренко А.А., Самойлова О.Н, Дьяченко О.М., Веракса Н.Е., Гуткович И.Я. и другие. Поиск содержания, доступного для восприятия и понимания детей, привел к появлению «Сказочных задач» (С.Н. Ладошкина), игры с «Маленькими человечками» (Г.И. Иванов), Волшебников, в игре обучающих приемам разрешения противоречий (И.Н. Мурашковска); были разработаны отдельные методики создания творческого продукта: алгоритм сочинения загадок (А.А. Нестеренко), алгоритм придумывания метафор (Т.А. Сидорчук), приемы синтеза подвижных игр (М.С. Гафитулин, С.В. Сычев).
Технология ТРИЗ идёт от ребёнка – пусть гением будет ребёнок, лишённый стереотипов в своём понимании мира. Важно научить ребёнка так анализировать объекты, чтобы он мог самостоятельно устанавливать систему ориентиров, необходимых для правильного выполнения задания по данному кругу явлений.
Использование элементов ТРИЗ в игровой совместной деятельности взрослого с детьми помогает интеллектуальному развитию (умение анализировать, сравнивать, обобщать, грамотно и системно мыслить), творческому развитию (умение фантазировать, находить оригинальные решения), личностному становлению (решать противоречия, находить выход из проблемных ситуаций).
Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.
В использовании технологии ТРИЗ выделяют следующие этапы работы:
Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? И др.
Цель второго этапа – учить ребенка фантазировать, изобретать. Например, придумать новый стул, удобный и красивый. Или как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачкой? И др.
Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью приемов ТРИЗ.
На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой ситуации.
Чтобы занятия проходили максимально эффективно, занимаясь и играя с детьми, необходимо придерживаться нескольких правил:
1. Для лучшего понимания ребенком противоречий окружающего мира на всех этапах работы предлагаются предметы, явления, сказочные задачи из четырех областей окружающего мира, близких и понятных детям: “Я и природа”; “Я и предметы”; “Я и другие люди”, “Я и Я”.
2. Все задания, способы ознакомления с противоречиями и приемами ТРИЗ по их разрешению преподносить в игровой форме, с использованием наглядного материала.
3. Общение и взаимодействие с ребенком должно строиться на следующих позициях:
– внимательно выслушивать ребенка, восхищаться каждой идеей;
– не давать отрицательных оценок, критических высказываний в адрес ребенка;
– говорить не “правильно”, а “интересно”, “необычно”, “любопытно”, “здорово”, “отлично”, “удивительно”, “прекрасно”, “замечательно” и т.п.;
– учить ребенка возражать взрослому, другим детям, — доказывая, аргументируя, отстаивая свою позицию;
– использовать ошибки, как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
– сопровождать процесс общения только положительными эмоциями: радостью нового познания, открытия, радостью творчества, удовлетворенностью похвалой, самоутверждением, осознанием собственной значимости;
– поддерживать мотивы ребенка на участие в занятиях: самоутверждения, лидерства, личной пользы, помощи, общения, познания нового, созидания, игрового.
Помните, что каждый ребёнок, изначально талантлив и даже гениален, у него нет психологической инерции, сложившихся устоев, но его надо научить ориентироваться в современном мире, видеть и разрешать противоречия, приводить примеры и аргументы в доказательной беседе.
Из личного опыта: однажды я убедилась в реальном эффекте используемой технологии. В летний период так случилось, что у меня не забрали вовремя двух девочек: одну из моей группы, другою – из другой, но того же возраста (я работала в большом саду, где было по две группы одного возраста). Времени уже 19 часов, мы втроем на площадке, родителей в обозримом пространстве не видно. Говорю – «Ну, что ж, наверное ваши мамы немного задерживаются, давайте заходить в группу и пойдем к главному выходу. А то вдруг сторож нас не увидит и закроет в саду, что же мы делать тогда будем?». Девочка из соседней группы забеспокоилась, захныкала, а «моя», ни на секунду не задумавшись, выдает: «В окно вылезем». О! Я очень обрадовалась и поддержала: «Отлично! Но наша группа на первом этаже… Если мы вылезем, то как потом его закроем? Ведь если оставить открытым, может кто-нибудь влезть…» Девочка задумалась, обвела взглядом здание и предложила: «Тогда давайте со второго этажа выйдем, вон по той лестнице (эвакуационной)». «Хорошо! А как же мы дверь за собой закроем? Там ключ только внутри, в группе…» Девочка из соседней группы с интересом прислушивалась, но своих вариантов не предлагала. А «моя» выдвигала все больше и больше вариантов, пока наконец не нашла оптимальное – дойдем до телефона в холле и позвоним! И не думайте, что это было легко! Дети с телефоном в детском саду не взаимодействовали, сотовых тогда просто не существовало, да и стационарные не у всех были. Но она НАШЛА решение!
Источник