Развитие пластики и мимики ребенка
Антонина Калязина
Мимика, жесты, пластика как средства выражения эмоционального состояния дошкольника и основа театрализованной деятельности
Эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека.
Старший дошкольный возраст является кризисным, и одним из проявлений этого кризиса является эмоциональная неустойчивость — дети стремятся привлечь к себе внимание и иногда не очень адекватными способами.
Богатство собственных переживаний каждого дошкольника помогает более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания окружающих, их отношения между собой.
Положительный эмоциональный настрой помогает окрашивать поведение ребенка в течение нескольких дней и даже недель. Ведь известно, устойчивое положительное настроение может перерасти в свойство личности, стать характерным, отличительным.
Настроение всегда имеет причину (окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность) и по-разному выражается в поведении. Однако не всегда эти причины осознаются. А выразительные движения лица и жестикуляция дают возможность ярче и образнее донести мысли и чувства. Мимика и жесты – это язык выразительных движений, функция которого заключается в непосредственном выражении того, что чувствует человек. Использование мимики и жестов позволяет более верно понимать других, контролировать и изменять свое поведение, ведь через мимику и жесты передается 55% информации о человеке.
Научить ребенка понимать и корректировать свой язык тела — значит помочь ему найти взаимопонимание в ближайшем окружении, заложить основы для будущей взрослой жизни, где умение общаться без слов является залогом успеха и признания в обществе. Этому помогут театрализованные этюды, направленные на развитие мимики и пластики движений.
О мимике и жестах, о работе по их развитию, опубликовано множество методических и практических рекомендаций, гораздо меньше информации представлено о развитии пластики движений тела.
Пластика — это искусство движения телом, которое воспитывает внешнюю технику актёра, где одним из важных моментов является мышечная свобода — умение естественно выполнять самые разнообразные движения.
Пластика — это мудрое движение на сцене, гармония движения и сознания. Она не только тренирует тело, но обращается к интеллекту человека, к его эмоциям. Не всякое движение на сцене становится знаком, выражающим состояние души и мысли персонажа, а лишь то, которое осознанно выстроено в процессе репетиций и освоено как необходимое действие. Занятия пластикой очень полезны каждому ребенку, так как позволяют свободно владеть своим телом, выразительно двигаться, способствуют общему оздоровлению. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности, как известно, является игра. Игры превращения, где дети становятся то птицами, то животными, то различными куклами помогут детям овладеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять их.
Предлагаю вашему вниманию некоторые игры, направленные на развитие творчества в двигательной деятельности (пластики тела).
«Веселая зарядка»
-Вы — проснувшиеся котята — потяните лапки (руки вверх, ноги вниз, выпустите когти (поработать пальчиками, поднимите мордочки (поднять голову).
— А сейчас вы упавшие на спину божьи коровки. Лапки к верху (работа рук и ног в воздухе, постарайтесь перекатиться со спины на лапки (встать на четвереньки).
-А вот вы — крадущиеся в джунглях тигры (мягкая, замедленная ходьба на четвереньках).
-Станем осенними листочками, качающимися на ветру (руки вверх, покачивающиеся движения). Полетаем, как оторвавшийся листок (медленный бег вокруг себя).
-Вдохнем поглубже и превратимся в воздушный шар, попробуем подпрыгнуть и взлететь плавно и мягко (прыжки с зависанием).
-Тянемся вверх, как жирафы (подъём на полупальцах руки вверх).
-Попрыгаем как зайчики, чтобы стать такими же ловкими (прыжки врассыпную).
-А теперь мы куклы – тряпичные и легкие, покачаемся из стороны в сторону.
-А сейчас мы пилоты, заведем мотор самолета, расправим крылья и полетаем (движение по кругу).
«Зеркальный танец»
Дети разбиваются на пары. Звучит музыка. Один ребенок из пары — зеркало, а другой — танцор. «Зеркало» с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения танцора. Затем пары меняются ролями.
«Сочини свой танец»
Ведущий встает в центр круга. В такт музыке (быстрой или медленной) он выполняет несколько танцевальных движений, все остальные копируют его танец. Затем он дотрагивается до любого игрока, тот выходит в центр, сочиняет свой танец, и далее по кругу.
«Тряпичная кукла»
С начало игроки знакомятся с тряпичной куклой, у которой все конечности мягкие и подвижные. Научить ребенка также расслабляться с начало на полу, а потом стоя.
«Шарик»
Надуваем шарик, широко разводя руки. Вдруг «шарик» лопается — хлопнуть в ладони, опуститься резко вниз и присесть.
«Кто как передвигается»
Игроки стоят в кругу, ведущий называет зверей, птиц и спрашивает, как они двигаются, а играющие стараются движениями ответить на вопросы.
«Бабочка, журавль, лягушка»
Игроки стоят в кругу, ведущий называет «Бабочка» — дети взмахивают крыльями бегут по кругу, «Журавль» — дети стоят на одной ноге, «Лягушка» — прыгают по кругу в приседе.
«Джаз тела»
Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала двигается голова и шея в разные стороны, вперед и назад. Затем только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее — движение рук в локтях, потом в кистях. Следующее движение бедрами, затем коленями, ступнями.А теперь надо постепенно прибавлять каждое движение по порядку : голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.
«Успей передать платочек»
Играющие выстраиваются в круг. В руках у двух детей платок. Под музыку платок начинают передавать из рук в руки. Как только музыка обрывается, передача прекращается, и тот, у кого в этот момент окажется в руках платок, выходит в центр круга и под хлопки детей танцует известные движения. Затем игра продолжается дальше.
«Заводные игрушки»
Цели:развитие умения передавать образ и характер персонажа и придумывать движения в соответствии с образом; развитие умения останавливаться вместе с музыкой и держать статичные позы.
Музыка звучит – игрушки танцуют. Музыка останавливается – игрушки встают в коробочки и замирают в статичных позах.
«Роботы и тряпичные куклы»
Цели:развитие умения придумывать движения в соответствии с заданным образом и двигаться под музыку своего персонажа.
Дети делятся на роботов и тряпичных кукол. У каждых своя музыка. Танцуют, услышав свою музыку выполняя характерные движения. Потом меняются.
Источник
«Развитие мимики у дошкольников»
В последнее время резко увеличилось число детей с тяжелыми речевыми нарушениями, детей с дизартрией, когда искажается звукопроизношение вследствие нарушений иннервации мышц лицевого аппарата. Лицо детей невыразительно, амимично, им трудно выразить свои эмоции, часто они не могут нахмурить брови или подмигнуть одним глазом. Таким деткам необходим комплексный подход, включающий артикуляционную, дыхательную, пальчиковую и мимическую гимнастику. Сегодня мы подробнее рассмотрим упражнения для развития мимики у дошкольников. Чтобы развить подвижность мышц лица, нужно делать произвольные движения лицевыми мышцами. Эти упражнения-игры могут выполнятся родителями дома.
ИЗОБРАЗИ ЭМОЦИЮ. Предложить детям угадать и изобразить предложенное эмоциональное состояние (можно использовать графическое изображение, фотографии, репродукции и т.д.) В процессе выполнения задания необходимо побуждать детей к развёрнутому описанию демонстрируемых педагогом эмоциональных состояний человека:
— Вот так вы радуетесь.
— Вы грустите, сердитесь.
— Сейчас вы удивились.
— Давайте попробуем задуматься (погрустить, обрадоваться).
КРАСИВЫЙ ПЕТУШОК. Дети стоят на ковре. Педагог предлагает им изобразить, как ходит по двору красивый петушок: он останавливается, огляделся, нахмурился – цыплята далеко ушли; испугался – собака зашла во двор; успокоился и опять важно прогуливается по двору.
ОСЕННИЙ ПАРК. Педагог предлагает детям представить, что они гуляют по осеннему парку.
— Посмотрите, какие красивые разноцветные листья! Полюбуйтесь ими. Давайте соберём букет из листьев. Какой красивый букет! Вдруг тучка набежала, нахмурилась погода, и мы нахмурились. Мы не хотим дождя. Опять солнышко показалось. Мы подарим букет маме. Она улыбнётся – и мы улыбаемся.
МЫШКИ. Педагог предлагает детям вообразить, что они стали мышками. — Мышки идут тихо-тихо, чтобы кошка не услышала. Остановились, прислушались, пошли дальше. Принюхались, улыбнулись: запахло сыром – побежали в кладовку. Откусили по кусочку сыра. Как вкусно! Услышали, как крадётся кошка. Испугались, побежали. Прибежали в норку. Улыбнулись. А теперь и мы улыбнёмся друг другу.
РАЗНОЦВЕТНЫЕ МЯЧИКИ. Педагог предлагает детям вообразить, что они – разноцветные мячи. Педагог делает движения ладонью, как будто играет в мяч, дети подпрыгивают в такт движениям педагога. Затем педагог говорит, что все мячи укатились. Дети свободно бегают по ковру. Педагог предлагает им остановиться и улыбнуться друг другу.
МЕДВЕЖАТА. Педагог предлагает детям вообразить, что они медвежата. — Идут медвежата по лесу, переваливаются. Увидели
пчелиные ульи – улыбнулись, облизнулись. Очень захотелось мёда! Подошли поближе, но тут налетели пчёлы. Медвежата нахмурились, стали отмахиваться от пчёл, ведь они больно кусаются. Побежали скорее от опасного места. Вздохнули облегчённо: убежали от пчёл. Улыбнулись друг другу.
СНЕЖИНКИ. Педагог предлагает детям вообразить, что они превратились в снежинки. — Снежинки кружатся, взлетают, падают. Ветер подул – снежинки полетели, закружились, затем собрались в сугроб и остановились. Улыбнулись друг другу.
ВОЛШЕБНИКИ. Педагог предлагает детям вообразить, что они стали волшебниками и могут заглянуть в любую сказку. Дети тихонько передвигаются по комнате.
— Посмотрите, куда мы попали. Видите, как все дружно тянут репку, поможем им, улыбнёмся им. Пойдём в другую сказку. Вот Красная Шапочка встретилась с Волком. Испугались за неё, погрозили Волку пальчиком. Но мы знаем, что всё кончится хорошо. Посмотрим вот сюда. Как страшно! Баба Яга в ступе пролетела – мы испугались, замахали руками. Вернулись в группу. Улыбнулись друг другу.
МАМА СПИТ. Педагог предлагает детям вообразить, что они оказались в комнате, где спит мама.
— Идем по комнате тихо-тихо – мама заснула. Улыбнулись маме! Вдруг на улице громко залаяла собака. Нахмурились, погрозили пальчиком – не лай, собачка, мама спит. Ходим по комнате тихо, не шумим. Мама проснулась – улыбнулись маме! Улыбнулись друг другу!
КОСМОНАВТЫ. Педагог предлагает детям вообразить, что они стали космонавтами.
— Космонавтам предстоит полёт на космическом корабле. Мы в скафандрах, передвигаться в них по земле тяжело. Космонавты прощаются с Землёй – машут всем рукой. Полетели – немного страшно. Прилетели на Луну. Как интересно! Мы удивляемся. На Луне легко прыгаем с камня
на камень. Всё рассмотрели, изучили, захотели домой. Вернулись на Землю, улыбнулись!
ПУШИСТЫЙ КОТЁНОК. Педагог предлагает детям вообразить, что у них на руках пушистый маленький котёнок, погладить его, послушать, как он мурлычет. — Теперь поиграем с котёнком. На ниточке у нас бантик, котёнок бежит за бантиком, тянется за ним, подпрыгивает, а мы ниточку то поднимаем, то опускаем. Весело играть с котёнком!
ИГРАЕМ В СНЕЖКИ. Педагог предлагает детям вообразить, что выпал пушистый снег.
— Мы вышли на улицу поиграть в снежки. Слепили снежок, бросили его подальше, потом ещё снежок, ещё. Теперь погреем руки, подышим на них. У нас и ноги замёрзли – постучим одной ногой о другую. Весело! Вернулись в группу. Улыбнулись друг другу!
ХИТРАЯ ЛИСА. Педагог предлагает вообразить, что дети попали в сказку и стали хитрыми лисами. — Лиса ходит, мягко ступая, не спешит, она хитро улыбается, любуется собой. Но вот она задумала зайчика выгнать из избушки, стала сердитой. Когда пришёл петушок – испугалась. Но вы же знаете, что сказка закончилась для зайчика хорошо. Улыбнитесь друг другу.
ПОТЕРЯЛИ ИГРУШКУ. Педагог предлагает детям вообразить, что у них потерялась самая любимая игрушка. — Вы ходите по комнате, заглядываете в каждый уголок. Лица у вас грустные, озабоченные, расстроенные – чуть не плачете. Остановились, задумались. Опять начали поиски. Нашли игрушку – обрадовались. Улыбнулись друг другу!
ДОБРЫЕ ВОЛШЕБНИКИ. Педагог предлагает детям вообразить, что они добрые волшебники. И у каждого из них в руках волшебная палочка. — Лица у вас добрые, движения свободные, мягкие, воздушные. Вы ходите по группе, и всё, к чему прикасаетесь, расцветает, оживает, преображается. Волшебники красиво одеты, радуются жизни. Как красиво стало вокруг! Улыбнёмся и мы всему, что нас окружает!
После проведения таких игр-упражнений мимика у детей становится более подвижной, разнообразной, им становится легче выражать свои эмоции, разговаривать, общаться. А если сочетать упражнения для развития мимики с артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастикой, то и речь ребенка будет четкой, понятной и красивой.
Плюснина А.А.
03.12.2018 г.
Источник
Анжелика Бабенко
Игровые упражнения на развитие мимики и эмоций для детей среднего возраста.
Этюды на выразительность движений, основных эмоций, пантомимические этюды.
Пантомимические этюды
1. «Озорной щенок» — исполнитель вскакивает, кивает головой, машет хвостом и т. д.
2. «Щенок ищет» — заглядывает под стол, стул, оглядывается, прислушивается и т. д.
3. «Гордый петушок» — идет, высоко поднимая ноги, хлопает крыльями по бокам, кричит «Ку-ка-ре-ку!» и т. д.
4. «Пугливый мышонок» — сжимается в комочек с испуганным выражением мордочки и т. д.
5. «Злая собачка» — с широко открытыми глазами, зло лает, рычит.
6. «Пчела» — с широко открытыми глазами, жужжит.
7. «Лягушка» — с растопыренными лапками, неторопливо прыгает и квакает.
8. «Озорная кошка» — глаза бегают, спинка изогнута, шипит, фыркает.
Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу»
Одни дети, по желанию, пантомимическим, иногда помогая голосом, изображают героев сказки, а другие отгадывают их. В ходе игры воспитатель каждый раз спрашивает тех детей, которые отгадывают, по каким признакам они угадывали героев сказки.
Этюды на выразительность движений и на выражение основных эмоций.
1. «Изобрази жестом» Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова,которые им называет педагог: «высокий», «маленький», «там», «я», «до свидания», «здравствуй», «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда», «тише» и др.
2. «Глухая бабушка» Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит.Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называет имя любого ребенка, «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?», «Где мама?» и т. п. Ребенок жестами отвечает.
3. «Тише» Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка,знаками показывая друг другу: «Тише!»
4. «Ласка». Детям предлагается показать, как они любят свою игрушку, котеночка, собаку и т. д.
5. «Вкусная конфета». У педагога в руках воображаемый кулек с конфетами. Он протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете, жестом благодарят, потом разворачивают бумажку и берут конфету в рот. Предлагается показать мимикой и жестами, какие конфеты на вкус.
Этюды на выражение эмоций грусти и радости.
1. «Невоспитанный мышонок» — идет по лесу; с ним здороваются зайцы, белки, а он отворачивается.
2. «Мышонок хочет играть с друзьями» — подбегает, а друзья отворачиваются от него.
3. «Мышонок мирится с друзьями» — подбегает к зайцам, белкам, другим животным, которых дети могут выбрать по желанию, и говорит им вежливые слова.
Игра на выразительность мимики.
Педагог показывает детям красивое яблоко (муляж). Дает возможность рассмотреть его, потрогать, передать друг другу. После этого проводится игра «Изобрази вкус яблока». Дети, имитируя то, как они кусают яблоко, изображают мимикой, какое оно, по их мнению, на вкус. Причем первым начинает взрослый, а дети отгадывают (кислое, сладкое, горькое, вкусное и т. д.). Педагог нацеливает на то детей, что каждому может показаться яблоко на вкус разным, и от этого будет зависеть мимика.
Игровые упражнения на развитие мимики и эмоций с использованием иллюстраций, схем – моделей, игрушек.
Веселое, радостное настроение
Веселое облако
Вот облачко веселое смеется надо мной:
«Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!»
Я тоже посмеялся с ним:
«Мне весело с тобой!»
И долго – долго облачку махал я вслед рукой.
С радостью я в сад иду
Я сегодня очень рад,
Ведь иду я в детский сад.
Буду плавать, рисовать
И с детишками играть.
Веселый смех
Шел медведь – косматый мех,
Нес в мешке веселый смех.
Зацепил мешком за сук –
Смех посыпался вокруг.
М. Вайнилайтис
Лягушки ищут комара
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Увидали комара,
Закричали: «Ква – ква –ква!»
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей.
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
Я. Колас
Радость
Рады, рады, рады
Светлые березки.
И на них от радости
Вырастают розы.
К. Чуковский
Страх, испуг
Испугались мы в лесу
Детям маленьким нельзя
В лес одним ходить, друзья!
В лесу можно оступиться,
Испугаться, заблудиться!
Заяц
Мчится заяц от лисы.
Хвост дрожит, дрожат усы.
Встали сосны на пути,
От погони не уйти!
Нет спасения в бору!
Прыгнул к ежику в нору…
Е. Александрова
Гроза
Поднял гром тарарам,
Прокатился по полям,
По лесам, по холмам
Да по синим облакам.
Теплым дождиком звеня,
Докатился до меня.
— Дождь, дождь!
Надо нам разбегаться по домам!
Злость
Сердитые коты
Подрались между собой
Рыжие коты.
Поднялись у них трубой
Рыжие хвосты.
Дружелюбие
Будем дружить
Будем вместе мы дружить,
Будем вместе в мире жить.
Будем дружно все играть,
Прыгать, бегать и скакать!
Ты да я, да мы с тобой
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я – это мы!
Я – Катюшка, я Витюшка,
Я – Полинка, я Иринка…»
(Каждый ребенок называет свое имя.)
Гордость
Важные петушки
Вот шагают петушки,
На головках гребешки,
Красные бородки,
Важная походка.
Грусть
Бедный мишка заболел.
Мишка много меда съел.
Мишка плачет и кричит:
— У меня живот болит!
Ф. Бобылев
Бычок
Маленький бычок,
Рыженький бычок
Ножками ступает,
Головой качает:
«Где же стадо? Му – у – у!
Ску – у – учно одному – у – у!»
В. Берестов
Удовольствие
Угощаемся пирожками
— Печка, печка, помоги,
Пирожки нам испеки!
Будь добра нам подавай
Вкусный, пышный каравай!
Обида, капризы
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться –
Нечем будет петушиться.
Ёж
Ёж пыхтит и морщится:
— Что я вам – уборщица?
Лес никак не подмету…
Соблюдайте чистоту!
Я. Аким
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.
Г. Ладонщиков
Уронила белка шишку,
Шишка стукнула зайчишку.
В. Шульжик
Осторожность
Мосточек
На носочках осторожно
Перейти мосточек можно.
Тише, тише, не спешите,
Бревнышки не раскатите.
Вежливость, доброта
Ручеек добрых слов
Педагог берет за руку ребенка, проговаривая вежливое слово (например, «здравствуй»). Побуждает ребенка взять за руку другого, называя вежливое, доброе слово («Доброе утро!», «Пожалуйста!», «Будьте добры.»). Ручеек «течет», увеличиваясь в длину.
Передай цветок
Дети стоят в кругу. Педагог, называя ребенка по имени ласково, предлагает ему цветочек («Ванюша»). Ребенок называет ласково по имени соседа и передает ему цветочек.
Игры для развития эмоциональной сферы детей
Игра «Четвертый лишний»
Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.
Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние,которое не подходит к остальным:
-радость, добродушие, отзывчивость, жадность;
-грусть, обида, вина, радость;
-трудолюбие, лень, жадность, зависть;
-жадность, злость, зависть, отзывчивость.
В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.
-грусти, огорчается, веселиться, печалиться;
-радуется, веселиться, восторгается, злиться;
-радость, веселье, счастье, злость.
Игра «Кого — куда»
Цель: развивать способность распознавать различные эмоции.
Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств, состояний. Ребенку нужно выбрать тех детей,которых:
-можно посадить за праздничный стол;
-нужно успокоить, подбирать;
-обидел воспитатель;
Ребенок должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого изображенного на рисунке ребенка.
Игра «Что было бы, если бы.»
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д. ?
Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.
Игра «Выражение эмоций»
Цель: Развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у детей положительные эмоции.
Педагог читает отрывок из русской сказки «Баба Яга»:
«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза».
Дети выражают жалость
Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:
«Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…»
Дети выражают грусть (печаль).
Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»:
«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».
Дети выражают мимикой лица – радость.
Отрывок из сказки «Царевна-змея»:
«Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит,а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: — Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти».
Дети выражают удивление.
Педагог читает отрывок из сказки «Репка»:
«Тянут – потянут, вытащили репку».
Дети выражают восторг.
Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»:
«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…»
Дети выражают испуг.
Отрывок из русской народной сказки «Терешечка»:
«Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обнимание!»
Дети выражают радость.
Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба»:
«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».
Дети выражают мимикой лица печаль.
В конце игры отметить тех детей, которые были более эмоциональными.
Игры и игровые упражнения на выражение гнева.
Упражнение “Злюка”.
Цель: развивать способность распознавать различные эмоции с помощью мимики и пантомимики.
Детям предлагается представить, что в одного из ребенка “вселились” злости и гнев и превратили его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка.Все вместе читают небольшое стихотворение:
-Жил (а)-был (а) маленький (ая) мальчик (девочка).
-Маленький (ая) мальчик (девочка) сердит (а) был (а).
-Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками). При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка.
Упражнение «Закончи предложение»
«Злость – это когда…»
«Я злюсь, когда…»
«Мама злится, когда…»
«Воспитатель злится, когда…»
«А теперь закроем глаза и найдем на теле место, где у вас живет злость. Какое это чувство? Какого оно цвета? Перед вами стоят стаканы с водой и краски, окрасьте воду в цвет злости. Дальше, на контуре человека найдите место, глее живет злость, и закрасьте это место цветом злости».
Картотека игр и игровых упражнений (Эмоция Страх).
Упражнение «Одень страшилку».
Цель: дать детям возможность поработать с предметом страха.
Педагог заранее готовит черно-белые рисунки страшного персонажа: Бабы- Ягу. Он должен «одеть его» при помощи пластилина. Ребенок выбирает пластилин нужного ему цвета, отрывает маленький кусочек и размазывает его внутри страшилки. Когда дети «оденут» страшилку, они рассказывают о ней группе, что этот персонаж любит и не любит, кого боится, кто его боится?
Игры и игровые упражнения (Эмоция Радость)
Упражнение на разыгрывание историй.
Цель: развитие выразительных движений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное.
«Сейчас я расскажу вам несколько историй, и мы попробуем их разыграть, как настоящие актеры».
История 1 «Хорошее настроение»
«Мама послала сына в магазин: «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты,- сказала она,- мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение».
Выразительные движения: походка — быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка.
История 2 «Умка».
«Жила- была дружная медвежья семья: папа медведь, мама медведь и их маленький сыночек- медвежонок Умка. Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом, начиная подпевать маме мелодию».
Выразительные движения: улыбка, плавные покачивания.
Упражнение «Изобрази…»
Цель: закрепление у детей полученных знаний о чувстве радости. «Давайте поиграем в игру, я назову по имени одного из вас, брошу ему мяч и попрошу, например, «… изобрази радостного зайчика».
Тот из вас кого я назову, должен поймать мяч, изображая зайчика,говорит следующие слова: «Я – зайчик. Я радуюсь, когда…»
Источник