Развитие письма у ребенка 3 лет

Развитие письма у ребенка 3 лет thumbnail

При копировании и размещении на другом сайте указывайте активную ссылку: https://www.detiam.com/подготовка-к-школе/

Начинаю писать! От точек к буквам.

Андерсоне Г., Унама Э., Буркевица О., Пужуле В.

   В тетради предложены разнообразные упражнения для укрепления мелкой мускулатуры руки и освоения навыков написания букв и цифр. Чтобы ребёнок начинал писать смело и осознанно, в
упражнениях даны ориентиры — точки. Это поможет правильно писать буквы и соблюдать равномерное расстояние между ними.

Начинаю писать от точек к буквам.pdf

Adobe Acrobat Document
56.4 MB

Линии и штриховки, для детей 4-7 лет

Экспресс-курсы по подготовке руки к письму, Бураков Н.Б.

 Прочитайте ребёнку задание, которое дано на странице. Кратко проговорите, что ему нужно будет сделать. Задания очень просты: сначала выбрать или найти, а потом обвести, соединить или
подчеркнуть. Всё это доступно любому ребёнку! Он практически всё сможет делать сам!

Линии и штриховки.pdf

Adobe Acrobat Document
16.3 MB

Печатные буквы, для детей 4-7 лет

Экспресс-курсы по подготовке руки к письму, Бураков Н.Б.

 Ребёнок познакомится с буквами русского алфавита и усовершенствует свои каллиграфические навыки. Игровая форма занятий вызовет у малыша интерес.

Пусть ребёнок раскрашивает картинки. Это не только развлечёт его, но и поможет в развитии тонкой моторики и координации движений. Обратите внимание на то, чтобы он раскрашивал аккуратно, не
выходя за пределы контура рисунка.

Печатные буквы.pdf

Adobe Acrobat Document
15.3 MB

Письменные буквы, для детей 5-8 лет

Экспресс-курсы по подготовке руки к письму, Бураков Н.Б.

 Ваш ребёнок уже вполне уверенно пишет печатными буквами. Он способен написать, например, свое имя или слова МАМА. ПАПА и т. д. Значит, пора делать следующий шаг в освоении каллиграфических
навыков, познакомить ребёнка с прописными буквами.

 Вначале пролистайте вместе с ним тетрадь, рассмотрите картинки, покажите, что здесь есть буквы. Эти буквы ребёнок и будет учиться писать.

Письменные буквы.pdf

Adobe Acrobat Document
16.3 MB

 Тетрадь для развития мелкой моторики у детей 3-4 лет, что необходимо в дальнейшем для овладения навыком письма.

 Данные упражнения направлены на развитие координации движений руки, зрительного восприятия строки, умения обводить рисунки по пунктирной линии.  Тетрадь рассчитана на совместную работу
родителей и детей. Она может быть использована в детских дошкольных учреждениях.

Мои первые прописи 3-4.pdf

Adobe Acrobat Document
12.6 MB

 Тетрадь для развития мелкой моторики у детей 4-5 лет, что необходимо в дальнейшем для овладения навыком письма.

 Данные упражнения направлены на развитие координации движений руки, зрительного восприятия строки, умения обводить рисунки по пунктирной линии.  Тетрадь рассчитана на совместную работу
родителей и детей. Она может быть использована в детских дошкольных учреждениях.

Мои первые прописи 4-5.pdf

Adobe Acrobat Document
14.0 MB

 Тетрадь для развития мелкой моторики у детей 5-6 лет, что необходимо в дальнейшем для овладения навыком письма.

 Данные упражнения направлены на развитие координации движений руки, зрительного восприятия строки, умения обводить рисунки по пунктирной линии.  Тетрадь рассчитана на совместную работу
родителей и детей. Она может быть использована в детских дошкольных учреждениях.

Мои первые прописи 5-6.pdf

Adobe Acrobat Document
14.1 MB

 Тетрадь для развития мелкой моторики у детей 6-7 лет, что необходимо в дальнейшем для овладения навыком письма.

 Данные упражнения направлены на развитие координации движений руки, зрительного восприятия строки, умения обводить рисунки по пунктирной линии.  Тетрадь рассчитана на совместную работу
родителей и детей. Она может быть использована в детских дошкольных учреждениях.

Мои первые прописи 6-7.pdf

Adobe Acrobat Document
13.9 MB

При копировании и размещении на другом сайте указывайте активную ссылку: https://www.detiam.com/подготовка-к-школе/

Источник

Развитие предварительных навыков письма у малышей

Рейтинг
5

Практические советы родителям по закладке графомоторных навыков у детей от 3 до 5 лет

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Малыши в возрасте от трех до пяти лет увлеченно исследуют и познают окружающий мир. Делают они это в буквальном смысле своими руками. Значит, развив полезные навыки крупной и мелкой моторики, а также и другие предварительные навыки письма (так называемые, графомоторные навыки), вы сможете тем самым подготовить ребенка к следующему шагу – к освоению письма. Детям старшего возраста работа над моторикой тоже будет полезна в случае наличия у них каких-либо проблем с написанием букв или слов.

Каковы предварительные навыки письма?

Навыки мелкой моторики рук имеют непосредственное отношение к силе и ловкости наших движений (насколько хорошо мы можем обращаться с маленькими предметами). Обе характеристики напрямую зависят от состояния мелких мышц кистей, задействованных при этом. Однако, нам необходимы и мышцы предплечий, которые, в свою очередь, будут обеспечивать нам крепкую фиксацию и стабилизацию. Фактически, когда мы держим в руках карандаш, рисуем, пользуемся ножницами, кнопками, монетками или различными столовыми приборами (вилкой или ложкой), мы координируем и используем оба типа этих мышц.

Большой, указательный и средний пальцы выполняют более искусные движения, в то время как безымянный и мизинец обеспечивают стабильность и увеличивают силу кисти в целом. Мышечный каркас верхней части тела, в частности в плечах, при этом делает нас устойчивей, его также необходимо развивать и укреплять. Он предоставляет нам свободу в использовании наших рук, чтобы мы могли манипулировать предметами и контролировать малейшее движение очень точным способом.

Для реализации навыков моторики рук также очень важна хорошая сенсорная информация, поскольку она своевременно рассказывает нашему мозгу о том, что мы чувствуем, как мы движемся, и где находятся наши руки, когда мы выполняем определенную задачу. Получая данные, мозг координирует эту информацию (эти ощущения) с визуальной картинкой, и мы получаем возможность несколько откорректировать свои движения и мышечный контроль и тем самым достичь лучшей точности.

Читайте также:  Развитие психики ребенка от рождения до школы

Чтобы наглядно понять происходящее, представьте, что во время выполнения какой-то работы на вас будут пара массивных перчаток и очки с замутненными стеклами. В таком случае, конечно же, вам будет трудно координировать свои движения при выполнении задач любой сложности! Именно поэтому, при развитии предварительных навыков письма мозг ребенка должен получать и распределять максимально точную сенсорную информацию от своих мышц.

Далее представлены некоторые советы, используя которые вы можете помочь своему ребенку развить хорошие предварительные навыки письма:

Общие советы

  • Положение за рабочим столом. Стол и стул должны быть правильного размера, соответствующего возрастным параметрам вашего ребенка. Ноги должны касаться пола всей стопой, а предплечья — комфортно располагаться на столешнице (примерно по локоть). Чтобы ноги вашего ребенка не висели и не болтались, используйте что-нибудь в качестве подходящей по размеру подставки, например, коробку от обуви.
  • Обучение новым навыкам. Когда вы учите ребенка чему-либо новому, обязательно показывайте наглядно, как это делается, повторяя ваши движения снова и снова, а также, если необходимо, осуществляйте определенное физическое руководство, чтобы ребенок смог почувствовать, как правильно выполняется то или иное движение. Попросите ребенка, чтобы он копировал за вами все ваши действия, это будет лучше, чем повторять схему, нарисованную в книге.
  • Играйте и рисуйте на вертикальных поверхностях. Помещайте игрушки или лист бумаги на уровне глаз или выше. Ребенок будет удерживать свою руку на весу и это позволит его запястью и кисти принять удобное положение, в котором лучше всего тренироваться укреплению мелких движений, улучшать мышечный контроль и точность.

Способы укрепления мышц плеча, предплечья и запястья

  • Для выполнения различных упражнений в положении сидя можно использовать настольные мольберты или настольные стенды. А магнитные и грифельные доски, игры со стикерами, буквами и числами, магниты на холодильнике можно использовать для укрепления мышц верхней части тела в положении стоя.
  • Когда ваш ребенок изъявит желание рассмотреть цветные иллюстрации в книгах, разукрасить картинки или сложить пазл, предложите ему сделать это лежа животиком на полу (на ковре), опираясь руками на предплечья. Это будет способствовать их укреплению.
  • Полезно также поиграть в игры, во время которых необходимо удерживать что-то, напрягая мышцы не только кисти, но и рук в целом, например, в перетягивание каната или же прогуляться с собакой, держа ее на поводке.
  • Используйте также специальное оборудование детской площадки, будь то альпинистские стенки для детей или всевозможные турники.

Развитие навыков мелкой моторики кисти

  • Поощряйте такие виды занятий, в которых необходимо активное использование пальцев. Например, во время игры с кубиками Lego, обеспечивая отдых крупным мышцам рук, пусть ребенок упрется локтями о стол так, чтобы предплечья находились перпендикулярно к столешнице; в таком положении его пальцы рук получат возможность свободно и комфортно работать над соединением мелких деталей конструктора.
  • Используйте большие пластмассовые бусины, которые можно нанизывать на специальную для них веревочку, или предложите ребенку что-нибудь прошнуровать.
  • Пусть ваш малыш кладет монетки в копилку, играет с тряпичными куклами, которые нужно надевать на руку, или играет с волчком (юлой), запуская его специфическими прокручивающими движениями пальцев.
  • Также полезно использовать маленькие детские пинцеты, чтобы захватывать ими ватные шарики, томпоны, кубики и прочее.

Развитие зрительно-моторной координации

  • Пусть ребенок катает, бросает и ловит большие по размеру шары.
  • Играет в волейбол воздушным шариком, подбрасывает и ловит шарф.
  • Пусть он рисует и делает всевозможные наброски.
  • Использует раскраски, закрашивая простые по форме рисунки или геометрические фигуры, в том числе яркими флуоресцентными или блестящими красками (с эффектом «волшебства»).
  • Наливает половником и маленькой ложкой мыльную воду в емкости разного размера.
  • Помимо этого развивайте его проприоцептивные навыки – ощущения положения и перемещения своего тела в пространстве (как именно и в каком направлении, например, движется рука или нога).
  • Пойте вместе с ребенком песни, под которые можно совершать определенные движения, как, например, «Танец маленьких утят».

Предоставьте ребенку возможности для сенсорного развития

  • Спрячьте монетки, шарики, бусинки или другие мелкие предметы в песок или рис, чтобы ваш ребенок смог отыскать их наощупь.
  • Рисуйте рукой фигуры и линии на специальной наждачной бумаге или ворсистом ковре.
  • Поместите в мешок различные предметы повседневного обихода, такие как ключи, щетка, ложка, ластик, скрепки и т. п. Пусть ваш ребенок, не глядя, распознает их только лишь по тактильным ощущениям.

Предварительная работа по письму (карандаши и ручки не требуются)

  • Пусть ребенок нарисует любые, какие только захочет, линии, фигуры или же буквы своим пальчиком на торте или кремом на пироге, можно нарисовать их кремом для бритья в ванной или водой на тротуаре, а можно даже вашими родительскими пальцами на песке.
  • Играйте в игры по узнаванию определенных букв в надписях на магазинах или рекламных щитах.
  • Играйте со словами, которые как головоломку можно сложить из вырезанных букв, используйте также магнитные буквы и буквы, вылепленные вместе с ребенком из пластилина.

Самое главное, получайте удовольствие от этого увлекательного и познавательного процесса и помните, что игра для ребенка — это его работа!

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5 из 5 на основе
1 оценки.

Развитие ребенка
11.05.2015

Источник

Речь для человека — инструмент общения и самовыражения. И письменная речь тоже должна быть таким инструментом. Когда мы говорим об обучении письму и чтению, нас в первую очередь должна волновать способность малыша формулировать свои мысли в письменной форме и понимать мысли, изложенные другим человеком. При этом каллиграфия и орфография — только вспомогательные средства, хотя и чрезвычайно важные в школьном обучении.

Читайте также:  Карта развития ребенка для пмпк

Рассмотрим, как развивается письменная речь дошкольника и учащегося начальной школы и как меняется при этом роль взрослого.

Рисуночное письмо

В дошкольном возрасте дети много рисуют. И это уже не только экспериментирование с инструментами, материалами, с оставляемым на бумаге следом. У малыша развивается самосознание. Он чувствует, переживает, размышляет, а языка для самовыражения ему пока катастрофически не хватает.

Этот язык он находит в рисунках. Сначала это просто эмоции, впечатления от окружающего мира. Потом он находит какое-то сходство своего рисунка и реального предмета. Зачастую это сходство бывает совершенно непонятно взрослому. Например, что может означать такой рисунок?

Как научить ребёнка красиво писать

Малыш говорит: «Это девочка». Где он здесь увидел девочку? Что это за девочка такая? Оказывается, она прыгает!

Позже детский рисунок превращается в целую историю. Рассказывая её, маленький художник дорисовывает новые детали, что-то зачёркивает, закрашивает — в итоге рисунок превращается в сплошное бурое пятно. Но это важный этап: малыш перекладывает свою речь на бумагу — примерно так, как древние люди оставляли сородичам письма на стенах пещеры.

На этом этапе важно, чтобы взрослый побуждал ребёнка рассказывать свои истории, с искренним интересом рассматривал вместе с ним рисунок, не ожидая увидеть там что-то натуралистичное. И конечно, вредна всякая критика типа «Что-то девочка у тебя совсем на девочку непохожа!» или «Что ж ты тут так намазал! Ничего не понятно!»

Каракульное письмо

Когда вы читаете маленькому ребёнку книгу, он смотрит на картинки. И он уверен, что вы читаете именно их. Даже на той странице, где нет текста, а есть только картинки, он просит: «Прочитай!». Вы пытаетесь объяснить, что здесь ничего не написано, а он удивляется: вот же здесь нарисовано, прочитай!

Только ближе к трём годам дети начинают обращать внимание на текст. Постепенно у них формируется концепция письменной речи: ещё не зная букв, не умея слышать в слове отдельные звуки, ребёнок осознаёт, что звучащее слово можно записать этими непонятными значками. Записать так, что другой человек сможет это прочитать!

Малыш начинает подражать взрослым: записывает свою речь. Как правило, в этой записи нет букв, она не разделена на отдельные предложения. Это каракули, похожие на буквы, и располагаются они на бумаге похожим на строчки образом.

Как научить ребёнка красиво писать

И опять ребёнку от взрослого требуется поддержка. Если мы понимаем, какой это серьёзный шаг вперёд к умению писать, то не будем высмеивать каракули. Когда младенец начинает ползать, мы не смеёмся над тем, что он передвигается не так, как взрослые. Мы радуемся, потому что понимаем: ползание — важный шаг в развитии движений, важный шаг в направлении полноценной ходьбы. Мы стимулируем ползание, подбадриваем, умиляемся.

Аналогично с каракулями. Отнесёмся серьёзно! Будем побуждать малыша писать и писать ещё, будем просить его написать нам записку, записать свою историю.

Психофизиологическая подготовка к письму

Для полноценного детского письма необходима серьёзная подготовка. Формирование концепции письменной речи — её важное звено. Но нужна и подготовка другого плана.

Мы пишем буквами, которые обозначают звуки. Значит, ребёнку важно услышать, из каких звуков состоит слово, соотнести каждый звук с буквой. Буквы нужно научиться различать. А это сложные формы, определённым образом расположенные в пространстве: лево-право, верх-низ. Буквы в слове располагаются слева направо, в определённой последовательности. Нужно уметь держать карандаш или ручку и проводить линии определённой формы.

Это требует серьёзной психофизиологической подготовки, развитых нервных механизмов различения, ориентации, зрительно-моторной координации. Готовятся все эти механизмы не в письме или чтении, они развиваются в активном взаимодействии маленького человечка с окружающим миром. Малышу нужно рассматривать, ощупывать предметы, соотносить движения рук с результатом, двигаться между предметами и ориентироваться в пространстве.

Фонематические игры Монтессори и шершавые буквы (3–6)

При письме и чтении звуки речи обозначаются буквами. Маленькому читателю и писателю важно установить соответствие между ними. Когда дошкольник только-только изучает буквы и начинает писать, он пишет, как слышит.

Ему важно слышать звуки точнее, чтобы не пропускать букв, не менять их местами. И помогают в этом игры для фонематического слуха дошкольников. В Монтессори это устные игры, без введения какого-либо обозначения и теоретизирования на тему гласных-согласных, мягких-твёрдых.

В таких играх мало общего с фонематическим подходом традиционных школ. Малыш тренирует способность услышать, как звучит слово. Для работы предлагаются довольно простые слова, где нет расхождений между звучанием и написанием.

Проводятся такие игры просто. Предлагаем ребёнку или небольшой группе детей набор знакомых мелких предметов. Их может быть порядка десяти: машинка, слон, ложка, арбуз, ножницы, гусь, домик, жираф, заяц, индюк…

Сначала предлагаем назвать все эти предметы. Называем, выделяя голосом первый звук. Потом «играем в угадайку»:

—Я загадала предмет… Это слово начинается на «А-а-а-а».

— Арбуз!

— А сейчас я загадала слово на «Л-л-л-л».

— Ложка!

Подобных игр может быть довольно много: на звук в конце или середине слова, на сортировку предметов в зависимости от того, в начале, конце или в середине находится определённый звук.

Одновременно происходит изучение знаменитых шершавых букв. Они хороши тем, что помогают дошкольнику хорошо рассмотреть каждый знак, помогая себе руками, ощупывая его. Это важно для маленького ребёнка, у которого пока не очень хорошо развиты зрительное восприятие и ориентация в пространстве.

Как научить ребёнка красиво писать

Этап начального письма (3–6)

После открытия концепции письменной речи, то есть удивительной возможности точно зафиксировать речь на бумаге, трёхлетка начинает активно писать. Сначала просто каракулями. По мере развития способности слышать звуки и обозначать их ребёнок начинает в свои каракули вставлять отдельные буквы.

Читайте также:  Развитие личностной готовности ребенка к школе

В Монтессори-методе существует прекрасная возможность писать, даже если не все необходимые для этого психофизиологические механизмы развиты: дети делают это с помощью подвижного алфавита. Интерес дошкольников к письму опережает реальную готовность писать так, как взрослые.

Если не помочь ребёнку в период интереса — желание угаснет. И тогда позже мы будем искать способы, как заинтересовать детей этим непростым делом.

Буквы подвижного алфавита вырезаны из дерева. Каждую можно подержать в руках, ощупать, покрутить, расставить по порядку, поменять местами. В процессе работы ребёнок хорошо выучивает знаки, запоминает их ориентацию в пространстве и учится соотносить последовательность букв с последовательностью звуков.

Можно предложить начинающему «писателю» подписать набор предметов. Это должны быть простые слова, в которых нет расхождения между буквой и звуком: дом, кот, стул, слон, шкаф.

Конечно, дети пишут не только то, что мы предлагаем. Многие хотят написать свои слова, которые им чем-то важны. Например, «ламборджини». Как вы думаете, может дошкольник написать такое слово правильно?

На начальном этапе письма и чтения дети решают много сложных задач: услышать звуки, вспомнить соответствующие буквы, расставить их по порядку… Это напоминает начало устной речи. Малыш лепечет, не всегда внятно произносит слова, не выговаривает некоторые звуки… Но мы радуемся и поддерживаем его. И не боимся, что он запомнит неправильное произнесение и всю жизнь будет говорить так!

Аналогично: неверное письмо на этом этапе не должно пугать взрослых. Это развитие, постепенно письмо будет становиться всё более внятным и правильным. А в Монтессори для этого есть необходимые инструменты.

Начальное чтение

Чуть позже начального письма появляется первое чтение. Это более сложная, с интеллектуальной точки зрения, задача, чем письмо. Ребёнку необходимо не только знать буквы и соотносить их со звуками, но и догадаться о значении прочитанного.

Начинающий читатель зачастую не понимает самых простых слов. Он может несколько раз прочитать подпись к картинке: «Гру-зо-вик». А на вопрос, что же ты прочитал, ответить: «Машина». Озвучить написанное или напечатанное в книжке слово не то же самое, что его прочитать!

Продвижение в письме (3–6)

Когда дошкольник только-только начинает писать, идея о том, что в русском языке нет однозначного соответствия между буквой и звуком, будет чрезмерно сложной.

Однажды у нас четырёхлетка написал такое слово: «Айбус». И мы не сразу догадались, что это означает «арбуз». Малыш написал слово так, как он его говорит (он не выговаривает «р») и слышит. Представляете, если бы мы начали ему объяснять, что на самом деле всё не так!

Совсем другое дело в дальнейшем. Что мы делаем, чтобы малыш стал говорить правильнее? Всячески побуждаем его говорить. И сами общаемся с ним внятно и чётко. Что мы должны сделать, чтобы научить ребёнка правильно и грамотно писать? Аналогично: всячески побуждать его писать. Создавать ситуации, пробуждать интерес. Радоваться, поддерживать, не исправлять ошибки. И предлагать написанное нами: внятно, чётко, грамотно.

Как научить ребёнка красиво писать

Ребёнок составляет слова, выделяя фонограммамы

Чтение и грамотное письмо (3–6)

Четырёх-пятилетки начинают читать. И если слово написано не так, как произносится, начинающему читателю бывает очень трудно его понять. Ведь чтение — это не проговаривание написанного вслух. В первую очередь, это понимание чужих мыслей. Дошкольник сначала узнаёт написанное «на слух», проговаривая и слушая себя. И только постепенно начинает узнавать слова «в лицо», глазами.

Для этого мы предлагаем ему большое количество простых слов, которыми можно подписывать предметы, картинки. После того как сам этот процесс чтения станет для малыша понятным и увлекательным, мы предложим следующий шаг.

В Монтессори продумана система знакомства с фонограммами: буквами, которые изменили свой звук и должны быть прочитаны иначе. Такая буква пишется красным цветом, на неё обращают внимание. Например, «арбуз», «травка», «жираф». Сначала ребёнок встречает такие слова при чтении. А потом идёт и составляет их из подвижного алфавита, используя красные буквы для выделения фонограмм.

Осознание правил орфографии (6–12)

Пока дошкольник учится писать и читать, никто не предлагает звуко-буквенного анализа или других излишних теоретических выкладок. Он учится слышать звучащее слово, осознаёт, что оно может быть написано иначе.

Хорошо запоминает написание часто встречающихся слов, причём с особым акцентом на орфографически сложные моменты (они выделялись красным цветом!). Многие дети уже в дошкольном возрасте начинают обобщать то, что позже будет называться орфограммами: «Гриб — грибы».

Но в полной мере они будут заниматься этим на следующем этапе — в классе 6–12. В начальной Монтессори-школе появляется понятие правил, которые дети будут выводить сами на основании своего опыта и собственных исследований. Отсюда появляется чувство языка, чувствительность к орфограммам, без которых любое знание правил будет бесполезным.

Звуко-буквенный анализ возникает только здесь, когда школьник уже и пишет, и читает. Появляется как новый уровень владения языком. Теперь ребёнок составляет транскрипцию слова, значит, в частности, различает твёрдые и мягкие согласные.

Как научить ребёнка красиво писать

Звуко-буквенный анализ слова

И сравнивает её с написанием.

Он задумается, каким способом можно показать, например, что буква «л» в этом слове звучит мягко: «ль». Сравнивает подобранные взрослым примеры и делает вывод.

Таким образом, дети приходят к грамотному письму постепенно, шаг за шагом. И нам, взрослым, важно понимать значение каждого шага, поддерживать ребёнка и не торопить.

Каждый этап важен. Нельзя сразу «впрыгнуть» во взрослость, не побыв ребёнком и подростком. Нельзя сразу писать красиво и грамотно, не прожив периода каракуль, пропуска и перестановки букв, письма без правил. Если перед детьми на каждом этапе будут стоять посильные задачи, то письмо и чтение станут для них радостным и успешным делом.

Фото автора и Монтессори-школы «Алиса»

Источник