Развитие певческих навыков ребенка в домашних условиях

Лариса Петрова
Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Тема: «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста».

Цель: овладение вокальными навыками воспитателей и специалистов детского сада.

Задачи:

1. пробудить интерес к певческой деятельности;

2. научить «певческому дыханию» и пению в унисон;

3. развитие дикции, исполнительского мастерства, ансамблевого пения.

Форма проведения: практикум

Участники мастер – класса: педагоги ДОУ.

План проведения мастер – класса:

1. Вступительная часть мастер – класса;

2. Практическая часть мастер – класса;

3. Заключительная часть мастер – класса;

Вступительная часть мастер – класса.

Мастер: Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Как же настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент – детский голос? Как увлечь, заинтересовать малышей пением? Ведь пение способствует развитию их певческой культуры, общему и музыкальному развитию. Как сделать так, чтобы встреча с любимой песней стала праздником? Ведь песня учит нас быть добрыми и внимательными, чуткими и заботливыми. Она печалиться вместе с нами, когда нам грустно, и смеется звонко и радостно, когда мы веселимся. А это значит – песня воспитывает наш духовный мир и формирует личность.

Мастер: Однако пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс. Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов.

Мастер: Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. При обучении пению всегда иду от простого к более сложному, словно постепенно, вместе с воспитанниками, поднимаюсь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.

Мастер: Ребенок-дошкольник – это “пластичный” кусочек, из которого вырастет самобытная, талантливая личность. И пусть в будущем ни один из моих воспитанников не будет петь, как Карузо, главное, чтобы песня стала для него верным другом на всю жизнь.

Мастер: Моя задача – ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим природным даром, привить любовь к певческой деятельности. Данную работу начинаю с детьми трехлетнего возраста. Особое внимание уделяю звукообразованию: учу петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика.

Мастер: В средней, старшей и подготовительной группах работа над певческими навыками продолжается. Более углубленную работу в этом направлении веду с детьми старшего дошкольного возраста.

Мастер: Игра – любимый вид деятельности ребенка. В игре он самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.

Практическая часть мастер – класса.

Мастер: Предлагаю поработать над нашими голосами, а начнём мы с певческой установки. Мастер: Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При пении надо следить за тем, как вы сидите, стоите, держите голову, корпус, как открываете свой рот. Мастер: Запомните следующие правила: — сидеть (стоять) ровно, не сутулиться; — корпус и шею не напрягать; — голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения; — дыхание брать свободно (не брать в середине слова); — петь естественным голосом, избегая резкого звучания; — рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука; — нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги. Мастер: Сейчас мы с вами сделаем упражнение, чтобы найти свою певческую установку. Оно называется «Берёзка». Выполняется упражнение «Берёзка». Мастер: Данное упражнение делается стоя. Для начала надо согнуться. Тело должно быть максимально расслабленным. Можно поболтать руками и

головой, они должны висеть как «плети». И как только вы почувствовали полное расслабления своего тела, можно очень медленно выпрямляться, «идут позвонок за позвонком», затем плечи и последней будет голова. Упражнение нужно проделать несколько раз перед началом пения. Мастер: И так что же включают в себя «вокальные навыки»? Мастер выслушивает варианты ответов участников мастер – класса. Мастер: Это работа над дыханием, звукообразованием, дикцией, чистотой интонирования и ансамблевым строем. Начнём мы с дыхания.

Мастер: Дыхание — бывает бытовым и певческим. Сегодня я вас научу певческому дыханию. Оно отличается от бытового. Во — первых, не в коем случае нельзя поднимать плечи. Дышим мы диафрагмой — она отделяет лёгкие от желудка. Чтобы её почувствовать необходимо положить руки в нижнюю часть рёбер и удерживать при взятии дыхания.

Мастер: И так давайте попробуем набрать воздух в лёгкие, «надуть шарик» как говорят вокалисты.

Выполняется дыхательное упражнение «Шарик».

Мастер: Сейчас мы берём хорошее дыхание через нос и выдыхаем через рот сначала на звук «С…», а затем на «Ф…».

Мастер: Очень важно запомнить, что дыхание мы берём ровно столько, сколько требует фраза, которую вы будете петь. Если надо спеть отрывисто одно слово, то дыхание берём коротко, а если вам предстоит спеть длинную фразу, то рассчитывайте свой вдох так, чтобы вам хватило дыхания на всю фразу. Мастер: Теперь поговорим о звукообразование. Наша задача, научиться петь без крика и напряжения. Большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). И в этом нам помогают различные распевания. А также пение гласных букв под музыку. Выполняется распевание «А, о, у, э, и, ы». Мастер: Следующая работа над дикцией. Она начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных. Улучшить дикцию можно с помощью различных упражнений, артикуляционной гимнастики, скороговорок, речевых зарядок и пр. Мы с вами будем петь сложное сочетание букв. Выполняется «Распевание». Педагоги поют под инструмент следующее сочетание звуков: «Бра-брэ-бри-бро-бру, Мра-мрэ-мри-мро-мру,

Пля-пле-пли-плё-плю, Тля-тле-тли-илё-тлю.» Мастер: Теперь нам надо поработать над чистотой интонирования. Чистое интонирование — это точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Это использование различных упражнений на звукоподражание. Моё любимое упражнение «Эхо, отзовись». Петь мы будем сначала все вместе, а потом по одному. Выполняется упражнение «Эхо, отзовись» муз. и слова М. Андреевой. Эхо, отзовись! Чисто петь научись! Слушай не зевай! Всё за мной повторяй! Мастер: Ещё очень хорошо развивает музыкальный слух и улучшает чистоту интонирования упражнение «Музыкальные узоры». Для этого нам понадобятся карточки. Выполняется упражнение «Музыкальные узоры».

Мастер: Также очень полезно петь различные попевки, прибаутки на одной ноте, моя любимая попевка- «Андрей воробей». Сейчас мы попробуем спеть.

На слайде представлен видеоряд «Андрей-воробей». Педагоги смотрят на видеоряд и поют попевку.

Попевка:

Андрей-воробей не гоняй голубей,

Гоняй галочек из-под палочек

Не клюй песок, не тупи носок

Пригодится носок клевать колосок.

Мастер: Вот только теперь мы подготовили свои голосовые аппараты для пения.

Мастер: Сегодня мы разучим песню, которая называется «Скоро нас на урок позовет школьный звонок». Петь мы её будем в дуэте с детьми.

Педагоги начинают петь 1 куплет и припев, дети поют 2 куплет и припев.

Выполняется работа над песней «Скоро нас на урок позовет школьный звонок».

После того как педагоги выучили слова, поработали над текстом, интонацией, ритмом, динамикой и пр., следует поработать над ансамблевым строем.

Мастер: Ансамбль — стройное целое, ещё говорят «поют как один». В пении ансамблем, нужно слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь в одном лишь случае: одновременно вступать, выдерживать общий темп, одновременно начать и оканчивать певческие фразы. Петь в единой динамике и выразительности.

Заключительная часть мастер – класса.

Мастер: И только проделав такой длинный и трудоёмкий путь, мы будем петь в ансамбле, ведь пение-это вокальное искусство. А человек не может петь совершенно, ему постоянно надо работать над голосом.

Мастер: Я надеюсь, что вы узнали сегодня для себя что-то полезное и новое, а кто-то заинтересовался данным видом искусства и будет совершенствоваться!

Мастер: Всем спасибо за внимание!

Источник

Оксана Семухина
Развитие вокальных навыков у детей

ЦЕЛЬ: Развитие музыкальных способностей и певческих навыков у дошкольника.

Задачи:

1. Развивать музыкальные способности ребенка: чувство ритма, музыкальную память, ладовое чувство, координацию слуха и голоса.

2. Развивать певческие навыки ребенка:

речевое и певческое дыхание;

правильную артикуляцию;

интонирование;

голосовые возможности;

звукообразование;

выразительное пение.

3. Развивать коммуникативные качества детей.

Этапы развития певческих навыков и музыкальных способностей у детей

1. Подготовительный или ознакомительный этап.

Знакомство детей с песней происходит с помощью выразительного исполнения музыкального произведения (песни) или прослушивания аудиозаписи со звучанием хорового пения или отдельных исполнителей. С помощью выразительного исполнения, образного слова, беседы о характере музыки можно пробудить интерес к ней, желание выучить. Важно, чтобы дети почувствовали настроение, переданное в музыке, высказывались о характере песни. После получения базовых понятий следует объяснить детям правила певческой постановки: как надо сидеть, как надо стоять во время пения (руки свободно опустить вниз, голову держать прямо, рот открывать свободно). К этим требованиям следует постоянно возвращаться, так как навыки певческой установки усваиваются детьми постепенно.

2. Первичное освоение певческих навыков

Дыхание играет важную роль в процессе первичного освоения певческих навыков. Емкость детских легких мала, отсюда естественная ограниченность силы звука детского голоса. У детей с ОНР отмечается поверхностное дыхание, малый объем и сила выдоха, не дифференцированный носовой вдох и выдох, поэтому работа над постановкой дыхания является основой для дальнейшей работы по вокалу.

А. Г. Менабени в своей книге «Методика обучения сольному пению» пишет: «В вокально — педагогической практике наиболее удобным считается нижнерёберно — диафрагматическое дыхание, т. е. смешанное дыхание, при котором поднимаются и расширяются при вдохе нижние рёбра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Хорошо ощущаются движения передней стенки живота…. Певческий вдох берётся бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования…. Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой – остановкой дыхания, после чего начинается выдох….».

С первых занятий следует приучать детей правильно брать дыхание, делать активный вдох, постепенный выдох. Предполагаются следующие упражнения:

«Надуй шарик»;

«Игра с флюгером»;

«Задуй свечку»;

«Вдохни аромат цветка».

Дикция оказывает важное влияние на выразительность исполнения произведения. Вокальная дикция подразумевает четкое и ясное произношение, чистоту и безукоризненность звучания каждого гласного и согласного в отдельности, а также слов и фраз в целом. Для выработки правильной дикции подходят следующие приемы:

• Выразительное чтение текста;

• Разъяснение смысла некоторых незнакомых слов;

• Правильное и отчетливое произношение слов;

• Чтение текста шепотом, с четкой артикуляцией.

Артикуляция — работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи. Важно развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, неба, нижней челюсти) с помощью упражнений.

Для формирования навыков правильного звукообразования целесообразны такие методы и приемы, как образное слово, беседа о характере музыки, показ приемов исполнения, т. к. со звукообразованием связана напевность. Начинать работу следует с формирования округлых гласных в умеренных по темпу песнях. Отмечено, что у детей дошкольного возраста тембр неровный. Обычно это происходит из-за «пестроты» гласных. Для ровного звука следует использовать попевки, упражнения на гласные (У, (Ю, а также песни с нисходящим движением мелодии. Эти гласные помогают развитию высокого звучания («Куда летишь, кукушечка?», «Веселая дудочка»).

Большое внимание в вокальном формировании нужно уделять гласному звуку (О). Пение упражнений на гласные (О) и (Ё) способствуют образованию округлого красивого звука.

Специального округления требуют звуки (И, (А, (Е, (Ё, (А) приближен к (О, (Е) – к (jО). Немаловажное значение в произношении гласных звуков имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся четко и легко. Важно учить детей ясно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные необходимо произносить утрированно, в первую очередь – (Р).

3. Работа по развитию динамического, ритмического ансамбля.

Для развития ритмического ансамбля важно учить детей петь песни с движением: шаги на месте, хлопки, повороты вокруг себя («Во поле береза стояла», «А я по лугу»).

Динамический и интонационный ансамбль зависит от правильного расположения детей. Поэтому целесообразно посадить хорошо и плохо интонирующих детей через одного, иногда отдельными рядами или группами по качеству интонирования или по характеру звучания их голосов: высокие, средние, низкие. Это дает возможность дифференцировать работу по отношению к каждой группе воспитанников. Исполнение песен нужно проводить не только хором, но и группами. Очень хорошо вносить элемент игры: кто-то поет громче, кто-то тише, пение по цепочке. Наибольшая заинтересованность проявляется у детей, если у них имеется задача закончить певческую фразу или предложение. Например, «Что ты хочешь кошечка?», когда педагог поет начало музыкальной фразы «Что ты хочешь, кошечка…», а дети всей группой или индивидуально пропевают ее окончание. Ребенок имеет хорошую возможность проявить музыкальность и чувство лада, ритма, фантазии, жизненного опыта. В данной игре все взаимосвязано.

Важно учить детей слушать и слышать сопряжение двух звуков – интервал, чтобы помочь им ориентироваться в чистоте интонирования через специальные упражнения на освоение различных мелодических интервалов. Например, изучая с детьми квартовые интонации, можно показать голосом опору на верхний звук (дети повторяют: «Вставай, вставай, постельку заправляй, штанишки натягивай, песенку затягивай»). Здесь важны активность, целеустремленность, волевое начало. Опора на первый звук несколько смягчает интонацию, делая ее спокойной. Каждый интервал, даже вне музыкального контекста, имеет большое количество «переменных величин», оказывающих влияние на интонационную образность: направление движения мелодии, метроритмическое и динамическое соотношение звуков, способ звуковедения. Для музыкальной педагогики это важно, так как, с одной стороны, обеспечивает интонационно чистое пение, с другой стороны – от этого зависит выразительность исполнения. С этой целью проводятся специальные упражнения, последовательность которых предполагает обработку каждого мелодического скачка.

Через певческую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение обеспечивает прекрасную психологическую, нравственную и эстетическую среду для формирования лучших человеческих качеств. В пении дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве. У детей с ОНР развитие певческих навыков и музыкальных способностей способствует также и улучшению фонематического слуха, устранению речевых дефектов, формированию правильного речевого дыхания и интонации голоса, развитию речи.

Содержание занятий вокального кружка включает в себя:

1. Упражнения на постановку речевого и певческого дыхания;

1. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

2. Образные упражнения — распевки, потешки, прибаутки и т. д.

3. Упражнения на развитие чувства ритма и музыкальной памяти;

4. Детские эстрадные песни, детские песни советских и современных композиторов; народные хороводные и плясовые песни, детские песни из мультфильмов;

5. Музыкальные игры, загадки;

6. Упражнения на развитие музыкальных способностей

Характеристика возрастных возможностей певческих навыков

детей от 3 до 5 лет

— происходит координация слуха и голоса; музыки и движения;

— певческий диапазон в пределах ре – ля, ре – си;

— поют слитно короткие фразы;

— используют различные типы дыхания (ключичное, грудное, нижнереберное, смешанное);

— мелодии песен исполняют в медленном и среднем темпе;

— певческая дикция, в основном, нечеткая и неясная;

— отсутствие отдельных звуков в речи;

— не могут следить за чистотой певческой интонации;

— поют мелодию не всегда верно;

— отмечается неуверенность, зажатость и робость при исполнении песен на аудитории.

Задачи:

1. Развивать музыкальные способности ребенка.

2. Развивать певческие навыки.

3. Через музыкальную деятельность развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.

4. Учить преодолевать робость и стеснение, снимать напряженность и зажатость.

Предполагаемый результат

Ребенок умеет:

* проговаривать скороговорки, потешки, прибаутки, слова выученных песен.

* петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах ре-ля.

* самостоятельно исполнять большинство песен, разученных в течение года.

* исполнять песню напевно, выводить на одном дыхании слова и короткие фразы.

* достаточно уверенно прохлопать ритм простейших песен.

* импровизировать голосом короткую фразу.

* достаточно эмоционально передать содержание песни.

* достаточно уверенно выступать на сцене с другими участника коллектива.

Характеристика возрастных возможностей певческих навыков

детей от 5 до 7 лет

— происходит координация слуха и голоса; музыки и движения;

— певческий диапазон в пределах ре –си, ре – до;

— способен петь более сложные по мелодическим и ритмическим особенностям песни;

— голос становится более звонким;

— отсутствие отдельных звуков в речи;

— способен следить за певческой интонацией, контролировать и исправлять неточности своего пения;

— ребенок способен петь на одном дыхания целые фразы и предложения;

— певческая дикция у большинства детей правильная;

— хоровое пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам.

Предполагаемый результат

Ребенок умеет:

* проговаривать скороговорки, потешки, прибаутки, слова выученных песен.

* петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах ре-си.

* самостоятельно исполнять большинство песен, разученных в течение года.

* исполнять песню напевно, выводить на одном дыхании целые фразы.

* уверенно прохлопать ритм простейших песен.

* импровизировать голосом короткую фразу.

* достаточно эмоционально передать содержание песни.

* выступать в качестве солиста целой песни или отдельной части (куплета).

* достаточно уверенно исполнить песню в дуэте, трио или квартете.

* выступать на сцене с другими участника коллектива.

Источник