Развитие первой сигнальной системы у ребенка

Формирование в коре большого мозга временных связей первой сигнальной системы у ребенка, родившегося в срок, начинается уже через несколько дней после рождения. В 7—10-дневном возрасте могут быть выработаны первые условные рефлексы. При переводе ребенка на кормление грудью появляются сосательные движения губ еще до того, как сосок вложен в рот. К концу 1-го месяца могут быть выработаны условные рефлексы на звуковые, а на 2-м месяце — на световые сигналы. Скорость образования условных рефлексов быстро возрастает в течение первых месяцев жизни. Так, в возрасте 1 мес необходимо произвести много сочетаний условного и безусловного раздражений для выработки условного рефлекса; в 2—4 мес для этого . достаточно нескольких сочетаний. Условное торможение вырабатывается у ребенка позже — на 2—4-м месяце; при этом разные формы торможения появляются неодинаково быстро. Раньше возникает дифференцировочное торможение, позднее — запаздыватель-ное. По мере развития ребенка различные виды условного торможения вырабатываются все быстрее.

Первые признаки развития второй сигнальной системы появляются у ребенка во второй половине 1-го года жизни. Для формирования свйзей второй сигнальной системы необходимо сочетание словесного обозначения предметов, явлений и людей, с конкретными их образами. Если многократно называть и показывать какого-либо человека или предмет, то при соответствующем слове у ребенка на него появляется реакция. После того как развивается узнавание некоторых слов, ребенок постепенно учится сам называть предметы. Позже ребенок начинает пользоваться тем запасом слов, которым он располагает, для воздействия на других людей. Так, если он хочет взять игрушку, но не может до нее дотянуться, он многократно называет ее все более требовательным голосом, пока она ему не будет дана. Здесь вторая сигнальная система достигает той степени развития, когда она начинает служить средством активного общения ребенка с другими людьми. Развитие речи — это трудная задача. Она требует координации деятельности дыхательных мышц, мышц гортани, языка, глотки и губ. Пока эта координация не развилась, ребенок произносит многие звуки и слова неправильно. Облегчить формирование речи можно верным произношением слов и грамматических оборотов, чтобы ребенок постоянно слышал нужные ему образцы. Взрослые, как правило, обращаясь к ребенку, стараются копировать звуки, которые произносит ребенок, полагая, что таким образом они смогут найти с ним «общий язык». Это — глубокое заблуждение. Между пониманием ребенком слов и умением их произносить существует огромная дистанция, не меньшая, чем, например, между пониманием мелодии (например, «Лунной сонаты» Бетховена) и умением самому исполнить ее на фортепьяно. Отсутствие нужных образцов для подражания задерживает становление речи ребенка. Ребенок начинает понимать слова очень рано, и поэтому, для развития речи важно «разговаривать» с ребенком с первых дней после его рождения. Меняя распашонку или пеленку, перекладывая ребенка или подготавливая его к кормлению, желательно делать это не молча, а обращаться к ребенку с соответствующими словами, называя свои действия.

Возникновение речевой сигнализации внесло новый принцип в деятельность больших. полушарий. Речь, по определению И. П. Павлова, стала орудием высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом. Человек обозначает словами все то, что он воспринимает при помощи рецепторов. Слово как «сигнал сигналов» позволяет отвлечься от конкретных предметов и явлений, являясь основой развития отвлеченного, человеческого мышления.

Вторая сигнальная система неразрывно связана с социальной жизнью человека, является результатом сложных взаимоотношений индивидуума с окружающей общественной средой. Словесная сигнализация, речь, язык являются средствами общения людей, они развились в процессе коллективного труда. Таким образом, вторая сигнальная система социально детерминирована. Вне общества без общения с другими людьми вторая сигнальная система не развивается. Описаны случаи, когда дети, унесенные дикими животными, оставались живы и вырастали в зверином логове. Они не понимали речи, не умели говорить, и, так же как люди, в молодом возрасте изолированные от других людей, вырастали умственно отсталыми. Необходимость понимания особенностей формирования высшей нервной деятельности, а значит и личности человека врачу чрезвычайно важны.

Дата добавления: 2017-12-14; просмотров: 1952; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9662 — | 7399 — или читать все…

Источник

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Впервые идеи о рефлекторном характере деятельности высших отделов головного мозга, составляющих основу поведения челове­ка, были изложены И. М. Сеченовым. Развивая эти представления, И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности. Он доказал, что в подкорковых ядрах, мозговом стволе, спинном моз­ге осуществляются врожденные рефлекторные реакции, а в коре большого мозга нервные связи вырабатываются заново в процессе индивидуальной жизни человека в результате сочетания множест­ва воспринимаемых корой раздражений.

Установлено, что у человека вырабатываются условные рефлексы на различные сигналы внешнего мира или внутрен­него состояния организма, при соответствующих условиях возни­кает безусловное или условное торможение, наблюдаются ирради­ация и концентрация возбуждения и торможения, индукция, дина­мическая стереотипия и т. д. Производится анализ и синтез сигналов предметов и явлений окружающего мира, приходящих от зрительных, слуховых и других рецепторов и составляющих пер­вую сигнальную систему. В процессе социального разви­тия у человека появилась и усовершенствовалась вторая сиг­нальная система, связанная с речью. Способность понимать, а затем и произносить слова развивается у ребенка в результате ассоциации определенных звуков (слов) со зрительными, тактиль­ными и другими впечатлениями о внешних объектах.

Формирование в коре головного мозга временных связей пер­вой сигнальной системы у ребенка, родившегося в срок, начинает­ся уже через несколько дней после рождения. В 7—10-дневном возрасте могут быть выработаны первые условные рефлексы. Со­сательные движения губ младенца появляются еще до того, как сосок груди вложен в рот. К концу 1-го месяца могут быть выра­ботаны условные рефлексы на звуковые, а на 2-м месяце на свето­вые сигналы.

Скорость образования условных рефлексов с возрастом быстро возрастает. Если в месячном возрасте для создания временной связи нужно произвести много сочетаний условного и безусловно­го раздражителей, то в 2—4-месячном для этого достаточно не­скольких сочетаний. Условное торможение у ребенка вырабатыва­ется несколько позже — на 2—4-м месяцах, при этом разные фор­мы торможения появляются неодинаково быстро. Раньше возникает дифференцйровочное торможение, позднее — запазды-вательное. По мере развития ребенка различные виды условного торможения вырабатываются все быстрее.

Первые признаки развития второй сигнальной системы появ­ляются у ребенка во второй половине 1-го года жизни. Если мно­гократно называть и показывать какой-либо предмет, то при сло­ве, его обозначающем, у ребенка на него появляется реакция. Вна­чале появляется узнавание слов, а затем ребенок учится сам называть предметы. Позже он начинает пользоваться приобретен­ным запасом слов для воздействия на других людей. Так, если он хочет взять игрушку, но не может до нее дотянуться, то он назы­вает ее, пока не получит желаемое. Вторая сигнальная система в это время уже становится средством общения.

взгляды на психические расстройства – предыдущая | следующая – развитие речи у детей

Содержание. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста

Источник

Способность к формированию в коре больших полушарий головного мозга временных
связей первой сигнальной системы у детей, родившихся в срок,
проявляется уже через несколько дней после, рождения. В 7 10-дневном возрасте
могут быть выработаны у ребенка первые условные рефлексы.

При переводе ребенка в положение кормления грудью появляются сосательные
движения губ еще до того, как сосок вложен в рот. К концу первого месяца жизни
могут быть выработаны условные рефлексы на звуковые, а на
втором месяце — и на световые сигналы.

У недоношенных младенцев, родившихся раньше срока, условные рефлексы
вырабатываются много позднее, примерно ко времени, соответствующему недельному
возрасту доношенного ребенка (Н. И. Касаткин, А. А. Волохов). Очевидно, лишь к
этому сроку мозг достигает того уровня развития, которое необходимо для
установления временных связей.

Скорость образовании условных рефлексов быстро возрастает в течение первых
месяцев жизни. Так, в месячном возрасте необходимо произвести десятки сочетаний
условного и безусловного раздражений для выработки условного рефлекса; в
возрасте же 2—4 месяцев достаточно для этого всего нескольких сочетаний.

Условное торможение вырабатывается у ребенка позднее — на 2—4-м месяце; при
этом разные формы торможения появляются неодинаково быстро. Раньше возникает
дифференцировочное торможение, позднее — запаздывательное.

По мере развития ребенка различные виды внутреннего торможения вырабатываются
все легче и быстрее.

В течение первого полугодия жизни ребенка звуки речи окружающих людей не
имеют для него особого значения; они являются такими же раздражителями слухового
анализатора, как и любые другие звуки. Первые признаки развития второй
сигнальной системы появляются у ребенка во второй половине первого года
жизни.

Для формирования связей второй сигнальной системы необходимо сочетание
словесного обозначения людей и предметов с конкретными их образами. Если
многократно называется и показывается какой-либо человек или предмет, то при
соответствующем слове у ребенка появляется на него реакция. Так, при слове
«мама» ребенок поворачивается к матери.

Позднее, после того как развивается узнавание некоторых слов, ребенок сам
начинает называть предметы. Наконец, еще позднее ребенок начинает пользоваться
тем запасом слов, которым он располагает, для воздействия на других людей.

Так, если он хочет взять игрушку, но не может до нее дотянуться, то он
многократно называет ее все более требовательным голосом, пока она ему не будет
дана. Это свидетельствует, что вторая сигнальная система уже достигает той
степени развития, когда она начинает служить средством активного общения ребенка
с другими людьми.

Развитие и совершенствование второй сигнальной системы происходит у человека
непрерывно в процессе обучения. Любое обучение и любая творческая деятельность
связаны с непрерывным совершенствованием второй сигнальной системы. Высшего
своего развития она достигает в процессе познания закономерностей природы и
общества.

Источник

У
человека
есть первая и вторая сигнальные системы,
у жи­вотных — только первая.
Представление
о сигнальных системах че­ловека и
животных обосновал И.П.Павлов.

Поскольку
существующие определения сигнальных
систем от­личаются друг от друга, мы
предлагаем наш вариант. Первая
сиг­нальная система

система организма, обеспечивающая
формиро­вание конкретного
(непосредственного) представления об
окру­жающей действительности с
помощью условных связей. Сигна­лами
для первой сигнальной системы служат
предметы, явления и отдельные их свойства
(запах, цвет, форма и т.п.) Вторая
сигналь­ная система

система организма, обеспечивающая
формирование обобщенного представления
об окружающей действительности с
помощью языка человека. Хотя первая
сигнальная система свой­ственна
животным и человеку, однако благодаря
тесному взаимо­действию обеих систем
у человека его первая сигнальная система
качественно отличается от таковой у
животных и несет на себе отпечаток
культурно-исторических влияний.

Содержание
понятий во второй сигнальной системе
фиксируется
в словах, образах художественных
произведений, математических символах.
У животных тоже имеется язык сигналов,
но словесные сигналы человека отличаются
от условных сигналов животных. Во-первых,
их действие зависит не столько от
физических осо­бенностей, сколько
от смысловых, т.е. слово действует своим
смысловым содержанием. Во-вторых,
словесная сигнализация (речь), язык
позволяют передавать опыт, знания
предков потом­кам, что качественно
отличает язык человека от языка животных,
позволяя накапливать знания об окружающей
природе, и безмер­но повышает власть
человека над окружающим миром. Обе
сиг­нальные системы имеют общие
черты: в основе их деятельности лежат
рефлекторные механизмы. Вся кора
большого мозга имеет отношение к обеим
сигнальным системам, которые тесно
взаимо­действуют между собой: вторая
сигнальная система в своей дея­тельности
в определенной степени зависит от
функционирования первой сигнальной
системы, так как через нее поступает
необхо­димая информация во вторую
сигнальную систему.

Речь

форма общения людей друг с другом с
помощью сиг­налов (слов), обеспечивающая
мышление человека. Речь может быть
внутренней, являющейся необходимой
формой процесса мышления, и внешней, с
помощью которой человек сообщает свои
мысли другим людям, устной и письменной.
Речь — это од­на из форм использования
языка.

Язык
человека

средство общения людей друг с другом,
глав­ной формой которого является
письменная и устная речь, а также
-математические формулы и символы,
рисунки, жесты, мимика. Язык обеспечивает
передачу всей совокупности знаний и
пред­ставлений человека о мире.
Структуру языка и его сущность со­ставляют
его грамматический строй и основной
словарный фонд. В антропогенезе язык
возник как форма общения в процессе
охо­ты на диких зверей, защиты при их
нападении, сооружения жи­лища, в
поисках пещеры и т.д. Вначале это были
отдельные звуки в виде сигналов, например
об опасности, как у животных. В про­цессе
труда возникла необходимость обращения
друг к другу. От­дельные звуки
превращались в более сложные сигналы,
из кото­рых впоследствии сформировались
слова и фразы.

Таким
образом, первая сигнальная система
обеспечивает конкретно-чувственное
отражение. При этом вначале в орга­низме
формируется ощущение отдельных свойств
предметов и явлений, воспринимаемых
соответствующими рецепторными
образованиями и ведущими к более сложной
форме отражения -восприятию.

Сигналами
второй сигнальной системы являются
слова, с по­мощью которых осуществляется
переход от чувственного образа первой
сигнальной системы к понятиям,
представлениям второй сигнальной
системы. При этом смысловое содержание
слова, например «стол», не зависит от
звучания этого понятия на раз­личных
языках. Высшие формы абстракции в
сигнальных систе­мах мозга обычно
ассоциируются с актом художественной
твор­ческой деятельности человека,
когда продукт творчества высту­пает
как одна из форм языка. Слово — основной
элемент второй сигнальной системы.

Этапы
развития познавательной способности
ребенка
связаны
с развитием обобщающей функции слова.

Начальный
период
связан
с сенсомоторной активностью, он
происходит в возрасте 1,5-2 лет.

Второй
период
(возраст
2-7лет) — это предоперационное мыш­ление,
оно определяется развитием языка, когда
ребенок начинает активно использовать
сенсорные схемы мышления.

Третий
период
(возраст
7-11 лет) характеризуется развитием
логического словесного мышления с
активацией внутренней речи, с
использованием конкретных понятий.

Четвертый,
завершающий, период
(11-17
лет) характеризуется формированием
абстрактного мышления. К 17 годам
формирова­ние психофизиологических
механизмов мыслительной деятельно­сти
в основном завершается. Подросток
внутренней речью поль­зуется так же
успешно, как и взрослый человек.

Источник

Развитие речи у ребенка

У ребенка условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во второй половине года жизни.

Предъявление определенного предмета при одновременном его назывании приводит к тому, что слово начинает заменять обозначаемый предмет. Эта способность появляется у ребенка к концу первого года жизни или началу второго. Однако слово сначала замещает лишь конкретный предмет, выступая на этом этапе развития как интегратор первого порядка.

Превращение слова в интегратор второго порядка или в «сигнал сигналов» происходит в конце второго года жизни. Для этого необходимо, чтобы на него было выработано не менее 15 различных условных связей (пучок связей). Ребенок должен научиться оперировать с различными предметами, обозначаемыми одним словом. Если число выработанных условных связей меньше, то слово остается символом, который замещает лишь конкретный предмет.

Между тремя и четырьмя годами жизни появляются слова — интеграторы третьего порядка. Ребенок начинает понимать такие слова, как «игрушка», «цветы», «животные».

К пятому году жизни у ребенка возникают более сложные понятия.

В процессе онтогенеза выделяют несколько фаз развития совместной деятельности двух сигнальных систем.

Первоначально условные рефлексы ребенка осуществляются лишь на уровне первой сигнальной системы, то есть непосредственный раздражитель вступает в связь с непосредственными вегетативными и соматическими реакциями. По терминологии АГ. Иванова-Смоленского, это связи типа Н — Н: «непосредственный раздражитель — непосредственная реакция».

Во второй половине года ребенок начинает реагировать на словесные раздражители непосредственными вегетативными и соматическими реакциями. Добавляются условные связи типа С — Н: «словесный раздражитель — непосредственная реакция».

К концу первого года жизни (после 8 месяцев) ребенок начинает подражать речи взрослого так, как это делают приматы при помощи отдельных звуков, обозначающих что-либо вовне или какое-либо собственное состояние. Затем ребенок начинает произносить слова. Сначала они также не связаны с какими-либо событиями во внешнем мире. При этом в возрасте от полутора до двух лет часто одним словом обозначается не только какой-либо предмет, но и действия, переживания, связанные с ним. Позже происходит дифференциация слов, обозначающих предметы, действия, чувства. Прибавляется новый тип связей Н — С: «непосредственный раздражитель — словесная реакция».

На втором году жизни словарный запас ребенка увеличивается до 200 и более слов. Он начинает объединять слова в простейшие речевые цепи, а затем строить предложения. К концу третьего года словарный запас достигает 500 — 700 слов. Словесные реакции вызываются не только непосредственными раздражителями, но и словами. Ребенок научается говорить. Таким образом, возникает новый тип связей С — С: «словесный раздражитель — словесная реакция».

С развитием речи и формированием обобщающего действия слова у ребенка в возрасте двух — трех лет усложняется интегративная деятельность мозга: возникают условные рефлексы на отношения величин, веса, расстояния, окраски предметов. У детей в возрасте трех – четырех лет вырабатываются различные двигательные стереотипы.

Однако среди условных рефлексов преобладают прямые временные связи. Обратные связи возникают позже, и силовые отношения между ними выравниваются к пяти — шести годам жизни.

Источник