Развитие пассивной речи ребенка раннего возраста

Развитие пассивной речи ребенка раннего возраста thumbnail
Развитие пассивной речи ребенка раннего возраста

ТОП 10:

Как часто, когда мы говорим о раннем возрасте, приходится повторять слова «первый», «впервые». Первые шаги, первые попытки сделать что-то самостоятельно, первые слова. С каким нетерпением родители ждут первого слова ребенка, как радуются ему.

Когда ребенок начинает говорить? Как правило, это происходит во второй половине второго года, хотя первые слова малыш начинает произносить уже в конце первого – начале второго года. Овладение активной речью нередко носит характер «взрыва» — еще вчера ребенок молчал и вдруг заговорил так, что остановить невозможно. Психологи связывают такую внезапность возникновения активной речи с открытием ребенком того факта, что каждый предмет имеет свое название. Бесконечные вопросы «это что?» и такие же бесконечные называния различных предметов и в самом деле отражают особый интерес малыша к миру вещей и к их словесному обозначению.

Речь развивается в двух направлениях. Первоначально происходит становление так называемой пассивной речи: малыш начинает понимать обращенную к нему речь, но еще не умеет говорить. Пассивная речь возникает уже в младенческом возрасте. Так, на седьмом-восьмом месяце жизни ребенок может понимать многие слова. Мама спрашивает малыша: «Где часы?», и он ищет глазами будильник, останавливает на нем взгляд; «Где мячик?» — и малыш показывает на него пальчиком, тянется к нему. К концу первого года дети начинают связывать слова не только с предметами, но и с движениями. Скажешь ребенку «ладушки-ладушки» — и он начинает весело хлопать в ладошки. А скажешь «до свидания» — и он машет вам ручкой.

В раннем возрасте пассивная речь развивается очень быстрыми темпами. Дети второго года жизни проявляют ярко выраженный интерес к речи окружающих людей. В этом возрасте ребенок хорошо понимает смысл обращенной к нему речи взрослого, умеет выполнять его несложные просьбы и поручения: «Принеси мне газету», «Подними игрушку» и пр. Ребенок этого возраста очень любит, когда с разговором обращаются прямо к нему. Но он внимательно относится и к разговорам, прямо к нему не относящимся. Бывает так, что малыш занят своим делом, но если бабушка произносит: «Никак очки не найду» — внук срывается с места, находит очки и приносит их, хотя его никто не просил об этом. Таким образом, ребенок не только связывает слово с определенным предметом, но и отвечает на него действием, цель которого определяет самостоятельно.

Кроме смысла речи малышам интересно само сочетание звуков, их ритм, темп и интонация, с которой произносятся слова, фразы. Слово приобретает особое и самостоятельное значение для ребенка второго-третьего года жизни, становится особым предметом, которым он овладевает и в его смысловом содержании, и в звучании. Это давно подмечено в народной педагогике и привело к созданию своеобразной музыки речи в таких прибаутках и присказках, как «сорока-ворона», «коза рогатая» и др. Малыш еще не умеет говорить, но с удовольствием принимает игру взрослого, слушает выразительные строчки прибауток, внимательно смотрит на губы взрослого, иногда пытается повторять звуки его речи.

Позже возникает активная речь – самостоятельное использование слов. До определенного возраста число понимаемых ребенком слов значительно превосходит число активно произносимых. И у некоторых детей период пассивной речи сильно затягивается. Ребенок может вплоть до двух-двух с половиной лет, понимая все, что говорят ему взрослые, правильно выполняя их просьбы, не произносить ни одного слова, продолжая объясняться с окружающими с помощью лепета и жестов. И все-таки речь при этом развивается за счет расширения пассивного словаря и накопления опыта слышимой речи. Бывает так, что дети, упорно молчащие до двух лет, вдруг начинают сразу же говорить предложениями и быстро догоняют в речевом развитии своих сверстников, начавших говорить в начале второго года.

Поэтому не следует особенно беспокоиться, если до двух лет в активном словаре малыша имеются всего два-три слова. Если он понимает обращенную к нему речь, с интересом слушает взрослых и находит по названию знакомые ему предметы, значит, его речевое развитие идет нормально, и ребенок вскоре должен заговорить. А вот насколько рано он заговорит, во многом зависит от условий жизни малыша, которые создают взрослые.

Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, стараются давать малышу словесные образцы: «Скажи – кроватка, скажи – ложка». И к великой радости взрослых некоторые дети уже в восемь-десять месяцев начинают отчетливо повторять те или иные слова, поражая близких своими «необыкновенными способностями». Долгое время было принято считать, что такие упражнения в подражании являются главным источником развития собственной активной речи ребенка. Однако наблюдения показывают, что, несмотря на, казалось бы, впечатляющую простоту обучения с помощью этого метода, прямой связи между подражанием словам и активной речью все же нет. Дети часто охотно повторяют за взрослым слова, но в реальных жизненных ситуациях ими не пользуются. Получается, что обучение слову не носит столь прямого и простого характера. Конечно же, подражание – необходимое условие овладения речью, но все же умение подражать само по себе еще не ведет к активному использованию слов в целях общения. Что же нужно делать, чтобы малыш перешел от пассивного понимания речи и повторения слов за взрослым к собственной активной речи?

Первое активное слово малыша рождается в его совместных играх и занятиях со взрослыми по поводу предметов. Вспомним, что на первом году жизни, особенно в первой его половине, общение взрослых с малышом состоит преимущественно в эмоциональных контактах: обмене взглядами, улыбками, жестами. Хотя при этом взрослые разговаривают с ребенком, в этом возрасте речь еще не является необходимым для него средством общения, ведь взрослые и без слов понимают, что нужно малышу. После шести месяцев, а особенно после года, когда интересы ребенка начиняют расширяться и его все больше привлекают предметы окружающего мира, эмоциональных контактов становится недостаточно для того, чтобы общение, приобретающее форму предметно-практического взаимодействия, протекало полноценно и выполняло свою развивающую функцию. Ребенок пытается объяснить взрослому что-то с помощью жестов, лепета, аффективных возгласов, но взрослый уже далеко не всегда может понять, чего от него добивается малыш. Поэтому в этом возрасте часто возникают конфликты, обусловленные взаимным непониманием. Теперь, для того, чтобы взаимодействие взрослого с ребенком протекало благополучно, малыш должен не только уметь слушать взрослого, но и сам выразить словом свои желания. Таким образом, слово должно стать для него средством общения.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка скачать бесплатно

Возникновение речи как средства общения часто протекает довольно драматично. Если ребенок хочет получить какой-либо предмет, он вначале прибегает к уже испытанным способам воздействия на взрослого: он тянется к предмету и настойчиво твердит «дай-дай, да-да-да!». При этом просьбы взрослого назвать желанный предмет словом оказываются совершенно безуспешными. Ребенка занимает только сам предмет, он как бы не слышит и не желает слушать взрослого. Ему нужно не общение с ним, а игрушка. Произносимое взрослым слово не вызывает у малыша никакого отклика. Такую ситуацию можно охарактеризовать как «ребенок-предмет». Именно на отказ ребенка выразить свое желание с помощью называния предметов чаще всего жалуются родители. Если они настаивают на том, чтобы малыш все-таки произнес нужное слово, ребенок начинает плакать, кричать, устраивать истерику, которая длится до тех пор, пока мама или папа не сдадутся и не уступят сыну или дочке. Этот этап может длиться достаточно долго.

Если взрослые периодически создают «ситуацию непонимания» в ответ на требования ребенка, обращенные скорее к предмету, чем к взрослому, наступает такой момент, когда малыш как-будто переосмысливает происходящее и переключает свое внимание с предмета на взрослого. Если он не может достать нужную ему игрушку, он начинает смотреть уже не только на нее, но и на маму, обращаясь с просьбой именно к ней с помощью развернутого лепета и указательных жестов. Эту ситуацию можно назвать «ребенок-взрослый». В этой ситуации слова взрослого усиливают внимание малыша к нему и одновременно стимулируют речь самого ребенка. Однако и сейчас малыш еще не называет предмет соответствующим словом.

И, наконец, наступает следующий этап: малыш отвлекается от предмета, который хочет получить, и начинает внимательно смотреть на губы взрослого, который просит назвать предмет, прислушивается к слову, которое он произносит. Лепет прекращается, ребенок начинает делать попытки произнести нужное слово. Если ему это удается, он радостно и многократно повторяет это слово. Слово становится средством общения. Более того, очень часто это слово превращается в самостоятельный предмет общения. Многие родители, наверняка, наблюдали, как ребенок, который вначале требовал, к примеру, чтобы ему дали для игры часы, стоящие высоко на полке, научившись называть их словом, превращал это слово в своеобразную игру, без конца показывая маме или папе на часы и с удовольствием произнося «тися, тися», уже не требуя их получения. Таким образом, малыш открывает для себя возможность словесной игры, чисто вербального общения.

Только пройдя через эти три этапа, ребенок начинает активно пользоваться словом. Если же любое желание малыша, выражаемое с помощью невербальных средств, удовлетворяется, и взрослые предугадывают все его желания, не побуждая ребенка пользоваться речью, ее появление может надолго задержаться. Следует помнить, что цель сказать что-то ставит перед ребенком взрослый. Чтобы ребенок сам, по своей инициативе начал говорить, у него должна возникнуть потребность в общении со взрослым и в каком-либо предмете. Только общение со взрослым по поводу предмета или предметные действия, включенные в общение, вызывают необходимость назвать предмет, выразить словами свое желание.

Какое же оно, первое слово малыша? Многим родителям кажется, что первое слово малыша должно обозначать что-то самое дорогое для него, нужное и любимое, например, «мама» и «папа». Но так происходит далеко не всегда. Чаще всего вообще трудно «поймать» это первое слово, потому что оно мало отличается от лепета. Но, тем не менее, это уже не лепет, а слово, потому что оно повторяется в одних и тех же обстоятельствах и означает что-то определенное. А вот что именно, бывает выяснить трудно. Это связано с некоторыми особенностями первых детских слов, которые психологи называют автономной детской речью.

Первая особенность автономной детской речи – особый звуковой состав слова. Ребенок может произносить лишь какой-либо слог слова, например, «па» вместо «упал» или произносить слово полностью, но искажать его звучание, например, «ооня» вместо «ворона». Среди первых слов много звукоподражательных, например, «ав-ав» (собака), «му-у» (корова), «ту-ту» (машина) и др.

Вторая особенность – своеобразное значение детских слов. Обозначение ребенком предметов носит неустойчивый характер. Одним и тем же словом он называет разные предметы. Так «кис-кис» может относиться и к кошке, и к меховой шапке. И наоборот – одному и тому же предмету ребенок дает разные названия. Например, игрушечную утку он один раз может назвать так же, как игрушечную собаку, а другой раз как чайник только на том основании, что все эти предметы желтого цвета. Это свидетельствует о том, что первые обобщения ребенка строятся не на основе существенных признаков предметов, а на случайных, ситуативных совпадениях их отдельных качеств.

В этом возрасте слова ребенка могут иметь смысл целого предложения, высказывания. И этот смысл может меняться в зависимости от ситуации. Обычно такие слова сопровождаются мимикой и жестами. Так, слово «мама» в ситуации, в которой ребенок, произнося это слово, тянется рукой к мячику, обозначает: «Дай мне мячик», а в ситуации, когда он, ударившись, зовет маму, за этим словом стоит жалоба: «Мне больно, пожалей меня».

Специфика детской речи объясняется особенностями мышления ребенка на этом переходном этапе развития. Речевое мышление только начинает складываться, мысль ребенка пока еще находится в зависимости от конкретной ситуации, которую он воспринимает. Ситуативность детской речи, ее особый звуковой состав часто затрудняют общение ребенка с окружающими, поскольку слова малыша бывают понятны только тем взрослым, которые постоянно общаются с ребенком.

После полутора лет речь ребенка становится все более самостоятельной, нарастает темп ее развития. Словарь быстро увеличивается; слова, обозначающие предметы, становятся более устойчивыми и однозначными. Кроме существительных в речи ребенка появляются глаголы и некоторые грамматические формы, такие как прошедшее время, третье лицо. К концу второго года ребенок образует маленькие предложения из двух – трех слов.

К концу второго года жизни ребенка речь становится основным средством общения. Взаимоотношения со взрослым облекаются в словесную форму. Ребенок обращается к окружающим его близким по разным поводам: он просит, требует, указывает, называет, а в дальнейшем и сообщает.

Читайте также:  Факторы развития ребенка раннего возраста презентация

На третьем году жизни речевая активность детей стремительно увеличивается. Речь включается практически во все аспекты их жизнедеятельности. Разнообразятся и усложняются поводы обращения ребенка посредством речи к взрослому. Малыш хочет рассказать о том, что он сделал; ищет объяснения непонятного; просит показать, как надо что–то сделать; он может развернуто рассказать об увиденном, придумать собственную историю, выразить словами свои желания, поделиться переживаниями. Ребенок задает вопросы по поводу всего, что видит вокруг себя. Малыша пока еще интересуют внешние свойства вещей, но этот интерес является ступенькой к следующему возрастному этапу – дошкольному, возрасту «почемучек». Характерно, что один и тот же вопрос ребенок может задавать и по поводу известного ему предмета и его названия. Этот факт свидетельствует о том, что он ищет у взрослого не только информацию об окружающем, но и побуждает его к общению. Ему нравится внимание взрослого и собственная способность задавать вопросы.

К трем годам ребенок обладает большим словарным запасом, использует почти все части речи, в ней появляются падеж и время. На третьем году ребенок в основном овладевает предлогами и наречиями (над, под, на, рядом), некоторыми союзами (как, потому что, а, и, когда, только и пр.). В этот период усложняется структура речи. Ребенок начинает пользоваться трёх, четырёх и более — словными предложениями, вопросительной и восклицательной формами, со временем малыш начинает употреблять и сложные придаточные предложения. Речь ребёнка быстрыми темпами приближается к речи взрослого, открывая все большие возможности для разностороннего общения малыша с окружающими людьми, в том числе и со сверстниками.

Несмотря на наличие определенных закономерностей в развитии речи, сроки ее возникновения, темпы и характер ее становления могут быть различными. Указанные особенности развития речи на втором и третьем году жизни детей имеют условную возрастную отнесенность. Одни дети произносят свои первые слова уже в конце первого года жизни, другие – лишь после двух лет. Некоторые малыши задерживаются на этапе произнесения отдельных слов, другие сразу же начинают говорить предложениями. Одни дети рано проявляют себя «вербалистами», другие, несмотря на достаточно сформированную речь, растут «молчунами». Свою лепту в сроки появления речи вносят и генетические факторы. Так, в семье, где один из родителей начал говорить поздно, можно ожидать и более позднего появления активной речи у ребенка. Известно также, что девочки часто начинают говорить раньше, чем мальчики.

Индивидуальные различия в темпах развития речи у детей настолько велики, что нельзя механически, основываясь только на паспортном возрасте ребенка, относить его к той или иной возрастной категории и делать выводы о задержке в развитии. В первой половине раннего возраста самым важным показателем речевого развития является пассивная речь.



Источник

Особое внимание
в этом вопросе необходимо обратить на
то, что ранний возраст является сензитивным
периодом для усвоения речи. Интенсивная
подготовка к такому усвоению происходит,
как мы видели, уже в младенчестве: у
ребенка формируются основы фонематического
слуха, отрабатывается произнесение
речевых звуков, наконец, возникает
понимание и произнесение первых слов,
что расширяет возможности его общения
со взрослыми.

Стимулом для
усвоения речи является невозможность
обучиться приемам и правилам употребления
предметов только с помощью «немого»
языка, т.к. постоянно возникает у ребенка
необходимость обращаться к взрослым.

Здесь очень
интересен и важен такой момент, что,
если, взрослый пытается ловить каждое
желание ребенка, исполнять все, что он
хочет, по первому жесту, то ребенок может
долго обходиться без речи. Совсем другое
дело, когда взрослые вынуждают ребенка
говорить внятно, по возможности ясно
оформлять словами свои желания и только
тогда исполняют их. (Мухина, 85 г., С. 90)

Рассмотрим
динамику процесса овладения речью:

1 год

  • слова произносятся без
    изменения грамматической структуры;
    произносит несколько слов; преимущественно
    называет предметы, которые видит
    непосредственно. Преобладает пассивная
    речь (слушает).

1,5 – 2,5 года

  • изменяется грамматическая
    структура слова, меняются окончания;
    дети научаются комбинировать слова
    в 2-х – 3-х словные фразы; переход к
    активной самостоятельной речи; в этот
    период ребенок особо интересуется
    окружающими предметами (Что это?). )

2,5 – 3 года

  • речь достигает такого
    уровня, когда можно вступать в диалог.

Рассмотрим
детальнее указанные этапы.

За 2,5 года раннего
возраста речь развивается от примитивных
называний до осознанного выражения
мысли, беглой речи, состоящей из
грамматически правильных предложений.

В 1,5 года ребенок
использует двусловные комбинации («мой
папа»); 2,5 года – употребляет более
длинные и сложные предложения («Куда
пошел папа?»).

Без специального
обучения к 4-5 годам ребенок овладевает
правилами грамматики родного языка. В
своей речи он верно пользуется большинством
морфологических и синтаксических
правил, включая словоизменение,
образование времен, составление
предложений. Осваивая синтаксис, дети
одновременно постигают значения слов
и предложений – семантику.

Овладение
значением слова – очень важный аспект
развития речи. Любое слово – обобщение:
слово относится к группе, классу вещей.
Считается, что в основе ранних обобщений
лежит выделение легко замечаемых
признаков предметов (например, мягкие
пушистые предметы, животные – это «киса»
(кошка)). В дальнейшем дети усваивают
названия средней степени обобщенности,
поэтому, например дога назовут просто
собакой. К 2-м годам дети осваивают вопрос
«Что это?».

Накопление
названий предметов происходит в следующем
порядке: сначала усваиваются названия
непосредственно окружающих ребенка
вещей, затем имена взрослых, названия
игрушек, изображения предметов одежды
и, наконец, частей тела и лица. К 2-2,5 годам
ребенок понимает почти все обращенные
к нему слова. Словарный запас достигает
1200-1500 слов к концу 3 года жизни, в нем
встречаются все части речи; среди
предложений встречаются основные их
типы, включая сложные бессоюзные и
союзные предложения.

На 3-м году жизни
понимание речи возрастает по объему и
изменяется качественно. Ребенок любит
слушать речь взрослых, любит радио,
детские пластинки, чтение сказок, стихов,
осваивает понимание речи-рассказа. Но
это понимание лучше осуществляется в
пределах наглядной ситуации.

Долго в детской
речи сохраняется признак многозначности:
одно и то же слово может относиться к
предмету и к действию с ним. Строя
гипотезу о значении слова, ребенок
пользуется своими общими представлениями
о мире и сведениями, почерпнутыми из
поведения взрослых. Поначалу дети могут
приписывать словам совершенно иные
значения, чем взрослые, или, например,
расширяют значения слова на основе
сходства формы, размера, звучания,
фактуры, движения предмета или сходство
функций («босые ноги» и «босый лук»,
например).

Читайте также:  Развитие ребенка акселерация и амплификация

Сроки начала
интенсивного роста активного словаря,
появления 2-3 словных предложений и
первых вопросов зависят в 1-ю очередь
от характера общения ребенка и взрослых.
Если взрослые мало разговаривают с
ребенком, не побуждают к активному
использованию слов, предугадывают любое
желание ребенка, не стимулируя обращение
к активной речи, развитие речи может
замедляться.

На 3-м году жизни
возрастает речевая активность ребенка,
он разговаривает во время игр,
прислушивается к речи взрослых, не
обращенной к нему; легко запоминает и
воспроизводит небольшие сказки и стихи.
После 2-х лет речь принимает форму
диалога, т.е. форму прямых ответов ребенка
на вопросы взрослых и вопросов к ним.
Диалог является частью совместной
деятельности ребенка со взрослым.

2-х летние дети
понимают как общие вопросы, требующие
ответов «да» — «нет», так и специальные,
начинающиеся со слов «где», «кто», «что»,
и обычно отвечают на них правильно. На
вопросы, начинающиеся со слов «когда»,
«как», «почему», «зачем», дети отвечают
так, как будто их спросили «что» и «где»,
но к 3-м годам понимание таких вопросов
уточняется.

Собственные
вопросы ребенка развиваются так же,
т.е., вначале общие «что»), а потом
специальные («когда»). Слова «этот»,
«тот», «там» дети употребляют правильно
уже в 2 года, но понимание их значения
приходит к 4-5 годам. (Сапогова Е.Е., 2001)

Обухова выделяет
следующие, известные к настоящему
времени, основные тенденции в развитии
речи ребенка раннего возраста:

  1. Пассивная речь в развитии
    опережает активную. Запас пассивной
    речи влияет на обогащение активного
    словаря. Сначала ребенок понимает
    слова-указания (до 1,5 лет), затем он
    начинает понимать слова-названия (до
    2,5 лет), позднее наступает понимание
    инструкций и поручений (после 2,5 лет до
    3 лет) и, наконец, понимание рассказов,
    т.е. контекстной речи.

  2. Первое языковое «открытие»,
    описанное В. Штерном. Ребенок открывает,
    что каждый предмет имеет свое название.
    С этого момента (2 года) ребенок
    обнаруживает ярко выраженную инициативу
    в развитии словаря. Появляются вопросы:
    «Что это?», «Кто это?». Это результат
    практического освоения языка в совместной
    деятельности со взрослыми.

  3. Развитие фазической и
    семической стороны языка. В начале
    раннего возраста в речи ребенка
    наблюдается феномен однословного
    предложения. «Фазически – это слово,
    семически – предложение», — писал Л.С.
    Выготский.

  4. Второе языковое «открытие»
    — это «открытие» флективной природы
    языка, описанное К. Бюлером. По мнению
    Бюлера, на границе 2 и 3 лет ребенок сам
    «открывает», что слова в предложении
    связаны между собой. Гвоздев А.Н. писал
    о 3-х стадиях постижения ребенком
    грамматической структуры языка: сначала
    слова употребляются в женском роде,
    затем в мужском и, наконец, появляется
    дифференциация, т.е. правильное
    словоупотребление.

  5. В раннем возрасте развиваются
    значения детских слов. Происходит
    переход от многозначных детских слов
    к первым функциональным обобщениям.
    Основание для этого (обобщения) служат
    различные признаки предметов. Вначале
    ребенок группирует предметы по внешним,
    наиболее ярким и бросающимся в глаза
    признакам – 1-я ступень. На 2-ой ступени
    обобщение происходит по функциональным
    признакам, т.е. какую роль выполняют
    предметы. 3-я ступень – умеет вычленять
    общие и устойчивые признаки предметов,
    отражающие их природу, независимо от
    ситуационного, функционального
    использования данных предметов.

  6. Фонематический слух
    опережает развитие артикуляции. Ребенок
    сначала научается правильно слушать
    речь, а затем правильно говорить. (Фонема
    – это не просто звук, а «звук плюс смысл»
    (Выготский, Т. 4, С. 354)).

  7. В основе овладения
    синтаксическим строем языка лежит
    ориентация в его фонематической и
    флексивной системах. Т.е. ребенок вначале
    овладевает отдельными звуками, которые
    являются исходным материалом для
    построения слова, а затем отдельные
    слова в предложения (т.к. они могут быть
    связаны – 2-е открытие).

  8. В раннем возрасте развиваются
    функции речи, происходит переход от
    указательной (индикативной) к обозначающей
    (номинативной) функции речи. По словам
    Д.Б. Эльконина, называние одним и тем
    же словом разных предметов и есть та
    операция, которая создает возможность
    обозначения.

Д.Б. Эльконин
также считает, что речь и ее развитие –
есть не функция, а как особый предмет
(речь), которым ребенок овладевает так
же, как и другими орудиями. (Обухова, С.
218-220)

Как же усваивается
язык и формируется речь ребенка с точки
зрения психологических механизмов?
Предполагается, что это происходит 3-мя
путями усвоения языка и индивидуального
развития – это: 1) подражание; 2) образование
условнорефлекторных ассоциаций; 3)
постановка и опытная проверка эмпирических
гипотез.

Подражаниевлияет на формирование всех аспектов
речи, особенно фонетики и грамматики.
Этот механизм появляется у ребенка уже
в младенчестве («первые слова»). Но
подражание – это начальный этап речевого
развития. Без следующих 2-х он не в
состоянии привести к полноценному
усвоению языка.

Функция
условнорефлекторного обусловливанияв порождении речи заключается в том,
что использование взрослыми поощрений
ускоряет процесс развития речи. Однако,
если поощрения и не будет, то все равно
развитие речи будет происходить. (Немов,
С. 72)

Формулировка
и проверка гипотезыкак механизм
усвоения речи происходит таким образом.
Некоторые дети, видя, как открывается
и закрывается дверь, произносят слово
«дверь». Далее, например, отец говорит:
«Погладь собаку» и сам это выполняет,
ребенок же эту невербальную подсказку
понимает как значение слова «гладить»
и строит гипотезу, что означает это
слово. Однако, представим другой случай:
мать катит малыша в коляске по солнечной
улице и, часто поглядывая вверх, замечает:
«Какой чудесный день». И ребенок после
этого некоторое время может считать,
что «день» — это телевизионная антенна
на крыше, которую он видел в тот момент.
Немов Р.С. считает, что этот механизм
слишком интеллектуализирует процесс
развития речи у детей раннего возраста.
(Развитие личности ребенка, 87 г., С. 78)

Сочетание же и
взаимодействие этих 3-х механизмов и
объясняет речевое развитие. (Немов, С.
72)

Ранний возраст
также характеризуется развитием
эгоцентрической речи.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник