Развитие памяти у ребенка с зпр методики
Авторы: Колосова Наталья Валерьевна, воспитатель ГБДОУ детского сада №134 Выборгского района Санкт-Петербурга; Нистарова Татьяна Павловна, воспитатель ГБДОУ детского сада №134 Выборгского района Санкт-Петербурга
Поступление в школу – важнейшее событие в жизни
дошкольника. Главная задача, стоящая перед системой дошкольного
воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к
школе.
Для того, чтобы ребенок успешно
осваивал учебную деятельность у него должны быть развиты к моменту
поступления в школу все виды памяти.
Имея
опыт работы с детьми ЗПР, можно отметить, что с каждым годом растет
количество детей с нарушением памяти. Поэтому очень важно своевременно
оказать коррекционную помощь в развитии памяти у детей с ЗПР.
Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью
которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы ребенок успешно осваивал
учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в
школу все виды памяти.
Виды памяти:
— образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная);
— словесно-логическая;
— двигательная.
Типы памяти:
— кратковременная;
— долговременная;
— произвольная;
— непроизвольная;
Непроизвольное воспроизведение возникает, без каких либо усилий.
Произвольное воспроизведение – задача что-либо вспомнить, применяя усилия.
Индивидуальные особенности памяти.
3 типа памяти:
-наглядно-образный;
— словесно-логический;
— промежуточный (гармонический).
Дети, которые относятся к первому типу, лучше запоминают картины, лица, цвета, звуки.
Дети, которые относятся ко второму типу, лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы.
Дети, которые относятся к третьему типу, одинаково хорошо запоминают наглядно-образный и словесно-логический материал.
Особенности памяти у детей 5-7 лет
У детей преобладает непроизвольная память, при которой отсутствует
сознательно поставленная цель. Память ребенка этого возраста – это его
интерес. К 6-7 годам в жизни ребенка возникает произвольная память,
сильно развито механическое запоминание. В основе перехода от
непроизвольного к произвольному лежит то, что ребенок постепенно учится
подчинять свои действия указаниям взрослого, становятся доступным
элементы логического запоминания.
У детей 5-7 лет преобладает наглядно-образная память, но постепенно возникает и развивается словестно-логическая память.
У детей с ЗПР память имеет свои особенности. Непроизвольная память
менее продуктивная, чем у сверстников. Произвольное запоминание вызывает
затруднения, особенно в начале заучивания.
Большую роль в развитии памяти у ребенка 5-7 лет играют слуховые и
зрительные впечатления. Память зависит не столько от признаков
предметов, сколько от полноты восприятия. Для формирования представлений
необходимо установление связей между частями, компонентами ситуации,
название объектов и их свойств в слове.
Развитию памяти детей старшего дошкольного возраста способствует
обучение приемам создания образа. В своем сознании дети создают образы
разной степени сложности, основанные на ассоциациях и эмоциональных
впечатлениях.
Важнейшим средством,
обеспечивающим непроизвольное запоминание и воспроизведение, накопление
опыта жизнедеятельности, общения, познания.
Развитие произвольной памяти дошкольника происходит тогда, когда
ребенка побуждаешь к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, в
продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании,
рассказывании, сочинении сказок.
Для осуществления у детей с ЗПР коррекции в развитии памяти, нами был проведен мониторинг за 2 года.
Были использованы следующие диагностические методики.
Методика «10 слов»
Цель: вызвать уровень развития слуховой памяти.
Материал: карточки с напечатанными словами.
Методика
проведения: ребенку зачитываются 10 слов ( стол, калина, мел, слон,
парк, ноги, рука, калитка, окно, бак). Ребенку нужно повторить как можно
больше слов.
Критерии оценки следующие:
I уровень: воспроизведение 8-10 слов, свидетельствуют об отличной слуховой механической памяти.
II уровень: воспроизведение 5-6 слов, свидетельствует о хорошем уровне слуховой механической памяти.
III уровень: воспроизведение 2-3 слов, свидетельствует об очень низком слуховой механической памяти.
Методика «Нелепицы»
Цель: выявить уровень развития словесно-логической памяти.
Материал: картинки, изображающие нелепые ситуации.
Методика
проведения: ребенку предлагается посмотреть на картинку, затем картинку
у него забирают. Если ребенок в течение 15 секунд молчит, то следует
задать следующие вопросы:
1. Понравилась ли тебе картинка?
Если просто утвердительный ответ, то задается следующий вопрос.
2. Что тебе понравилось?
Если ребенок не начинает перечислять фрагменты ситуации, то задается следующий вопрос.
3. Что там нарисовано?
Если фрагментов воспроизведено мало и воспроизведение вялое, то требуется стимуляция в форме вопросов.
4. А еще что? Может быть, вспомнишь?
Фиксируются дополнительные ответы; если их нет, то задается вопрос.
5. Смешная картинка?
Если просто утвердительный ответ, то задается новый вопрос.
6. Что же там смешного?
Если нет четкого отношения к ситуации как к нелепой, то задается следующий вопрос.
7. А может быть такое в жизни?
Может быть, здесь что-то перепутано?
Критерии оценки:
При оценке результатов учитывается как сам факт адекватного
понимания ребенком ситуации, так и его эмоциональная реакция.
I уровень: ребенок сразу оценивает ситуацию как нелепую, перечисляет фрагменты которые запомнил.
II уровень: допускаются неточности.
III уровень: нет четкого отношения к ситуации, как к нелепой.
Методика Д. Векслера
Цель: выявить уровень развития зрительной памяти.
Материал: 4 рисунка графических изображений, чистый лист, карандаш.
Методика
проведения: ребенку предлагается 4 рисунка. На каждую из картинок
разрешается посмотреть в течении 10 секунд. Затем он должен их
воспроизвести на чистом листе бумаги.
Критерии оценки :
I уровень: 14 баллов
II уровень: 7-10 баллов
III уровень: 3-5 баллов
«Общие уровни развития памяти у детей с ЗПР старшего возраста»
Таблица
1
Уровни | Сентябрь | Январь | Май |
1 (высокий) | 0 % | 2 % | 4 % |
2 (средний) | 15 % | 25 % | 55 % |
3 (низкий) | 85 % | 73 % | 41 % |
Анализируя
представленные общие результаты исследования, можно сделать вывод о
том, что упражнения по развитию памяти оказались эффективными. Таким
образом, использованные упражнения, способствовали улучшению памяти и
показали положительную динамику в коррекции развития.
Упражнения проводились ежедневно и дополнительно использовались на прогулках.
Развитию слуховой памяти способствовали следующие игры и упражнения:
« Игра в слова»
1. Постарайся запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес.
Проверь себя, смог ли ты запомнить все слова.
2. Постарайся запомнить: ваза, мыло, окно, конь, стол, тигр, арбуз, брат.
Проверь себя.
3. Постарайся запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо, звезда.
Проверь себя.
4. Запомни рассказ и повтори дословно: Сережа встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в школу.
Проверь себя.
Игра в слова «Гуляем по зоопарку»
Пусть ребенок закроет глава и представит, что гуляет по зоопарку.
«Буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвал».
ВНИМАНИЕ!
Тюлень, лось, баран, тигр, крокодил…..
ЗАДАНИЕ 1.
Перечисли животных, которых ты знаешь.
ЗАДАНИЕ 2.
Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я назвала.
ЗАДАНИЕ 3.
Найди на картинках животных, которых назвал ты.
ЗАДАНИЕ 4.
Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.
Игра «Снежки»
ЗАДАНИЕ 1.
Представь снег.
— Вспомни, какого цвета снег. Всегда ли он белый?
— Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться.
ЗАДАНИЕ 2.
— Вспомни, как хрустит снег под нашими ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнить хруст снега под ногами человека?
ЗАДАНИЕ 3.
— Представь, что ты держишь в руках пригоршню снега.
— Представь, что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?
РАССКАЖИ.
Игра «Запахи и звуки».
ЗАДАНИЕ.
Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи.
Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни как шумит дождь. Что такое шум дождя?
Дождь закончился. Мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы
после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой
дождем?
Игра «Вкус и запах»
ЗАДАНИЕ 1.
Представь лимон.
— Каков он на вкус?
— Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.
— Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
ЗАДАНИЕ 2.
Нарисуй лимон.
ЗАДАНИЕ 3.
Представь апельсин.
— Каков он на вкус?
— Вспомни, как пахнет апельсин? Расскажи об этом.
— Какого цвета апельсин?
— Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?
ЗАДАНИЕ 4.
Нарисуй апельсин.
ЗАДАНИЕ 5.
Расскажи, чем отличаются лимон и апельсин. Чем они похожи?
Развитию словесно-логической памяти способствовали следующие упражнения:
Можно предложить следующие рассказы для запоминания:
1.
Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу
гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, Споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И
у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал
ножку, и она перестала болеть.
Вопросы к рассказу:
— Как звали мальчика?
— Что с ним случилось во время прогулки?
— Кто помог мальчику?
— Чем заканчивается рассказ?
2. Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину.
Посадила в машину мишку и начала его катать. «Ту-ту, машина,
катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся.
Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.
Вопросы к рассказу:
— Как звали девочку?
— Что она построила?
— Кого девочка хотела катать на машине?
— Что случилось во время игры?
— Как девочка оказала помощь мишке?
Развитию зрительной памяти способствовали следующие упражнения:
« Заблудились животные»
Цель: развивать зрительную память и восприятие.
Задание:
попросить ребенка в течение 1 минуты посмотреть на картинку, а после
того как картинка будет убрана, вспомнить, что на ней было изображено?
Можно задать вопросы:
1. Какие растения изображены на картинке?
2. Какие животные?
3. Может ли так быть?
4. Какие животные заблудились?
« Что потерялось?»
Цель: развивать внимание и зрительную память.
Изображенные на рисунке игрушки живут дома у очень неряшливой и небрежной девочки. Все они имеют жалкий вид.
Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на картинки, а затем по памяти рассказать, что же случилось с игрушками?
Обсуждению
рисунков следует уделять особое внимание, так как отдельные признаки
предметов, на которые ребенок обращал внимание, позволяют формировать в
его памяти образ предметов.
« Что изменилось?»
Цель: развивать зрительную память и внимание.
Вариант 1:
Задание: попросить ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать их.
Затем
эту картинку закрыть, предложить другую, и спросить, нет ли на ней
предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало?
Какие предметы появились вновь?
Вариант 2:
Задание:
попросить ребенка внимательно посмотреть на рисунок, на котором
изображено 5 предметов. Затем рисунок закрыть и предложить ребенку
новый, на котором уже 7 предметов. Спросить его, нет ли здесь предметов,
которые были на первой картинке? Какие предметы появились вновь?
«Бусы»
Цель: развивать зрительную память, восприятие, внимание.
Задание:
попросить ребенка внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур
сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем
нарисовать такие же бусы на листе бумаги.
Литература:
1.Л.С.Симонова «Память. Дети 5-7 лет» — Ярославль, 2000
2. Ж. Шквыря «Развиваем память» — М.:2008
3. И.А. Девина, Т.А. Никитина «Развиваем память» (4-6) М.:2001
4. Н. Чичикова « Как подготовить дошкольника к школе» — М.,1999 г.
5. «Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам». Под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой – М., 1981 г.
Источник
Одной из разновидностей нарушений познавательной деятельности является задержка психического развития, которую характеризует снижение восприятия, внимания и памяти. При правильно подобранной коррекционной работе, ЗПР компенсируется в период взросления ребенка.
Особенности памяти ЗПР
У детей с диагностированной задержкой развития ЦНС отмечаются специфические особенности памяти, а именно, ограниченный объем долговременной и оперативной памяти. Как следствие – сниженная способность воспринимать, запоминать и пользоваться полученной информацией. Ребенок не полностью воспринимает информационный поток и после прослушивания не может повторить и 25%.
Стоит отметить, что графическая информация запоминается намного лучше, чем словесная. В процессе исследований педиатры и психологи пришли к выводу, что разные техники запоминания значительно улучшают мнемонические способности у пациентов с диагнозом ЗПР.
Статья в тему: Внимание у детей с ЗПР
Развитие памяти у детей с ЗПР
Различают 4 разновидности памяти:
- двигательную;
- эмоциональную;
- словесно-логическую;
- образную.
А вот процессов памяти существует только 3, и к ним относятся:
- запоминание;
- сохранение;
- воспроизведение.
В дошкольном возрасте хорошо работает зрительная память, внимание детей привлекают яркие, нестандартные предметы.
Произвольная память проявляется в начальных классах, что объясняется необходимостью запомнить большое количество новой информации.
В возрасте от 3 до 6 лет наблюдается активный период развития памяти, поэтому предельно важно подобрать максимально эффективные занятия и упражнения при работе с детьми с ЗПР.
Статья в тему: Эмоционально волевая сфера ребенка с ЗПР
Зрительная память у детей с ЗПР
В большинстве случаев при диагнозе ЗПР дети очень сложно воспринимают звуковую информацию, они ее не запоминают и не могут воспользоваться. В таких случаях детей учат сопоставлять звуки и изображения. Вся информация, которую ребенку необходимо запомнить, и проговаривается, и демонстрируется в виде изображения.
Хорошо работают игры с пазлами, конструктором, пластилином, красками, палочками для счетов, магнитные азбуки. При этом многие задания должны развивать мелкую моторику рук.
Произвольная память у детей с ЗПР
Произвольная память начинает срабатывать в раннем школьном возрасте, когда для того чтобы что-то запомнить, ставится определенная цель и задача: выучить, осознать. Интенсивность и скорость произвольной памяти будет напрямую зависеть от внимания, а также состояния слухового и зрительного восприятия.
Педиатры, логопеды и детские психологи настаивают на том, чтобы с раннего возраста у ребенка развивались навыки речи, концентрации внимания, восприятия информации на слух и зрительно. Все эти навыки в совокупности будут способствовать развитию всех видов памяти.
Зрительная память у дошкольников с ЗПР
У дошкольников с ЗПР память занимает доминирующую роль в развитии, так как именно в возрасте 4-6 лет ребенок активно познает окружающий мир. Рекомендуется подключать в данный период изучение загадок, песенок, считалок, небольших стихотворений. Намного проще ребенку будет запоминать информацию в виде ярких и необычных изображений и схем.
У дошкольников память непроизвольная, так как происходит запоминание без конкретной цели.
Совет: помогают развивать зрительную память периодические изменения в интерьере детской комнаты.
Диагностика памяти детей с ЗПР
В процессе диагностики памяти у детей с ЗПР проводится целый ряд тестов, который определяет процент слухового и зрительного восприятия информации, запоминания и воспроизведения в нужный момент.
Для определения уровня слуховой памяти проводится тест под названием «10 слов». В спокойной обстановке ребенку зачитывается ряд произвольных 10 слов. Если после первого прочтения у ребенка получится повторить половину слов – слуховая механика памяти находится в рамках нормы.
Для определения уровня зрительной памяти проводится тест по методике Векслера, разработанной в 1945 году. Перед ребенком размещается 4 картинки с геометрическими фигурами, каждая из которых изучается в течение 10 секунд. Задача: по памяти восстановить на листе бумаги все изображения. За каждую картинку предусматривается определенное количество баллов — от 3 до 14. Средние показатели и выше являются нормой.
Для определения состояния образной памяти ребенку предлагается лист бумаги, на котором в ячейках таблицы размещены 12 простых образов. В течение 30 секунд ребенок изучает картинки и их положение, а потом пытается схематически изобразить все по памяти. Нормой считается повтор 8 и больше изображений, из которых как минимум 6 будут стоять на своем месте.
Статья в тему: Критерии оценивания детей с ЗПР
Упражнения для развития памяти у детей с ЗПР
«Квадрат»
Цель: развивать кратковременную память.
Ход упражнения: подготовьте пять карточек размером 20×20 см, разделенных на квадраты 5×5 см, один из которых заштрихован (на разных карточках заштрихованы разные квадраты). Каждая карточка демонстрируется ученику в течение 10 с. После завершения показа ученик отмечает на листах, эквивалентных продемонстрированным, места заштрихованных квадратов.
«Пара»
Цель: развивать кратковременную вербально-зрительную память.
Ход упражнения: сложите 10 пар слов (2 — 3 серии). Одно слово из пары является известным детям, а другое — нет. Дайте задание выучить пары. Далее называйте первое слово, а ребенок должен воспроизвести второе
«Ряд — 1»
Цель: развивать кратковременную вербально-слуховую память.
Ход упражнения: выпишите термины, которые вы будете изучать в курсе вашего предмета в течение следующей темы (месяца, семестра). Составьте первые 3 ряда по 10 слов в каждом. Зачитайте первый ряд со скоростью 1 слово за 1-2 с. Дайте задание письменно воспроизвести их за 20-40 с. Проведите эти же действия со вторым и третьим рядом с двухминутным перерывом между ними.
«Ряд — 2»
Ход упражнения: выпишите термины, которые вы будете изучать в курсе вашего предмета в течение следующей теме (месяца, семестра). Составьте из них два ряда (с различным размещением одних и тех же слов) по 10 слов в каждом. Зачитайте первый ряд со скоростью 1 слово в 1-2с . Через несколько секунд зачитайте второй ряд и попросите воспроизвести в первоначальном порядке.
«Срок»
Ход упражнения: запишите на одинаковых карточках 7 терминов (формул, определений и т.д.) следующей темы по одному на карточке. Разложите их, дайте ученику задание запомнить, в каком порядке они расположены. Через 10 с. перемешайте карточки и попросите ученика воспроизвести порядок размещения.
«Кто больше»?
Ход упражнения: попросите учеников открыть учебник на странице, где находится словарь. Предложите один раз прочитать определенное определение и закрыть учебник. Устройте конкурс на самый длинный дословно воспроизведенный отрывок определения, который запомнил ученик.
«Купи в магазине»
Для игры понадобится 10 — 15 игрушек или предметов, ученики хорошо знают. Желательно, чтобы они были небольшого размера. Разложите заранее все предметы «на прилавке магазина», но так, чтобы их не было видно, когда вы даете задания. После того как ученик «вернулся из магазина», он называет, что принес. Игру можно проводить с несколькими учениками одновременно (например, в группах по 4 — 5 человек), но при этом следует увеличивать количество предметов в «магазине».
Развитие памяти у детей с ЗПР: отзывы
Отзывы взяты с сайтов: https://www.woman.ru/kids/deti-ot-goda-do-3-let/thread/4727858/,https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/460056965/,https://deti.mail.ru/forum/klubnyj_blok/klub_roditelej_osobyh_detej/detki_s_zpr_zprr_zpmr/
Положительные | Отрицательные |
Чем больше будете проявлять заботы, любви, внимания своему ребенку, тем результаты занятий будут эффективнее – это проверено уже не раз. Все занятия проводятся на полном позитиве, никакого раздражения со стороны родителей не должно быть, и если уж что-то и не получается, поддержите своего кроху, не убивайте мотивацию. (Алина) | Плохо, что основная часть работы все-таки перекладывается на родителей, точнее на мам. В нашем городе, например, нет ни единого центра, где бы могли оказать профессиональную помощь в коррекции поведенческих особенностей детей. (Лиля) |
Мы свой первый стих выучили во втором классе, до этого было очень трудно даже с просьбами, доченька просто забывала, что ее просили буквально через минуту. Да, иногда просто руки опускались и хотелось все оставить как есть, но смотря на ее старания понимаешь, нет, все обязательно получится. Родители берите себя в руки и тренируйте своим деткам память, все реально, даже если случай очень тяжелый. (Ира) | Сколько бы не тренировали память, наверное, не каждый случай подлежит коррекции, так как сколько бы мы не старались, даже счет до 10 освоить не можем, зато, как зовут всех родственников мы знаем (странный парадокс). И что главное, курсы коррекции проходим у специалистов. |
Нам никак не поддавались падежи (обо всех в третьем лице), сказку помнила, что нравится, а вот героев назвать не могла, запоминались только небольшие фрагменты: как делают животные, цвета, цифры не более. Мы начинали с тренировки кратковременной образной памяти, потом переходили на долговременную, слуховую и т.д. На каждый вид памяти мы тратили как минимум 3 месяца, прорабатывали каждое занятие и все в игровой форме, так как сидеть на одном месте и рисовать или рассматривать рисунки – это не для нас. Даже на кухне со мной готовила и проговаривала ингредиенты отдельных блюд. Вот в этом году идем в школу и верю, что образовательный процесс нам будет теперь даваться легче. (Виталина) | |
Хорошо память развивается, если правильно организовать пространство в детской. Я часто развешивала плакаты, каждый день читала стихотворные сказки Корнея Чуковского (через год сын сам мне их рассказывал), пока был в садике, меняла в комнате что-то местами или убирала, а потом спрашивала, что изменилось – это вошло в привычку и внимание тренировалось активнее, так как он реально старался запомнить. У каждого свои методы. Ищите идеальный для вас, удачи. (Мира) | |
Нам уже 20 лет, с памятью все сложно, он помнит хорошо только ту информацию, которую освоил до 6 лет, все остальное просто вылетает из головы. Вот не знаю как, но нам получилось в дошкольный период заложить информацию в долговременную память. Так что девочки, тренируйте память своих деток до 6 лет активнее. (Мария Ивановна) |
Вывод
Развитие памяти у дошкольников при ЗПР – это комплекс упражнений, направленных на развитие способностей воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию. Упражнения подбираются в индивидуальном порядке и направлены на развитие зрительной, слуховой, произвольной/непроизвольной, кратковременной и долговременной памяти. Развитие памяти – это одно из основных направлений коррекционных работ у детей с ЗПР.
Видео — развитие зрительной памяти ребенка
Источник