Развитие памяти у ребенка с дизартрией
Автор: Ромашова Лариса Анатольевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МАДОУ города Калининграда детский сад №132
Населённый пункт: Калининградская область
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: «Дети с дизартрией: особенности психоречевого развития.»
Дата публикации: 26.08.2018
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
Дети с дизартрией: особенности психоречевого развития
Дети
с дизартрией —
особая
категория
дошкольников
и нуждаются
в повышенном
внимании.
Расстройство
речи
накладывает
отпечаток
на формирование
познавательной
деятельности,
тормозит
развитие
коммуникативных
навыков
и может
отразиться
на психическом
здоровье
в целом.
Педагогов и родителей часто беспокоит, что дети с дизартрией хуже
других запоминают стихи, с трудом усваивают цвета, геометрические формы
и математический счет, медленно обучаются чтению и письму.
Дизартрия —
это
речедвигательное
расстройство,
при
котором
нарушена звукопроизносительная сторона речи, характерна недостаточность
иннервации
речевой
мускулатуры,
которая
возникает
вследствие
невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Дизартрия имеет разные степени выраженности: легкую («стертую»),
среднюю
и тяжелую
(анартрию)
и проявляется
в целом
комплексе
нарушенных речевых и неречевых компонентов:
звукопроизношения;
артикуляционной моторики;
речевого дыхания и голосообразования;
просодики
(мелодико-интонационной
и темпо-ритмической
стороны речи);
общей и мелкой моторики;
высших психических функций (восприятия, внимания, памяти,
мышления);
эмоционально-волевой сферы и поведения.
Одно
из распространенных
речевых
нарушений
среди
детей
дошкольного возраста — стертая дизартрия
По статистике, стертые дизартрии часто встречаются у детей с общим
недоразвитием
речи
(50–80%);
у д е т е й
с фонетико-фонематическим
недоразвитием
речи —
в 30–40%
случаев;
у 10%
детей
диагностируется
первичный
диагноз
«сложная
дислалия»
в результате
комплексного
обследования.
В анамнезе
этих
детей
можно
выявить
перинатальную
энцефалопатию
(ПЭП),
хроническую
гипоксию,
минимальную
мозговую
дисфункцию (ММД) и другие неврологические патологии различной степени
выраженности.
Рассмотрим подробнее особенности детей со стертой дизартрией.
Речевая симптоматика
У д о ш к о л ь н и к о в
с д и з а р т р и е й
с м а з а н н о е
и нечеткое
звукопроизношение,
можно
наблюдать
фонационные
и просодические
расстройства речи, нарушено речевое дыхание.
Звукопроизношение.
Недостатки
звукопроизносительной
стороны
речи
выражены
в многочисленных
искажениях,
смешениях,
заменах
и пропусках
звуков.
Наиболее
распространенные
нарушения:
дефект
произношения свистящих и шипящих звуков, а также недостатки сонорных
[л], [р], [р’].
Ра с с т ройс т ва
звукопроизноше ния
от рицат е льно
в л и я ю т
на формирование
фонематической
и лексико-грамматической
сторон
речи,
затрудняют
процесс
школьного
обучения
детей
и вызывают
вторичные
недостатки письма и чтения.
Интонационно-выразительная
окраска
речи.
У детей-дизартриков
снижена
интонационно-выразительная
окраска
речи,
может
наблюдаться
носовой
или
хриплый
оттенок
голоса,
отсутствует
мелодичность
и выразительность
речи.
Так,
дети
испытывают
трудности
при
передаче
голосом
различных
эмоциональных
состояний
людей
(печаль,
испуг,
усталость,
удивление),
особенностей
характера
животных
и сказочных
персонажей (сердитый волк, хитрая лиса). При этом тембр голоса тесным
о б р а з ом
с в я з а н
с эмоциональным
состоянием
ребенка:
у детей
с преобладанием процесса торможения голос тихий, слабый, истощающийся,
немодулированный. У детей с преобладанием процесса возбуждения голос
громкий, резкий, крикливый, срывающийся на фальцет.
Речевое дыхание. Вследствие недостаточности речевого дыхания речь
детей приобретает захлебывающий характер. Например, декламируя стихи
или повествуя о чем-то, они делают вдох в середине фразы, что превращает
их высказывание в речь «на бегу».
Темп речи. Еще одна характерная черта стертой дизартрии — нарушен
темп
речи.
У одних
детей
он ускоренный,
у других —
замедленный.
Недостатки
темпо-ритмической
стороны
речи
видны
при
отраженном
проговаривании
за взрослым
чистоговорок
в ускоренном
ритме
и при
воспроизведении
ритмических
рисунков
путем
отхлопывания
или
отстукивания
карандашом
по столу.
Дети
не владеют
быстрым,
четким
проговариванием и совершают многочисленные ошибки в ритмах.
Неречевая симптоматика
Дети-дизартики имеют недостатки в артикуляционной моторике, общей
моторике и мелкой моторике рук.
Артикуляционная
моторика.
Дети
с дизартрией
медленнее
других
пережевывают
твердую
пищу,
оставляют
недоеденными
хлебные
корки
и комок
пищи
за щекой.
При
специальном
логопедическом
обследовании
выявляются следующие нарушения двигательных функций артикуляционного
аппарата: недостаточный объем и амплитуда движений языка (упражнения
«качели»
и «маятник»),
трудности
в вытягивании
и растягивании
губ
(упражнения «хоботок» и «улыбка»), быстрая истощаемость и беспокойство
языка
при
попытке
удержания
его
в заданном
положении
(«иголочка»,
«лопата»),
трудности
в удержании
широко
раскрытого
рта
на счет
до 10.
Данные
недостатки
артикуляционной
моторики
могут
сопровождаться
гиперсаливацией
(повышенным
слюнотечением),
тремором
(дрожанием)
и цианозом
(посинением)
кончика
языка.
Все
описанные
проявления
обусловлены
нарушением
иннервации
органов
артикуляции
вследствие
неврологической патологии в анамнезе.
Общая
моторика.
Несмотря
на то, что
у детей
с легкой
степенью
дизартрии
не наблюдается
выраженных
параличей
и парезов,
их общая
моторика
отличается
неловкостью
и недостаточной координированностью,
они
отстают
от сверстников
в ловкости
и точности
движений,
их мышцы
быстро утомляются при функциональных нагрузках.
При
специальном
обследовании
можно
выявить
недостатки
статической
и динамической
координации
движений,
двигательную
диспракию
(нарушение
произвольных
движений)
и атаксию
(нарушение
равновесия). Это проявляется в следующем:
неустойчивость
при
стоянии
на одной
ноге,
особенно
с закрытыми глазами (упражнение «Аист»), а также при прыжках на одной
или даже двух ногах;
затруднения
при
ходьбе
по «мостику»,
расчерченной
мелом
дорожке, а также по спортивной скамейке;
неловкость при подбрасывании или ловле мяча при броске;
трудности при подражании или имитации движений (как идет
солдат, летит птица, режут хлеб).
На занятиях по физкультуре и музыкальных занятиях дети с дизартрией
отстают в темпе, ритме движений, при переключении с одного движения
на другое.
Особенно
заметна
моторная
несостоятельность
на занятиях
по физкультуре и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме
движений, а также при переключении с одного движения на другое.
В основе всех вышеперечисленных двигательных расстройств лежат
органические
нарушения
центральной
нервной
системы,
проявляющиеся
в форме
легких
парезов,
изменениях
тонуса
мышц,
гиперкинезов
и патологических
рефлексов,
что
является
одним
из проявлений
ММД
и другой неврологической патологии.
Мелкая моторика рук. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом
овладевают
навыками
самообслуживания:
не могут
застегнуть
пуговицу,
развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию они плохо держат карандаш
и не любят рисовать, их руки часто напряжены. Особенно заметна моторная
неловкость
рук
на занятиях
по аппликации
и с пластилином,
при
этом
прослеживаются
еще
и трудности
пространственного
расположения
элементов.
Нарушение
тонких
дифференцированных
движений
руками
проявляется
при
выполнении
проб-тестов
пальцевой
гимнастики.
Дети
затрудняются по подражанию выполнять различные движения: «замок» —
сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «пальцы рук здороваются» —
поочередно
соединять
одноименные
пальцы
обеих
рук;
«колечки» —
поочередно соединять большой палец со всеми остальными на одной руке;
пробу А.Н. Корнева «кулак — ладонь — ребро».
Впоследствии
дети
в школе
испытывают
трудности
в овладении
графическими навыками: «зеркальное письмо», замена букв при письме,
пропуски гласных и окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма.
Особенности речедвигательного развития детей с дизартрией влияют
на их п с и х и ч е с ко е
зд о р о в ь е
и вторично
вызывают
н а ру ш е н и я
в познавательной сфере и эмоционально-личностного развития.
Особенности психического развития
Внимание. У детей с дизартрией особенности психического развития
проявляются
в недостаточной
устойчивости
и концентрации
внимания,
в ограниченных
возможностях
его
распределения.
Дошкольники
быстро
теряют интерес к занятию и чтению книг, часто отвлекаются от выполняемых
заданий, затрудняются в сравнении и поиске отличий двух похожих картин.
Наблюдается синдром дефицита внимания. Всему виной — ослабленность
и повышенная истощаемость нервной системы ребенка.
Память. При относительно сохранной смысловой и логической памяти
у детей
снижена
вербальная
(речевая)
память,
страдает
продуктивность
и объем
запоминания.
Они
забывают
сложные
инструкции,
элементы
и последовательность
заданий,
с трудом
могут
повторить
за взрослым
предложение
из 4–6
слов,
испытывают
проблемы
при
заучивании
стихотворений и при счете.
Восприятие.
Недостатки
восприятия
проявляются
в трудностях
усвоения величины и формы предметов: дизартрики плохо дифференцируют
похожие фигуры — круг и овал, квадрат и прямоугольник; путают широкий
и узкий, длинный и короткий предметы. Дети не могут сложить из частей
целое,
например,
собрать
разрезанную
картинку
или
выполнить
конструирование по образцу.
Мышление.
Связь
между
речевыми
нарушениями
и другими
сторонами
психического
развития
обусловливает
специфические
особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для
овладения
мыслительными
операциями,
доступными
их возрасту,
дети
отстают
в развитии
словесно-логического
мышления,
без
специального
обучения
с трудом
овладевают
анализом
и синтезом,
сравнением
и обобщением. Дети затрудняются в установлении причинно-следственных
связей, плохо овладевают количественным счетом и счетными операциями,
путают понятия «больше», «меньше».
Особенности речевого дефекта детей с дизартрией влияют на развитие
пространственно-временных
представлений,
им трудно
усвоить
признаки
и последовательность
частей
суток
и времен
года,
а также
некоторых
пространственных
понятий
(«спереди»,
«около»,
«между»).
У детей
затруднена дифференциация правой и левой стороны тела, что впоследствии
отражается на формировании навыков письма.
Эмоционально-волевая
сфера
и поведение.
Дизартрики
имеют
разнообразные
расстройства
эмоционально-волевой
сферы
и поведения.
У одних
детей
они
проявляются
в виде
повышенной
эмоциональной
возбудимости, раздражительности, двигательной гиперактивности, у других —
в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям
настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так,
начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная
эмоциональная
возбудимость
нередко
сочетается
с плаксивостью,
раздражительностью
и капризностью,
которые
усиливаются
в новой
для
ребенка обстановке и при утомлении. Для детей с дизартрией характерна
незрелость мотивационно-потребностной сферы.
Вследствие
речевого
дефекта
дети
затрудняются
в установлении
контактов
со сверстниками,
испытывают
проблемы
при
общении
с ними
и взрослыми.
Иногда
родители
и педагоги
сталкиваются
с нарушениями
поведения,
которые
проявляются
в виде
агрессии
и реакции
протеста
по отношению
к окружающим.
Перечисленные
недостатки
говорят
об особенностях
нервно-психического
здоровья
детей
с дизартрией
и требуют пристального внимания специалистов.
Для
дифференциальной
диагностики
всех
расстройств
ребенка
с дизартрией
необходимо
провести
комплексное
психолого-медико-
педагогическое исследование:
изучить, провести анализ медико-педагогической документации
ребенка, данных его анамнеза и раннего психофизического развития;
изучить
состояние
моторики,
высших
психических
функций,
уровень познавательного и эмоционально-личностного развития.
Система
психолого-педагогического
сопровождения
детей
с дизартрией
обязательно
включает
логопедическую
работу,
медицинскую
и психолого-педагогическую
помощь.
Такие
дети
нуждаются
в коррекции
недостатков
психоречевого
развития,
эмоционально-личностной и двигательной сфер.
Источник
Методические рекомендации по формированию процессов памяти у дошкольников с дизартрией при ДЦП
Проведенное исследование показало, что у детей с дизартрией при ДЦП наблюдается снижение зрительной, слухоречевой и ассоциативной памяти, что требует проведения коррекционно – развивающей работы.
В процессе работы над развитием памяти следует использовать задания, направленные:
1) на развитие процессов узнавания;
2) на развитие процессов воспроизведения;
3) на развитие избирательности памяти.
Цель коррекционно-развивающей работы: добиться улучшения показателей памяти с помощью специальных игр и упражнений.
Задачи:
- Развитие различных видов памяти: произвольной и непроизвольной; зрительной, слухоречевой, ассоциативной.
- Развитие и других познавательных процессов, без которых невозможно развитие памяти: восприятия, внимания, воображения, наглядно-образного мышления, логического мышления, а также классификации и группировки.
- Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка
Системы игр и упражнений составлены с опорой на работы
О.В. Трошина, Е. В. Жулина, А.В. Семенович, А.Ф. Ануфриева.
1) Развитие кратковременной зрительной памяти
Упражнение «По порядку становись!»
Логопед предлагает ребенку разложить буквы, цифры, фигуры в указанной последовательности по памяти, а при затруднении — по образцу. Начать можно с чередования палочек по цвету: синяя, красная, желтая и т.д.
Упражнение «Конструирование фигур»
Логопед предлагает ребенку рассмотреть фигуру на рисунке, а затем выложить точно такую же из счетных палочек по памяти, а при затруднении — по образцу.
Дидактическая игра «Чего не стало?»
На столе раскладывается 3-6 любых предметов или тематических картинок, которые ребенок должен запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, и логопед убирает один предмет или картинку. Ребенок называет, чего не стало.
Игра постепенно усложняется — убираются или заменяются другими 2-3 предмета или картинки.
Дидактическая игра «Что изменилось»
На доске закрепляется плакат с геометрическими фигурами. Ряд фигур закрывается рамкой с окошком, в котором видна только одна фигура.
Логопед:
— Посмотрите на первую фигуру. Как называется эта геометрическая фигура? А какого она цвета? А теперь посмотрите на следующую фигуру (рамка перемещается правее). Чем она отличается от предыдущей? Что изменилось (форма, цвет, размер)? А что изменилось в третьей фигуре?
Дидактическая игра «Найди сходство и различие»
Ребенку предъявляют какую-либо сюжетную картинку, содержание которой ребенок должен детально изучить и потом воспроизвести в памяти. Затем предъявляют схожую картинку, в которой недостает каких-то деталей или, напротив.
Упражнение «Бордюр»
По заданному образцу ребенок должен воспроизвести в тетради в клетку узоры-«бордюры» по памяти, а при затруднении — с опорой на образец.
2)Развитие слухоречевой памяти
Дидактическая игра «Восстанови пропущенное слово».
Ребенку зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Он должен назвать пропущенное слово. Вариантом задания может быть при повторном прочтении замена одного слова другим (из одного семантического поля, например, корова — теленок; близким по звучанию, например, стол — стон); Ребенок должен найти ошибку.
Дидактическая игра «Рыба, птица, зверь».
Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица…» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать, в данном случае, птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — Р. выбывает из игры; названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель и имя.
Дидактическая игра «Повтори и продолжи».
Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Вариантами игры могут быть составление рядов из слов одной обобщающей группы (например, ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); определений к существительному (например, «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый, полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный и т.д.). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.
- Развитие ассоциативной памяти
Упражнение «Пиктограмма».
Ребенку читается текст. Для того, чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.
Упражнение «Придумай, как запомнить слова».
Ребенку следует объяснить, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов. После чего следует предложить ребенку запомнить набор слов, используя этот принцип :
— роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко;
— машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.
Упражнение «Стенограф»
Для этого задания потребуются соответствующие картинки, лист бумаги и карандаш. Ребенку читается небольшой рассказ в течение 1-2 минут. Во это время он должен отмечать:
а) «события» (действия) карточками с картинками подбирая и выкладывая их, следуя за ходом рассказа;
б) каждое предложение чертой (например, «Падал снег».). а затем указывать количество предложений в рассказе;
в) каждое слово одним штрихом и затем указывать количество слов в рассказе.
Упражнение «Зашифруй предложение».
Для запоминания даются короткие завершенные высказывания, например: «Волк выбежал из леса», «Дети играли во дворе» и т.д.
Ребенка нужно попросить «зашифровать» предложение с помощью условных изображений так, чтобы запомнить его (например, пасть волка + ёлка + стрелка и т.п.). В течение одного занятия рекомендуется давать для запоминания не более 2-3-х фраз.
Источник