Развитие памяти у ребенка 6 лет программы

Развитие памяти у ребенка 6 лет программы thumbnail

Развитие памяти у детей 6 лет

Как развивать память у ребёнка? Как развивать внимание у ребёнка? На все эти вопросы вы найдет ответы в данной статье.

Развитие памяти у ребёнка

Память является одной из основных способностей человека и одним из необходимых условий развития интеллекта. Выделяют три типа памяти:

1) наглядно-образную память — помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов;

2) словесно-логическую — преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины;

3) эмоциональную — лучше всего сохраняются пережитые чувства.

Кроме этого существует разделение памяти на два вида: кратковременную (материал запоминается быстро, но ненадолго) и долговременную.

Следует помнить, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понято. Это означает, что механический способ запоминания хуже, чем осмысленное запоминание.

Люди различаются и тем, какой материал они лучше всего запоминают: бывает память зрительная, слуховая и двигательная (память на движения).

Для каждого возраста характерны свои особенности памяти. В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память (когда человек прилагает усилия (волю) для запоминания или припоминания). Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти возникает и развивается словесно-логическая память.

Развивать память помогают заучивание стихов или сказок и рассказы об увиденном во время прогулок.

Как развивать внимание у ребенка

Рассмотрим определение внимания и рассмотри основные виды внимания.

Внимание — это форма организации познавательной деятельности. Выделяют три основных вида внимания:

1) непроизвольное — возникает как бы само собой, без усилия воли;

2) произвольное — требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо;

3) послепроизвольное — возникает в процессе обучения или работы как интерес, увлеченность, вдохновение, снимающие волевое напряжение.

Одно из важных качеств внимания — устойчивость. Это способность сохранять долгое время сосредоточенность на одном виде деятельности.

Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. В основном внимание является непроизвольным и остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам.

Психологи говорят, что для формирования произвольного внимания ребенка нужно просить его рассуждать вслух.

Игры для развития памяти и внимания детей

Мы ходили в зоопарк

◈ Эту игру можно проводить с группой детей.

◈ Первый игрок начинает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра».

◈ Продолжает второй участник игры: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона».

◈ Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка.

◈ Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей.

Вспомни, как было

Необходимый инвентарь: различные учебные принадлежности, кукла, мягкая игрушка.

◈ Расскажите ребенку историю: «Кукла Лена села за стол делать уроки. Она положила перед собой тетрадь, справа от тетради — ручку, рядом с ручкой — карандаш. Слева от тетради лежит учебник, выше него — счетные палочки. Все было разложено очень аккуратно и удобно. Но прибежал маленький бестолковый щенок и раскидал все учебные принадлежности».

◈ Попросите ребенка все собрать и разложить на свои места. Раскладывая, малыш комментирует свои действия: «Тетрадь лежала в центре стола, ручка — справа от тетради» и т. д.

Запомни и нарисуй

Необходимый инвентарь: картинки, бумага, карандаши.

Вариант 1

◈ Покажите ребенку картинку с несложным изображением. Уберите рисунок и попросите малыша воспроизвести то, что он видел на бумаге.

Вариант 2

◈ Покажите ребенку картинку с недостающими деталями. Убрав картинку, попросите нарисовать то, чего не хватало на картинке, например, на картинке изображена машина без колеса. Ребенок должен вспомнить и нарисовать колесо на отдельном листе бумаги.

Я тоже

◈ Расскажите ребенку какую-нибудь историю. В определенных местах рассказа делайте паузу и хлопайте в ладоши. По этому сигналу малыш должен вставить: «Я тоже», но только в том случае, если действие, о котором идет речь, может выполнить человек. В другом случае ребенок должен промолчать.

◈ Пример рассказа:

— Однажды девочка Лена пошла на речку.

— Я тоже.

— По дороге она встретила собаку и позвала ее с собой.

— Я тоже.

— Собаке было весело. Она бежала и виляла хвостом. (Молчит.)

— Подошли они к реке.

— Я тоже.

— Вдруг темная туча заслонила солнце. (Молчит.)

— Загремел гром. (Молчит.)

— Застучали капли дождя. (Молчит.)

— Девочка спряталась под тентом.

— Я тоже.

— А собака залезла в кусты.

Читайте также:  Пособия для развития памяти у ребенка 5 лет

— Я тоже.

— Вскоре дождь кончился. (Молчит.)

— Девочка искупалась в реке.

— Я тоже.

— Подозвала собаку.

— Я тоже.

— И они побежали домой.

— Я тоже.

Съедобное-несъедобное

Игра способствует развитию внимания, знакомит с признаками предметов

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Правила игры: вы кидаете ребенку мяч, называя какой-нибудь предмет. Ребенок должен поймать мяч, если названо съедобное, и отбить мяч обратно, если вы назвали несъедобное.

◈ Можно играть детским коллективом и кидать мяч по кругу.

Кто наблюдательнее?

Игра способствует развитию внимания и восприятия

◈ Правила игры: по очереди называйте предметы с каким-нибудь признаком, например все круглое (сладкое, желтое). Предметы повторять нельзя.

◈ Играть можно большим коллективом. В этом случае тот, кто не вспомнил слово, выбывает из игры.

Кто летает?

Игра способствует развитию внимания, мышления

◈ Правила игры: вы перечисляете различные предметы — одушевленные и неодушевленные. При упоминании летающего объекта вы машете руками, как крыльями.

◈ Ребенок повторяет ваши действия, но при этом он должен быть предельно внимательным, потому что правила игры предписывают вам часто ошибаться и имитировать взмахи крыльями, чтобы сбить его с толку.

Лабиринты и ходилки

Игры способствуют развитию устойчивости внимания

◈ Можно нарисовать самим или купить в магазине готовые. Ходилку, в которой каждый игрок должен добраться до цели, можно нарисовать на обычном альбомном листе.

◈ Для этой игры вам понадобятся фишки (подойдут разные пуговицы) и кубик. Придумайте и обозначьте на дороге к цели различные препятствия, бонусы и задания. Оговорите правила, поставьте фишки на начало игры и ходите, кидая кубик по очереди.

Прогулка в картинках

Игра способствует развитию внимания, восприятия, воображения, памяти.

Необходимый инвентарь: альбом или бумага, цветные карандаши или фломастеры.

◈ Попросите ребенка нарисовать то, что он видел на прогулке. Не помогайте ему рисовать, можно задавать наводящие вопросы, думать вместе… Он обязательно нарисует то, что произвело на него впечатление.

Нарисуй узор

Развивает зрительную память, внимание, мелкую моторику рук

Необходимый инвентарь: картинки с узорами, чистая бумага, ручка или карандаши.

◈ Попросите ребенка посмотреть на нарисованный узор и повторить его на чистом листе бумаги по памяти.

Найди пару

Игра способствует развитию внимания, восприятия, умения сравнивать

Необходимый инвентарь: игрушки (парой), картинки из специальных наборов.

◈ Попросите ребенка посмотреть и найти подходящую пару. Обязательно спросите, почему он так или иначе составил пары.

Найди отличия

Игра способствует развитию внимания, восприятия, умения сравнивать

Необходимый инвентарь: игрушки (парой), картинки из специальных наборов.

◈ Попросите ребенка посмотреть и найти отличия.

«Хлоп» или «топ»

Игра способствует развитию внимания

◈ Правила игры: вы называете различные предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если вы назовете животное, или топнуть ногой, если услышит слово «дом».

◈ Более сложный вариант: просите ребенка проделывать какое-либо действие (на ваше усмотрение), если вы назвали предмет, который может быть красного цвета (тонет в воде, не намокает и т. п.).

Будь внимателен!

Игра способствует развитию внимания, навыков самоконтроля

◈ Договоритесь с ребенком, что он повторяет слова, которые вы произносите. Но весь секрет в том, что слова определенной категории повторять нельзя (см. предыдущую игру). Например, нельзя повторять слова, обозначающие посуду.

Найди игрушку

Развивает внимание, умение находить по описанию, умение ориентироваться в пространстве

Необходимый инвентарь: любая игрушка.

◈ Задача ребенка — по описанию найти игрушку, находящуюся в комнате. Одновременно с описанием игрушки можно указать ее месторасположение (например: справа от ребенка).

Посмотри и запомни

◈ На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой-нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе.

◈ Для начала ребенок может просто проговорить, что изменилось. Затем предложите ребенку все предметы вернуть на свои места.

◈ Начинайте с небольшого количества предметов (например, с трех), постепенно увеличивая его.

◈ Меняйтесь ролями с ребенком — нет ничего лучше, чем пример любимой мамы. Родителям, кстати, эта игра тоже очень полезна.

Послушай и запомни

◈ Подберите пять пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча — дождь, ночь — луна, постель — сон. Предложите ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача малыша — вспомнить второе слово.

Читайте также:  Зарождение ребенка и его развитие

◈ Усложняя задание, увеличивайте количество пар.

◈ Обязательно меняйтесь ролями.

Рекомендуем посмотреть:

Способы совершенствования памяти у старших дошкольников

Игры для развития внимания детей

Психологические особенности развития ребёнка от 5 до 7 лет

Игры для развития воображения детей 6 лет

Игры на развитие логического мышления детей 6 лет

Источник

 https://sites.google.com/site/logopedskypenatalasergeevna/

Развиваем память, фантазию и воображение у ребенка.

 от 4 лет до 7 лет младшая группа

от 7 лет до 12 лет старшая группа

Периодичность
—   начать можно в любое время.

При соблюдении режима
проведения — 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 3 месяца.
Время проведения — 60 минут.

https://sites.google.com/site/logopedirina/home/pocemu-rebenok-ne-govorit-v-2-3-4-goda-5-6-let-priciny

Эйдетика – это
специальная методика, которая поможет малышу с легкостью запоминать большой
объем информации, а также правильно использовать свою память. Эйдетика для детей – это уникальная программа, целью которой является
развитие мышления и логики ребенка. Эйдетика
для детей 
– это уникальная
возможность развить в ребенке творчески потенциал.

Эйдетика для детей – ориентирована на активизацию скрытых творческих
способностей. Эйдетика для
детей 
– помогает детям не
быть шаблонными и стандартными. Эйдетика
для детей 
развивает память,
внимание, мышление и креативность у ребенка.

Цель:  развитие зрительной
и тактильной памяти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного
внимания; активизация ресурсов познавательных процессов;

развитие речи; стимулирование
инициативности; воспитание уверенности в себе, а также борьба
со страхом перед неизведанным; обнаружение и развитие способностей
малыша.
Формирование элементарных математических
представлений, знакомство с буквами.

Методы: Методы обучения, которые
предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они
соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию
обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка.
Он становится более работоспособным, лучше учится, его память
и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира
и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика
устойчивее. Результаты остаются на всю жизнь, для удержания навыка требуется
тренировка каждый день, или прохождение курса 2 раза в год.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН ЗАНЯТИЙ.

Тема
занятия

Цели и задачи
занятия

1. Путешествие  в мир ассоциаций.

  • диагностика  воображения и фантазии.
  • развивать
    внимание к окружающему миру.
  • развивать
    умение видеть во круг .
  • Учим стихотворения методом оживления образов

2. Путешествие на остров слов

  • Диагностика
    и развитие словарного запаса.
  • Диагностика
    слуховой памяти. (обьем, кратковременной и долговременной.)
  • Упражнения и игры на развитие речи

3. Путешествие на остров образов картинок.

  • Диагностика
    зрительной памяти
  • Развитие
    зрительной памяти, увеличение обьема воспринимаемой зрительной информации.
  • Метод последовательных ассоциаций
  • Упражнения на развитие внимания (концентрация,
    переключаемость)

4. Объемное восприятие – волшебники.

  • Диагностика
    восприятия
  • Развитие
    восприятия.
  • активизировать
    познавательные процессы
  • Игра со стихами с помощью метода невербальных ассоциаций
    (четверостишье)

5. Путешествие на материк «Счеты»

  • Метод Пиктограмм
  • Обучение  запоминанию большого объема цифр
  • Обучение
    запоминать даты, числа, телефоны.
  •  Игра с цифрами и числами

6. Путешествие на материк «Художников»

  • Развитие
    абстрактного мышления.
  • Развитие
    ощущений и контроль своего тела.
  • Диагностика
    тактильной памяти.
  • Метод последовательных ассоциаций (количество слов
    увеличивается)

7. Путешествие на материк «Дружбы»

  • Диагностика
    и обучение фотографической памяти.
  • Обучение
    навыкам запоминания лиц и имен
  • Упражнения на развитие фотопамяти.
  • Метод «Карманов»

8. Путешествие «Веселья»

  • Ознакомление
    с техникой забывать.
  • обобщить
    полученные знания
  • метод Цицерона

 9.
путешествие «Снайперы»

  • Диагностика
    внимания.
  • Упражнения и игры на развитие речи
  • Упражнения на развитие фотопамяти
  •  Упражнения на развитие внимания (устойчивость,
    наблюдательность)

Дополнения вносятся по мере освоения программы.

Развития и возрастным диапазоном

  • Интенсивный тренинг внимания.
  • Упражнения на развитие фотопамяти.
  • Тренировка внимания
  • Тактильная, осязательная память.
  • Метод невербальных ассоциаций
  • Метод последовательных ассоциаций
  • Метод Цицерона
  • Метод Пиктограмм
  • Метод «Карманов»
  • Учим стихотворения методом Пиктограмм
  • Запоминаем тексты с помощью комбинирования
    методов Пиктограмма и метод Цицерона
  • Повторяем таблицу умножения образно
  • Учим стихотворения методом оживления образов
  • Упражнения и игры на развитие речи
  • Упражнения на развитие фотопамяти
  • Запоминание иностранных слов методом
    фонетических ассоциаций
  • Правописание словарных слов русского языка
    легко и весело
  • Интенсивный тренинг развития воображения и
    образного мышления
  • Упражнения на развитие внимания (концентрация)
  • Упражнения на развитие внимания (наблюдательность,
    распределяемость)
  • Разминка БКЦ (буквенно-цифровой код)
  • Учим стихотворения методом Пиктограмм
  • Метод «Паутинка» или карты Бюьюзена
  • Учим стихотворения методом оживления образов
  • Запоминание текстов и стихотворений
    комбинированным методами «Паутинка» и «Метод Цицерона»

Диагностика: Диагностика
уровня развития проводится в начале программы. (стартовая диагностика), через 5
занятий (текущая диагностика) и в конце программы  (итоговая диагностика). 

Примерный план занятия:

Эйдетика предлагает простые и интересные
для малыша методики развития памяти, которые эффективны и не дают скучать даже
самым непоседливым детям.
1. Запоминаем слова
Самое простое для ребенка — составить из них
необычный рассказ, в котором слова следуют друг за другом. Например, даны
слова: ресницы, гусь, море, стул, велосипед. Попросите малыша придумать фантастическую
историю, которая наверняка ему отлично запомнится. Например: „Хлопая ресницами,
стоял гусь и глядел на море, по которому плыл стул, а на берегу, выброшенный
волной, лежал велосипед». Такой метод можно закрепить с помощью списка
вещей, которые кроха должен надеть перед выходом на улицу (комбинезон, свитер,
шапка, шарф, варежки, носки, сапоги). Другой вариант: попробуйте вместе с
карапузом придумать стишок. Проговаривая его, ребенок должен представлять
картинку и (желательно) последовательность предметов.
2. Запоминаем движения
Тут вам помогут любимые сказочные персонажи
малыша. Например, надо запомнить движения танца — шаг вправо, шаг влево, прыжок
на месте, хлопок в ладоши, поворот на месте. Пусть это будет Человек-Паук,
который уворачивается от ударов врага, отступая вправо, влево, потом
перепрыгивает через карниз, хлопком в ладоши пускает паутину и, повернувшись на
месте, убегает. Сначала придумывать эти истории придется вам, но скоро ребенок
и сам станет проявлять инициативу.
3. Запоминаем картинки или образы
Научите малыша превращать задуманное в рассказ.
Приготовьте карточки с изображениями животных, предметов обихода, природы. К
каждым 5-10 картинкам нужно придумать рассказ на тему путешествия, спорта,
учебы или дружбы. Развитие памяти и внимания в будущем поможет ребенку быстро
выучить буквы и слоги, складывать из них слова и запоминать их. Используя
ассоциации, малыш развивает способность быстро находить оригинальные решения и
генерировать оригинальные идеи. Система эйдетики учит детей запоминать без
зазубривания, стресса, взяв за основу ассоциации и запоминающиеся особенности
предметов. Например, нужно запомнить слово boy (мальчик). Можно придумать рифму
„идет с тобой» и нарисовать шагающего мальчика — эта картинка и фраза
точно отложатся в памяти ребенка.

Читайте также:  Грудное вскармливание тормозит развитие ребенка

Дети вообще хорошо запоминают то, что нарисовано.
Ведь это не придуманный, а реальный (пусть и на бумаге) образ. Поэтому так
часто метод ассоциативного рисунка применяется в заучивании стихотворений. Еще
бы, слушать стихи любят все дети, а вот повторить их может далеко не каждый. И
даже горя желанием выступить на новогоднем утреннике, многие малыши не в
состоянии выучить самое простое стихотворение. Слова не запоминаются, строчки
путаются, и неудача навсегда лишает ребенка желания выступать. Значит,
стихотворение нужно… нарисовать — последовательно и понятно. Какие-то слова
изобразить не получится, но это не страшно. Глядя на рисунок, кроха сможет
повторить стихотворение, а когда сделает это несколько раз, оно прочно засядет
у него в памяти.
Объемное восприятие
Можно сколько угодно знакомить ребенка с понятием
формы, показывая „круглый» шарик или „квадратный» кубик, для него это
будет скучным и неинтересным занятием. А ведь подключая его фантазию и
внимание, в игре можно добиться результатов гораздо быстрее и уж, конечно,
веселее.
4. Развивающая игра
„Что изменилось?» Поставьте на стол несколько
предметов, среди которых будут шарики, кубики, раскрытая книжка, карандаш,
кукла. Попросите ребенка назвать каждую вещь и постараться запомнить их. После
этого переставьте игрушки и накройте простыней или полотенцем. Задача малыша —
угадать, где какой предмет находится. А чтобы запомнить, что было на столе,
стоит опять же обратиться к методу рассказа — поверьте, фантазия ребенка не
знает границ, нужно только дать ему возможность ее использовать.
5.Открытия каждый день.
Система эйдетики — это игра, благодаря которой
ребенок быстро и легко запоминает слова, числа, стихи, а позже — даты, сложные
определения, иностранные языки. Важно постоянно возвращаться к этой игре —
гуляя, обращать внимание, что дерево похоже на семерку, в окошке спряталась
четверка, а бабочка, сложившая крылья, напоминает тройку. Как запомнить, какие
автобусы идут от метро до дома? Очень просто: 73 — дерево, на котором сидит
бабочка, и 28 — лебедь в очках.

Оценка
результатов:

Оценка качества усвоения материала
определяется на первом этапе  и на
последующих этапах, путем проведения промежуточных диагностических тестирований
и в конце курса определением обьем кратковременной памяти, обьем  долговременной памяти, обьем слуховой памяти,
обьем зрительной памяти, воображение, фантазия.  

Обеспечение
учебными материалами.

Программа обеспечена учебной литературой: пособия,
рабочие тетради, диагностические тесты, домашние задания.

Обучающимся,
предоставляется раздаточный материал в электронном виде.

Материал
необходимый для занятий:
 компьютер,
веб-камера, принтер, бумага А4, колонки. Стол, стул, тетрадь, карандаш.

Используемая  литература:

Лурия А.Р.
Маленькая книжка о большой памяти

Черемошкина Л. ВРазвитие
памяти детей

Матюгин И.Ю. Запоминание цифр

Матюгин
И.Ю Как научиться
забывать ненужное

Источник